Практикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики: стилистике ресурсов, функциональной стилистике и практическо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для старшей школы представляет собой повторение, систематизацию... 3 484.94kb.
Курс лекций по стилистике русского языка : общие понятия стилистики. 1 71.79kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 9 1432.97kb.
Курсовая работа Оценочные стратегии в прессе 35 1 24.7kb.
Паронимия. Упражнения по стилистике русского языка 1 99.38kb.
Клаббинг-коммуникация в стилистике евро-2012 1 35.17kb.
Образовательная программа «юный стилист» 5 707.87kb.
И. Р. Гальперин очерки по стилистике английского языка 27 5428.31kb.
Иметь: знания об интервью как разновидности информационного газетного... 1 162.45kb.
Сборник упражнений по стилистике русской речи учебное пособие для... 15 2907.31kb.
Реферат по стилистике русского языка студента группы 5-ит-1-18 Багоцкого... 1 51.96kb.
Соколов Дмитрий – Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзэн... 6 1344.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Практикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики: стилистике - страница №1/4

От составителей
Курс «Стилистика» занимает важное место в структуре филологического образования студентов педагогического вуза. Вместе с тем учебный процесс недостаточно обеспечен учебными и учебно-методическими пособиями. Данные методические разработки призваны восполнить этот пробел и сделать более эффективной аудиторную и самостоятельную работу студентов.

Важной целью разработок является знакомство студентов с методами и принципами стилистического анализа (тема 1). Кроме того, все задания направлены на формирование у студентов компетенций разных уровней, в том числе:

- общекультурных компетенций: способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения (ОК – 1); способности применять общенаучные методы исследования (ОК – 4);

- профессиональных компетенций: владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК – 3); способности к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК – 6);

- специальных компетенций: способности выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК – 2), а также в единстве с экстралингвистическими факторами; владение основными понятиями о функциях языка, роли языка в обществе (СК – 3); владение приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК – 6).

Практикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики: стилистике ресурсов, функциональной стилистике и практической стилистике.

Задания по стилистике ресурсов распределены следующим образом: стилистическая дифференциация языковых единиц – тема 2, стилистические ресурсы лексики – темы 3-6, стилистические ресурсы словообразования – тема 7, стилистические ресурсы морфологии – темы 8-9, стилистические ресурсы экспрессивного синтаксиса - тема 10.

Задания по функциональной стилистике предполагают комплексный анализ языковых средств, организующих основные стилеобразующие черты функциональных стилей русского языка. Упражнения этого раздела сгруппированы следующим образом: научный и официально-деловой стиль – тема 11, публицистический стиль – тема 12, разговорный стиль – тема 13 и язык художественной литературы – тема 14.

Задания по практической стилистике включены во все темы практикума и связаны с вопросами правильности употребления языка, с выявлением стилистических и речевых ошибок и недочетов. Кроме того, во все темы включены задания на определение стилистических функций языковых средств, а также задания, связанные с принципами отбора и сочетания языковых единиц в зависимости от экстралингвистических стилеобразующих факторов.

Содержание и уровень сложности вопросов и заданий, включенных в Практикум, соответствуют требованиям образовательного стандарта.

Методические разработки адресованы студентам-филологам очной и заочной формы обучения.

Тема 1. Методы стилистического исследования

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст и выполните задания:


  1. Определите целевую направленность текста и его стилеобразующие черты (точность / неточность; личностный характер / неличностный характер; эмоциональность / безэмоциональность; образность / безобразность; императивность (долженствующе-предписующий характер) / неимперативность);

  2. Замените, где это возможно, формы инфинитива синонимичными формами глагола. Сделайте вывод о том, что изменилось в характере текста;

  3. На основании проведенного стилистического эксперимента определите функции (назначение) инфинитива;

  4. Укажите языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические, композиционно-синтаксические), организующие наряду с инфинитивом основные стилеобразующие черты текста.

