Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению в 5 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по природоведению в 5 классе г. Жердевка 2010 1 120.34kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе 1 246.05kb.
Экология животных 1 248.86kb.
Пояснительная записка к тематическому планированию по геометрии в... 1 22.63kb.
Программа основного общего образования по физике часть 1 5 1027.4kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен... 1 190.84kb.
Рабочая программа по английскому языку для 5-7 классов составлена... 5 774.7kb.
Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной... 1 410.78kb.
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на... 2 353.1kb.
Рабочая программа учебного курса «История» в 11 классе Учителя Гущиной... 1 349.57kb.
План по проекту “Радиоуправляемый танк с ручным управлением через... 1 48.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы - страница №1/2

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению в 5 классе, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по предмету «Природоведение» и образовательной программы ОУ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М., «Дрофа» 2009г.

В течение учебного года ведётся систематический учёт усвоения основных вопросов природоведения каждым учеником:



Лабораторные работы (14)

Практические работы (4)

Тестовые работы (5)

Экскурсии (3)

Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно - методический комплект:

  • Учебник «Природоведение» 5 класс. Природа. Неживая и живая. Авторы: Пакулова В.М., Иванова Н.В. М.:Дрофа, 2009;

  • Рабочая тетрадь. «Природоведение» 5 класс. Природа. Неживая и живая. Авторы: Пакулова В.М., Иванова Н.В. М.:Дрофа, 2011;

  • Тематическое и поурочное планирование по природоведению. Автор: Л.Д. Парфилова. к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая». 5 класс, М.: изд-во «Экзамен», 2005.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2012– 2013 учебный год. Комплект реализует федераль
ный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету «Природоведение».
Образовательная программа ОУ предусматривает:

Количество учебных недель – 34 (обоснование: Устав ОУ);

Количество учебных дней в неделю – 5;

Количество часов по предмету – 2 (Учебный план, 2004г.);

Общее количество часов на изучение природоведения в 5 классе составляет 68 часов.
Содержание учебного предмета

Введение (2 часа)

Как изучают природу?



Экскурсия

Природа неживая и живая.


Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры

звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.



Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

№1. Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария.

№2. Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий.

Практические работы

№1. Ориентирование на местности с помощью компаса.

№2. Ориентирование на местности по солнцу в полдень, и по часам.

№3. Определение сторон горизонта по звёздам.



Тестовая работа по теме «Вселенная».
Строение и свойства веществ (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких

и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.



Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа

№3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.



Тестовая работа по теме «Строение и свойства веществ».
Воздух (9 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение

воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с

высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха



Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Практическая работа

№4. Описание погоды за месяц.



Тестовая работа по теме: «Воздух».
Вода (4 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.


Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные работы

№4. Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

№5. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Экскурсия

Изучение работы текучих вод и ветра.


Почва – особое тело Земли (5 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни

организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.

Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия

Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды.



Тестовая работа по теме: «Организмы».
Растения – посредники между небом и землёй (6 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, условия их жизни.

Многообразие дикорастущих растений.

Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека.

Лекарственные растения.

Ядовитые растения.

Правила обращения с ядовитыми растениями.

Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные работы

№6. Распознавание органов цветкового растения.

№7. Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян.

№8. Определение названия растений.


Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа

№9. Узнавание съедобных и ядовитых грибов.



Животные – братья наши меньшие (8 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них.

Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни

в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для

жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Лабораторная работа

№10. Узнавание животных своей местности.


Человек, его здоровье и безопасность жизни (5 часов)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные

привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы,

ливней, под градом и др.)

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.



Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторные работы

№11. Определение показателей развития своего организма.



№12, 13, 14. Оказание первой медицинской помощи, при ушибах, при растяжении связок, при капиллярном и венозном кровотечении.

Тестовая работа по теме: «Человек, его здоровье и безопасность жизни».
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по природоведению

на конец 5-го класса.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • cтроение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.



Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Календарно – тематическое планирование

5 класс



п/п

Дата проведения

урока

Раздел учебной программы; тема урока;

темы лабораторных, практических, тестовых работ

Количество часов, отведённых на освоение программного материала

Основные виды

учебной деятельности










Введение.

2 часа




1.



Как изучают природу.

1

Слушание;

эксперимент;

опыт;

работа с книгой;



работа в тетради с печатной основой.

2.



Природа неживая и живая (экскурсия).

1


Описание;

наблюдение;

слушание;

составление;

вычерчивание;

доказательство;

объяснение наблюдаемых объектов;

написание отчётов.









Вселенная.

6 часов




3.



Звёзды на небе.

Лабораторная работа №1 «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария».


1

Перечисление;

определение;

нахождение;

написание сообщений;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.




4.



Земля – наш дом.

Лабораторная работа №2

«Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий.



Практическая работа №1

«Ориентирование на местности с помощью компаса».



1

Определение;

характеристика;

объяснение;

прогнозирование;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



5.



Оболочки Земли.


1

Перечисление;

определение;

прогнозирование;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


6.



Луна – естественный спутник Земли.


1

Объяснение;

слушание;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



7.



