Практикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики: стилистике ресурсов, функциональной стилистике и практическо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для старшей школы представляет собой повторение, систематизацию... 3 484.94kb.
Курс лекций по стилистике русского языка : общие понятия стилистики. 1 71.79kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 9 1432.97kb.
Курсовая работа Оценочные стратегии в прессе 35 1 24.7kb.
Паронимия. Упражнения по стилистике русского языка 1 99.38kb.
Клаббинг-коммуникация в стилистике евро-2012 1 35.17kb.
Образовательная программа «юный стилист» 5 707.87kb.
И. Р. Гальперин очерки по стилистике английского языка 27 5428.31kb.
Иметь: знания об интервью как разновидности информационного газетного... 1 162.45kb.
Сборник упражнений по стилистике русской речи учебное пособие для... 15 2907.31kb.
Реферат по стилистике русского языка студента группы 5-ит-1-18 Багоцкого... 1 51.96kb.
Соколов Дмитрий – Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзэн... 6 1344.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Практикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики: стилистике - страница №4/4

Тема 13. Разговорный стиль.
ЗАДАНИЕ 1. Приведите фразеологизмы с разговорной стилистической окраской, имеющие указанные ниже значения, и составьте с ними предложения.

1) Очень далеко; 2) загрустить, отчаяться; 3) обмануть; 4) много и попусту говорить; 5) бездельничать.


ЗАДАНИЕ 2. Как в непринужденной обстановке, в условиях неофициального общения бу­дут названы следующие предметы? Дайте словообразовательную и стилисти­ческую характеристику этим номинациям.

1) Сгущенное молоко; 2) консервированное тушеное мясо; 3) манная крупа; 4) газированная вода; 5) комиссионный магазин; 6) пригородный электропоезд; 7) зачетная книжка; 8) минеральная вода.


ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте предложения и найдите слова с разговорной функционально-сти­левой окраской. Объясните, по какой словообразовательной модели они об­разованы.

1. Бегите в пожарку! Скажите, что сарай горит! 2. Ну и штормяга! Давно такого не было! 3. Ни одной запаски, с чем ехать-то? 4. В город сгоняешь, буха надо отвезти. 5. А сестра твоя тоже медик? 6. В экспедиции у нас газик старенький был ... 7. Идет-бредет там старушенция такая ... 8. у тебя житьишко такое серенькое! 9. Во жадюги, ничего не оставили!


ЗАДАНИЕ 4. Преобразуйте данные сложные предложения в бессоюзные; при этом слова, зак­люченные в скобки, опустите. Охарактеризуйте стилистическую окраску дан­ных сложноподчиненных и получившихся бессоюзных сложных предложений.

1. Если увидишь Веру, скажи (ей), что я жду (ее). 2. Когда (тебе) поставят телефон, обязательно дай (мне) номер. 3. Так как Миша вернулся, (мы) можем садиться (за стол). 4. Поскольку (вашу) работу включили в план, надо готовить отзыв. 5. Наш троллейбус. Если побежим, (то) успеем.


ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте реплики диалогов. Какое синтаксическое явление здесь наблюдается?

1. - Ты о чем это? - Я про вчерашнюю вечеринку.

2. - Когда придешь? - Поздно. Я на экзамен.

3. - Ты с улицы? Холодно? - Очень.

4. - Сейчас все на байдарках. Вы тоже? - Нет, мы на дачу.

5. - У вас дочка и на музыку, и на коньках? - Нет, музыку бросили.

6. - А ты окна чем? - Голубая такая жидкость, знаешь?
ЗАДАНИЕ 6. Прочитайте предложения; объясните общую для них особенность структуры.

Сгруппируйте их следующим образом: 1) предложения, гдe наличие местоиме­ния - речевая ошибка; 2)предложения с разговорной окраской, имеющие ка­чественно-характеризующее значение; 3)предложения, представляющие со­бой сегментированные конструкции и употребляющиеся как стилистический прием в книжных стилях.

1. Женщины - они выносливей мужчин. 2. Сеялки, они тоже разные. (М. Шолохов). 3. Этот полет - он не является исключением. 4. Ученый, писатель, композитор - они творят в тиши кабинета. (И. Андроников)



ЗАДАНИЕ 7. Охарактеризуйте особенности сказуемых и стилистическую окраску данных предложений.

