Представление на учителя русского языка и литературы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 70.15kb.
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.57kb.
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы... 1 168.24kb.
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 133.74kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 4 382.23kb.
Методическая разработка. Работа учителя русского языка и литературы... 1 137.08kb.
Анализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ... 1 453.93kb.
Урок учителя русского языка и литературы Комсомольской сош №2 1 59.17kb.
Интегрированный урок русского языка и географии по теме «вокруг света... 1 83.72kb.
Характеристика-представление учителя русского языка и литературы... 1 38.92kb.
Урок литературы в 11 классе Учителя русского языка и литературы Мельниковой... 1 126.45kb.
Сочинения на лингвистическую тему 3 466.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Представление на учителя русского языка и литературы - страница №1/1


Представление

на учителя русского языка и литературы

МБОУ «Гришкинская основная общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района РТ

Хаффазову Мадину Тимергалиевну

Хаффазова Мадина Тимергалиевна работает в данной школе с 2006 года. За время работы она показала себя трудолюбивым, инициативным, любящим детей человеком.

Учитель работает над проблемой: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках». В обучении и воспитании учащихся использует разнообразные методы и средства обучения. Материалы уроков доступны, интересны, развивающие мышление, творческую активность. Большое внимание на уроках уделяет самостоятельной работе, использует дидактические игры, карточки с заданиями, тестовые задания. Использует различные учебно-наглядные пособия, технические средства обучения. На уроках видна система работы учителя со способными и слабоуспевающими учащимися, использование разноуровневых заданий. Так же на каждом уроке и вне уроков работает над формированием общей культуры личности, сохранением здоровья учащихся.

Мадина Тимергалиевна смело берётся за новое в педагогической практике. Много работает над развитием русской речи учащихся, старается обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта. В 2010-2011 учебном году её ученица Бахметова Регина в районной олимпиаде по русскому языку заняла 6 место, в 2010-2012 учебном году Ишпаева Арина – 2 место. Педагог успешно готовит учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации: в 2010-2011 учебном году успеваемость -100%, качество – 75%, в 2011-2012 учебном году успеваемость -100%, качество -64%.

Педагог несколько лет вела кружок «Русское слово», во время занятий которого учащиеся кроме подготовки к государственной итоговой аттестации писали заметки в районную газету «Вятка» о жизни школы и односельчан.

Мадина Тимергалиевна большое внимание уделяет самообразованию, работает над созданием творческой лаборатории. Выступает на заседаниях ШМО, педсоветах. Она каждый год проводит в неделе «Русского языка» различные мероприятия: вечера, посвященные творчеству поэтов и писателей, КВНы, конкурсы чтецов, презентации на разные темы, доклады. С желанием делится опытом работы, проводит открытые уроки для молодых учителей, участвовала в заочном туре муниципального конкурса «Учитель года» 2012, в тренинг-тестировании в формате ЕГЭ по предмету русский язык набрала 84 балла.

Директор школы: Шигабеева З.М.

Разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Тема : Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Цель: обобщение и закрепление умений и навыков учащихся написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

Задачи: уметь определить основную мысль высказывания (тезиса) и прокомментировать её, привести убедительные доказательства : связанно высказывать о роли выразительных средствах речи в тексте и сделать вывод;

содействовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности и умения отстаивать свои взгляды;

воспитание любви к русскому языку.

Оборудование: тексты, медиапроектор, компьютер, экран, цветные карточки-полоски.

Ход урока.



Структура


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, создать комфортную обстановку для творческой работы.

1.-Здравствуйте, ребята. С добрым утром! Я вижу: что все присутствуют и у всех хорошее настроение. Тема сегодняшнего урока: «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему». Цель урока: обобщение и закрепление умений и навыков написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

Задачи: уметь определить основную мысль высказывания (тезиса) и прокомментировать её, привести убедительные доказательства : связанно высказывать о роли выразительных средств речи в тексте и сделать вывод.




1.Приветствие и подготовка к уроку. Подготовка к творческой работе.

2.Актуализа-ция знаний.

Знать структуру сочинения – рассуждения.



1.- Дайте определение понятию «рассуждение».

2.- Скажите, из каких частей состоит сочинение-рассуждение?



1.Рассуждение -это тип речи , при помощи которого доказывается или объясняется какое –либо положение ; мысль; говориться о причинах и следствиях событий, явлений , оценках и чувствах. Рассуждение- это мысли о мире , а не сам мир .

2.Структура сочинения –рассуждения состоит из трёх частей: 1) тезис, 2) аргументы (доказательства), 3)вывод.



Подготовка к сочинению.Уметь определить основную мысль высказывания.

