Приложение 1 Приоритеты социально-экономического развития городского округа «город Якутск»: общественное мнение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приложение №2 в редакции решения Совета городского округа город Салават 1 137.08kb.
Отчет главы Администрации городского округа город Салават Республики... 5 890.04kb.
Администрация городского округа город Рыбинск Управление экономического... 1 154.75kb.
Заключение Контрольно-счетной комиссии городского округа «город Каспийск»... 1 108.74kb.
Городского округа «город якутск» 1 36.87kb.
Пояснительная записка к докладу главы администрации 4 843.1kb.
Отчет Главы городского округа Чапаевск о результатах его деятельности... 8 1459.59kb.
Доклад основные итоги социально-экономического развития муниципального... 8 1056.1kb.
Доклад основные итоги социально-экономического развития муниципального... 8 1000.5kb.
Управление экономического развития Итоги социально-экономического... 16 1284.16kb.
Доклад основные итоги социально-экономического развития муниципального... 8 1171.54kb.
Городская агломерация как социальное пространство: подходы к исследованию 1 125.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Приложение 1 Приоритеты социально-экономического развития городского округа «город - страница №1/1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приоритеты социально-экономического развития городского округа «город Якутск»: общественное мнение
1. Социолого-коммуникативный подход в разработке стратегии.

Практика применения социологических процедур в разработке стратегии развития территории широко используется в международном и российском социально-экономическом планировании. Методология разработки стратегии развития муниципального образования, наиболее приемлемая на современном этапе, строится на сочетании трех подходов1: экономико-математического, сценарного и социолого-коммуникативного, предполагающего за счет социологических процедур получить недостающую информацию, обеспечить вовлечение в процесс сбора информации, выявления проблем и перспектив развития муниципального образования, выработку решений активной части сообщества и хозяйствующих субъектов.

Практическая или прикладная социология, получившая бурное развитие в США в 30-е годы 20 века, обеспечила возможность осуществления обратной связи с объектом исследования – социумом и социальными группами, предложила методологию, позволяющую получать достоверные данные о социальных явлениях и процессах, опираясь на опросные технологии и методы математической статистики. С тех пор ни один новый товар массового спроса не появляется на прилавках магазинов без предварительной социологической экспертизы на востребованность (маркетинг), как и ни одна предвыборная кампания, будь то на местном, региональном или федеральном уровне, не обходится без социологического изучения электоральных предпочтений населения, выявления рейтинга различных политических сил и их лидеров.

Применение методов социологической науки в управленческой деятельности, в процессе разработки и принятия управленческих решений, затрагивающих базовые интересы широких слоев общества, является сегодня неотъемлемой составляющей системы государственного управления.


Базовым методом сбора первичной социологической информации относительно процессов, происходящих в социальных сообществах, по праву считается массовый опрос. Одним из краеугольных камней для проведения массового опроса является расчет оптимальной выборки. В социологии еще не придумано единой и четкой формулы, используя которую можно рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности. Определение объема выборочной совокупности - проблема не столько статистическая, сколько содержательная, т.к. объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, в том числе от целей и задач, теоретической модели, гипотез и методов исследования, степени однородности генеральной совокупности.

Процедура расчета объема выборки — цепь бесконечных компромиссов между стремлением к точности и ограниченностью ресурсов, дефицитом времени и неполнотой сведений об изучаемом явлении. Слишком большая выборка потребует излишних затрат, а слишком маленькая понизит качество результатов.

Поскольку выборочная совокупность — это часть генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов, — важно, чтобы эта часть не искажала представления о целом, т.е. репрезентировала его. Институт Гэллапа в США проводит регулярные опросы по национальной выборке объемом в 1,5 тыс. человек и достигает поразительной точности (ошибка выборки составляет от 1 до 1,5%). Центр «Социо-Экспресс» Института социологии РАН проводит всероссийские исследования на выборке объемом в 2 тыс. человек, при этом ошибка выборки не превышает 3%. Однако даже огромная выборка не гарантирует успеха, если генеральная совокупность «плохо перемешана», т.е. является неоднородной. Однородной считается такая совокупность, в которой контролируемый признак распределен равномерно, не образует пустот или сгущений. В этом случае, опросив нескольких человек, можно получить точную информацию о распределении этого признака в генеральной совокупности. Таким образом, на репрезентативность данных влияют не количественные характеристики выборочной совокупности (ее объем), а качественные характеристики генеральной совокупности — степень ее однородности2.

