Пояснительная записка Программа элективного курса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка программа элективного курса «По следам Докучаева» 1 230.79kb.
Программа элективного курса В. Н. Комиссаров Пояснительная записка... 1 232.3kb.
С. Л. Посмитной. Изменения внесены по количеству часов в соответствии... 1 335.42kb.
Пояснительная записка к программе элективного курса «Современное... 1 76.54kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Личность в истории» 1 61.78kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «награды в истории... 1 25.77kb.
Программа элективного курса по алгебре 1 136.32kb.
Пояснительная записка к преподаванию элективного курса «Металлы главных... 1 87.26kb.
Приказ № от 200 г. Рабочая программа элективного курса по физике 1 105.03kb.
Программа элективного курса по истории для 11 класса 1 170.85kb.
Программа курса Пояснительная записка Цель и задачи курса 1 186.09kb.
Звуковое пособие 1 431.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка Программа элективного курса - страница №1/9

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Гармония» предназначена для учащихся 9 классов.

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с историей и развитием музыки и литературы от древних цивилизаций до более поздних этапов её развития. Рассматривая особенности формирования цивилизации в разных районах планеты, учащиеся получают первоначальные знания по формированию культуры, а музыка и литература являются частью культуры и национальных особенностей данного народа. В древние века музыка и литература составляли единое целое у многих народов.

«Часто люди думают, что музыка говорит сама за себя, достаточно слушать, а любовь и понимание придут со временем. К сожалению, всё не так просто. Опыт говорит скорее о другом: все человеческие ценности нуждаются в разъяснении и пропаганде. Везде есть умный посредник: от имени Бога выступает церковь, от имени Закона – государство и суд, от имени Науки – система образования. Только искусство остаётся один на один с нашей душой и, увы, не всегда находит в ней отклик», – говорит дирижёр В. Ашкенази.

Задача курса – стать таким посредником, найти ключ к музыкальному содержанию, к тому, о чём говорит музыка, и ради чего она создана, проследить пути становления музыки в разных регионах.

Курс «Гармония» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями о мировой художественной культуре. Это особенно важно для формирования личности, способной к творческой деятельности в любой сфере производства и управления, осознанно принимающей решения по всем важным вопросам.

Изучение становления мировой музыкальной культуры – один из способов помочь осознанию важности духовной культуры, которой часто отводится второстепенная роль. «Так же как литературу, живопись, кино или театр, музыку каждый воспринимает по-своему. Однако, существуют объективные данные, которые могут помочь, – это история, культура, художественные вкусы той эпохи, в которой создавалась музыка. Музыка – своеобразный звуковой слепок внутреннего мира современника, и потому философия, литература, искусство той или иной эпохи могут пролить свет на духовный смысл и суть музыки, написанной тогда же. Более ясное, выраженное в слове, жесте, рисунке, расшифрует более тайное, скрытое в звуках» (Д. Кирнарская). Анализ духовных ценностей помогает понять, почему данное общество живёт так, а не иначе.

Кризисное состояние российского общества обострило многие социальные проблемы, среди которых малообразованность является одной из наиболее важных. Невежество, как отсутствие у человека соответствующих знаний, проявляется в разнообразных формах: в недооценке интеллекта, опыта, знаний, культуры, творчества, массовом уничижении собственной культуры и некритическом возвеличивании западной цивилизации и пошловатых кумиров шоу-бизнеса.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение и быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс, который может быть предложен слушателям разных профилей. При этом, в одном случае, его содержание максимально способствует реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, несёт в себе общезначимую культурологическую направленность, осуществляет межпредметные связи (история, литература), способствует формированию всесторонне образованной личности.



Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.




Название темы

Количество часов

Тип урока



Первые литературные археологические находки в Месопотамии.

1

Изучение нового материала



Музыкальная культура древнего Египта.

1

Изучение нового материала



Литература Древней Индии

1

Комбинированный



Музыкальная культура Древней Индии

1

Изучение нового материала



Музыка Древнего Китая

1

Комбинированный



Древнегреческая литература. «Гомеровский период»

1

Изучение нового материала



Музыка Древней Греции

1

Изучение нового материала



Музыка Древней Греции

1

Повторение пройденного



Литература Древнего Рима.

