страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Примерная программа дисциплины «Психология» Рекомендуется для направления - страница №1/1
![]() ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ УТВЕРЖДАЮ Зам. Председателя Совета УМО _____________Л.И. Гончаренко «____»_______________2013 г. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Психология» Рекомендуется для направления «Экономика» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Москва, 2013 1. Цели и задачи дисциплиныЦель дисциплины:сформировать у студентов представления о современной психологии и ее месте в системе наук;сформировать представление о психической организации человека, о роли психологических знаний в жизни отдельно взятой личности, ее профессиональной деятельности и общества в целом;заложить основу для умений психологического анализа поведенческих стереотипных проявлений личности;сформировать навыки применения психологических знаний для принятия жизненно важных решений в условиях рыночной экономики.Задачи дисциплины: теоретическое освоение студентами современных представлений о человеке в основных направлениях психологической науки; ознакомление с основными понятиями психологической науки: психика, сознание, личность, субъект, индивидуальность, общение, межличностные отношения. раскрытие основных функций организации психики человека, основных познавательных психических процессов, свойств и состояний, психологических особенностей личности; приобретение практических навыков психологического анализа стереотипных проявлений личности в общении и поведении; понимание роли и значения психологических знаний в жизни и профессиональной деятельности в современных условиях. 2. Место дисциплины в структуре ООП:Дисциплина «Психология» является дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по направлению «Экономика». 3. Требования к результатам освоения дисциплины:В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Психология» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); способен анализировать социально-значимые явления, процессы и их связи, происходящие в сфере своей профессиональной деятельности и в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способен находить практические организационно-управленческие решения в сфере своей профессиональной деятельности и готов нести за них ответственность (ОК-8); способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства в рамках профессиональной деятельности (ОК-9); способен критически оценивать свои профессиональные достоинства и недостатки, наметить пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); осознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12). В результате освоения содержания дисциплины «Психология» студент должен:
Уметь:
Владеть:
4. Объём дисциплины и виды учебной работыОбщая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы. Вид промежуточной аттестации – зачет
5. Содержание дисциплины5.1. Содержание разделов дисциплиныТема 1. Предмет психологии, ее задачи и методыСистема явлений, которые изучает современная психология. Классификация психических явлений. История развития психологического знания. Структура современного психологического знания и основные направления в психологии. Методы психологического исследования. Научные и прикладные задачи психологии. Отрасли психологии. Психология труда и инженерная психология. Психология управления. Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса. Тема 2. Развитие психики и сознания Психика как результат эволюции материи. Зависимость психики от среды и строения органов. Происхождение и развитие нервной системы живых организмов от простейших форм до ЦНС позвоночных. Развитие форм поведения живых организмов: раздражимость, тропизмы, чувствительность, инстинктивные формы поведения, Индивидуально-приобретаемые формы поведения, интеллектуальное поведение животных. Возникновение сознания человека в процессе трудовой деятельности. Сущность различий психики человека и животных. Структура психики. Сознание и бессознательное. Значение языка для формирования психических процессов. Труд и формирование сознательной деятельности. Тема 3. Чувственные формы освоения действительности Формы и ступени познания. Ощущение как элементарная форма отражения реальности. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Развитие ощущений в процессе деятельности человека: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Восприятие и его свойства. Гештальтистский и бихевиористский подход к восприятию. Восприятие пространства и движения. Восприятие времени. Нарушения восприятия – гиперстезия, галлюцинации, аффективные, вербальные и перейдолические иллюзии. Представления. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления. Внимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность. Виды внимания как уровни его развития.
