Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 19 4041.56kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 30 6378.92kb.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования... 14 2622.64kb.
Пояснительная записка Характеристика образовательного учреждения 13 2477.7kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 41 10602.18kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 13 2395.91kb.
Iii. Общая пояснительная записка IV образовательная программа начального... 11 2189.59kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 7 1380.24kb.
Основная образовательная программа основного общего образования на... 10 1990.03kb.
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... 1 88.57kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 52 13711.71kb.
Образовательной программы начального общего образования стр 39 8057.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования - страница №1/9

1. Целевой раздел

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МОУ средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №118.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:


  • Формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

  • Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

      МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 имеет государственную аккредитацию: свидетельство о государственной регистрации серия 52, регистрационный номер 283 от 17 июня 2010 года, выдано Министерством образования Нижегородской области, лицензия: серия А № 348078, регистрационный номер 7345 от 28 апреля 2010 года, выдана Министерством образования Нижегородской области.

        Территориальная удаленность школы от центра города, промышленная ориентация микрорайона, недостаточный уровень образованности и культуры населения, малая доля интеллигенции, отсутствие  культурных и спортивных объектов – специфические социальные условия, в которых функционирует школа и  выполняет роль единственного культурно-образовательного центра микрорайона.

                Современная экономическая ситуация обуславливают ситуацию особой социальной напряженности и нестабильности, поэтому имеет место повышенная востребованность людей мобильных, инициативных, ответственных, обладающих способностью  к самоопределению и готовых к саморазвитию в любой ситуации.

                Абсолютное большинство социальных заказчиков школы – рабочие, служащие, в меньшей степени интеллигенция. Социологические исследования показывают, что сохранение и укрепление здоровья, условия социально-эмоциональной комфортности, эрудированность, целеустремленность, умение решать проблемы – важнейшие образовательные ценности для родителей.

                Контингент обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа:


  • дети, стремящиеся к изучению углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение;

  • обычный (дети, не имеющие выраженных психолого-педагогических и (или) иных особенностей);

  • дети со специфическими образовательными нуждами (дети-инвалиды);

  • дети, требующие сопровождения по индивидуальному образовательному маршруту обучения.

                Набор обучающихся по данной образовательной программе производится без конкурса, при условии достижения к 01 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев независимо от уровня их подготовки, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.

Для приема ребенка в образовательное учреждение родитель (законный представитель) подает заявление, к которому прилагаются следующие документы:

- копия свидетельства о рождении;

- медицинская карта ребенка.

Заявления родителей (законных представителей) регистрируются в журнале регистрации заявлений о приеме в 1-й класс образовательного учреждения.

Зачисление в образовательное учреждение оформляется приказом директора школы по мере комплектования классов, но не позднее 31 августа текущего года, и доводится до сведения родителей (законных представителей).

  Для обеспечения доступности качественного образования используются разноуровневые формы освоения образовательных программ:



  • очная;

  • индивидуальная;

  • семейная;

  • экстернат.

В конкретных условиях  деятельность МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 направлена на удовлетворение социального заказа, ориентированного как на общекультурную составляющую, так и на интеллектуально-творческую деятельность. В МОУ средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №118на первой ступени обучения образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ и завершенных предметных линий:

  • В рамках экспериментальной деятельности ОУ реализуется программа «Перспективная начальная школа»;

  • Программа «Начальная школа ХХI века»;

  • Завершенная предметная линия учебников по математике курса «Учусь учиться»

Л.Г. Петерсон.

Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в МОУ средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №118 области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:



  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

        Разработка образовательной программы начального общего образования МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (педагогический совет, попечительский совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

        Образовательная программа МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

        ● с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

        ● с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

        ● с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

        ● с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

        ● с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

                Реализация образовательной программы МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 обеспечивает конституционное право на образование всем учащимся, пожелавшим обучаться в школе. Для обеспечения равных условий для обучения школа предлагает подготовительные курсы для будущих первоклассников. В перспективе эти курсы являются основой для организации предшкольного образования детей пяти с половиной лет. Для обеспечения доступности образования в начальной школе работают группы продленного дня.

        Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

        ● центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

        ● развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

        При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

        При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

        Целью реализацииобразовательной программы МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 является:



  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образовании;

  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК.

Задачи реализации образовательной программы МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 :

        ● Достижение личностных результатов учащихся:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к учению и познанию;

ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

сформированность основ российской, гражданской идентичности;

        ● Достижение метапредметных результатов обучающихся:

освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

        ● Достижение предметных результатов:

освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

        В основе реализации образовательной программы МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

        ● воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

        ● переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

        ● ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

● признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

        ● учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

        ● обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

        ● разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

        Содержание образовательной программы начального общего образования МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей. Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 , который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

        Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации определяются Уставом МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

        Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

        Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

        Разработанная МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 основная образовательная программа предусматривает:

        ● достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

        ● выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

        ● организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

        ● участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

        ● использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

        ● возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

        ● включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (микрорайона, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

              Образовательная программа МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118направлена:

                ● на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

                ● на реализацию права семьи на выбор образовательных программ начального общего и дополнительного образования;

             В МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:

                • повышению уровня культуры личности школьников;

                •  обеспечение возможности накопления школьниками опыта выбора;

                •  воспитанию уважения к закону, правопорядку;

                •  развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, досуговой и трудовой деятельности;

                •  развитию культуры умственного труда учащихся,  навыков самообразования.

                Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе

                •  обеспечивают федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и минимальный для каждого обучающегося уровень успешности;

                •  нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.

                Образовательная программа МОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118предназначена удовлетворить потребности:

 учащихся – в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету;

 родителей -  в потребности выбора программ обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры, в социальной адаптации;

 общества и государства – в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;

  Нижнего Новгорода в сохранении и развитии исторических и культурных традиций города как крупнейшего политического и социально-экономического центра России.

                Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:


  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  6 октября 2009 г. № 373

  • Стратегия развития образования до 2020 года;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 28 декабря 2010 г. N 2106

  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях (СанПиН от 29.12. 2010 № 189)

  • Нормативные документы Министерства образования Нижегородской области;

  • Типовое положение об образовательном учреждении;

  • Устав школы и локальные акты;

  • Лицензия образовательного учреждения;

  • Программа развития ОУ №118.

                Также при разработке образовательной программы учтены:

                - возможности образовательной среды Н.Новгорода: школой заключен договор о сотрудничестве с детско-юношеским центром «Олимпиец», Академией бокса, Баскет-клубом Московского района, Федерацией Шотокан Каратэ-до НН, Музеем Московского района, Нижегородским планетарием, Зоопарком «Лимпопо», Туристической фирмой «Пилигримм», Дзержинским драматическим театром, театром «Вера»

                - уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работают квалифицированные педагогические кадры;

                - материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работают 2 компьютерных класса, библиотека, медиацентр, зал хореографии, два спортивных зала, 2 тренажерных зала, кабинеты объединены в локальную сеть, имеется выход в Интернет, комната психологической разгрузки, оборудованный современной аппаратурой актовый зал.

                - традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие педагогов в освоении современных образовательных технологий, своевременное повышение курсовой и квалификационной подготовки и т.д.;

                - цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий; 

- учебно-методическую база реализации учебных программ. 

МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №118 , реализующая образовательную программу начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:


  • с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении (заявление при поступлении в школу) в рамках действующего законодательства;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения (договор между МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №118 и родителями (законными представителями).

        Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. 


следующая страница >>



Как хорошо, что человек не может идти за своим гробом! А то бы у него сердце не выдержало. Леонард Джевецкий
ещё >>