Примерная программа дисциплины «Психология» Рекомендуется для направления - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется... 1 366.64kb.
Примерная программа наименование дисциплины «иммунология» Рекомендуется... 1 377.73kb.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 030300. 1 207.33kb.
Примерная программа рекомендуется для направления подготовки (специальности) 3 348.83kb.
Примерная программа история и философия науки Рекомендуется для направления... 1 263.22kb.
Программа дисциплины Психологическое консультирование и психотерапия... 1 210.01kb.
Программа дисциплины Саморегуляция. Аутотренинг. Медитация для направления... 1 251.25kb.
Программа дисциплины Оценка социальных программ для направления 030300. 1 166.99kb.
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический... 1 224.28kb.
Программа дисциплины Теория и методология современной психологии... 11 955.57kb.
Программа дисциплины Судебно-психологическая экспертиза личности... 1 339.57kb.
1 возрастная психология как наука: предмет и разделы 3 417.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Примерная программа дисциплины «Психология» Рекомендуется для направления - страница №1/1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ,

УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. Председателя Совета УМО

_____________Л.И. Гончаренко

«____»_______________2013 г.



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Психология»
Рекомендуется для направления «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР



Москва, 2013

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

сформировать у студентов представления о современной психологии и ее месте в системе наук;

сформировать представление о психической организации человека, о роли психологических знаний в жизни отдельно взятой личности, ее профессиональной деятельности и общества в целом;

заложить основу для умений психологического анализа поведенческих стереотипных проявлений личности;

сформировать навыки применения психологических знаний для принятия жизненно важных решений в условиях рыночной экономики.


Задачи дисциплины:

теоретическое освоение студентами современных представлений о человеке в основных направлениях психологической науки;

ознакомление с основными понятиями психологической науки: психика, сознание, личность, субъект, индивидуальность, общение, межличностные отношения.

раскрытие основных функций организации психики человека, основных познавательных психических процессов, свойств и состояний, психологических особенностей личности;

приобретение практических навыков психологического анализа стереотипных проявлений личности в общении и поведении;

понимание роли и значения психологических знаний в жизни и профессиональной деятельности в современных условиях.



2. Место дисциплины в структуре ООП:


Дисциплина «Психология» является дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по направлению «Экономика».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:


В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Психология» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

способен анализировать социально-значимые явления, процессы и их связи, происходящие в сфере своей профессиональной деятельности и в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен находить практические организационно-управленческие решения в сфере своей профессиональной деятельности и готов нести за них ответственность (ОК-8);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства в рамках профессиональной деятельности (ОК-9);

способен критически оценивать свои профессиональные достоинства и недостатки, наметить пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

осознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).

В результате освоения содержания дисциплины «Психология» студент должен:

Знать:


  • основные психологические понятия и категории, психические закономерности развития человека и общества.

Уметь:

  • анализировать процессы и явления, происходящие в личности и обществе в целом;

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

  • применять понятийно-категориальный аппарат и основные законы психологической науки в профессиональной деятельности.

Владеть:

  • навыками психологического анализа, профилактики и коррекции стереотипных проявлений личности в общении и поведении.

  • навыками организации своей психической регуляции;


4. Объём дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.

Вид промежуточной аттестации – зачет



Вид учебной работы

Часы

Семестры (триместры, модули)

1

2

Общая трудоёмкость дисциплины


72

72




Аудиторные занятия


34

34




Лекции (Л)


17

17




Практические занятия (ПЗ)


17

17




Самостоятельная работа


38

38



В семестре


38

38






5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы


Система явлений, которые изучает современная психология. Классификация психических явлений. История развития психологического знания. Структура современного психологического знания и основные направления в психологии. Методы психологического исследования.

Научные и прикладные задачи психологии. Отрасли психологии. Психология труда и инженерная психология. Психология управления. Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса.



Тема 2. Развитие психики и сознания

Психика как результат эволюции материи. Зависимость психики от среды и строения органов. Происхождение и развитие нервной системы живых организмов от простейших форм до ЦНС позвоночных. Развитие форм поведения живых организмов: раздражимость, тропизмы, чувствительность, инстинктивные формы поведения, Индивидуально-приобретаемые формы поведения, интеллектуальное поведение животных. Возникновение сознания человека в процессе трудовой деятельности. Сущность различий психики человека и животных. Структура психики. Сознание и бессознательное. Значение языка для формирования психических процессов. Труд и формирование сознательной деятельности.



Тема 3. Чувственные формы освоения действительности

Формы и ступени познания. Ощущение как элементарная форма отражения реальности. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Развитие ощущений в процессе деятельности человека: адаптация, сенсибилизация, синестезия.

Восприятие и его свойства. Гештальтистский и бихевиористский подход к восприятию. Восприятие пространства и движения. Восприятие времени. Нарушения восприятия – гиперстезия, галлюцинации, аффективные, вербальные и перейдолические иллюзии.

