Пояснительная записка Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по музыке для 2 класса разработана и составлена... 1 114.56kb.
Викторова Светлана Георгиевна. Педстаж: 32 года. Категория: первая. 4 616.06kb.
Худоба Галина Владимировна учитель музыки маоу сош №12 первая квалификационная... 1 245.6kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса 11 2463.36kb.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов разработана на основе... 1 214.56kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 10-12 классов... 12 2136.19kb.
Пояснительная записка Рабочая программа курса биологии для 10-11-... 1 344.86kb.
Программа составлена 2013г. Пояснительная записка Рабочая программа... 2 486.3kb.
Рабочая программа по музыке для 5-7 классов Разработана Н. В. 4 519.66kb.
Сатдарова Марина Юрьевна пояснительная записка Ра рабочая программа 1 223.87kb.
День православной книги 1 13.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана - страница №1/1

1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена


-с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),

- с учетом требований Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,

-по Основной общеобразовательной программе МБОУ «Сугайкасинская СОШ», утверждённой приказом директора школы от 30 августа 2013 года №68,



- учебника Музыка. Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:


  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

2. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.


Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Урала и составляет 10% учебного времени.
3. Место предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с новым Базисным учебным планом в 3 классе (из расчета 1 час в неделю) отводится 34 часа.


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Музыка»

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

по учебному предмету «Музыка»

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.



Личностные результаты.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.



6. Содержание учебного предмета «Музыка»

Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для II класса:

Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.



Раздел 2. «День, полный событий»

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.



Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.



Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.



Раздел 5. «В музыкальном театре»

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.



Раздел 6. «В концертном зале»

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.



Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.

Содержание музыкального материала

Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский. «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого. «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

«Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

«Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

«Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

«С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

«Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах.

«Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос— суперзвезда». Л. Уэббер.

«Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока. «Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

«Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина).

Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки. Русские, украинские народные песни.

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк. «Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков. «Океан — море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

«Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.

«Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.

«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах.

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. «Мелодия». П. Чайковский. «Каприс» Ns 24. Н. Паганини.

При составлении тематического планирования учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство третьеклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Чувашии, которые по возможности используются на уроках музыки.



1 четверть

Сăпка юрри /Колыбельная/. Чувашская народная песня. Обработка Ф. Павлова.

Сăпка юрри /Колыбельная/. Н. Казаков.

Хурăнлăхра куккук /В роще кукушка/. Чувашская народная песня. Обработка Р. Ильгачевой.

Кукушка. Музыка Г. Хирбю, слова Васси Синук.

Вăйă /Считалка/. Чувашская народная песня.

Ташă кĕвви (Плясовая). Чувашская народная песня.

Что стоишь, березонька, качаешься. Чувашская народная песня.

Çăлтăр витĕр /Сквозь звезды/ (рекрутская). Чувашская народная песня.

Бурлаксен юрри /Бурлацкая/. Чувашская народная песня.

2 четверть

Шурă хурăн /Белая береза/. Чувашская народная песня.

Нимене /На помочь/ Чувашская народная песня.

Пахчи-пахчи /Уж сад, сад/. Чувашская народная песня.

3 четверть

Гимн Чувашской Республики. Музыка Г. Лебедева, слова И. Тукташа.

Кария. Чувашская народная плясовая.

Ака-суха юрри. Чувашская народная песня.

Сарнай и палнай. Ф. Павлов.

Плясовые наигрыши.

4 четверть

Шăнкăрч /Скворец/. Музыка А. Асламаса.

Вĕç, вĕç, куккук /Лети, лети, кукушечка/ Чувашская народная песня.

Туй юрри /Свадебная/. Чувашская народная песня.

Элегия. Ф. Лукин.

7. Тематическое планирование



п/п

Отметка о выполнении

Тема урока

Характеристика УДД


Деятельность учащихся


Личностные

Метапредметные




Предметные



Россия – Родина моя (5 часов)

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

1

Мелодия – душа музыки

.Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».


Соединение изобразительного и выразительного в музыке.

Определять средства музыкальной выразительности.



Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Знакомство с отличительными чертами русской музыки



2

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов

Определение «романса», «лирического образа», «романса без слов». Знакомство певческими голосами: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.




3

Жанр канта в русской музыке

Знакомство музыкальными особенностями виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонациями призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песней-маршем.

Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов.



Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей..


4

Кантата «Александр Невский»

Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Различие особенностей колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов.

5

Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна…

Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Жанры музыки (песня, танец, марш);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;




Выявлять жанровое начало музыки.

Знакомство составными элементами оперы: ария, хоровая сцена, эпилог и интонационным родством музыкальных тем оперы с народными мелодиями.




« ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ »

(4 часа)

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.


6

Образы утренней природы в музыке


Оценка воплощения образов утренней природы в музыке, принципов музыкального развития, развития зерна-интонации в одночастной форме и имитации дирижерского жеста.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.



7

Портрет в музыке

«В каждой интонации спрятан человек».


Понятие портрета в музыке, соединения выразительного и изобразительного, музыкальной скороговорки и контраста в музыке.

Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.



Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

8

Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского

Выявление характерных черт музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П., речитатива, интонационной выразительности, участие в конкурсе-игры - изображение героев при помощи пластики и движений.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

9

Образы вечерней природы


Понятие многообразия контраста в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.

Уметь видеть многообразие музыкальных сочинений.



Исполнять песни о вечере мягко, распределяя дыхание на всю фразу.

О России петь - что стремиться в храм (4 часа)

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

10

Два музыкальных обращения к Богородице

Определение жанра прелюдии, музыкального инструмента клавесин, певческого голоса: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.

Определять характер музыки, выражающий чувства художника.

11

Древнейшая песнь материнства.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи



Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.

