Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная... 5 1176.04kb.
Рабочая программа мировая художественная культура для основного общего... 1 96.47kb.
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» 1 183.8kb.
Рабочая программа по предмету мировая художественная культура 3 363.43kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» 3 388.7kb.
Рабочая программа По учебному предмету Мировая художественная культура... 1 113.24kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Пояснительная записка Образовательная область: искусство Предмет... 1 174.66kb.
Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014... 1 93.6kb.
Программа мировая художественная культура для основного общего образования 5 954.1kb.
Кроссворд по предмету "предмету Мировая художественная культура (мхк) 1 10.27kb.
Книга десятая греческий текст (Проект "Perseus") Перевод А. 2 492.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, примерной программы по для основного общего образования с учётом авторской программы Г.И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011. -190, [2] с.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс: /Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова,– М.: Дрофа, 2012г.

Рабочая программа по искусствознанию для 5-х классов рассчитана на 35 часов в год, из расчёта 1 часа в неделю.

С целью реализации практических задач курса «Искусствознание» в 5 классе специально выделены часы на уроки контроля за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов.

Другими формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются; анализ и оценка учебных, творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству.



Образовательные цели и задачи курса:

-изучение шедевров мирового искусства, созданных в разные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

-формирование и развитие представлений о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

-осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

-осознание единства, многообразие и национальной самобытности культур различных народов мира;

-освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

-знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

-интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.



Воспитательные цели и задачи курса:

-помощь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

-способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

-подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;

-создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Обучение искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.



Актуальность программы в том, что она направлена на формирование духовной культуры учащихся, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Новизна данной рабочей в том, что в условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Поэтому при планировании уроков искусства в 5 классах важно учитывать не только требования к содержанию, но и к результатом образования и воспитания учащихся средствами мировой художественной культуры. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.



Личностные:

-формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;

-развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

-накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;

-формирование творческого отношения к проблемам;

-развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

-гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

-подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.



Метапредметные:

-формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

-выявление причинно-следственных связей;

-поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

-формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

-применение методов познания через художественный образ;

-использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

-определение целей и задач учебной деятельности;

-выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

-самостоятельная оценка достигнутых результатов.

По предмету:

-наблюдение ( восприятие) объектов и явлений искусства;

-восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

-осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

-усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

-усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;

-различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественно формы от цели творческого замысла;

-классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;

-осознание ценности и места отечественного искусства; появление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

-уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

-формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи.

-развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;

-умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

-реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве;



Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.


Основные дидактические принципы.

Рабочая программа предусматривает изучение искусствознания на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.



Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают преемственность каждого этапа. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как культурно-историческая эпоха, колыбель цивилизации.

Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс искусствознания закономерно и логично встраивается в общую систему предметов гуманитарно-эстетического цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, история, обществознание. Интегративные подходы в изучении курса позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарии, понятийный аппарат, общие закономерности.

Школьники учатся сопостовлять,сравнивать разнооборазные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, у них развивается альтернативное и вариативное мышление. В программе намечены пути объединение гуманитарных предметов посредством сквозных идей (социальных, философских, религиозных) или опирающихся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно через использование межпредметных и внутрепредметных связей, создание интегрированных курсов и развитие проектно – исследовательской, творческой деятельности ученика.

Принцип вариативности. Реализация этого принципа в процессе изучения курса предполагает возможность педагога выбирать различные методические подходы с учётом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество),выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения.

Принцип дифферентации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. На протяжении всего учебного времени необходимо развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересными и вкусами. Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.

Содержание курса

Главные приоритеты изучения искусства в 5 классе сосредоточены на решении задач наблюдения (воспитания) учащимся произведений мировой художественной культуры, раскрытие закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.

В курсе античной, славянской мифологии основной акцент делается на образной и сюжетно-событийной стороне изучаемых произведений, представлении системы общечеловеческих ценностей и моральных норм. выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.

Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности.

В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедийных технологий с умением импровизировать.

Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.

Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы: - метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету «Искусствознание» 5 класс

Требования к знаниям

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать/понимать:


  • мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;

  • причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.


Требования к умениям

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

уметь:


  • сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).


Требования компетенции

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.


Формы контроля знаний обучающихся

В педагогической практике преподавания искусствознания существуют различные формы контроля знаний обучающихся:



  • высказывания учеников на семинаре, «круглом столе», диспуте;

  • письменные размышления по проблеме литературного, живописного, музыкального произведения;

  • составление сравнительных таблиц;

  • собственное литературное, музыкальное, художественное творчество;

  • театрализованное представление эпохи;

  • выпуск художественного альманаха.


Учебно-тематический план «Искусствознание»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

сообщения

творческая работа

кроссворд

викторина

тесты

Тема года: Вечные образы искусства. Мифология.

1

Введение

1










I.Сюжеты и образы античной мифологии. 27ч.


2

Сотворение мира

1










3

Бог- громовержец Зевс

2










4

Окружение Зевса

1










5

Прометей - «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий»

2

1







6

Посейдон - владыка морей

1




1




7

Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии»


1







1

8

Бог огня Гефест

1

1







9

Афина-богиня мудрости и справедливой войны.


