Принцип Гюйгенса. Законы отражения и преломления света - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по физике в 8 классе по теме «Законы отражения света» 1 118.19kb.
«Законы отражения и преломления света». 11класс 1 84.77kb.
Лабораторная работа №1-vi. Определение показателя преломления стекла 1 319.13kb.
№14,18 Для определения показателя преломления гелия в интерферометре... 1 35.18kb.
Перечень контрольных вопросов к экзамену по физике для потоков гф 1 53.27kb.
Электродинамика: 38 часов Цель: Дать последовательную систему физических... 1 285.69kb.
Темы для изучения 1 64.56kb.
Изучение интерференции света 1 115.41kb.
Закон отражения света. Что такое обратимость луча? Что называется... 1 31.84kb.
Для того чтобы изучать 3 528.81kb.
Жизнь и творчество Альберта Эйнштейна 1 285.79kb.
Реваз габриадзе 5 1104.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Принцип Гюйгенса. Законы отражения и преломления света - страница №1/1

ГБОУ НПО ПУ-106

Разработка плана – конспекта учебного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)


Преподаватель: Спирина В. М.


Учебная дисциплина

Физика

Раздел

Электродинамика(104ч)

Глава

Световые волны (19)

Тема

Принцип Гюйгенса. Законы отражения и преломления света.

Программа

Свет как электромагнитные волны. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практическое применение. Оптические приборы.

Стандарт

Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Умение описывать и объяснять результаты экспериментов. Определять физический смысл показателя преломления вещества.

Тип занятия

Урок приобретения новых знаний.

Форма учебного занятия

Спаренное учебное занятие -90мин.

Технология

Развивающего обучения с использованием ИКТ .

Методы

Эвристический, исследовательский, проблемный, частично- поисковый, репродуктивный (на различных этапах учебного занятия).

Средства

Учебное оборудование к фронтальному эксперименту: плоскопараллельные пластинки, плоские зеркала, экраны с прорезью, фонарики, транспортиры, линейки, карандаши; инструкция ТБ, таблицы « Законы распространения света», «Оптические приборы».

Демонстрационный эксперимент: шайба оптическая.

Презентация учебного занятия, оценочные листы.

Диск ЦОР «Открытая физика1.1» под ред проф. МФТИ С.М. Козела, ООО»Физикон», 2001, (маршрут-оптика).

Мультимедийный проектор, компьютер, Flash-плеер, Ms Office (Power Point, Excel)

Комплект опорных конспектов ,учебник «Физика-11» Мякишев Г.Я., М. Пр., 2006.




Цель урока
1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


Знание понятий «оптика», свет, источник света, тепловые и люминесцентные источники света, луч - падающий, отраженный, преломлённый, световой пучок, отражение и его виды, преломление, показатель преломления, законы отражения и преломления света, волновые свойства света и опыты Герца;

-объяснять на основе волновой теории и принципа Гюйгенса отражение и преломление света;

-уметь измерять углы падения, отражения, применять закон отражения, преломления и прямолинейного распространения света к решению графических и расчетных задач;

-уметь графически изображать процесс отражения, преломления света, рассчитывать угол падения, отражения, преломления света;

- объяснять особенности характера изображения в плоском зеркале.



2.РАЗВИВАЮЩАЯ

_________________________


3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Развивать коммуникативные умения и навыки, общие и профессиональные компетенции обучающихся по профессии «Мастер по ТО и ремонту МТП»: точность измерений, собранность , аккуратность, осторожность в обращении с приборами;

– формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, умением решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений, осуществлять  самооценку  своей учебной деятельности,  определять эффективность своего труда,  осуществлять самокоррекцию своей  учебной  деятельности;

- развивать критическое и аналитическое мышление - умения выделять главное, обобщать, объяснять понятия, производить обобщение на основе эксперимента.

______________________________________________________________________________________________

Воспитывать профессионально значимые качества личности обучающихся, убеждённость их в практической значимости изучаемого материала, стремление к расширению кругозора.

Формировать любовь к своему краю, его природе, поэтическому выражению чувств, развитие эстетических гуманных отношений, бережного отношение к учебным пособиям.