1

Изучение нового материала



Музыкальная культура Древнего Рима

1

Изучение нового материала



Культура Древнего Рима

1

Повторение пройденного



Литература и музыка Византии

1

Изучение нового материала



Музыка Средневековья

1

Изучение нового материала



Музыка эпохи Возрождения.

1

Изучение нового материала



Заключительный урок

1





Занятие 1. Первые литературные археологические находки в Месопотамии
Цель: сформировать знания по изучаемой теме; формировать познавательный интерес.

Тип: изучение нового материала.
Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

– Где музыка берёт начало? (Ю. Энтин). Задумайтесь над этими словами и попытайтесь ответить. (Ответы ребят).

Конечно в те далёкие времена, когда первобытные люди выводили неумелой рукой свои первые рисунки на стенах пещер, и зародились первые музыкальные опыты. Ведь звук, так же как и рисунок, может передать картину мира, отразить боль и радость. Подобно обычной речи, музыка обладает своими знаками и значениями, она построена по определённым правилам. Музыка и литература – огромный пласт в истории человечества. И если за развитием становления живописи можно проследить – от первых неумелых работ древних художников до шедевров мировой живописи, – то с музыкой всё обстоит гораздо сложнее. Пока не была создана система записи звука, всё, созданное человечеством, осталось в истории, в памяти потомков в виде фольклорной музыки. Упоминание о том, какая музыка звучала, можно встретить в литературных источниках, но саму музыку воспроизвести невозможно. Остаётся только дать волю фантазии, читая древние произведения литературы.

Уже в наши дни при раскопках Ниневии в развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала была найдена биб­лиотека, содержащая около 30 тыс. глиняных клинописных табличек. В библиотеке были представлены все знания того времени, царские указы, исторические описания, важнейшие произведения литературы. Эта царская библиотека стала для востоковедов основным источником знаний о культуре Двуречья.

Значительную часть текстов глиняных табличек составили описания религиозных мифов, гимны богам, легенды о воз­никновении цивилизации и земледелия.

Энума Элнш («Когда вверху»), вавилонская поэма о сотворении мира, тесно связана с празднованием нового года (Акиту), который справляли каждую весну в городе Вавилоне. В поэме Мардук прославляется как величайший из богов; это указывает, что поэма скорее всего была создана в XII в.: именно в это время Вавилон вернул себе статую Мардука и политическое главенство этого города воспринималось как мифологический триумф его бога.

В первой из семи таблиц поэмы рассказывается об изначальном устройстве вселенной, когда существовали только пресная вода (Апсу, мужское начало) и соленая вода (Тиамат, женское начало). Новые поколения богов раздражают древних своим шумом. Апсу вступает с ними в сражение, но его убивает Эйа, который рождает сына - Мардука. Тиамат хочет отомстить за Апсу, и среди молодых богов только Мардук осмеливается принять вызов женщины-чудовища. Став царем над богами, он повелевает ветрам и молниям вступить в битву. Ветры устремляются в гигантскую пасть Тиамат, и стрела Мардука убивает ее. Всех ее союзников окружают и берут в плен; среди победных трофеев оказываются таблицы судьбы, украденные Кингу, мужем Тиамат.

Мардук разрубает на две равные части тело Тиамат, сотворив тем самым мир. Из крови Кингу он создает людей, чтобы они служили богам. В силу этого он стал высшим божеством, и ему построили большой храм в Вавилоне. Некоторые детали этого рассказа совпадают с книгой Бытия, а также с изображением победоносного Яхве в «Псалмах» и «Книге Иова».

Наиболее выдающимся произведением вавилонской литера­туры является «Поэма о Гильгамеше».

