Предмет социального управления и его объективные предпосылки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теория социального действия Талкотта Парсонса Вводные замечания 1 96.1kb.
Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников... 1 296.81kb.
7. Объективные предпосылки и факторы регионального развития 1 44.25kb.
Программа региональная научно-практическая конференция «Медиация... 1 60.84kb.
1. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения... 1 246.32kb.
Реализация принципа социального конструктивизма в системе создания... 1 17.28kb.
Вопросы для подготовки к зачету по предмету «психология управления» 1 23.29kb.
На заседании кафедры 1 52.74kb.
Курс лекций По дисциплине право социального обеспечения лекция Понятие... 5 903.11kb.
Проблемы и перспективы развития российского законодательства об опционах... 1 284.76kb.
1. Объект и предмет теории коммуникации 5 618.33kb.
Control контролировать, управлять, руководить. Management управление... 1 59.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Предмет социального управления и его объективные предпосылки - страница №1/1

Содержание

Предмет социального управления и его объективные предпосылки……….3-8

Структура социального управления………………………………………….9-12

Типы, принципы социального управления и требования к управленческим кадрам…………………………………………………………………………13-16

Список литературы………………………………………………………………17

Предмет социального управления и его объективные предпосылки

Управление - это внутреннее свойство общества, вытекающее из его

системной природы, общественного характера труда, процесса общения людей в труде и жизни, и оно является результатом потребностей обмена продуктами материальной и духовной деятельности. Управление присуще обществу на любом этапе его развития. Это обусловлено общественным характером труда людей, который немыслим без определенного уровня организации и разделения труда. В системе общественного разделения труда люди делятся на тех, кто управляет, и тех, кто исполняет какие-то решения. То есть труд делится на управленческий и исполнительский.

Это деление является объективной необходимой чертой общественных отношений и вытекает из самой природы человека как общественного существа. В то же время человек наделен суверенным сознанием, которое заставляет его предварительно осмысливать содержание предстоящей работы, набрасывать план действий. В итоге формируется противоречие: с одной стороны, человеческая деятельность требует совместных усилий, а с другой – индивидуальное сознание толкает человека действовать самостоятельно. Это противоречие разрешается путем организации социального управления.

Социальное управление - это воздействие на общественную систему с

целью ее упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Объективное существование отношений управления вытекает из объективно существующих общественных отношений. Управленческие отношения присущи любой сфере человеческой деятельности: экономической, политической, духовной. Следовательно, управления требует не только трудовая производственная деятельность людей, но и их социальное поведение в целом. История общества знает два типа воздействия на социальную систему: стихийное и сознательное. Стихийный тип управления выступает как общая тенденция в слепой игре случая и он не требует вмешательства людей, например, рыночная стихия. Сознательные формы управления связаны с целенаправленной деятельностью людей, и они осуществляются посредством специфических социальных институтов и имеют место на любой ступени развития обще-

ства.

Наиболее распространенным определением социального управления является следующее: социальное управление - это сознательное и целенаправленное воздействие на общественную систему в целом и на ее отдельные звенья, осуществляемое с целью ее упорядочения, нормального функционирования и развития на основе знаний законов развития общества.



Основное различие в понимании социального управления связано с его широкой и узкой трактовками и не носит принципиального характера, т.к. не-

корректно отрицать наличие в обществе стихийных механизмов регулирования как таковых. Но поскольку сторонники узкой трактовки под социальным управлением понимают лишь специальную деятельность специальных органов по регулированию и направлению процессов в обществе, то понятие социального управления у них необходимо связывается только с сознательной и целенаправленной практикой людей, а механизмы общественной саморегуляции рассматриваются ими как объективные закономерности, которые необходимо учитывать и по мере возможности использовать в процессе управления.