Сравнивать музыку Шуберта и Рахманинова. Уметь характеризовать духовную музыку.



Характеристика духовной музыки

12

Образ матери в современном искусстве


Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.



Сравнивать содержание художественных картин, музыкальные и художественные образы.

13

Праздники православной церкви. Вербное воскресение


Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.

Знакомство с праздниками Православной церкви. Знакомство с историей праздника «Вербное воскресение».

Гори , гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

14

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.

Исполнять знакомые песни о праздниках /рождественские песни/.

15

Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир.

Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе.

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.


Знакомство с жанрами величания и балладой в музыке и поэзии.


16

Обобщающий урок.

Музыка на Новогоднем празднике.



Тестирование учащихся.

Демонстрировать навыки, приобретенные на уроках.

17

Былина как древний жанр русского песенного фольклора.

Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.

Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.

Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины - гусляров, особенности жанра «былина»/ старина/.


Слушание исполнение былин на гуслях.

Имитация игры на гуслях.



В музыкальном театре (6 часов)


Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

18

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.




Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре.


Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

19

Масленица – праздник русского народа.


Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

20

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

Урок-путешествие в оперный театр.

Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа.

Певческие голоса: сопрано, баритон.

3-частная форма арии.



Знакомство с разновидностями голосов /баритон и сопрано/. Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов.

21

Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.

Определение увертюры. Уметь услышать, на каких темах построена музыка увертюры. Исполнять тему заключительного хора.

22

Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.

Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.
Видеть контраст добра и зла, познакомиться с мифом об Орфее, выучить темы.

Услышать в музыке современность/ написана давно, но созвучна нашим чувствам/.

23.

Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.

Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

Услышать контраст в музыке пролога и сцены таяния, составить портрет царя Берендея, проследить развитие пляски скоморохов.

В концертном зале (6 часов)

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

24

Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете.

Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.



Услышать контраст во вступлении к балету, слушая финал, рассказать о том, как заканчивается действие.

25

Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла.

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

26

Инструментальный концерт. Народная песня в концерте.


Определение жанра концерта.

Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.



Уметь в музыке услышать близость народной песне.

27

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость.

Определение жанра сюиты.

Особенности вариационного развития.



Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.


28

Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена.

Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.


Сравнивать образ 1 части симфонии с картиной Айвазовского «Буря на северном море». Сравнить характер тем финала.

Продирижировать оркестром.



29

Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора.

Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.


Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена.

В концертном зале (6 часов)

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.



30

Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина.

Знакомство с разновидностями, особенностями джазовой музыки.
Определение характерных элементов джазовой музыки.

Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».

31

Мир композиторов:

Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов.



Стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

Создать воображаемый портрет композиторов, что их объединяет.

32

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт.

Стилистические особенности музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».
Найти общее в музыке Моцарта, Бетховена, Глинки.

Подчеркнуть значение музыки в жизни человека, великую силу искусства.

33

Прославим радость на земле.

Гимн человеческому счастью.

Слушание гимна. Характерные черты гимна.

34.

Обобщающий урок

Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.

Исполнять выразительно полюбившиеся мелодии.



8. Материально – техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

- Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);

- К – полный комплект (на каждого ученика класса);

- П – комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 – 6 человек);

- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х учеников)






Наименование объектов и средств

Материально-технического обеспечения


Количество


Примечание




Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д

Стандарт по музыке, примерная программа, входящие в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета музыки.

Для каждого года обучения.

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов.


2

Примерная программа начального общего образования по музыке

Д



3

Хрестоматии с нотным материалом




Для каждого года обучения

4
5


6

Пособия для учителя

Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.

Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс»
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 3 класс» (МР3)


Д

Рабочие программы, входящие в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета музыки.


7

Методические журналы по искусству.

Д

Федерального значения.

8


Учебник

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 3 кл. учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 2 –е изд. - М.:Просвещение, 2012. – 80 с


К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ и школьного перечня учебников

Учебники по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета




9

Пособия для учащихся

Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс. Творческие блокноты



К

Для каждого индивидуально

10

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству

П

Для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской , проектной деятельности.

11

Справочные пособия

Д/П

Музыкальные словари

12

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Д

На электронных носителях

13

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных оркестрах.

Д

Таблицы

14

Нотный и поэтический текст гимна России

Д




15

Портреты композиторов и исполнителей

Д

Настенные, полиграфические и электронные носители

16

Карточки с признаками характера звучания, с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств, с обозначением исполнительских средств выразительности

К







Цифровые образовательные ресурсы

17

Цифровые комплекты учебно-методических комплектов по музыке

Д/П

Для изучения отдельных тем и разделов программы

18

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Д/П

Информационно-справочные материала. Для самостоятельной подготовки учащихся сообщений, творческих работ, исследовательской , проектной деятельности.

19

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д/П

Набор заданий по музыке, системы комплектования тематических и итговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся

20

Общепознавательные цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

Текстовые редакторы, редактор создания презентаций

21

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

Редактор нотной грамоты, система обработки звука




Экранно-звуковые пособия (CD и цифровая форма)

22

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты аудиокассет и CD по темам и разделам курса каждого года обучения включает материал по слушанию и исполнению

23

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, фрагменты балетов, опер, фрагменты мюзиклов

Д







Учебно-практическое оборудование

24

25

26



27

28
29

30


Музыкальные инструменты: баян

Комплект ДМИ: колокольчик, бубны, треугольники, кастаньеты, румбы, маракасы, мелодика

Народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотка

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (музыкальный цент, домашний кинотеатр, видеомагнитофон, микрофон, динамики)

Персональный компьютер.

Медиапроектор



Д

П

Д

Д








Автор может совершить самоубийство, целясь во вкусы публики. Станислав Ежи Лец
ещё >>