страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Пояснительная записка программа элективного курса «По следам Докучаева» - страница №1/1
![]() (ПОЧВОВЕДЕНИЕ) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма элективного курса «По следам Докучаева» предназначена для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 19 учебных часов. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащихся. Основные цели курса: 1). Помочь старшекласснику утвердиться в первоначальном выборе профиля – агротехнологического. 2). Способствовать углублению знаний учащихся по физической географии, агротехнологии и почвоведению.
- подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения; - научить учащихся определять типы и плодородность почв, составлять почвенные карты и производить оценку сравнительной выгодности (и значения) географического положения местности. Как системная наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин, почвоведение представляет несомненный интерес для изучения в средней школе на завершающем этапе курса географии. Она способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формирование у них представления о почве не только как о горной породе, а как о биокосной динамической системе, находящейся в постоянном материальном и энергетическом взаимодействии с внешней средой. Но при этом содержание курса качественно отличается от школьной базовой программы. Исходя из вышесказанного, необходимо направить учебную деятельность на усвоение знаний по почвоведению, и отработку приемов и общих способов действий для определения правильности профессионального выбора. Для полной реализации поставленной задачи рекомендуется использовать учебные и вспомогательные материалы (учебники, карты на разные тематики, коллекции почв и почвообразующих пород, картограммы и т.д.) Доминирующими методами преподавания выступают объяснительно-иллюстративный, инструктивный, практический и частично-поисковый. Программа уделяет особое внимание учебно-познавательной, трудовой, научной мыслительной видам деятельности учащихся. Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной форме, форма непрерывного диалога с учениками, проведение практикумов и семинаров и т.д. Кроме того планируются предметные, интеллектуальные действия и определенная доля самостоятельности ученика в овладении курсом. Из шести ведущих типов деятельности (по Д. В. Эльконину) предпочтение отдано индивидуальной и групповой формам работы. Так, например, при изучении темы 4. Данная система обучения опирается на исследовательскую работу. Динамику интереса учащихся предлагаем фиксировать через тесты, самостоятельную работу и отчет. Изучение почвоведения поможет выпускникам агротехнического профиля познокомиться с химическим, биологическим и механическим составами почвы. В результате изучения курса учащиеся 1) Должны определяться в правильности выбора дальнейшего профиля обучения. 2) Должны знать:
3) Должны уметь:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТема 1. Введение. Ознакомление с содержанием курса. Почвы, их разновидность - 1 час. Практическая работа №1: Ознакомление с коллекциями почвы. Тема 2. Формирование почв Татарстана - 2 часа. Лекция: Общая схема почвообразовательного процесса. Факторы почвообразования. Практическая работа №2: Составление схемы «Основные стадии почвообразовательного процесса». Тема 3. Типы почв и их плодородность - 3 часа. Лекция: Принципы построения современной классификации почв. Семинар: Номенклатура и диагностика почв. Практическая работа №3: Изучение номенклатуры и диагностика почв. Тема 4. Методика изучения почв в лабораторных условиях - 6 часов. Лекция: Минералогический и механически й состав почв и почвообразующих пород. Семинар: Значение химического и механического состава почвы. Практическая работа №4: Определение почв по цвету и ее влажность. Практическая работа №5: Определение механического состава почв. Практическая работа №6: Определение структуры почв. Практическая работа №7: Определение морфологии строения почв. Тема 5. Методика создания почвенных карт - 2 часа. Лекция: Составление почвенной карты и изучение почв данного участка. Практическая работа №8: Изучение шурфов, составление монолитов. Тема 6. Применение почвенных карт на практике - 1 час. Семинар: Виды карт, применяемые в сельском хозяйстве (%гумуса, кислотность, плодородность и.т.д.) Тема 7: Эрозия почв. Охрана почв. Рекультивация земель - 3 часа. Лекция: Виды эрозии и рекультивация земель. Семинар: Принципы агропроизводственной группировки почв. Практическая работа №9:. Классификация и диагностика эродированных почв. Тема 8. Итоговое занятие. Тестирование – 1 час. ТЕЗАУРУС Буферность – это способность почвы противостоять изменению концентрации почвенного раствора. Бонтировка почв (лат. Bonitos – добротность) – сравнительная оценка почв по их производительности. Гуминовые кислоты – нерастворимая в минеральных и органических кислотах группа гумусовых соединений. Гиматомелановые кислоты – группа гумусовых веществ с промежуточными свойствами между фульвокислотами и гуминовыми кислотами. Диффузия – это перемещение газов в соответствии с их парциальным давлением. Мелиорация – система мероприятий по борьбе с эрозией почвы, засухой и суховеями. Рекультивация – это комплекс горно-технических, мелиоративных, сельскохозяйственных, лесохозяйственных работ, направленных на восстановление нарушенного плодородия территорий и создание на них сельскохозяйственных угодий, лесонасаждений, зон отдыха и т.д. Фульвокислоты – наиболее растворимая группа гумусовых соединений, обладающая высокой подвижностью, значительно более низкими молекулярными массами. Эрозия (от лат. Erosio - разъедание)– процесс разрушения почв под воздействием воды и ветра. ЛИТЕРАТУРА
Комитет администрации Тукаевского муниципального района МОУ «Мелекесская средняя общеобразовательная школа» МОУ «Мелекесская СОШ» «Утверждаю» «Рекомендовано» заместитель директора педагогическим советом школы по УВР протокол от________ №__ ____________Ахметвалеева М.С.
