Правовая основа миграции в рамках Ес. Положение с правами и свободами мигрантов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Понятие и Правовая основа миграции. 1 Положение с правами и свободами... 4 1010.38kb.
Семинар №2 Пятница, 26 марта 2010 г. Методология оценки объемов денежных... 1 94.85kb.
«Проблема адаптации китайских мигрантов в Ростовской области» 1 213.1kb.
9 класс Тестовые задания 1 101.28kb.
Статья 49. Права и свободы педагогических работников, гарантии и... 1 81.01kb.
Классный час: «Имею право на права» 1 94.57kb.
Имею право на права Мероприятие для 5-х классов 1 55.23kb.
Конституционные принципы обязанности уплачивать налоги и сборы в... 1 113.27kb.
Права человека женщин 1 55.31kb.
1. Назначение и политико-правовая основа документа 1 168.03kb.
Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) 43 12258.76kb.
Литература к выставке «Теневая экономика как часть рыночной системы»... 1 42.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Правовая основа миграции в рамках Ес. Положение с правами и свободами мигрантов - страница №1/9



содержание

Введение
ГЛАВА 1. Правовая основа миграции в рамках Ес.

1.1. Положение с правами и свободами мигрантов

1.2. Гражданство и национальная идентичность

1.3. Беженцы и мигранты Основы формирования концепции миграционной безопасности
глава 2. Миграционная политика ведущих стран ЕС.

2.1. Национальное государство и демократия в объединенной Европе

2.2.Международная миграция рабочей силы

2.3. Основные этапы и методы регулирования трудовой миграции в Западноевропейских странах


ГЛАВА. пРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ ес.

3.1. Масштабы миграции

3.2. Направления миграции

3.3. Иммиграция и шовинизм благосостояния

3.4. Психология вытеснения - основа инстинктивной ксенофобии
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальность исследования. Конец 80-х - начало 90-х годов нашего столетия характеризуются кардинальными политическими и экономическими изменениями, произошедшими в первую очередь в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые наряду с открытием границ и новыми подходами во взаимоотношениях Востока и Запада, вызвали к жизни новые мощные миграционные потоки. В 1990 г. Европа стала свидетелем самого крупного с конца Второй мировой войны передвижения людей: свои страны покинули 1,3 млн человек.

По оценкам американских экспертов, в частности политологов Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, "расширяющееся экономическое неравенство в сочетании с крупномасштабными гражданскими беспорядками вызвали растущие волны людей, оказавшихся в поясе миграции. Многие из этих обездоленных бросились к нашим берегам. Американо-мексиканская граница стала наиболее протяженной между индустриальной державой и развивающейся страной. Политическая нестабильность на Кубе и Югославии привела к тому, что появились тысячи "людей в лодках", которые в последние годы мигрируют в США"1.

В Западной Европе все большее число мигрантов прибывает из Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и бывшего Советского Союза в отчаянных поисках политического убежища или экономических возможностей, что породило в ряде стран резко отрицательную реакцию против "чужаков" - мигрантов. Объемы миграционных потоков продолжали оставаться значительными и в последующие годы. Эта тенденция в той или иной степени, очевидно, сохранится и в будущем.

Западноевропейские страны стали предпринимать энергичные шаги по установлению контроля за миграционными процессами и ограничению притока новых иммигрантов. Был принят ряд документов, состоялось множество международных конференций, встреч и переговоров, в ходе которых обсуждались различные аспекты новой волны миграции населения. Тем не менее из-за непростого экономического положения, политической нестабильности, проявления межэтнических противоречий в странах Восточной Европы и СНГ (в том числе и России) эта проблема продолжает оставаться достаточно острой. Вызывает беспокойство и нелегальная миграция. Основную массу незаконных мигрантов составляют граждане Анголы, Эфиопии, Сомали, Турции, Пакистана, Шри-Ланки, Афганистана, Вьетнама, Китая.

С преступными формированиями, занимающимися нелегальным миграционным бизнесом, в настоящее время сталкиваются Германия, Италия, Франция и США. В связи с этим небезынтересен опыт этих государств по сдерживанию потока иностранцев, желающих незаконно остаться на их территории на постоянное место жительства.

Зачастую интересы стран-импортеров и экспортеров рабочей силы совпадают, например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, стимулирования возвратной миграции, минимизации нелегальных перемещений. Примером подобного совпадения интересов может служить сотрудничество США и Мексики, направленное на уменьшение потока мигрантов из Мексики в США, объем которого в 90-е годы достиг почти 3 млн человек2.

