страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Приемные требования по программе подготовки специалиста по специальностям: 070301 - страница №1/1
![]() Приемные требования по программе подготовки специалиста по специальностям:070301 Актерское искусствоАртист драматического театра и киноЭкзамен по специальности состоит из следующих разделов: I тур Исполнение литературных произведений: стихотворение, басня, короткий рассказ или отрывок из прозаического произведения по выбору абитуриента. Исполняемые произведения должны отличаться друг от друга по жанру и содержанию. Желательно, чтобы были представлены образцы как классической, так и современной отечественной и зарубежной литературы. II тур Проверка музыкально-ритмических и пластических данных. Абитуриент должен по своему выбору спеть песню, исполнить танец; ему будут предложены упражнения на проверку координации движений, музыкального ритма, реакции, внимания. III тур Этюды (импровизация на заданную тему. Абитуриенту предлагается выполнить этюд на действие в заданных обстоятельствах, что даёт возможность проверить способность к импровизации, степень эмоциональной заразительности. IV тур Коллоквиум. Коллоквиум производится по широкому кругу вопросов, позволяющих определить творческие интересы и склонности абитуриента, уровень его знаний литературы и искусства, основных событий театральной жизни. Абитуриент должен иметь необходимые сценические данные, обладать способностью к образному и логическому мышлению, творческим воображением, эмоциональной возбудимостью, музыкальностью и пластичностью. Отсутствие органических недостатков речи (шепелявости, картавости, гнусавости и т.д.) обязательно. Абитуриенты, обнаружившие профессиональную непригодность по одному из разделов экзамена по специальности, к сдаче последующих туров не допускаются. Примерный список литературы для абитуриентов
Пьесы
073201 Искусство концертного исполнительстваСпециализация – Фортепиано
Абитуриенты исполняют сольную программу, состоящую из:
Примечание: в сольную программу обязательно включается классическая крупная форма (И.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен и произведения композиторов-романтиков). Не являются виртуозными этюдами произведения типа: Ф.Шопен-Этюд №3, С.Рахманинов – Этюд-Картина и т.д. КоллоквиумНа собеседовании абитуриент показывает навыки самостоятельной работы, читку с листа, знания в области своей специальности, круг своих творческих интересов и увлечений. Коллоквиум состоит из:
Абитуриент должен исполнить пьесу в указанном автором темпе, самостоятельно определить характер и жанр, выполнить указанные в нотах штрихи и динамику. Учить наизусть произведение для самостоятельной работы не обязательно. Абитуриенту могут быть заданы вопросы методического характера (указать встретившиеся в пьесе трудности и рассказать о работе над ними).
Примерный круг вопросов коллоквиума: 1. Сколько фортепианных сонат у Л.Бетховена, какие из них 2-х и 3-х частные? 2. Назвать выдающихся исполнителей музыки И.С. Баха 3. Назвать выдающихся исполнителей музыки Ф. Шопена. 4. Рассказать о выдающихся исполнителях современности, указать, какие произведения в грамзаписи были прослушаны? 5. Рассказать о жанрах прелюдии, рапсодии, этюда и т.д. Назвать наиболее известные произведения, написанные в этих жанрах, и их авторов. 6. Рассказать о произведениях художественной литературы, прочитанных за последнее время. 7. Назвать своих любимых писателей, поэтов, художников и их произведения. Знать литературу по своей специальности, музыкальную терминологию, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. Музыкально- теоретические дисциплиныСольфеджио, гармония (письменно и устно). Гармония
Выполнить гармонизацию предложенной в классе мелодии; трудность задания соответствует задачам раздела «Модуляция в тональности диатонического родства» из учебного пособия Алексеева Б. «Задачи по гармонии», М.,1976. (издание второе, дополненное). Время выполнения – 90 мин. 2. Устный ответ1. Упражнения на фортепиано: а) игра диатонических и хроматических секвенций (примерная трудность: Т – II43; Д7 – Т, Т – II2 – Д65 – Т; б) игра гармонической последовательности (в широком расположении) в форме периода, содержащей отклонения и модуляцию в тональности диатонического родства (примерная трудность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. М.,1976.-стр. 221-226 (модуляции в тональности диатонического родства).