Процессы общественной самоорганизации и саморегуляции, будь то рыночные механизмы, механизмы функционирования социальных норм, стандартов, стереотипов поведения и оценки, процессы социализации, адаптации, вообще - функционирование любых социальных институтов, являются типичным случаем управления на основе обратной связи, в которых сознательная и целенаправленная деятельность людей является включенным и обычно интегрированным моментом или отдельной стороной, дополнительным направляющим фактором. Поэтому применение к ним понятия управления вполне адекватно, хотя это и не тот особый вид управления в обществе, который связан со специальной управленческой деятельностью и специально созданными органами управления, который, в частности, исследуют специалисты по теории экономического, государственного, административного, военного и др. управления.

Под управлением в широком смысле правомерно понимать перевод или

переход системы в одно из возможных для нее состояний, производимый либо самой системой, либо другой системой в результате получения и передачи информации.

Социальное управление - это управление в социальных системах на основе социальной информации. Социальная система - это общество или всякая система людей, которые своей деятельностью воспроизводят по крайней мере минимальную полноту общественных отношении (т.е. специфическое качество общества). Существование всякой социальной системы необходимым образом связано с тем механизмом самоорганизации, который обычно называют стихийным механизмом управления (регулирования), но более точно который должен быть назван механизмом самоуправления (саморегулирования) системы, механизмом ее самодетерминации, поскольку, хотя никакой социальный субъект специально, сознательно не организует подобные процессы (и в этом смысле

они стихийны), они обладают собственной, глубинной, имманентной (внутренне присущей) им организованностью, выражают социальную закономерность, именно они первично организуют общество. Если социальная система не способна сформировать такой механизм, то она не может и существовать. Это тот

критерий, на основе которого объективно происходит естественный отбор среди систем: противостоять внешним и внутренним возмущениям, все время стремясь к самосохранению системы. Этот механизм социальной саморегуляции является исторически первичным.

Уяснение процесса социального управления требует правильного пони-

мания соотношения объективных условий и субъективных факторов. Преуве-

личение объективного и игнорирование субъективного фактора приводит к

стихийности в управлении. И наоборот, игнорирование объективного и преувеличение субъективного фактора порождает субъективизм и волюнтаризм в управлении.

В качестве объекта социального управления выступают социальные

процессы и явления, связанные с движением и развитием социальных групп,

классов, трудовых коллективов и т.д. Субъектом социального управления являются прежде всего государство, партии, гражданское общество и т.д. Это организационно оформленные общности людей, формируемые ими органы управления, руководящий состав и пр., наделенные управленческими функциями и осуществляющие управленческую деятельность. Субъект и объект управления вступают между собой в отношения по поводу организации всех сторон социальной жизнедеятельности, образуя систему социального управления.

В числе наиболее общих признаков системы социального управления следует выделить, во-первых, человека, как субъекта и объекта управления.

Управление людьми посредством людей с их потребностями и интересами -

есть сущностная характеристика социального управления. Оно выступает главным инструментом осуществления социальной политики, реализации ее насущных целей. Теория социального управления исследует механизм управления делами общества. Он представляет собой совокупность многообразных по своему качественному содержанию управленческих отношений и видов деятельности, т.е. взаимодействий людей по поводу организации совместной жизнедеятельности. Механизм управления делами общества можно рассматривать в различных аспектах - экономическом, политическом, социальном, правовом и др. Исследование механизма управления делами общества социологическими методами осуществляется в рамках теории социального управления. Социологический подход направлен на выявление социальной сущности управленческой деятельности и управления как способа организации совместной жизнедеятельности людей в обществе, точнее - в государстве и гражданском обществе (т.е. в негосударственных объединениях людей). Общество представляет собой самоуправляющуюся социальную систему, функционирование и развитие которой определяется организацией взаимодействия интересов составляющих ее общностей и индивидов при решении общезначимых дел.

