Похожие работы
|
Председатель профкома мбдоу «Д/с №55 - страница №1/1
Согласовано
Председатель профкома МБДОУ
«Д/с № 55 «Жаворонок»
_________________ Арзамасова О.Н.
от « __ » __________ 201__ г.
Введено в действие приказом заведующего МБДОУ
«Д/с № 55 «Жаворонок»
Приказ № __ от « __ » ____ 201__ г.
|
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Д/с № 55 «Жаворонок»
_______________ Карпова Е.Н.
от « __ » __________ 201__ г.
Рассмотрено и утверждено на
педагогическом совете МБДОУ
Протокол № __
от « __ » __________ 201__ г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-коррекционной службе
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 55 «Жаворонок» г.Альметьевска»
-
Общее положение
-
Настоящее Положение определяет содержание деятельности психолого-коррекционной службы в МБДОУ «Д/с № 55 «Жаворонок» и является правовой и организационно-методической основой организации деятельности.
-
Деятельность психолого-коррекционной службы ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей, а также на охрану здоровья всех участников образовательного процесса.
-
Деятельность психолого-коррекционной службы осуществляет педагог-психолог.
-
В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!”
-
Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа жизни для всех участников образовательного процесса, развитию детей, формированию индивидуальности у детей дошкольного возраста на всех этапах непрерывного образования; развитию творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей дошкольного возраста занимается профилактикой подобных нарушений.
-
Педагог - психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом и родителями.
-
Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание психологом и педагогом существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы.
-
Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со специалистами в области медицины, дефектологии и других областях, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, представителями общественности, оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.
-
На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку по специальности “Психология” в объеме не менее 1200 часов, имеющие диплом государственного образца.
-
Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
-
Педагог-психолог имеет двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется заведующим МБДОУ.
-
Профессиональное управление осуществляется старшим воспитателем.
-
Нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении составляет не более 36 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и регулируется данными правилами.
-
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени. Исходя из особенностей контингента воспитанников и образовательного процесса, количество часов работы с участниками образовательного процесса устанавливается администрацией детского сада;
-
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчётной документации, методическая работа (семинары, педсоветы и т.д.), а также повышения своей квалификации.
Выполнение указанной работы педагог-психолог может осуществлять как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
-
Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых. Педагог-психолог ведёт учет проводимой работы, согласовывает планирование и представляет отчетность по административной и профессиональной линиям.
-
В своей деятельности педагог-психолог руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом Российской Федерации “Об образовании”, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
-
Настоящее Положение разработано на основании Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ № 636 от 22.10.99), Инструктивного письма Министерства образования РФ “Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения” № 3 от 01.03.99, Инструктивного письма Министерства образования РФ “О внесении изменений в инструктивное письмо от 01.03.99 № 3 “Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения” № 27/970-6 от 19.05.2000 г, Решения коллегии Министерства образования РФ “О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации” № 7/1 от 29.03.95.
-
Цели и задачи
-
В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации “Об образовании”, под образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
-
В своей деятельности педагог-психолог исходит из необходимости реализации как образовательных, так и социальных целей системы образования.
-
Образовательная цель – это приобретение воспитанниками необходимых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
-
Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
-
Целью деятельности педагога-психолога являются:
-
содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
-
содействие в приобретении воспитанниками МБДОУ психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
-
К основным задачам относятся:
-
психологический анализ социальной ситуации развития образовательного учреждения, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
-
содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе;
-
формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
-
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в МБДОУ;
-
психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям воспитанников;
-
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии воспитанников;
-
участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
-
участие совместно с педагогическим коллективом МБДОУ в подготовке и создании условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
-
содействие распространению и внедрению в практику МБДОУ достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
-
Организация деятельности педагога-психолога
-
Педагог-психолог является равноправным членом педагогического коллектива МБДОУ. Он принимает участие в работе педсоветов, педагогических консилиумов, методических объединений и др.
-
Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием.
Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается педагогу-психологу в соответствии с Положением о стимулирующих надбавках и доплатах работников МБДОУ.
-
График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией. При составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации.
-
На время отсутствия психолога его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.
-
Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ.
-
Основные направления деятельности педагога-психолога
-
Прикладное – психологическое сопровождение образовательного процесса, включая участие в составлении программы развития образовательного учреждения, образовательных программ, создании учебников и учебных пособий, разработке психологических оснований дидактических и методических материалов.
-
Практическая - непосредственная работа педагога-психолога в образовательном учреждении.
-
Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми, родителями (их законными представителями), специалистами, воспитателями, администрацией МБДОУ и др.
-
В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи.
-
Основные виды деятельности педагога-психолога
-
Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
-
Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и определяется необходимостью формирования у педагогов, администрации МБДОУ, родителей (лиц, их заменяющих), детей, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
-
В русле психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:
-
Проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.
-
Проводят обследование ребенка по определению уровня интеллектуального развития с целью выявления детей с отклонениями в развитии и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи.
-
Участвуют в приеме детей в группы коррекционной направленности, определяет психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с педагогами МБДОУ намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения.