Сольфеджио
Двухголосный диктант в форме периода (примерная трудность: Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту М., 1969. №№451, 452.) Время выполнения: 25-30 минут, 8 – 10 проигрываний. 5. Устный ответ 1. Интонирование а) гармонических оборотов (расположение 4-х голосных аккордов в арпеджированном виде – широкое); примерная трудность: Т-II7- ДД7-Д43-Т6; t-IY-II65-ДД65-К64-Д7-t б) одноголосных и двухголосных (один голос играть, один голос петь) в) построений из музыкальной практики ХУII-ХIХ вв. (примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В., Сольфеджио. Вып.II). Изд.5. М., 1975. №№108, 112): Способин И. Двухголосие № 106 – 112 2. Слуховой анализ гармонических последовательностей, содержащих отклонения и модуляцию в тональности диатонического родства. Примерная трудность: Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1975. Издание 3-е, переработанное и дополненное, (№334). Специализация – Концертные струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас)
Экзамен по специальности состоит из следующих разделов: СпециальностьПоступающий должен исполнить экзаменационную программу, состоящую из следующих произведений: Скрипкаа) два этюда: один на различные виды штрихов, другой для беглости пальцев или в двойных нотах, например, из сборников этюдов Львова («24 этюда с фортепиано»), Донта, Родэ («24 каприса»), Паганини («24 каприса»), Крейцера; б) две части из сонаты или партиты Баха для скрипки соло (одну в медленном движении, другую – подвижную); в) первую или вторую и третью части концерта, например, концерты следующих композиторов: Кабалевского, Моцарта, Дварионаса, Вьетана, Сен-Санса; г) два произведения малой формы русского, советского или зарубежного композитора (Чайковского, Хачатуряна, Моцарта, Брамса, Рахманинова, Кабалевского, Ракова). Кроме того, поступающий должен знать все виды гамм и арпеджио, уметь играть их в умеренном движении (трёхоктавные гаммы, гаммы в терциях, секстах, октавах и децимах), знать основные и комбинированные штрихи.
Альта) два этюда, в том числе один в двойных нотах, например: этюды Компаньоли, Палашко (ор. 55), Териана, Крейцера, Донта; б) две части из скрипичной или виолончельной сонаты или сюиты Баха (одна часть в медленном движении, другая – в подвижном); в) произведение отечественного или зарубежного композитора, например: Чайковский – «Подснежник», «Белые ночи», Рубинштейн – «Мелодия», Крюков «Элегия», «Новелла», Шуберт – «Экспромт», «Вальс», Григ – «Элегия», Александров – «Ария», Степанов – «Поэма», Цинцадзе – «Хоруми»; г) первую часть концерта или сонаты, например: концерты Генделя, И.Х. Баха, Гайдна, сонаты Глинки, Боккерини, Стамица. Кроме того, поступающий должен знать все виды гамм и арпеджио и уметь играть их в умеренном движении, знать штрихи. Исполнение гамм – по требованию комиссии.
Виолончельа) два этюда: один на различные виды штрихов, другой в двойных нотах, например, из сборника этюдов под редакцией профессора С.М. Козолупова, Поппора, Дюпора; б) две части из сюиты Баха для виолончели соло (одну медленную, другую – подвижную); в) произведение отечественного или зарубежного композитора, например: Чайковский – «Ноктюрн», Глиэр – «Листок из альбома», Рахманинов – «Вокализ», Арутюнян – «Экспромт», Бах – «Ария», Шостакович – «Адажио», Айвазян – «Концертный этюд», Гольтерман – «Каприччио», Гоэнс – «Скерцо»; г) первую часть концерта или классическую сонату средней трудности, например: Кабалевский – Концерт, Сен-Санс – Концерт, Гайдн – Концерты до мажор, ре мажор (малый), Боккерини – Концерт; сонаты: Марчелло, Эккельса, Вивальди, Самартини. Кроме того, поступающий должен знать все трёхоктавные гаммы и арпеджио, уметь играть их в умеренном движении, а также гаммы в терциях и секстах до четвертой позиции. Знать основные и комбинированные штрихи. Исполнение гамм – по требованию комиссии.