Определить общую тему сочинений.

Написание вступления.

Дать определение выразительным средствам лексики

Уметь находить выразительные средства лексики и определить их роль в тексте.

Физкультминутка.

Дать определение выразительным средствам синтаксиса.

Уметь находить синтаксические средства и определить их роль в тексте.

Уметь делать вывод.


1.-Ребята, у вас у каждого свой вариант текста и высказывания для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему . Итак, мы будем писать сочинение по высказыванию. Для этого что мы делать?

2.-Прочитайте высказывание и определите тему сочинения, прокомментируйте её.

3.-Назовите общую тему сочинений.

4. –Хорошо, напишите вступление, то есть тезис сочинения.

5.-Основная часть сочинения – аргументы. 1 аргумент – лексическое явление. Назовите выразительные средства лексики и их функции.

6.-Находите в своих текстах выразительные средства лексики и определите их роль в тексте.

А теперь проведём физкультминутку.

7.-Назовите выразительные средства грамматики, то есть синтаксиса и их функции.

8.- Приведите пример синтаксического средства и укажите его роль в

тексте.


9. –Хорошо. А теперь напишите вывод.

-Кто прочитает свой вариант?



1.Определить основную мысль высказывания, прокомментировать её, привести в доказательства 1 лексическое и 1грамматическое явление, раскрыть их роль в данном тексте и сделать вывод.

2.Каждый ученик читает свой вариант.

1вариант: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». ( Маргарита Николаевна Кожина)

2вариант. «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.(Лев Васильевич Успенский)

3вариант. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Борис Николаевич Головин).

4вариант. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». ( Александр Иванович Горшков)

5вариант. «Вернейший способ узнать человека- его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Дмитрий Сергеевич Лихачёв)

3.-Общая тема сочинений: богатство русского языка, его красота и выразительность.

4.- 1 вариант. Образец.

М.Н.Кожина утверждает, что раскрыть мир образов возможно через речевую ткань, то есть с помощью языка произведения. Я полностью согласен с её мнением . Действительно, русский язык богат и выразителен. Выразительные средства лексики и грамматики помогают точно и ярко изображать внутренний мир образов. Обратимся к тексту.

5.Выразительные средства лексики:

- Метафора (скрытое сравнение) –слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту, является источником образности , эмоциональности речи.

Эпитет (образное определение: прилаг. + сущ.) слово, определяющее предмет или подчеркивающее его свойства, создает яркий художественный образ.

Олицетворение – одушевление неживых предметов , помогают раскрыть образ глубже.

Многозначные слова помогают создать неповторяемый художественный образ.

Сравнение-1 предмет сравнивается с другим (как, будто, словно, точно).

Синонимы.

-Помогают избежать однообразия, устранить повторения одинаковых слов.

-Способствуют уточнению мысли, более четкому ее выражению, усилению и выделению.

-Употребляются как средство разнообразных оценок.

Антонимы.

-Используются для создания контрастных образов, для противопоставления понятий.

-Придают тексту яркость ,образность.

Устаревшие слова.

-Необходимы для восстановления колорита эпохи.

-Придают речи оттенок торжественности и взволнованность.

Книжная лексика.

Придает окраску важности, возвышенности и поэтичности тем понятиям, которые обозначают высказывание.

Разговорная лексика.

Создает впечатление живой, непринуж денной речи.

Фразеологизмы.

Придают речи образность и выразительность

Выносят в текст эмоциональность, экспрессию.

Придают высказыванию возвышенный тон.

6.Образец. В данном тексте в предложении9 употреблено разговорное слово «драпать» в значении убегать, создающее впечатление живой непринужденной речи.

Физкультминутка.

7.-Выразительные средства синтаксиса. Однородные члены предложения.

Конкретизируют то, что изображается.

Придают тексту динамику, экспрессию.

Обращение.

Являются средством речевой характеристики говорящего.

Усиливает выразительность текста.

Восклицательные предложения.

Придает тексту эмоциональность .

Помогают понять эмоциональное состояние героя.

Вопросительные предложения.

Придают тексту эмоциональность .

Формируют проблему, над которой размышляет автор.

Позволяет автору вовлечь читателя в диалог.

Используются для привлечения внимания.

Инверсия.

Выделяют ключевые, главные слова фразы.

Парцелляция.

Помогает автору акцентировать внимание на наиболее важных смысловых частях предложения.

Вводные слова.

Выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.

Выражают оценку достоверности изображаемого.

8. – К синтаксическим средствам можем отнести использование в предложении однородных членов. Например, в предложении 1 однородные определения «большая и интересная» конкретизируют признаков коллекции марок.

