Предмет и метод экономической теории Предмет - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного испытания для магистратуры 1 41.81kb.
Курс лекций по экономике Тема Предмет и метод экономической теории... 5 989.82kb.
Предмет экономической теории 1 307.95kb.
Вопросы к зачету (1 семестр) 1 62.95kb.
Тема Предмет и метод экономической теории 1 106.63kb.
Макроэкономика как раздел экономической теории. Предмет и метод макроэкономики. 1 294.52kb.
Предмет и метод экономической науки «Основы экономической теории»... 3 371.68kb.
Тема предмет и методы экономической теории понятие, предмет, функции... 5 1215.61kb.
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права 3 442.45kb.
Предмет и методы экономической теории 1 142.25kb.
Дисциплины «теория перевода» Объект и предмет современной теории... 1 36.65kb.
Предельным продуктом фактора в денежном выражении (mrp) 1 118.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Предмет и метод экономической теории Предмет - страница №1/1


  1. Предмет и метод экономической теории


Предмет – основные закономерности функционирования и развития эконом.явлений и процессов, происходящих как на микро, так и на макро уровнях, механизмы действия эконом.законов, производственные отклонения в процессе общ-го воспроизводства.

Объект – анализ взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.
Объект микроэконом. – цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда.
Объект макроэконом. – национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость.
Метод – совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей.
Методы:

  1. Анализ и синтез экономических явлений.

  2. Индукции и дедукции.

  3. Научной абстракции:

- мощное отвлечение от несущественных сторон, свойств явлений и отыскивание главного, наиболее существенного в них.

4. Позитивный.

- создание определенной философии эконом. науки, формулирование знаний об эконом. категориях и законах развития эконом.среды, на основе описания и систематизации факторов, опыта.

5. Нормативный.

- предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности; нормативный анализ дает представление о том, к чему необходимо стремиться, как должно быть.

6. Единство исторического и логического подходов.

7. Экономико-математическое моделирование.

8. Единство количественных и качественных анализов.




  1. Спрос, кривая спроса, ее сдвиги.


Спрос – кол-во товаров и услуг, которые готовы и имеют возможность приобрести потребители по определенной цене, в определенный промежуток времени.
Закон спроса – при прочих равных условиях между ценой товара и кол-вом покупаемого товара существует обратно-пропорциональная зависимость.
ГРАФИК

Кривая спроса построена при условии, что все факторы, кроме цены остаются неизменными.


Движение вдоль по кривой спроса при изменении цены – ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА.
При изменении неценовых факторов спроса кривая смещается. Если изменение одного из неценовых факторов заставляет спрос расти – новая кривая смещена вправо (D ), если спрос падает – смещена влево.
Смещение кривой спроса трактуется как ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА.


  1. Неценовые факторы спроса.




  1. Изменение цен на другие товары.

- производственная зависимость (когда товар А производится при помощи товара В)
- субституционная зависимость (когда товар А может быть заменен товаром В в системе потребления данного человека с сохранением примерно той же полезности)
- комплементарная зависимость – зависимость дополнения. (Взаимодополняющими товарами являются те, которые потребляются вместе: автомобили – бензин, обувь – крем для обуви).
- зависимость «единого кошелька» (возникает между товарами, которые между собой не связаны, являются предметами роскоши и находятся в одной ценовой категории).
2. Изменение дохода потребителя по разному действует на разные группы товаров.
1 гр. Нормальные товары

Увеличение дохода ведет к увеличению спроса на данные товары.

2 гр. Товары низкого качества – товары Гриффина.

Рост дохода ведет к уменьшению спроса на данные товары.


3. Изменение ожиданий покупателя

- инфляционные

- ожидание изменений технологий в производстве

- ожидание изменения доходов

- изменение вкуса потребителя


  1. Распределение дохода

Если национальный доход перераспределяется от бедных к богатым, спрос на предметы роскоши будет расти. В то же время бедные становятся беднее и начинают приобретать худшие товары, спрос на которые также будет расти.


4. Предложение, кривая предложения, ее сдвиги.
Предложение – количество товаров и услуг, которое готовы предоставить на рынок производители по определенной цене и в определенной промежуток времени.
Закон предложения – чем выше цена, тем больше объем предложения, чем ниже цена, тем меньше объем предложения.
Причины:

- возрастание издержек производства;

- увеличение производства дорогого товара за счет отказа от производства менее прибыльного;

- вовлечение в производство новых производителей, отсюда следует рост общего рыночного предложения.


ГРАФИК

Кривая предложения построена при условии, что все факторы, кроме цены остаются неизменны.

Если цена изменяется эффект показывается движением вдоль кривой предложения – ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

При изменении любого из неценовых факторов эффект показывается смещением всей кривой – ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Смещение кривой вправо отражает увеличение предложения, смещение влево – его уменьшение (S ).


  1. Неценовые факторы предложения.

  1. Издержки производства

- изменение цен на ресурсы

- изменение технологии

- политика правительства
2. Изменение цен на другие товары, в производстве которых участвует тот же ресурс, что и в производстве данного товара.
3. Изменение ожиданий производителя.
4. Прибыльность товаров совместного предложения.
5. Количество фирм, предлагающих товар. При появлении на рынке новых фирм, предложение будет увеличиваться.
6. Стихии, форс-мажор и др.явления. Воздействие погоды и болезней в сельском хозяйстве, влияние войн, аварии оборудования, трудовые конфликты, землетрясения, наводнения, пожары…..
6. Рыночное равновесие.
Равновесие – точка, в которой конфликтующие интересы сбалансированы.

