Практикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики: стилистике ресурсов, функциональной стилистике и практическо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для старшей школы представляет собой повторение, систематизацию... 3 484.94kb.
Курс лекций по стилистике русского языка : общие понятия стилистики. 1 71.79kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 9 1432.97kb.
Курсовая работа Оценочные стратегии в прессе 35 1 24.7kb.
Паронимия. Упражнения по стилистике русского языка 1 99.38kb.
Клаббинг-коммуникация в стилистике евро-2012 1 35.17kb.
Образовательная программа «юный стилист» 5 707.87kb.
И. Р. Гальперин очерки по стилистике английского языка 27 5428.31kb.
Иметь: знания об интервью как разновидности информационного газетного... 1 162.45kb.
Сборник упражнений по стилистике русской речи учебное пособие для... 15 2907.31kb.
Реферат по стилистике русского языка студента группы 5-ит-1-18 Багоцкого... 1 51.96kb.
Соколов Дмитрий – Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзэн... 6 1344.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Практикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики: стилистике - страница №3/4

Тема 8. Стилистические ресурсы морфологии. Именные части речи.
Род существительного.

ЗАДАНИЕ 1. Укажите на отклонения от современной нормы в употреблении форм рода ИС; дайте стилистическую оценку вариантным формам рода.

1. Это бы еще ничего, – инкогнито проклятое! (Н. Гоголь). 2. Впереди хора, с гитарой на голубой ленте через плечо, старый цыган, за ним цыганка-запевало (И. Бунин). 3. Выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухида из Японии. 4.Руководители клубных коллективов досадуют: несколько артистов уже вышли замуж, и теперь заботы о семье могут отвлечь их от дела.



ЗАДАНИЕ 2. Прокомментируйте родовые формы ИС как грамматическое средство речевой экспрессии.

1. А невесте скажи, что она подлец (Н. Гоголь). 2. Про­изросло между ними в ту пору существо среднего рода: ни рак, ни рыба, ни курица, ни птица, ни дама, ни кавалер, а всего помаленьку. Произросло, выровнялось и рас­цвело. И было этому межеумку имя тоже среднего рода: «Лицемерие» (М. Салтыков-Щедрин.). 3. Есть у меня знакомая девушка такая, вра­гиня моя лютая (А. Чехов). 4. А ведь все кончится тем, что эта старая баба Петр Николаевич и его сестра по­просят у него извинения (А. Чехов). 5. Три «нимфа» переглянулись и громко вздохнули (И. Ильф, Е. Петров).



Число существительного.

ЗАДАНИЕ 3. Проанализируйте употребление существительных в единственном и множественном числе. Отметьте случаи использования единственного числа вместо множественного и наоборот. Определите стилистические мотивы трансформации форм числа и дайте им оценку.

1. Повсюду стра­сти роковые и от судеб защиты нет (А. Пушкин). 2. - Прошу покорнейше, - сказал Манилов. - Вы извините, если у нас нет такого обеда, какой на паркетах и в столицах, у нас просто (Н. Гоголь). 3. Выход великого гения встречен был до крайности почтительно: даже са­мые строгие старички изъявили одобрение и любопытство, а дамы так даже некоторый восторг. Аплодисмент, однако, был коротенький и как-то недруж­ный, сбившийся (Ф. Достоевский). 4. Наш современник прекрасен богатством своего духовного мира. 5. Дета­ли из базальтовой ваты выдерживают более высокие температуры. 6. В брюс­сельском порту был обычный людской водоворот. Люди всех цветов кожи, говорящие на самых разнообразных языках, одетые порой в самые невероят­ные одежды, - в пестрых бурнусах, с перьями на головах, в юбкоподобных саронгах вместо брюк, - все это шумело, галдело, спешило, куда-то устрем­лялось. 7. Кондитеры фаб­рики готовятся к выпуску новых сортов карамели - «Золушка» и «Чайка». Эти карамели будут иметь ореховую начинку.


ЗАДАНИЕ 4. Дайте оценку употреблению форм числа имен существительных. Исправьте стилистические ошибки, мотивируя выбор грамматической формы слова.

1. Далеко не все разработки коллективов института отвечают задачам сегодняшних и зав­трашних дней. 2. Замечена большая способность этих хлебов лучше переносить не­достатки влаги. 3. Сейчас поздняя осень, зима стучится в двери, а на улице можно встретить девушек в легких косынках и молодых людей без головного убора.



