страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Примерная программа история и философия науки Рекомендуется для направления подготовки - страница №1/1
![]() Министерство образования и науки Российской Федерации
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА История и философия науки Рекомендуется для направления подготовки – 111100 «ЗООТЕХНИЯ» Квалификация (степень) выпускника Магистр Звание «магистр-инженер» Москва 2011
Цель изучения дисциплины – формирование у студентов (магистров) представлений о тенденциях исторического развития науки и об ее основных мировоззренческих и методологических проблемах. Задачи дисциплины:
Учебная дисциплина «История и философия науки» базируется на дисциплинах «Философия», «Философские проблемы в биологии», «Социология», «История», «Культурология», «Психология и педагогика». Приступая к изучению дисциплины «История и философия науки» студент должен иметь достаточные знания в области философии, истории, социологии, культурологии. Приступая к изучению дисциплины «История и философия науки» студент должен продемонстрировать следующие знания и умения:
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «История и философия науки»: Выпускник по направлению подготовки «Зоотехния» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурные (ОК)
б) профессиональные (ПК): производственно-технологическая деятельность;
организационно-управленческая деятельность:
научно–исследовательская деятельность:
педагогическая деятельность:
проектная деятельность:
В результате освоения дисциплины «История и философия науки» обучающийся должен: знать:
уметь:
владеть:
4. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины «История и философия науки». 5.1. Содержание разделов дисциплины «История и философия науки» Раздел 1. Наука как способ познания мира. 1.1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Понятие «наука». Предмет философии науки. Наука как форма духового производства. Важнейшие аспекты бытия науки: наука как система знаний, как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Критерии научности и основные особенности научного познания. Главные отличительные признаки науки. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного познания. Структура научного познания. Научная картина мира. Уровни научного познания. Общие закономерности развития науки. Научная картина мира и ее функции. Структура научной картины мира. Исторические формы научной картины мира. Научное и ненаучное познание. Наука и общество. Личность и наука. Наука и паранаука. 1.2. Философско-методологический анализ науки. Эволюция философских подходов к анализу науки. Общенаучные подходы в исследовании: структурный, системный, функциональный, информационный, алгоритмический, вероятностный. Позитивистская традиция в философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Объект и предмет исследования. Цель и задачи в структуре научного исследования. Виды эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности. Формы организации науки. Отношение науки с обществом, властью и бизнесом. Предвидение и прогноз в науке. Язык науки. Обоснование результатов исследования. Виды обоснования. Методы систематизации научных знаний (классификация и типологизация и т.д.)
Истоки научных знаний. Периодизация развития науки. Преднаука древневосточной культуры. От мифа к логосу. От логоса к преднауке. Основные черты древневосточной науки. Влияние мифологии на формирование науки и философии. Отделение умственного труда от физического как предпосылка формирования науки. Ремесленная и учёная традиция и их взаимодействие в ходе эволюции научного и технического знания. Роль жречества и чиновников (писцов) в науке стран Древнего Востока. Наука Древнего Египта и Междуречья. Влияние религии на становление науки в Египте и Междуречье. Астрономические, математические, биологические и медицинские знания жителей Древнего Египта и Междуречья. Развитие техники в Египте и Междуречье. Развитие науки в древней и средневековой Индии. Брахманы как носители знаний. Наука в древнем и средневековом Китае. Особенности мировоззрения жителей Китая и их влияние на развитие науки. Развитие медицинских знаний и методов лечения в Китае. Астрономические и географические знания в древнем и средневековом Китае. Становление исторической науки в Китае. Сыма Цянь. Развитие ветеринарии в странах Древнего Востока.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Аспекты проявления начала теоретической мысли в античной культуре. Социальные условия античной цивилизации, которые определяли объективность знания. Научные программы (школы) в античной культуре. Понятие «техне» в античной культуре. Соотношение науки и «техне». Развитие геометрических знаний. Евклид и его труд «Начала». Фалес и его теория о равенстве углов. Математическая программа Пифагора. Корпускулярная теория Левкипа и Демокрита. Проблемы человеческого познания в философии софистов и элеатов. Теория доказательств у софистов и элеатов. Ионийская физика. Зенон и его принцип «от противного». Апории Зенона как логико-математический парадокс. Атомизм как научная программа античности и его влияние на все последующее развитие науки. Гиппократ и зарождение античной медицины. Основатели атомизма - Левкипп и Демокрит. Мир идей Платона. Научная программа Аристотеля. «Наука доказывающая». Физика Аристотеля. Классификация наук Аристотелем. Гилеморфизм и телеологизм в научных воззрениях Аристотеля. Значение античного этапа развития науки. Развитие научных знаний в области математики, механики (физики), медицины, астрономии, космогонии. Архимед, его деятельность как математика и инженера. Александрийская математическая школа. Натурфилософские наследия К. Птолемея. Геоцентрическая система мира.
