Практикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики: стилистике ресурсов, функциональной стилистике и практическо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для старшей школы представляет собой повторение, систематизацию... 3 484.94kb.
Курс лекций по стилистике русского языка : общие понятия стилистики. 1 71.79kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 9 1432.97kb.
Курсовая работа Оценочные стратегии в прессе 35 1 24.7kb.
Паронимия. Упражнения по стилистике русского языка 1 99.38kb.
Клаббинг-коммуникация в стилистике евро-2012 1 35.17kb.
Образовательная программа «юный стилист» 5 707.87kb.
И. Р. Гальперин очерки по стилистике английского языка 27 5428.31kb.
Иметь: знания об интервью как разновидности информационного газетного... 1 162.45kb.
Сборник упражнений по стилистике русской речи учебное пособие для... 15 2907.31kb.
Реферат по стилистике русского языка студента группы 5-ит-1-18 Багоцкого... 1 51.96kb.
Соколов Дмитрий – Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзэн... 6 1344.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Практикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики: стилистике - страница №2/4

Тема 5. Стилистические функции тропов.

ЗАДАНИЕ 1. Укажите различные тропы (метафоры, метонимии, синекдохи, антономазии, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы). Какова их функция в речи? Выделить ведущий прием (главный троп и второстепенные.)

1. Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой (А. Пушкин). 2. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло (А. Фет). 3. Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве (С. Есенин). 4. Туч вечерних червонный ковер самоцветными несся шелками (В. Луговский). 5. И сбежались с уральской кручи горностаевым мехом тучи (Н. Асеев). 6. Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Н. 3аболотский). 7. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Всего, друзья, солдат простой без званий и наград (С. Орлов), 10. Только разве кончики волос помнят, как ты гладил их когда-то (Е. Евтушенко). 11. Женской боли при жизни поста­вить бы следует памятник (Е. Евтушенко). 12. Прикручен шар земной ко мне. Я, как усталая японка, весь мир таскаю, как ребенка, рыдающего на спине (Е. Евтушенко). 13. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущенно дышат кочки незащищенностью нагой (Е. Евтушенко).


ЗАДАНИЕ 2. Найдите тропы и охарактеризуйте их по степени образности (стертая, ослабленная, яркая), функции (усиление изобразительности и выразительности, создание образности, формирование оценочного значения, предотвращение неоправданной тавтологии, осмысление сложных абстрактных понятий, номинативная и др.). Определите вид тропа и стилевую принадлежность текста, в котором он употреблен.

I. 1. Но в это время, т.е. на рассвете субботы, не спал целый этаж в одном из московских учреждений… (М. Булгаков). 2. …Лежит на приподнятой подушке худое лицо, видны под светом, падающим сверху, темные впадины глаз (И. Бунин). 3. Ни одно официальное лицо не выступило с какой-либо информацией перед общественностью («Комс. пр.»). 4. Последовательность движений, которые привели меня в заданную точку, заняла не больше секунды. Но это была очень длинная секунда, растянувшаяся для меня в целое гимнастическое выступление (В. Пелевин). 5. Утром следующего дня высокие договаривающиеся стороны встретились за столом переговоров в московской мэрии («Формула»). 6. Высокие договаривающиеся стороны переругались в первую же минуту и уже не обращались друг к другу иначе как с добавлением бранных эпитетов (И. Ильф, Е. Петров).

II. 1. Так видел я, средь летних дней, Когда за курицей трусливой Султан курятника спесивый, Петух мой по двору бежал И сладострастными крылами Уже подругу обнимал (А. Пушкин). 2. И все они, начиная от инквизитора Торквемады, дубиной проламывающего неразумным черепа, чтобы вбить в них самую справедливую веру в господа бога, от конкистадоров, миссионеров, божьих слуг и всевозможных благодетелей, пекшихся о «свободе» и «чистоте» души человеческой, до припадочного фюрера и великого кормчего упорно пытались искоренить людские «заблуждения» (В. Астафьев). 3. Соперники другого рода, Вы, рыцари парнасских гор, Старайтесь не смешить народа Нескромным шумом ваших ссор (А. Пушкин).

III. Движение (как оно воспринимается человеком) всегда относительно. Чтобы это движение можно было осознать, на «обочине» трассы движущегося предмета должны стоять верстовые столбы – вехи, отмечающие моменты времени и делящие время на измеряющие его отрезки. Это шкала времени, своего рода бесконечный календарь-часы.