Контрабас
а) двухоктавные гаммы и трезвучия в умеренном движении; б) два этюда разного характера, например: этюды Граба, Крейцера, Симандля; в) 1 или 2 и 3 части концерта или сонаты, например: концерты Шторха, Симандля, сонаты Марчелло, Ариости, Корелли и т.д. г) одно произведение малой формы средней трудности отечественного автора, например: Власов – «Мелодия», Чайковский – «Ноктюрн». Экзамен по специальности для абитуриентов состоит из 3-х туров:
Музыкально-теоретические дисциплиныСольфеджио, гармония (письменно, устно). Гармония I Письменная работа: выполнить гармонизацию предложенной в классе мелодии; трудность задания соответствует задачам раздела «Модуляция в тональности диатонического родства» из учебного пособия Б. Алексеева «Задачи по гармонии» (издание второе, дополненное). Время выполнения: 90 минут II Устный ответ
а) игра диатонических и хроматических секвенций (примерная трудность: II65 – D2 – T6. б) игра гармонической последовательности в форме периода, содержащей модуляцию (отклонения) в тональности диатонического родства (примерная трудность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. М., 1976. – С. 221-226 (модуляция в тональности диатонического родства).
Примерная трудность: Шуман – «Детские сцены» ор.15, № 13. Сольфеджио I. Письменная работа Двухголосный диктант в форме периода. Примерная трудность: Андреева М., Надеждина В., Шугаева Л., Фокина Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. – М., 1969. №№ 445, 446. Время выполнения: 25-30 минут, 8-10 проигрываний. II. Устный ответ
а) ладовых звукорядов (мажор и минор всех видов) и их ступеней (диатонических и хроматических); б) гармонических оборотов (расположение 4-хголосных аккордов в арпеджионном виде – тесное); примерная трудность: I – II7 – D43 – T6; T – II7 – VII65 – D43 – T. в) одноголосных и двухголосных (один голос играется, один – поется) построений из музыкальной практики XIX века (примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В., Сольфеджио. Вып. 2. Изд. 5. – М., 1975. №№ 86,95. Способин И. Сольфеджио. Двухголосие, трехголосие, - М., 1977. №№ 19, 20).
а) ладов (мажоры и миноры всех видов: дорийского, фригийского, миксолидийского, лидийского); б) интервалов; в) гармонической последовательности, содержащей модуляцию в тональность диатонического родства (примерная трудность: Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1975 (№ 262) Специализация – Концертные духовые и ударные инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные инструменты)
СпециальностьПоступающий должен показать на экзамене знание всех видов гамм (исполнение гамм по выбору комиссии) доминантсептаккордов и уменьшённых септаккордов, хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость. Исполнить экзаменационную программу, состоящую из следующих произведений, например: Флейтаа) гаммы и один этюд по нотам из пяти подготовленных. Например: Фирстенау – этюды, Цыбин – этюды, Платонов – этюды, Ягудин – этюды, Келлер – этюды 2 и 3 тетради; б) сонату или первую часть концерта, например: Моцарт – концерты №№ 1,2, концерты Гайдна, Кванца; Гендель – Соната № 5; Бах – Соната № 4 до мажор, Раков – 3 пьесы; Цыбин – Концертные аллегро №№ 1,2,3. Гобойа) гаммы и один этюд (по нотам) из пяти подготовленных; б) две пьесы и две части из концерта или сонаты, например: Гендель –1 часть сонаты; 1 и 2 части из концертов Генделя и Гайдна; 2 и 3 части из концерта Моцарта; Бетховен-Гедике - Анданте из сонаты ор. 28; Рахманинов – Вокализ; Савельев – Концерт, 2 часть; Чимароза – Концерт, 1 и 2 части. Кларнета) гаммы и один этюд (по нотам из пяти подготовленных); б) концерт или фантазию, например: Римский-Корсаков – Концерт; Компанеец – «Башкирский напев-пляска»; Вебер – «Концертино», «Вариации», Концерт № 1; Комаровский – Концерт; Медынь – Романс; в) две пьесы кантиленного характера, например: Чайковский – «Романс», «Песня без слов»; Бах – «Адажио»; Бетховен – «Адажио».