Солнце – вечный огонь Вселенной. Солнечная система.

Практическая работа №2

«Ориентирование на местности по солнцу в полдень, и по часам».



Практическая работа №3

«Определение сторон горизонта по звёздам».




1

Описание;

наблюдение;

практическое выполнение учебного задания;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


8.



Обобщающий урок по теме «Вселенная».

Тестовая работа по теме: «Вселенная».

1

Слушание;

анализ выступления учащихся;

обобщение;

алгоритм выполнения учебного задания.












Строение и свойства вещества.

11 часов




9.



Тела и вещества.

1

Сравнение;

соотношение;

характеристика;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


10.



Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Лабораторная работа №3

«Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел».




1

Слушание;

объяснение;

анализ работ;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


11.



Вещества и смеси.

1

Опыт;

наблюдение;

слушание;

объяснение;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



12.



Молекулы. Атомы. Элементы.

1

Объяснение;

самостоятельная работа с учебником;

работа в тетради с печатной основой.


13.



Движение частиц вещества.

1

Объяснение;

наблюдение;

сравнение;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


14.



Взаимодействие частиц.

1

Слушание;

опыт;


наблюдение;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


15.



Разнообразие веществ.

1

Объяснение;

демонстрация;

характеристика;

сравнение;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



16.



Явления природы. Физические явления.

1

Сравнение;

опыт;


наблюдение за демонстрациями;

объяснение наблюдаемых явлений;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



17.



Химические явления. Горение.

1

Наблюдение за демонстрациями опыта;

объяснение;

работа с книгой;

работа в тетради.



18.



Окисление.

1

Объяснение;

наблюдение за демонстрацией опыта;

слушание;

сравнение;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



19.



Строение и свойства вещества. Обобщающий урок.

Тестовая работа по теме: «Строение и свойства веществ».

1

Перечисление;

объяснение;

описание;

сравнение.









Воздух.


9 часов




20.



Воздух – смесь газов.

1

Объяснение;

слушание;

работа с схемами;

поиск необходимой информации;

просмотр презентации;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


21.



Свойства воздуха.

1

Работа с книгой;

наблюдение;

выполнение заданий;

систематизация учебного материала.



22.



Вес воздуха и атмосферное давление.

1

Демонстрация опытов;

наблюдение;

сравнение;

объяснение наблюдаемых явлений;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



23.



Изменение давления воздуха с высотой.

1

Представление;

демонстрация;

объяснение;

сравнение;

работа с книгой.


24.



Нагревание воздуха.

1

Объяснение;

слушание;

алгоритм выполнения учебного задания;

самостоятельная работа с дополнительной литературой.



25.



Изменения температуры воздуха с высотой.

1

Работа с картой;

определение;

работа с книгой.


26.



Ветер.

1

Просмотр презентации;

объяснение;

слушание;

наблюдение.




27.




Погода и её предсказание.

Практическая работа №4 «Описание погоды за месяц».

1

Слушание объяснений;

анализ выступлений;

самостоятельная работа с учебником;

наблюдение;

объяснение наблюдаемых явлений;

практическое выполнение учебного задания.



28.



Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения. Обобщающий урок.

Тестовая работа по теме: «Воздух».

1

Демонстрация опытов;

объяснение;

наблюдение.








Вода

4 часа




29.



Три состояния воды.

1

Работа с презентацией;

наблюдение;

сравнение;

описание;

показ опыта;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


30.



Тепловое расширение воды.

1

Демонстрация опыта;

наблюдение;

слушание;

систематизация знаний.

работа с книгой.


31.



Температура кипения воды и плавления льда.


1

Наблюдение за демонстрациями учителя;

просмотр презентации;

анализ схем;

объяснение наблюдаемых явлений;

работа с дополнительной литературой.


32.



Вода – растворитель. Работа воды в природе.

1

Объяснение;

слушание;

наблюдение за демонстрациями картин;

анализ проблемных ситуаций;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.









Горные породы

4 часа




33.




Внутреннее строение Земли. Горные породы.

Лабораторная работа №4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств».

1

Наблюдение за демонстрациями;

просмотр презентации;

слушание объяснений;

самостоятельная работа с учебником;

работа в тетради с печатной основой.


34.



Разрушение горных пород.

1

Объяснение;

сравнение;

наблюдение за демонстрациями;

анализ рисунков;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



35.



Полезные ископаемые. Металлы.

Лабораторная работа № 5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

1

Наблюдение за демонстрациями;

просмотр коллекций;

слушание;

сравнение;

работа с презентацией;

работа в тетради с печатной основой.



36.



Экскурсия «Изучение работы текучих вод и ветра».

1

Слушание;

наблюдение; анализ;

написание отчёта.








Почва – особое тело Земли

5 часов




37.



Образование почв и их разнообразие.

1

Работа с физической картой;

наблюдение за демонстрациями;

слушание;

просмотр презентации;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



38.




Состав и свойства почвы.

1

Наблюдение за демонстрацией опытов;

объяснение;

сравнение;

анализ работ;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



39.



Уход за почвой.

1

Наблюдение за демонстрациями;

работа с таблицей;

объяснение;

обсуждение;

просмотр презентации;

работа с книгой.



