Преподаватель: Рязанцева Е. С. Основные разделы курса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа «преподаватель высшей школы» 1 55kb.
Программа дисциплины (Стандарт фтд) II. Содержание курса Темы и разделы... 1 150.94kb.
Задача по математике Название проектной задачи 1 112.97kb.
Экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации... 1 76.36kb.
Вводный. Литература и ее роль в духовной жизни человека 1 329.44kb.
Экзаменационные вопросы по ботанике для студентов I курса фармацевтического... 1 95.95kb.
С. В. Андреева (разделы V. 1, V. 2), С. Н. Бахарева (разделы IV. 10 1375.21kb.
Программа учебного курса Преподаватель д э. н. В. В. Радаев. 1 174.31kb.
Коллоквиум №1 Основные темы и разделы 1 13.57kb.
Ордена дружбы народов 1 280.61kb.
Программа курса «Микроэкономика» 1 27.6kb.
Урока : Методика проведения урока-викторины. План занятия Предмет... 1 262.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Преподаватель: Рязанцева Е. С. Основные разделы курса - страница №1/6

Дисциплина «История»

Преподаватель: Рязанцева Е.С.


Основные разделы курса «История»:


  1. Основные направления развития ключевых регионов мира XX – XXI вв;

1.1.Россия на рубеже XX —XXI вв.

1.2.Ведущие капиталистические страны.

1.3.Страны Восточной Европы в конце XX — начале XXI в.

1.4.Крушение колониальной системы.



1.5.Индия, Пакистан, Китай.

1.6.Страны Латинской Америки.



  1. Международные отношения и региональные конфликты мира XX – XXI вв;

  2. Важнейшие правовые и законодательные акты мирового и регионального значения;

  3. Основные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира.

  4. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

  5. Глобальные проблемы современности.


Изучив предложенный материал, ответьте на вопросы тестового задания в конце лекции.


  1. Основные направления развития ключевых регионов мира XX – XXI вв.

    1. Россия на рубеже XX —XXI вв.

«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятельным государством после распада СССР, переход к рыночной экономике считался неизбежным. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в экономику лишь усугубляли кризис в стране. Осложняла ситуацию дезинтеграция экономики бывшего СССР. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала.

Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственный выход из критического положения видело в макроэкономической стабилизации — достижении баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в правительстве.

Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптимальную структуру экономического развития. Уверенность их команде придавала и позиция Запада. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

В общественном сознании преобладало представление о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Однако серьезным специалистам было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства, напротив, должна неуклонно возрастать.

Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Планировалось, что они возрастут в 3 - 5 раз, но на деле цены очень быстро увеличились в 100 и более раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных расходов. Значительно упало финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха самые наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пойти на повышение зарплат. Началась безудержная инфляция.



Приватизация и ее особенности в России. Важным направлением в политике правительства стала приватизация промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации в 1992 г. в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла повысить эффективность производства.

Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который укрепил бы политический режим. Именно поэтому за бесценок «своим» раздавались предприятия и целые отрасли. Новые хозяева,



не вложившие в приобретаемую собственность значительных средств, не были заинтересованы в обновлении производства.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек - ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Для определения стоимости ваучера стоимость подлежащих приватизации предприятий в ценах 1984 г. разделили на количество граждан. В результате ваучер оценили в 10 тыс. рублей. Ваучеры выдали всем гражданам России в конце 1992 г. До конца 1994 г. ваучеры можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий. Однако в 1994 г. на 10 тыс. рублей можно было купить всего два килограмма колбасы. В условиях обнищания и экономической безграмотности люди либо продавали ваучеры, либо помещали их в инвестиционные фонды. Большинство этих фондов изначально создавались как мошеннические структуры и не собирались выплачивать вкладчикам никаких денег.

С конца 1995 г. начался новый этап приватизации, связанный с так называемыми залоговыми аукционами и приватизационными сделками. В ходе залоговых аукционов срочно созданные финансовые группы предоставляли правительству России кредит, получая под залог этих денег акции государственных предприятий, прежде всего топливно-энергетического сектора. Реальная цена акций многократно превышала стоимость кредитов, а сами деньги для кредитов финансовые группы получили от того же государства. Возвращать кредиты правительство не собиралось, и акции перешли в собственность «кредиторов». Естественно, участниками подобных мошеннических операций могли стать лишь люди, близкие к организовавшим эти операции правительственным чиновникам.

Результаты приватизации. В 90-е гг. спад производства и технологическое отставание приняли в России опасные размеры. Отечественные товаропроизводители очень быстро утратили контроль над 50% национального рынка, который был занят импортными товарами.