С почек снять жир и пленки, разрезать каждую почку на 3-4 части, обмыть, положить в кастрюлю, залить холодной водой и вскипятить. Потом воду слить, почки еще раз обмыть, вновь залить холодной водой и вскипятить. Потом воду слить, почки еще раз обмыть, вновь залить холодной водой и поставить варить на 1-1,5 ч. Очищенные коренья и лук нашинковать в виде соломки и поджарить на масле в суповой кастрюле. После этого кастрюлю снять с огня. Положить в нее нарезанный брусочками картофель, залить бульоном, довести до кипения, затем добавить очищенные и нарезанные ломтиками соленые огурцы и варить 25-30 мин. За 5-10 мин. до окончания варки для остроты добавить в рассольник процеженный и вскипяченный огуречный рассол, нарезанный щавель (или салат) и соль.

Перед подачей на стол в рассольник положить почки, нарезанные ломтиками, сметану или сливки и мелко нарезанную зелень петрушки и укропа.

Рассольник можно приготовить на мясном или курином бульоне и подать на стол с куском телятины, баранины, курицы.

Вместо почек можно использовать потроха домашней птицы (гуся, утки, индейки, курицы), тщательно очищенные и нарезанные на части.

На 500 г. говяжьих почек – 2 огурца, 2 петрушки, 1 стебель сельдерея, 1 головка лука, 1 шт. лука-порея, 4 картофелина, 2 ст. ложки масла и 100 г щавеля или салата.

(Книга о вкусной и здоровой пище)
ЗАДАНИЕ 2. Сопоставьте тексты из заданий № 1и № 2 и определите:


  1. С какой целью написан второй текст и какими стилеобразующими чертами он отличается от первого текста?

  2. Какую функцию выполняет инфинитив во втором тексте? Как в этом участвует грамматическая семантика инфинитивных предложений (семантика долженствования, необходимости, возможности, невозможности, неизбежности, необходимости и т.п.)?

  3. Какие еще языковые средства участвуют в организации основных стилеобразующих признаков текста?

  4. Укажите, какой из методов (наблюдения, описания, стилистического эксперимента, функциональный метод, метод сопоставительного анализа) был использован при выполнении отдельных заданий в ходе работы над текстами.

Рецепт


Приготовить глубокую сковородку. Выставить из кухни Дзету (собаку).

Взять мисочку, в которой удобно взбивать яйца. Сказать Роберте (дочери), чтобы принесла из холодильника пару яиц. Взять самой 2 яйца из холодильника, предварительно подтерев пол в том месте, куда Роберта уронила первую пару.

Вернуться в кухню. Вытряхнуть полкило соли из смазанной маслом сковороды. Отнять у Лоренцо (сына) пакет из-под соли /…/

Вернуться в кухню. Убедиться, что все, что было на столе, лежит на полу. Позвонить в кондитерскую и заказать торт. Принять таблетку от головной боли.

(Антонио Амурри)
ЗАДАНИЕ 3. 1)Определите целевую направленность и стилевую принадлежность текста;

2) Укажите, какие черты официально-делового стиля пародируются автором. С помощью каких языковых средств это достигается?

3) Переделайте текст, заменив чуждые для разговорной речи языковые средства.

4) Определите, какими чертами отличается ваш текст от исходного.

Как допускается порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы и ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях.

На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

(О. Любченко)
ЗАДАНИЕ 4. 1) Найдите языковые средства, обусловившие коммуникативную неудачу говорящих. Какую функцию выполняют эти средства в художественной речи?

2) Сделайте вывод о причинах стилевой неоднородности литературного языка.
– Слушай, Сова, - сказал Кристофер Робин, - до чего здорово! Я живу на острове!

- Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными, - сказала Сова.

- Что, что?

- Дождик был, - пояснила Сова.

- Да, - сказал Кристофер Робин, - был.

- Уровень паводка достиг небывалой высоты.

- Кто?

- Я говорю – воды кругом много, - пояснила Сова.



- Да, - согласился Кристофер Робин, - очень много.

- Однако перспективы быстро улучшаются. Прогноз показывает…

- Ты видела Пуха?

- Нет, прогноз…

- Я надеюсь, он жив и здоров, сказал Кристофер Робин.

(А.А. Милн)


ЗАДАНИЕ 5. Замените формы инфинитива синонимичными. Что изменилось в текстах? Сделайте вывод о функциях инфинитива в художественной речи.