В маргинальной ситуации оказались русские в ближнем зарубежье, и особенно в Центрально-азиатском регионе^. Известно, что наибольший миграционный потенциал нового зарубежья, ориентированный на Россию, сосредоточен именно в странах Центральной Азии. При огромной численности русской диаспоры -около 8 млн человек на начало 1996 г., а также достаточной весомости других российских и славянских этнических групп', здесь, как и во многих других странах бывшего СССР. в последние 5-7 лет усилилось действие глубоко негативных факторов фундаментального, эволюционного характера, а также - рефлекторных, связанных с изменением этнополитической ситуации. Значительную роль в обострении миграционной ситуации в регионе играет и угроза дестабилизации, связанная в первую очередь с ситуацией в Таджикистане и с пережитым опытом конфликтов в Фергане, Оше, Казахстане.

В этой связи формирование экономики открытого типа в России. отмена монополии государства на проведение внешнеэкономических операций, тенденция к интегрированию в мировое сообщество ставят в ряд первоочередных задач изучение процессов миграции, самого ее феномена применительно к нашей стране, а также разработку отечественного законодательства по вопросам миграции, так как процессы внешней миграции населения и трудовых ресурсов России (особенно это касается высококвалифицированных специалистов) не могут не беспокоить государство.

На постсоветском пространстве в последнее время сложилась уникальная ситуация, когда внутренняя миграция в рамках бывшего СССР превратилась во внешнюю, требующая разработки активной миграционной политики. Для нас это совершенно новое явление, хотя в остальном мире оно известно, и мировое сообщество уже наработало определенные механизмы регулирования миграционных потоков.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование миграционного поведения нетитульного или так называемого русскоязычного населения в новых независимых государствах имеет целью прежде всего получение достоверных данных, которые внесли бы свой вклад в поиск ответов на остающиеся до сих пор спорными или неясными вопросы. Один из таких вопросов, важный не только с научной, но и с политической точки зрения - о причинах и характере современной межгосударственной миграции населения. Многие государства постсоветского пространства выражают недовольство, а часто и прямой протест против рассмотрения Россией миграции с их территорий как вынужденной и наделения иммигрантов статусом беженца или вынужденного переселенца. Спектр мнений простирается от точки зрения, что "население дает очень яркие тому примеры", и согласуется с позицией официальных кругов большинства стран оттока - до признания, что 3 млн мигрантов, прибывших в Россию (1989-1996 гг.) выехали из своих стран в основном по политическим мотивам и, в качестве беженцев и вынужденных переселенцев "скитаются бомжами по России". Последний взгляд, похоже, разделяет глава ФМС России Т.Регент, оценившая вынужденный приток в Россию с момента его начала в три с лишним миллиона человек, и эксперты ООН, присоединившиеся к этой оценке. Есть также промежуточные мнения: "бесспорно вынужденная - это миграция тех, кто силой или прямыми угрозами были изгнаны со своих земель, из своих домов, или чьи места проживания стали ареной военных действий"3. В последние пять лет был издан ряд авторских и коллективных монографий, включая фундаментальные разработки, подготовленные в рамках программы "Проблемы миграции и гражданства в постсоветском пространстве". Следует назвать работы Лебедева Н.М.. Тищкова В.А.. Бушкова В.И., Микульского Д.В., Кожокина Е.М., Дурдыева М.А. Кадырова Ш.П. Большинство этих исследователей -политологи-регионалисты, которые основное внимание в своих работах сосредоточили на позиционных особенностях регионов: они раскрывают ресурсно-трудовую базу государств Содружества, акцентируют основное внимание на базовой модели политического развития региона и его трудовой модификации, изучают перспективы межгосударственной интеграции. Однако вопросы международной и межгосударственной миграции, интеграционного потенциала, политические факторы вынужденной миграции они практически не затрагивают.

Проблемам миграции русскоязычного населения из ближнего зарубежья посвящены труды С.Панарина, Ж.Зойончовской, Л.Рыбаковского, Г.Витковской, Г.Пядухова, Л.Максакова, В.Переведенцева и др. Следует выделить работу Панарина "Центральная Азия: интеграционный потенциал и перспективы миграции", в которой особое внимание уделено политическим особенностям пространства перемещений. Автор отмечает: "Когда пространство перемещения неделимо, мы имеем дело с внутригосударственной миграцией, когда оно рассечено границами - с межгосударственной..."4 Далее он исследует возможные сценарии политического слияния/деления пространства миграционных перемещений и соответствующие изменения объема и природы будущей миграции на примере Центрально-азиатского региона. Выбор автором этого региона обусловлен возможностью "...во-первых, сосредоточить внимание на Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении, где создается общая картина межгосударственной миграции в пределах бывшего Союза... Во-вторых, Центрально-азиатский регион представляет собой относительно цельную историко-культурную провинцию с вековыми традициями культурного синкретизма и межэтнической кооперации... В-третьих, сосредоточение на Центрально-азиатском регионе полезно потому, что здесь можно прощупать альтернативный вариант интеграции - блоковый или региональный..."5.