9. Образец . 3вариант.- Таким

образом , умелое применение выразительных средств лексики и грамматики помогают выразить мысли и чувства точно и ярко, привлечь внимание и производить сильное впечатление.



4.Итог урока.

4.- Мы с вами на уроке рассмотрели написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Проведём итог. Кто поможет?

4.- Чтобы составить текст сочинения – рассуждения на

лингвистическую тему, необходимо определить основную мысль высказывания, прокомментировать её, для аргументации привести 1 лексическое и 1 грамматическое явление, указать их роль в тесте и сделать вывод.




5.Домашнее задание.

5.-Домашнее задание : написать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.


5. Уметь отредактировать текст сочинения.

6.Рефлексия.

6. Ребята, у вас у каждого есть карточки – полоски. Давайте оценим свои знания с помощью этих полосок. Кто понял материал сегодняшнего урока и может объяснить другим, поднимите зелёную полоску. Хорошо. Кто понял материал, но не уверен ,что сможет объяснить другим, поднимите синюю полоску. Спасибо. А кто не понял – жёлтую полоску. Таких нет. Значит, все поняли материал урока и сможете написать сочинение. Молодцы! Спасибо за хорошую работу.


6. Самооценка своих знаний с помощью карточек – полосок.

Эссе.

Деятельность современного педагога.

Вы взгляните в детские глаза,

Вам истина откроется простая:

Нельзя учить, души не отдавая,

И в этом смысла жизни красота!

Эммануил Ильинко как-то сказал: «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо!». Каждый ребенок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребенка. А я всегда ли помню об этом? Как современный педагог , что я делаю для этого? Наверно, эти вопросы волнуют многих моих коллег. Ведь проблемы, связанные с обучением и воспитанием учащихся в современной школе с каждым годом усложняются, требуют от учителя постоянной работы над самообразованием. Важное место в повышении профессионально-личностных качеств педагога занимает и обмен опытом между коллегами.

Современному учителю необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения, занимались напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи , обосновывали свое мнение. Он должен формировать у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, использовать в работе развивающие и творческие задания. А для всего этого педагогу важно создать дружелюбное отношение в классе, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Хороший учитель будет стараться никогда не пробуждать у детей чувство разочарования. Очень важно, чтобы учащиеся доверяли тебе полностью! Когда ребёнок учится прислушиваться к себе и своим товарищам, он становится уверенным в себе , у него появляется целеустремленность, он начинает получать удовольствие от проделанной работы. Именно эти навыки помогают учащимся стать успешной личностью.

Развитие творческих способностей учащихся целесообразно продолжать и во внеурочное время. Настоящему педагогу важно так же создание условий для самореализации личности и формирование ценностных ориентаций.

Одним из лучших педагогов я считаю свою учительницу русского языка и литературы Садыкову Равилю Ахкамовну. Она работает в Куюк –Ерыксинской школе. Её трудолюбие и самоотдача работе служит примером молодым учителям. Многолетний опыт, методическое мастерство, увлечённость своим делом , требовательность к себе и другим помогают ей найти верный путь в душу своих учеников. Она научила меня понимать, что научить ребёнка познавать мир, быть честным, добрым, отзывчивым и преданным Родине так же важно, как научить его писать, читать, считать. Она справедливо гордится своими учениками, радуется их успехам.

Учитель это не просто профессия - это образ жизни, это сама жизнь. Настоящий учитель всегда думает о своих детях, а не только в стенах школы, заботиться о их здоровье, старается помочь преодолевать трудностей не только в учебе, но и в личной жизни, найти свое место в современном очень сложном мире. Таких учителей в нашей стране очень много , и это радует душу, помогает смотреть в будущее с верой.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гришкинская основная общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района республики Татарстан

Разработка урока на тему: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» ).

Подготовила: учитель русского языка и

литературы Хаффазова М.Т.

Дер.Гришкино

2013 год.

Класс: 9.

Учебник: Русский язык. 9класс. С.Г.Бархударов. М., «Просвещение»,2010 г.

Тема: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».



Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

  • Обучающие задачи:

    • закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными;

    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

    • обучать школьников лингвистическому анализу текста.

  • Развивающие задачи:

    • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

    • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

    • развивать навыки исследовательской деятельности.

  • Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Оборудование к уроку: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация; дидактический материал - карточки для индивидуальной и групповой работы.

Этапы урока

Содержание

1.Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к уроку.

Задача учителя: у учащихся создать хорошее настроение, желания к работе. Для этого проводить с учащимися беседу.

Задача учащихся: внимание к уроку.





- Здравствуйте, ребята! Добрый день! Как вы себя чувствуйте? Готовы ли к уроку?