Шкала времени неподвижна:

За сегодняшним днем стоит неподвижно завтра,

Как сказуемое за подлежащим (И. Бродский «Часть речи);

однако в соответствии с естественными законами восприятия, Наблюдатель, который является частью движущегося мира, воспринимает вехи времени как движущиеся во встречном направлении. Именно это «отраженное» движение неподвижной временной шкалы отражено в примере:

на следующей неделе = «на неделе, которая СЛЕДУЕТ ЗА данной, т.е. находится ПОЗАДИ нее, хотя и в будущем»;

на предыдущей лекции = «на лекции, которая ШЛА ПЕРЕД данной, хотя и в прошлом».

Получается единая когнитивная модель времени, в которой необходимо присутствуют оба компонента – 1) поступательное прохождение мира через последовательные моменты времени (вперед) и 2) наведенное «как бы движение» неподвижной шкалы времени в обратном направлении.

(Е. Падучева).


ЗАДАНИЕ 3. Определите способ выражения сравнения и его функцию в тексте.

1. Я шел лесом, затоптанным, побитым, обшарпанным, в петлях троп и дорог, вроде бы не колесом, плугом ездили здесь, вроде бы воры-скокари ворвались в чужой дом среди ночи и все в нем вверх дном перевернули (В. Астафьев). 2. К западу тучей означаются в небе хребты Эстереля и Мор. К востоку темнеет горб Антибского мыса (И. Бунин). 3. Феликс завис во времени, как муха в глицерине (В. Токарева). 4. От частого употребления многие из слов стираются, как ходячая монета (С. Маршак). 5. Открытая сочинительная связь может быть уподоблена нити, на которую нанизываются или могут быть нанизаны все новые и новые слова. Например, на «нить», которая уже соединила слова: газеты, журналы, письма, - можно нанизать еще слова: открытки, бандероли, извещения (Б. Головин). 6. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож! (М. Булгаков) 7. В девичестве Носкова, в замужестве Чулкова, в разводе Босых (А. Смирнов.). 8. Поэтическая игра, как световая иллюминация, строится сразу на нескольких вспыхивающих одно за другим значениях (Ю. Апресян). 9. Тает в бочке, словно соль, звезда, И вода студеная чернее, Чище смерть, соленее беда, И земля правдивей и страшнее (О. Мандельштам).


ЗАДАНИЕ 4. Определите, какие тропы семантически взаимодействуют при создании единого образа.

1. …Печальной ветхости картина. Ах, витязь, то была Наина!.. /…/ Мое седое божество Ко мне пылало новой страстью. Скривив улыбкой страшный рот, Могильным голосом урод Бормочет мне любви признанье (А. Пушкин).

2. Старые, собранные еще при советской власти «Лады» и «Москвичи» ржавели вдоль тротуаров, как мусор, выброшенный рекой времени на грязный берег. Сама река времени состояла в основном из ярких иномарок, из-под шин которых били фонтаны воды (В. Пелевин).

3. Я с веком поднимал болезненные веки – Два сонных яблока больших /…/ И в жаркой комнате, в кибитке и в палатке Век умирает, - а потом Два сонных яблока на роговой облатке Сияют перистым огнем (О. Мандельштам).


ЗАДАНИЕ 5. Насколько оправдано употребление тропов в приведенных примерах? В случае неудачной образности укажите недочеты речи (стилистически не оправданная метафоризация; неясность высказывания в результате употребления тропа; нарушение закона эстетического или логического соответствия сближаемых понятий; разрушение единства образной системы; несочетаемость слов, употребленных в переносном значении; разрушение образности из-за возникающей соотнесенности с прямым значением; возникновение незапланированной образности и др). Исправьте предложения.

