Практикум по химии для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения инженерно-технических специальностей - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных... 4 587.46kb.
Методические рекомендации для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»... 8 1054.33kb.
Кафедра истории государства и права 7 1407.99kb.
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм... 1 406.31kb.
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм... 1 264.91kb.
Вопросы для студентов очной и очно- заочной форм обучения для досдачи... 1 389.25kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»... 6 1340.86kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очной, очно-заочной и... 1 223.4kb.
Методические указания для написания контрольных работ студентами... 3 506.45kb.
Повестка дня заседания Ученого совета №37 28 декабря 2011 г 1 10.91kb.
Фпо примерная тематика курсовых для студентов очно-заочной (вечерней) 1 110.19kb.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. 1 13.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Практикум по химии для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения инженерно-технических - страница №1/4



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Салавате

Филиал ГОУ ВПО УГНТУ в г. Салавате



Кафедра химико-технологических процессов


ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО ХИМИИ



для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения


инженерно-технических специальностей




Уфа 2006

Лабораторный практикум предназначен для студентов высших учебных заведений инженерных специальностей, изучающих курс общей химии.

В теоретическом материале каждого раздела рассматриваются физические и химические свойства металлов, основанные на электронной конфигурации. Приводятся примеры химических реакций взаимодействия металлов с различными веществами.

Лабораторные работы разработаны на основе имеющихся на кафедре химико-технологических процессов, приборов и реактивов и сопровождаются перечнем вопросов для подготовки к их защите.

В практикум включены лабораторные работы по изучению свойств металлов, что позволит студентам изучить и усвоить курс общей химии по разделу «Металлы».

Составители: Михольская И.Н., доц., канд. биол. наук

Фомина В.В., ассистент

Рецензенты: Газиев Р.Р., доц., канд. техн. наук

Шеин В.П., инженер по подготовке производства II категориипроизводственного отдела ПДУ ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», канд. техн. наук

 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2006


Введение

Из 110 известных к настоящему времени элементов только 22 относятся к неметаллам, большинство же элементов - металлы. Металлы отличаются от неметаллов физическими, химическими, механическими свойствами. Особенности этих отличий обусловлены электронным строением простых веществ и зависят от числа и типа валентных электронов атомов элементов.

К металлам относятся все s-, d-, f-элементы, а также p-элементы, условно располагающиеся в нижней части периодической системы от диагонали, проведенной от бора к астату. В подавляющем числе простых веществ этих элементов реализуется металлическая связь. Металлы - элементы, атомы которых имеют сравнительно мало электронов на внешней электронной оболочке (главным образом 1, 2 и 3) и проявляют электроположительные свойства, т. е. обладают низкой электроотрицательностью (меньше 2).

Почти все металлы тяжелее воды, твердые вещества в компактном состоянии. Им присущ металлический блеск. Большинство из них серые или белые, но медь, цезий и золото – красного или желтого цвета. В высокодисперсном состоянии металлы обычно имеют черный цвет и не блестят.


Лабораторная работа № 1

ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ
1 Теоретическая часть

Металлы – это простые вещества, которым одновременно присущи высокие и изотропные электро- и теплопроводность, электронная эмиссия, ковкость, характерные металлический блеск и звон при ударе, в подавляющем большинстве высокая плотность и твердость в компактном состоянии и при условиях, близких к нормальным.

Главным признаком металлов как химических веществ является их способность «отдавать» электроны атомам и ионам других веществ. Характерным химическим свойством металлов является их восстановительная активность. Металлы – восстановители в подавляющем большинстве случаев и, как правило, не бывают окислителями. Но примеры того, что они все же могут присоединять электроны, имеются. Например, натрий хорошо растворяется в аммиаке.
2 Экспериментальная часть

Опыт 1 Получение нерастворимых гидроксидов металлов

В отдельные пробирки на кончике микрошпателя внести оксиды Fe (II), Zn, Cu (II). Прилить в каждую из пробирок по 10-20 капель дистиллированной воды, размешать стеклянной палочкой. Что при этом происходит? Почему?

В другие три пробирки налить по три капли FeCl3 , ZnSO4, CuSO4. В каждую пробирку добавить по одной капле 2н раствора щелочи NaOH. Что происходит?

Составить уравнения происходящих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.



Опыт 2 Получение сульфидов металлов и сопоставление их свойств

В отдельные пробирки внести по 2-3 капли растворов солей натрия, кальция, алюминия, железа (III), марганца (II), цинка, кадмия, меди (II). В каждую из пробирок добавить по 2-3 капли свежеприготовленной сероводородной воды. Что при этом происходит? В каких пробирках образовались осадки? Указать цвет осадков. Проверить отношение этих осадков к разбавленной соляной кислоте. В пробирки, где осадки не образовались, добавить несколько капель концентрированного раствора аммиака. Что при этом происходит? Какие сульфиды при этом образовались? Почему? Сделать вывод о растворимости сульфидов различных металлов. Составить уравнения всех происходящих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.