СаксофонАбитуриент играет ту программу, которая исполнялась им на государственном экзамене по специальности в музыкальном училище. Фагота) гаммы и один этюд (по нотам из пяти подготовленных); б) две части концертов Моцарта или Вебера, или Кожелуха или, Тему с вариациями Б. Дварионаса; в) две пьесы: одну медленного, другую подвижного характера. Например: Глиэр – Экспромт и юмореска; Чайковский – «Ноктюрн» или «Полька». Валторнаа) гаммы и один этюд (по нотам) из пяти подготовленных, например: Копраш, Клинг, Старк; б) произведения крупной формы, например: две части (1 или 2,3) из концерта Моцарта; Р. Штраус – Концерт № 1, часть 1; Лейе – Соната, 2и3 части; Ф. Штраус – Концерт, 1 и 2 части; Моцарт – Концертное рондо; в) два произведения малой формы (одно медленного, кантиленного характера, другое – подвижное); Чайковский – «Осенняя песня», «Ноктюрн», Сальников – «Ноктюрн», «Юмореска», Глазунов – «Мечты», Глиэр – «Ноктюрн», «Интермеццо»).
Трубаа) гаммы и один этюд (по нотам) из пяти подготовленных, например: Баласанян – избранные этюды; Щёлоков – этюды; Ж. Арбан – этюды; Брандт – оркестровые этюды; б) два произведения (небольших) разного характера и одно произведение крупной формы, например: Бах-Гедике – «Сарабанда», Гедике –Концертный этюд, Рахманинов – «Весенние воды», Арутюнян – Концерт, Скерцо, Гайдн – Концерт, 1и 2 части; Пескин – Концерт №1, 2 и 3 части; Гендель – Концерт, 1-3 части; Н. Раков – Рондо-тарантелла; Щёлоков – Концерты №№ 1,2. Тромбон и тубаа) гаммы и один этюд (по нотам) из пяти подготовленных; б) два произведения малой формы различного характера и одно сочинение крупной формы, например: пьесу из 1-й, 2-й или 3-й тетради переложений Гедике; Блажевич – Концерт № 2, 2 часть; Давид – Концертино, Рахманинов – Прелюдия; Марчелло – Соната, 1 и 2 части; Сен-Санс – Каватина; Римский-Корсаков – Концерт и др. Ударные инструментыМалый барабана) «двойки» в различных нюансах, ускоряя от быстрого темпа с переходом к дроби и возвращаясь к медленному темпу; б) уверенное ритмически точное исполнение этюдов в пределах № 40 и простейших оркестровых выписок из «Школы» профессора Купинского К.М. в) читка ритмических этюдов с листа с употреблением синкоп, пауз, 3,5,6,7-х ритмов, уметь использовать различные нюансы.
Литаврыа) одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру, убыстряя и замедляя; б) тремоло – в различных нюансах; в) настройка следующих интервалов: кварты, квинты и перестройка в пределах простейших интервалов; г) этюды и оркестровые выписки из «Школы» Купинского (№ 20) д) читка простейших ритмических комбинаций с листа.
Ксилофона) гаммы мажорные, минорные, арпеджио. Их исполнение также в приёме «тремоло»; б) этюды для двух литавр («Школа» Купинского); в) пьесы: либо одна крупной формы (часть концерта), либо две малой формы виртуозного характера; г) читка с листа небольших музыкальных отрывков в спокойном движении. Колокольчикиа) маленькая пьеса (по желанию поступающего). Коллоквиум Проверка навыков по чтению с листа: прочесть партию оркестрового или камерного произведения средней трудности. Проверка знаний музыкальной литературы в объёме курса музыкального училища: а) история инструмента и литература для него; б) методический разбор произведения; в) терминология; г) искусство, литература; д) видные исполнители на духовых инструментах; е) видные педагоги-духовики; ж) вопросы, выявляющие кругозор и жизненный опыт абитуриента.
Сольфеджио, гармония (письменно, устно). Сольфеджио
Диктант в форме периода (одноголосный, содержащий хроматизмы, или двухголосный диатонический). Примерная трудность: Андреева М., Надеждина В., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. – М., 1969. №№ 273, 290. Время выполнения : 25-30 минут; 8-10 проигрываний. II. Устный ответ
а) ладовых звукорядов (мажорных и минорных всех видов: дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского) и ступеней; б) интервалов вверх и вниз (в тональности и от звука); в) аккордов (ум 35, ув 35, D7, II7, VII7) и их обращений с разрешением (в тесном расположении); г) одноголосных построений из музыкальной практики XIX века (примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. Вып. 2. Изд. 5. – М., 1975. №№ 75,77).