- Раз все чувствуют себя хорошо и готовы к уроку, начнём урок. Напишите в тетрадях число, тему сегодняшнего урока: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными». Мы с вами должны достигнуть следующих цели: научиться видеть структуру и воспроизводить схемы предложений, уметь определить виды подчинений в сложноподчиненных предложениях и правильно расставить знаки препинания.



2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Задача учителя: определить уровень понимания и усвоения материала учащимися.

Задача учащихся: рассказать о видах сложных предложений. (Предложения заранее написаны учащимися на оборотной стороне доски).


Выступление учащихся о видах сложных предложений.

3.Обобщение и систематизация знаний.

Задача учителя: определить уровень понимания и усвоения материала учащимися.

Задача учащихся: в доступной форме раскрыть тему урока. Для этого каждый ученик по очереди рассказывает о видах сложноподчиненных предложениях, используя материалы презентации. (Виды предложений заранее распределены).


Презентация, подготовленная учащимися к уроку, на тему: «Сложноподчиненные предложения».

4.Закрепление учебного материала.

Задача учителя: определить правильность выполнения заданий, помочь учащимся исправить ошибок.

Задача учащихся: постараться правильно ответить на тестовые задания, начертить схемы предложений, определить типы подчинения.

Задача учащихся: с помощью эксперимента подтвердить признаки каждого вида подчинительной связи.

Задача учащихся: уметь найти в тексте сложноподчиненные предложения, определить их вид, сделать вывод.


1.Выполнение учащимися тестовых заданий.

- Ребята, а теперь проверим, как вы усвоили материал о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Перед вами лежат тестовые задания . Ваша задача: внимательно прочитать задания и постараться правильно ответить на них.

- Все закончили работу, молодцы. Посмотрите на интерактивную доску и проверьте свои работы. За каждый правильный ответ ставьте себе по одному баллу. У кого есть ошибки? Кто поможет исправить ошибку?

- Хорошо, молодцы.

2.Графический диктант.

- Следующее задание – графический диктант. Вам даны предложения. У каждого свой вариант, начертите схемы предложения в тетрадь, определите тип подчинения. 1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.



http://festival.1september.ru/articles/534309/1.jpg

Однородное подчинение с придаточными изъяснительными.

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.http://festival.1september.ru/articles/534309/2.jpg

Неоднородное подчинение с придаточными времени и изъяснительным.

3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

http://festival.1september.ru/articles/534309/3.jpg

Последовательное подчинение с придаточными изъяснительным и места.

- Все закончили, молодцы. Проверим, все ли правильно выполнили задание по интерактивной доске. У кого правильно, поставьте себе 1 балл. Посмотрим у кого какие ошибки? Кто поможет исправить ?

-Хорошо.


3.Эксперимент.

- Следующее задание.  Спишите предложения. Экспериментально подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Вариант 1. Однородное подчинение

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

ІІ. Запишите предложения, добавляя союз и, соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?

О б р а з е ц. Я понял, что задание сложное, что надо будет подобрать дополнительный материал. — Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.



  1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).

Вариант 2. Последовательное подчинение

І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.

ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то. Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?

О б р а з е ц. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. — Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).

1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).

Вариант 3.  Параллельное подчинение

І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

- Своевременно закончили работу, молодцы. А теперь проверим по вариантам, по ходу проверки исправляем ошибки.

- Хорошо, кто правильно ответил, ставит себе 1 балл.

4.Исследовательская работа по группам.

- Класс делится на 5 групп. Каждая группа анализирует текст на карточке. Нужно найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

Разговорный стиль

На лугу кто-то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю. 


 – Кто это? – спросил я. 
 – Коростель, его ещё дергачом зовут, – ответил Пётр Иванович… 
 – А какой же он с виду? – спросил я. 
 – Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Официально-деловой стиль

Директору управления 


 Информационных 
технологий Иванову А. И. 
программиста Петрова В.В.

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами. 
Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

6 октября 1998 г.                       Петров 



Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

(Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?» 


(1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раз доказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

- Теперь проверим. У нас в каждой группе по 1 человеку, значит, рассказываем по очереди.

-Молодцы. Каждый ставит себе по 1 баллу.


Задача учителя: закрепление знаний учащихся .

Задача учащихся: самостоятельно применять полученные знания и углубить их.