Учебная программа курса по выбору в предпрофильной подготовке школьников 9-х классов Автор (составитель): Иванова Чулпан Валентиновна учитель географии Мелекес, 2006 Приложение 1 Темы для подготовки к семинарским занятиям.
Темы для выступлений: 1). Краткий исторический обзор. 2). Принцип построения современной классификации почв. 3). Номенклатура и диагностика почв. II. Значение химического и механического состава почвы. Темы для выступлений: 1). Механический состав почв почв и почвообразующих пород. 2). Механические элементы, их классификация и свойства. 3). Содержание химических элементов в породах и почвах. 4). Микроэлементы почвы. 5). Радиоактивность почв.
Темы для выступлений: 1). Значениу исследований почв хозяйства. 2). Полевые исследования почв. 3). Составление агропочвенной карты. IV. Принципы агропроизводственной группировки почв. Темы для выступлений: 1). Классификация земель. 2). Бонтировка почв и экономическая оценка земель. 3). Принципы и методика бонтировки почв. Приложение 2 Тесты.
а) М.В. Ломоносов; б) В.В. Докучаев; в) В.А. Обручев.
а) песчаные; б) глинистые; в) суглинистые.
а) в ней содержится больше гумуса; б) почва хорошо увлажнена; в) она дает высокие урожаи.
а) о распространении типов почв; б) о механическом составе почв; в) об увлажнении почв.
1) тундра; а) подзолистые; 2) тайга; б) каштановые; 3) степь; в) тундрово-глеевые; г) черноземы.
а) Россия имеет равнинный рельеф; б) На территории преобладает горный рельеф; в) Россия вытянута с севера на юг.
а) подзолистые; б) каштановые; в) бурые.
Итоговое тестирование.
![]() ![]() 4. Почву считают легкой , если в ней соотношение глинистых и песчаных тяжелой частиц равно
![]() ![]() 2
4 5
Лесные вулканические охристые почвы распространены на (в)
Приложение 3 Практическая работа №4. Определение почв по цвету и ее влажности. Цвет почв в большей степени зависит от влажности. Поэтому при определении цвета почв в лабораторных условиях, необходлимо сухость почв. Схема «Цвета почвы» (по С.А. Захарову) ![]()
Для определения влажности почвы из средней пробы или из хорошо перемешенного индивидуального образца берут навеску в 15-20г в специальные металлические (алюминивые) или стеклянные стаканчики с плотно пригнанными крышками. Стаканчики предварительно должны быть высушены и взвешены. Затем стаканчики с почвой ставят в сушильный шкаф, где почва сушится при температуре 1050 в течении 6 часов. После высушивания стаканчики с почвой закрывают крышками, охлаждают и взвешивают. Разница в весе стаканчика с почвой до высушивания и после него и будет составлять количество воды, содержавшейся в навески почвы. Форма записи и расчета
Приложение 4 Практическая работа №5 Определение механического состава почвы. В состав почвообразующих пород и почв входят первичные и вторичные минералы. Первичные минералы слогают магматическиме породы, а в рыхлых породах и почвах являются остаточным материалом выветривания исходных пород. Вторичные минералы возникли из первичных под воздействием климатических и биологических факторов. Первичные минералы представлены преимущественно частицами больше 0,001мм, вторичные – меньше 0,001мм.
Вторичные минералы: 1. минералы простых солей; 2. минералы окисей и гидроокисей; 3. глинистые минералы.
Количественное определение механических элементов называют механическим анализом. Группировка частиц по размерам во фракции называется классификацией механических элементов.
Классификация почв и пород по механическому составу
Приложение 5 Практическая работа №2 Основные стадии почвообразовательного процесса. Основы учения о факторах почвообразования заложены В.В. Докучаевым, который установил, что почва как особое природное тело формируется в результате тесного взаимодействия следующих факторов – климата, растительности, почвообразующих пород, рельефа местности и возраста страны (времени). Изучение каждого фактора почвообразования предусматривает его характеристику по определенным параметрам и оценку его роли в почвообразовании.
Стадии почвообразования. ![]() ![]() ![]() ![]()
Разложение органических остатков Выветривание минералов ![]() ![]() ![]() Приложение 6 Практическая работа №8 Изучение шурфов, составление монолитов. Примерная схема составления морфологию почвы монолита.
Республика Татарстан Тукевский муниципальный район колхоз им. Калинина, пашня. Составитель монолита В.П. Иванов. Профиль почвы изучено 1 августа , 2006 года. А (пашня) – 0-25см. Темно-серой окраски, с отчетливо выраженной зернистой структуры, рыхлого сложения. А2 – 25-30см. Имеет четкие признаки оподзоленности. Ясный белесоватый оттенок, чешуйчатую структуру. А2В – 30-50см. Ореховатый, с белесовтой присыпкой. Имеет грани орезовато-призматической структуры. В – 50-90см. Имеет максимальное скопление карбонатов, постепенно переходящий в породу С. С – 90-150см. Отчетливый, выделяется по скоплению карбонатов в виде известковой плесени, прожилок. Практическая работа №6 Определение структуры почвы.
Качественная оценка структуры определяется ее размером, пористостью, механической прочностью и водопрочностью. Наиболее агрономически цены макроагрегаты размером 0,25- 10мм, обладающие высокой пористостью (>45%), структурной считается почва, содержащая более 55% водопрочных агрегатов размером 0,25-10мм.
|
ещё >> |