страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Приказ № от 200 г. Рабочая программа элективного курса по физике - страница №1/1
![]()
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике «Плазма - четвертое состояние вещества» Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______200_ г. 2012 - 2013 учебный год Пояснительная записка Изучение элективного курса «Плазма — четвертое состояние вещества» направлено на достижение следующих целей:
Формирование системы знаний о веществе нельзя считать полноценным без изучения его четвертого агрегатного состояния — плазмы. С плазмой приходится встречаться практически всюду. Человек познакомился с плазмой на заре своего существования, увидев молнию. Плазма - это наиболее распространенное состояние вещества в природе. Внешняя поверхность земной атмосферы покрыта плазменной оболочкой — ионосферой. За пределами ионосферы в околоземном пространстве находятся так называемые радиационные пояса, которые представляют собой своеобразные плазменные образования. Солнце и звезды можно рассматривать как гигантские сгустки горячей плазмы. Наконец, плазма заполняет всю Вселенную в виде очень разреженного газа. И, несмотря на то, что плазма является очень разреженной, ее масса составляет около 99% всей массы Вселенной. Без знания законов физики плазмы невозможно понять эволюцию звезд и Вселенной. В земных условиях с плазмой мы встречаемся при различных газовых разрядах, так как газовый разряд (молния, искра, дуга и др.) часто связан с возникновением плазмы. В настоящее время плазма находит широкое применение в самых разных областях науки и техники: в газоразрядных источниках света, газовых лазерах, плазменных дисплеях, термоэмиссионных преобразователях внутренней энергии в электрическую энергию, магнитогидродинамипеских (МГД) генераторах. Если «обратить» МГД-генератор, то образуется плазменный двигатель, весьма перспективный для длительных космических полетов. Плазмотроны, создающие струи плотной низкотемпературной плазмы, широко применяются в различных областях техники. Плазменные технологии используются для антикоррозионной и упрочняющей обработки металлов. С помощью плазменного напыления создают алмазоподобные пленки и тонкопленочные покрытия, кардинально изменяющие фрикционные и прочностные свойства материалов. Химические реакции в плазме используются для получения химических соединений, которые нельзя получить в других условиях, например для получения соединении инертных газов. В настоящее время возникла новая наука, исследующая такие реакции,— плазмохимия, которая изучает химические процессы в низкотемпературной плазме, закономерности протекания реакций в ней и основы плазмохимической технологии. Во многих случаях плазмохимическая технология позволяет получать материалы и вещества, обладающие весьма ценными свойствами. В промышленности реализованы многие плазмохимические процессы: получение ацетилена и водорода из природного газа, азотной кислоты, винилхлорида, двуокиси титана и других важнейших промышленных продуктов. Плазму используют как резец при плазменной резке и как шлифовальный камень при плазменной шлифовке и травлении поверхностей. Ионные пучки, получаемые с помощью плазменных источников, служат для введения малых добавок в полупроводники при конструировании интегральных схем, а плазменные струи — для нанесения защитных и упрочняющих покрытий на поверхности деталей. Но, конечно, основное будущее плазмы связано с той ролью, какую она призвана сыграть в решении одной из важнейших проблем XXI в. — овладении энергией управляемого термоядерного синтеза. С педагогической точки зрения учебный материал по физике плазмы имеет огромное познавательное и мировоззренческое значение, а также представляет большой практический интерес. На этом материале решаются такие педагогические задачи, как создание политехнической направленности школьного курса физики, формирование естественно-научной картины мира, развитие познавательной активности н самостоятельности школьников. Из сказанного следует вывод о том, что изучение плазменного состояния вещества должно занять достойное место в формировании системы знаний учащихся о веществе и составить органическую часть учения о веществе и его физических свойствах. В систематическом курсе физики изучить на достаточном уровне эти вопросы не представляется возможным из-за отсутствия времени. Элективный курс по выбору школьников позволяет дополнить знания школьников о четвертом состоянии вещества — плазме и сформировать у них более полное представление о физической картине мира. Важной задачей данного элективного курса, наряду с углублением знаний о строении вещества, является формирование у школьников умений находить сведения по избранной теме в книгах, журналах и электронных источниках информации, готовить рефераты, выступать с докладами, проводить экспериментальные исследования, анализировать полученные результаты и формулировать выводы.
Орлов В.А., Дорожкин С.В. Плазма – четвертое состояние вещества. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание»/Министерство РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс. 2004.
