Примерные ответы на вопросы к экзамену По курсу: «основы психосоматики» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерные вопросы к экзамену по курсу «История», «Отечественная история» 1 23.56kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Теоретическая фонетика». Примерные вопросы... 1 317.87kb.
Вопросы к экзамену по курсу «м ашины низкотемпературной техники» 1 34.54kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 22.66kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 18.19kb.
Вопросы к экзамену по курсу "Основы криптографии с открытым ключом " 1 30.63kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 55.28kb.
Примерные вопросы к аттестации по курсу «Основы духовно-нравственной... 1 46.93kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу "Основы промышленной асептики" 1 48.76kb.
Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "Проектирование трансляторов" 1 20.45kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия... 1 55.94kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... 8 1565.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Примерные ответы на вопросы к экзамену По курсу: «основы психосоматики» - страница №2/5


Сенсологический этап: реакции больного на дискомфорт (общий, локальный), боль и чувство собственной недостаточности (вслед нарушения биосоциальной адаптации, дифицитарности).

  • Оценочный этап, являющийся результатом интрапсихической переработки чувственных данных.

  • Отношение к болезни: формируется еще до наступления заболевания как такового, болезнь приобретает значение. Отношение к болезненным проявлениям, к факту наличия болезни, к тому, что ждет, к тому, что могло бы помочь. Этап отношения включая переживания, высказывания и действия, общ рисунок поведения, важна критичность, степень осознанности.

    Развитие соматогнозии в процессе развития соматического заболевания:

      • Начальная стадия: эмоционые реакции отрицательного содержания, оценка угрозы, стресс. Преобладание чувств компонента; психическая адаптация не достигает своей оформленности и устойчивости, характерны психо-стрессовые проявления (тревога, страх).

      • Стадия разгара болезни: тревога, растерянность > успокоение, ожидание, приспособление к новой жизни. При подостром типе возможно возникновение тревоги и страха, дезадаптация на фоне рецидива Психологическая адаптация незавершенного и неустойчивого типа. Хронический тип течения: важна не только стадия, но и ситуация. Госпитализм. Определенное эмоциональное состояние в больнице, нарастание неустойчивости адаптации, возможно искажение.

      • Выздоровление: не всегда биологическое одновременно с психол., особ при затяжных заболеваниях. Неизбежное умирание: мобилизация психологических резервов умирающего, дожить достойно.

    Ведение больного:

    1. Диагностический этап: субъективность жалоб, отрицательный эмоциональный фон, тревога в ситуации неизвестности, новая жизненная ситуация. Т.о. происходит становление сенсологического и оценочного этапов. Отношение еще неоднозначно, только формируется - различные варианты.

    2. На смену стрессу приходит психологичная адаптация, возникают надежды, выработка компенсаций. Очень важно отношение к лечению. Варианты. При завершении лечебного процесса отчетливо проявляются защитно-приспособительные механизмы (тут и психотерапия).

    3. Реабилитация: создание заменит функций существующего дефекта, компенсаторных приемов, преодоление отрицательных реакций. Психологически начинается уже с первого контакта врачом. Отношение к реабилитации.

    стресс > адаптация > та или иная степень психол реабилитации.
    6. Проблема ятрогений. Психологические исследования ятрогений.

    Изучение ВКБ является результатом психологического контакта личности врача и личности больного. Влияние врача может быть настолько велико, что может определять течение болезни и в любом случае играет исключительно большую роль в установке больного, резко изменяя окраску его ощущений, особенно интеллектуальную часть ВКБ больного.

    Влияние врача на психику больного представляет собой огромный терапевтический фактор. Врач обладает таким сильным орудием воздействия, как авторитетное слово (Павлов: слово – мощный раздражитель больших полушарий мозга). Слово врача, как и любое другое его средство может иметь не только позитивный эффект, но негативный. Причем вредное действие всегда (!) получается против воли врача и вопреки его лучшим побуждениям.

    Иатрогенные заболевания (О. Бумке) – заболевания, возникающие вследствие неправильного влияния врача на психику больного.

    Бумке: участие врачебного совета в происхождении иатрогенного заболевания остается неизвестным и самому врачу. Причина и происхождение (ИЗ – иатрогенного заболевания) распознается другим врачом. При этом больной оказывается совершенно здоровым или страдает незначительным органическим заболеванием, не оправдывающим ни диагноз, ни плохой прогноз врача.

