Пояснительная записка Учитель: Ефремов Леонид Александрович Тема урока: Китай: сопротивление реформам Тип урока: комбинированный. Фо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока (7 класс). Учитель Кирилова Т. М. Тема урока: Воздухоплавание... 1 96.95kb.
Тема урока: «Ветер» Форма урока: Комбинированный. Фио учителя: Кабыш... 1 68.83kb.
Урока Тема урока Юго-Западная Азия Тип урока\форма урока Комбинированный\учебное... 1 98.02kb.
7 класс Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок игра. 1 103.65kb.
Тип урока по содержанию изучаемого материала интегрированный Вид... 1 78.96kb.
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение... 1 51.95kb.
Пояснительная записка Предмет: русский язык. Класс : 9 Тема урока... 1 155.79kb.
Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный... 1 88.54kb.
Урок географии в 8 классе Тема урока: Леса России. Тип урока: комбинированный 1 76.56kb.
План конспект урока английского языка По теме «Лондонский зоопарк»... 1 53.83kb.
Конспект урока по истории в 10 классе Тип урока: изучение нового... 1 107.26kb.
Темы практических занятий по новой истории стран азии и африки 1 59.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка Учитель: Ефремов Леонид Александрович Тема урока: Китай: сопротивление - страница №1/1

Пояснительная записка

Учитель: Ефремов Леонид Александрович
Тема урока: Китай: сопротивление реформам

Тип урока: комбинированный.
Форма - урок с элемента­ми дискуссии (используются проблемный или частично поисковый метод).
Цели урока:

Обучающая: история Китая в XIX в., реформы и их последствия, роль конфуцианства, народные восстания – причины и последствия, раздел страны на сферы влияния.

Развивающая: использование межкурсовых и внутрикурсовых связей; умение анализировать, аргументировать, излагать идеи, де­лать сообщения; участвовать в дис­куссии.

Воспитательная: пре­данность национальным традициям, гордость за достижения в области национальной культуры и фило­софских учений, положительное отношение к использованию достижений в области науки и техни­ки других стран.

Приемы деятельности учителя и учащихся: сюжетный повествовательный рассказ; работа с текстом учебника; доклад учащегося; использование мультимедийной лекции (образное повествование); повторный разбор с аналитическим описанием.
Оборудование: Карта «Эпоха Великих географических открытий», доска, маркер, мультимедийный проектор.
Идеи гуманизации, нашедшие отражение в данном уроке таковы:

Успешное обучение, формирование у учащихся устойчивого интереса к учебному процессу, создание ситуаций успеха, отсутствие учебных перегрузок.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план уро­ка, возможная личностно значимая проблема

Китай: сопротивление реформам

1. «Открытие» Китая. Опиумные войны и их послед­ствия.

2. Движение тайпинов.

3. Курс на политику самоусиления.

4. Раздираемый на части Китай.

5. «100 дней» реформ и их последствия.

6. Восста­ние ихэтуаней

7. «Новая политика» Цыси.



Возможная личностно значимая проблема: пре­данность национальным традициям, гордость за до­стижения в области национальной культуры и фило­софских учений не должны исключать возможности использования достижений в области науки и техни­ки других стран. Убеждение в собственной исключи­тельности и основанное на этом презрение к другим народам и их культуре становится в конечном счете источником научной и технической отсталости, рож­дает неспособность к проведению необходимых пре­образований, ослабляет государство

Планируемые резуль­таты изучения матери­ала

Учащиеся узнают, что во второй половине XIX в. ев­ропейские страны делят Китай на сферы влияния; опасность превращения в колонию заставляет про­грессивные круги Китая искать пути к модернизации страны, но основная масса населения была не гото­ва порвать с традиционным укладом жизни и встать на путь реформ; китайское общество, в основе ко­торого лежало конфуцианство, не воспринимало то, что не соответствовало древним традициям; государ­ство не смогло поставить страну на рельсы модер­низации, и Китай превратился в полуколонию запад­ных индустриальных держав

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Познавательные задания: 1. Ученые считают, что пер­вая опиумная война и «открытие» Китая для расши­рения сфер европейского влияния означали вступле­ние огромной империи в новый этап ее существова­ния. Как вы думаете, чем вызвана такая точка зре­ния?

2. Подумайте, какими причинами было вызва­но движение тайпинов, и укажите те цели этого дви­жения, которые являлись традиционными для всех крестьянских восстаний в Китае.

3. Как вы считае­те, почему курс на политику самоусиления в Китае, проводимый в то же время, что и реформы Мэйдзи, не привел к таким же результатам, которых достиг­ла Япония?