Весь день, в бездействии глубоком,

Весенний теплый воздух пить,

На небе чистом и высоком

Порою облака следить;

Бродить без дела и без цели

И ненароком, на лету,

Набресть на свежий дух синели,

Или на светлую мечту…


И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.



(Ф. Тютчев) (А. Пушкин)


Тема 2. Стилистическая дифференциация языковых единиц
ЗАДАНИЕ 1. Сгруппируйте приведенные слова по типу функционально-стилевой окраски: разговорные, нейтральные и книжные. Докажите правильность вашего решения.

Десять, десяток, дочка, акустический, социальные, четверо, четы­ре, четверка, воспроизводить, воспроизводство, наблюдение, кни­га, книжка, книжонка, стабильность, автобус, письмо, графический, глупыш, глупый, легкий, настроение, мороз, морозный, морозище, ионы, вакуоли.


ЗАДАНИЕ 2. Сгруппируйте приведенные слова следующим образом: 1) слова, имеющие фун­кционально-стилевую окраску и нейтральные в эмоционально-экспрессивном плане; 2) слова, нейтральные с обеих точек зрения; 3) слова, нейтральные в функционально-стилевом плане и имеющие эмоционально-экспрессивную ок­раску; 4) слова, обладающие стилистической окраской обоих типов.

Надеяться, трепетать, демократизация, чаять, докладывать, стенать, читать, забыться, чавкать, маяться, претендовать, возликовать, ми­ряне, санкционировать, всепобедный, божественный, апелляция, постриг (существительное), коалиционный.


ЗАДАНИЕ 3. Сравните попарно приведенные предложения. Чем они отличаются?

1. Ты глуп. - Глупыш ты!

2. Рассказывай откровенно. - Выкладывай начистоту.

3. Путник прошел пешком около пятидесяти километров. - Он отмахал пешком километров пятьдесят.

4. Наше предложение категорически отвергли. - Наше предложе­ние угробили.
ЗАДАНИЕ 4. Ниже приводится ряд слов в фонетической транскрипции. Укажите, какой вариант произношения стилистически нейтрален, какой характеризуется как стилистически сниженный, а какому свойственна стилистическая окраска приподнятости, торжественности.
поэт [поэт] - [пΛэт] соната [сонать] - [сΛнать]

столько [стол'къ]- [стокъ] когда [кΛда] - [кΛгда]

ноктюрн [нокт'урн] - [нΛкт'урн] пуговица [пугв'ьцъ] - [пугъв'ьцъ]

пятьдесят [п'ьс'ат] - [п'ьд'ис'ат] сейчас [c'эйчас] - [ш'ас]- [с'ич'ас]


ЗАДАНИЕ 5. Какие из приведенных глагольных форм не характерны для разговорной речи?

Читал, думали, восстанавливаемые, стремящийся, достигая, при­ехать, старавшийся, старался, давайте, добавить, читая, понравив­шаяся, пойдемте, гонимый, возникнув, создающие


ЗАДАНИЕ 6. Определите, какая из синтаксических конструкций уместна в официальной речи, а какая - в непринужденной.

1. Как вернешься из командировки, сразу же зайди в бухгалтерию ­сдай отчет.

2. По возвращении из командировки необходимо в трехдневный срок сдать отчет в бухгалтерию.
ЗАДАНИЕ 7. Чем отличаются попарно приведенные слова? Какие из них неуместны в речи, произносимой в официальной обстановке?

печь – печка, стена – стенка, полоса – полоска, известь-известка, мальчик - мальчишка, мальчонка, нож- ножик, час - часок, часик, день –денек, свеча – свечка, пень - пенек



Какое из наименований лиц женского пола по профессии употребляется: а) в непринужденной речи; б) в официальной справке?

Кассир - кассирша; почтальон - почтальонша; кондуктор - кон­дукторша; повар - повариха; билетер - билетерша; дворник - двор­ничиха; секретарь - секретарша; врач - врачиха.


ЗАДАНИЕ 8. Укажите все языковые средства, с которыми связана различная стилистическая окраска приведенных высказываний. Установите, в каких условиях умес­тно каждое из них.

1. Загляни-ка ко мне на часок. - Зайдите ко мне ненадолго.

2. Как сыро-то! - Влажность воздуха чрезвычайно велика.