    Психогенез заболеваний идет разными путями; источником его может быть вся окружающая больного обстановка (освещение мед.вопросов в СМИ, заболевания близких, неправильное поведение врача и т.п.). Впрочем, не всякий больной в равной степени подвергается риску И(я)З, это зависит от психического профиля личности больного. Легче всего ятрогения возникает у невропатов и психопатов с конституцией, отягощенной психопатической наследственностью.

    ИЗ можно разделить на 2 группы:


    1. у больного нет органического заболевания

    2. органическое заболевание есть, течение и исход которого ухудшаются вследствие неправильного поведения врача.

    4 главнейших момента в деятельности врача, ведущие к ИЗ:

    1. собирание анамнеза больного (ошибки: акцентирование внимания больного на перенесенных болезнях, если нет основания связать их с нынешним)

    2. изучение ВКБ (ошибка: фиксация определенного симптома в сознании больного)

    3. оценка результатов лабораторного исследования больного (ошибки: пере- или недооценка данных анализа, неправильное толкование больным этих результатов, выдача больным недостаточно полных мотивированных результатов)

    4. постановка диагноза и прогноза заболевания (возникновение ИЗ зависит от тона, в котором врач высказывает диагноз, и от пояснений, которые он при этом дает)

    7. Концепция профилей личности в психосоматике.

    40. Проблема типологических особенностей личности в психосоматике.

    Теория профилей личности была предложена Dunbar (психоаналитик, последовательница Александера)



    Основная идея: У лиц с разными формами патологии (Данбар работала с болезнями органической специфичности) наблюдаются нозоспецифические характеристики личности.

    • «Коронарная» личность (заболевания сердца): энергичные, деятельные, властолюбивые, авторитарные люди, ориентированные на успех в жизни, на высокое качество достижений. Ставящие перед собой многочисленные сложные цели и склонные эти цели достигать. Ведущие активную жизнь, вступающие в конфликты.

    • «Язвенная» личность: категоричность, прямолинейность поведенческих программ, суждений, некоторая ригидность программ, формальное следование социальным нормативам. Часто испытывают потребность в поддержке со стороны других, которую пытаются скрыть. Тревожность. Мизантропическая настроенность.

    • Бронхиальная астма: неуверенность, зависимость, чувство вины при общении с другими. Неустойчивость самооценки, притязаний с переживанием тревожности. Субдепрессивная окраска поведения.

    • Сахарный диабет (раннее начало + инсулинозависимые): эпилептоидность, неустойчивость аффекта.

    Методы: клинические: наблюдение, беседа, анализ + анамнез: наличие психических травм, распределение их во времени, семейный психологический анамнез. Особенности взаимодействия с другими людьми (тип межличностных контактов). Социальный статус, степень удовлетворенности занимаемым местом.

    Недостатки: сугубо эмпирические, мало разработанные категории. Качество мотивации, эмоциональные особенности, самооценка вводятся, но не прорабатываются психологически. Нет исследовательской работы за материалом.

    По Dunbar, чтобы понять природу симптомов, важно знать не только аффект, но и личностный профиль. Личностный профиль имеет диагностическое и прогностическое значение. Но прогностическая валидность сомнительна, так как классификация составлялась по результатам наблюдения за больными (хрониками). Уже в силу адаптации к болезни человек меняется значительно. То есть непонятно, причиной или следствием заболевания являются определенные черты.



    Достоинство: чрезвычайно привлекательная идея связи личных характеристик и болезней.

    По существу, здесь нет теории профилей.

    Итог:


    • Триггерная ситуация – аффективный конфликт.

    • Почему при одной и той же пусковой ситуации у некоторых возникают соматические симптомы, а у других – нет? Индивидуальные различия связаны с особенностями личностного профиля.

    • С чем связан выбор органа поражения? Х-фактор.

    К «концепциям», делающим упор на типологические особенности личности относятся также: бихевиоральная концепция поведения типа А и концепции алекситимии.
    8. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни.

    20. Влияние возраста на формирование внутренней картины болезни.

    30. Возрастная динамика внутренней картины болезни.

    32. Внутренняя картина болезни как сложный психосоматический феномен.

    Термин «внутренняя картина болезни» (ВКБ) был предложен Р. А. Лурией и определен им как «все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах, - все то, что связано для больного с приходом его к врачу, весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

    Можно выделить два подхода к внутренней картине болезни: медицинский и психологический.

    В рамках психологического подхода ВКБ рассматривается с точки зрения общепсихологического знания, с точки зрения занимаемого в психической и социальной жизни больного места. То есть отношение, характер переживаний связывается не с конкретным диагнозом, а с личностью пациента, с его индивидуально-типичными, возрастными особенностями.