1. Праздник мира и труда наш отряд плодородия встретил в поле, работая на внесении органических удобрений. 2. На собрании перед своим коллективом Левченко предстал в обнаженном виде, признался в грехах и покаялся. 3. Забота о воспитании девушек и юношей, об их добром имени пронизывает вечерние беседы. 4. Мама - Мария Николаевна сама мечтала быть художницей, да не вышло, стала инженером. А девочка, как ведьма к помелу, потянулась к краскам. 5. Учителя не поленились зажечь огонь в моих глазах. 6. Северный олень неприхотлив, не требует ухода и с радостью отдает человеку прекрасное оленье мясо, шку­ры, рога. 7. Двое, имя которым – команды, вышли на ледяную сцену, чтобы в стремительном диалоге, на языке хоккея поспорить, кто из них сильнее, умнее, мужественнее, благороднее. 8. Следствием установлено, что самовольно отчужденный автомобиль вследствие нарушения угонщиком правил дорожного движения унес две молодые жизни. 9. Выкрикивая наигранно-сладкие фразы, он был похож на страуса, воркующего у своего гнезда. 10. Мглистый воздух, как в раскаленной печи, и до того сух, что, кажется, вот-вот рассыплется на миллион кусков. 11. Чтобы избежать смерти, царь заточил свою дочь Данаю в медную башню, куда проник Зевс, просыпавшись золотым дождем. От этого атмосферного явления и родился сын Данаи Персей. 12. История прически уходит корнями в глубокую древность. 13. 28 сентября мы опубликовали в «толстушке» фотографии самых красивых девушек страны, грудью проложивших себе путь в российский финал престижного международного конкурса «Супермодель мира».


ЗАДАНИЕ 6. Укажите стилистические и речевые недочеты, связанные с употреблением тропов. Отредактируйте предложения.

1. События льются друг за другом таким потоком, в который, по выражению Геродота, нельзя вступить дважды. 2. Мне и теперь еще снятся светлых глаз твоих синие лужицы. 3. Год трудов и надежд, вот он понесся навстречу современнику, стуча колесами на стыках дней! 4. Глянул на березу – и остановился в изумлении: береза просторная, рослая. 5. Монтажники пересекли экватор монтажных работ. 6. Телецентр выглядит не просто большим, он подавляет, как слон, зашедший в курятник. 7. Его сценический язык чрезвычайно плотен. 8. Скоро новые «Газели» начнут топтать асфальт городских дорог. 9. Обезвредить преступника удалось только тогда, когда его преступный интеллект дал течь. 10. Инженерная мысль проникла в канализационную систему. 11. Он стоял на пьедестале почета и сжимал медаль своими грубыми, заскорузлыми пальцами. 12. Наносомы доставляют про-ретинол А, мощное средство против морщин, глубоко в эпидермис, действуя в самом сердце морщин. 13. Лужниковское поле, на котором со следующего сезона будут играть сразу две команды – «Спартак» и «Торпедо-Лужники», с раздвижной суперкрышей и переоборудованными трибунами уже в сентябре переплюнет все стадионы мира.14. У нее был тягучий ирландский акцент, лицо – унылое, как водосточная труба. 15. Мое ощущение счастья с каждым днем становилось все более беспокойным и лихорадочным, с примесью той надрывной тревоги, присущей, вероятно, всякому счастью, которое слишком толсто сплывается в нескольких днях, вместо того, чтобы тоненько и спокойно разлиться на годы. Во мне все двоилось. Двоилось ощущение времени. Начиналось утро, потом встреча с Соней, обед где-нибудь вне дома, поездка за город, и вот уже ночь, и день был, как упавший камень. Но достаточно только приоткрыть глаза воспоминаний – и тотчас же несколько дней, столь тяжело нагруженных впечатлениями, приобретали длительность месяцев (М. Агеев).



Тема 6. Стилистические функции фразеологизмов.
ЗАДАНИЕ 1. Замените выделенные слова фразеологизмами.

1. Друзья работали рядом. 2. Он очень умный. 3. Сочинять он был мастер. 4. Опаздывая, мы мчались быстро. 5. Администрация не замечает этих недостатков. 6. Любит он много говорить. 8. Что вы здесь бездельничаете? 9. У Виктора, при всех его недостатках, есть одна слабость. 10. Прежде чем стать стойким бойцом, он много испытал. 11. Почему вы не постарались, а работали плохо? 12. Евгений и раньше был без­вольным, а теперь, потерпев неудачу, он и совсем приуныл. 13. Припасы у путе­шественников кончились, и пришлось поголодать. 14. Они работали не отды­хая. 15. Последнее произведение поэта было действительно лучшим в его твор­ческом наследии. 16. Наконец ты перестал сердиться и заговорил.


ЗАДАНИЕ 2. Сравните предложения. Какие ошибки в употреблении фразеологизмов и какие стилистические недочеты в предложениях устранены редактором? В случае несогласия с ним дайте свои.