4. Согласны ли вы с тем, что цели вос­станий ихэтуаней и тайпйнов существенно различа­лись? Как вы думаете, почему стал возможен вре­менный союз ихэтуаней с властями и почему он не привел к победе?

5. Объясните, почему в отличие от Японии Китай не смог встать на рельсы модер­низации?









Форма урока: комбинированный урок с элемента­ми дискуссии.
Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ («Открытие» Китая. Опи­умные войны и их последствия); Работа с текстом учебника «Движение тайпинов; Доклад «Хуан Сюцюань»; использование мультимедийной лекции (образное повествование): Курс на политику самоусиления, Раздираемый на части Китай; «100 дней» реформ и их последствия; «Новая политика» Цыси, восстание ихэтуаней) - повторный разбор с аналитическим описанием .

Развитие умений уча­щихся

Учатся использовать межкурсовые и внутрикурсовые связи; делать сравнительный анализ; излагать свои идеи и приводить убедительные доказательства; де­лать сообщения; вести диалог и участвовать в дис­куссии; предъявлять результаты решения познава­тельных заданий и обсуждать различные варианты возможных личностно значимых проблем

Основные понятия и термины

Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления, сферы влияния.

Источники информа­ции: школьные и вне­школьные

Учебник, § 28. Карта: «Эпоха Великих географических открытий». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная ис­тория. — М.: Аванта+, 1995. —Т. 1. — С. 585— 590; В. И. Семашев. Из жизни императрицы Цы­си. — М.: 1979; Синь Лу. Подлинная история А Кью. — М.: 1959


Комментарии к технологической карте

Изучение истории Китая на этом уроке происходит в системе сравнительного анализа с историей Японии. Поскольку одна из основных проблем курса — проблема модернизации и понимание тех условий, которые делают реальной возможность этого процес­са, то вопрос о причинах успешной модернизации в Японии и от­сутствии успеха в этом вопросе в Китае имеет уже не частное, а всеобщее значение.

Проверка домашнего задания носит обучающий ха­рактер и обеспечивает углубление понимания восьмиклассниками процесса модернизации вообще и причин успеха этого процесса в Японии. Важно подчеркнуть, что Япония была единственной из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. поз­волил ей стать одной из наиболее успешно развивающихся капи­талистических стран.

Затем учитель знакомит восьмиклассников с темой и планом урока.

Вспомнив историю Китая в XVII—XVIII вв., учащиеся переходят к изучению содер­жания урока.

Учитель предлагает восьмиклассникам подумать над вопросом: какие причины побудили Запад осуществить насильственное «от­крытие» Китая? Получив ответ на этот вопрос, учитель начинает сюжетный повествовательный рассказ по первому пунк­ту плана. Содержание учебника вполне достаточно для раскры­тия названных сюжетов, тем не менее следует подчеркнуть, что китайской традиции, сложившейся на основе конфуцианства, при­сущи идеи равенства, социальной страведливости и ориентация на стремящегося к социальной гармонии учителя-мудреца. Эти цен­ности всегда облегчали начало социальных движений в империи, в данном случае — крестьянскую войну тайпинов.

Кризис империи начался с увеличения ввоза в страну опиума, что приводило не только к отравлению населения, но и выкачи­ванию из Китая серебра и обесцениванию медных денег, которы­ми пользовались миллионы крестьянских семей. Одно за другим вспыхивали восстания, особенно на юге страны. Восстаниями ру­ководили различные тайные общества, чьи лозунги и требования носили религиозный характер: восстано­вить социальную справедливость, покарать нерадивых чиновников, отнять излишки у богатых. Положение основной массы населе­ния — крестьянства — было отчаянным.

Более 2/3 земли находилось во владении крупных помещиков, и почти 90% населения составляли безземельные батраки и арен­даторы. Вместе с тем население Китая быстро увеличивалось. С начала и до середины XIX в. число жителей в стране выросло со 180 до 400 млн человек. Крестьянские земельные наделы сокращались, и прокормить семью на те жалкие средства, кото­рые оставались после выплаты помещику (за аренду отдавали 50% урожая) и сборщикам налогов, было невозможно.

Вождем тайпинов стал Хуан Сюцюань (1814—1864) — сельский учитель, выходец из крестьян, трижды пытавшийся сдать экзамен на зва­ние ученого. Во время поездок в Гуанчжоу (Кантон) для сдачи экзаме­нов он сблизился с христианскими миссионерами и попал под влияние их идей. Так в основу его учения легли занесенные в Китай европейски­ми миссионерами принципы христианской морали и идеи всеобщего ра­венства в соединении с древним конфуцианством. Хуан Сюцюань осно­вал новое «Общество поклонения Богу» с традиционной для китайцев сплоченностью, железной дисциплиной и повиновением младших стар­шим. Он заменил буддийские лозунги и изображения почитанием хрис­тианского Бога, отождествленного с конфуцианским Небом. Эта смесь христианства и конфуцианства оказалась жизнеспособной и увлекла мил­лионы китайцев, ставших тайпинами.