    Болезнь не является чем-то внешним, абстрактным для человека: это не болезнь вообще, а его «личная», конкретная болезнь, проявляющаяся через определенные симптомы, имеющая свою динамику и т. п. Всегда происходит «отнесение представлений… к себе, преломление через эмоционально-мотивационную сферу» (Султанова, 2000). Поэтому уместно соотносить ВКБ и образ Я: с одной стороны, образ Я влияет на формирование ВКБ, а с другой – с учетом особенностей ВКБ идет дальнейшее построение образа Я. В любом случае, нужно помнить, что диагноз и тяжесть заболевания однозначно не задают внутреннюю картину болезни.

    ВКБ представляет собой универсальную реакцию человека на ситуацию функционального нарушения в организме. Содержанием ВКБ служит весь комплекс переживаний, ощущений, прогнозов, связанных с болезнью и ее лечением.

    Основная функция заключается в адаптации личности к изменившимся внутренним и внешним условиям (хотя болезнь – внутреннее для организма событие, она приводит и к внешним последствиям). На представления пациента о своем состоянии влияют многие факторы: биологические, психологические, социальные. Их роль различна и изменчива. Источники влияния образуют подвижную систему, которая при изменении вклада одной части стремится перестроиться таким образом, чтобы обеспечить наилучшее приспособление к новой ситуации.

    ВКБ является психическим образованием, подчиняющимся закономерностям развития и формирования личности. В процессе своего становления ВКБ включается в образ Я (или изначально формируется как часть этого образа), после чего формирование идет через взаимодействие и взаимовлияние двух этих структур.

    Важнейшие характеристики ВКБ:


    1. универсальность (возникает при любом заболевании);

    2. возможность проследить у взрослого становление всего этого новообразования;

    3. ВКБ – продукт собственной активности пациента. Познание самого себя в качестве больного.

    4. Вторичное, психологическое по своей природе явление. Психологическое новообразование, имеющее сложную структуру и столь же сложную иерархически организованные механизмы функционирования;

    5. Динамичное образование, то есть меняющее свое содержание в зависимости от многих факторов: пола, возраста, тяжести и длительности болезни, степени ее витальной угрозы, тяжести и длительности ситуации лечения;

    6. Сама ВКБ, сложившись, становится важнейшим условием дальнейшего существования и функционирования человека;

    7. ВКБ в ряде случаев начинает детерминировать успех лечения и выздоровления;

    8. На начальных этапах становления ВКБ может быть использована в качестве метода, средства диагностики личности пациента.

    9. ВКБ доступна «коррекции» в процессе психотерапии.

    Структура ВКБ:

      1. Сенсорный компонент (совокупность всех ощущений, жалоб):

        • Собственно телесные ощущения

        • Эмоциональный тон ощущений

      2. Рациональный, интеллектуальный компонент:

    • Информация о болезни

    • собственный опыт болезни

    • ожидаемые результаты лечения

      1. Эмоциональный.

    Одним из факторов, влияющих на формирование ВКБ и психосоматическое развитие в целом, является возраст.

    В формировании ВКБ индивидуально-типичные свойства играют главную роль в зрелости, в то время как в детстве важнее возрастные особенности. По мере развития личности перестраивается и соотношение структурных компонентов ВКБ: чувственный аспект становится менее значимым на фоне растущего влияния других аспектов (мотивационного, интеллектуального). Отношение к болезни формируется через соотнесение ощущений с системой ценностей, представлениями пациента о себе. Не следует забывать, что дальнейшее построение образа Я (и развитие личности в целом) идет с учетом особенностей ВКБ.

    Вклад семьи особенно ясно виден на материале детей, рано перенесших операцию по устранению порока сердца. Вся их внутренняя картина болезни формируется под влиянием отношения взрослых (ощущений как таковых нет). При воспитании ребенка как «больного», при ограничении его активности, гиперопеке и излишней заботе о самочувствии, объективно здоровый ребенок становится субъективно больным человеком. Он усваивает, интериоризирует представления окружающих о своем состоянии и строит свое поведение в соответствии с ними. Особенности родительского воспитания в значительной степени определяют характер ВКБ на ранних этапах развития личности.

    В более зрелом возрасте семья, ближайшее окружение сохраняют значительное влияние. Например, уход с работы или развод может серьезным образом изменить отношение пациента к своей болезни.

    Особенности ВКБ в разных возрастах:


    Младший возраст (6-10/11 лет)

    Подростковый возраст

    • Не возникает сознания болезни. Депрессии не возникает.