а) ладовых ступеней (диатонических и хроматических); б) интервалов (в ладотональности и от звука); в) септаккордов (II7, VII7, D7) и их обращений в тесном и широком расположении с разрешением (в мажоре и миноре)
Гармония
Время выполнения: 90 минут II. Устный ответ
а) игра в тесном расположении гармонических оборотов в тональностях до 3-х знаков при ключе (примерная трудность: D7 – T; D7 – VI; D2 – t6; II7 – D43 – t; II2 – D65 – T; VII7 – D65 – T); б) игра в тесном расположении диатонических и хроматических секвенций (примерная трудность: D65 – T; D2 – t6; VII65 – T6; II7 – T6). 2. Устный гармонический анализ с листа небольшого фрагмента произведения XIX века. Примерная трудность: П.И. Чайковский – «Январь», Л.В. Бетховен – Соната для фортепиано ор. 14 № 2. II часть- начало. Специализация – Концертные народные инструменты (балалайка, домра, баян, аккордеон, гитара)
Программа по специальности включает следующие разделы:
Обязательным в программе является наличие полифонии (для баянистов-аккордеонистов), произведения крупной формы (соната, сюита, концерт, партита и т.п.) и виртуозного произведения. Коллоквиум Собеседование выявляет культурный уровень абитуриентов, их эрудицию в области музыкального искусства в объеме музыкально-теоретических и специальных дисциплин музыкального училища:
Музыкально-теоретические дисциплины Сольфеджио, гармония (письменно, устно). Сольфеджио
Диктант в форме периода (двухголосный). Примерная трудность: Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. – М., 1969. №№ 441, 446. Время выполнения: 25-30 минут, 8-10 проигрываний. II. Устный ответ
а) ладовых звукорядов (мажорных и минорных всех видов) и ступеней (диатонических и хроматических), б) гармонических оборотов в тесном расположении (примерная трудность: t-VII7-t; T-II7-D43-T6; t-II65-DD65-K64-D7-t), в) одноголосных построений из музыкальной практики XIX века (примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В., Сольфеджио. Вып. Изд. 5 – М., 1975. №№ 72, 81.
а) ладовых ст (диатонических и хроматических), б) аккордов и гармонических оборотов в широком и тесном расположениях (примерная трудность: T-S-D2-T6; T-VI-II43-K64-D7-T; в) модуляций в тональности диатонического родства (примерная трудность: Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1975 (№260). Гармония
Время выполнения: 90 минут.
а) игра в тесном и широком расположениях диатонических и хроматических секвенций (примерная трудность: T-II43-D7-T) б) игра каденционных оборотов (примерная трудность: S-DDVII 7|K64-D7|T|
070201 Музыкально-театральное искусство Специализация – Искусство оперного пения Абитуриент должен исполнить программу, состоящую из следующих произведений:
Коллоквиум
Музыкально-теоретические дисциплиныСольфеджио, элементарная теория музыки (письменно, устно). Элементарная теория музыки (примерные требования)
Время выполнения – 90 минут.
Устный анализ, главным образом, мелодии песен и романсов XIX века (ладотональность, отклонения, модуляции, членения на мотивы, фразы, предложения, особенности метроритма). Время на подготовку к ответу – 10–15 минут. Сольфеджио
Одноголосный диктант в форме периода. Примерная трудность: Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. М., 1969. №№ 275, 283. Время выполнения – 30 минут, 8 – 10 проигрываний.
а) ладовых звукорядов (мажора и минора всех видов) и их ступеней (диатонических и хроматических) б) интервалов в) септаккордов II, VII, V ступеней и их обращений с разрешением г) одноголосного построения из музыкальной практики XIX века (примерная трудность: романсы и песни Глинки, Даргомыжского, Шуберта)
а) ладовых звукорядов (мажора и минора всех видов: дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского) и их ступеней б) аккордов (септаккорда II, VII ,V ступеней и их обращения) с разрешением. 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором Специализация – Художественное руководство академическим хором Абитуриенты сдают экзамен по специальности, состоящий из 2-х разделов:
Каждый раздел оценивается самостоятельно.Программа по дирижированию должна включать 2 разнохарактерных произведения из отечественной и зарубежной классики, обработок народных песен.