Проблемы международной миграции не могли не стать предметом диссертационных исследований. В работах В.С.Айрапетова, О.Г.Бурсовой, С.В.Михайлова, Т.В.Шлычковой рассматриваются различные исторические, этнические, социальные аспекты миграционных потоков и деятельности г О политической и социальной остроте проблемы международной миграции свидетельствует и тот факт, что данная тематика получила отражение в учебных программах и курсах ряда вузов. Так, учебное пособие Ю.Е.Булатецкого и В.П.Мошняги "Миграционные процессы и миграционная политика" стало одной из первых обобщающих работ, характеризующих быстро развивающиеся миграционные процессы и основные направления государственной политики в отношении миграции осударственных служб по их регулированию

Несмотря на существование значительного количества работ, в которых рассматриваются вопросы, относящиеся к миграционным процессам как в международном, так и в региональном плане, попытка прямой постановки и разработки проблемы анализа зарубежного опыта и проблем России еще не предпринималась. В определенной мере такую ситуацию, как представляется, можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, сложностями формирования общей методологии исследования международной миграции как феномена международно-политической реальности и как объекта управления. Во-вторых, основная часть международных миграционных процессов происходит на региональном уровне, но имеет место рост и межрегиональной миграции, особенно в направлении более развитых регионов. В-третьих, значительную часть международных миграций составляют не только добровольные мигранты, но и усиливается тенденция увеличения числа перемещенных лиц и беженцев из государств постсоветского пространства в Россию. В силу сказанного, исследование проблемы миграции населения в западных странах и адаптации международного опыта в России представляется весьма актуальной как с точки зрения осуществления концептуализации имеющегося теоретического знания в этой области, так и с точки зрения расширения возможностей России для приема миграционных потоков русских и русскоязычных из постсоветских государств. В качестве объекта диссертационного исследования выступает международная миграция населения как феномен политической и социальной реальности, рассматриваемая с точки зрения выявления зарубежного опыта управления ими. Предметом исследования являются миграционные потоки нетитульного (русскоязычного) населения Центральной Азии за пределы региона. Миграция этой части населения вследствие огромных масштабов, психологической и социальной болезненности для переселенцев, серьезных экономических и социально-политических последствий для принимающих и отдающих стран, а также для отношений между ними определила цель диссертационного исследования. Она состоит в формулировании и обосновании методологических основ управления международными миграционными потоками. Достижение этой цели связано с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются: изучение иммиграционной политики стран Европейского Союза в условиях формирования "Единой Европы"; обобщение опыта стран импортеров и экспортеров рабочей силы; исследование процесса международного сотрудничества России по вопросам эмиграции трудовых ресурсов; анализ путей сотрудничества со специализированными международными организациями и в особенности с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев; реализация активного подхода к разработке проблемы управления миграционным процессом в Центрально-азиатском регионе, состоящем в анализе содержания процесса управления миграционным потоком, структуры и характера взаимодействия основных элементов механизма управления миграцией, а также в формировании и обосновании методов иммиграции и эмиграции в международных отношениях.

Гипотеза исследования. На базе проведенного автором анализа современной миграционной политики западных государств, их международно-правовых норм представляется возможным в известной степени сформулировать основные условия достижения относительной политической стабильности в переходный период, признать приоритет норм международного права над национальным законодательством в области миграционной политики. Сущность авторской концепции заключается в том, что сочетание ориентации на универсальные ценности демократии с отечественным традиционализмом помогут решить главные проблемы иммиграции и эмиграции, которые при разумном управлении окажут положительное воздействие на внутриэкономическое и демографическое развитие России.

Методологическими основами исследования являются принципы сравнительно-исторического, типологического, системного, структурно-функционального анализа и обобщения. Необходимо исходить из того, что миграционная политика, лежащая в основе политического развития, характера и направлений политических изменений в переходном обществе, служит также основой для разработки международно-правовых норм цивилизованного механизма организации и обслуживания миграции населения. При решении поставленных в диссертации задач постоянно учитывались два фактора, которые также можно отнести к вопросам методологии: Россия - страна со специфическими этнополитическими условиями, и в то же время неотъемлемая - практически на всех этапах новой истории - часть мирового сообщества, задействованная в миграционном процессе.