Доля государственной собственности в экономике стала незначительной. Однако задуманной модернизации производства и общества, в результате которой было бы снято отчуждение личности от собственности, не произошло. Напротив, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населения страны получили контроль над собственностью, приносящей прибыль. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппарата, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупили богатства страны и представители «теневой» экономики и криминала. В России сложился чрезвычайно узкий, но могущественный слой собственников, получивших название олигархи.

Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям. Убыль населения России достигла почти 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Экономику и социальную устойчивость в стране позволяла поддерживать лишь продажа за рубеж сырья. Правда, удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997-1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось оживление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел так называемый дефолт, вызвавший катастрофическое падение курса рубля, разорение многих банков, многократный рост цен, увеличение безработицы. Вместе с тем кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стало быстрое увеличение с этого времени цен на нефть на мировом рынке. Поэтому с 1999 г. в России начался подъем экономики. Он продолжался до кризиса 2008 г. Однако этот рост почти пол­ностью зависел от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения, несмотря на некоторое их увеличение, оставались крайне низкими.



Общественно-политическое развитие в 1991 —1993 гг. Экономическая политика президента РСФСР Б.Н.Ельцина в начале 90-х гг. вела к росту социальной напряженности в обществе и обострению политической борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции стали Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР.

В 1992 -1993 гг. неоднократно происходили столкновения между оппозиционными демонстрантами и милицией и внутрен­ними войсками. Призрак гражданской войны витал над Россией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вышел Указ о поэтапной конституционной реформе в Российской



Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противоречащий Конституции. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Исполняющим обя­занности президента был назначен генерал А.В.Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Министерства внутренних дел и спецслужб.

В Москве противники Ельцина организовали демонстрации. Поскольку телевидение тенденциозно освещало события, 3 октября защитники Белого дома предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром, но она оказалась неудачной: по со­бравшимся в Останкине людям был открыт огонь.

4 октября по приказу Ельцина войска стали расстреливать из танков здание Белого дома. Несколько сот человек были убиты, многие ранены. К вечеру депутаты покинули здание, руководство Верховного Совета было арестовано.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая была принята всенародным голо­сованием 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.



Общественно-политическое развитие в 1994—1999 гг. 12 декабря 1993 г. одновременно с голосованием по Конституции состоялись выборы в Государственную думу. На выборах были представлены разные силы. Блок «Выбор России» во главе с Е. Т.Гайдаром опирался на поддержку государственных структур. В целом его отличала либеральная направленность. Однако основным носителем либерального сознания в нашей стране был не слой собственников, а интеллигенция, что определило свое­образные черты российского либерализма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличение значения свободы в сфере потребления. «Выбор России» имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парламент. Осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский -Болдырев-Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку на выборах 1993, 1995, 1999 гг. блок получил около 7-10% голосов. Лидеры «Яблока» подчеркивали, что курсу Ельцина можно противопо­ставить не только коммунистическую альтернативу, но и демократическую.

Активную деятельность развернула Либерально-демократическая партия России (ЛДПР; лидер В.В.Жириновский). Опираясь на искусную демагогию и популизм, партия Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте. На последующих выборах представительство ЛДПР в парламенте сократилось.

Значительную поддержку населения на выборах в 1993, 1995, 1999 гг. получила Коммунистическая партия РФ (КПРФ) под руководством Г.А.Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоуклад­ной экономики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны. Постепенно влияние КПРФ снижалось.

Выборы в Государственную думу в 1995 г. показали растущую роль оппозиции в политической жизни страны. Напряженной была президентская предвыборная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй - 3 июля 1996 г. Во втором туре борьба развернулась между Б.Н.Ельциным и Г.А.Зюгановым. Было объявлено о победе Б. Н. Ельцина.