-
Проводит психологическое обследование детей при переходе из одной возрастной группы в другую, намечая совместно с педагогами, родителями программу индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.
-
Ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.
-
Участвует в организации психолого-медико-педагогических консилиумов с целью психологического анализа поведения и развития детей для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей.
-
Ведёт работы по созданию благоприятного психологического климата в МБДОУ:
-
оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый, взрослый - ребенок, ребенок - ребенок);
-
консультирует педагогов, воспитателей и других работников по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.
-
Способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
-
Проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.
-
Психологическая диагностика:
-
Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.
-
Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами детей.
В русле психодиагностического направления педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:
-
Проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
-
Проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в личностном самоопределении.
-
Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.
-
Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии:
а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу,
б) для определения форм и причин явного асоциального поведения.
-
Психологическая коррекция:
-
Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу МБДОУ в индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и склонностей. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность педагога-психолога по разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами: дефектологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами и др. - в процессе обучения и воспитания, в коррекции поведения детей.
-
Планы и программы развивающей и психолого-коррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
-
В ходе психолого-коррекционной работы:
-
Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении программ, направленных на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.
-
Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка.
-
Развивающая и психолого-коppекционная работа может проводиться:
-
в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
-
в процессе специальной работы психолога с группами детей;
-
в русле воспитательных мероприятий;
-
в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.
-
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно - воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
-
Консультативная деятельность:
-
Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях образовательного учреждения.
-
В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей (законных представителей), администрацию, педагогов МБДОУ по проблемам обучения и воспитания детей в русле педагогики сотрудничества, проводят индивидуальное или групповое консультирование участников образовательного процесса по проблемам обучения, личностного развития, жизненного самоопределения, по проблемам общения.
-
В русле консультативного направления педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:
-
Консультирует администрацию МБДОУ, специалистов, воспитателей, родителей по проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологической основы педагогики сотрудничества.
-
Проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам обучения, развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.
-
Способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общих и групповых родительских собраниях, чтением лекций и др.
-
Выступает в качестве эксперта - консультанта при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов, органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (направление в специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.)
-
В качестве консультанта принимает участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном детском учреждении, по вопросам организации самоуправления.
-
Права и обязанности педагога-психолога
-
В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как и любой специалист службы практической психологии образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность психологического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность информации.
-
Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации в соответствии с формами установленного образца.
-
Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
-
В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:
-
Руководствуется законодательством Российской Федерации и распоряжениями Президента Российской Федерации, правительственными и нормативными документами федерального уровня по соответствующим типам учреждений образования, настоящим Положением, приказами и инструкциями Минобразования России, а также документами, приказами и распоряжениями органов управления образованием субъектов Российской Федерации; Уставом МБДОУ и другими локальными актами.
-
Рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современных требований психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.).
-
Повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической психологии и принципы организации Службы практической психологии в системе образования.
-
Применяет современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психолого-коррекционной и психопрофилактической работы;
-
Препятствует проведению диагностической, психолого-коррекционной и других видов психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
-
В решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития;
-
Выполняет распоряжения и указания соответствующих органов управления образованием, администрации МБДОУ и специалистов соответствующих органов общественного самоуправления, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.
-
Оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении основных проблем образовательного процесса, оказывает необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, содействует развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской и возрастной психологии.
-
Соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции или может нанести ущерб воспитаннику или его окружению.
-
Ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.
-
В своей деятельности педагог-психолог имеет право:
-
рабочее время педагога-психолога организуется в пределах 36-часовой рабочей недели и регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ с учетом норм практической психологической деятельности с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых;
-
на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законом “0б образовании” и соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии, доплата на приобретение книгопечатной продукции и др.);
-
иметь учебную и факультативную нагрузку в объеме до 360 часов в год;
-
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
-
на создание условий со стороны администрации МБДОУ, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
-
отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением;
-
знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности;
-
обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их социального положения и прочих;
-
участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных советов МБДОУ, в работе Психолого - медико - педагогических консилиума образовательного учреждения, городской Психолого - медико - педагогической комиссии, комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка. В случае несогласия с решением указанных органов педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;
-
участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
-
проводить в МБДОУ групповые и индивидуальные обследования и эксперименты, направленные на решение конкретных вопросов процесса образования, воспитания и развития личности обучающихся;
-
вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
-
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научно-популярных газетах, журналах и пр.;
-
обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью воспитанникам (изменение режима работы родителей, санаторно-курортное обеспечение и т. п.).
-
Обеспечение деятельности педагога-психолога
-
Деятельность педагога-психолога обеспечивается МБДОУ.
-
Администрация МБДОУ:
-
определяет кадровую политику в сфере психологической службы системы образования МБДОУ;
-
осуществляет контроль и руководство за деятельностью педагога-психолога;
-
определяет социальный заказ на подготовку, переподготовку кадров психологической службы.
-
Администрация МБДОУ руководит деятельностью педагога-психолога в данном учреждении, создает условия для его профессионального роста. Способствует созданию в детском саду специальных кабинетов психологической разгрузки, социально-психологической поддержки, создает необходимые условия для их полноценного функционирования.
|