40.



Влияние растений на почву.

1

Работа с таблицей;

объяснение;

сравнение;

описание;

работа с книгой.


41.



Разрушение почв.

1

Работа с таблицей;

показ опыта;

наблюдение за демонстрацией опыта;

анализ таблицы, опыта;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.









Организмы

6 часов




42.



Организм и его свойства.

1

Объяснение;

слушание;

демонстрация таблиц, опыта;

наблюдение за демонстрациями;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



43.



Где живут организмы.

1

Просмотр презентации;

слушание объяснений;

наблюдение;

демонстрация таблиц;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



44.



Экскурсия в природу «Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды».

1

Описание;

наблюдение;

написание отчёта.


45.



Увеличительные приборы.

1

Наблюдение за демонстрациями;

Слушание объяснений;

работа с приборами;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


46.



Строение организмов.

1

Слушание объяснений;

анализ выступлений;

работа с презентацией;

написание сообщений;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



47.



Организмы (обобщающий урок).

Тестовая работа по теме: «Организмы».

1

Работа с таблицами, схемами;

работа с раздаточным материалом;

обобщение;

сравнение.









Растения – посредники между небом и Землёй

6 часов




48.



Признаки растения.

1

Наблюдение за демонстрациями;

сравнение;

описание;

объяснение;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



49.



Разнообразие растительного мира.

1

Слушание объяснений;

слушание и анализ выступлений;

самостоятельная работа с учебником;

отбор и сравнение материала;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



50.



Строение цветковых растений.

Лабораторная работа №6 «Распознавание органов цветкового растения».

Лабораторная работа №7

«Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян».



1

Наблюдение за демонстрациями;

слушание объяснений;

объяснение наблюдаемых объектов;

работа с учебником.



51.



Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека».

1

Наблюдение за демонстрациями;

объяснение наблюдаемых объектов;

просмотр презентации;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


52.



Красная книга растений.

Лабораторная работа №8

«Определение названия растений».



1

Просмотр презентации;

слушание объяснений;

самостоятельная работа с учебником;

выполнение заданий в рабочей тетради.



53.



Многообразие культурных растений.

1

Наблюдение за демонстрациями;

объяснение наблюдаемых объектов;

просмотр презентации;

выполнение заданий в тетради.









Грибы

2 часа




54.



Разнообразие грибов.

1

Слушание объяснений;

сравнение;

просмотр презентации;

наблюдение за демонстрациями;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



55.



Шляпочные грибы.

Лабораторная работа №9

«Узнавание съедобных и ядовитых грибов».




1

Объяснение;

сравнение;

описание;

наблюдение за демонстрациями;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.









Животные – братья наши меньшие

8 часов




56.



Признаки животных.

1

Объяснение;

сравнение;

описание;

наблюдение;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.




57.



Условия жизни и многообразие диких животных.

1

Наблюдение за демонстрациями;

анализ демонстраций;

самостоятельная работа с учебником.


58.



Значение диких животных и их охрана.

Лабораторная работа №10

«Узнавание животных своей местности».




1

Просмотр презентации;

наблюдение;

сравнение;

описание;

узнавание;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


59.



Домашние животные.

1

Слушание объяснений;

наблюдение;

описание;

сравнение;

работа с таблицей;

работа с книгой.




60.



Связи живого и неживого.


1

Объяснение;

наблюдение за демонстрациями рисунков, таблиц;

наблюдение;

сравнение;

описание;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


61.



Растения в вашем доме.

1

Наблюдение за демонстрациями;

сравнение;

описание;

поиск необходимой информации;

просмотр презентации;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


62.



Животные в вашем доме.

1

Слушание и анализ выступлений;

описание;

сравнение;

наблюдение.



63.



Ваш аквариум.

1

Наблюдение за демонстрациями;

просмотр рисунков;

объяснение наблюдаемых объектов.








Человек. Его здоровье и безопасность жизни

5 часов




64.



Человек и окружающая среда.

Лабораторная работа №11 «Определение показателей своего организма».


1

Организация наблюдения;

описание;

сравнение;

работа с таблицами;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



65.



Как беречь своё здоровье
и жизнь?

Лабораторная работа №12, 13, 14 «Оказание первой медицинской помощи, при ушибах, при растяжении связок, при капиллярном и венозном кровотечении».


1

Объяснение;

работа с таблицей;

наблюдение;

описание;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



66.



Вредные привычки и их предупреждение.


1

Наблюдение за демонстрациями;

показ презентации;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.



67.



Здоровый образ жизни. Обобщающий урок.

Тестовая работа по теме: Человек, его здоровье и безопасность жизни»

1

Наблюдение за демонстрациями;

слушание;

анализ плакатов.

просмотр слайдов;

анализ;

работа в тетради с печатной основой.



68.



Обобщающий урок за курс 5 класса «Природоведение. Природа. Живая и неживая»

1

Работа с таблицами;

наблюдение;

описание;

работа с книгой;

работа в тетради с печатной основой.


следующая страница >>



Как ты причесана, так тебя и слушают. Янина Ипохорская
ещё >>