Продолжить работу по воспитанию самостоятельности, активности, дисциплинированности, внимательности, самокритичности.



Задачи

  1. Повторить и актуализировать знания оптики, полученные в основной школе.

  2. Повторить и актуализировать знание темы «Электромагнитные волны».

  3. Формирование потребности изучения отражения света.

  4. Изучить отражение света путём проведения самостоятельного фронтального эксперимента и виртуального исследования с помощью ЦОР.

  5. Формирование потребности изучения преломления света.

  6. Изучить преломление света проведением фронтального виртуального эксперимента, с последующей рефлексией, работой с текстом, выводами.

  7. Объяснить отражение и преломление света на основе принципа Гюйгенса.

  8. Формирование потребности изучения зеркал, понимания особенностей характера изображения и применения его в технических устройствах.

  9. Изучить понятие зеркала, характе 9. Изучить особенности изображения в плоском зеркале при помощи виртуального эксперимента.

  10. Провести закрепление изученного материала.

  11. Провести рефлексию, самооценку и оценку обучающихся по итогам занятия.




Литература

1.    Г.Я Мякишев, «Физика 11», М., «Пр.», 2005 г.
2.    А.П. Рымкевич, «Сборник задач по физике», М., «Пр.», 2006 г.
3.    «Методические рекомендации по физике», Волгоград, 2005 г.
4.    Интерактивный курс физики, М.,  «Физикон».

5. О.Н. Кандерова. Дидактические основы проектирования и организации учебного процесса, Чел., 2009

6. ЭОР Интернет. Классная физика, народ.ру.

7. Задания для полготовки к ЕГЭ. Часть А, Б. С. М. , Вентана -гриф, 2006.




Этапы занятия и время их проведения:




Название этапа

Время

1

Организационный этап

10мин

2

Повторение пройденного

5мин

3

Подготовка к восприятию

5мин

4

Изучение нового материала

35мин

5

Закрепление

20мин

6

Проверка усвоения

10мин

7

Рефлексия по итогам учебного занятия

2мин

8

Итоги занятия. Д\з

3мин



этапа


Цель

Методы и приёмы обучения

Формы ОПД

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Содержание учебного материала

1

2.

3.



4.

Формирование потребности изучения темы и мотивация предстоящей деятельности.

______________

Восстановление в памяти опорных знаний.

Подготовка к восприятию, расширение кругозора учащихся

Изучение нового материала

Цель-знание отражения и преломления света, умение применять законы отражения и преломления к решению задач.



Эвристический

_________________

Репродуктивный - работа с тетрадью, таблицей, опорными конспектами.

Частично- поисковый

Проблемный, креативный, предполагающий активную мыследеятельность.


Коллективные

____________

Коллективные

Коллективные


Коллективные

Коллективные


Слайд №2.

Читает выдержки из сочинений для слепых детей. Указывает на значимость зрительного восприятия мира.

Предлагает прочесть стихотворение на слайде и обсудить строки.

Обращает внимание на слово « разный», предлагает обсудить это понятие.

Предлагает провести фронтальный эксперимент с плоскопараллельными пластинками - посмотреть через скошенный край на источник света и на окружающие предметы.

Организует обсуждение результатов наблюдения.

Сообщает о своей пропедевтической цели - наблюдать состав белого света.

Просит выступить с подготовленным сообщением.

Дополняет сообщение учащегося кратким сообщением о научной деятельности Ньютона.

___________________________

Организует повторение: напоминает,

-что происходит изучение раздела «Электродинамика», «Электромагнитные волны», что все электромагнитные волны распространяются со скоростью, называемой скоростью света;

-что свет является разновидностью электромагнитных волн.

То, что свет является волнами, причём электромагнитными, требуется доказать.

Доказательства лежат в разделе физики, называемом оптикой.
Слайд №3

Пропедевтический акцент на кванты, тепловые и люминесцентные источники, расширение знаний основной школы.

Предлагает учащимся назвать тему урока, корректирует варианты названий, цели и задачи.

Предлагает проверить активность своего ай- кью, ответив на вопросы.