- Задание на дом в карточках. 1 группа: самостоятельная работа №1,
2 группа: самостоятельная работа №2

Самостоятельная  работа  №1

Задание 1: спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
На третий день под..ём по снежной р..внине сделался более заметным и появилось больше трещин которые зам..дляли движение. Пр..ходилось идти осторожно прощупывая снег чтобы не пров.. литься через тонкий слой его скрывающий трещины.
На севере тучи ра..ходились и между их серыми клочьями иногда бл..стели горы которые 
т..нулись по всему г..ризонту. Л..дник что спускался по д..лине южного склона хребта имел  до километра в ширину и с обеих ст..рон был ок..ймлён крутыми тёмными откосами которые  покрывались снегом. 

Задание 2: расставьте знаки препинания, постройте схемы. Укажите номера предложений

с последовательным подчинением__________________________________ ,


с параллельным подчинением _____________________________________ ,
с однородным подчинением _______________________________________ ,
с комбинированием моделей _______________________________________ .

1. Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром когда первый розовый свет  зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники которые всегда располагаются отверстием на восток. __________________________________________________________


2. Мне кажется что если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной темноты я тоже  полечу в глубокую трясину._______________________________________________
3. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам. _______________________________
4. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы. ______________________________________________
5. В июльский день когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России и синие васильки радостно мигают в ней когда жужжат мухи и раскаты далёких гроз носятся в небесах я ехал на мельницу чтобы ловить рыбу удочкой. __________________

Самостоятельная   работа №2

Осложнённое списывание

  1. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, и расставьте знаки препинания.

  2. Постройте схемы предложений, определите вид(ы) подчинения.

1) Когда туман ра(с,сс)еялся когда серые обл..ка поднялись (в)верх и ра(с,сс)таяли когда солнце  вышло (из)за горы когда всё вокруг зас..яло в его лучах туристы прошли уже ки(л,лл)ометров  семь от  того села в к..тором мы ноч..вали.  2) Потом я в(с,з)помнил какими осл..пительно(синими) бывают лоскутки неба когда дни начинают медле(н,нн)о пр..бавляться как звенит прокалё(н,нн)ым морозом снег как потом каждая веточка и с..ринка солнечным светом утепляются в снег как постепе(н,нн)о весь снежный мир становится синим. 3) Сознание что склоны этих оврагов будут пр.. вр..щены в те(р,рр)а(с,сс)ы засажены лесом вишнёвыми и яблон..выми садами и что в этом будет часть его труда наполняло Колю горд..стью. 4) ..боры зат..нулись так что когда всё было пр..готовлено к от..езду ехать не имело смысла. 5) Под..ём на вершину был так крут что когда мы д..стигли её то у нас (не)было сил пр..нимать поздравления с победой.


Подведение итогов урока.

Задача учителя: помочь учащимся в самооценке своих знаний.



- Подведем итоги урока. Все работали активно, молодцы. За активную работу поставьте себе по 1 баллу. А теперь считайте, у кого сколько баллов. Если у вас – 6 баллов: оценка «5», 5 баллов: «4», 4-3 балла: «3». Скажите, у кого какие оценки?

- Перед вами лежат полоски: зеленая, синяя и желтая. Кто считает, что он знает все о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и может объяснить другим - поднимает зеленую полоску, кто знает, но объяснить может только с помощью учителя – синюю полоску, а кто затрудняется ответит – желтую. Хорошо, у 2 учеников – зелёная полоска, у 2 учеников – синяя полоска, у 1 ученика – желтая полоска, ему помогут учащиеся, у кого зелёная полоска. Спасибо всем за внимание и за хорошую работу.





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гришкинская основная общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района республики Татарстан

Разработка урока на тему: «Путешествие по галактике Синтаксис и Пунктуация (Обобщение и закрепление изученного материала по разделу «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе).

Подготовила: учитель русского языка и

литературы Хаффазова М.Т.

Дер.Гришкино

2013 год.

Тема: «Путешествие по галактике Синтаксис и Пунктуация».

(Обобщение и закрепление изученного материала по разделу «Синтаксис и пунктуация»).

Цели:

Образовательная: систематизация знаний учащихся по изученной теме, подготовка к государственной итоговой аттестации « шаг за шагом ».



Развивающая: развитие речи учащихся, формирование у учащихся речевой компетенции.

Воспитательная: формирование у учащихся чувства патриотизма, любви к русскому языку.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

1.Организационный момент . Вступительное слово учителя:

- Дорогие ребята, сегодня на уроке мы с вами отправляемся в путешествие по галактике Синтаксис и Пунктуация в космических кораблях. Для полета разделимся на 3 группы –команды, и каждая команда выбирает название и капитана команды. Для совместной работе парты соединяем и образуем 3 « круглых стола ». Ответ на каждый вопрос вносим в компьютер, а правильность ответа проверяем по интерактивной доске.

2.Актуализация знаний учащихся. Устная разминка перед полетом.