Гильгамеш, царь Урука, вероятно, принадлежал к одной из древних династий и некоторые посвященные ему рассказы сохранились на шумерском языке. Дошедшую до нас аккадскую поэму примерно в середине вавилонского периода переписал и дополнил некий скриб, прибавив историю о всемирном потопе и Атрахасисе. Одна из самых полных версий легенды начинается с восхваления великих сооружений Урука – города, который славился своим храмом Инанны и мощной крепостной стеной из кирпича. Царь Гильгамеш, на две трети божественного и на треть человеческого происхождения, обременял свой народ чрезмерными повинностями и не упускал ни единой возможности использовать право первой ночи. Боги создали дикого человека Энкиду, мирно живущего среди зверей. Они послали к нему блудницу с целью приучить к людям, и она отвела его в Урук. Там Энкиду вызвал Гильгамеша на бой. Началась страшная битва, по завершении которой противники превратились в лучших друзей и отправились вдвоем в кедровые горы, чтобы убить чудовищную Хуваву (Хумбабу). Иштар предлагает Гильгамешу стать ее супругом, но тот дерзко напоминает, что все ее возлюбленные оказались в подземном царстве. Месть Иштар не заставила себя ждать: путь Гильгамешу преграждает ужасный небесный бык, однако Гильгамеш и Энкиду убивают его. Боги решают покарать их обоих, лишив Энкиду жизни. Судьба Гильгамеша висит на волоске, но герой идет к истоку всех рек, чтобы найти единственного человека, которому удалось обрести бессмертие – далекого Ут-напишти. У подножия гор, где находятся врата Солнца, Гильгамеш встречает отвратительного человека-скорпиона и его жену, которые позволяют ему войти в пещеру. Достигнув моря на краю света, он встречает нимфу Сидури, и та пытается отговорить его от свершения подвига, но Гильгамеш продолжает свой путь: переплыв через воды смерти, он находит Ут-напишти и спрашивает, в чем секрет бессмертия. Именно здесь поместил переписчик рассказ о всемирном потопе: предупрежденный богом Эйа о неизбежной гибели всего живого, Ут-напишти построил и оснастил ковчег, после чего они с женой были превращены в богов и доставлены в неведомые края. Это сокращенный вариант различных сказаний о потопе, подобных истории царя Зиусудры, который по совету бога Энки соорудил ковчег, чтобы спастись от потопа, призванного истребить шумный и неблагодарный человеческий род. История Атрахасиса («Премудрого») представляет собой аккадскую версию того же рассказа. Гильгамешу не удается завоевать бессмертие, поскольку он либо не сумел устоять в испытании солнцем, либо потерял дарующий вечную молодость цветок. Когда он возвращается в Урук, ему остается лишь одно утешение – любоваться вечными стенами этого города (цитируется по изданию: Словарь религий. М. Элиаде).

Кроме того, месопотамская литература была представлена поэмами, лирикой, мифами, гимнами и легендами, эпическими сказаниями и другими жанрами. Особый жанр представляли так называемые плачи – произведения о гибели городов в ре­зультате набегов соседних племен. В литературном творчестве народов Древней Месопотамии были поставлены проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, дружбы и вражды, богат­ства и бедности, которые были характерны для литературного творчества всех последующих культур и народов.

3. Итог.
Занятие 2. Музыкальная культура

древнего Египта

Цель занятия: формировать знания по изучаемой теме; формировать познавательный интерес.

Тип занятия: изучение нового материала.
Ход занятия


  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

М

узыкальная культура Египта – одна из древнейших на земле: её история охватывает около 5 тысячелетий. Материалами для изу­чения музыки Древнего Египта служат памятники мате­риальной культуры (в том числе сохранившиеся музыкальные инстру­менты), изобразительного искусства, а в более позднюю эпоху – письменные источники (глав-ным образом греческие и римские), свидетельствующие о, несомненно, высоком уровне её развития. Сохранились изображения солистов- а

музы­кантов, играющих на различных инструментах и сопровож­дающих музыкой сельскохозяйственные работы; пев­цов, развлекающих гребцов на Ниле, трубачей и ба­рабанщиков, поддерживавших бойцов воинственными звуками во время битвы; танцевальных сцен с участием му­зыкантов.



Рис. 1. а. Египетская арфа. С рисунка на гробнице 15 в. до н.э.; б. арфа.