Местоимения.

ЗАДАНИЕ 5. Выделите местоимения, отмечая их стилистическую окраску (книж., устар., разг., прост.). Укажите добавочные смысловые и экспрессивные оттенки, возникающие в контексте при употреблении тех или иных местоимений.

1. Оный прапорщик Гринев находился на службе в Оренбурге (А. Пушкин). 2. Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кириловну (А. Пушкин). 3. На крик испуганный ея ребят дворовая семья сбежалась шумно (А. Пушкин). 4. Экой, ты, братец! ... Да знаешь ли? Мы с твоим барином были друзья закадыч­ные (М. Лермонтов). 6. Он тебя погубить хочет; это таковский человек! (Н. Гоголь) Ее восхищение пред ним часто пугало ее самое: она искала и не могла найти в нем ничего непрекрасного (Л. Толстой). Нет сейчас задачи более назревшей и неотложной, чем снизить инфля­цию, и мы этого добьемся (из газ.). Мы можем регистри­ровать кривизну поверхности прямым наблюдением (уч. пособие).


ЗАДАНИЕ 6. Дайте оценку выбору и употреблению местоимений. Устраните речевые и грамматические ошибки, возникшие в результате неправильного их использования (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения).

1. Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Бюлова, я дам ему по физио­номии. 2. Сможете ли вы что-то посоветовать мне в этом случае? 3. Ни о какой­-либо помощи не приходится и думать. 4. Она спокой­но обходилась без книг, без коих иные не мыслят своего существования. 5. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. 6. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в род­ном для меня селе. 7. Заведуюшая обувной секцией, срочно подойдите к себе! 8. Это сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала года предприятиями города. 9. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 10. Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из них прямо на площадях. 11. Мысли Печорина метались между Верой и княжной Мери, и он решил с од­ной из них покончить (из ученического сочинения).


ЗАДАНИЕ 7. Сформулируйте семантические различия между местоимениями всякий, любой, каждый. Приведите контексты с каждым из местоимений.
Тема 9. Стилистические ресурсы морфологии. Глагол.
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте предложения и выделите глагольно-междометные образования. Охарактеризуйте их стилистическую окраску и стилистическое значение в тексте.

1. Окунь сорвался с крючка, запрыгал по траве к родной стихии и… бултых в воду (А. Чехов). 2. Снял с полки железную коробку и – бряк ее на верстак... (Н. Ляшко).


ЗАДАНИЕ 2. Сопоставьте попарно приведенные глаголы, установите их различия в семантике и стилистической окраске.

Подергал – дерганул, попугай – пугани, покрутив – крутанув, толкни – толкани.



Охарактеризуйте стилистическое значение глаголов с суффиксом –ан(у)- в текстах:

1. Недолго думая, Марья села в сани и стеганула лошадь (Г. Медынский). 2. Но тут коза рванулась, крутанула рогами и галопом понеслась по парку… (А. Гайдар).


ЗАДАНИЕ 3. Определите функцию подчеркнутых глаголов: а) средство стилизации разговорной речи; б) стилизация сказа; в) средство создания фольклорно-поэтической окраски текста.

1. Знавал я Матвеюшку, еще лесником его знавал… (Л. Леонов). 2. И удить рыбу я люблю простой удочкой… и таких стерлядей лавливал, – ты таких, братец, и не видывал… (В. Саянов). 3. И горя словно не было!/ Запела, как певала я/ В родительском дому (Н. Некрасов).


ЗАДАНИЕ 4. Охарактеризуйте семантику и стилистическую окраску выделенной глагольной формы:

1. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и думаешь… (Л. Толстой). 2. ..Мы все катались с ним в лодке по ночам. Он приедет и посвистит тихо, как суслик, а я выпрыгну, как рыба, в окно на реку. И идем… (М. Горький). 3. – Ну, хоть подними же, что уронил; а он еще стоит и любуется! (И. Гончаров). 4. Да отпусти же его, вам говорят… Это наш кот! (Л. Леонов). 5. Арина Петровна обвинялась чуть ли не в мошенничестве (М. Салтыков-Щедрин). 6. Без предъявления паспорта оформление документов нотариусом не производится.


ЗАДАНИЕ 5. Укажите случаи прямого и переносного употребления видо-временных форм глагола. В каких примерах употребление видо-временной формы глагола стилистически значимо?