- Что изучает синтаксис? А что - пунктуация?

(Синтаксис изучает словосочетание и предложение. Пунктуация – правила употребления знаков препинания в предложениях). Команда , которая ответит первой , отправляется в полет первая.

3. Путешествие по галактике Синтаксис и Пунктуация. Первая планета « Словосочетание ».

1 задание. Игра « Кто быстрее? » Что называется словосочетанием ? (1балл).

Любое сочетание слов может ли быть словосочетанием ? (1балл).

2 задание. Игра « Лишний ». ( 1 балл).

А. любить Родину

Б. около дома

В. моя семья

Г. хорошо учиться

3 задание. Игра « Самый умный ». Из данного предложения выпишите всевозможные варианты словосочетаний. (За каждое словосочетание 0,5 балла).

« Мой друг ,отчизне посвятим души прекрасные порывы ». (А.С.Пушкин).

Вторая планета « Предложение ».

1 задание. Игра « Самое длинное предложение ». Разгадать ребус и записать самое длинное предложение. (2 балла).

Дует …


Воет …

Поет …


2 задание. Игра « Творческая переменка ». Каждому участнику раздается отдельный клочок из открытки, на которой написано высказывание И.С.Тургенева о русском языке. Участникам необходимо по очереди поднести свой клочок на отдельный стол и собирать это высказывание. (Команда , написавшая высказывание первой получит 3балла, второй – 2балла, третьей – 1балл).

( «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»)

3задание. Игра « Словесное творчество ». Составьте новое предложение. (Оно записывается постепенно, по мере выполнения задания). ( 2 балла).

1.Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение (осень).

2.Добавить обстоятельство образа действия из предложения Осень щедро одаривает леса разноцветными красками (щедро).

3.Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу красивый ковер (выстлала).

4.Из предложения Люди Земли борются за охрану окружающей среды взять несогласованное определение , выраженное именем существительным, поставив его в дательный падеж.

5. Из предложения Тихо падают на землю листья взять подлежащее и поставить его в творительный падеж (листьями).

(Осень щедро выстлала землю листьями).

Физкультминутка. Учащиеся образуют круг и под музыку танцуют, а учитель читает предложения, если предложение повествовательное или побудительное – учащиеся приседают, вопросительное - поднимают руки, восклицательное – хлопают в ладоши. Затем учащиеся прочитают шуточные стихотворения.

1. Я – точка .

Одиночка.

Заканчиваю.

Точка.


2.Я - вопросительный знак ?

Что? Неужели? Как так?

Можно последний вопрос?

Братцы, вы это всерьёз?

3.Я – восклицательный знак!

Хлопайте! Громче! Вот так!

Радуйтесь! Вам повезло!

Громче! Не слышу! Алло!

Третья планета « Простое предложение ».

1 задание. Игра « Разгадайте секрет путаницы ». Расставить знаки препинания.

С чего начинается Родина она начинается с родительского дома любите и берегите Отчизну, как своих родителей какая красивая наша страна (2балла)

2 задание. Игра « Подскажи словечко ». Дописать пословицы.



  1. Береги платье снову, а ( честь смолоду).

  2. Родина – мать, а (чужбина – мачеха).

  3. Кто любит труд, того ( люди чтут).

( 3 балла).

3 задание. Игра « Синтаксическая разминка ». Выписать грамматическую основу предложений.



  1. И льется чистая лазурь на отдыхающее поле.(Ф.Тютчев.) 2.Скинуло кафтан зеленый лето.(Д . Кедрин .) 3.Люблю я пышное природы увяданье.(А.С.Пушкин.) (3 балла)

Четвертая планета « Сложное предложение ».

1 задание. Игра « Точка, точка, запятая ». Расставить знаки препинания.

1.Люди знают что от частого употребления слова теряют силу. Наступила зима но снег еще не выпал. Лошадь испугалась и быстро побежала вперед. Полил сильный дождь и земля быстро намокла. (2 балла)

2 задание. Игра « Творческая переменка ». Начертить схемы предложений.

1.Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.

2.Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья.

3.Когда мы приближались к тропинке, звон колокольчика удалялся. (3балла)

3 задание. Игра « Самый умный ». Найти предложения, соответствующие схеме (знаки препинания не проставлены):

, и .

1.Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.



2.Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.

3.Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю.

4.Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.

Пятая планета «Прямая речь».

1 задание. Игра « Угадай-ка ». Укажите предложение, в котором допущена ошибка . ( 1балл).

А. « Язык –инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть »-писал М.Горький.

Б. Богатство языка есть богатство мыслей,- утверждал Н.Карамзин.