Какие источники света и оптические явления акцентированы на данном слайде?

Демонстрирует слайды № 4, 5, 6, 7, 8.



Сл №4 «Июнь в тундре».
Сл.№5. Картины космонавта Алексея Леонова.

Сл № 6. Картина

В. Васильевой «Свеча веры»
Сл. №7. Фотография молнии в мексиканской пустыне.

Сл.№8 Фотография полярного сияния.

Сл.№9 картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Создание проблемной ситуации при анализе свечения воды, облаков, Луны.


Задаёт вопрос: «Является ли тепловым источником света Луна?


Вводит понятие применяемых в технике отражательных источников света, с применением зеркал.


Создаёт потребность введения новых понятий - луч, световой пучок.

Демонстрирует



Слайд №10

Создаёт проблему - компоненты физической теории. Что, кроме понятий, входит в теорию?




Слушают, размышляют, сопереживают, обсуждают - полилог.

Один из учащихся читает вслух.

Обсуждение - почему дар- видят не все, животные видят иначе.

Предлагают интерпретацию слова « разный» - сильный, слабый, мерцающий; красный- желтый- зелёный на светофоре.

Берут в руки пластинки, смотрят через них на включенный фонарик, видят радужную полоску.

Смотрят на окружающие предметы - видят окраску их по краям.

Выступление одного из учащихся с сообщением о вопросе на игре «Поле чудес». Какая наука возникла в результате открытия Ньютона? Ответ - слово из 6 букв.

Ответ - угадывают: «оптика».

Слушают, дополняют.

__________________________

Вспоминают о содержании учебного материала 2 курса.

Находят в рабочей тетради определение «Электродинамики, волны, видов и характеристик волн, длины волны, электромагнитных волн, формулу Максвелла.

Называют виды электромагнитных волн по «Шкале электромагнитных колебаний».

Называют свойства электромагнитных волн, открытые Г.Герцем.



Формулируют тему урока
«Введение в оптику. Законы отражения и преломления света».
Формулируют цель-знание явлений, подтверждающих волновые свойства света, знание особенностей некоторых оптических явлений, их применение в профессиональной деятельности.

Записывают тему в тетрадь. Читают и записывают в конспект содержание слайда № 3.


Ответы и обсуждение ответов


Называют – тепловой, солнце.


Называют - звёзды, Солнце, тепловые.

Называют- тепловой, свеча.

Называют- тепловой, молния.
Называют - люминесцентный, холодный- свечение верхних слоёв атмосферы.

Называют – тепловой - Луна. Холодный - река, облака. Оспаривают. Понимают, что это не так. Ищут истинный источник света, находят - Солнце. Приводят примеры - солнечный блик в стекле автомашины.

Отвечают( не сразу): «Луна светит отраженным светом от Солнца. Река отражает лунный свет. Облака полупрозрачные, пропускают отражённый свет.

Понимают недостаточность знаний на основе последней картины.


Изучают новые понятия, обсуждают, записывают их в тетрадь.




Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, Солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в
свете познаем.
Выдержки из сочинения для слепых детей «Расскажи мне о свете».

«У нас на лице есть такие выпуклости. Когда свет в них попадает, мы его видим».

«Свет - странная штука. Его нельзя потрогать или пощупать».

« А ещё он бывает разный».

Ньютон - основоположник оптики – открыл дисперсию света, всемирное тяготение, заложил основы классической физики, в том числе – оптики.
_______________________

Электродинамика- теория электромагнитных взаимодействий.

Электромагнитной волной называется процесс распространения в пространстве переменного электромагнитного поля.
Виды электромагнитных волн:

- низкочастотные от линий электропередач, трансформаторов, генераторов, электродвигателей;

-радиоволны;

-инфракрасные лучи;

-видимый свет (760-380 нм);

-ультрафиолетовые лучи;

-рентгеновские лучи;

-гамма лучи.

Свойства электромагнитных волн: отражение, преломление, дисперсия, интерференция, поляризация и дифракции.

Содержание текста слайда №3:

Оптика - наука о свете.


