Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок закрепления знаний Учащихся в классе (аудитории): 30 Используемые... 1 71.37kb.
Разработки уроков и внеклассных мероприятий для начальной школы тема... 3 386.46kb.
«Написание падежных окончаний имен существительных и прилагательных» 1 43.66kb.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего... 1 94.79kb.
Сочинение- описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 46.58kb.
Тема «Предложный падеж имен существительных 2 склонения» Цель 1 32.28kb.
Морфологический разбор имени существительного 1 43.65kb.
Правописание безударных гласных в корнях слов о-а в безударных корнях... 1 29.15kb.
Пояснительная записка «Три склонения имён существительных» 1 70.28kb.
А 17. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н-/-нн-) 1 45.96kb.
1. Множественное число имен существительных. Притяжательный падеж 4 759.77kb.
«Повторяем фонетику и состав слова» 1 55.21kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го - страница №1/1

"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Цель:

  • обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён

  • существительных трёх склонений.

  • Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: круги - сигналы падежей, картина “Лес”, ромашка с лепестками, перфокарты, карточки, рисунки “ключей”, плакат “Будь природе другом”.

Ход урока


I. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Будем правильно писать.

Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”.

Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.

У нас на уроке присутствуют гости и жюри из учителей нашей школы. Жюри предстоит выявить знатоков нашей темы и в конце урока назвать их имена.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Минутка чистописания

На доске.






























Нам нужно отгадать ключевое слово.

  1. Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;

  2. Безударная гласная в словах: земля, лесок;

  3. Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;

  4. Безударная гласная в словах: река, печёт;

  5. 13-я буква алфавита;

  6. 6-я буква алфавита;

  7. Парная согласная букве з;

  8. Безударная гласная в словах: окно, вода;

  9. Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.

Мы с вами собрали слово: перелесок.

  • Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).

  • Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).

  • Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.

  • Какие слова вы записали? (Имена существительные).

  • Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").

III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.

1) Что это? Лес. (На картинке).



лес

- Подобрать однокоренные слова к слову лес и разобрать по составу.

Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.

2) Морфологический разбор.

Исследуем слово как часть речи.

Лесок - им. сущ., лесок, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., И.П., ед. ч., подлежащее.

3) Задания - загадки.

- Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).

В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.

Первая загадка

Игра “Во всех падежах”

Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и с помощью кругов - сигналов покажите, в каких падежах стоит слово “лист” (Рисунок 2).



http://files.1september.ru/festival/articles/211637/img2.jpg

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа, ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

- Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.



Вторая загадка

А теперь поработаем все вместе на карточках. Членам жюри нужно выбрать безошибочные работы.



рисунок 2

- Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая - окончание).

- Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).

- Допишите падежные окончания имён существительных и сдайте жюри.



Третья загадка

- На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).

- Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания. (Ребята работают самостоятельно).

- Что это? (Ключ - рисунок).

рисунок 3

- Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ - родник, ключ - шифр, расшифровка).

- Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом - ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово - шифр).

- Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

1 скл. - вода, земля.

2 скл. - окно, конь.

3 скл. - печь, степь.

- Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).



Четвёртая загадка

Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных. (С комментированием).

Хожу по тропинке - 1 скл., Д.П., по воде;

добежал до черёмухи - 1 скл., Р.П., до воды;

появилось на тополе - 2 скл., П.П., на коне;

написал о лесе - 2 скл., П.П., о коне;

подошёл к ветке - 1 скл., Д.П., к воде.

Физкультминутка

Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.

Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.

До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе - (6 слов).

Пятая загадка

- А сейчас работа с перфокартами. (Каждому ученику выдаётся перфокарта с разными существительными. Они должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание).

После выполнения листочки сдадите жюри.

Слово

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Окончание

в памят….
















на сирен…
















из деревн…
















по дорог…
















на Алта…
















в портфел…
















по тропинк…
















без помощ…
















Шестая загадка

- Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.

13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16

Лес - наше богатство.

- Объясните смысл предложения. Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.

Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора.

Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.

(Один ученик у доски, остальные - в тетрадях).

- Как определить падеж существительного в предложении?

Седьмая загадка.

Седьмой лишний” (игра)

- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу.

на солнц… о волк…

около тропинк… о белк…

к рек… лес

до рощ... к лис…

в чащ… о медвед…

по дорожк… о зайц…

- В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные.

- Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные.

- Получилось предложение “Берегите лес!”

- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?

- Не ломать ветки деревьев.

- Не жечь костры в лесу и не мусорить.

- Не разорять гнёзда птиц.

- Не бросать мусор в водоёмы.

(Плакат “Будь природе другом”)



плакат

Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево - того благословят внуки, кто срубит - того проклянут дети”.



Восьмая загадка

Дифференцированное задание

На столах у вас лежат карточки по уровням.



1й уровень.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.



2й уровень.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;

  2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;

  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;

  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;

  5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

3й уровень.

Задание: По опорным словам составить мини - сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:

в лесу, деревья, красиво, снегирь, тихо, ветка, снег, звери, скрипит

IY. Обобщение по теме

Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы - молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)



ромашка с вопросами

Как называется цветок?

Назовите мне, пожалуйста, любые шесть цифр от 1 до 25. (Дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, срывают лепестки с вопросами и дают ответ).


  1. Что называется именем существительным?

  2. Как изменяется имя существительное?

  3. Что значит склонение?

  4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?

  5. Как проверить безударное окончание имён существительных?

  6. Как определить падеж существительных в предложении?

  7. Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

Y. Итог урока

А сейчас слово жюри. Жюри подводит итог смотра знаний, называет знатоков темы, вручает медали.



Оценки за урок.

YI. Домашнее задание




Честный ребенок любит не папу с мамой, а трубочки с кремом. Дон-Аминадо
ещё >>