1. Пойдем закажем еще по стаканчику кофе. 2. Иди скажи, чтоб начинали, я сейчас. 3. Заходи! Посидим чайку попьем. 4. Поезжай посмотри в библиотеке. 5. Она возьми да и заговори с ним (К. Федин). 6. Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Лермонтов).


ЗАДАНИЕ 8. Проанализируйте особенности порядка слов в приведенных предложениях. Установите их функционально-стилевую принадлежность.

1. Давай в магазин зайдем: мне молока надо. 2. Эта клеенчатая - моя тетрадка! 3. Хорошо бы до закрытия успеть! 4. Очень она тихая какая-то.


ЗАДАНИЕ 9. В приведенных отрывках из произведений художественной литературы отметьте элементы разговорно-обиходного стиля.

Грузовик зафырчал. Тимохин полез в кабину. Грузовик фыр­чал громче и громче, стараясь сдвинуться с места ... Вот сдвинулся, подался назад, потом вперед и опять назад. Сейчас уедет, ворота зак­роют, и все будет кончено.

Сережа стоял в сторонке под снегом. Он изо всех сил помнил про свое обещание и только изредка всхлипывал длинными, безот­радными, почти беззвучными всхлипами. И одна-единственная сле­за просочилась на его ресницы и заблистала в свете фонаря - слеза трудная, уже не младенческая, а мальчишеская. Горькая, едкая и гордая слеза ... И, не в силах больше тут быть, он повернулся и зашагал к дому, сгорбившись от горя.

- Стой! - отчаянно крикнул Коростылев и забарабанил Тимо­хину.

- Сергей! А ну! Живо! Собирайся! Поедешь! - И он спрыгнул на землю. - Живо! Что там? Барахлишко. Игрушки. Единым духом! Ну-ка!

- Митя, что ты! Митя, подумай! Митя, ты с ума сошел! - заго­ворили тетя Паша и мама, выглянувшая из кабины. Он ответил воз­бужденно и сердито:

- Да ну вас. Это что же, понимаете. Это вивисекция какая-то получается. Вы как хотите, я не могу. И все.

(В. Панова «Сережа»)




Тема 14. Язык художественной литературы.
ЗАДАНИЕ 1. Определите способ художественно-образной конкретизации речи (глагольное сюжетоведение; образная детализация изображения; использование слов словесной образности – тропов; метафоризация абстрактных слов; распространение слов с отвлеченной семантикой второстепенными членами предложения и др.).

1. Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад. Старые, сгнившие балки парапета не преграждали пути прямо к обрывам на страшной высоте. Отвесные стены, заметенные вьюгою, падали на нижние далекие террасы, а те расходились все дальше и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющимся по берегу великой реки. И темная, скованная лента уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская сечь, и Херсонес, и дальнее море (М Булгаков).

2. Генерал хохочет, Клеопатра пожимает плечами, Татьяна смотрит на Грекова и что-то напевает сквозь зубы. Полина опустила голову и тщательно вытирает ложки полотенцем (М. Горький).

3. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде и закинул в Новгород-Северский, городишко обманчивой тишины и благостности (В. Ларин).

4. А дома – старая, запселая коммуналка, и бессмертный старичок Ашкенази, и знакомый до воя Федя, и весь вязкий поток будущих, еще не прожитых, но известных наперед лет, сквозь которые брести и брести, как сквозь пыль, засыпавшую по колено, по грудь, по шею (Т. Толстая).
ЗАДАНИЕ 2. В чем заключается семантическая неоднозначность предложения? С помощью каких языковых средств она формируется?

В саду промышляли наглые коты полузаселенного квартала и беззаветно, будто не чуя постоянной опасности, упражнялась на все голоса кошачья дичь (В. Аксенов).


ЗАДАНИЕ 3. Определите авторскую тональность (субъективную модальность) текста (нейтральная, сниженная, возвышенная, ироническая и др.). Укажите языковые средства ее формирования.

1. Вышли поросята на вечернюю прогулку после ливня с бурей и в восхищении остановились перед грязным, взволнованным прудом.