Различают оптику - геометрическую, волновую, квантовую.
Квантовая оптика изучает источники света и механизм его излучения.
Источники света - это тела, излучающие свет.
Тепловые источники - имеют температуру выше 800*С.
Холодные – люминесцентные - излучают при любой температуре.

И.А.Бунин
Солнце уходит в далекие страны,
В сумрак ночной, за леса и моря.
В темных лесах засинели туманы,
В море горит золотая заря.


Ф. Тютчев
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Б. Пастернак
Мело весь месяц в феврале
И то и дело,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


И.А. Бунин
Если ж молния вспыхнет- как пламя над горном,
Раскрываются чащи в изломах неверных,
Точно древние своды во храмах пещерных
В подземелье Перуна, высоком и черном.

М.В. Ломоносов


Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от Земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рожал пожар?

Содержание слайда №10


В основе геометрической оптики лежат следующие понятия:

Луч - направление распространения света.

Световой пучок - область пространства, заполненная светом.

Различают пучки:



расходящиеся, сходящиеся и коаксиальные

( параллельные).

__________________________________________

В основе геометрической оптики лежат 4 закона: (гиперссылки с таблицами), слайды № 11, 12, 13, 14- «Законы геометрической оптики»


-закон прямолинейного распространения света в однородной среде;

Тень, полутень, лунное и солнечное затмение, открытие далёких планет.

-закон независимости распространения световых пучков;

Освещение в цирке, в шоу на льду

-закон отражения света;


Действие зеркал, перископ, калейдоскоп

-закон преломления света.


Действие линз, телескоп, лупа, фотоаппарат, очки

Отражением называется явление отражения света в первоначальную среду распространения.

Угол падения - это угол между падающим лучом и перпендикуляром в точку падения.

Угол отражения - это угол между отражённым лучом и перпендикуляром в точку падения.

Угол преломления - угол между преломлённым лучом и перпендикуляром в точку падения..

А- Солнце естественный, тепловой источник света.

А-1,
Б-2

прямолинейно


В-3-сходящийся, 2- расходящийся, 1-параллельный

В-3,2, 1

Область пространства, в которой поверхность не освещается светом.

Частичное освещение.

Г-2 Солнце – Земля – Луна.

Д-4 Луна находится между Солнцем и Землёй и тень Луны падает на Землю.

____________________________

Принцип Гюйгенса - Френеля:

каждая точка среды, до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн (рис.149 стр.161 учебника).

При отражении скорость падающей и вторичной волны одинакова, при преломлении скорость во второй среде может быть больше или меньше. Среда, в которой свет имеет большую скорость, называется оптически более плотной.

Для характеристики оптической плотности среды применяют физическую величину, называемую показателем преломления.

Обозначается буквой «n».

n =С\V ,

где С- скорость света в вакууме, равная 3*108м\с.

V-скорость света в среде.

Различают абсолютный и относительный показатель преломления.

n=n2\n1

n=V2\V1

__________________________________________







α

β

1







2







3






Угол падения равен углу отражения.

α=β

Луч падающий, луч отражённый и перпендикуляр в точку падения лежат в одной плоскости







α

γ

Sin

α


Sin

γ


n

nср

Δn

Δnср

%



























































































Вывод: n=nср+-Δnср Ошибка= …%
Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред. n=sinα\sinγ

Луч падающий, луч преломлённый и перпендикуляр в точку падения лежат в одной плоскости.

____________________________________

c:\users\admin\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\low\content.ie5\foyw3eg3\getimage[9].jpg
ОК:

Зеркалом называется часть зеркальной поверхности.

Поверхность, размеры неровностей на которой сравнимы с длиной световой волны, называется зеркальной.

Виды зеркал: плоское, выпуклое, вогнутое.

Виды отражения:

Зеркальное(направленное) и диффузное (рассеянное).

Диффузное отражение дают матовые и шероховатые поверхности. Они отражают свет во всех направлениях.
Зеркальное отражение дают гладкие полированные поверхности. Отражение всех падающих лучей идет строго в определенном направлении.