Для сбора данных по генеральной совокупности, превышающей 300 000 человек, практическая социология предлагает использовать выборку в пределах 500 респондентов, на которых моделируются основные качественные характеристики генеральной совокупности. Для опроса городских агломераций предпочтение отдается квотной выборке, рассчитанной в соотношении с поло-возрастными и образовательными характеристиками проживающего на территории города населения.

Следуя общепринятой методике при разработке стратегии развития городского округа «город Якутск» был определен размер выборки, ориентированной на 8 городских округов по 100 респондентов на каждый. Соответственно в опросе приняло участие 800 человек, проживающих в отельных округах города Якутска. Расчет качественных параметров выборки базировался на статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я).

Генеральная совокупность (население г. Якутска от 18 лет и старше) – 204862 человек. Размер выборки – 800 человек. Доверительная вероятность (точность)3 – 95%. Доверительный интервал ("погрешность" ± %)4 – 3.46.



Расчет выборочной совокупности по г. Якутску


ВОЗРАСТ/ПОЛ

генеральная совокупность, чел.

(городское население)5



соотношение, %

всего

муж

жен

всего

муж

жен

18-19 лет

9398

4151

5247

4,6

2,0

2,6

20-29 лет

65619

29807

35812

32,1

14,5

17,6

30-39 лет

42488

20032

22456

20,7

9,8

10,9

40-49 лет

34152

15382

18770

16,7

7,5

9,2

50-59 лет

29323

12098

17225

14,3

5,9

8,4

60 и старше

23882

8175

15707

11,6

4,0

7,6

ИТОГО

204862

89645

115217

100,0

43,7

56,3




выборочная совокупность, чел.

выборка для 1 округа, чел.

всего

муж

жен

всего

муж

жен

18-19 лет

36

16

20

5

2

3

20-29 лет

257

116

141

32

14

18

30-39 лет

166

78

88

21

10

11

40-49 лет

134

60

74

16

7

9

50-59 лет

114

48

66

14

6

8

60 и старше

93

32

61

12

5

7

ИТОГО

800

350

450

100

44

56



ОБРАЗОВАНИЕ

генеральная совокупность, чел.

(по данным

Переписи 2002 г.)6


соотношение, %

выборочная совокупность, чел.

выборка

для 1 округа,

чел.


высшее, н/высшее

275

27,5

220

30

среднее спец-е и нач-е проф-е

357

35,7

286

35

среднее общее

353

35,3

294

35

нет образования

4

0,4

не указали

11

1,1

ИТОГО

на 1000 чел. нас-я

100,0

800

100

Метод обработки данных: для обработки данных используется программное приложение SPSS.

Метод анализа данных:


  • для анализа социологических данных используется метод анализа линейных распределений по массиву опрошенных.

  • для выявления корреляционной зависимости между двумя и более случайными признаками или факторами использован корреляционный анализ социологических данных.

2. Цели и задачи исследования.

Основным ориентиром или целью разработки стратегического плана развития муниципального образования является качество жизни населения, проживающего на его территории. Данная категория включает различные группы параметров, сводимых, так или иначе, к следующим разделам:

- жилищно-бытовые условия;

- здоровье;

- питание;

- чистая окружающая среда;

- наличие и доступность необходимых услуг;

- безопасность;

- образование;

- возможность участия в жизни общества.

Кроме того, категория «качество жизни» имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению с которыми можно судить о степени их удовлетворения. С другой стороны, потребности людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей, и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни всегда выступает в двух формах: 1) степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов; 2) удовлетворенность качеством жизни самих людей.

Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования предполагает внедрение системы индикаторов, необходимых для осуществления контроля за ходом ее реализации. Основу индикаторов составляют научно обоснованные нормативы потребностей людей, о которых шла речь выше. Социологические опросы являются дополнительным средством

выявления целевых показателей, достижение которых позволит зафиксировать эффективность реализованных мероприятий, включенных в стратегический план.