В этой точке величина платежеспособного спроса потребителя совпадает с величиной предложения производителей.

Определение цены равновесия и равноценного объема производства может быть показано с использованием кривых спроса и предложения. Равновесие достигается в точке, где две кривые пересекаются.

ГРАФИК


Q – равновесное количество

Оно показывает величину товарной массы, которая удовлетворяет пожелание покупателей и продавцов.


P – равновесная цена

Это тот уровень рыночной цены, который одинаково применим для участников рыночной сделки.

Равновесная цена и равновесное количество обладают следующими свойствами:

1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей эффективности сложившейся рыночной ситуации.




  1. В точке равновесия выражен наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество покупателей.

  2. На рынке не обнаруживается ни избытка, ни дефицита благ.

Изменение в спросе или предложении вызванное действиями неценовых факторов приведут в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.



7. Эластичность спроса.
Эластичность – степень, в которой одна экономическая единица реагирует на изменение другой экономической единицы.
В зависимости от того, какой их определяющих факторов вызывает изменение спроса можно выделить следующие виды эластичности.

1. Эластичность спроса по цене.

Это процент, на который будет изменяться спрос при изменении цены на 1%. Спрос эластичен в том случае, когда изменение цены вызывает пропорционально большее изменение величины спроса (I>1)

Спрос неэластичен в случае, когда изменение цены вызывает пропорционально меньшее изменение величины спроса (I<1)
Абсолютно эластичный спрос

Ситуация, когда при любой цене выше, чем Р?, спрос нулевой, а при цене Р? или меньшей цене покупатель увеличивает спрос от нуля до предела своих возможностей.


ГРАФИК

Абсолютно неэластичный спрос.

Когда никакое изменение цены не ведет к изменению спроса.


ГРАФИК

Единичная эластичность.

Существует в том случае, когда цена и величина спроса изменяются на одинаковую величину.
ГРАФИК
Коэффициент эластичности

ФОРМУЛА
Q - прежний спрос Р - старая цена

Q - новый спрос Р - новая цена

Факторы, влияющие на эластичность.




  1. Место, которое занимает товар в шкале предпочтений потребителя.

  2. Количество и доступность товаров – субститутов чем доступнее товар субститут, тем выше эластичность спроса на данный товар.

  3. Степень конкретизации данного товара или товарной группы.

  4. Временной период. Для более длительного интервала времени эластичность выше, чем для более короткого временного периода.


2. Эластичность спроса по доходу.
Оценивает реакцию спроса на изменение потребительских доходов. Определяющим фактором является степень необходимости товара.
3. Перекрестно-ценовая эластичность.

Определяющим фактором является доступность товаров заменителей и взаимодополняющих товаров.



8. Роль рынка в экономике.
Рынок – способ регулирования экономики, когда через цену и покупатель, и продавец получают информацию что, в каком объеме и по какой цене покупать.

Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления.
Функции рынка:
1. Саморегулирование товарного производства проявляются в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться.
2. Стимулирующая

Стимулирует производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получении достаточной прибыли, стимулирование научного прогресса и на его основе интенсификацию производства.


3. Регулирующая

Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления, сбалансированность спроса и предложения по цене, объекту и структуре.


4. Ценообразующая

Установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов.


5. Контролирующая

Выполняет роль главного контролера конечных результатов производства


6. Информационная

Дает участникам рынка, через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит, объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке.


7. Функция экономичности

Предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой


Из функции рынка вытекает его роль

- выдавать сигнал производству с помощью обратной связи что, в каом объеме и какой структуре следует производить

- уравновешивание спроса и предложения, обеспечение сбалансированности экономики

- дифференциация товаропроизводства в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса

- «санитарная» роль, которая сводится к вымыванию неконкурентноспособных предприятий и свертыванию устаревших производств

9. Фиаско рынка

Фиаско рынка – ситуация, когда рынок не функционирует как информационное пространство, и не установилась система равновесных цен.

- ситуация, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Причины фиаско рынка:



  • Вмешательство государства

  • Стихийное бедствие

  • Социальные катаклизмы

  • Внешнеэкономические факторы

Внутренние причины фиаско рынка:


Монополии
Появление общественных благ, т.е. блага, которые равно потребляются всеми членами общества независимо от того платят они за них или нет
Необходимо 2 условия, что бы благо стало общественным.
Потребление блага одним человеком не исключает поторебление этого блага другим человеком

Никакие лица не могут быть исключены из потребления данного блага.



10. Общественные блага

Общественно благо – товар или услуга, к которым неприменим принцип исключения и производство которых обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу.
Общественные блага обладают 2 характеристиками:

1. Неконкурентное потребление

Потребление блага одним человеком не исключает одновременного потребления этого блага другим человеком
2. Неисключительность

Невозможность исключить какое-либо лицо из потребления этого блага, независимо платит оно за него или нет.


Показатели рыночного спроса на общественный товар либо не существуют, либо существенно занижены.




Окончательное решение — решение, которое вы принимаете, прежде чем все решит жена. Леонард Луис Левинсон
ещё >>