Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и - страница №1/1
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно – творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В рабочей программе по изобразительному искусству в 4 классе выделены три основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Жизнь, труд и искусство»; «Жизнь и творчество»; «отражение жизни в образах».
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально – пространственных искусств на виды: изобразительное – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно – прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Изучение изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
-
Развитие способностей к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
Освоение первичных знаний о мире пластических искусств; изобразительном, декоративно – прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-
Овладение элементарным умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. всего на изучение программного материала отводится 35 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс разработана на основе учебно – методического комплекса «Школа 2100», а именно авторской программы Куревина О.А., Ковалевской Е.Д.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно – познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
-
Воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
-
Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
-
Анализировать результаты сравнения;
-
Объединять произведения по видам и жанровым признакам;
-
Работать с простейшими знакомыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
-
Решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
-
Создавать творческие работы на основе собственного замысла;
-
Формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах;
-
Работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
-
Участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
-
Конструировать из бумаги макеты детских книжек;
-
Складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции;
-
Передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В конце 4 класса учащиеся должны уметь:
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
В конце 4 класса учащиеся должны знать:
- новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи – мемориалы;
- что в сознании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСА.
Учебная дисциплина
|
класс
|
Программа, кем рекомендована и когда
|
Тип программы
|
Кол-во часов в неделю
Общее кол-во часов
|
Базовый учебник
|
Методическое обеспечение
|
Дидактическое обеспечение
|
Изобразительное искусство и художественный труд
|
4 класс
|
Программа авторов: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
|
государственная
|
1 час в неделю
35 часа
|
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская
«Разноцветный мир»
Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»
|
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская
«Разноцветный мир»
|
Альбом, кисти, гуашь, карандаши, мелки, пластилин, портреты и работы художников.
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Наименование темы
|
Общее кол-во часов
|
теория
|
практика
|
1.
2.
3.
4.
|
Монументально декоративное искусство
Новые виды искусства
На пути к мастерству.
Учимся видеть и говорить на языке искусства
|
4
2
11
18
|
3
2
8
18
|
1
3
|
|
|
35
|
31
|
4
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Вид контроля
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
МОНУМЕНТАЛЬНО – ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
|
1
|
Рождение монументальной живописи.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
|
Уметь выполнять наброски по своим замыслам
Знать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.
|
Текущий контроль. Вопросы, с.2-3
|
|
|
|
2
|
Фреска
|
1
|
Комбинированный урок
|
Различать основные и составные, тепловые и холодные цвета. Жанры живописи.
|
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла.
|
Текущий контроль. Самостоятельная работа.
|
|
|
|
3
|
Мозаика и витраж.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Применять основные средства художественной выразительности в живописи по памяти и воображению
|
Знать основные средства художественной выразительности
|
Текущий контроль. Самостоятельная работа.
|
|
|
|
4
|
Русская икона.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Применять основные средства художественной выразительности в живописи по памяти и воображению
|
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа
|
Текущий контроль. Самостоятельная работа.
|
|
|
|
Новые виды искусства
|
5
|
Дизайн.
Что такое дизайнерский проект.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников. В. Серов
|
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа
|
Тематический контроль
|
|
|
|
6
|
Фотография.
Художественная фотография.
|
1
|
Урок применения знаний и умений
|
Изображение с натуры, по памяти, воображению
|
Уметь под контролем учителя выстраивать процесс выполнения задания
|
Текущий контроль.
практикум
|
|
|
|
На пути к мастерству
|
7
|
Родная природа.
«Печальная, но дивная пора»
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Обогащение опыта восприятия художественного произведения
|
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.
|
Текущий контроль
|
|
|
|
8
|
Передача светотени цветными карандашами.
Штриховка цветными карандашами.
|
1
|
Урок проверки и коррекции знаний и умений
|
Использовать рисунки, чертежи, эскизы в своей деятельности
|
Знать способ получения объемных на основе развертке
|
Самостоятельная работа.
Текущий контроль
|
|
|
|
9
|
Передача светотени простым карандашом.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства
|
Уметь высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства
|
Текущий контроль
|
|
|
|
10
|
Композиция на заданную тему.
|
1
|
Урок применения знаний, умений
|
Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
|
Уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке
|
Текущий контроль.