С помощью обратной связи можно оценить уровень удовлетворенности/неудовлетворенности населения текущим состоянием функционирования городского хозяйства, выявить ключевые потребности горожан. Зафиксированное в ходе опроса мнение населения помогает выявить уровень притязаний, который горожане предъявляют к администрации, ответственной за управление муниципальным образованием. Социологические данные позволят оценить достоверность и востребованность целевых ориентиров социально-экономического развития города Якутска, полученных на основе сбора статистической информации о текущем состоянии экономики и социальной сферы города. Полученные сведения позволят определить разрывы, возникающие между спроектированными параметрами и реальными потребностями населения и скорректировать индикаторы, необходимые для последующего мониторинга.

Цель исследования: выявление потребностей жителей г.Якутска для определения целевых количественных индикаторов, повышающих качество жизни населения.

Задачи исследования:



  • изучить мнение населения г. Якутска по удовлетворенности качеством жизни;

  • выявить проблемы, препятствующие повышению удовлетворенности населения г. Якутска качеством жизни;

  • выявить уровень предпринимательской активности у населения г. Якутска;

  • выявить отношение населения к деятельности администрации г. Якутска за последние 5 лет.

Объект исследования: население г. Якутска в возрасте от 18 лет и старше

Методология:

Ключевые понятия: уровень жизни, удовлетворенность качеством предоставляемых услуг, целевые ориентиры социально-экономического развития.

Операционализация ключевых понятий: Целевые ориентиры социально-экономического развития городского округа формируются на основе проектирования ключевых показателей, характеризующих уровень жизни населения. Данные опроса населения городского округа по уровню удовлетворенности предоставляемыми услугами служат основой для корректировки спроектированных показателей уровня жизни, а также для определения количественных индикаторов по их достижению. В ходе опроса выявляются также приоритеты развития на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу, которые находят отражение в определении программ и мероприятий по этапам их реализации


3. Приоритетные направления развития городского округа «город Якутск» (результаты социологического опроса).

Всего в социологическом исследовании приняло участие 800 респондентов, представляющих 8 округов г. Якутска (по 100 человек в каждом округе). Распределение участников опроса по поло-возрастным и образовательным характеристикам соответствовало социально-демографической ситуации, представленной в статистических данных по городу Якутску. В опросе участвовало 45% мужчин, 55% женщин, из них 58% - саха, 34% - русские, 4% - представители малочисленных народов Севера, 4% - другие национальности. 35% опрошенных имеют средне-специальное образование, 38% - высшее и незаконченное высшее, 25% - среднее, 2%- неполное среднее. Распределение по возрасту: 18-19 лет - 5,9% 20-29 лет - 33,8%, 30-39 лет - 20%, 40-49 лет - 17,6%, 50-59 лет - 12,5%, 60 лет и старше - 10,3%.

В ходе исследования выявлено, что в Центральном округе г. Якутска проживает больше пожилого населения (13%) и молодежи до 20 лет (7%), чем в других городских округах. В Гагаринском (75%) и Промышленном (72%) сконцентрировано население в экономически активном возрасте. В Гагаринском (45%) и Строительном (42%) округах проживает больше людей с высшим образованием, в Сайсарском (30%) со средним образованием. В Центральном округе (65%) преобладают саха, в Гагаринском (48%), Сайсарском округах (45%) проживает большее число русских, чем в других округах. В Октябрьском округе (10%) проживает больше представителей других национальностей. С точки зрения профессиональной принадлежности, отдельные городские округа имеют характерные особенности. Так, в Губинском (8%), Промышленном (7%), Автодорожном (7%) округах процент руководителей выше, чем в других районах города. Октябрьский (32%) и Сайсарский (26%) округа можно охарактеризовать как место проживания высококвалифицированных специалистов. Служащие среднего звена проживают преимущественно в Строительном (17%) и Губинском (15%) округах. Работники правоохранительных органов в Центральном (13%), предприниматели в Строительном (5%), работники сферы услуг в Промышленном (14%) и Центральном (13%), рабочие в Автодорожном (16%), учащиеся, студенты в Строительном (20%), Октябрьском (19%), Промышленном (19%), неработающие пенсионеры, инвалиды в Промышленном (13%), Центральном (11 %), безработные в Гагаринском (5%), Сайсарском (6%), домохозяйки в Гагаринском (9%), Губинском (6%), Октябрьском (6%).