В период 1995 -1999 гг. власти решали проблемы финансовой стабилизации во многом путем массовых задержек зарплат, пенсий. В результате в 1997 -1998 гг. большого размаха достигло забастовочное движение.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных республик, что сопровождалось притеснением русского населения. Особенно опасное положение сложилось в Чечне, которая превратилась в источник преступности для всей России. Попытка Центра восстановить конституционную законность и правопорядок привела к военно-политическому кризису в Чечне в 1995 -1996 гг. (первая чеченская война). Ожесточенные бои были во многом неудачны для российской армии из-за непосле­довательности центральных властей, поддержки сепаратистов из-за рубежа и даже в российских СМИ, включая телевидение. В результате с 1996 г. Чечня фактически стала независимым бандитским государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е.М.Примакова, за которого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому правительству, экономический блок в котором возглавил ком­мунист Ю. Д. Маслюков, удалось добиться роста промышленности, спада социальной напряженности. В мае 1999 г. попытка Думы отстранить от власти Ельцина привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Вновь развернулись боевые действия на Северном Кавказе. Они были успешными для российской армии, которая во многом учла опыт первой чеченской кампании. Власти пресекли попытки СМИ развернуть прочеченскую пропаганду. При участии населения Дагестана боевики были выбиты из республики. Осенью 1999 г. в России произошли чудовищные террористические акты - взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Их связали с действиями чеченских террористов. Началась антитеррористическая операция на территории Чечни (вторая чеченская война). К середине 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основные силы сепаратистов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял на себя В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех боевых действий привел к росту популярности Путина.

В декабре 1999 г. состоялись очередные парламентские выборы. Второе место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной поддержке Путина. Вместе с другими проправительственными силами «Единство» составило большинство в Думе. 31 де­кабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Исполняющим обязанности главы государства стал Путин. На президентских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу.

Россия в начале XXI в. В начале XXI в. реформы продолжились. Было признано, что залогом их успеха является укрепление государственной власти. Было создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента, законодательство республик, краев, областей приведено в соответствие с федеральными законами. Был установлен новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания — Совета Федерации. Он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Принят закон о партиях, целью которого стало повышение их ответственности и роли в жизни общества. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага Рос­сии было призвано консолидировать общество, так как в них соединены символы дореволюционной, советской и современной России. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». Она же завоевала подавляющее большинство в Думе на выборах в декабре 2007 г. В марте 2004 г. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Начало повышаться и благосостояние населения.

Успехи в экономике позволили В. В. Путину выступить инициатором принятия национальных проектов. Были разработаны четыре таких проекта: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». На реализацию проектов были выделены значительные средства. Главной целью новых программ является повышение качества жизни и социальной защиты жителей России.

Большое внимание уделялось решению демографической проблемы - быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости («русский крест»). По инициативе В.В.Путина с 2007 г. были увеличены пособия на детей до 3 лет, а за рождение второго ребенка женщинам будут начислять так называемый «материнский капитал».

Реальной угрозой для России, как и для многих других стран, остается терроризм. Эта угроза во многом связана с напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы свидетельствуют захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрывы на рок-фестивале летом 2003 г. и в метро в 2004 и 2010 гг. в Москве, в аэропорту Домодедово в 2011 г. Взрывы происходили и в других городах. Чудовищный по своей жестокости теракт произошел в сентябре 2004 г., когда терро­ристы захватили школу в городе Беслане в Северной Осетии. В результате этой трагедии погибли 330 человек, в большинстве дети.

Рост угрозы терроризма заставил В. В. Путина принять меры по дальнейшему усилению центральной власти. С конца 2004 г. был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных органов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной барьер увеличен до 7 %. В мае 2009 г. был принят закон о том, что часть депутатских мандатов будет передаваться «малым» партиям, набравшим менее 7 % (но не менее 5 %) голосов. Одновременно создана Общественная палата Российской Федерации. Позже был увеличен срок полномочий Думы (5 лет) и президента (6 лет).

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с военными мероприятиями там предпринимались меры по налаживанию мирной жизни, созданию органов управления. Были уничтожены виднейшие деятели террористического подполья. На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию, устанавливавшую основы государственности республики и закреплявшую ее нахождение в составе России. В Чечне прошли выборы президента, парламента. Правда, террористические акты стали происходить в других, прежде относительно спокойных, республиках Северного Кавказа (Дагестан, Кабардино-Балкария).

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный В.В.Путиным Д.А.Медведев, по данным Центризбиркома, набрал более 70% голосов избирателей. После вступления в должность нового президента премьер-министром был назначен В.В.Путин. Формулируя свою программу, Д.А.Медведев предложил в ближайшие годы сосредоточить усилия на четырех направлениях: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях. Однако со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по укреплению экономики.

Россия на международной арене в конце XX - начале XXI в. После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась характерная для последних лет перестройки практика односторонних уступок со стороны России. Проводником этой политики стал министр иностранных дел А. В.Козырев. Досрочно были выведены остатки российских войск из Германии. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор по СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой стратегический ядерный потенциал на две трети, однако фактически Россия сокращала намного больше, чем США. Со второй половины 90-х гг. Россия стала участвовать во встречах лидеров ведущих стран («Большая восьмерка»).