1. Фирменное блюдо ехидны - муравьи, термиты.

1. Любимое кушанье ехидны - муравьи, термиты.

2. Небольшое стадо муфлонов по­лучило свободу ... Конечно, баранов ожидала не манна небесная, а ответственная борьба за существование.

2. Было выпущено из заповедника на свободу стадо муфлонов. На смену беззаботной жизни баранов пришла суровая борьба за существование.

3. Здесь полоса прибоя, бухты с подводными и надводными скалами и камнями, заросли ламинарий - обетованные места этих животных.

3. Здесь полоса прибоя, бухты с подводными и надводными скалами камнями, заросли ламинарий – излюбленные места этих животных.

4. Я заметил в нескольких шагах от себя дом, всем знакомый дом, который я отлично знаю как свои пять пальцев.

4. Я увидел в нескольких шагах дом, всем известный дом, который я знаю как свои пять пальцев.

5. И вот открывающий соревнования Дэн Кэррол на 8,5 секунды бьет национальный рекорд.

5. И вот открывший соревнования Дэн Кэррол на 8,5 секунды превысил национальный рекорд.


ЗАДАНИЕ 3. Сравните варианты фразеологизмов, установите, какой из них более экспрес­сивен и объясните, почему.

1. Учителем музыки он не сделался, но начал занимать и вошел в огромные для него долги. (Ф. Достоевский) – Милый Погостов! Ты знаешь, что дела моего тестя пришли в страшный упадок. Он залез в долги по горло! (А. Чехов)

2. Мне здесь скучно, надоело, и такое чувство, как будто я выбро­шен за борт. (А. Чехов) – Знание жизни у них, вышвырнутых за борт ее, поражало меня своей глубиной. (М. Горький)

3. Уж это она умела - молчать и слушать ... Ей всегда все рассказы­вали, и не было человека, который бы пожалел, что вывернул душу перед Варварой Степановной. (Ю. Герман) – Она ... всю свою циничную душонку передо мной наизнанку выворачива­ла. (А. Куприн)

4. Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду. Они видели, что уж все начали выходить в люди, то есть приобретать чины, кресты и деньги не иначе, как только путем учения. (И. Гончаров) – Он выбился «в люди» из семьи мелкого лавочника, и путь его вверх… не всегда был честным путем (А. Фадеев).
ЗАДАНИЕ 4. Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (не оправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение (или со­кращение) его состава, использование фразеологизмов без учета их се­мантики, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, конта­минация элементов разных сочетаний), исправьте ошибки.

1. Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню. На торжественной линейке, посвященной празднику «Последнего звон­ка», Виктор сказал: «Мы сегодня собрались, чтобы проводить в последний путь своих старших товарищей». 2. Мы долго ждали, когда наши фигуристки пробьют окно в Европу. 3. Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и по­ставили на ней крест. 4. Гордиев узел свекловодов - формирование необходи­мой густоты стояния рассады. 5. Смешит зрителя драматург не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади, а дай только посмешить. 6. На этой прекрасной выставке цветов хочется сказать: «Спасибо ее устроителям за организацию путешествия в мир иной, где так отдыхаешь ду­шой!» 7. Услышав шум, он выскочил в коридор в чем мать родила, в одних трусах и майке. 8. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по сле­дам рейда. 9. - Нам пора, - сказала Марина. - Как пора? Ведь ни зги не брез­жит! Да и подводы вязнут по колено в грязи. 10.Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 11. Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 12. Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью. 13.Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 14. В нашем административном округе придается большое внимание благоустройству дворовых территорий. 15. Необходимо, чтобы в организации спортивной работы молодежь играла главную скрипку. 16. Этот закон приняли скрипя сердцем. 17. Первый подводный камень был довольно быстро решен.


ЗАДАНИЕ 5. В отрывках из произведений И. Ильфа и Е. Петрова укажите фразеоло­гизмы, определите их экспрессивную окраску и стилистическую роль в контексте. Особо выделите фразеологизмы, преобразованные писателями. Назовите использованные ими приемы фразеологического новаторства (обновление семантики фразеологизма, его дву­плановое осмысление, проявление необразного значения фразеологизма, расширение или редукция его состава, замена компонентов в устойчивом сочетании, контаминация не­скольких фразеологизмов и др.) и дайте им оценку.