«Первые упоминания о зеркалах относятся к 1200 г до н.э. Сделаны они были из сплава олова и бронзы. Этот сплав называется спекуллумом и является идеальным материалом для изготовления высококачественных зеркал. Это литые, очень дорогие зеркала. В практике мы используем зеркала стеклянные.


Для человека важны оба вида отражения. Трудно представить себе жизнь без зеркал.»

Изображение в плоском зеркале:


•    Мнимое
•    Прямое,
•    Равное предмету,
•    расположено симметрично (опыт с зажженной свечой)
•    правое ----------- левое





α

β

d

f

Г=

f\d


Изображение

1



















2



















3


















Расстояния одинаковы. Скорость удаления- приближения будет одинакова.


Г=1, т.к f=d

_______________________________________


Применение:
•    транспорт, зеркала автомобиля,
•    в военной технике (перископы) ,
•    зеркальные шкалы в измерительных приборах – гальванометрах, барометрах.

α=30* α= β β=30*

β-?
Δα=10* Δβ-? Δα=Δβ=10* β=30*+10*=40*

α+β=80* α=β 2β=80* β=40*


φ=60* α=90*-φ=90*-60*=30* α=β β=30*

α=0* освещённость является максимальной. Угол падения почти 90*, лучи скользят

22июня. Лучи падают отвесно.



3 зеркала автомашины

1020Т1. Человек приближается к плоскому зеркалу со скоростью 1м\с. С какой скоростью нужно удалять зеркало от человека, чтобы расстояние между человеком и его изображением не менялось?

1020Т2. Как изменится расстояние между предметом и его изображением в плоском зеркале, если зеркало переместить в то место, где было изображение?

1020 Т3. Человек приближается к плоскому зеркалу со скоростью со скоростью 1.5 м\с. С какой скоростью он движется к своему изображению?

1020 Т4. Предмет находится от плоского зеркала на расстоянии 20см. На каком расстоянии от предмета окажется его изображение, если предмет отодвинуть от зеркала на 10см?

1020 Т5. При каком условии плоское зеркало может дать действительное изображение?

1020 Т6. Небольшой предмет находится перед плоским зеркалом и движется по вертикали со скоростью 3м\с., а зеркало перемещают в горизонтальном направлении со скоростью 4м\с. С какой скоростью движется изображение предмета? За тело отсчёта принять Землю.

Д\з : ОК . Параграф 60,61.

Изображение в вогнутом и выпуклом зеркале (по желанию).

Задачи:

В 139. При переходе луча из первой среды во вторую угол падения лучей = 45*, а угол преломления = 30 *. Чему равен показатель преломления п21 второй среды относительно первой? (ответ округлить до десятых и записать в бланк ответов число 10п)



 

В 141. Определите абсолютный показатель преломления стекла, если скорость света в стекле 200000 км \с. ( Ответ округлить до десятых и записать в бланк ответов число 10п)

 

В 142. Пучок параллельных лучей света шириной 20см выходит из стеклянной пластинки в воздух через плоскую грань , причём угол падения равен 30*.



Определите ширину пучка в воздухе, если абсолютный показатель преломления стекла равен 1,8. ( Ответ выразить в см и округлить до целых).



Первичное закрепление.

Цель:

осознание и осмысление полученной информации. Компьютерный тест «Источники света. Распространение света».



______________

Продолжение изучения нового материала- изучение законов распространения света.

______________
Цель-самостоятельное получение новых элементов знаний обучающимися.

Цель- привлечение к работе с ИКТ

______________

Цель- повторение и расширение знаний о плоском зеркале.

Цель- изучение видов отражения.

Цель-самостоятельное получение знаний об особенностях изображения в плоском зеркале с использованием понятия «увеличения изображения»

_____________
5.Закрепление.

Цель-развитие полученных знаний в ходе решения задач.

______________
6.Проверка усвоения.

Цель - наличие сформировано-го усвоенного знания по теме учебного занятия.

______________
7.Рефлексия по итогам урока.

Цель - подготовка к подведению итогов урока, результативность выполненной деятельности.


8.Итоги урока.
Цель -

оценка деятельности обучающихся на основе самооценки , взаимооценки, педагогических наблюдений во время учебного занятия.

