Пояснительная записка программа составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (пр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дистанционного обучения для подготовки к Всероссийской... 1 318.31kb.
Программа дистанционного обучения для подготовки к Всероссийской... 1 327.31kb.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике... 1 275.59kb.
Пояснительная записка Статус документа 1 286.41kb.
Руководитель мо 1 209kb.
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном... 1 178.94kb.
Пояснительная записка Статус документа 1 207.26kb.
Пояснительная записка Статус документа 1 216.53kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 10-12 классов... 12 2136.19kb.
Программа по истории России для 7-9 классов. Пояснительня записка... 1 367.36kb.
Рабочая программа по истории в 10 классе разработана на основе: Федерального... 6 775.94kb.
Календарь слово календарь произошло от латинских слов "caleo" – провозглашать... 1 183.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка программа составлена на основе государственного стандарта среднего - страница №1/1


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень). Используется технология модульного обучения.

Представлен курс истории России, охватывающий период с конца XIX в. до завершения первого десятилетия XXI в. Отдельными блоками выделены культура, источниковедение, историография, хронология. Предусмотрено включение регионального компонента – истории Кубани.



Целью данной программы является углубленное изучение курса истории в рамках подготовки учащихся к участию в этапах Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Задачами программы являются:

а) развитие



  • исторического мышления;

  • творческих способностей;

  • умения воспринимать, анализировать, сопоставлять информацию;

  • способности понимать историческую обусловленность, значимость явлений и процессов, определять собственную позицию;

  • навыков работы с историческими источниками (классифицировать исторические источники по типу информации, осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника, проводить комплексный поиск исторической информации);

  • умения работать с отображениями информации в различных знаковых системах (текст, карта, рисунок, таблица, схема);

  • умения формулировать и аргументировать собственное мнение в рамках дискуссионных проблем истории;

  • способности формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

  • умения представлять результаты индивидуальной историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения (эссе);

  • навыков выполнения олимпиадных заданий;



б) углубление и систематизация знаний:

  • о прошлом и настоящем человечества;

  • о взаимосвязях и особенностях истории России и мира;

  • о структуре и методах исторического знания;

  • о вспомогательных исторических дисциплинах;

  • об историографии.

Данная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов.

Срок реализации программы составляет 1 семестр (второе учебное полугодие). Данная программа рассчитана на 76 часов, включает 2 модуля (36 и 40 часов соответственно). Занятия проводятся в двух формах: лекции и практические занятия.

Проверка знаний осуществляется в форме итоговых контрольных работ.

Текущий контроль проводится в процессе практических занятий.
Программа включает восемь разделов:


  1. пояснительная записка;

  2. учебно-тематический план;

  3. содержание изучаемого курса;

  4. ожидаемые результаты программы;

  5. материально-техническое обеспечение;

  6. список учебной и учебно-методической литературы;

  7. приложение 1: Итоговая контрольная работа № 1;

  8. приложение 2: Итоговая контрольная работа № 2.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Подчеркнем, что особенностью модульной технологии является индивидуальный подход к каждому обучаемому, таким образом:

а) время изучения отдельной темы внутри модуля не может быть точно определено (только рекомендовано) и зависит от того, как интенсивно ученик осваивает материал, а также от уровня его исходной подготовки;



б) перечень изучаемых тем и объем их изучения может быть изменен в зависимости от исходных знаний и потребностей ученика. Обучаемый, наравне с преподавателем, принимает участие в корректировке программы обучения.
Модуль I.



Наименование разделов, бло­ков, тем

Общее коли­чество часов

Теорети­ческие занятия

Практи­ческие занятия

Россия в конце XIX – начале XXI в.

1.

Российская империя 1894 – 1914: социальное, экономическое, политическое развитие.

4

2

2

2.

Внешняя политика России на рубеже XIX ­– ХХ в. Россия в первой мировой войне

4

2

2

3.

Россия в годы революции и гражданской войны

4

2

2

4.

Развитие советского общества в 20–30 годы ХХ в.