1. Остап подошел к Воробьянинову вплотную и, оглянувшись по сторонам, дал предводителю короткий, сильный и незаметный для постороннего глаза удар в бок ... Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро! 2. «Правильно, - при­говаривал Остап, - а теперь по шее. Два раза. Так. Ничего не поделаешь. Иног­да яйцам приходится учить зарвавшуюся курицу ... Еще разок ... Так. Не стесняй­тесь. По голове больше не бейте. Это самое слабое его место». 3. Аппетит приходит во время стояния в очереди. 4. Аппетит уходит во время еды. 5. «Вре­мя, - сказал он, - которое мы имеем, это деньги, которых мы не имеем». 7. Для концессионеров началась страдная пора. Остап утверждал, что стулья нужно ковать, пока они горячи. 8. Большая и тяжелая гора свалилась с плеч заведую­щего хозяйством. 9. - Никогда, - принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвее­вич, - никогда Воробьянинов не протягивал руки. - Так протяните ноги, старый дуралей! - закричал Остап. 10. Солнце быстро катилось по наклонной плоскости. 11. Ахиллесова пята видна сквозь продранный носок.



Тема.7. Стилистические ресурсы словообразования.
ЗАДАНИЕ 1. Определите стилистическую окраску имен действия с суффиксами –ениi-/ -ниi- и установите, какое стилистическое значение возникает у них в контексте.

1. Анкетирование посетителей проводилось в течение всего вре­мени работы выставки. 2. Он искал в каждой роли борения с самим собой, борения, дове­денного до трагедийного звучания. 3. Не совсем понятен твой пыл, твое, как бы сказать, ломление в открытую дверь. 4. Меня отговаривали. Мол, зачем давать крюка, не запланирова­но. Я-то знал, что, может, все эти запрограммированные теле­студии, месячные вечера, пресса, - были лишь даванием круга­ля ради Марбурга. (А. Вознесенский)


ЗАДАНИЕ 2. Определите, по какой словообразовательной модели построены выделенные существительные, и охарактеризуйте ее стилистическую окраску.

1. В некоторых отраслях хозяйства сменяемость кадров уменьшилась. 2. Качество игры и «наполняемость» стадионов находятся в пря­мой зависимости. 3. Наши пенсионеры буквально сдают сейчас экзамен на выжи­ваемость. 4. Всю сферу образования скоро попытаются перевести на само­окупаемость.


ЗАДАНИЕ 3. Приведите примеры качественных прилагательных с суффиксами -ав-, -оват-, -енн-, -оньк-, -ущ- -юсеньк-, -ошенек-, -охонек-, выражающих степень при­знака, оценку признака с точки зрения говорящего. Укажите их стилистичес­кую окраску и сферу преимущественного употребления этих прилагательных.
ЗАДАНИЕ 4. Определите функционально-стилевую закрепленность аффиксов в словах.

Автол, акклиматизация, акцентировать, алогизм, ангинома, астмантол, брон­хит, валидол, востребовать, вредничать, воссиять, гиперзвуковой, гречиха, да­кать, дарвинизм, задарма, задаром, коммуникабельный, мамкать, металлоид, мультяшка, насмешничать, номенклатура, аденома, отсебятина, подзаработать, писанина, попривыкнуть, пошив, пошлятина, пятнол, сверхприбыль, совладелец, толстовство, тоннаж, уськать, фотогеничный, Чаплиниада, экстразональный, якать.


ЗАДАНИЕ 5. Определите функционально-стилевую принадлежность слов по осо­бенностям их словообразования, разграничивая книжные, разговорные, просторечные, специальные. Распределить по сл/обр. типам с указанием всех составляющих (общность частеречной принадлежности производящей основы, сл/обр. форманта, способа сл/обр., сл/обр. значения).

Асимметричный, алеться, вечерка, внештатный, газировка, грозиться, ги­пертрофированный, жилетка, закаливание, ирреальный, культяпка, запропастить­ся, заворот, злобствовать, злобиться, квазинаучный, киношный, курячий, летучка, надпил, настой, откармливание, обмундировка, обкрутить, окрутить, обо­грев, отжим, планшетка, переплав, псевдонаучный, разлюбезный, разруб, рубануть, самообслуживание, складировать, тазобедренный, транслунный, тру­доустроить, тормознуть, унифицировать, ультрамодный, шлюзовать, шоферить.