Д\з.

Цель- создание перспективы дальнейшей деятельности :решение задач по типу ЕГЭ часть В,



изучение полного отражения.

Поисковый - выбор правильного ответа.

Самооценка

_________________

Исследовательский

_________________


Исследовательский

Исследовательский

_______________

Эвристический

Эвристический

Исследовательский.

_________________
Репродуктивный, частично- поисковый.

_________________


Репродуктивный, частично - поисковый

_________________


Частично- поисковый, развивающий способность к критическому мышлению.

Инструктивный, эвристический


Индивидуальная работа каждого обучающегося: чтение, размышление, выбор ответа, запись ответа.

____________

Коллективная

____________
Бригадно- лабораторная

Групповая - по2человека

(по1- желательно)

____________

Коллективная

Коллективная

Групповая

____________


Коллективный

Индивидуальная работа- самостоятельное решение задач уровня 1, заполнение листа самооценки.

____________
Коллективная

Индивидуальная – самостоятельное решение задач.

Уровень2

__________


Коллективная

Коллективная



Слайд №11

Просит помочь сформулировать закон:

-свет в однородной среде распространяется прямолинейно.

Предлагает проанализировать объясняемые явления.

__________________________


Слайд №12

Предлагает самостоятельно сформулировать закон.



Слайд №13

Включает гиперссылку, просит рассмотреть таблицу «Законы распространения света», рис.1- оптический диск.

Ответить по плану:

-что называется отражением света?

-начертить в тетради лучевую картину отражения;

Выделить углы падения, отражения.

___________________________

Слайд 14.Гиперссылка, таблица «Законы распространения света»,

рис 1 и 3.


Устный интерактивный опрос-тест на соотнесение.



Слайд 15. К каким видам источников света относится Солнце?

(варианты ответов: тепловой источник, источник отраженного света,

люминесцирующий источник,

естественный источник, искусственный источник)



Слайд 16. Как распространяется свет в однородной среде?

(варианты ответов: изменяет направление своего распространения, криволинейно, прямолинейно, нельзя однозначно ответить на этот вопрос)



Слайд 17. Какой рисунок соответствует

сходящемуся пучку света? параллельному пучку света? расходящемуся пучку света?



Слайд 18.

Что такое тень?

Что такое полутень?

Как возникают лунные и солнечные затмения?

Ответ: Лунное затмение можно наблюдать, когда Земля, Луна, Солнце  выстраиваются на одной прямой в следующем порядке:

варианты ответов-

1.Земля – Солнце – Луна.

2.Солнце – Земля – Луна.

3.Солнце – Луна – Земля.

4.Луна – Солнце – Земля.



Слайд 19.

Солнечное затмение можно наблюдать, когда …

1.Луна находится в тени Земли.

2.Земля находится между Солнцем и Луной.

3. Солнце находится между Луной и Землей.

4.Луна находится между Солнцем и Землёй и тень Луны падает на Землю.

Рефлексия по выполненному заданию

___________________________

Организует выяснение причин отражения и преломления света на основе анализа таблицы №1«Законы распространения света»

рис.2 для отражения и

для преломления, и работы с учебником. Консультирует по работе с конспектом.

Какую цель перед собой вы на сегодняшнем уроке поставите?

Открытие «нового» знания. В чём новизна?

Слайд 21

Демонстрационный эксперимент с оптическим диском.

Формирование понятий «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения» на основе наблюдения демонстрации опыта «Отражение света».

Организация обсуждения:



  • Каким законам подчиняется отражение света?

  • Выполнение каких действий приведет нас к решению этой

  • проблемы?


___________________________

Слайд 22.

Фронтальный эксперимент – после обсуждения.

Организует фронтальный эксперимент, просит поставить перед собой приборы, создаёт возможное затемнение.

Наблюдает за ходом экспери мента, при необходимости помогает.

Организация виртуальной деятельности учащихся с ЦОР «Открытая физика», оптика, преломление света.

Делит на группы, направляет к компьютерам, на которых заранее установлена программа «Открытая физика», сообщает маршрут.

Виртуальная лабораторная работа «Определение показателя преломления».