4

2

2

5.

Вторая мировая война в истории России. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

4

2

2

6.

СССР в 1945–1953.

2




2

7.

СССР в 1953– 1964: попытки реформирования.

2




2

8.

СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

4

2

2

9.

Перестройка в СССР (1985–1991)

2




2

10.

Российская Федерация 1991–1999 г.

4

2

2

11.

Россия в начале ХХI

2

2




Итого модуль I

36

16

20


Модуль II.



Наименование разделов, бло­ков, тем

Общее коли­чество часов

Теорети­ческие занятия

Практи­ческие занятия

Культура России

1.

Культура дореволюционной России: традиции и новации

4

4




2.

Духовная жизнь Серебряного века

2




2

3.

Феномен двух культур. Рождение советской культуры.

2

2




4.

Культура Великой Отечественной войны и "позднесталинского" периода

4

2

2

5.

"Оттепель" в духовной жизни. Противоречия культуры "брежневского" периода. Изменения второй половины 1980-х гг.

2




2

6.

Культура и наука Российской Федерации

2

2




Исторические источники новейшей истории России




Источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина.

2

2







Специфика исторических источников новейшей российской истории.

4

2

2

Основы исторической хронологии




Историческая хронология как дисциплина. Календарные системы в исторической ретроспективе.

2

2







Системы летоисчисления в истории России

2

2




Дискуссионные аспекты российской истории




Дискуссия в истории: теория и практика.

2

2







Дореволюционная история России в контексте историографических дискуссий.

6




6




Новейшая история России: дискуссионные проблемы

6




6

Итого модуль II

40

20

20

III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА



Модуль I.

Россия в конце XIX – начале XXI в.

Тема 1.

"Российская империя 1894 – 1914: социальное, экономическое, политическое развитие"

Особенности административно-территориального устройства России. Сословные, этнические, конфессиональные характеристики населения – по материалам Переписи 1897 г. Демографические изменения начала ХХ в.

Особенности, цели, задачи российской модернизации. Дискуссия о месте России в мировой экономике начала XX в. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства и частного капитала в экономической жизни страны. Отечественный и зарубежный капитал в России. Реформы С.Ю. Витте. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Вступление на престол Николая II. Структура власти. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже ХIХ-ХХ веков. Консервативные, либеральные, демократические, социалистические, националистические движения: состав, цели, методы.

Революция 1905 –1907 гг.: выступления подданных – реакция власти. Становление российского парламентаризма. I и II Государственные Думы: состав, деятельность, причины роспуска. Третьеиюньская монархия. Борьба властей с оппозицией и революционным движением. Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее политические и экономические последствия. Деятельность III и IV Государственной думы. Ужесточение этнической политики. Нарастание революционных настроений.

Экономическое и социальное развитие Кубанской области и Черноморской губернии в начале XX в.
Тема 2.

"Внешняя политика России на рубеже XIX – ХХ в. Россия в первой мировой войне"

Модернизация целей и задач внешней политики в конце XIX в. Гаагские конференции (1899, 1907). Русско-японская война. Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в.

Причины первой мировой войны. Готовность России к войне. Военные операции с участием российской армии. Экономика в 1914 – 1916. Власть, общество, оппозиция в 1914 – 1916.

Кубанское казачество в первой мировой войне.


Тема 3.

"Россия в годы революции и гражданской войны"

Революционные события февраля 1917 г. Причины падения самодержавия. Фактор первой мировой войны. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Внутренняя политика Временного правительства. "Революционное оборончество" - сторонники и противники. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Большевизация Советов. Провозглашение и утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Отделение церкви от государства и восстановление патриаршества. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Борьба в партии большевиков и Советском правительстве по вопросу о путях выхода из мировой войны. Брестский мир и его итоги. Создание РСФСР. Конституция 1918г. Установление однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках гражданской войны. Цели и идеология противоборствующих сторон. "Зеленое" движение. Политика "военного коммунизма". Белый и красный террор. Причины поражения белого движения. Коминтерн. Война с Польшей и провал курса на мировую революцию.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. "Малая гражданская война". Кронштадтский мятеж. Преследование Русской православной церкви. Северо-Западный Кавказ в период Гражданской войны и революции.