Содержание тем элективного курса 1. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях Электромагнитное поле. Движение заряженной частицы в электрическом поле. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц при наличии электрического и магнитного полей. Дрейф частиц. Демонстрации
2. Плазма. Основные характеристики плазмы Электрический ток в газах. Виды электрических разрядов. Плазма. Степень ионизации плазмы. Коллективные свойства плазмы. Квазинейтральность плазмы. Дебаевский радиус экранирования. Температура плазмы. Демонстрации
3. Методы описания плазмы Магнитная гидродинамика и неустойчивости плазмы. Вмороженность магнитного поля. Кинетическое описание плазмы. Диагностика плазмы. Демонстрации
4. Процессы в плазме Идеальная (газовая) плазма. Колебания в плазме. Ленгмюровская частота колебаний. Волны в плазме. Демонстрации • Фрагмент из кинофильма «Плазма — четвертое состояние вещества». 5. Плазма в природе Геомагнитное поле. Пояса радиации. Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их возникновения. Строение и свойства ионосферы Земли. Солнечный ветер. Полярные сияния. Космическая плазма. Солнечные космические лучи. Демонстрации • Изучение магнитного поля Земли; • вращение витка с током в магнитном поле Земли;
6. Плазма в технике Техническое применение плазмы. Плазменные генераторы (плазмотроны). Плазменный магнитогидродинамический генератор. Плазменный дисплей. Термоядерные реакции. Термоядерный реактор. Управляемый термоядерный синтез. Магнитные ловушки. Токамак. Демонстрации
7. Лабораторный практикум
8. Обобщающее занятие Физико-техническая конференция по теме «Плазма на Земле и в космосе». Конструкторское задание Изготовление действующей модели МГД-генератора. Список литературы 1. Литература для учащихся Милантьсв В. П., Темко С. В. Физика плазмы. — М.: Просвещение, 1983. Энциклопедический словарь юного физика /Сост. В. А. Чуя-нов. — М.: Педагогика, 1991. Энциклопедический словарь юного техника /Сост. Б. В. Зубков, С. В. Чумаков. — М.: Педагогика, 1988. Энциклопедический словарь юного астронома /Сост. Н. П. Еп тылев, — М.: Педагогика, 1986. Энциклопедия для детей. — М.: Аванта +, 2000. — Том 16. Физика. — Ч. 1 и 2. 2. Литература для учителей Алексеев Б. В., Котельников В. А. Зондовый метод диагностики плазмы. — М.: Энергоатомиздат, 1988. Арцимовнч Л. А. Элементарная физика плазмы. — М.: Атом-нздат, 1969. Арцимович Л. А. Что каждый физик должен знать о плазме. — М.; Атомиздат, 1976. Арцимович Л. А., Лукьянов С. 10. Движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях. — М.: Наука, 1972. Воронов Г. С. Штурм термоядерной крепости. — М.: Наука, 1985. Глазунов А. Т., Фабрикант В. А. Техническое использование плазмы. В кн. Физика и техника. — М.: Знание, 1977. Грановский В. Л. Электрический ток в газах. — М.: Наука, 1971. Димитров С. К., Фетисов И. К. Лабораторный практикум по физике газоразрядной плазмы и пучков заряженных частиц. — М.: МИФИ, 1989. Жданов С. К. и др. Основы физических процессов в плазме и плазменных установках. — М.: Наука, 1990. Капица П. Л. Плазма и управляемая термоядерная реакция (Нобелевская лекция). В кн. Эксперимент. Теория. Практика. — М.: Наука, 1987. Рабинович М. С. Управляемый термоядерный синтез. В кн. Школьникам о современной физике. /Сост. В. А. Угаров. — М.: Просвещение, 1974. Романовский М.К. Элементарные процессы и взаимодействие частиц в плазме. — М.:МИФИ, 198d. Смирнов Б. М. Введение в физику плазмы. — М.: Наука, 1982.
- сайт «Физика плазмы в Интернете». http://www.ineinbrana.ru/articles/el()bal/2002/03/Q7/150800.html Холодный ядерный синтез — научная сенсация или фарс? http://phy3.web.ru/db/msg.html7niid-l 161258 Человек, приручивший термояд (к 100-летию со дня рождения Л. А. Арцимовича). http://www.ug.ru/00.25/t48.htm Идея ТОКАМАК. Термоядерный синтез на земле близок к осуществлению. http://www.inno.ru/newstech.Bhtml Двести десять секунд Солнца. http://www.academic.ru/misc/enc3p.n9f/BylD/NT00047D22 Энциклопедия; тока мл к. http://nauka.relis.ru/06/0109/0ei09051.htm Термояд: сквозь тернии к звездам. http://www.skc.ru/museum/page3.shtml На пути в будущее. (Из истории создания первых отечественных токамаков.) |
ещё >> |