- Ах, какой прекрасный, вонючий пруд! – воскликнул передний.

И все прочие взвизгнули дружно:

- Oui! (Да – фр.)

Больше они по-французски ничего не знали. (И. Бунин).

2. Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева, занавес бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную… Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла – слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч.

Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет. А вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? (М. Булгаков).

3. Была середина воскресного дня. В лесу там и сям чадили костерки. Возле них спали наехавшие их города труженики, и кому хотелось напиться - уже напились, кто, разгоняя гиподинамию, рубил, пилил, ломал, поджигал – притомились, сомлели, грелись и культурно отдыхали под солнцем, с утра скрывшимся за такой громадной тучей, что, казалось, и месяц, и год не выпростаться ему оттуда. Но совсем легко, как бы играючи, солнце продрало в самой середке хламье туч, вылезло в дыру – и скоро ничего на небе не осталось, кроме довольного собою, даже самодовольно-бодрого светила (В. Астафьев).

4. Тальберг вышел в коридор, откинул бледную штору с прозрачными буквами «Ю.-З. Ж.д.» и долго глядел в мрак. Там беспорядочно прыгали искры, прыгал снег, а впереди паровоз нес и завывал так грозно, так неприятно, что даже Тальберг расстроился (М. Булгаков).


ЗАДАНИЕ 4. Определите вид повтора (корневой, лексический, синонимический, тропеический, деривационный, синтаксический и др.) и его функцию в художественном тексте.

1. Пошла серия вянущих красавиц с неувядающими душами (В. Токарева).

2. Слезы лить! Как сладко – вылиться

Горю – ливнем проливным! (М. Цветаева.).

3. – Житие – не жисть! – Разучился грызть! (М. Цветаева).

4. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. 5. В России две напасти:

Бессмысленный и тусклый свет. Внизу – власть тьмы,

Живи еще хоть четверть века А наверху – тьма власти

Все будет так, исхода нет. (В. Гиляровский).

Умрешь, опять начнешь сначала.

И повторится все, как встарь.

Ночь. Ледяная рябь канала.

Аптека. Улица. Фонарь (А. Блок).

6. М о с а л ь с к и й. Народ! Марина Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. – Что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует (А. Пушкин).

7. Ей казалось, что именины были уже давно-давно, не вчера, а как будто год назад, и что ее новая болевая жизнь продолжалась дольше, чем ее детство, ученье в институте, курсы, замужество, и будет продолжаться еще долго-долго, без конца (А. Чехов.).

8. Были мы, московские попугаи, затвержено праздной походкой слоняющиеся, и были они – держатели тверди, хранители целого, капиталисты вечности. Они жили, мы – существовали. Мы плескались во времени, как серебристые рыбки (В. Ерофеев).


ЗАДАНИЕ 5. Охарактеризуйте нелитературные элементы, включенные в художественный текст. Определите их функцию.

1. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать (А. Чехов.). 2. Все вечера, а то и ночи сидят у огончиков, говоря по-местному, да пекут опалихи, то есть картошку (Ф. Абрамов). 3. По телевизору между тем показывали те же самые хари, от которых всех тошнило последние двадцать лет. Теперь они говорили точь-в-точь то самое, за что раньше сажали других, только были гораздо смелее, тверже и радикальнее (В. Пелевин). 4. Время от времени к ларьку подходили начинающие бандиты и ломающимися голосами требовали денег за свою крышу. Татарский устало отсылал их к Гусейну (В. Пелевин).


ЗАДАНИЕ 6. Найдите разностилевые элементы. С какой целью они введены в художественную речь?

I.1. И я из дома убежал, чтоб наконец-то выбраться из радиуса действия обыденной любви; Есть радиусы действия у гнева и у дерзости; Есть радиусы действия у правды и у лжи (Р. Рождественский). 2. Крушин принадлежал к поколению, юность которого пришлась на то странное и волшебное время, когда гравитация советского прошлого уже практически сошла на нет, а урчащее тяготение будущего еще не чувствовалось (В. Пелевин).