Тема 4.

"Развитие советского общества в 20–30 годы ХХ в."

Причины перехода к новой экономической политике. Основные направления и нэпа. Успехи, противоречия и кризисы нэпа. Денежная реформа. Роль государства в экономике периода нэпа. Власть в условиях нового курса. Внутрипартийная борьба, приход к власти И.В. Сталина. Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Слом нэпа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Индустриализация, ее источники и результаты. Техническая реконструкция народного хозяйства. Развитие новых отраслей промышленности. Складывание индустриальной базы на востоке страны. Создание военно-промышленного комплекса. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации

Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления страной. Мобилизационный характер советской экономики. Дискуссии о советском типе государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии, их мотивы, направленность и последствия. Создание системы исправительно-трудовых лагерей. Раскол в РПЦ. Апогей политических репрессий (1937-1938). Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-х гг.

Внешнеполитическая деятельность Советской России и СССР в 20-е гг.: цели, задачи, стратегия. Раппало и "полоса признания". Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Идея "мировой революции" в контексте существования Коминтерна. СССР и национально-освободительные движения 20-30-х гг. Политика "умиротворения" стран Запада. Мюнхенский кризис. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-Гол. Советско-англо-французские переговоры. Пакт Молотова-Риббентропа.
Тема 5.

Вторая мировая война в истории России. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

Причины второй мировой войны. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Советско-финляндская война. Расширение территории Советского Союза. Рост советско-германских противоречий. Меры по укреплению обороноспособности СССР: введение всеобщей воинской повинности, формирование государственных материальных резервов, изменения в трудовом законодательстве, техническая модернизация вооруженных сил. Состояние Красной Армии накануне войны: развитие военно-теоретической мысли, материально-техническая база, подготовка командного состава.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск-агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Советские полководцы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин, И.Д. Черняховский, А.И. Покрышкин

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Интенсификация труда и военная дисциплина на производстве. Советские люди в плену и оккупации. Кубань в военные годы. Многонациональная страна в борьбе с фашизмом. Героизм народа на фронте и в тылу. Идеология в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Советские дипломаты: В. М. Молотов, М.М. Литвинов, И.М. Майский, А.М. Коллонтай. Проблема второго фронта. Ленд-лиз и его значение.

Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира. Расширение территории Советского Союза.



Тема 6.

"СССР в 1945–1953"

Социально-экономическое положение СССР после войны.

Экономические дискуссии 1945–1946. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Послевоенный ГУЛАГ. Холодная война; споры о ее причинах и характере. Гонка вооружений и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Корейский конфликт. Берлинский кризис 1948–1949.
Тема 7.

"СССР в 1953– 1964: попытки реформирования"

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. Начало реабилитации жертв репрессий. Поиск путей реформирования страны. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Концепция построения коммунизма.

Основные черты Научно-технической революции и ее проявления в СССР. Экономические реформы 1950-х - начала 1960-х гг. и причины их неудач. Социальная политика.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Военно-политические союзы. Наращивание вооруженных сил. Проблемы разоружения. Характер взаимоотношений СССР с социалистическими странами. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х - начала 1960-х гг. Карибский международный кризис и его значение.



Тема 8.

"СССР в середине 1960-х – начале1980-х гг."

Попытки экономических реформ середины 1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. Падение рентабельности экономики, снижение темпов научно-технического прогресса и возникновение зависимости от импорта продовольствия. Дефицит товаров народного потребления, развитие "теневой экономики" и коррупции. "Застой" как проявление кризиса советской модели развития.

Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Нарастание социальной элитарности в условиях господства партийно-государственной системы. Теория развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. Международные обязательства СССР по соблюдению прав человека. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х - начала 1980-х гг. Советский Союз и кризисы в странах Восточной Европы. "Доктрина Брежнева". Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.