Это открывает возможность целостного познания управления как социального явления, ибо субъект предстает в управленческой деятельности как носитель и выразитель всего богатства своих связей и отношений в его наиболее общих и в то же время конкретных существенных моментах. Данный социальный аспект управленческих отношений присутствует везде, где осуществляется управленческая деятельность. С этой точки зрения теория социального управления является общей наукой, выводы и положения которой используются другими науками управления, применительно к специфике своей области исследования. Теория социального управления использует общенаучные, конкретно-научные, социологические методы познания; методы сбора, обработки, анализа и обобщения информации о взаимодействии интересов субъектов и объектов управления, целях управленческой деятельности, ее характере и направленности. Эти методы включают специализированные способы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных, получения экспертных оценок исследования: содержания управленческих функций, организационных

структур управления, управленческих групп, социальной обусловленности их действий. С помощью различных методов исследования выявляется состояние управленческих отношений, причинно-следственные связи между социальным положением его субъектов и степенью сочетания общих и особых интересов участников управленческого процесса. Результаты исследования позволяют научно обосновать оптимальные социальные параметры механизма управления: структуру, распределение функций субъектов управленческой деятельности, отношения между управленческими группами по поводу выработки и реализации управленческих решений - с точки зрения достижения целей развития общества в целом, отдельных общностей, эффективного разрешения противоречий и пр.

Среди фундаментальных категорий социального управления следует

выделить такие, как система социального управления; спонтанные, стихийные, сознательные, субъективные механизмы управления; принципы, функции, методы, субъекты и объекты управления; регулирование, саморегулирование, самоуправление; управленческий цикл, управленческие отношения, социальные процессы, управленческое решение; социология организаций; управленческие кадры и т.д.



Структура социального управления

Социальное управление включает: социальные процессы и организацию как объекты управления, управленческие отношения и функции социального управления, принципы социального управления и его типологию, социальное управленческое решение.

Понятие «социальный процесс» рассматривается чаще всего как синоним понятий изменение, развитие. Под процессом понимается закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом состояний в развитии объекта, обусловленных внутренними и внешними факторами воздействия. Управление, осуществляемое в виде совокупности последовательных воздействий в целях достижения определенного результата, способствует поддержанию качественной определенности объекта, целостности компонентов его структуры, упорядоченности его отношений с др. объектами, а также определенной направленности всего социального процесса. Структура целостного общественного процесса включает производство людей как носителей общественной жизни, производство предметных условий и жизненных средств, производство общественных отношений. Исходя из этого следует, что социальные процессы включают: человека, различные общности людей, саму общественную систему, субъективные условия социального процесса, т.е. способность людей действовать в определенном направлении, потребности и интересы людей. Интересы людей возникают на основе потребностей, прошедших мотивационную «обработку». Связующую функцию в структуре социального процесса выполняют стимулы деятельности, имеющие объективно-субьективное содержание. Сама же деятельность нацелена на удовлетворение потребностей людей и наполняет социальный процесс конкретным содержанием.

Социальное управление должно обеспечивать единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности человека, сохранение их целостности и гармонического развития. В решении этой задачи проявляется двуединая природа функций социального управления.

С одной стороны, они проявляют себя в процессе воспроизводства общества как такового, независимо от господствующего типа общественных отношений, с другой стороны, функции социального управления служат целям развития общества как конкретной общественно-экономической формации, утверждению определенного типа общественных отношений. Двуединая природа функций социального управления проявляется нераздельно, на всех уровнях общественного организма. Без организации и упорядочения, согласованности и правильной последовательности социальных действий людей нельзя достичь намеченных целей. Однако сами эти цели придают общественным действиям определенное содержание и направленность. Исходя из потребностей общества, социальное управление определяет: пути движения общества, теоретическое и практическое обеспечение способов их реализации. По конкретному назначению и содержанию выделяют социально-экономическую, социально-политическую, духовно-идеологическую и собственно социальную функцию социального управления.

Содержание социально-экономической функции социального управления состоит в регулировании положения, роли человека в системе социально-экономических отношений, направлении и стимулировании процессов социально-экономической деятельности людей, социальном контроле за выполнением намеченных социально-экономических программ. Социально-экономическая функция находится в тесном единстве с социально- политической функцией управления. Взаимно определяя друг друга, эти функции приводят в движение социальные силы общественного развития, повышают их эффективность. Экономика обусловливает политическую деятельность, возможные политические действия. Однако ведущая роль с точки зрения управления принадлежит политике, которая является наиболее активным средством преобразования общества.