Особенности развития средневековой науки. Теоцентризм как духовная доминанта средневековья. Онтологическое измерение теоцентризма. Гносеологическое измерение теоцентризма. Антропология и аксиология (учение о человеке, теория ценностей). Особенности эпистемологии (научное знание). Становление полумистического экспериментального метода познания природы. Качественный характер знания. Отрицание объективных законов природы. Универсализм мировоззрения. Комментаторский характер знаний. Амбивалентность средневековой науки. Образования европейских университетов. «Сумма теологии» Фомы Аквинского как образец схоластической науки и философии. Р.Гроссет, Р.Бэкон, Ж.Буридан, У.Оккам и др. Средневековая наука на Востоке - прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. Научные центры арабского Востока: «Дом мудрости» в Багдаде. Деятельность аль-Фараби. Ибн-Сина как медик и философ. Математика в странах арабского Востока: аль-Хорезми, Омар Хайям. Преодоление антично-средневековой космософии (теоретическая модель космоса). Синтез теории и опытно-экспериментальной методологии. Построение гелиоцентрической модели мира. Николай Коперник («Об обращении небесных сфер»). Учение Тихо Браге об эллиптическом движении комет. Джордано Бруно как натурфилософ. Учение о бесконечности, вечности, одушевленности, способности к саморазвитию, населенности иными цивилизациями. Иоганн Кеплер и его законы о движении небесных тел. Биологические и медицинские достижения эпохи Возрождения. Г. Галилей как учёный-естествоиспытатель. Галилео Галилей против схоластики и догм, связанных в Аристотелем. Гипотетико-дедуктивный метод познания. Опровержение телеологизма Аристотеля. Астрономические открытия Галилея.
Классический идеал научного знания. Основные черты классической науки. Наука и религия в новое время. Деизм и его роль в развитии науки. Механицизм как преобладающий тип представлений о природе. Новые формы организации научных сообществ. Изобретение новых научных приборов как фактор развития науки. Методологическая программа эмпиризма и рационализма, их философские основания. Обоснование индукционистского эмпиризма в философии Ф. Бэкона. Развитие методологии эмпиризма в воззрениях Т. Гоббса и Дж. Локка. Рационалистический метод Р. Декарта. Методологические идеи Б. Спинозы, Б. Паскаля и Г. Лейбница. Дискуссии между нативизмом и иннативизмом. «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона. Метод принципов И. Ньютона. Отделение физику от метафизики. Оформление новой (гелиоцентрической) картины мира. Р. Бойль как основоположник научной химии. Опыты Б. Паскаля и Э. Торричелли. О. Рёмер и измерение скорости света. Развитие математики: система координат Декарта, счётная машина Паскаля, открытие И. Ньютоном и Г. Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления. Развитие биологии: открытие У. Гарвеем кругов кровообращения. У. Гарвей как основоположник эмбриологии. Применение микроскопов Р. Гуком и А. Левенгуком. 2.5. Становление неклассического этапа развития науки на рубеже XIX-XX вв. Наука ХХ века. Кризис механистической картины мира. Кризис понятия материи. Новое определение материи В. И. Лениным. Открытия Максвелла (теория поля), Беркеля, Рентгена, Кладовской-Кюри и др. Открытие корпускулярно-волнового дуализма (Гейзенберг). Формирование принципа дополнительности Нильса-Бора. Атрибутивная трактовка соотношения материи, времени и пространства в общей и специальной теории относительности Эйнштейна. Новые эпистемологические модели, противоположные механицизму. Эмпириокритицизм Маха. Возникновение новых культурологических и философских концепций. Основные особенности неклассической науки. Теория поля Максвелла. Деятельность А. Беккереля и супругов Кюри. Открытие корпускулярно-волнового дуализма (Гейзенберг). Принцип дополнительности Нильса-Бора. Квантовая теория М. Планка. Открытие электрона Д. Томсоном. Специальная теория относительности Эйнштейна. Значение теории относительности для дальнейшего развития науки. Эмпириокритицизм Маха. Проблема клонирования и других биотехнологий. Генная инженерия. Научно-техническая революция и её влияние на характер развития науки в 20 веке. Развитие биологии и медицины в 20 в. Раздел 3. Философия и наука на рубеже ХХ-ХХI вв. 3.1. Основные характеристики современной постнеклассической науки. Предпосылки появления постнеклассической науки. Общенаучные предпосылки. Культурологические и эпистемологические новации как причины возникновения постнеклассической науки. Особенности постнеклассической науки. Широкое распространение идей и методов синергетики. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма. Философия постмодернизма: духовно теоретические истоки и основные этапы становления. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна. Формирование основных школ философии науки в постклассической философии. Связь проблематики философии науки с различными школами постклассической философии (позитивизм, неокантианство, прагматизм, философия жизни, феноменология и пр.). Сциентистские течения в постклассической философии (позитивизм, прагматизм). Антисциентистские течения в постклассической философии (Философия жизни, экзистенциализм). Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии. Основные теории постнеклассической науки (теория систем, теория самоорганизации (синергетика), теория управления, теория информации). Критика идеологии рационализма эпохи Просвещения – основа постмодернизма. Формирование целостного подхода. Оформление идеи коэволюции. Появление междисциплинарной науки. Ориентация науки на нормы и ценности общества. Современная наука этически не нейтральна (бомбы, ядерное оружие). Развитие в современной науке идеи глобального эволюционизма. Возникновение концепции о позитивной роли хаоса и его принципиальной неустранимости.