Другой интересной особенностью окружной специализации можно назвать выявленные в ходе опроса данные о семейном положении проживающего в округах населения. Так, Автодорожный округ преимущественно семейный район (52% - замужем, женаты, 14% - имеют три ребенка, 7% - четыре ребенка), Губинский округ характеризуют неустойчивые семейные отношения (16% - гражданские браки, 11% - разведены), в Центральном округе живет больше одиноких людей (44% - не замужем, 44% - нет детей).

По данным проведенного опроса обеспеченность жильем в городе находится на уровне 54%. Из них 46,9% имеют собственную квартиру в многоквартирном каменном доме, 7,5% - собственную квартиру в многоквартирном деревянном доме, 8 % имеют собственный частный дом. 30,9% опрошенных проживают у родственников, знакомых или снимают жилье, 3,8% живут в общежитии. Наиболее остро стоит проблема жилья в Гагаринском (45%) и Промышленном (38 %) округах

Практически у половины опрошенных жителей города (44%) совокупные доходы семьи не превышают 30 тыс. рублей в месяц. К низкодоходным округам (до 30 тыс. рублей в месяц) можно отнести Автодорожный (59%), Гагаринский (62%), Промышленный (55%). Высокодоходные округа (от 50 тыс. рублей в месяц и выше): Губинский (32%), Октябрьский (30%), Центральный ( 36%) (диаграмма 1).


Диаграмма 1.

Меньше половины городского населения живет на заработную плату.

Большинство имеет дополнительные источники доходов, в основном социального характера. 40,5% получают стипендию, различные пособия, пенсию, 12,3% имеют дополнительный заработок, 8,3%опираются на поддержку родственников, друзей и знакомых. Появляется тенденция на использование ренты как источника семейного дохода. 1,6% опрошенных сдают квартиру в аренду. Если спроецировать эти данные на реальную ситуацию, то более 3 000 горожан сегодня имеют не единственную квартиру и активно пользуются рентой. В окружном разрезе ситуация с источниками доходов несколько различается. В Гагаринском округе население больше полагается на подработку (24%), в Губинском и Центральном округах больший процент тех, кто использует ренту (3%), в Сайсарском округе больше, чем в других округах горожане живут в том числе и за счет личного подсобного хозяйства (4%), в


Строительном округе больше тех, кто ориентируется на поддержку родственников, друзей (18%).

По данным опроса, «богатых» и «бедных» в городе равное соотношение. 9% опрошенных ни в чем себе не отказывают, 9% еле сводят концы с концами. «Богатых» больше в Центральном округе (17%), «бедных» в


Промышленном (15%). 46% можно отнести к «среднему классу», средств хватает на все, кроме роскоши и недвижимости. «Средний класс» характерен для Автодорожного округа (59%). 25% - класс «ниже среднего», живет от зарплаты до зарплаты, характерен для Промышленного округа (34%). 11% опрошенных затруднились ответить на вопрос об уровне собственного благосостояния и могут быть отнесены к любому из классов, таковых больше в Гагаринском округе (22%).

Треть населения города по данным опроса составляют коренные жители. Рост населения обеспечивается стабильным закреплением пришлого населения, начавшимся в 1990-е годы. Приток за пятилетие составил около 17% (диаграмма 2).

Диаграмма 2.

Старожилы сконцентрированы в Губинском (36%), Центральном округах (37%). Пришлое население закрепляется в большей степени в Сайсарском (32%), Промышленном (29%), Автодорожном округах (26%).

Горожане любят свой город (73%).
Больше всего патриотически настроенных жителей в Промышленном округе – 57%.Равнодушны к проблемам города преимущественно жители Губинского округа (35%).