3. У них в семье мир да любовь. - Отношения в семье строятся на основе взаимного доверия, уважения и любви.

4. И охота тебе возиться с этим садом? На такой земле разве что-­нибудь вырастет?! - На таких почвах фруктовые деревья не про­израстают, поэтому не рекомендуется производить здесь посад­ки фруктовых деревьев.

5. Трудно переоценить важность этого события для нашей группы. ­– Ты представить себе не можешь, как это для всех наших важно!


ЗАДАНИЕ 9. Найдите стилистические ошибки и объясните, в чем они состоят. Исправьте ошибки и объясните вашу правку.

1. Чтобы получить заказ, мы пошли на сговор с одной из частных фирм.

2. Благодаря этому приспособлению можно глядеть непосредст­венно в зрачок объектива.

3. Пастух спозаранку идет будить своих соратников, выгонять бу­ренок в луга.

4. Большой вклад в развитие культуры малых народов Севера внес этот рассадник просвещения.

5. Незаурядный ум Печорина помог ему сразу раскусить мелоч­ность, никчемность Грушницкого, его помыслы и мечты.

6. (Адрес на конверте) Пермская область, r. Кунгур, улица Строи­телей, дом № 53-а, общежитие девчат.

7. Пахло керосином, тухлой рыбой и еще чем-то сладким, что все­гда привносит запах бакалеи.



Тема 3. Стилистическое употребление синонимов.
ЗАДАНИЕ 1. К данным словам подберите стилистические синонимы, определите их окраску: беспорядок, шуметь, картофель, печь (сущ.), дочь, мечты, упасть, поцеловать, способный, надеяться, защитник.
ЗАДАНИЕ 2. Определите типы синонимов (стилистические или идеографические), охарак­теризуйте их стилистическую окраску. Составьте с ними предложения.

Жилище - жилье наказание - возмездие признаки - симптомы

ограбление - грабеж клика - шайка - банда скопление - скопище

существенные - релевантные жадный - алчный - скупой - корыстолюбивый

праздность - безделье растратить - растранжирить - расточить
ЗАДАНИЕ 3. Являются ли синонимами глаголы работать и трудиться? Определите зна­чения этих глаголов и проверьте по словарю. Укажите различия в их значении и стилистической окраске. Прочитайте приведенные предложения и найдите случаи немотивированного употребления глагола. Исправьте стилистические ошибки.

1. Дорогу надо было проложить до начала проливных дождей, и строителям приходилось трудиться не покладая рук.

2. Герасим трудился дворником у жестокой и своенравной барыни.

3. В дни уборки урожая фермеры трудятся с большим подъемом.

4. Марьи Ивановны нет дома: она сейчас трудится в соседнем подъ­езде.

5. Граждане России, которые трудились на благо своей страны в течение сорока, пятидесяти лет, оказались социально незащи­щенными пенсионерами.


ЗАДАНИЕ 4. Какие из приведенных синонимов сочетаются с данными существительными?

Составьте правильные словосочетания и охарактеризуйте их стилистическую окраску.


1. Враждебный, неприязнен­ный, недружелюбный, не­доброжелательный, злопы­хательский

взгляд, акция, выступление, речь, отношения, чувства.

2. Вспомогательный, подсоб­ный, служебный

помещение, рабочие, дисци­плина, выход.

3. Вступительный, вводный, предварительный

слово, раздел, экзамен, заме­чание, глава, курс, расчет, доклад.

4. Выдающийся, крупный, большой, замечательный, видный, незаурядный, не­дюжинный, блестящий, блистательный, яркий

открытие, победа, выступле­ние, ученый, чтец, ум, представители, способно­сти, событие, диссерта­ция, поэт, музыка.

5. Сильный, выносливый, за­каленный, двужильный

организм, верблюд, мужик, мальчик, человек, боец.



ЗАДАНИЕ 5. Укажите стилистические функции синонимов.