б

М

ожно лишь предположительно судить о характере музыки Древнего Египта по отдельным поэтическим формам древнеегипетской литературы, но это не даёт представления о мелодике и звуковом строе музыки. Нотных записей и музыкально-тео-ретических трудов этого периода не обнаружено. Зарождение музыкальной культуры в Египте тесно связано с культом анимализма; звуки инструментов отожде­ствлялись древними египтянами со звучанием тех или иных предметов и явлений (железа, дерева, ветра и т. п.), а также рассматривались как средство общения человека с природой. Звуку приписывалась священная, магическая сила (так один из наиболее ранних инструментов – тростниковую флейту – отождествляли с плодородием). Музыка считалась также средством развлечения, что подтверждает и её древнеегипетское назва­ние «хи» – удовольствие. Предполагается, что уже в доисторическую эпоху жители долины Нила знали определённые музыкальные инструменты, очевидно шумового характера, служившие для обрядовых церемоний, а также для подачи сигналов тревоги (различные виды погремушек, деревянные сандалеты и самозву­чащие инструменты, носившиеся на теле). В процессе развития инструменты пополнялись примитивными сис-трами, бубенцами, изогнутыми трубками, а в конце доисторического периода – и первыми мелодическими инструментами – флейтами из глины, деревянными свистками и, наконец, продольными флейтами. В эпоху Раннего царства (ок. 3000 – ок. 2800 до н. э.) появляются в обиходе большие барабаны из сосудов в форме чаши; многие инструменты отделываются с большой рос­кошью. Однако данных о музыке той поры не сохра­нилось.

Несколько более подробное представление дают дошедшие до нас источники о музыке эпохи Древнего царства (около 2800 – около 2250 до н. э.). Есть основания предполагать, что по мере расслоения общества проис­ходит и разделение музыки на культовую, придворную и народную, развитие которых идёт параллельно. Если до этого существовало, вероятно, только одноголосное музицирование, то в период Древ­него царства зарождается примитивное многоголосие, и, прежде всего в культовых песнопениях. По мере усложнения форм музицирования появляются и различные ансамблевые формы: сольное пение с инструментальным сопровождением. Возникает хейрономия – способ управления певцами (хором) при помощи системы услов­ных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижёров) получает распространение, а сами они пользуются авторитетом в обществе. Среди имён ведущих музыкантов Древнего царства, работавших при дворе фараонов, первый в истории профессиональный музыкант – придворный флейтист, певец и руководитель придворной капеллы Куфу-анх, певец и исполнитель на барабане Мери, исполнительница на лире Хемре, хейрономы Не Кау-ре, Сен, Неферти, флейтисты Ипи, Сен-анх-вер, Машете, арфис-тка и певица Хесют, певица Ити, педагог Ревер, арфистка Хекену, арфисты Каниф и Днатенеб. Профессия музыканта нередко передаётся из поколения в поколение; наиболее известной ди­настией музыкантов была семья Снефрунофер, с 2400г. до н. э. на протяжении нескольких столетий из неё происходили придворные хейрономы и руководители вокальных и инструментальных ансамблей, в том числе военных. Известны также династии Сешемнефер и Хетеп-Хнемт (продолжатели последней – Немаэрта, Неферсрес, Птахапереф). Имён народных музы­кантов этого периода не сохранилось. Анализ музыкальных инструментов эпохи Древнего царства даёт возможность сделать выводы о пентатонном (пятизвучном) характере музыки Древнего царства. Сохранившиеся литературные источники свидетельствуют о существовании многочисленных вокально-поэтических произведений. Изображения сохранили также некоторые танцевальные фигуры, в частности, бытового танца Иба. К концу Древнего царства музыкальные ансамбли достигают значительных размеров и включают как певцов, так и инструменталистов. Помимо уже упоминавшихся инструментов, в них входили тростниковые свирели (прообраз современного кларнета), изогнутые металлические трещотки, дуговые арфы крыловидной формы и раз­личной величины. Широко распространяются также гигантские барабаны, колотушки, трещотки в форме человеческих рук, примитивные дуговые систры (античное название древнеегипетской храмовой погремушки), трубы, продольные флейты (уфатта).





а б.


Рис. 2. а. Систр (ударный инструмент); б. Двойная флейта (уфатта).