Исполнение произведений происходит в следующем порядке: игра партитуры (произведение без сопровождения), дирижирование, чтение хоровых партий (произведение без сопровождения). Все разделы экзамена исполняются наизусть.
На собеседовании абитуриент показывает знание в области своей специальности, круг своих интересов и увлечений. Также выясняются навыки чтения с листа, диапазон певческого голоса. Абитуриенту могут быть заданы методические вопросы по исполняемой программе, а также вопросы, касающиеся интересов и кругозора поступающего. Примерный круг тем и вопросов коллоквиума:
Музыкально-теоретические дисциплины Сольфеджио, гармония (письменно, устно). Примерные требования Сольфеджио I. Письменная работа Трехголосный диктант гомофонно-гармонического склада с развитыми голосами (примерная трудность: Лицвенко И. Курс многоголосного сольфеджио. Вып. III М., 1968 №№20,24) Время выполнения: 25-30 минут, 8-10 проигрываний
а) ладовых звукорядов (всех видов мажора и минора, дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского) и их ступеней (диатонических и хроматических); б) интервалов и аккордов (трезвучий всех видов и их обращений, септаккордов II, YII, Y ступеней и их обращений с разрешением); в) гармонических оборотов и последовательностей (расположение 4-х голосных аккордов в арпеджированном виде - широкое), содержащих отклонения и модуляцию в тональности диатонического родства (примерная трудность: см. цифровки раздела «Модуляции в тональности диатонического родства» из учебного пособия Алексеева Б. «Задачи по гармонии». М.,1976 (издание второе, дополненное), стр.221. г) одноголосных и двухголосных (один голос играть, один голос петь) построений из музыкальной практики Х1Х в. Примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. Вып.11. Изд.5. М.,1975. №№120,122, Способин И. Сольфеджио. Двухголосие и трехголосие. М.,1977. №№ 53-55.
а) ладовых ступеней (диатонических и хроматических); б) интервалов (в ладотональности и от звука); в) модуляций в тональности диатонического родства. Примерная трудность: см. Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1975 (№ 323).
1. Письменная работа: выполнить гармонизацию предложенной в классе мелодии; трудность задания соответствует задачам раздела «Модуляция в тональности диатонического родства» из учебного пособия Алексеева Б. «Задачи по гармонии», М.,1976. (издание второе, дополненное). Время выполнения - 90 мин. 2. Устный ответ Упражнения на фортепиано: а) игра диатонических и хроматических секвенций (примерная трудность: П7-Д-43-Т6; УП7-Д65-Т) б) игра гармонической последовательности в форме периода (в широком расположении), содержащей отклонения и модуляцию в тональности диатонического родства. (Примерная трудность: см. цифровки раздела “Модуляции в тональности диатонического родства” из учебного пособия Алексеева Б.“Задачи по гармонии”, М.,1976 (издание второе, дополненное). Устный гармонический анализ с листа небольшого фрагмента произведения Х1Х в. Примерная трудность: хоры Р.Шумана, Чеснокова, Гречанинова. Фортепиано Исполнение программы наизусть: а) полифоническое произведение, например: 2-х или 3-х голосная инвенция И.С.Баха, несложная прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха; б) произведение крупной формы, например: сонаты В.А. Моцарта, И.Гайдна, Л.Бетховена (1-е части); в) пьеса отечественного или зарубежного композитора: П.Чайковского, А.Скрябина, С.Рахманинова, Ф.Мендельсона, Р.Шумана, Ф.Шопена, Ф.Шуберта. г) прочесть с листа произведение средней трудности. 072901 Музыковедение Экзамен по специальности Музыковедение (история и теория музыки) состоит из следующих разделов: письменная работа, сольфеджио (письменно и устно), гармония (письменно и устно), музыкальная литература (устно), фортепиано, коллоквиум. На специальность Музыковедение принимаются лица, обладающие способностью к критическому анализу произведений музыкального искусства и литературной одаренностью, имеющие специальную подготовку в объёме теоретического отделения музыкального училища, училища искусств.