Эмпирическая база исследования представлена материалами ООН Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенцией ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Итоговым документом Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; двусторонними соглашениями между странами, принимающими и направляющими рабочую силу: законодательными актами, официальными документами стран Европейского Союза и СНГ. В настоящее время с учетом важности регулирования потоков международной миграции имеются опубликованные своды документов по исследуемой проблематике.

Результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна заключаются в том, что данная работа представляет собой политическое исследование основ международной миграции населения, на основе обобщения современной миграционной политики западных государств и сравнения этого опыта с реалиями миграционного процесса в Центрально-азиатском регионе. Автором диссертации: выявлены новые факторы, обуславливающие международные миграционные потоки: обобщена иммиграционная политика стран Европейского Союза в условиях формирования "Единой Европы": раскрыт опыт стран-импортеров и экспортеров рабочей силы и обосновано положение о необходимости его адаптации к условиям России: доказано, что проблемы миграции населения из стран ближнего зарубежья необходимо рассматривать прежде всего через призму достижения политической стабильности. С учетом этого положения крайне необходима разработка и реализация отечественного законодательства по вопросам миграции; сделан вывод, что приоритетным в политических модернизационных процессах должно быть решение вопроса миграции русскоязычного населения из новых независимых государств; обосновано, что Центральная Азия представляет собой регион с чрезвычайно напряженной социально-экономической ситуацией, а это требует от России гибкой политики, исключающей резкое отторжение бывших республик. Ухудшение отношений с Центральной Азией может грозить долговременной нестабильностью в тылу юго-восточных границ России.

Хронологические рамки исследования охватывают этапы переселенческой миграции стран Западной Европы после Второй мировой войны и начальный этап демократизации государств постсоветского пространства в условиях суверенного независимого развития (1991-1997 гг.). Это позволило автору рассмотреть в динамике современную иммиграционную политику западных государств, показать процесс международного сотрудничества России по вопросам эмиграции трудовых ресурсов и определить проблемы, с которыми столкнулась Россия при миграции русскоязычного населения из Центрально-азиатского региона. Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования, предложения и рекомендации автора могут быть использованы в деятельности государственных органов по регулированию миграционных потоков. Эту работу можно сгруппировать по следующим направлениям: расширение контактов и сотрудничества между государствами ЕС и странами Восточ-ной Европы для содействия в осуществлении проводимых реформ; оказание экономической помощи странам, вставшим на путь реформ, для устранения экономического, социального и иных неравенств, являющихся одной из причин массовой миграции: содействие усилению демократических институтов и юридических механизмов, гарантирующих права человека в реформируемых странах: изучение и оценка факторов, способных вызвать неуправляемые потоки мигрантов, ускоренный обмен информацией в этой области; разработка стратегии действий в случае внезапной массовой эмиграции из стран с кризисными политическими, экономическими и этническими ситуациями.

Работа представляет практический интерес для внешнеполитических организаций и учреждений Содружества. Содержащиеся в исследовании основные положения и выводы могут также послужить материалом для дальнейшего исследования миграции русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья; найти применение при разработке лекций, специальных курсов, методических рекомендаций в помощь преподавателям и слушателям по таким предметам, как политология, история и теория международных отношений, политическая социология, геополитика и конфликтология.

В данной работе мы будем опираться на последнее понимание миграции, поскольку именно оно дает возможность максимальной конкретизации поставленных задач. Характеризуя научные подходы к изучению миграции, следует отметить, что миграция населения является одним из немногих общественных явлений, которое выступает объектом очень большого числа наук и анализ которого уже изначально предполагает комплексность изучения. Обратимся лишь к некоторым подходам к исследованию миграционных процессов, которые определяются спецификой конкретных научных областей.

Демографический подход, широко представленный в работах зарубежных (А.Сови, А.Ландри, Ф.Ноутстейн, Н.Кейфиц и др.) и российских исследователей (Д.И.Валентей, А.Я.Кваша, Б.С.Хорев и др.), изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, поло-возрастной структуры и т.д. Несколько забегая вперед, отметим, что демографическая безопасность, так или иначе, связана со всем, что происходит в этой области. Цели демографической безопасности чрезвычайно важны для общества. Ведь только когда обеспечено демографическое бессмертие или, во всяком случае, долгожительство народа, можно рассчитывать на успешное решение стоящих перед ним исторических задач.