Продолжая вести борьбу против императорского правительства и фео­далов, тайпины стали проводить реформы, которые отражали утопические мечты крестьян о создании общества, в основе которого лежал прин­цип уравнительного распределения материальных благ.

Основной хозяйственной, политической и военной единицей дожна бы­ла стать крестьянская община, состоящая из 25 семей. Все запасы и деньги, за исключением прожиточного минимума, должны были посту­пать в общую кладовую для дальнейшего справедливого распределения. Каждая община должна была создать один взвод, его командиром являл­ся староста. Солдатам в мирное время предписывалось заниматься по­левыми и ремесленными работами. Война не позволила провести в жизнь закон о земле (предполагалось отменить собственность на землю), но кое-что тайпины сделали: значительную часть налогов они переложили на крупных землевладельцев, -беднякам же предоставлялись налоговые льготы; снизили арендную плату за землю; уменьшили торговые пошли­ны; после объявления Нанкина столицей своего государства разрешили свободно ввозить на его территорию иностранные товары. Впервые в ис­тории Китая женщины получили право на образование. Все высшие долж­ности в государстве стали в равной мере доступны как мужчинам, так и женщинам. Были запрещены проституция и обычай продавать девушек замуж. Мальчики и девочки учились раздельно, но по одинаковой про­грамме.

Рассматривая причины неудачи курса политики самоусиления, следует сравнить его с реформами Мэйдзи. Необходимо подчерк­нуть, что продуманной и принятой на высшем государственном уровне новой экономической политики в Китае не существовало. Все новые прогрессивные мероприятия проводились в отдельных регионах страны фактически без участия центральной власти. Кроме того, перенималось только то, что не противоречило ки­тайским ценностям и китайской конфуцианской традиции, что на­шло свое выражение в девизе политики самоусиления: «Китай­ская наука — основа, западная — (нечто) прикладное». Ослаб­ляла империю и продажность государственного аппарата, корруп­ция. Отсюда недостаточная эффективность политики самоусиле­ния.

При изучении вопроса о «100 днях» реформ сравнить реформы в Китае с реформами Мэйдзи. Срав­нительный анализ поможет учащимся сделать вывод, что рефор­мы в Китае не затрагивали сущности феодальных отношений, не отменяли государственную и феодальную собственность на землю, а поэтому не стали прочным фундаментом для развития капита­листического хозяйства.

Очень важно отметить, что традиционное сознание крестьян­ства помешало ему поддержать реформы, привело к их осужде­нию, увидело в попытке реформ злые намерения иностранцев. Тра­диционный Китай оказался закрытым для коренных перемен. Не­нависть ко всему, что выходило за рамки традиций, ко всему ино­странному привела к восстанию ихэтуаней. Это не было обычным крестьянским восстанием, направленным на защиту социальной справедливости. Это было выступление в защиту старых тради­ций, старых норм отношений, против чужестранцев, против колониализма. Именно поэтому стал возможен временный союз вос­ставших с государственной властью.

Рассказ о «новой политике» Цыси ограничивается рамками учебника. Далее происходит обсуждение основной проблемы уро­ка и возможной личностно значимой проблемы.

Содержание урока еще раз позволяет учащимся убедиться в огромной роли, которую играют в историческом развитии обще­ства традиции и духовные ценности.

// А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. Поурочные разработки к учебнику «Новая история»: 1800-1913: 8 кл Пособие для учителя. М., 2002.

Сценарий урока


1 часть.

Опрос.


1. Как произошло открытие Японии.

2. Что такое модернизация. Модернизация Японии и ее следствия.

3. Внешняя политика Японии. Оказала ли какое-нибудь следствие модернизация на внешнюю политику Японии.
Вывод

Япония была единственной из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. поз­волил ей стать одной из наиболее успешно развивающихся капи­талистических стран.

Переход

Вспоминаем с классом

18 в. – закрытие страны (Португальцы 1537 г., указ императора 1757 г.).

Причины – традиции, роль конфуцианства.

2. Новый материал.


Но: капиталистический мир нуждается в новых рынках

Выгода от торговли шелком

Торговля опиумом.
Опиумные войны (1840-42, 1856-60)

= право торговли в важнейших портах и привилегии,

Ввоз опиума

Англичане и французы не подчинялись китайским законам и суду.