В. « Правилу следуй упорно; чтобы словам было тесно, а мыслям просторно »- сказал Н.Некрасов.

2 задание. Игра « Найди предложение ». Укажите предложение, которое соответствует данной схеме ( 1 балл) :

: « » .


  1. « Мать и Родина: нет на свете ближе и роднее слов ». (Ю.Яковлева)

  2. « Любовь к Отечеству заключается в глубоком желании ему добра и просвещения »- провозгласил К.Паустовский.

  3. А.С.Пушкин призывал: « Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы ».

3 задание. Игра « Выбери правильно ». Укажите предложение с правильной постановкой знаков препинания ( 1 балл) .

  1. Н.Карамзин писал: « Уважение к предкам - достоинство гражданина образованного ».

  2. Неуважение к предкам – первый признак безнравственности- предупреждал А.С.Пушкин.

  3. Спасибо, моя родная Земля, мой общий дом ,-писал А.Твардовский, за все, что от жизни знаю, что в сердце ношу в своем.

Итог урока. Слово учителя:

- Ребята, наше путешествие закончилось. А теперь подведем итоги. ( Подчитываются баллы команд, также оцениваются ответы каждого учащегося в отдельности – ставятся оценки).

Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру на тему « Моя малая родина».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гришкинская основная общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района республики Татарстан

Творчество Сергея Есенина.

Подготовила: Пашмекова Лида ученица 9 класса. Учитель: Хаффазова М. Т.

Я очень люблю стихи Сергея Есенина, они учат понимать красоту жизни, любить природу.

Сергей Есенин принадлежит к числу истинно народных поэтов, стихи подкупают проникновенной искренностью , нежностью к человеку и миру.

Для поэзии С.Есенина свойственно слияние образа поэта и картины жизни. Сила его поэзии состоит в том , что ,в ней , о чём бы и ни писал – о своих раздумьях над жизнью, о судьбе России, о природе – все проникнуто любовью ко всему земному, к Родине. Она ассоциировалась у него и с малиновым полем , и с синью, упавшей в реку . Поэт усвоил непоколебимый принцип художественного творчества – народность.

Тот поэт , врагов кто губит ,

Чья родная правда мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать.

Идея гражданского назначения поэзии сопровождается у Сергея Есенина мотивом жертвенной роли поэта.

Я с любовью иду

На указанный путь,

И от мук и тревог

Не волнуется грудь.

Он воспринял эту тему как завещание своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова,Тютчева и Некрасова.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт ложь и грусть ,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким Русь.

Поэзия Есенина стала поэтическим символом России и ее судьбы. Тем и дорога она человечеству. Творчество Сергея Есенина удивительно разнообразно по своей направленности. Здесь и размышление поэта о судьбе России, о жизни , о назначении искусства , и любовная лирика , и голос певца бревенчатой избы, и наконец, стихотворения природе. У Есенина нет отдельной страницы творчества, посвященная детям ,- но это посвящение мы видим в любом стихотворении , как обращение к будущему молодому поколению.

Олицетворяя природу, поэт как бы смотрит на окружающую мир глазами ребёнка, который одушевляет материальные предметы. Таким образом, природа приближается к внутреннему миру детей. Поэтому неслучайно присутствие пейзажной лирики. Это» Берёза», «Черёмуха», «С добрым утром !», «Из-за леса, леса темного», «Нивы сжаты, рощи голы».

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймою

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Это первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. Оно вышло 1914 году в детском журнале «Мирок». Восхищаясь красотой березы в зимнем наряде, автор хотел показать красоту родной природы. Образ берёзы становится символом Родины.

Поэт в доме, сквозь стекло рассматривает берёз под окном. Увиденная картина восхищает автора своей неповторяемой красотой. Мягкое лирическое описание берёзы заставляет зрительно представить её во всем великолепии зимнего убранства.

Чередование микротем с стихотворении: берёза – 1 – 4 строки, ветки – 5 - 8 , берёза – 9 -10, снежинки – 11 – 12, заря – 13 – 14, ветки – 15 – 16 строки.

В стихотворении много слов в переносном значении. Благодаря им описание становится выразительным и живописным. Одно прилагательное «белая» употреблено в прямом значении. Повторение слова «белый» в 1, 8 строках применяется автором для создания общего плана берёзы – она вся белая. Поэт рисует её контур. Повторение подчеркивает логические центры, поддерживает тему текста.

Особое место в произведении занимают сравнения.

1.По сходству предметов: концы веток берёзы с каймой, кистью, бахрамой. Создается образ природы как чудесной мастерицы, создательницы красоты.

2.По признаку предметов: серебряный (снег) – блестящий, ярко жёлтого цвета; пушистые (ветки) – покрытые мягким густым пухом, очень мягкий, лёгкий.