Научно-технический прогресс - этапы приращения научной и технологической мощности общества. Технические революции. Компьютерная революция. Информационное общество. Положительные и негативные тенденции в информационном обществе. НТП и глобальные проблемы. Виды глобальных проблем. Антропологический кризис, как глобальная проблема. Концепция одномерного человека Маркуза. Угроза генетическому и психическому здоровью человека. Фрагментация человека. Угроза клонирования и неизвестных его последствий, генетически модифицированных продуктов. Аспекты проблемы клонирования. Императивы (требования), способствующие преодолению антропологического кризиса. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Наука и образование. Школы в науке. Проблема преемственности и смены поколений в научном сообществе. Профессиональная ответственность ученого. Ученый, исследовательский коллектив, научное сообщество. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17в.; научные сообщества эпохи дисциплинарного организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки 20 столетия). Автономия научного сообщества. Позитивные и негативные функции научного сообщества. Способы трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальное последствие. Основные этапы институализации науки. Формы организации науки. Основные формы организации науки. Отношения науки с обществом, властью и бизнесом. Наука как социокультурный феномен. Отношения науки с мифологией, религией и искусством. Наука и экономика. Государственное регулирование и стимулирование научной деятельности. Общество и наука. Политические институты и их влияние на функционирование науки. Современная наука и особенности ее развития в России. Конкуренция и конфликты в науке. Наука и власть. Наука и политика. Наука и идеология.
Проблемы научной ответственности. Концепция “нормативного этоса” науки Р.Мертона. Критический анализ концепции Мертона: академическая и "большая наука", соотношение норм и контрнорм. Становление современного (новоевропейского) научного этоса. Компоненты этоса современной науки. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки. Наука в системе социальных ценностей. Наука как ценность в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. Социальные ценности и нормы научного этоса. Амбивалентность научного сознания. Проблемы мотивации и признания в науке. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Социальный контрольнад наукой. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки. 5.2 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ
5.3. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
6. Лабораторный практикум. Не предусмотрен 7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика курсовых проектов. Курсовые проекты не предусмотрены. 9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕИЕ ДИСЦИПЛИНЫ А) Основная литература
Б) Дополнительная литература
В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «История и философия науки» Подготовленные преподавателями кафедры мультимедиа-слайды, аудиозаписи лекций по религиоведению, схемы, таблицы, рисунки, презентации и др. наглядные пособия, демонстрируемые в аудитории на экран с помощью современных технических средств обучения. Тексты религиозных и религиоведческих сочинений на СD-rom. Мультимедиа-тесты. Материалы сети Интернет («Википедия» и пр.). Компьютерный класс с выходом в сеть Интернет; проектор для показа мультимедиа-слайдов; DVD-проигрыватель для демонстрации учебных фильмов.
Ниже приводится примерные тестовые задания по дисциплине «История и философия науки».
а) аналитический метод; б) аналогический метод; в) герменевтический метод; г) логический метод.
а) математическая обработка эмпирических данных; б) объективная констатация фактов; в) понимание смысла и оценка явлений; г) причинное объяснение явлений;
а) исторический метод; б) компаративный метод; в) логический метод; г) энциклопедический метод.
а) биографы; б) доксографы; в) историографы; г) этнографы.
а) в милетской школе; б) в перипатетической школе; в) в платоновской школе; г) в стоической школе.
а) Аристотель; б) Платон; в) Теофраст; г) Эпикур.
а) Диоген Лаэртский; б) Диоген Синопский; в) Протагор; г) Фалес.
а) Аристотель; б) Виндельбанд; в) Гегель; г) Энгельс.
а) абсолютном; б) изменчивом; в) историческом; г) относительном.
а) «для других»; б) «для себя»; в) «не в себе»; г) «от себя»;
а) единичная вещь; б) единство различного; в) нечто обособленное; г) нечто ощутимое. Правильные ответы на тесты указанные тесты
Разработчики:
Эксперты
|
ещё >> |