Представления. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления.

Внимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность. Виды внимания как уровни его развития.

Тема 4. Рациональные формы освоения действительности

Память как необходимое условие единства человеческой психики и идентичности человека. Основные мнемические процессы. Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Опосредованное или непосредственное запоминание и воспроизведение. Имплицитная и эксплицитная память. Кратковременная и долговременная память. Нарушения памяти. Рациональные способы запоминания.

Мышление и его психологические характеристики. Мыслительные операции. Виды мышления. Единство языка и мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления - понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного. Рассудочно-эмпирическое мышление. Интуитивное и аналитическое мышление. Пространственное мышление. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Моделирование как форма продуктивного мышления.

Мышление как процесс постановки и решения субъектом творческих задач. Этапы мыслительного процесса. Факторы, влияющие на его успешность. Мышление и решение задач в сфере экономики и бизнеса.

Расстройства мышления.

Интеллект и методы его оценивания.



Тема 5. Эмоции и чувства. Психические состояния человека

Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Функции эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и деятельность. Эмоции и общение. Эмоциональные и познавательные процессы. Эмоция как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций. Чувства как эмоционально-личностные образования. Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения.

Понятие психических состояний и их свойства. Классификации психических состояний. Положительные психические состояния: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение, решительность. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность, стресс, беспокойство, тревожность, фрустрация и ее проявления: агрессия, депрессия, фиксация). Персеверации и ригидность.

Специфические состояния психики человека: бодрствование и сон, медитация и гипноз, вера, эйфория и дисфория, дидактогения и ятрогения.



Тема 6. Потребности и мотивы. Психическая регуляция поведения

Потребности как основа мотивационных процессов. Классификации потребностей. Уровневый характер потребностной сферы. Опредмечивание потребностей. Ненасыщаемые потребности. Аддиктивность как проблема физиологической и психологической зависимости.

Мотивы, их функции и виды. Формирование и развитие мотивов. Внешняя и внутренняя мотивация поведения. Уровень притязаний. Иерархическая модель мотиваций А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора решения в неопределённой ситуации. Мотивационный конфликт и его преодоление как условие совершения волевого действия. Виды мотивационных конфликтов. Уровни разрешения конфликтных ситуаций.

Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции.

Тема 7. Психология личности

Понятие личности в психологии. Социальная среда и личность. Основные теории личности в зарубежной психологии: психоаналитические концепции личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), психосоциальная концепция личности (Э. Эриксон), гуманистические концепции личности (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл). Концепции личности в отечественной психологической науке. Психологическая структура личности.

Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности.

Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Типы ПНД и темперамент. Свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Проблема изменчивости темперамента. Индивидуальный подход к личности, в зависимости от темперамента.

Общее представление о характере. Структура характера. Черты характера. Типологии характеров. Акцентуация характера. Характер и темперамент. Формирование характера.

Понятие о способностях. Классификация способностей. Способности и деятельность. Задатки как природная предпосылка способностей. Условия развития способностей.



Тема 8. Межличностные отношения

Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений. Общение – основа межличностных отношений. Функции, средства и структура.

Эмоциональная основа межличностных отношений. Конъюктивные и дизъюнктивные чувства.

Взаимозависимость в системе межличностных отношений. Типология межличностного взаимодействия. Понятие и методы исследования кооперативного и конкурентного взаимодействия.

Эмпатия, децентрация, рефлексия.

Интимные межличностные отношения: привязанности и их типология, супружеская привязанности и счастье, дружба, любовь, вражда, одиночество. Возрастное развитие межличностных отношений: межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте, взаимоотношения подростков, межличностные отношения в юности, межличностные отношения взрослых.

Психология малых групп. Виды и структура малой группы. Лидерство в малых группах. Виды лидерства. Психологические качества лидера. Классификации стилей лидерства.

Конформизм и групповое давление.

Психология межгруппового взаимодействия. Этноцентризм. Внутригрупповой фаворитизм. Внешнегрупповая дискриминация.

Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Организационный конфликт. Управление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Психология делового общения

*




*

*

*

*




*

2.

Психологические аспекты эффективного управления

*







*

*




*




3.

Социология

*



















*

4.

Деловая этика













*

*

*




5.

Политология













*







*


5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п


Наименование раздела и темы

дисциплины


Трудоёмкость в часах

Всего часов


Аудиторная работа



Внеауди-торная (самостоя-тельная) работа

Общая

Лек-ции


Семинары и/или практи-ческие занятия

Общая


1

Предмет психологии, ее задачи и методы.

8

4

2

2

4

2

Психика и организм.

8

4

2

2

4

3

Чувственные формы освоения действительности.

8

4

2

2

4

4

Рациональные формы освоения действительности.

8

4

2

2

4

5

Психология личности.

10

4

2

2

6

6

Потребности и мотивы поведения. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности

10

4

2

2

6

7

Психические состояния человека.

8

4

2

2

4

8

Межличностные отношения.