1. Хотите чаю? 2. Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы (А. Фет). 3. Другая улица лежит на взгорье, обросла вербами, словно течет под зеленой крышей деревьев (М. Шолохов). 4. Вижу себя на полпути между Батурином и Васильевским, в ровном снежном поле. Пара летит, коренник точно на одном месте трясет дугой, дробит крупной рысью, пристяжная ровно взвивает и взвивает зад, мечет и мечет вверх из-под задних бело-сверкающих подков снежными комьями (И. Бунин). 5. Как он жил, как жил, господи ты боже мой! Равнодушная жена в Москве, а он здесь или в Ницце, пишет ей уничижительные письма, вымаливает свидания (Ю. Казаков).6. А потом будут сумерки, освещенная церковь, суета около паперти… Подкатывают кареты и щеголь-пристав горячится, чтобы сохранить порядок в этой церемонии (И. Бунин). 7. Шагаю по шпалам – гляжу, впереди маячит гражданский. Идет и на ходу глядит в какую-то бумагу. Поглядит-поглядит – остановится (С. Антонов). 8. В подгородных и населенных местах птица обычно осторожнее, и даже опытному охотнику не всегда удается выманить из чащобы осторожного петушка. Долго будет он перекликаться с охотником, перепархивать и дразнить его, на выстрел, однако не подлетая (И. Соколов-Микитов). 9. Вряд ли и считать-то умел, но зато лакомиться, франтить – мастер! Целое утро будет сидеть и не пошевелится, только завей ему волосы (А. Писемский).


Тема 10. Стилистические ресурсы экспрессивного синтаксиса.



Основные понятия (посмотреть в энциклопедическом словаре): прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь, инверсия, повтор, анафора, эпифора, кольцо строфы, параллелизм построения предложения, антитеза, упорядоченное перечисление, риторический вопрос, период, цитирование, эллипсис, присоединение, парцелляция, сегментированная конструкция, анаколуф.
ЗАДАНИЕ 1. Назовите средства экспрессивного синтаксиса в приведенных от­рывках из произведений русских писателей, публицистов.

1. Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здрав­ствуют нежные девы и юные жены, любившие нас! (А. Пушкин) 2. Ох! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи ... (А. Пушкин) 3. Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул; Жизнь, движенье разрешились В сум­рак зыбкий, в дальний гул (Ф. Тютчев). 4. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди ... Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера ... (К. Симонов) 5. Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей (М. Светлов). 6. Несказанное, синее, нежное ... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит за­пахом меда и роз. ( ... ) Напылили кругом, Накопытили. И пропали под дьяволь­ский свист ... Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает грудь. Стой, душа, мы с тобою проехали Через бурный положенный путь (С. Есенин). 7. Ах, мамочка, это он! .. Ты знаешь, Он был забавно Когда-то в меня влюблен. Был скромный такой мальчишка, А нынче ... Поди ж ты ... Вот ... Писатель ... Известная шишка ... Без просьбы уж к нам не придет (С. Есенин). 8. Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной! .. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас! (С. Есенин) 9. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, - я думаю, что это все пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшаю­щимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я невольно чув­ствую, что я перенесен в старую Обломовку... (Н. Добролюбов) 10. Как можно скорее отмежеваться от всего, что де­лается в стране. Отмежеваться, чтобы сохранить доверие масс; отмежеваться, чтобы не стать сначала ширмой для реализации чуждой нам программы. Отме­жеваться решительно, вплоть до ухода демократов с занимаемых постов, вплоть до сдачи депутатских мандатов (из газ.). 11. Здесь будут разоружаться все не­законные формирования. Причем разоружаться добровольно (из газ.). 12. Именно такая система препятствует экономическому росту в подавляю­щем большинстве стран третьего мира. И богатых природными ресурсами. И бедных (из газ.).

ЗАДАНИЕ 2. Проанализируйте использование стилистических фигур в приве­денной газетной статье.

Теленеделя с Ириной Петровской

Остаемся. Куда же нам деться?

Всего через несколько дней мы, старые и молодые, богатые и бедные, здо­ровые и больные, рабочие и колхозники, старшины и матросы, усядемся за новогодний стол и, выпивая и закусывая чем Бог послал, уставимся в «ящик» – ­ликуй, Рейтинг, законодатель телевизионных мод! Ведь всех нас, таких разных, объединяет одно: мы – телезрители. И каждый день припадаем к телевидению, обожая его и ненавидя, радуясь и огорчаясь, аплодируя и кляня.