Социально-политическая функция управления имеет две стороны. Одна

отражает содержание политики, выражающееся в ее социальных целях и про-

ведении их в жизнь. Другая показывает, каким способом политика претворяется в жизнь. При этом ключевым вопросом неизменно остается вопрос о власти. Способ осуществления власти раскрывает содержание социально-политической функции с точки зрения механизмов ее реализации. Задача социально-политической функции управления состоит в поиске путей и способов согласования индивидуальных, коллективных и общих интересов; обеспечении стабильности общественного развития.

В решении названной задачи социальное управление использует субъек-

тивные факторы поведения человека и его отношения к деятельности. Эта сторона определяет содержание духовно-идеологической функции социального управления. Одним из мощных факторов, побуждающих человека к действию, является его сознание, проявляющееся в виде идеальных образов, стремлений и становящееся идеальной силой. Овладевая миллионами людей, цели и стремления людей превращаются в материальную силу, в мощное средство преобразования жизни. Ядром общественного и индивидуального сознания выступает мировоззрение, представляющее собой систему взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Для формирования определенного мировоззрения в сознании людей необходима совокупность средств, способов, форм и методов идейно-политического образования и воспитания, организации людей, их включения в общественную жизнь. Все это и составляет содержание духовно-

идеологической функции управления.

Социальная функция управления в собственном ее понимании осущест-

вляется посредством регулирования отношений между отдельными общностями людей и личностью в соответствии с главными целями развития общества. Определение конкретного содержания этих целей, путей и средств их реализации составляет сущность социальной функции управления. Процесс развития и саморазвития человека, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей протекает в условиях постоянных объективно возникающих противоречий. Социальная функция управления и состоит в обеспечении эффективного разрешения этих противоречий.

Управленческие отношения имеют свою структуру. Ее содержание определяется связями между субъектами управленческой деятельности в процессе реализации целей функционирования и развития объекта управления. Эти связи реализуются в конкретных видах управленческих отношений: отношениях централизма и демократии, субординации и координации, отношения ответственности, состязательности и пр.

Типы, принципы социального управления и требования к управленческим кадрам

Под принципами управления понимаются исходные, основополагающие требования, которыми руководствуется субъект социального управления. В принципах социального управления выражаются необходимые основания деятельности органов управления и самоуправления, руководящих кадров, субъектов управленческих отношений.

Принципы социального управления – это исходные основные правила, руководящие установки, нормы деятельности по упорядочению системы социальных отношений и управлению социальными процессами. В теории и практике социального управления выделяются принципы политического подхода, объективности, комплексности и системности, демократического централизма, основного звена, гласности и др.

Принцип политического подхода в социальном управлении определяется

многообразием интересов общества, его социальных целей. Сущность этого

подхода заключается в сочетании общих интересов, коллективных и индивидуальных, а так же в оценке самих социальных явлений как объектов управления, через их социально-групповое, социально-классовое, общечеловеческое содержание. Определение целей и задач социального управления - дело, прежде всего политическое. Согласно принципу объективности, суть управления сводится к достижению соответствия действий субъекта управления требованиям объекта управления, соответствия управленческой деятельности объективным законам его функционирования и развития. Строгое следование требованиям объективных закономерностей, учет имеющихся возможностей, действительного состояния социальных процессов составляет содержание принципа объективности.

Принцип комплексности и системности. Социальное управление долж-

но рассматривать всю совокупность факторов развития общества и общностей людей, взаимосвязь производственно-технических, экономических, социальных, духовных явлений и процессов, характер их взаимодействия и связей как во времени, так и в пространстве.

Социальное управление должно базироваться на системном принципе,

суть его заключается в объединении - при соответствующей дифференциации отдельных взаимообусловленных видов деятельности, необходимых для реализации конкретных целей. Принцип системности предполагает связь планов подразделений в единую целевую программу. Подход к управлению должен носить не только системный, но и комплексный характер. Под комплексностью социального управления понимается учет всех аспектов рассматриваемой проблемы.