12

6

3

3

6




Итого:

72

34

17

17

38



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Гуревич П.С. Психология: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 608 с.

  2. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс.— СПб.: Питер, 2009.— 304 с.

  3. Психология для направления «Экономика»: Учебник для студ. учреждений высшего проф. образ. / Под ред. Е.А. Соловьевой, И.В. Троицкой.— М.: Академия, 2011 .— 253 с.

  4. Руденко А.М. Психология: Учебник для студентов вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. – 556 с.

  5. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов.— СПб: Питер, 2010.— 592 с.

  6. Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: Учебник для бакалавров. – М.: ИТК Дашков и К, 2013. – 520 с.

б) дополнительная:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2012.— 362 с.

  2. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта МПСИ. – 2008. – 240с.

  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.- метод. пособие по курсу «Психология человека». – М.: Пед. о-во России, 1999. – 275 с.

  4. Крысько В.Г. Психология. Курс лекций: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013.— 251 с.

  5. Личность. Теории, упражнения, эксперименты/ Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704 с.

  6. Практическая психология для экономистов и менеджеров: Учебное пособие / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 364 с.

  7. Психология личности. Учебное пособие / Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с.

  8. Психология: Учебник для экономических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина.— СПб.: Питер, 2000. — 671 с.

  9. Сутормина Л.И. Основы психологии: Уч. пособие для экономических вузов. – М.: Market DS, 2008. – 169 с.

  10. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Библиотека «Психея» – http://psycheya.ru.

  2. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info

  3. Журнал «Вопросы психологии» – www.voppsy.ru

  4. Педагогическая библиотека – www.pedlib.ru
  5. Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры http://www.psylib.kiev.ua/


  6. Психология на русском языке – http://www.psychology.ru.

  7. Электронная библиотека Куб – www.koob.ru.


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

10.1. Контрольные вопросы и система оценивания

Тематика домашних контрольных заданий


1. Составление схем: «Методы исследования в психологии»; «Психологическая организация человека», «Стадии развития психики и сознания», «Классификация ощущений», «Виды и свойства восприятия», «Виды и свойства внимания», «Виды и свойства памяти», «Классификация типов и видов мышления», «Структура личности», «Виды мотивов», «Эмоции и чувства», «Типы темперамента», «Типологии характера».

2. Написание эссе и мини-сочинений: «Почему я выбрал профессию менеджера», «Каким я вижу свое профессиональное будущее», «Известные люди моей профессии», «Наблюдательность и ее развитие», «Внимание и его развитие», «Память и ее развитие», «Мышление и его развитие», «Креативность и ее развитие», «Коммуникативные способности и их развитие», «Особенности моего темперамента», «Особенности моего характера»

3. Выполнение микроисследований по диагностике собственных познавательных процессов, мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, коммуникативной сферы.

4. Решение психологических задач по темам курса «Психология»


10.2. Уровень требований и критерии оценок


Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:

обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;

решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;

выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;

участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа проведенной научно-исследовательской работы;

написание рефератов;

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:



  1. оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных заданий, написание рефератов, выступления с докладами, участия в дискуссии на семинарских занятиях и др.);

  2. оценки итоговых знаний в ходе зачета.

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:

№ п/п

Вид отчетности

Баллы

1.

Работа в семестре

40

2.

Зачет

60

3.

Итого:

100

Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с нормативными документами вуза.


10.3. Самостоятельная работа


п/п


№ раздела (темы)

дисциплины



Форма

самостоятельной работы



Трудо-

ёмкость в часах



1

1

Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов.

Составление схем:

а) «Методы исследования в психологии»;

б) «Мир психических явлений».


1

2
1


1

2

2

Работа с учебной литературой.

Составление схемы «Историческое развитие психики и сознания».



2

2


3

3

Работа с учебной литературой.

Подготовка к интерактивному семинару. Выполнение творческих заданий.



1

2

1



4

4

Работа с учебной литературой.

Подготовка к интерактивному семинару. Выполнение творческих заданий.



1

2

1



5

5

Работа с учебной литературой.

Подготовка к деловой игре.



2

4


6

6

Работа с учебной литературой.

Подготовка к семинару-дискуссии. Выполнение творческих заданий.



3

2

1



7

7

Работа с учебной литературой.

Выполнение творческих заданий.



2

2


8

8

Работа с учебной литературой.

Выполнение творческих заданий.



4

2


ИТОГО:

38


Разработчики:

Финансовый университет

Зав. кафедрой «Прикладная психология»

В.С. Трипольский

Финансовый университет

доцент кафедры «Прикладная психология»

Н.Т.Колесник


Эксперты:

МГТУ им. Шолохова

Профессор кафедры «Социальная и педагогическая психология»

Е.А.Сорокоумова

МГОУ

Декан факультета психологии

А.В. Булгаков





Трудно быть хорошим соседом в плохом соседстве. Уильям Касл
ещё >>