2




1




9

Лики Аполлона.

2










10

Аполлон и музы Парнаса

1

1







11

Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии»


1







1

12

Орфей и Эвридика.

1




1




13

Артемида-покровительница охоты.

1

1







14

Арес - неукротимый бог войны.

1




1




15

Триумф Диониса.

1

1







16

У истоков театрального искусства.

1

1







17

Афродита –богиня любви и красоты.

2

1







18

Нарцисс и Эхо.

1




1




19

В сетях Эрота.

1

1







20

Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии»


1







1

21

Амур и Психея.

1




1




22

Богиня цветов Флора.

1

1







II. Мифология древних славян. 7ч.


23

Введение

1










24

Перун – бог грома и молнии. Велес.

1




1




25

Дажьбог.

1

1







26

Макошь.

1

1







27

Лада.

1

1







28

Купало, Ярило, Кострома.

1

1







29

Итоговый урок. Тест.

1







1







35











5 Класс

СТРУКТУРА КУРСА

На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.



«Вечные образы искусства. Мифология».

Введение 1 час

Мифология как система образов и представлений о жизни. Глубина художественного обобщения важнейших сторон бытия. Исходные понятия нравственности – залог «вечной» жизни её сюжетов и образов.



I. Сюжеты и образы античной мифологии

1. Сотворение мира 1 час

Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира . Возникновение Космоса из хаоса в поэме Овидия «метаморфоза»

2. Бог-громовержец Зевс 2 часа

Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер власти между ними, Посейдоном и Аидом. Схватка Богов и титанов и её интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.

3. Окружение Зевса. 2 часа

Гора Олимп – место вечного обитания богов. 12 богов – олимпийцев : Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса «Илиада». Пир богов на западном фризе Парфенона.



4. Прометей-«сквозь тысячелетия вперед смотрящий». 2 часа

Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей»,создающий первого человека». Басни Эзопа о Прометее.



5. Посейдон-владыка морей. 1 час

Посейдон-(Нептун)-один из главных олимпийских богов , владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.



6. Бог огня Гефест. 1 час

Гефест (Вулкан) - бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест - мастер «золотые руки». Циклопы – помощники Гефеста.



7.Афина-богиня мудрости и справедливой войны. 2 часа

Распространение культа Афины (Миневры) в Древней Греции, ее заслуги перед народом . Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронте Парфенона на Акрополе.



8.Лики Аполлона. 2 часа

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различных культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.



9.Аполлон и музы Парнаса. 2 часа

Аполлон Мусагет-покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона – лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г.Гейне «Бог Аполлон».



10. Орфей и Эвридика. 1 час

Миф об Орфее и Эвридике – миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях диких зверей», римская мозаика. Скульптурная группа А. Кановы «Орфей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста , трагичность позы , напряженная и эмоциональная динамика движений героев . Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия



11. Артемида-покровительница охоты.1 час

Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), её основные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света.



12. Арес - неукротимый бог войны.1 час

Арес(Марс)-коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Богиня раздора Эрида- постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны ( щит, шлем с пером, меч или копьё).



13. Триумф Диониса.1 час.

Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф « Рождение Диониса»



14. У истоков театрального искусства.1 час

Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинках Н.Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Менада» художественная выразительность спутницы Диониса, запечатленная в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувства экспрессии и власти стихийного прорыва. Скульптура Праксителя « Отдыхающий сатир»



15. Афродита – богиня любви и красоты. 2 часа.

Гармония духа и красоты, воплощённая в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Милосская» .Нежность и целомудренная красота, запечатленные в образе. Миф о рождении Афродиты и его версию « Трон Людовизи». Величественное явление в мир, ощущение гармонии и свободы, передача тончайших нюансов возвышенного и светлого чувства.



16. Нарцисс и Эхо.1 час.

Венера, покровительствующая влюблённым и преследующая тех, кто отвергает любовь. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в « Метафорхозах» Овидия.



17. В сетях Эрота.1 час.

Эрот ( Амур, Купидон) - юный бог любви, рождённый Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота сначала в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла «Антигона» ) и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа).



18. Амур и Психея.1 час.

Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение человеческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывает сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи. Панно М. Дени «Пролетающий Амур поражен красотой Психеи».



19. Богиня цветов Флора.1 час.

Флора (гр.- Хлорида) – италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Её отождествление с греческой богиней цветов Хлоридой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии – празднества в её честь.



II. Мифология древних славян.

Введение. 1 час.

Судьба языческой славянской мифологии в истории русской духовной культуры, её связь с античной мифологией. Происхождение богов и особенности их изображения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия – главный источник знаний о славянской мифологии. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А.Н. Афанасьева и стихотворение К.Д.Бальмонта «Славянское Древо».



20.Перун – бог грома и молнии. 1 час.

Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния(тетушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый вторник». Главный праздник громовержца – Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером.



21. Велес. 1 час.

Велес – покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучие. Чествование Велеса в Масленицу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Перуна, воплощение существа змеиной породы.