Слежение за выполнением работы, похвалить, исключить чувство страха.

Организация обсуждения выполненных заданий, рефлексии, самооценки.
___________________________

Предлагает в качестве разминки

отгадать загадку:

И сияет, и блестит,
     Никому оно не льстит,
     А любому правду скажет –


Все как есть ему покажет.
Читает стихотворение, привлекая внимание, формируя потребность дальнейшего изучения темы.

«Мудрец в нём видел мудреца,


Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,

Слайд №21(Мне что- разорваться)
Но вот подвели к нему

Федю Баратова,


И Федя неряху

увидел лохматого.

Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже».

Организует беседу:

- Для каких целей человек использует зеркало?

-Что происходит с лучом света при его падении на зеркало?

Формирует понятия «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча»

Можем ли мы увидеть идеальную зеркальную поверхность? Почему?


Слайд 20.

На фотографии моя внучатая племянница, маленькая артистка. Похожа на меня? Какая из них? Отражение помогло это понять!

Видите шарики? Как они отражают свет? А шторы, занавес? Когда же появились зеркала?

Организует изучение характера изображения в плоском зеркале.


Зная законы отражения можно объяснить положение видимой картинки в плоском зеркале.

Слайд 25 ( анализ чертежей таблицы №2 «Законы распространения света» - на столе у каждого).

Организует виртуальный эксперимент «Опытная проверка особенностей изображения в плоском зеркале»



Слайд № 23 ,24

  • Откройте ЦОР«Открытая физика», оптика, отражение света.

  • Откройте раздел «Плоское зеркало».

  • Изменяя расстояние между предметом и зеркалом d, измеряйте расстояние от зеркала до изображения f.

  • Найдите увеличение Г=f÷d в каждом случае, внесите результаты в таблицу.

  • Сделайте вывод. Постройте чертёж каждой ситуации.

Решите задачу упр8(6)

___________________________

Слайд №26. «Найди зеркало».

Слайд № 29 «Профессиональные компетенции».

Слайд №27.

  • Угол падения равен 30*. Чему равен угол отражения?

  • Угол падения увеличили на 10*. На сколько увеличился угол отражения? Чему стал равен угол отражения , если угол падения был равен 30*?

  • Угол между падающим и отраженным лучом равен 80*. Чему равен угол отражения?

  • Угол между плоскостью горизонта и падающим лучом равен 60*. Чему равен угол отражения? Угол падения?


Слайд 28.

  • 1. Почему снег на крышах тает быстрее, чем на земле? Какая сторона крыши становится бесснежной раньше?

  • 2. Почему в Арктике снег тает значительно позже, чем в средней полосе?

  • Назовите дату полного отсутствия тени у жителей тропиков. Почему исчезают тени в полдень этого дня?

  • Постройте ход преломлённого луча в 1 и 2 случае и объясните причину выбранного вами направления.

___________________________


Организация рефлексии по прошедшему занятию.
Какую цель перед собой вы на сегодняшнем занятии поставили?

Что узнали, вспомнили?

Каким законам подчиняется отражение света? Преломление света?
Выполнение каких действий привело нас к решению этой проблемы?
Какие профессионально значимые знания вы получили на этом уроке, что нужно ещё изучить?

Слайд №29


Слайд № 31, 32 проверка усвоения.

___________________________


Организация рефлексии

Организация на выполнение домашнего задания, выдача листов с текстом задач, мотивация оценок.



Слайд№30

Размышляют, отвечают – законы, объясняемые явления и практическое применение.
Записывают в тетрадь содержание и примеры закона.

Анализируют возникновение теней, затмений.

_____________________

Формулируют: световые пучки в однородной среде распространяются независимо друг от друга.

Анализируют примеры, приводят свои.

Записывают в тетрадь.


Работают с таблицей и тетрадью.

__________________________

Анализируют, записывают определение.

Выполняют задания: анализируют фотографии и выбирают ответ.

Записывают в лист самооценки. Содержание листа самооценки оформляют самостоятельно:

ФИО, №, ответ.