II. 1. Сытые и пьяные 70-е, где все было так рутинно и предопределенно. И тогда было совершенно ясно, что не мытьем, так катаньем мы, скрипя, влезем в будущее победившего социализма. /…/ И вот в наши обитые дерматином двери в «хрущовках», «кооперативках» и «домах улучшенной планировки» постучали лихие девяностые (С. Минаев). 2. Вот так я и живу последние четыре года. Утро туманное плавно переходит в рабочий полдень, который сменяется вечером трудного дня. Зима сменяется весной, а лето – осенью. (В смысле смены времен года. Хотя и в смысле названий клубов также) (С. Минаев).

III. – Теперь подумай: чем торгуют люди, которых ты видишь вокруг?

- Чем?

- Тем, что совершенно нематериально. Эфирным временем и рекламным пространством – в газетах или на улицах. Но время само по себе не может быть эфирным, точно так же, как пространство не может быть рекламным. Соединить пространство и время через четвертое измерение первым сумел Эйнштейн. Была у него такая теория относительности – может, слышал. Советская власть это тоже делала, но парадоксально – это ты знаешь: выстраивали зэков, давали им лопаты и велели рыть траншею от забора до обеда. А сейчас это делается очень просто – одна минута эфирного времени в прайм-тайм стоит столько же, сколько две цветных полосы в центральном журнале.



- То есть деньги и есть четвертое измерение? – спросил Татарский. (В. Пелевин).

IV. Итак, прекратив мартовскую болтовню, я пошел на заработки. Тут меня жизнь взяла за шиворот и опять привела в «Пароходство», как блудного сына. Я сказал секретарю, что роман написан. Его это не тронуло. Одним словом, я условился, что буду писать четыре очерка в месяц. Получая соответствующее законам вознаграждение за это. Таким образом, некоторая материальная база намечалась. План заключался в том, чтобы сваливать как можно скорее с плеч эти очерки и по ночам опять-таки писать.

Первая часть была мною выполнена, а со второй получилось черт знает что (М. Булгаков).

V. Старая жизнь Адама Козлевича была греховна. Он беспрестанно нарушал Уголовный кодекс РСФСР, а именно статью 162-ю, трактующую вопросы тайного похищения чужого имущества (кража).

Статья эта имеет много пунктов, но грешному Адаму был чужд пункт «а» (кража, совершенная без применения каких-либо технических средств). Это было для него слишком примитивно. Пункт «д», карающий лишением свободы на срок до пяти лет, ему тоже не подходил. Он не любил долго сидеть в тюрьме. И так как с детства его влекло к технике, то он всею душою отдался пункту «в» (тайное похищение чужого имущества, совершенное с применением технических средств или неоднократно, или по предварительному сговору с другими лицами, на вокзалах, пристанях, пароходах, вагонах и в гостиницах). (И. Ильф, Е. Петров).
ЗАДАНИЕ 7. Укажите средства имитации разговорной речи. Какие особенности устной речи могут быть переданы только с помощью авторского комментария? Какие языковые средства для этого используются?

1. – Что те надо?

- Далеко ли Жадрино?

- Жадрино-то далеко ли?

- Да! да! Далеко ли?

- Недалече; верст десяток будет (А. Пушкин).

2. – Очень я грубиян и горячий, сударь, - сказал он безразлично, играя черными глазищами.

И Петр Петрович, почувствовав в слове «горячий» намек, струсил.

- Успеется еще, голубчик! Успеется! – притворно-строго крикнул он. – Выйди вон! Я тебя, дерзкого, видеть не могу (И. Бунин).

Литература

Словари

1. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд, испр. и доп. - М., 2006. – 696 с.



2. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / Под ред. А.П. Сковородникова. – 2-е изд. – М., 2009. – 480 с.

Учебные пособия

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2004.

2. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989.

3. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. – М., 2006.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – Изд-е 3. Перераб. и доп. - М., 1993.

5. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии. – М., 2011.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

7. «Русский язык конца 20 столетия (1985-1995)». М., 2000

8. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997.



9. Харченко В.К. Функции метафоры. – Изд. 3-е. – М., 2009.


<< предыдущая страница  



Радио никогда не заменит газету, потому что за ним нельзя спрятаться в автобусе от стоящей рядом женщины.
ещё >>