22. Дажьбог. 1 час.

Дажьбог – один из главных богов восточных славян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхождении его имени. Что объединяет греческого бога Гелиоса с восточнославянским Дажьбогом.



23. Макошь. 1 час.

Макошь - богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия – обязательный атрибут её изображения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.



24. Лада. 1 час.

Лада (Ладо) - божество, покровительствующее семье и браку. Общность с греческой богиней любви Афродитой. Особый культ богини в Киеве, характерные особенности изображения. Почетное место среди других божеств славянского пантеона.



25. Купало, Ярило, Кострома. 1 час.

Купало, Ярило и Кострома – персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Существующие версии происхождения их имен.



Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Методические пособия для учителя:

Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1999.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2009.

Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История культуры. М., 2008.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2003.

История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и  И.В. Рязанцева.    М., 1991.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.

Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,2006.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2012г.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1999.

Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2010.


Дополнительная литература для учащихся:

Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

Данилова Г.И..Мировая художественная культура; 5 класс:: Учебник М. «Дрофа»,2012

555 шедевров мировойй живописи. Электронное собрание

Шедевры архитектуры. 250 шедевров зодчества в рассказах, иллюстрациях, видеофрагментах.

Шедевры русской живописи. Мультимедийное учебное пособие(33 интерактивных видеоурока)

Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

Эрмитаж. Выпуск 2. Учебный фильм на СD

Рафаэль Санти »(обучающие и развивающие программы серии «Музыка и живопись доля детей»)

Сокровища России. Введение в русское искусство.

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

Петергоф.Электронный путеводитель.

Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства. Автор текста - Л.А. Рапацкая.

Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и средневекового Востока. Автор текста - Л.А. Рапацкая.

Мультимедийное приложение к тому «Культуры мира» серии «Энциклопедия для детей «Аванта +»».(CD)



Слайды и слайд-альбомы

1.Уколова В.И. Древние цивилизации: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

2.Черных А.П. Цивилизация средневекового Запада: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 100 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

3.Уколова В.И. Ренессанс и Реформация: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 100 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент. /В.И. Уколова. - 2-е изд., стереотип.- М.: Центр Планетариум, 2003.- (Серия слайд- альбомов «История мировых цивилизаций»).

4.Уколова В.И. Европа в эпоху Просвещения: Комплект: Слайд-альбом для общеобразовательной школы из 120 слайдов и методического пособия: Фотодокумент.

5.Токарева Е.С., Саплин А.И. Европа. XIX век.: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент

6.Токарева Е.С., Саплин А.И. Европа. XIX век.: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

7.Фролова И.Н. Славянские образы с древности до наших дней: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

8.Казинцева М.В.Иерархия святых: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент

9.Казинцева М.В.Двунадесятые праздники: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

10.Лисова К.Л. Киев- мать городов русских: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

11.Черникова Т.В. Северная Пальмира: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 40 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

12.Лисова К.Л. «Господин Великий Новгород»: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

13.Черникова Т.В. Во власти муз: слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

14. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Серебряный век. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

15. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Двадцатые годы. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

16.Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Сталинский период. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент

17. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Война и послевоенный период. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

18.Максимова Н.А., Ситникова О.А. Культура России в XX веке. Оттепель. Застой. Перестройка. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

19.Россия. XX век [Видеозапись]: Комплект (13 видеокассет). Вып. 9. Русская культура в начале века. Философия. Литература. Театр. Фильм 10, часть 2.

20.Россия. XX век [Видеозапись]: Комплект (13 видеокассет). Вып.10. Русская культура в начале века. Живопись. Архитектура. Музыка. Фильм 10, часть 3.

21. Москва. Страницы истории (XII- XIX века) [Видеозапись]

22.Знаменитые московские особняки - 1. [Видеозапись]

23.Старая Москва в фотографиях [Видеозапись]

24.Великий Храм России. Страницы жизни, гибели и воссоздани. 1813-1931-2000 [Видеозапись].

25. Храм Покрова на Красной площади. [Видеозапись]

26.Большой Кремлёвский Дворец [Видеозапись].

27.Императрица и зодчий.

28. Петровский дворец. Последняя остановка перед Кремлём. [Видеозапись] 21.Московский Кремль. [Видеозапись]

29.Художники России. [Видеозапись]

30.Художники России - 2. [Видеозапись]

31.Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. [Видеозапись]

32.Сокровищница народного творчества. [Видеозапись]

33.Что такое искусство. [Видеозапись]

34.Декоративно-прикладное искусство. [Видеозапись]

35.Московский модерн. [Видеозапись]

36.Открытие Москвы. [Видеозапись]

37.Великий Эрмитаж. [Видеозапись]

38.Искусство русского авангарда. [Видеозапись]

39.Третьяковская галерея. [Видеозапись]

40.Московский Кремль [Видеозапись]
Интернет-ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Материально-техническое обеспечение рабочей программы:

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2.Комплект наглядно-демонстрационных репродукций картин мировой живописи.

Технические средства обучения

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

- сканер;

- DVD;


- музыкальный центр.




Хороший роман говорит правду о своем герое, плохой — о своем авторе. Гилберт Честертон
ещё >>