Опыт 3 Получение комплексных ионов металлов

3.1 В пробирку с 3-4 каплями хлорида кобальта (II) добавить на кончике микрошпателя кристаллического KCNS. Что происходит? Составить уравнения реакций образования комплексного соединения кобальта, зная, что к.ч. Со=4.

3.2 Получить обменной реакцией гидроксид меди (II) и растворить его в избытке концентрированного раствора NH4OH. Составить уравнение происходящих реакций в молекулярном и ионном виде, зная, что к.ч. Cu=4.

Опыт 4 Окислительно-восстановительные свойства металлов и их ионов

4.1 Поместить в отельные пробирки по кусочку цинка, меди, олова, железа и прибавить в каждую из них по 5-6 капель соли свинца (II). Что происходит? Составить уравнения происходящих реакций.

4.2 Поместить в отдельные пробирки по кусочку цинка, меди, олова, железа и прибавить в каждую по 5-6 капель разбавленной соляной кислоты. В случае если реакция не протекает при обычных условиях, осторожно нагреть пробирку пламенем спиртовки. Составить уравнения происходящих реакций.

4.3 В пробирки с кусочками меди, алюминия, железа добавить по 5-6 капель 2н раствора щелочи NaOH. В случае если реакция не протекает при обычных условиях, осторожно нагреть пробирку пламенем спиртовки. Что происходит? Почему? Составить уравнения происходящих реакций.

4.4 Проделать следующие реакции и объяснить окислительно-восстановительные свойства соединений металлов в них:

а) 2-3 капли FeCl3 + 2-3 капли KJ → …;

б) 2-3 капли CuSO4 +2-3 капли KJ → …;

в) KMnO4 + H2SO4 + FeSO4 → … .



Опыт 5 Вытеснение металлов из их соединений другими металлами

5.1 В три пробирки поместить по 2-3 капли растворов сульфата меди (II), сульфата натрия, ацетата свинца (II). В каждую из пробирок положить по кусочку металлического цинка и дать постоять. Что происходит?

5.2 Аналогичный опыт провести с растворами ZnSO4, Al2(SO4)3, Hg(NO3)2, заменив Zn на Cu.

На основании проведенных опытов сделать вывод о направлении течения этих реакций. Составить уравнения происходящих реакций.


Опыт 6 Взаимодействие Zn с KMnO4 в кислой и щелочной среде

В две пробирки, налить по 5-6 капель раствора перманганата калия, добавить немного цинкового порошка, затем в одну пробирку добавить 5-6 капель разбавленного раствора серной кислоты, а в другую 5-6 капель разбавленного раствора щелочи NaOH. Содержимое пробирок перемешать и, дав осесть избытку цинка, отметить изменение цвета раствора в каждой пробирке. Написать уравнения соответствующих реакций, учитывая, что фиолетовая окраска раствора характерна для иона MnO41−; зеленая – для иона MnO42−; слабо-розовая, почти бесцветная – для иона Mn2+.



Опыт 7 Получение гидроксида меди (II), нерастворимого в воде, и его разложение при нагревании

В пробирку налить 5-6 капель раствора CuSO4 и добавить 5 капель разбавленного раствора щелочи NaOH. Отметить цвет выпавшего осадка гидроксида меди (II). Осторожно нагреть пробирку с осадком пламенем спиртовки до тех пор, пока цвет осадка не изменится. Какого цвета вновь образованный осадок? Какое соединение при этом образуется? Написать уравнения происходящих реакций.



3 Контрольные вопросы

1 Местоположение металлов в периодической системе и в ряду напряжений. Дайте количественную оценку их активности.

2 Окислительно-восстановительные свойства металлов и их ионов.

3 Оксиды металлов, их получение, свойства.

4 Роль ионов металлов в образовании комплексных ионов.

5 Дописать уравнения ОВР:

а) Cu + HNO3 → …;

б) Zn + HCl → …;

в) Mg + HNO3 → …;

г) Al + H2SO4 → …

6 Никелевые пластинки опущены в водные растворы следующих солей: MgSO4, NaCl, CuSO4, AlCl3, ZnCl2, Pb(NO3)2. C какими растворами солей будет взаимодействовать никель? Почему? Напишите уравнения реакций.

7 Какие из приведенных ниже реакций могут протекать самопроизвольно:

а) KMnO4 + Ag + H2O → MnO2 + Ag2O + KOH;

б) KMnO4 + Ag + HCl → MnCl2 + AgCl + H2O?



следующая страница >>



Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Английская пословица
ещё >>