    • Ребенок не может опереться на данные самоанализа, рефлексии, у него его нет психических средств для этого. Нет эталонного представления о здоровье/болезни. Активность самопознания есть, она опирается на систему внешних ограничений, которые создает болезнь.

    • Болезнь предстает для ребенка как система ограничений, одно из главных – фрустрация двигательной активности. Другое ограничение – фрустрация познавательной потребности (особенно в случае стационирования). Ситуация лечения также презентирует болезнь.

    • Главная роль принадлежит ближайшим взрослым. Анализ телесных состояний ребенка проводит мать, и она означает их, дает словарь описания. Первичное и вторичное означение осуществляет ближайший взрослый. Он этого зависит качество ВКБ. Этот словарь может содержать в себе ятрогенные характеристики.

    • Специальных стратегий преодоления болезни у ребенка нет.

    • Депрессивные состояния соматогенной природы, ипохондрия. Достаточный уровень психического развития для осознания болезни и средств для когнитивного опосредования телесных ощущений.

    • Анализ собственного телесного самочувствия. Жалобы становятся похожими на жалобы взрослого.

    • Чисто ситуационный контекст налагает ограничения, на которые подросток ориентируется. Ведущее ограничение – фрустрация потребности в общении. Изоляция выступает фактором, повышающим депрессивность и приводящая к вторичной аутизации.

    • Ближайший взрослый – носитель значений.

    • Разнообразные психологические стратегии преодоления болезни:

      1. выработка определенных поведенческих стереотипов, позволяющих скрыть дефект от окружающих;

      2. уход в фантазии, отрицающие болезнь;

      3. семейная самоизоляция (семейный искусственный симбиоз);

      4. сверхактуализация будущего: болезнь временна, в принципе преодолимая. Реалистичные планы на будущее с учетом фактора болезни.




    Другой вариант ответа:

    Возрастная динамика ВКБ.

    Содержание ВКБ у детей зависит не столько от характера болезни, о ее локализации, от степени витальной угрозы, сколько от психологических особенностей детского возраста; она связана с ведущей деятельностью, характерной для определенного возрастного периода.

    У детей до 10 лет еще не сформировано культурно-эталонное представление о болезни и здоровье; не сформирован образ телесного Я, представления о собственном теле достаточно разрозненны, недифференцированы. У ребенка еще нет психологических средств для понимания собственного состояния, анализа телесного самочувствия. Болезнь презентируется ребенку через систему ограничений:


    • ограничение двигательной активности, которая является необходимым условием психического развития; важна для полноценного протекания игровой деятельности, поэтому болезнь часто воспринимается как нарушение или разрушение игры;

    • ограничение познавательной активности – особенно ярко проявляет себя в младшем школьном возрасте; до 70% детей в стационаре считают себя несчастливыми, т.к. не могут посещать школу, общаться со сверстниками;

    • ситуация лечения связана с применением неприятных, болезненных процедур; часто возникают страхи, которые могут фиксироваться, особенно при длительном лечении.

    Важным фактором формирования ВКБ является близкий взрослый (его эмоциональная реакция, оценки, убеждения), а также врачи и медперсонал; они способствуют означиванию телесных ощущений.

    Факт выписки, купирования боли часто рассматривается ребенком как акт излечения.

    В предподростковом и подростковом возрасте формируется телесное Я как необходимый элемент образа Я в целом. Имеется дифференцированное представление о теле, тело обретает язык описания отдельных органов, телесного состояния, телесного самочувствия. Таким образом, в этот период возникает возможность самоанализа, самостоятельного означения телесных феноменов. Имеют значения те фрустрации, которые создает болезнь, особенно при хронизации. Основными преградами для подростка являются:


    • дефицит общения со сверстниками, что может быть вызвано характером заболевания (например, стационарное лечение) или устанавливаться произвольно в результате самоизоляции в силу психотравмирующего влияния болезни (например, при псориазе); самоизоляция может приводить в вторичной аутизации и к сильной привязанности к родителям;

    • ощущение остановленности жизни, т.к. в этом возрасте формируются жизненные планы, а болезнь представляет угрозу для их осуществления.

    К подростковом возрасту относятся первые удачные и неудачные способы совладания. Существует 3 основные стратегии:

    • сверхактуализация будущего – болезнь рассматривается как трудная жизненная ситуация, преграда на пути достижения жизненных целей, но преодолимая; подросток строит реальные планы на будущее с учетом болезни и возникших преград; подросток открыт контакту, нет конфликта и агрессии;

    • уход в фантазии – построение красочного иллюзорного мира, в котором болезнь отсутствует; подросток мало доступен контакту, негативистичен в отношении любых воздействий; конфликтен;

    • самоизоляция (аутоинвалидизация) – возникает в ситуации симбиоза; вся семья в ситуации болезни ребенка занимает стратегию обороны, следовательно ребенок не преодолевает трудности, связанные с болезнью, у него может возникнуть ипохондрическая фиксация.