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. В 1997 г., несмотря на возражения России, было принято решение о вступлении в НАТО 10 новых членов - стран Восточной Европы. В 1999 г. страны НАТО под надуманными предлогами напали на Югославию. Одновременно многие международные организации при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частности в ее отношения с Чечней, что напоминало ситуацию вокруг Косова.

Все это привело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее многополярного мира, где ни одна из стран не может быть абсолютным лидером. Расширялись и углублялись связи с Китаем, Индией, Ираном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США в 1999 г. значительно ухудшились, а отношения с НАТО были заморожены. Премьер-министр России Е.М.Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучшению отношений России с США и НАТО. Однако Россия в начале XXI в. строит свои отношения с другими странами, исходя прежде всего из своих национальных интересов. Этому благоприятствует и решение проблемы внешнего долга России.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызывала возражения российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше вынудили Россию к ответным шагам. В 2007 г. она объявила мораторий на исполнение Договора об ограничении вооружен­ных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б.Обамы.



Российская дипломатия при В.В.Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Монголией, Вьетнамом, Ин­дией, Ираном, многими другими странами. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Большее влияние в мире приобрела Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г. Позже о своем стремлении вступить в ШОС заявили такие страны, как Индия, Пакистан, Иран и др. Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования независимых государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), в некоторых из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). В эти войны оказались зачастую втянуты российские войска, находившиеся в странах СНГ. Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить и прекратить кровопролитие.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотрудничестве, соглашений о взаимодействии. Однако в основном они остались нереализованными. Лишь в военной сфере сохраняется некоторое сотрудничество между некоторыми странами СНГ. В целом же все бывшие республики СССР идут собственным путем.

Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться союзы. Так, в 1998 г. оформился политиче­ский союз между Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном, Молдавией (ГУАМ). Позже Узбекистан вышел из него. Сама аббревиатура ГУАМ свидетельствует о проамериканской позиции данной организации (остров Гуам - владение США в Тихом океане). Неким противовесом ГУАМу стал Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Впоследствии этот союз трансформировался в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Новый договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в 2007 г. Летом 2010 г. этот таможенный союз вступил в действие. С 1997 г. идет создание союзного госу­дарства России и Белоруссии.

Серия «цветных революций» или их попыток, осуществленных спецслужбами США в ряде стран СНГ (Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия), заставила российское руководство искать новые подходы в решении проблем в рамках СНГ. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 г. было отражено вооруженными силами России. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.



Культура России в конце XX — начале XXI в. С 90-х гг. резко сократилась государственная поддержка культуры, упал культурный уровень населения. Вместе с тем появились новые возможности для творчества и самовыражения.

Для литературы начала 90-х гг. во многом характерны растерянность, ностальгия по прежней жизни, сильному государству, каким был Советский Союз. В произведениях появляются новые герои - безработные, беженцы, бомжи, «новые русские», бандиты. Постепенно серьезную литературу потеснили произведения «легкого жанра» - детективы, женские романы, фэнтези. Вместе с тем продолжали выходить книги признанных авторов: В.Г.Распутина («Россия молодая»), Л.Н.Леонова («Пирамида»), В.П.Астафьева («Прокляты и убиты») и др. Популярностью пользовались и произведения молодых писателей-постмодернистов, например В.О.Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation "П"» и др.).

В 90-е гг. острейший кризис, связанный с отсутствием финансирования и конкуренцией со стороны американских фильмов, переживал российский кинематограф. Лишь немногие картины, снятые в тот период, пользовались популярностью у зрителей. Среди них: «Окно в Париж» Ю.Б.Мамина, «Ширли-мырли» В.В.Меньшова, «Брат» и «Брат-2» А.О.Балабанова и др. В 1995 г. премии «Оскар» Американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С.Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля отмечен фильм С.В.Бодрова «Кавказский пленник».

«Открытие Запада» обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и с хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок, что закономерно привело к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.

В начале XXI в. наметилось возрождение ряда сфер культуры. Особенно наглядно это видно на примере кинематографа. Российские режиссеры, использовав новые приемы создания популярной кинопродукции, сумели вернуть зрителей в кинотеатры на отечественные фильмы. Первым российским блокбасте-ром стал «Ночной дозор» (2004 г., реж. Т.Н.Бекмамбетов), следом появился «Турецкий гамбит» (2005, реж. Д.Файзиев).


следующая страница >>



Отказ — единственная радость в его серой жизни чиновника. «Пшекруй»
ещё >>