3. По действию предметов: сонная (тишина) – происходящее во время сна, относящийся ко сну, погруженная в сон; горят ( снежинки) – сверкать, блестеть; ленивая ( заря) – выражающий лень, вялый, медлительный.

Использованы семантические обороты. Олицетворения: принакрылась снегом – слегка накрыться; распустились кисти (отношение к цветам) – раскрылись (о цветах). Этими оборотами автор дает источник жизни берёзе, олицетворяя её, показывает, что жизнь не замерла.

В соотношении существительных и глаголов мы видим преобладание первых. Тем самым поэт приостанавливает действие, заставляя пристальнее всмотреться в образ, уловить мельчайшие детали. Используя анафору в третьем четверостишии, автор обращает внимание на логические центры (берёза, заря), подчеркивает основную мысль, соединяет микротексты, подчиняет всё общей теме произведения.

Стихотворение написано хореем, осложненное перрихием, что замедляет и заостряет внимание читателя на мелочах убранства природы. Перекрестная рифмовка и звукопись создают песенный напев стихотворению. Автор использует все возможности языка, создав такое произведение, в котором каждый компонент поэтической речи играет свою роль.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гришкинская основная общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района республики Татарстан

Творчество Ивана Бунина.

Подготовила: Егорова Алёна ученица 9 класса. Учитель: Хаффазова М. Т.



Мы войдём в мир поэзии замечательного поэта рубежа 19-20 веков, поэта трагической судьбы. Большое значение на формирование будущего поэта оказали годы детства, круг знакомых семьи, родных, близких, их увеличения. Их интересы были разнообразны - это и литература, и музыка, и живопись. Писать Бунин начал рано. В апреле 1887 года он отправил в петербургский еженедельный журнал «Родина» стихотворение, которое появилось в одном из майских номеров. В автобиографии Бунин вспоминает : « Утра, когда я шёл с этим номером с почты в Озерки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал своё произведение, никогда не забуду». Этому эпизоду посвящено стихотворение «Ландыш», которое проникнуто чувством радости.

В голых рощах веял холод … Ты светился меж сухих, Мёртвых листьев.. Я был молод, Я слагал свой первый стих - И навек сроднился с чистой Молодой моей душой Влажно-свежий, водянистый, Кисловатый запах твой! Бунин становится самобытным поэтом-лириком, излюбленной темой которого была природа. Трудно найти такое явление природы, которое бы осталось без внимания Бунина-поэта. Но многообразие природы интересует поэта не само по себе, а как средство выражения человеческих чувств. Лирический герой бунинской поэзии не только тонко чувствующий, но и мыслящий человек. Проследим это на примере стихотворения «Листопад». Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Лес, точно терем расписной; веселой, пестрой стеной стоит над светлою поляной; тихою вдовой вступает в пестрый терем свой. Несмотря на легкую грусть, осень в этом стихотворении прекрасная, яркая, праздничная. Живыми чувствами человека, сердечно влюбленного в родной край, здесь наполнен каждый образ, начиная с осени, леса, падающих листьев, золотых, багряных. В поэзии Бунина краски осени сменяются завораживающей природой зимы. Это вы увидите и почувствуете, когда посмотрите несколько кадров диафильма. Это очень красивое, сильное животное, с гордо откинутой головой, увенчанной тяжёлыми рогами. Да, олень прекрасен так же, как прекрасна природа, которая его окружает. Люди, хорошо знающие и любящие природу, могут по следам, как по книге, понять, что произошло в лесу. Вот и автор стихотворения «прочитал» по следам историю оленя. Он сначала спокойно пасся в ельнике. Он много натоптал тропинок. Вот он погнул ёлку, добираясь до верхней, более сладкой части коры, и оставил на этом месте много опавших хвоинок. Слова «Вот снова след размеренный и редкий» позволяют представить спокойно идущего гордого оленя. Олень очень красивый ,могучий, с тяжёлыми рогами, и нельзя допустить, чтобы он погиб. Прекрасен олень, как прекрасна жизнь. Поэт и мы радуемся, что красота ушла от смерти. Но, кроме радости, в последних словах чувствуется тревога: ведь иногда не удаётся спастись красоте. Злой выстрел, подкашивающий ноги прекрасному зверю, сбивающий на лету стремительную птицу …А разве сорванный цветок, загубленное деревце , растоптанный муравейник – это не уничтожение красоты? И не всегда природа может постоять за себя. Часть природы нуждается в нашей защите, в нашей помощи.




В жизни все бывает, но не каждому достается. Кирилл Кюдов
ещё >>