КоллоквиумПоступающий должен проявить эрудицию в форме ответов на вопросы, касающихся музыкального искусства, литературы, изобразительного искусства, наиболее важных процессов, происходящих в мировой культуре новейшего времени. СольфеджиоПоступающий должен:
с мелодически развитыми голосами, определенный в ладотональном отношении с отклонениями в разные тональности, возможно использование различных альтераций. Время выполнения – 25-30 минут. 2. спеть и определить на слух все виды гамм, звукоряды диатонических ладов, интервалы и аккорды (трезвучия всех видов, У7, м. УП7, ум. VII7, П7), их обращения – в тональности и от звука (при воспроизведении увеличенных и уменьшенных интервалов, увеличенного трезвучия, ум. УП7 и их обращений абитуриент должен выявить вводнотоновый характер интонирования и энгармонизм аккордов), гармонические последовательности в четырехголосном аккордовом изложении в форме периода (однотональные и модулирующие в тональности I и II степени родства, энгармонические модуляции через У7 и ум. УП7). ГармонияПоступающий должен: 1) выполнить письменно предложенную в классе работу по гармонизации мелодии (трудность задания должна соответствовать задачам раздела №19 из «Сборника задач по гармонии» А. Аренского); мелодия, протяженностью 16-20 тактов, представляет собой простую двухчастную форму или период. Время выполнения 3 академических часа. 2. сыграть на фортепиано без предварительной подготовки в четырехголосном изложении гармонические построения (однотональные и модулирующие в тональности I и II степени родства), секвенции (тональные и модулирующие), примерная трудность: С.Максимов «Упражнения по гармонии на фортепиано», ч.1,стр.122,ч.II, стр. 89,энгармонические модуляции (через У1 и II низкие ступени, энгармонизм ум. УП7 и У7 аккордов) в форме периода, сделать гармонический и структурный анализ музыкального произведения средней трудности ( например: прелюдии и этюды Ф.Шопена, пьесы из“Времен года” П.Чайковского. Поступающий должен знать полный специальный курс гармонии, элементарной теории музыки, специальный курс анализа музыкальных произведений в объеме историко-теоретического отделения музыкального училища. Музыкальная литература Поступающий должен знать отечественную и зарубежную музыкальную литературу в объеме требований по специальности СПО «Теория музыки», основные этапы жизненного и творческого пути наиболее выдающихся композиторов, значительные явления современной отечественной и зарубежной музыкальной культуры, музыкально-критическую литературу. Вступительный экзамен проходит в форме устных ответов на вопросы, обозначенные в экзаменационных билетах.
Зарубежная музыкальная литератураБах И.С. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (две-три по выбору), Итальянский концерт, Оркестровые сюиты или Бранденбургские концерты, Хроматическая фантазия и фуга, Органные хоральные прелюдии, Органная токката и фуга ре минор, Месса си минор (отдельные части). Берлиоз Г. Фантастическая симфония. Бетховен Л. Симфонии: №№ 3, 5, 6 (2 и 3 ч.ч.), 9; «Эгмонт», Сонаты для фортепиано №№ 1, 5, 8, 14, 17, 21, 23 (1ч.). Бизе Ж. Опера «Кармен». Брамс И. Симфония № 4, Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, Пьесы для фортепиано (соч.117,118,119). Вагнер Р. Опера «Лоэнгрин», Увертюра к опере «Тангейзер», Траурный марш из «Гибели богов», Полет валькирий из «Валькирии». Вебер К.М. Опера «Вольный стрелок». Верди Дж. Оперы «Риголетто», «Травиата», «Аида» (фрагменты). Гайдн И. Симфонии №№ 103,104; Соната для фортепиано (ре мажор или ми-бемоль мажор). Гендель Г.Ф. Оратория «Самсон». Глюк К.В. Опера «Орфей и Эвридика». Григ Э. «Пер Гюнт», Норвежские танцы и песни, Соната для скрипки и фортепиано (до минор). Гуно Ш. Опера «Фауст (фрагменты). Дворжак А. Симфония «Из Нового света», «Славянские танцы» (по выбору). Дебюсси К. Прелюдии для фортепиано. Лист Ф. «Прелюды», «Годы странствий» (две-три пьесы по выбору), Венгерские рапсодии. Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, Увертюра «Сон в летнюю ночь», «Песни без слов» (три-четыре пьесы по выбору). Моцарт В.А. Оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан»; Симфонии №№ 40, 41; Соната для фортепиано ля мажор, Фантазия и соната для фортепиано до минор. Равель М. «Болеро». Россини Д. Опера «Севильский цирюльник». Шопен Ф. Мазурки, Ноктюрны, Этюды, Полонезы, Прелюдии (по выбору), Баллада № 1, Соната № 2. Шуберт Ф. Симфония си минор («Неоконченная»), Фортепианные сонаты (по выбору), Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Шуман Р. «Карнавал», Вокальный цикл «Любовь поэта».