Разметка с опорой на чертеж
|
|
|
|
11
|
Зарисовка животных.
|
1
|
Урок обобщения и систематизация знаний.
|
Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
|
Уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке
|
Текущий контроль.
Разметка с опорой на чертеж
|
|
|
|
12
|
Композиция и ее основные законы.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
игрушки
|
Иметь представление о культурологическом понятии «игрушка»
|
Текущий контроль.
|
|
|
|
13
|
Родная история искусства и ее основные законы.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Осуществлять декоративное оформление
|
Уметь реализовывать творческий замысел
|
Текущий контроль.
Самостоятельная работа
|
|
|
|
14
|
Линейная перспектива.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Обогащение опыта восприятия художественного произведения
|
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.
|
Текущий контроль.
Самостоятельная работа
|
|
|
|
15
|
Родная история и искусство.
Подвиг народа.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Применять основные средства художественной выразительности
|
Знать цветовую гамму
|
Текущий контроль.
Самостоятельная работа
|
|
|
|
16
|
Фигура человека.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Применять основные средства художественной выразительности
|
Знать цветовой круг, гамму.
|
Текущий контроль.
Самостоятельная работа
|
|
|
|
17
|
Китайский рисунок кистью.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Различать основные изобразительные средства
|
Уметь выполнять наброски по своим замыслам
|
Текущий контроль
|
|
|
|
Учимся видеть и говорить на языке искусства
|
18
|
Эрмитаж.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Знакомство с растушёвкой
|
Знать основные средства выразительности
|
Тематический
|
|
|
|
19
|
По залам Эрмитажа. Шедевры мировой живописи.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Обогащение опыта восприятия художественного произведения
|
Знать понятия:
Декорировать, декоративное панно
Уметь работать с природным материалом
|
Текущий контроль
|
|
|
|
20
|
Италия.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Обогащение опыта восприятия художественного произведения
|
Уметь работать с природным материалом
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
21
|
Франция.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Применять средства художественной выразительности
|
Уметь рисовать с натуры
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
22
|
Фландрия.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Обогащение опыта восприятия произведений
|
Уметь соотносить целое и части
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
23
|
Голландия.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Применять основные средства художественной выразительности в живописи по памяти и воображению
|
Уметь определять возраст изображенных людей
|
Текущий контроль
|
|
|
|
24
|
Англия.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Выполнять наброски
|
Уметь выполнять наброски по замыслам с соблюдением пропорций
|
Текущий контроль
|
|
|
|
25
|
Испания.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Расширение сведений об основных художественных промыслов России.
|
Уметь выполнять Хохломскую роспись
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
26
|
Германия.
|
1
|
Урок развития умений и навыков
|
Уметь высказывать оценочные высказывания.
|
Уметь выполнять орнамент
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
27
|
Дизайн. Архитектура.
|
1
|
Урок развития умений и навыков
|
Реализовывать творческий замысел
|
Уметь выполнять технику по сырому
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
28
|
Рисование различными материалами.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа
|
Уметь выполнять работу в технике - отпечатка
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
29
|
Рисование животных.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Обогащение опыта восприятия произведений
|
Знать билибинский стиль
|
Текущий контроль
|
|
|
|
30
|
Работа в технике отмывки.
|
1
|
Урок развития умений и навыков
|
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа
|
Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
31
|
Пропорции фигуры человека.
|
1
|
Урок развития умений и навыков
|
Знать основные понятия
|
Знать названия букв
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
32
|
Изготовление модели человеческой фигуры.
|
1
|
Урок развития умений и навыков
|
Уметь реализовывать творческий замысел
|
Уметь реализовывать творческий замысел
|
Текущий контроль
|
|
|
|
33
|
Пропорции сказочных персонажей.
|
1
|
Урок развития умений и навыков
|
Участвовать в диалоге-обсуждении содержания и выразительных средств
|
Знать понятия театр, театральный художник, декорация, костюмы
|
Текущий контроль
|
|
|
|
34
35
|
Дизайнерский проект.
|
2
|
Урок развития умений и навыков
|
Иметь представления о музеях
|
Знать отдельные произведения художников
|
Текущий контроль
|
|
|
|