Социологический подход, который преимущественно разрабатывается зарубежными учеными, основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новому социальному, культурному, этническому окружению. Привлекательность либо отталкивающий потенциал территорий выбытия и прибытия в значительной мере зависят от межличностных взаимоотношений, наличия сообществ мигрантов-земляков, родственных и дружеских связей, исторических традиций, отражающих прежний миграционный опыт этнической группы и т.п.

Исторический подход объединяет исследования, посвященные как истории миграционных движений в различных государствах, регионах и в целом мире, так и работы, в которых рассматриваются вопросы истории развития научных исследований в области миграции (Д.С.Шелестов, В.М.Кабузан, В.А. Ионцев и др.). Примыкают и историко-демографические исследования, описывающие явление в контексте исторической эволюции демографических процессов.

Психологический подход акцентирует мотивационную природу миграции, делая упор на исследовании групповых и индивидуальных мотивов, а также их сочетания (концепция совокупной мотивации), определяющих миграционное поведение субъекта. В последние годы все большее распространение получают исследования, в которых миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в числе которых немаловажная роль отводится потребностям в самоутверждении (В.И.Переведенцев, Т.И.Заславская, В.М.Моисеенко и др.). Философский подход, который по праву можно назвать достоянием отечественной науки, заложен работами В. И. Вернадского и Л. Н. Гумилева.

В основе их концепции пассионарных толчков лежит идея энергетического обмена между человеческим сообществом (этносом) и внешней средой. Избыток биохимической энергии живого вещества порождает эффект пассионарности, направленной как на изменения этноса, так и на изменения внешней среды. менно пассионарии отличаются особо активным миграционным поведением. Однако пассионарность есть не только свойство отдельной личности или группы она в значительной мере определяет миграционное движение всего этноса, ее толчки объясняют многие глобальные исторические события.

Юридический подход (В.И. Мукомель, Э.С.Паин и др.) необходим для определения правового статуса разных категорий мигрантов; этот подход рассматривает нормы международного и внутригосударственного права и направлен на разработку правовых норм и законодательных актов, регулирующих основные права мигрантов и возможности осуществления целенаправленной политики, защищающей интересы различных сторон.

Экономический подход. Это, пожалуй, наиболее универсальный подход к изучению миграции населения, объединяющий значительное количество теорий, концепций, направлений на протяжении нескольких столетий. Достаточно назвать таких известнейших авторов как Т. Ман, Ж.-Б. Кольбер, А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс, Б. Томас, Дж. Беккер, К. Тэйлор, Дж. Саймон, обращавшихся в своих трудах к проблемам миграции, чтобы представить, насколько разнообразны и многогранны экономические аспекты миграции. Среди российских специалистов, исследовавших миграцию в рамках этого подхода, назовем Л.А.Абалкина, Г.С.Витковскую, Ж.А.Зайончковскую, В.Г.Костакова, Л.Л.Рыбаковского, А.В.Топилина. Не имея возможности подробно останавливаться на специфике учений каждого из названных и многих других авторов, выделим основные итоги их исследований. Во-первых, миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения. Во-вторых, она является своеобразным катализатором перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации. В третьих, она стимулирует конкуренцию на рынке рабочей силы, способствуя тем самым качественному изменению этой силы в соответствии с потребностями общества. В конечном счете, можно резюмировать, что о каких бы видах миграционного движения не шла речь, большинство их обусловлено экономической необходимостью получения средств к существованию и в той или иной мере связано с рынком труда.

Учебная миграция Одним из ключевых элементов новой иммиграционной политики стран Запада является развитие учебной миграции. Она выгодна экономически, ибо приносит иностранные инвестиции в нац систему образования,и к тому же становится источником высококвалифицированных кадров, уже адаптировавшихся в стране обучения. Так, в США число обладателей студенческой визы увеличилось с 330 тысяч в 1990 году до 625 тысяч в 2003 году6. В Соединенном Королевстве число иностранных студентов увеличилось за тот же период с 80 до 320 тысяч. Активная политика французского правительства позволила увеличить число иностранных студентов только в 1998–2000 годах со 130 до 170 тысяч, что составило 10 процентов общего числа учащихся во французских вузах. Во мно гих странах иностранным студентам было предоставлено право работать сразу после окончания высшего учебного заведения без обязательного выезда за их границы.


следующая страница >>



В науке слава достается тому, кто убедил мир, а не тому, кто первым набрел на идею. Фрэнсис Дарвин
ещё >>