Миграционные настроения среди жителей города не ярко выражены (11,9%). Население ориентировано на активную, творческую и приносящую более высокий уровень оплаты труда работу (32,9%). Наиболее активны по всем параметрам жители Гагаринского округа. Среди них ярко выражено стремление к обеспечению жильем (52%), к обучению (16%). При этом создание семьи и рождение детей занимают последнее место в рейтинге жизненных планов горожан. В тоже время горожане стремятся обеспечить свою занятость за счет наемного трудоустройства, что подтверждается низким уровнем предпринимательской инициативы (8%).

Население Октябрьского (72%), Центрального (67%), Промышленного округов (68%) преимущественно связывает свою будущую жизнь с Якутском.
Стремление покинуть город превалирует у жителей Губинского округа (22% - хотели бы уехать в центр, 13% - хотели бы уехать за границу).

Достаточно остро, по мнению населения, в городе стоит проблема занятости (58%). Однако при общем положительном отношении к предпринимательству (76%), только 11,8% собираются открыть свое дело. 36,8% не намерены стать предпринимателями. Треть горожан предпочитают не торопиться с открытием малого бизнеса (32,1%). Такое отношение может быть объяснено тем, что из небольшого числа (6%) городских предпринимателей половина испытывают затруднения с получением стабильных доходов. Только 42% малых предпринимателей имеют устойчивый бизнес.

Из 336 человек, собирающихся начать новое дело, предпочтение отдается торговле, общепиту и строительству. Оценивая перспективы развития предпринимательства в городе, население также ставит на первое место торговлю (29,4%), далее следует строительство (28,5%) и общепит (18,8%). На четвертом месте находятся образовательные услуги (15,4%), туризм (14,9%), разработка программных продуктов (14,4%).

В городе достаточное количество салонов красоты и парикмахерских (68,8%), магазинов и торговых центров (68,4%), развлекательных центров (66,9%) и совершенно недостаточное число объектов образовательно-воспитательного и оздоровительного характера. Не хватает в первую очередь детских садов (77%) (особенно в Автодорожном округе – 91%), спортивных площадок на улицах (67%) (особенно в Промышленном – 79%), детских площадок во дворах (66,6%) (особенно в Автодорожном - 82%).

Горожане считают, что жизнь в Якутске либо такая же, как в других субъектах РФ (33%), либо хуже и труднее, чем в других регионах (31%).
Сайсарский и Строительный округа имеют полярные мнения. Здесь больше всего тех, кто считает, что жизнь в Якутске лучше (23%) и тех, кто имеет противоположное мнение, что жизнь в Якутске хуже (37-38%).

Большинство горожан считает, что в жизни города имеются изменения в лучшую сторону (70%). Особенно заметно это для жителей Октябрьского (80%), Центрального (85%) округов. Значительные изменения отмечают жители Октябрьского (41%), Сайсарского (35%) округов.

Среди основных улучшений жители выделяют в первую очередь строительство нового жилья (79,5%), во-вторых, изменения внешнего облика города (64,8%), в-третьих, развитие возможностей для спорта (64,3%).

По мнению населения не меняется в лучшую сторону работа ЖКХ (49,6%), качество работы городского пассажирского транспорта (49,5%), решение проблем с детсадами и школами (нехватка мест) (47,1%).

Давая в целом удовлетворительную оценку деятельности окружной администрации, горожане выделяют работу А.С.Николаева в качестве главы. Хорошо его работу оценивает 24,1% опрошенных, особенно население Октябрьского округа (31%). Деятельность городского собрания депутатов и окружного депутата для трети населения неизвестна, что соответственно вызывает затруднения в оценке их работы (30,4% -затрудняются оценить деятельность городского собрания, 32,9% - деятельность своего депутата) (диаграмма 3). Особенно плохо информированы о работе городского депутатского корпуса жители Гагаринского округа (50%).

Диаграмма 3.



Работа управ и управляющих компаний вызывает у населения большее неудовлетворение по сравнению с другими органами городского управления. 15,9% плохо оценивает работу своей управляющей компании или ТСЖ, 13,4% не удовлетворены деятельностью окружного управы. Хуже всего в этом отношении обстоят дела в Промышленном округе (32% - ставят «плохо» управляющей компании, 22% - «плохо» окружному управе).