1. Это степь, это десятый век, это не свобода, это - воля! (Л.Толстой) 2. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром (А. Чехов). 3. Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла 4. Гор было много, они уходили от берега гряда за грядой и выглядывали друг из-за друга множеством пик разной высоты, делая местность декоративной, сказочной, нереальной. 5. Люди редко смотрят. Они или уставятся, или скользят, а вы смотрите про­сто и спокойно, будто ищете то, что не видят другие. 6. Жарко сверкало солн­це, блестели радугами стаканы, блестели горы, город. 7. Самое большое, простое и бесхитро­стное счастье я нашел в лесном Мещёрском краю. 8. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом. 9. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, огра­бил! Ведь я украл у вас! (А. Чехов). 10. Фашизм враждебен всякой национальной культуре ... Он стремится разгромить, уничтожить культуру, стереть самую память о ней. 11. Он не ел, а вкушал. 12. И тyт на губах Моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка. 13. Письма не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании. 14. Уста и губы - суть их не одна. И очи - вовсе не гляделки!


ЗАДАНИЕ 6. Укажите ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики), а также погрешности слога, явившиеся следствием неумения использовать синонимы (повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации). Исправьте предложения.

1. Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить. 2. Жизнь в гимназии у нас продолжает кипеть и бурлить. 3. Знания этого студента очень скромные, посредственные. 4. Прочному усвоению учебного материала ме­шает некачественное, плохое выполнение студентами домашних заданий. 5. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговеч­но. 6. Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову энтузиастами, и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке. 7. Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. 8. Пла­вучие средства - лодки и моторы к ним - должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность. 9. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов - фигура ог­ромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 10. Имя этого города в 30-е годы не сходило с газетных полос. 11. Ошибки и промахи, допускаемые со стороны органов расследования и влекущие за собой безрезультатность расследования, объясняются следующим. 12. Вы спраши­ваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. Поинтересуйтесь у стар­ших, которые совсем не соприкасаются с книгой. 13. Прежний наш любознательный и пытливый читатель куда-то исчез, пропал. Куда же он девался? Ответ элементарен: телевидение отбивает интерес к чтению.


ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте юмореску и попробуйте заменить повторяющиеся в ней слова. Подберите к ним языковые и контекстуальные синонимы (используйте словарь синонимов).

Скажите сами

Встретился мне один молодой писатель.

- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

- Конечно, - сказал я.

- Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.

- Я скажу тебе правду, - сказал я.

- Скажи, - сказал он.

- Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», - сказал я.

- Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.

- Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

- Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

- Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

- Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.

- Я сказал то, что думал, - сказал я.

- Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.

- Повтори, что ты сказал? - сказал я.

- Что сказал, то и сказал, - сказал он.

- Еще слово скажешь? - сказал я.

- Скажу еще больше, - сказал он.

- Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе.

Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?

Тема 4. Стилистическое использование разных групп лексики (антонимы, многозначные слова, омонимы, паронимы, заимствованные слова, архаизмы и историзмы, неологизмы).
ЗАДАНИЕ 1. Определите стилистические функции антонимов, определите, являются они языковыми или контекстуальными.

1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов). 2. Я музыка горя, ты музыка лада! Ты музыка счастья, я нота разлада! (А. Вознесенский). 3. Идут – красивые и безобразные, Идут веселые, идут печальные. Такие схожие – такие разные, Такие близкие, такие дальние.. (З. Гиппиус). 4. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах (М. Лермонтов). 5. Я видел: ива молодая Томилась, в озеро клонясь, А девушка, венки сплетая, Все пела, плача и смеясь (А. Блок). 6. Все девы издали прелестны, и поэтичны, и милы – вблизи скучны, неинтересны, и меркантильны, и пошлы (И. Северянин). 7. Поле любимо, но небо возлюблено (А. Вознесенский). 8. Встречал беду и радость на дороге я, Смеялся, плакал я, но время мчалось… И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось (Р. Гамзатов).


ЗАДАНИЕ 2. Определите стилистические приемы, построенные на использовании антонимов (антитеза, оксюморон, каламбур, антифразис).

1. Кто не успел, тот опоздал. 2. Время собирать камни и время разбрасывать камни. 3. Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (Д. Лихачев). 4. В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, Светила нам только зловещая тьма (А. Ахматова). 5. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей? («ЛГ»). 6. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют наши сутки, Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы (С. Маршак).


ЗАДАНИЕ 3. Укажите стилистические приемы создания юмора. Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры.