= колонизация Китая.

Различие индустриального и традиционного общества (особенно на примере армии).


???????

Ученые считают, что пер­вая опиумная война и «открытие» Китая для расши­рения сфер европейского влияния означали вступле­ние огромной империи в новый этап ее существова­ния. Как вы думаете, чем вызвана такая точка зре­ния?

3. Движение тайпинов.
Читаем.
????????

Подумайте, какими причинами было вызва­но движение тайпинов, и укажите те цели этого дви­жения, которые являлись традиционными для всех крестьянских восстаний в Китае.


- безземелье,

- рост населения,

- высокие налоги и аренда земли.
Доклад. Хун Сюцюань.
Суть:

- равенство и благоденствие,


Китайской традиции, сложившейся на основе конфуцианства, при­сущи идеи равенства, социальной страведливости и ориентация на стремящегося к социальной гармонии учителя-мудреца. Эти цен­ности всегда облегчали начало социальных движений в империи, в данном случае — крестьянскую войну тайпинов.

5. Физкультминутка

6. Прослушивание лекционного материала.


Задача: Какие реформы проводились – реакция европейских держав.
Цыси (1861-1908)
Политика самоусиления
суть: западные достижения для усиления Китая).

- дипотношения с иностранными державами

- перевооружение армии

- строительство новых предприятий

- европейская система образования
Сравнить с реформами Мэйдзи.
= распространение западных ценностей, формирование национальной буржуазии и интеллигенции.
Но: нерешительно

Перенималось только то, что не противоречило ки­тайским ценностям и китайской конфуцианской традиции, что на­шло свое выражение в девизе политики самоусиления: «Китай­ская наука — основа, западная — (нечто) прикладное». Ослаб­ляла империю и продажность государственного аппарата, корруп­ция. Отсюда недостаточная эффективность политики самоусиле­ния.


Вывод: рефор­мы в Китае не затрагивали сущности феодальных отношений, не отменяли государственную и феодальную собственность на землю, а поэтому не стали прочным фундаментом для развития капита­листического хозяйства.

??????????

Как вы считае­те, почему курс на политику самоусиления в Китае, проводимый в то же время, что и реформы Мэйдзи, не привел к таким же результатам, которых достиг­ла Япония?


= поражение от Франции и Японии.
= Раздел на сферы влияния.
«100» дней Кан Ювэя (11 июня 1898)

Реформы, парламентская монархия.


Одновременно – восстание ихэтуаней.

Цель: против иностранного, сохранение традиций.

Откат Цыси, использование ихэтуаней.

Это было выступление в защиту старых тради­ций, старых норм отношений, против чужестранцев, против колониализма. Именно поэтому стал возможен временный союз вос­ставших с государственной властью.


= введение войск 8 государств
Подавление восстания, 1901 г. – новый неравноправный договор.
???????

Согласны ли вы с тем, что цели вос­станий ихэтуаней и тайпйнов существенно различа­лись? Как вы думаете, почему стал возможен вре­менный союз ихэтуаней с властями и почему он не привел к победе?


Против Цыси заговоры.

Заключение



??????

Сравнить результативность модернизации Японии и Китая.

Объясните, почему в отличие от Японии Китай не смог встать на рельсы модер­низации?
Причины неудачи модернизации – у запада учиться нечему. Что не соответствовало традиции – воспринималось поверхностно. = полуколония.
Аналогии с сегодняшним днем

Индивидуальное задание.
1. Когда были «опиумные войны»

2. Чего хотели добиться тайпины


3. Когда произошло восстание тайпинов


5. Когда правила императрица Цыси

6. Когда начались «100 дней» реформ.

Доклад

Хуан Сюцюань



Сунь Ятсен
Дополнительное задание

Сравнить выступление тайпинов и ихэтуаней.

Сравнить модернизацию Японии и Китая.

Сравнительная таблица.

Реформы в Японии и Китае

Реформа (Япония)

Китай

Аграрная

Не провели, отдельные меры

Административная

-

Военная

+

Судебная

+

Отмена сословий

-

Политическая

(конституция)



Парламентская монархия (провалилась)

Разрабатывается проект конституции



Финансовая

-

Образ жизни

Появление новой интеллигенции

Развитие промышленности

Преобладали иностранцы и государство, сильна роль чиновников

Система образования

Заведения западного образца

Сравнительная таблица.

Реформы в Японии и Китае

Реформа (Япония)

Китай

Аграрная




Административная




Военная




Судебная




Отмена сословий




Политическая

(конституция)






Финансовая




Образ жизни




Развитие промышленности




Система образования











Предают только свои. Французское изречение
ещё >>