К достижениям деятельности городской Администрации население относит изменения внешнего облика городской среды, проведенный ремонт дорог, благоустройство улиц и дворов. К недостаткам работы Администрации причисляют те же проблемы (таблица 1). Это свидетельствует о правильности выбранного курса на искоренение существующих проблем и необходимости его продолжения в ближайшей перспективе.

Таблица 1.






Каковы, на Ваш взгляд, основные ДОСТИЖЕНИЯ деятельности Администрации г. Якутска

за последние 5 лет

кол-во упоминаний

в %-х

1

строительство нового жилья, новых зданий

74

20,7

2

состояние дорог (содержание, ремонт и т.д.)

68

19,0

3

внешний облик города, уют городской среды, благоустройство улиц, дворов

60

16,7

4

развитие возможностей для спорта

56

15,6

5

решение проблем детства (детсады, школы, площадки и т.д.)

24

6,7

6

в сфере культуры (ценности, досуг, мероприятия и т.д.)

20

5,6




Каковы, на Ваш взгляд, основные НЕДОСТАТКИ

деятельности Администрации г. Якутска

за последние 5 лет


кол-во упоминаний

в %-х

1

неудовлетворительное состояние дорог

88

22,6

2

недостаточное благоустройство, озеленение, уборка улиц, освещение

70

18,0

3

недоступность качественного образования (проблемы с детсадами, школами и т.д.)

31

8,0

4

плохая работа администрации города (коррупция, бюрократизм, невнимание, некомпетентность, плохой имидж и т.д.)

29

7,5

5

высокая преступность, алкоголизация населения

26

6,7

6

плохая работа жилищно-коммунальных служб

22

5,7

Наиболее действенным средством обратной связи с городскими властями население считает прямое общение. При этом предпочтение отдается личному обращению с проблемой к главе Администрации, вместо обращения к депутатам. Рейтинг недоверия депутатскому корпусу, таким образом, можно оценить как более высокий по сравнению с недоверием к администрации. Хотя именно депутаты по определению должны выполнять роль посредника между властью и населением (диаграмма 3).

Диаграмма 3.

Главной проблемой, препятствующей сегодня развитию города, большинство опрошенных (70,5%) считает алкоголизацию населения, наркоманию (диаграмма 4). Следующая по напряжению проблема связана с доходами населения, не позволяющими в полной мере обеспечить требуемое качество жизни, которая для половины населения слишком дорога. 47,5% тревожат высокие цены, 52,5% считают свою зарплату низкой. Как отмечалось выше, 24 % горожан имеет совокупный семейный доход, не превышающий 20 тыс. рублей в месяц, что для части населения (13,3%) уже считается порогом бедности. В целом же, для основной части опрошенных 30 тыс. рублей в месяц считается достаточным доходом для среднего класса (диаграмма 6.)

Диаграмма 6.


Другой значимой проблемой, мешающей городскому развитию, население считает проблему безопасности, включая взяточничество и коррупцию (41%), преступность (24,4%), невозможность приобрести жилье (25,9%), приток мигрантов (18%), личную безопасность граждан (21,3%).

Диаграмма 4.

Тем не менее, только 5% участников опроса считает, что их жизнь

Тем не менее, только 5% опрошенных считает, что их жизнь становится хуже (в Промышленном округе таковых больше всего – 11%). 29 % напротив уверено, что все в их жизни улучшается (особенно в Октябрьском округе- 33%).

Более того, большинство опрошенного населения (67%) в большей (21%) или меньшей степени (46%) верит в возможность собственного участия в решении городских проблем. Таким образом, горожане (особенно население Центрального(73%), Строительного (71%) и Автодорожного (71%) округов представляют значительный потенциал для реализации различных общественных инициатив в интересах городского развития.

Приоритетными население города считает решение задач, представленных в таблице 2.



Таблица 2.