1. «Что о нем (О Петербурге) рассказать? Очень большой и живой город… Погода в нем сырая, а…» – «А люди сухие, – перебил Бенковский. – Далеко не все. Есть много совершенно размякших, покрытых плесенью очень древних настроений» (М. Горький). 2. Все люди, покойные и беспокойные, будут абсолютно покойными, ибо всем, рано или поздно, придется лечь в могилу (М. Горький). 3. У которых есть, что есть, – те подчас не могут есть, а другие могут есть, да сидят без хлеба… (С. Маршак). 4. Разве он играет? Просто ноту к ноте подбирает. К истине наощупь подбирается. А мелодия не подбирается (И. Фоняков). 5. «Из одних перлов состоит только перловая каша», – язвительно перебил его Петушков (Д. Гранин). 6. Труднее всего провести время. 7. В своем последнем слове подсудимый Григорьев сказал: Дайте мне срок, и я исправлюсь…«. Судья предоставил ему такую возможность. 8. Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся (Э.Кривин).


ЗАДАНИЕ 4. Найдите омографы. В каких случаях необходима расстановка ударений?

1. Они убивали перуанцев и сжигали их дома (Н. Верзилин). 2. В отличие от служебной записки, докладная записка имеет больший объем и большую значимость. 3. Как чудно он себя ведет! 4. Временную протяженность можно воссоздать в памяти, измеряя ее вехами событий.


ЗАДАНИЕ 5. Определите стилистические функции паронимов и созвучных неродственных слов в отрывках из художественных и публицистических произведений.

1. Вспомнил ли он (Сабуров) об Ане в эти дни? Нет, не вспомнил - он помнил о ней, и боль не проходила (К. Симонов). 2. И прежний сняв венок - они венец терно­вый, увитый лаврами, надели на него (М. Лермонтов). 3. В журнале под рубрикой «Гипотезы и разыскания» была напечатана пространная и престранная статья о рукописях «Русалки» «ЛГ». 4. Из смиренья не пишутся стихотворенья, и нельзя их писать ни на чье усмотренье. Говорят, что их можно писать из презре­нья. Нет! Диктует их только прозренье (Л. Мартынов). 5. Необходимо принять дев­ственные меры против распространения порнографической литературы (из выст.). 6. Дайте чуточку отдышаться! Невозможно! Я перенабит приносившими столько счастья, наносившими столько обид (Е. Евтушенко).


ЗАДАНИЕ 6. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паро­нимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подле­жащую перевозке на длительные расстояния. 4. Утвер­ждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 5. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 6. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение. 7. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.


ЗАДАНИЕ 7. Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов (неясность высказывания, употребление слова без учета его семантики, нарушение лексической сочетаемости, ре­чевая избыточность, смешение стилей и др.). Исправьте предложения.

1. Мы выполнили работу по эксгумации народного фольклора. 2. Деятельность редакции по yтoчнению текстов лимитирована утратой части манускриптов. 3. Год еще не закончился, а алкогольный конфискат уже составил 180 тысяч литров водки, виски и других крепких напитков. Руководи­тели таможни Стокгольма решили не вливать контрабандные напитки в водостоки, а пускать их на более полезное дело. Дебютoм станут 2.500 литровых бутылок «незаконной» водки из Литвы. Их выльют на кучи органического мусора, который пред­нaзначен для переработки в газ метан. 4. Контингент студентов растет, и надо сказать еще об одном симптоме этого факта. 5. Доверительные трастовые операции широко развиты за рубежом. Потребность в трастовых услугах, которые гарантируют целостность ва­ших сбережений, в России возникла в связи с накоплением отдельными гpажданами и организациями значительных финансовых ресурсов и необходимостью умело распорядиться этими средствами. 6. Кафе, бистро, как и ателье разного профиля, долж­ны функционировать по субботам.


ЗАДАНИЕ 8. Выделите неологизмы, определяя их значение и стилистическую окраску. Разграничьте неологизмы лексические и семантические; номинативные и сти­листические; анонимные и индивидуально-авторские. Насколько оправдано употребле­ние этих новых слов в газетных статьях? Подберите лексические эквиваленты для заме­ны неологизмов, использование которых вы считаете неуместным.