Тема 9.

"Перестройка в СССР (1985–1991)"

Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия "ускорения" и ее итоги. Лишение КПСС хозяйственных функций. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства и рыночной экономики. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика перестройки и гласности. Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Дискуссии о переосмысление прошлого, реабилитация жертв политических репрессий. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Распад системы централизованного управления. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества.

Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. Подготовка нового союзного договора. Августовские события 1991 г., их последствия.

"Новое политическое мышление" и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Поиск путей завершения "холодной войны". Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. СССР и объединение Германии. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников. Распад мировой социалистической системы.
Тема 10.

"Российская Федерация 1991–1999 г."

Кризис власти: последствия неудач политики "перестройки". "Парад суверенитетов". Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Становление новой российской государственности. Причины и последствия политического кризиса сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Усиление роли президентской власти в политической системе страны.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Молодежные движения. Возрождение Кубанского казачества. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. Российская Федерация и страны Содружества независимых государств.

Переход к рыночной экономике. "Шоковая терапия". Трудности и противоречия экономического развития 1990-х гг.: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Изменение характера и направленности внешнеэкономических связей России. Рост внешней задолженности. Дискуссия о результатах радикальных либеральных реформ. Попытки коррекции курса реформ.

Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г.: базовые принципы и практическая реализация. Отношения с традиционными внешнеполитическими партнерами. Россия и страны ближнего зарубежья.
Тема 11.

"Россия в начале ХХI"

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Укрепление правовой базы реформ. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г. Выборы депутатов Государственной Думы 2007 г. и президентские выборы 2008 г. Тенденции и перспективы современного политического развития России.



Участие России в формировании международно-правовой системы. Российская Федерация в ООН. Россия в мировых и европейских интеграционных процессах. Россия и НАТО. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Модуль II.

Блок 1. Культура России

Тема 1.

"Культура дореволюционной России: традиции и новации"
Тематика исследовательских работ учащихся:


  1. Крещение Руси как явление культуры.

  2. Двоеверие как особенность Русской культуры.

  3. Культурные связи Руси.

  4. Прикладное искусство древней Руси.

  5. "Слово о полку Игореве" как памятник культуры Древней Руси.

  6. Древнерусское храмовое зодчество.

  7. Особенности развития культуры в период татаро-монгольского ига.

  8. Золотой век русской иконописи.

  9. Повседневная жизнь средневековой Руси.

  10. "Век публицистики" – новшества, идеи и дискуссии в работах мыслителей XVI столетия.

  11. Иностранцы о культуре России (вторая половина XVI – начало XVII в.)

  12. Раскол Русской православной церкви, его влияние на развитие культурной жизни.

  13. Человек новой культуры в литературе и искусстве XVII.

  14. Развитие науки и просвещения в России XVII в.

  15. Культурные связи России и Западной Европы в петровскую эпоху.

  16. Историко-культурные предпосылки возникновения портретной живописи в России. Портретная живопись XVIII в.

  17. Изменения в культурной жизни России начала XVIII в.

  18. Комедии Екатерины II как часть литературного наследия императрицы.

  19. Крепостной театр в России как составная часть русской культуры второй половины XVIII в.

  20. "Застывшая музыка" – российская архитектура 1810–1850-х гг.

  21. Сельский и городской быт России XIX в.

  22. Научные новшества XIX в.

  23. Культурные связи России в XIX в.

  24. Процесс обновления в живописи второй половины XIX в.

  25. Новое и традиционное в Российской архитектуре второй половины XIX в.

  26. Развитие музыкального искусства дореволюционной России.

  27. Народная культура России (XVIII-XIX вв.).

Список рекомендованной литературы:

  1. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы культуры. М., 1990.

  2. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

  3. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 1998.

  4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Очерки. М., 1975.

  5. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.

  6. Записки императрицы Екатерины II. М., 1989.

  7. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.

  8. Златоструй. Древняя Русь X-XIII в. М., 1990.