Весь прошедший год вы, уважаемые читатели, были, по сути, соавторами субботних телеобзоров - соглашаясь в письмах с моими оценками или споря с ними, выражая свое отношение к происходящему на телеэкране и подсказывая темы будущих статей.

Вам, как и мне, очень многое на телевидении сегодня не нравится, и это для меня аргумент в споре с теми телевизионщиками, которые упрекают меня и моих коллег-критиков в предвзятости и оторванности от простого народа.

Вас, как и меня, ужасает концентрация насилия и крови на телеэкране, и не только в информационных сюжетах (такова жизнь!), но во множестве художе­ственных фильмов, которые смотрят дети.

Вам, как и мне, кажется неоправданно завышенным число всячески довольно тупых игр, где раздают «за так» деньги и дорогущие призы (а считается, что «простой народ» именно это больше всего и любит).

Вас, как и меня, раздражают реклама и магазины на диване, чей товар досту­пен только «новым русским».

Короче говоря, нам не нравится, когда нас не уважают и почитают за стадо баранов, способных, как говорит Богдан Титомир, «схавать» все.

В то же время вы, как и я, высоко цените то профессиональное, талантли­вое, разумное и доброе, что вопреки всему все же появляется на телеэкране. В одном из выпусков «Пресс-клуба» Андрей Макаревич, возмущенный отзыва­ми критиков о телевидении, воскликнул: «Послушать вас – у нас такое ужасное телевидение, ничего хорошего на нем и нет». Разумеется, это не так. Не со­всем так. В рейтинге пристрастий читателей «Известий» (и моих тоже) – «Что­бы помнили» Леонида Филатова, «В поисках утраченного» Глеба Скороходова, программы Владимира Познера, «Старая квартира» и многие другие программы, дающие пищу для сердца и ума. Ну и, конечно, хорошее кино - наше и не наше, но без порнухи и чернухи, от которых большинство нормальных людей с души воротит.

Но все-таки по-настоящему талантливых, полезных, интересных, люби­мых программ – наперечет. И эта из года в год увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю (и обществу), и тем, что выгодно самому телевидению, более всего тревожит всех мало-мальски думающих людей.

Заканчивается последняя неделя года и наша с вами последняя субботняя встреча. Довольно брюзжаний. Все-таки праздник на носу. Поздравим друг дру­га, а также всех телевизионщиков, исправно предоставляющих нам пищу для размышлений, с наступающим Новым годом. Мы встретим его и проведем под мель­кающие разноцветные картинки в телевизоре. «Оставайтесь с нами», – как закли­нание, повторяют изо дня в день телеведущие. Остаемся. Куда ж нам деться?

(Известия. 1996. 28 дек.)


Тема 11. Научный и официально-деловой стиль.

ЗАДАНИЕ 1. Проанализируйте текст по плану и установите его функциональ­но-стилевую принадлежность.

План анализа:

1) тема текста;

2) особенности лексики: лексика нейтральная, общекниж­ная и специальная; характер эмоционально-экспрессив­ной окраски лексики;

3) характерные словообразовательные модели;

4) морфологические особенности;

5) синтаксические особенности.

Русская палеография

Развитие письменности в связи с процессом расширения и уг­лубления феодальных отношений влекло за собой изменения в об­ласти графики, смену типов письма, переход от устава к полууставу, а затем и к скорописи. Только рассмотрение графики в тесной свя­зи с историей общественных отношений может дать правильное представление о характере и причинах эволюции письма.

В частности, наблюдения над особенностями полуустава долж­ны выяснить, чем вызвано его появление как результата развития устава. Во-первых, полуустав мельче устава. Во-вторых, в полууста­ве по сравнению с уставом основные линии в строении букв менее правильны. Геометрический принцип в полууставе нарушается: пря­мые линии букв допускают кривизну и остро конечность, кривые не всегда совпадают с правильной дугой и т. д. В-третьих, в полууставе встречается больше сокращений слов, увеличивается количество букв, написанных над строкой, появляются в большом количестве знаки ударений и придыханий. Наконец, полууставный почерк очень часто бывает наклонным, что должно было содействовать ус­корению письма.


ЗАДАНИЕ 2. Определите стиль и подстиль текстов. Укажите их сходство и различие.

1. Фонематический принцип орфографии заключается в том, что одна и та же буква обозначает фонему в сигнификативно сильных и слабых позициях. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда слабая позиция может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме (Л.Л. Касаткин).

2. Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем – значащих частей слова (т.е. корней, приставок, суффиксов, окончаний). Например, корень дом во всех случаях обозначается этими тремя буквами, хотя в словах дом, домашний и домовой звук [о] корня произносится по-разному (А.И. Кайдалова, И.К. Калинина).
ЗАДАНИЕ 3. Охарактеризуйте особенности лексики в приведенных предложениях (термины, слова с отвлеченно-обобщенным значением, слова с переносным значением). Укажите функции этих групп слов в научном тексте. Слова с каким значением не характерны для научного стиля и почему?

1. Если реализуется вторая часть этого дизъюнктивно организованного значения, то происходит семантический сдвиг лексем. 2. Пункты (в) – (д) на самом деле исчерпывают все лексикографически интересные случаи смазанных и промежуточных употреблений. Ни одно из представленных в них явлений не подрывает принципа дискретной подачи значений в словаре. 3. На материале глагола быть были проанализированы многочисленные случаи плавного перетекания значений друг в друга и для каждого случая были указаны вполне верифицируемые (дискретные) условия взаимопревращения значений. 4. Таким образом, хотя у выйти 1.1 и выходить 10 нет нетривиальных общих семантических компонентов, наличных семантических мостиков между различными лексемами глагола выйти вполне достаточно, чтобы обеспечить его семантическое единство.

(Ю.Д. Апресян).
ЗАДАНИЕ 4. Проанализируйте данный текст по плану:

1. Тема текста.

2. Сфера общественной деятельности, в которой он создан.

3. Жанр текста и коммуникативная цель автора.

4. Особенности языковых средств на уровне лексики, фразеологии, словооб­разования, морфологии и синтаксиса.

5. Наличие эмоционально-экспрессивной окраски.


Личные неимущественные и имущественные права и обязанно­сти супругов определяются законодательством государства, на тер­ритории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства законодательством госу­дарства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жи­тельства, определяются на территории Российской Федерации за­конодательством Российской Федерации.
ЗАДАНИЕ 5. Найдите ошибки, связанные с неудачным выбо­ром слова (слово употреблено в несвойственном ему значении, в расширенном значении и т. д.), с нарушением лексической сочетае­мости. С помощью одного из толковых словарей русского языка объясните характер ошибок; сделайте необходимые исправления.

1. В декабре прошлого года трестом Оргтехстрой сов­местно с заводом и комбинатом железобетонных конст­рукций была проведена межотраслевая школа передовых методов труда на сварочных работах. 2. Это самая маленькая разность масс частиц, которые сейчас из­вестны; она отвечает примерно мухе, которая уселась на здание Московского университета. 3.Приготовив раствор из кристаллов другого типа, он снова получил оптически активную кислоту, но с одной существенной разницей. Она вращала плоскость поляризации в противоположном направлении. 4. Это дает возможность удобно использовать содержащийся в книге материал для самостоятельного изучения отдельных разделов ис­следования операций, а также для разного рода круж­ковых и семинарских занятий - при самом разнообраз­ном возрасте и служебном положении участников. 5. Острой проблемой является вопрос о кадрах. 6.Элементы минерального питания оказывают решающее значение на действие дефолиантов.



ЗАДАНИЕ 6. Отметьте лексические, фразеологические и син­таксические средства, нарушающие стилевую однородность текстов; исправьте примеры.

1. Пе­нопласты из стиропора можно укладывать по битуму, а также по различным специальным клеящим массам. Зачастую плиты из твердого пенопласта применяют в виде готовых панелей, которые заблаговременно покры­ты рубероидом или другими изоляционными материала­ми. 2. Были заслушаны доклады ведущей профессуры этих учебных заведений.


ЗАДАНИЕ 7. Найдите слова и выражения, присущие канце­лярской речи; охарактеризуйте уместность их употребления. При необходимости сделайте стилистическую правку предложений.

1. Убедившись в правильности исполнения докумен­та, следует завизировать его, т. е. поставить свою подпись и дату. 2. Помимо подписи, документы часто удостоверяют приложением печати. 3. Пре­провождаем при сем акт на аварийное состояние вспо­могательной станции. 4. В связи с встретившейся надобностью, просим вашего разъяснения о том, имеет ли право на получение подъемных молодой специалист, обучавшийся в инсти­туте за счет предприятия, куда он распределен. 5. План истекшего квартала предприятие выполнило всего лишь на 94 процента. 6. Прошу разъяснить, за счет каких средств выплачивается денежное содержание лицам, зачислен­ным в одногодичную аспирантуру. 7. Завод просит в кратчайшие сроки прислать правомочную комиссию, ка­ковая должна решить вопрос на месте.