1. На ТВ большое значение имеет смотрибельность телепрограмм за неделю. 2. Много времени уходит на растаможивание грузов. 3. Кабанова яв­ляется уважаемым в Калинове человеком, поэтому не удивительно, что Калинов совсем закабанился. 4. Инте­рес к новым направлениям исследований питают ранее не развивавшиеся отрас­ли знания - селенология, бионика, уфология, экстрасенсорика. 5. Таинственные явления, связанные с информацией об энлонавтах, гуманоидах, контактантах, ли­витации и т.п., вызывают огромный интерес, и это не удивительно (из газ.).


ЗАДАНИЕ 9. Определите эстетическую роль индивидуально-стилистических неологизмов, в том числе окказионализмов, в поэтической речи и газетных материалах.

1. Я снег твой люблю ... двугорбый Эльбрус. Вот мордой в обрыв нагорья лежат, в сиянье горбы твоих Эльбружат (С. Кирсанов). 2. Тело поэзии нежно и хрупко, а пропускают сквозь мыслерубку (Е. Евтушенко). 3. Заиграл, забулькал журчеек (Н. Тряпкин). 4. Вовсю пользуясь своим правом на ненормированный рабочий день, адми­нистрация «Клуба ДС» в субботу, 16 февраля, вместо того чтобы отдохнуть за томиком «Квантовой механики», вновь окунулась в атмосферу сатиры, юмора и прочей «веселухи», которая, казалось бы, должна была ей прочно надоесть за пре­дыдущую трудовую неделю. В этом ей помогло Центральное телевидение, нео­жиданно для всех выдавшее в эфир развлекательную передачу «Ангажемент Евге­ния Петросяна». Отметив про себя, что «веселуха» (а точнее - «развлекуха») на ЦТ одерживает явную победу над соперниками, администрация ничему не удиви­лась и досмотрела до конца «петросяниану» «ЛГ»). 5. Месяц назад, когда введенные в Украине купоны были отменены, местные газеты пестрели восторженными заголовками типа «Ку­понам - нет!», «Светлая память тебе, купон!» Новая волна «оккупонизации» Укра­ины вызвала у прессы стыдливо-скромную реакцию ...


ЗАДАНИЕ 10. Выделите архаизмы и определите их стилистическую роль в контексте.

Недалеко от дороги тянется загородка - тын не тын, а что-то вроде коровь­ей фортеции, чтобы стадо не брело на трассу. Барьер сделан из чего попало ­из ржавого железного отброса, из старых фанерных щитов, на одном из кото­рых можно разобрать намалеванные исторической вязью литеры: «Вас ждет гостиница ... » И еще над буквами сохранились белейшие зубы красавицы, от­крытые невозможной улыбкой.

Улыбок на дороге нарисовано немало. Золотые чистые девы в киках, в ко­кошниках, в сарафанах протягивают проезжающим кто хлеб-соль, кто цветоч­ки, а кто просто так ладошку в знак любви и дружбы. И желают они, сладкие девы, от всей души счастливого пути, и приветствуют - добро пожаловать, и радостно сообщают, в какие города и веси ты вкатился, из каких выкатился, и с законной гордостью делятся своими впечатлениями и перспективами - сколь­ко чего будет в данном краю: сколько скота крупного и сколько скота мелкого, и шерсти от овнов, и плодов от древес плодовых, и от земли полуденной, и от земли полуночной в цифрах. А одна синеглазая красавица время от времени вспыхивает на дороге, и губы ее, как роза: «Водитель! Устал - отдохни!»

Вы видели лицо уставшего шофера? ... Он хочет спать. Тяжелый стопудовый сон, как тяжелый чугунный шар, катится перед ним по асфальту, по бетону, по грейдеру, катится безостановочно, и догнать его нельзя ...

Я спросил: «Это какая же гостиница нас ждет в этом славном городе Ново­зыбкове?» Он уставился в буквы, сообразил, подумал, сказал: «Ты что? Дур­ной?» - «Да, - сказал я. - Я дурной ... »

Интересно, какая шкодливая рука намалевала этот щит? Какая гостиница ждет нас со товарищи?

А никакая ...


следующая страница >>



Туннели мучаются комплексами лабиринтов. Мечислав Шарган
ещё >>