Принцип демократического централизма. Его суть состоит в сочетании

централизма, единоначалия строгой дисциплины с широкими полномочиями

местных органов, привлечением масс к участию в управлении. Самое сложное в социальном управлении - оптимальное сочетание меры централизма и демократизма. Оптимальность в реализации этого принципа достигается тогда, когда централизация в управлении не абсолютизируется, а осуществляется на широкой самоуправленческой основе. Иначе демократизм в управлении становится формальным, возникает чрезмерная концентрация власти в руках одного лица или группы лиц, а с нею и злоупотребления властью. Абсолютизация демократизма ведет к анархии, а абсолютизация централизма к культу личности.

Принцип гласности. Без гласности нет и не может быть демократизма, участия масс в управлении. Гласность защищает общество от вседозволенности и безнаказанности различных групп и отдельных лиц. Гласность в социальном управлении - это обеспечение доступности обсуждения и компетентного участия сотрудников в принятии управленческих решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения. Гласность выступает как инструмент реализации прямой и обратной связи между субъектом и объектом управления.

Принцип организации процесса управления. К принципам, обеспечиваю-

щим эффективную работу механизма социального управления, относится принцип основного звена. Основное звено объединяет, интегрирует систему в единое целое, обеспечивает функционирование и развитие этой системы.



Принцип конечно-целевой направленности социального управления. Известно, что поставленная цель определяет способ и характер действий. Цель находится в центре внимания субъекта управления, и ее достижение служит мерилом качества и эффективности выполняемой управленческой работы.

Существует множество факторов, о которых управленец должен знать, занимаясь каждодневными делами. Некоторые исследователи выделяют до 60 переменных в одной лишь сфере организации производства. Мы же остановимся на перечислении самых необходимых качеств управленца, характеризующих демократический стиль управления:

- высокий профессионализм, компетентность;

- коллективная выработка управленческого решения;

- ответственность, конкретность и результативность;

- высокая работоспособность, целеустремленность;

- чувство нового и умение рисковать;

- доступность любому работнику, доброжелательность в общении с персона-

лом;

- использование разнообразных систем поощрения подчиненных;



- неприятие кабинетного стиля управления, обсуждение проблем на местах,

умение слушать и слышать;

- лояльное отношение к оппонентам в спорах;

- делегирование полномочий исполнителям;

- доверие в отношениях с сотрудниками;

- предпочтение устной информации перед письменной;

- не искать виновных в критических ситуациях;

- выдвигать на ответственные посты, прежде всего, своих работников;

- личный пример и мягкий стиль руководства.

Самым сложным в деятельности руководителя является человеческое

общение. О том, как относиться к себе и окружающим людям, практическая

психология дает массу рекомендаций. Для постижения секретов умелого руководителя, ему необходимо уяснить, что управление начинается с самого себя. О том, как научиться жить в гармонии с самим собой и окружающими, повествуют работы Д. Карнеги. Не на последнем месте для современного руководителя должна стоять проблема своевременного восстановления здоровья, т.к. наибольшим стрессам подвергаются именно руководители всех рангов. В этом деле полноценный отдых и сбалансированное питание помогут сохранить долголетие в работе и жизни.



Список литературы

  1. Социология. Ч. 2. Учебно-методическое пособие. М., МГЗИПП, 1998.

  2. Ж.Т. Тощенко. Социология. М., «Прометей», «Юрайт», 1999.

  3. А.И. Кравченко. Социология. Екатеринбург, «Деловая книга», 1998.

  4. И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин. Основы теории социального управления. М., «Высшая школа», 1990.

  5. Г.В. Осипов и др. Социология. М., «Наука», 1995.

  6. С.А. Яцкевич. Диалектика управления. Минск, 1989.

  7. М.В. Грачев, А.А. Соболевская и др. Капиталистическое управление. Уроки 60-х. М., «Экономика», 1991.

  8. Секреты умелого руководителя. М., «Экономика», 1991.

  9. Д. Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., «Прогресс», 1989.





На задачи, заданные нам жизнью, ответы не даются и в конце. Эмиль Кроткий
ещё >>