ЗАДАНИЕ 8. Проведите стилистический анализ предложений из обиходно-деловых документов (по материалам журнала «Кроко­дил» и некоторых других изданий). Исправьте их - изложите совре­менным деловым языком (без канцеляризмов).

1. Факт засоляривания костюма у него случился при оступлении в яму с соляркой на расстоянии около 100 км от Москвы. 2. Неоднократными санитарными обследованиями предприятия была установлена высокая загрязненность и затараканенность бытовых поме­щений.



Тема 12. Публицистический стиль.
ЗАДАНИЕ 1. Охарактеризуйте представленные в тексте особенности газетно-публицистического функционального стиля, учитывая характерные черты последнего:

1) условия функционирования;

2) речевые жанры и формы речи, в которых реализуется этот стиль;

3) общие признаки и функции стиля;

4) система лексических, фразеологических и словообразовательных средств стиля;

5) система грамматических (морфологических и синтаксических) средств;

6) языковой стандарт;

7) экспрессивные средства;

8) конструктивный принцип организации языковых средств;

9) газетный штамп, его отличие от стандарта и его оценка.


Что будет с Россией через 50 лет?

А что будет с нами? Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демогра­фическая ситуация в России катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1,5 млн человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1-1,5 млн человек. Затем замедлился и в нача­ле 80-х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсион­ный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье.

Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в нача­ле 90-х годов. Сейчас у нас насчитывается более 30 млн пенсионеров - 21 % населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для Рос­сии неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% муж­чин и 53% женщин.

В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости, нацио­нальном составе населения из года в год становятся все более усеченными и вы­борочными, со ссылкой на данные переписи населения в 1989 г. и микроперепи­си в 1994 г. Государство боится сказать нам грустную и страшную правду? ...

…По прогнозам, численность населения в России в ближайшее десятилетие уменьшится на 8% и составит 136 млн человек, число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира. Угроза демографической экспансии в начале третьего тысячелетия станет ведущей среди факторов риска для национальной бе­зопасности России. Геополитические интересы страны особенно уязвимы в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в регионе Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий. Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа ....

(Л. Прошак Аргументы и факты. 1999. № 42. 24 окт. С. 5).


ЗАДАНИЕ 2. Найдите разные способы манипуляции сознанием (техника гипноза, композиция, способ подачи информации, умалчивание, статистика, нагнетение внешней угрозы, речевые импликатуры, субъектная организация текста и др.), средства речевой агрессии (категоричность, навешивание ярлыков, прямые оценки и др.).

Выступление В. Путина на форуме сторонников В. Путина (21.11.07):

Уважаемые друзья, благодарю всех, кто работает на достижение цели – победу Единой России в выборах в Госдуму 2 декабря. Новому составу парламента страны работать в решающие годы подъема России, годы, когда должны быть реализованы самые крупные намеченные нами проекты. Исключительная важность этих выборов еще и в том, что они пройдут за несколько месяцев до выборов нового главы государства. И если будет победа в декабре, то она будет и в марте следующего года на выборах президента страны.

В ближайшие месяцы произойдет полное обновление высшей государственной власти в России. Чтобы оно произошло правильным образом, успешно, пошло на пользу стране, а будущий парламент и президент могли бы эффективно сотрудничать друг с другом, действовать во благо всех граждан страны, нам нужна только победа.

<…>Возглавив список Единой России, считаю, что т.о. могу помочь формированию авторитетной и дееспособной законодательной власти. Мы не имеем права допустить, чтобы Государственная Дума превратилась в сборище популистов, парализованное коррупцией и демагогией (пресуппозиция), чтобы повторилась ситуация, которая уже была в нашей стране. Повторюсь: стране нужен не популистский, а ответственный парламент, работающий на интересы всех граждан, и именно поэтому партия Единая Россия (при поддержке своих сторонников – вас) должна завоевать в Госдуме большинство. Это нужно, чтобы в полной мере использовать конституционные полномочия федерального собрания, активно участвовать в формировании политики будущего государства, Центрального Банка, судебных и региональных властей. Это просто необходимо, чтобы надежно защитить наш курс на укрепление России.