ЗАДАНИЕ 6. От каких слов и с помощью каких формантов образованы выделенные глаголы?

Охарактеризуйте их стилистическую окраску.

1. - Я, к примеру, на электрическом кране езжу.

- И я хочу.

- Я не для баловства. Я ради дела.

- У-у-у. ..

- Ты не укай. (Н. Воронов)

2. Эй, ухнем, эй, ухнем/Еще разик да еще раз! (Песня)

3. И снова тюкает топорик.

4. Оглушительно дырчалu их дизели. (Н. Дубов)

5. Пташечки тиликают! Тилик-тилик! (И. Мележ)


ЗАДАНИЕ 7. Выделите формы субъективной оценки и определите их стилистические функции в контексте.

1 Приехал этот мальчишечка ... Парнишечку того звали Ванькой. Такой шшербатенький, так, невысокого росточка (В. Шукшин). 2. Прочитав в глазах Смурого ... мелкий, собачий страшок ... она ответила (А. Трифонов). 3. Значит, клубишко имеется? - Имеется, Паша (В. Шукшин). 4. А вот другая популярная ро­зовая сказочка (Я. Боровой). 5. Зачастили к Иванову разные посетители; не отпустите ли досочек, а красочки? (А. Головенко). 6. Ну и бородищу ты отрастил, жуть! 7. Вот такой миллионище можно выиграть в «Лотто-миллион»! 8. Я взялась вести две иностранные фирмашки, всю документацию им готовлю (из разг. речи).


ЗАДАНИЕ 8. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Определите, какие ошибки исправлены; при необходимости внесите свои коррек­тивы.


1. Поначалу Матвей жил в вагончи­ке, потом - в деревянном сборном до­мушке.

1. Сначала Матвей жил в вагончи­ке, потом - в деревянном сборном до­мишке.

2. У птицы узкие надвисаюшие над крылом перья белесого цвета.

2. Над крылом птицы нависают уз­кие белые перья.

3. Этот ароматический мед осо­бенно пользителен с чаем.

3. Этот душистый мед особенно полезен с чаем.

4. В Швецию на соревнования уже выехала команда лыжебежцев.

4. В Швецию на соревнования уже выехала команда лыжников.


5. В нашем городе уже в прошлом году было около 170 легковушек.

5. В нашем городе уже в прошлом году было около 170 легковых авто­мобилей.

6. От этого удорожает себестои­мость ремонта, занизится прибыль предприятия.

6. Это повысит себестоимость ре­монта, снизит прибыль предприятия.

7. Скотоприемный пункт произво­дит закуп крупного рогатого скота и свиней.

7. Скотоприемный пункт покупает у населения свиней и крупный рогатый скот.


ЗАДАНИЕ 9. Дайте стилистическую оценку окказиональному словообразованию в следующих высказываниях.

  1. Мы обитаем в Абсурдистане. Как мыслим, так и живем (НГ, 24.10.92).

  2. «Гимназиада: двойной успех россиянок» (заголовок в газете Сег., 27.05.94).

  3. И вот эта Россия на чистом пространстве будет ждать того юного жениха, который возьмет эту невесту и вырастит новое дитя – Россиенка (Р. Виктюк, АиФ, 1993, №23)

  4. Герой всегда открыт ветрам и воронью. Героев не сеют. Скажи ему, что война давно кончилась и не пора ли штык в землю, – «Россия!», закричит в ответ герой – и побежит героить дальше… (Сег., 23.04.94)

  5. В опустевшем зале остались лишь надравшиеся под завязку музыканты из «Ногу свело» … впрочем солист свелоногих Макс Покровский успел-таки побывать в «воронке» за пьяную перебранку с властями (МК, 28.01.94)

  6. На искусство навешали много всяких «измов». Наверное, они все имеют право на существование. И соцреализм, и сюрреализм. Только «сер-реализм» ни на что права не имеет (ЛГ, 19.09.87)

  7. рерихнуться, рерихнутый.

  8. чем шире рот, тем чешире кот (Е. Павлинская, Сег., 30.03.94)

Примеры потенциальных слов и окказионализмов из книги «Русский язык конца 20 столетия (1985-1995)». М., 2000

<< предыдущая страница   следующая страница >>



Я отношусь к писателям, про которых люди думают, что другие люди их читают. Видиадхар Нейпол
ещё >>