Если появится возможность вложения

инвестиций в экономику города, то, как Вы считаете,

во что они должны быть направлены:

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

кол-во упоминаний

в %-х

1

на решение проблем с детсадами, школами

59

16,1

2

на ремонт дорог

47

12,8

3

на здравоохранение

55

15,0

4

на строительство

50

13,6

5

на благоустройство города

27

7,4

6

на образование

24

6,5

7

на доступное жилье

15

4,1

8

на социальную сферу, на социальные нужды

14

3,8

9

на ЖКХ

13

3,5




Если появится возможность вложения

инвестиций в экономику города, то, как Вы считаете,

во что они должны быть направлены:

В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

кол-во упоминаний

в %-х

1

на дороги

27

12,5

2

на благоустройство города

26

12,0

3

вложить на будущее детям (в том числе на решение проблем с детсадами, школами, постройки детских площадок и т.д.)

20

9,2

4

на строительство

20

9,2

5

на здравоохранение

13

6,0

6

на образование

12

5,5

7

на транспорт

11

5,1

8

на туризм

10

4,6



4. Индикаторы, отражающие субъективную сторону категории «качество жизни».

Основные выводы, полученные в результате проведенного опроса, отвечают четырем основным задачам исследования и направлены на решение основной проблемы – корректировку индикаторов, выработанных в рамках экономико-математического подхода к их разработке, включая следующие основные разделы категории «качество жизни»:

- жилищно-бытовые условия;

- здоровье;

- питание;

- чистая окружающая среда;

- наличие и доступность необходимых услуг;

- безопасность;

- образование;

- возможность участия в жизни общества.

Таким образом, четыре вывода по каждой из решаемых задач, могут быть сформулированы следующим образом:

1. Удовлетворенность качеством жизни населения г. Якутска находится на уровне не выше среднего.

Для трети горожан (34%) жизнь в городе – это вопрос выживания «от зарплаты до зарплаты». 24% городского населения имеют доход до 20 тыс. рублей, который, по мнению большинства, является порогом бедности. Треть горожан (30,9%) не имеет собственного жилья (аренда, жизнь у родственников). В структуре доходов практически половины горожан весомую роль играют социальные пособия (40,5%) и вторичная занятость (12,5%). В сети объектов социальной инфраструктуры превалирует индустрия спорта, развлечений, шопинга.

2. Основные проблемы, препятствующие повышению удовлетворенности населения качеством жизни, могут быть объединены в три ключевых блока:

1. Безопасность проживания:


  • распространена алкоголизация, наркомания;

  • высокий уровень преступности;

  • загрязненность территории бытовыми отходами и пылью;

  • плохая работа ЖКХ;

  • приток мигрантов.

2. Структура занятости:

  • нехватка рабочих мест;

  • ограничены условия для развития самозанятости;

  • высокие цены, дороговизна жизни.

3. Создание семьи:

  • недоступность жилья;

  • недоступность качественного здравоохранения;

  • неразвитость социальной сферы (детские сады, школы);

  • недоступность качественного образования.

3. Уровень предпринимательской активности у населения г. Якутска может быть определен как не достаточно высокий. Однако имеется тенденция к его увеличению.

Большинство населения (58%) считают актуальной проблему занятости. Однако доля занятых в секторе предпринимательства не превышает 10%. Для половины (52%) бизнес не приносит желаемых результатов. Тем не менее, 11,1% собираются в ближайшей перспективе заняться бизнесом, 32% планируют в более отдаленной перспективе. Наиболее перспективными отраслями считают торговлю, строительство, ресторанный бизнес, предоставление образовательных услуг и туризм. Производственный, сельско-хозяйственный, консалтинговый сектора развития малого предпринимательства не вызывают интереса у предпринимателей.

4. Население в целом оценивает деятельность городской администрации на «удовлетворительно».

Деятельность главы администрации оценивается выше работы администрации, городского собрания депутатов, окружных депутатов, глав управ, руководителей ТСЖ. Население придает большое значение личному обращению к главе или его представителям как эффективному средству взаимодействия с городскими властями. Большинство горожан (67%) готово непосредственно участвовать в решении проблем жизни города. 70% отмечают произошедшие за последние 5 лет изменения к лучшему в социально-экономической ситуации в городе (строительство новых объектов). 73% горожан любят свой город. 60% связывают свое будущее с г. Якутском и планируют сделать карьеру (32,9%) и обеспечить себя жильем (26,5%).