  9. Зотов А.И. Русское искусство с древнейших времен до начала ХХ века. М., 1979.

  10. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – нач. ХХ в. М., 1991.

  11. История русского искусства. М., 1980.

  12. История русской архитектуры. СПб., 1991.

  13. История русской литературы X-XVII веков. М., 1980.

  14. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.

  15. Козьякова М.И. История культуры. Повседневность Западной Европы: от античности до ХХ века. М., 2002.

  16. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994.

  17. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1987.

  18. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры. М., 1972.

  19. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978.

  20. Лихачев Д.С. Великий путь. Становление русской литературы XI-XVII вв. М., 1987.

  21. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

  22. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.

  23. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.

  24. Минченков И.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1959.

  25. Мифы древних славян. Саратов, 1993.

  26. Моров А.Г. Три века русской сцены. М., 1978.

  27. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. М., 1976.

  28. Ракова М. Русское искусство первой половины XIX века. Л., 1975.

  29. Русская культура в переходный период от средневековья к новому времени. М., 1992.

  30. Рыбаков В.А. Язычество древних славян. М., 1981.

  31. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века. М., 1993.

  32. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

  33. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М., 1994.

  34. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. 2-е изд. СПб., 2001.


Тема 2.

"Духовная жизнь Серебряного века"

Основные тенденции развития отечественной культуры в ХХ в. Многообразие форм культурного и научного творчества в России начала ХХ в. Русская религиозная философия. "Серебряный век" русской поэзии. Русский авангард. Архитектура. Изобразительное искусство. Музыка и балет. Элитарная и народная культура.



Тема 3.

"Феномен двух культур. Рождение советской культуры."

Причины раскола в отечественной культуре и науке. Новые формы организации в сфере культуры и науки. Литературно-художественные группировки 1920-х гг. Усиление государственного контроля. Утверждение метода социалистического реализма. Советская интеллигенция. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. "Краткий курс истории ВКП(б)". Задачи и итоги "культурной революции". Ликвидация неграмотности, создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Повседневная жизнь советских людей. Деятель отечественной культуры и науки за рубежом.



Тема 4.

"Культура Великой Отечественной войны и "позднесталинского" периода"

Культурно-патриотический культурный подъем. Вклад ученых в Победу. Изменения в идеологической политике.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Восстановление "железного занавеса". Отношения между творческой интеллигенцией и государством в "позднесталинский" период.

Тема 5.

"Оттепель" в духовной жизни. Противоречия культуры "брежневского" периода. Изменения второй половины 1980-х гг."

Демократизация общественной жизни в период "оттепели". Борьба с инакомыслием в начале 1960-х гг. Политика воспитания "нового человека". Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Нигилистические настроения в массовом сознании. Самиздат. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской системы образования во второй половине XX в. Успехи в области спорта.

Тема 6.

"Культура и наука Российской Федерации"

Современная российская культура. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Процесс духовного переосмысления прошлого. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества. Особенности современного развития художественной культуры. Постмодернизм в мировой и отечественной культуре. Наука и образование в России в начале XXI века.



Блок 2. Исторические источники новейшей истории России.

Тема 1.

"Источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина"

Источниковедение как дисциплина. Объект. Предмет. Функции. Типы и виды исторических источников. Классификация исторических источников по типу информации. Структура источниковедческого исследования: исторические условия возникновения источника, проблема авторства источника, обстоятельства создания источника, авторский текст в социокультурном контексте, интерпретация источника, анализ содержания, источниковедческий синтез. Методика внешней и внутренней критики источника.



Тема 2.

"Специфика исторических источников новейшей российской истории".

Классификация источников новейшей российской истории. Особенности источников советского периода. Специфика современных исторических источников. Практические аспекты работы с историческими источниками конца ХIХ – начала XXI в.



Блок 3. Основы исторической хронологии.

Тема 1.

"Историческая хронология как дисциплина. Календарные системы в исторической ретроспективе".

Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина, ее предмет, объект, функции. Календарные системы: Вавилонский календарь. Древнеегипетский календарь. Древнегреческий календарь. Римский календарь. Юлианский календарь. Григорианский. Французский республиканский календарь. Советский революционный календарь.



Тема 2.

"Системы летоисчисления в истории России"

Древнеславянский календарь. Установление христианского летоисчисления на Руси. Древнерусская (византийская) система летоисчисления. Мартовский и сентябрьский календарные стили (1492 г.). Календарная реформа Петра I (1700 г.). Правила перевода дат с древнерусской (византийской) системы на современное летоисчисление. Проблема согласования различных систем летоисчисления.



Блок 4. Дискуссионные аспекты российской истории.

Тема 1.

"Дискуссия в истории: теория и практика".

Историография как научная дисциплина: предмет, объект, цель, задачи, методология. Теория аргументации и ее центральные понятия: аудитория, стиль, контекст аргументации, позиция аргументации, диссонанс и консонанс позиций, спор, диалог, доказательство, убеждение, истина. Методы и приемы аргументирования. Правила ведения научной дискуссии. Корректные и некорректные приемы спора.



Тема 2.

"Дореволюционная история России в контексте историографических дискуссий"

Темы, рекомендованные для написания индивидуальных работ учащихся (с последующим обсуждением в ходе группового семинара)

  1. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства.

  2. Роль и значение христианизации Руси.

  3. Феодальная раздробленность Руси: явление прогрессивное и исторически закономерное?

  4. Татаро-монгольский период в истории России: дискуссия о характере и последствиях.

  5. Оценка деятельности Александра Невского в отечественной историографии

  6. Дискуссия о политических, социальных, экономических территориально-географических причинах превращения Москвы в центр объединения русских земель.

  7. Дискуссия о реформах Ивана IV Грозного, о характере опричнины.

  8. Дискуссия о причинах и характере Смуты.

  9. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в.

  10. Воцарение династии Романовых: историографический аспект.

  11. Дискуссия о месте и роли петровских реформ в России.

  12. Период дворцовых переворотов в оценках историков

  13. Оценка движение декабристов в историографии

  14. Эпоха великих реформ 60-70-х гг. XIX в.: значение, уроки, оценки.

Критерии оценки исследовательских работ учащихся:

  • Самостоятельность учащегося, проявленная в процессе написания работы.

  • Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  • Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  • Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  • Четкость и доказательность основных положений работы.

  • Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Каждый критерий оценивается по 10-бальной шкале.
Критерии оценки работы учащихся в процессе групповой дискуссии

    • Умение в краткой форме представить главные положения своей работы, ее цели.

    • Владение фактическим и теоретическим материалом.

    • Аргументированность суждений и выводов. Оригинальность аргументации.

    • Знание существующих оценок. Умение сформулировать и отстоять собственную оценку

    • Ответы на вопросы: доказательность, точность.

    • Задаваемые вопросы: точность формулировки вопросов, связь с главной темой.

Каждый критерий оценивается по 10-бальной шкале.

Тема 3.

"Новейшая история России: дискуссионные проблемы"

Рекомендованная форма занятий: практическая работа учащегося – написание исследовательской работы на предложенные темы; обсуждение работ учеников в рамках конференции или "круглого стола".



Темы, рекомендованные для написания индивидуальных работ

  1. Дискуссия о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.

  2. Дискуссия об итогах и значении революционного кризиса 1905 – 1907 г.

  3. Историографические оценки деятельности П.А. Столыпина

  4. Вопрос о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны.

  5. Брестский мир и его итоги. Дискуссия о его значении в исторической науке.

  6. Новая экономическая политика в оценках историков и современников.

  7. Роль СССР во Второй мировой войне.

  8. Сталин и сталинизм в оценках историков, политологов, публицистов.

  9. "Холодная война": причины, итоги, опасность повторения.

  10. Реформы Н.С. Хрущева в оценках историков.

  11. Эпоха Брежнева: застой или стабильность? По материалам современных дискуссий.

  12. Дискуссия о результатах внешней политики СССР в годы "перестройки".