Бородин А. Опера «Князь Игорь», Симфония № 2, Романсы и песни. Глазунов А. Симфония № 5. Глинка М. Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» (фрагменты); «Камаринская», «Арагонская хота» Вальс-фантазия, Романсы (по выбору) Даргомыжский А. Опера «Русалка», Романсы и песни (по выбору). Лядов А. Восемь русских народных песен, «Кикимора», «Волшебное озеро». Мусоргский М. «Борис Годунов», «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти», Песни (по выбору). Рахманинов С. Прелюдии op. 23, op. 32 (по выбору); Этюды-картины op. 33, op. 39 (по выбору); Концерты для фортепиано: №№ 2, 3; Романсы (по выбору). Римский-Корсаков Н. Фрагменты из опер «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок»; «Шехерезада»; Романсы. (по выбору). Рубинштейн А. «Демон» (фрагменты). Скрябин А. Прелюдии op. 11, Этюды op. 8; Симфония № 3. Танеев С. Симфония до минор. Чайковский П. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; Симфонии №№ 1, 4, 6; «Ромео и Джульетта», Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Романсы (по выбору).
Отечественная музыкальная литература ХХ векаМясковский Н. Симфонии №№ 5, 21. Прокофьев С. Симфонии №№ 1, 7; Балет «Ромео и Джульетта», Фрагменты из опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир»; Кантата «Александр Невский», Фортепианный концерт № 3, «Мимолетности» (по выбору). Шостакович Д. Симфонии №№ 5, 7, 8, 11; опера «Катерина Измайлова» (фрагменты), квартет №8. Свиридов Г. «Поэма памяти С.Есенина», «Курские песни» (фрагменты). ФортепианоПоступающий должен исполнить программу наизусть:
Сольфеджио (примерные требования) I. Письменная работа Музыкальный диктант (трехголосный), содержащий отклонения и модуляции. Примерная трудность: Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. – М., 1969. № 545, 547. Время исполнения: 25–30 минут; 8–10 проигрываний. II. Устный ответ
а) модулирующего периода (четырехголосное изложение) в тональность хроматического родства (возможно использование энгармонизма VII7, Д7. б) одноголосных и двухголосных (один голос играть, один – петь) построений из музыкальной практики XIX-XX вв. Примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. Вып. 2. Изд. 5. – М., 1975. №№ 203, 208, 376, 387. Соколов Вл. Примеры из полифонической литературы. – М., 1962. №№ 19, 20.
ГармонияI. Письменная работа Гармонизация мелодии, содержащей отклонения и модуляции в тональности диатонического и хроматического родства (возможны энгармонические модуляции). Примерная трудность: Берков Б., Степанов А. Задачи по гармонии. – М., 1963, №№ 158, 159. Время выполнения - 135 минут. II. Устный ответ
а) игра диатонических и хроматических секвенций (примерная трудность: Алексеев Б.К. Задачи по гармонии – М., 1976, с. 237, №№ 20, 24; с. 241, №№ 13, 16). б) игра модуляций в форме периода в тональности хроматического родства (возможно использование энгармонизма).
Подготовка к ответу – 10-15 минут. 071001 Живопись Поступающие на специальность «Живопись» сдают комплексный экзамен (рисунок, живопись, композиция). Рисунок1. Рисунок слепка с античной головы (Зевс, Геракл) Материал – карандашСрок выполнения – 10 часов 2. Рисунок обнажённой фигуры человека с натуры Материал – карандаш Срок выполнения – 10 часов Живопись
Материал – холст, маслоСрок выполнения – 15 часов
Размер не более 40х50Срок выполнения – 11 часов КомпозицияЭскиз на заданную тему (5 часов) |
ещё >> |