Таким образом, значимыми для населения города Якутска индикаторами, отражающими повышение качества жизни по результатам исследования можно считать следующие:

1. Раздел «Жилищно-бытовые условия»

первоочередные задачи

- обеспечение доступности жилья (снижение стоимости жилого фонда, реализация программ государственной поддержки приобретения жилья, предоставление бесплатного жилья)

перспективные задачи

- модернизация жилищно-коммунального хозяйства (внедрение новых технологий энерго, тепло и водообеспечения).

2. Раздел «Здоровье»

первоочередные задачи:

- снижение числа горожан, злоупотребляющих алкоголем и наркотической зависимостью;

перспективные задачи:

- увеличение числа поликлиник и больниц;

- увеличение числа оздоровительных центров,

- увеличение числа специалистов медицинских учреждений, прошедших программы повышения квалификации и имеющих необходимую специализацию.

3. Раздел «Чистая окружающая среда»;

первоочередные задачи:

- увеличение числа отремонтированных дорог;

- увеличение числа благоустроенных детских дворовых площадок;

- увеличение числа спортивных дворовых площадок.

перспективные задачи:

- увеличение числа зеленых, парковых зон на территории города;

- увеличение числа очищенных городских водоемов;

- отсутствие мусора в пригородных, лесных зонах;

- отсутствие мусора на территории города.

- увеличение сети асфальтовых автомобильных дорог, связывающих столицу с близлежащими улусами.

3. Раздел «Наличие и доступность необходимых услуг»

первоочередные задачи

- увеличение числа автотранспортных городских и пригородных маршрутов;

- бесперебойное автотранспортное обслуживание.

перспективные задачи:

- проведение модернизации автовокзала, речвокзала;

- наличие автомобильного моста через Лену;

- наличие ж/д вокзала в Нижнем Бестяхе.

4. Раздел «Безопасность».

первоочередные задачи:

- снижение уровня преступности населения, прежде всего связанного с употреблением алкоголя;

- отсутствие бездомных собак на территории города.

перспективные задачи:

- снижение уровня экономических преступлений, включая коррупцию и взяточничество;

- снижение числа уголовных преступлений.

6. Раздел «Образование».

первоочередные задачи:

- увеличение количества дошкольных образовательных учреждений;

- увеличение количества общеобразовательных школ.

перспективные задачи:

- увеличение охвата молодежи дополнительными образовательными услугами (спортивные секции, научные кружки, общественные движения).

7. Раздел «Возможность участия в жизни общества».

первоочередные задачи:

- увеличение числа новых рабочих мест, в том числе за счет создания малых предприятий;

- увеличение числа проектов, вовлекающих население в решение городских проблем.


1 Агеев А.И., Зайцева Ю.С, Зендриков К.Р. Сценарный подход в стратегическом управелении муниципальным образованием // Экономические стратегии.2008.№5-6.

2 Методическое пособие социолога-практика (Словарь-справочник) / Под ред. Д.А. Шевченко, А.И. Кравченко. М., 1990.

Gallup G. The Gallup poll: Public opinion 1978. Wilmington, Delaware: Scholarly Resources, 1979. PXLIV;



Зеркало мнений: Результаты социологического опроса населения России. М., 1993. С. 3—4.

3 Доверительная вероятность показывает, с какой вероятностью случайный ответ попадет в доверительный интервал. Для простоты можно понимать её как точность выборки. Как правило, используется 95%.

4 Доверительный интервал можно понимать как погрешность, задает размах части кривой распределения по обе стороны от выбранной точки, куда могут попадать ответы.

5 Стат.сб. №222/230. Возрастно-половой состав населения РС (Я) по районам РС (Я) в 2009 году. Том 2. Численность населения по полу и возрасту по городу Якутску на 1 января 2010 года. Городское население. – С. 78-79.

6 Демографический ежегодник РС (Я) за 2011 год. – С.41.






Есть ли жизнь после свадьбы? Максим Звонарев
ещё >>