  13. Россия в мировой истории начала XXI в.: мнения историков, политологов, публицистов.

  14. Историческая роль казачества в контексте историографии и публицистики.


Критерии оценки исследовательских работ учащихся:

  • Самостоятельность учащегося, проявленная в процессе написания работы.

  • Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  • Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  • Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  • Четкость и доказательность основных положений работы.

  • Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Каждый критерий оценивается по 10-бальной шкале.
Критерии оценки работы учащихся в процессе групповой дискуссии

    • Умение в краткой форме представить главные положения своей работы, ее цели.

    • Владение фактическим и теоретическим материалом.

    • Аргументированность суждений и выводов. Оригинальность аргументации.

    • Знание существующих оценок. Умение сформулировать и отстоять собственную оценку

    • Ответы на вопросы: доказательность, точность.

    • Задаваемые вопросы: точность формулировки вопросов, связь с главной темой.

Каждый критерий оценивается по 10-бальной шкале.

IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ



В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • принципы и способы периодизации отечественной истории;

  • взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной, конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

  • особенности исторического и историко-культурного анализа событий, процессов и явлений прошлого;

  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

уметь

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • классифицировать исторические источники по типу информации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурною, конфессионального сообщества, гражданином России.

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Контурные карты:

  1. Экономическое развитие России в начале ХХ в.

  2. Русско-японская война.

  3. Первая российская революция 1905 – 1907 гг.

  4. Первая мировая война (европейский театр военных действий).

  5. Гражданская война и интервенция 1918 – 1922 гг.

  6. СССР в 1922 – 1940 гг.

  7. Великая Отечественная война.

  8. Экономика СССР в 1946 – 1991.

  9. Политическая карта Российской Федерации.

  10. Содружество независимых государств (в границах 2010 г.).


Мультимедийные учебники:

  1. Антонова Т.С., Данилов А.А., Косулина Л.Г., Харитонов А.Л. История России ХХ век // Клио Софт.

  2. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. // Директмедиа.

  3. Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX-XIX вв. // Директмедиа.

  4. Всеобщая история XX век // 1С.

  5. Духовное наследие России // Директмедиа.

  6. История Отечества ХХ - начало XXI в. // Директмедиа.

  7. История России IХ - начало XXI в. Хрестоматия // Директмедиа.

  8. История России. Классичесские труды // Директмедиа.

  9. История России. Часть 4. XX век // 1С.

  10. Электронная библиотека. История русской революции // ИДДК.

  11. Энциклопедия истории России // Новый диск.


VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Чубарьян А.О., Данилов А.А., Пивовар Е.И. История России XX – начало XXI в. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный и базовый уровни. М., 2011.

  2. Данилов А.А. Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начало XXI в.: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений М., 2009.

  3. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI в.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений М., 2005.




  1. Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко. М., 2005.

  2. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта.М.: Школа-пресс, 2003.

  3. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. М., 1998.

  4. Источниковедение новейшей истории России: Теория. Методология. Практика / Под. ред. А.К.  Соколова. М., 2004.

  5. Климишин И. А. Календарь и хронология, М. 1985.

  6. Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по истории в 2006 г.: Методическое пособие. М., 2006.

  7. Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады: Просвещение, 2008.

  8. Маслов А.В. Три века истории Кубани. XVIII – XX вв.: Вопросы, ответы, комментарии: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2008.

  9. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2009.

  10. Селешников С. И.История календаря и хронология. М., 1970.




  1. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html.

  2. История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. Электронная версия // URL: http://his.1september.ru/index.php.

  3. Портал "Всемирная история в интернете"// URL: http://www.hrono.ru/.

  4. Российский электронный журнал "Мир истории"// URL: http://www.historia.ru//

  5. Я иду на урок истории. Сайт на основе материалов журнала "История" издательского дома "1 сентября". Раздел: Олимпиады. Тесты. Конкурсы. // URL: http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=160020.







Когда народ много знает, им трудно управлять. Лао-цзы
ещё >>