Вместе мы уже многое сделали: укрепили суверенитет и восстановили целостность России, восстановили власть закона и верховенство конституции. <…> Чтобы все намеченное не потонуло в популистской болтовне, нам вместе необходимо победить на выборах.

Хочу сказать: ничего еще раз и навсегда не предопределено. Социальная стабильность, экономический подъем, да просто мир на нашей земле, пусть и скромный, но все-таки очевидный рост уровня жизни – все это с неба не упало и не поставлено пока, к сожалению, в режим безусловного автоматического исполнения. Это результат постоянной, порой очень острой жесткой политической борьбы как внутри страны, так и на международной арене.

Те, кто противостоят нам, не хотят осуществления нашего плана, потому что у них совсем другие задачи и другие виды на Россию. Им нужно слабое, больное государство, им нужно дезорганизованное и дезориентированное общество, разделенное общество, чтобы за его спиной обделывать свои делишки, чтобы получать коврижки за наш с вами счет.

И, к сожалению, находятся еще внутри страны те, кто шакалит еще у иностранных посольств, у иностранных представительств дипломатических, рассчитывает на поддержку иностранных фондов и правительств, а не на поддержку своего собственного народа.



<…> незаслуженно бедно живут наши пенсионеры и ветераны, села и малые города отстают по уровню жизни от мегаполисов, как это было и десятилетия назад.

Власть допускает ошибки в своей работе. Можно и нужно критиковать власть за это. Мы и сами видим эти проблемы, работаем на их решение. Но при этом вызывают недоумение политические спекуляции на этих трудностях, и со стороны кого – со стороны тех, кто в течение десятилетий руководил Россией, а в конце 80-х гг оставил людей без самых элементарных услуг и товаров <…>



Это они нас учат жить сегодня. Это они сделали коррупцию главной политической и экономической силой. Это те, кто из года в год принимал несбалансированные безответственные бюджеты, обернувшиеся в конце концов дефолтом, обвалом, многократным падением жизненного уровня граждан нашей страны. Разве не эти наши оппоненты называли отечественное с/х презрительно черной дырой и отрицали необходимость государственной поддержки села, и именно они свели к нулю финансирование науки и оборонки. Это те, кто годами не выплачивал детские пособия, пенсии, заработные платы

<…> призывают нас к переговорам, а по сути к сговору с террористами, с теми, кто убивал наших детей и женщин, самым бессовестным и самым не циничным образом спекулируя на жертвах, одним словом, это все те, кто в конце прошлого века привел Россию к массовой бедности, повальному взятничеству, к тому, с чем мы боремся до сих пор.

Эти люди не сошли с политической сцены. Их имена вы найдете среди кандидатов и спонсоров некоторых партий. Они хотят взять реванш, вернуться во власть, в сферы влияния и постепенно реставрировать олигархический режим, основанный на коррупции и лжи (пресуппозиция). Они врут и сегодня: ничего они никому не сделают, в том числе и пенсионерам, которых они многократно обворовывали в прежние годы<…>

Думаю, что ни у кого нет сомнений: эти господа могут только одно – если вернутся к власти, обворуют опять миллионы людей, набьют себе карманы, но сделают это с присущим им обычным блеском и цинизмом. В этом никто не сомневается.

Сегодня все видят, что Россия накопила огромные ресурсы, и все хочется опять все отнять, поделить, разрушить все до основания, как это делалось уже не однажды. <…> И все наши оппоненты хотят нас видеть разобщенными.

Дорогие друзья, я обращаюсь к вам, к единомышленникам, ко всем, кто хочет сделать Россию благополучной, сильной страной, страной свободных и счастливых людей, страной, открытой для честного диалога со всеми народами мира. Дорогие друзья, 2 декабря в значительной степени решается судьба страны. Обязательно приходите на выборы и проголосуйте за Единую Россию. Ваша поддержка нужна, чтобы продолжить начатые преобразования, чтобы в каждом городе, в каждом селе, на каждой улице, в каждом доме и в жизни каждого российского человека происходили перемены к лучшему, чтобы люди в нашей стране были уверены в завтрашнем дне, так, как и подобает гражданам великой России.




<< предыдущая страница   следующая страница >>



Футбольные комментаторы, ведущие репортаж вдвоем, мешают смотреть игру втрое лучше. Борис Каменских
ещё >>