Слайд 15 маркируют буквой «А»


Слайд 16 маркируют буквой «Б»

Слайд 17 маркируют буквой «В»


Слайд 18 маркируют буквой «Г»

Слайд 19 маркируют буквой «Д»

Предварительная самооценка по итогам обсуждения.


___________________

Рассматривают таблицу, иллюстрации в учебнике, выясняют роль скорости света в этих явлениях, причину отражения и преломления.

Объясняют, рисуют на интерактивной доске (по желанию), в тетради.

Записывают в конспект элементы знаний.

Делают вывод, о том, что отражение и преломление света доказывают, что свет - это волны, являются волновыми процессами.

Рис.158, стр.167-сравнивают.

Наблюдают, отвечают на вопросы.

Работают с приложением - таблице1 «Показатель преломления». Выписывают отдельные значения.

Отвечают, что нужно установить на основе опытов. Предлагают приборы – зеркало, фонарик, линейку.

__________________________


  • Название: «Изучение законов отражения»

  • Цель: измерить угол падения и угол отражения света.

  • Оборудование: фонарик, экран с прорезью, плоское зеркало, линейка, угольник, транспортир, лист белой бумаги.

  • Ход работы:

Пропускают луч через прорезь, на пути луча ставят с небольшим наклоном вниз зеркало, получают на плоскости листа бумаги падающий и отраженный луч. Отчерчивают положение зеркала, лучи , восстанавливают перпендикуляр в точку падения.

  • Измеряют углы.

  • Результаты вносят в таблицу.

  • Делают вывод

о законах распространения света.

Делятся на группы, рассаживаются у компьютеров, открывают программу, выполняют измерения углов падения и преломления, вычисляют показатель преломления с помощью программы Ехel или с помощью калькулятора (в зависимости от подготовленности группы). Сравнивают полученное значение показателя преломления с табличным для стекла, делают вывод.

_________________________
       Ответ: Зеркало
 

Вспоминают фильм «Королева бензоколонки», с автомобилистами и трактористами, один из которых был необыкновенно грязным, второй безупречный. Делают вывод о ПК.


Дают ответы, отдыхая от экспериментальной работы.

Свет по всем направлениям распространяется одинаково. Мы его не видим.

Свет становится видимым, если в комнате пыль. Свет видим благодаря диффузному отражению от пылинок.

Отвечают.

Чтение сообщения о зеркале.

Выполнение заданий , построение таблицы, измерения, заполнение, построение чертежей.

Выводы по заданию.

Анализ выводов, полученных в ходе исследования .


Выполнение заданий , построение таблицы, измерения, заполнение, построение чертежей.

Выводы по заданию.

Анализ выводов, полученных в ходе исследования .

Упр.8(6)-решают.

__________________________

Указывают ситуации технического применения зеркал.

Анализируют устройство оптических приборов, содержащих зеркала.

На таблице «Найди зеркало»: это-река, обезьянка перед зеркалом, микроскоп.


Решают в тетради задачи.

Строят чертёж, связывают с освещённостью.

Строят чертёж

Строят чертёж


п2>п1, п= п2\п1>1, sinα\sinγ>1, α>γ

п2<п1, п= п2\п1<1, sinα\sinγ<1, α<γ

__________________________


Взаимопроверка. Самооценка.

Открытие «нового» знания.


Демонстрируют ответами сформированность понятий «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения», угол преломления, показатель преломления, законы отражения и преломления, изображение в плоском зеркале.

На основе наблюдения , эксперимента.

Вогнутые и выпуклые зеркала.
Решение задач.

Самооценка.



  • 1020Т1

Ответ: 1м\с



  • 1020Т2.

Ответ: не изменится.



  • 1020 Т3.

Ответ:3м\с



  • 1020 Т4

Ответ: 30см.


  • 1020 Т5.

Ответ:

Ни при каком.




  • 1020 Т6

Ответ: 5м\с

__________________________


Обсуждение, анализ опорного конспекта, сравнение самооценок

Запись домашнего задания, оценки.



Обсуждение домашнего задания.




оптические приборы

законы распространения света




Опыт учит нас, что умирают всегда другие. Станислав Слонимский
ещё >>