Память как необходимое условие единства человеческой психики и идентичности человека. Основные мнемические процессы. Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Опосредованное или непосредственное запоминание и воспроизведение. Имплицитная и эксплицитная память. Кратковременная и долговременная память. Нарушения памяти. Рациональные способы запоминания. Мышление и его психологические характеристики. Мыслительные операции. Виды мышления. Единство языка и мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления - понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного. Рассудочно-эмпирическое мышление. Интуитивное и аналитическое мышление. Пространственное мышление. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Моделирование как форма продуктивного мышления. Мышление как процесс постановки и решения субъектом творческих задач. Этапы мыслительного процесса. Факторы, влияющие на его успешность. Мышление и решение задач в сфере экономики и бизнеса. Расстройства мышления. Интеллект и методы его оценивания. Тема 5. Эмоции и чувства. Психические состояния человека Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Функции эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и деятельность. Эмоции и общение. Эмоциональные и познавательные процессы. Эмоция как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций. Чувства как эмоционально-личностные образования. Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения. Понятие психических состояний и их свойства. Классификации психических состояний. Положительные психические состояния: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение, решительность. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность, стресс, беспокойство, тревожность, фрустрация и ее проявления: агрессия, депрессия, фиксация). Персеверации и ригидность. Специфические состояния психики человека: бодрствование и сон, медитация и гипноз, вера, эйфория и дисфория, дидактогения и ятрогения. Тема 6. Потребности и мотивы. Психическая регуляция поведения Потребности как основа мотивационных процессов. Классификации потребностей. Уровневый характер потребностной сферы. Опредмечивание потребностей. Ненасыщаемые потребности. Аддиктивность как проблема физиологической и психологической зависимости. Мотивы, их функции и виды. Формирование и развитие мотивов. Внешняя и внутренняя мотивация поведения. Уровень притязаний. Иерархическая модель мотиваций А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора решения в неопределённой ситуации. Мотивационный конфликт и его преодоление как условие совершения волевого действия. Виды мотивационных конфликтов. Уровни разрешения конфликтных ситуаций. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции.
Понятие личности в психологии. Социальная среда и личность. Основные теории личности в зарубежной психологии: психоаналитические концепции личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), психосоциальная концепция личности (Э. Эриксон), гуманистические концепции личности (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл). Концепции личности в отечественной психологической науке. Психологическая структура личности. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности. Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Типы ПНД и темперамент. Свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Проблема изменчивости темперамента. Индивидуальный подход к личности, в зависимости от темперамента. Общее представление о характере. Структура характера. Черты характера. Типологии характеров. Акцентуация характера. Характер и темперамент. Формирование характера. Понятие о способностях. Классификация способностей. Способности и деятельность. Задатки как природная предпосылка способностей. Условия развития способностей. Тема 8. Межличностные отношения Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений. Общение – основа межличностных отношений. Функции, средства и структура. Эмоциональная основа межличностных отношений. Конъюктивные и дизъюнктивные чувства. Взаимозависимость в системе межличностных отношений. Типология межличностного взаимодействия. Понятие и методы исследования кооперативного и конкурентного взаимодействия. Эмпатия, децентрация, рефлексия. Интимные межличностные отношения: привязанности и их типология, супружеская привязанности и счастье, дружба, любовь, вражда, одиночество. Возрастное развитие межличностных отношений: межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте, взаимоотношения подростков, межличностные отношения в юности, межличностные отношения взрослых. Психология малых групп. Виды и структура малой группы. Лидерство в малых группах. Виды лидерства. Психологические качества лидера. Классификации стилей лидерства. Конформизм и групповое давление. Психология межгруппового взаимодействия. Этноцентризм. Внутригрупповой фаворитизм. Внешнегрупповая дискриминация. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Организационный конфликт. Управление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература
б) дополнительная:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 10.1. Контрольные вопросы и система оцениванияТематика домашних контрольных заданий1. Составление схем: «Методы исследования в психологии»; «Психологическая организация человека», «Стадии развития психики и сознания», «Классификация ощущений», «Виды и свойства восприятия», «Виды и свойства внимания», «Виды и свойства памяти», «Классификация типов и видов мышления», «Структура личности», «Виды мотивов», «Эмоции и чувства», «Типы темперамента», «Типологии характера». 2. Написание эссе и мини-сочинений: «Почему я выбрал профессию менеджера», «Каким я вижу свое профессиональное будущее», «Известные люди моей профессии», «Наблюдательность и ее развитие», «Внимание и его развитие», «Память и ее развитие», «Мышление и его развитие», «Креативность и ее развитие», «Коммуникативные способности и их развитие», «Особенности моего темперамента», «Особенности моего характера» 3. Выполнение микроисследований по диагностике собственных познавательных процессов, мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, коммуникативной сферы. 4. Решение психологических задач по темам курса «Психология» 10.2. Уровень требований и критерии оценокТекущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются: обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов; решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения; выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов; участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа проведенной научно-исследовательской работы; написание рефератов; Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:
Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:
Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с нормативными документами вуза. 10.3. Самостоятельная работа
Разработчики:
Эксперты:
|
ещё >> |