    Можно рассмотреть возрастную динамику ВКБ на примере больных атопическим дерматитом и псориазом.

    Дети младшей возрастной группы были послушными, добросовестными в учебе, при этом отмечалась несамостоятельность, зависимость от родителей. У них представлен уровень глубокого чувственного отражения болезни (зуд, неприятные процедуры лечения) при спокойном отношении к ней и разумной оценке степени ее тяжести и последствий. Они не чувствуют себя ущербными, не скрывают свою болезнь, у них много друзей. Для них ведущей является учебная деятельность, и болезнь не препятствует ее реализации, поэтому эмоциональный компонент ВКБ отсутствует. Отношение к болезни безразличное, т.к. она не затрагивает смысловой иерархии личности.

    В средней возрастной группе (пубертат) на 1 план выступает эмоциональная оценка болезни и ее последствий. Жизнь строится исходя из этой эмоциональной оценки: пытаются скрыть дефекты внешности. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение, но есть дефект внешности, поэтому подростки начинают меньше общаться, становятся скрытными. Личностный смысл болезни в стремлении скрыть ее от окружающих.

    В старшей возрастной группе на первый план выходит рациональная переработка. Личностный смысл – преодоление болезни. Начинают применять собственно психологические приемы компенсации, вырабатывается система целей, достижение которых уводит больного от ситуации болезни, т.к. ведущая деятельность – профессиональная.


    9. Роль эмоций в возникновении психосоматических заболеваний. Экспериментальные факты, клинические наблюдения.

    43. Проблема эмоций в психосоматике.



    • В.В. Николаева: психосоматическая медицина возникла как реакция на идеи клеточного (целлюлярного) подхода. В 19 веке немецкий ученый Вирхов создал клеточную теорию. Из этой теории следует модель клеточной патологии, орагано-центрическая ориентация медицины, согласно которой всякая болезнь организма есть болезнь конкретного органа, всегда имеется клеточный патологический субстрат.

    • История психосоматики начинается с психоанализа. Именно психоанализ сместил акцент в исследовании человека: от рационального – к иррациональному; от физиологии- к эмоциональной сфере. Психоанализ ввел принцип целостности – идею взаимосвязи телесного и психического.

    Таким образом, эмоция в психоанализе изначально считается одним из главных симптомообразующих факторов.

      • Однако в классическом психоанализе (1 этап развития психосоматических идей 20-30 годы) проблема эмоций, их специфическое влияние на то или иное заболевание не изучается. Постулируется лишь однозначная, логически понятная связь между симптомом и содержанием вытесненного конфликта, который, естественно сопровождается негативными эмоциями. Говорится лишь о том, что негативные эмоции в той или иной мере обуславливают вытеснение конфликта, который вследствие этого может подвергнуться соматизации.

      • На 2 этапе развития психосоматических идей Ф. Александер придает эмоции статус промежуточного звена между конфликтом и соматическим симптомом, тем самым, переосмысляя гипотезу психосоматической специфичности. Ф. Александер по-своему разрабатывает механизм симптомообразования:

    Триггерная ситуация → эмоция → вегетативная активизация→ выбор органной системы→ симптом

    ↑ ↓

    Защитные механизмы Моторная разрядка


    Образование симптома должна запустить триггерная ситуация, которая актуализирует паттерн конфликта. Истоки конфликта всегда лежат в раннем детстве. Эта пусковая ситуация вызывает ту или иную эмоцию. В силу невыносимости напряжения, вызываемой этой эмоцией в ход вступают механизмы защиты и запускается вегетативная активация, которая соответствует этой эмоции. Вегетативная активация в норме должна привести к моторной разрядке, если ее не происходит, то в вегетативных отделах происходит перенапряжение в той или иной органной системе, что и вытекает в образование симптома.

    Совокупность соматических изменений под воздействием эмоции достаточно вариативна. Но у человека существует индивидуальный постоянный комплекс сдвигов, сопровождающий ту или иную эмоцию. Происходит соматизация эмоции – активация ее вегетативных компонентов.



    << предыдущая страница   следующая страница >>



  • Журналистика есть искусство превращения врагов в деньги. Крейг Браун
    ещё >>