В эпоху Среднего царства (ок. 2050 – ок. 1700 до н. э.) происходит расширение сферы музыкальной жизни и её дальнейшая дифференциация. Расслоение касается и музыкан­тов; одни из них занимают высокие посты при дворе, другие вынуждены зарабатывать на жизнь выступле­ниями в частных домах для развлечения богатых горожан, а третьи – вести нищенское существование бродячих музыкантов. Появляются песни разнообразного характера – философские размышления, воспевающие житейские радости, песни-танцы, гимнические песни в со­провождении арфы. В этот период ещё шире распрост­раняется многоголосие, обогащается инструментарий. Семейство ударных пополняется прямыми и изогнутыми трещотками из дерева, слоновой кости и драгоценных металлов тонкой художественной работы, новыми разновид­ностями барабанов, духовыми инструментами из рогов животных, кастаньетами и другими. Эпоха Среднего царства приносит первые опыты музыкальной нотации и музыкально-теоретических трудов, в которых трактуется теория происхождения музыки и танца. В эпоху Нового царства (около 1580 – около 1070 до н. э.) войны, и прежде всего война с Сирией, приводят к про­никновению в Египет элементов культуры соседних народов, в т. ч. инструментов и форм музицирования. При дворе фараона в это время наряду с местной капеллой функционировала и сирийская капелла. В меньшей степени изменения затра­гивают культовую музыку, сохранявшую, судя по источникам, основные черты неизменными на протяжении столетий. В быт входит новое обозначе­ние для термина «музыка» – шама, или сама, внедряются новые формы сольного и ансамблевого музицирования – хоровое, ансамблевое и оркестровое исполнительство. Музыкальный язык постепенно обогащается в этот период элементами хроматизма. Наряду с народной музыкой, гимнами и песнями большое распространение (особенно после 1200 до н. э.) получает военная музыка. Развитию музыкальной культуры способствует деятельность многочисленных музыкантов. Дальнейшее расширение и обогащение инструмента­рия в эпоху Нового царства отчасти связывается большинством исследователей с азиатскими влияниями. В этот период утверждаются в музыкальном быту двойные гобои, барабаны разных размеров и форм – круглые и 4-угольные, симметричные лютни и лиры – от небольших до гигантских, цимбалы, кифары, арфы (угловые, плечевые и стоячие), роги, разновидности удар­ных – кружки, бубны, звонки, колокольчики и пр.

Около 1070 – 332 до н. э. иноземные влияния усиливаются, вместе с тем, судя по источникам, общий характер музыки в этот период не подвергается серьёзным изменениям. По-прежнему широко распространено придворное и культовое музицирование. Высокий уровень музыки сохраняется также в Греко-римский период (332 до н. э.– 395 н. э.). Были усовершенствованы старые инструменты, появляются новые формы систр, лир, флейт, барабанов, труб, а так­же туба, водяной орган, тимпани, псалтериум и др.

К эпохе греко-римского владычества относятся и первые, дошедшие до нашего времени, музыкальные рукописи. Музыкальная прак­тика этого периода включает огромные коллективы ис­полнителей (оркестры и хоры состоят из нескольких сот участников). Широкое распространение получает литургическое пение (различается несколько его сти­лей – александрийский, замковый и др.). Начинается сближение египетской музыки с греческой. Египетские музыканты этого периода пользуются признанием далеко за пре­делами страны. Многие из них работают учителями в Греции, оказав там значительное влияние на музыкальный быт и развитие инструментария. В свою очередь, грече­ские учёные, музыканты и теоретики часто посещали Древний Египет. В Египте работали Геродот и Пла­тон, оставившие описания жизни музыкантов и ха­рактера звучания ряда инструментов и мн. др. Музыка Древнего Египта продолжает сохранять свой своеобразный облик вплоть до завоевания Египта арабами (639 – 642). Многие из инструментов и отдельных элементов музыки сохранились у коптов – египтян, исповедовавших христианство. После византийской эры обособленность египетской музыкальной культуры утрачивается и начинается новый период развития, тесно связанный с искусством других народов.



следующая страница >>



Отпечатки перста Божия никогда не идентичны друг другу. Станислав Ежи Лец
ещё >>