Пояснительная записка «Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мечты сбываются Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только... 1 32.71kb.
Военно-патриотический клуб «Голубые молнии» Руководитель Марат Шаукатович... 1 55.73kb.
«Золотой стих» этого раздела находится в Первой книге Паралипоменон... 1 66.06kb.
Викторина по русскому языку для учащихся 2 классов задание 1 1 77.42kb.
«Надо быть милосердным» 1 134.86kb.
Собственно байки П. Г. Щедровицкий 1 71.03kb.
Ббк 87. 3 В27 Античные римские философы о смысле жизни 1 263.57kb.
Департамент образования местной администрации г. Нальчика 1 255kb.
Как жить или счастье это то, к чему можно только стремиться 1 56.72kb.
Пояснительная записка Одной из главных задач, которая стоит сегодня... 1 163.76kb.
Пояснительная записка Логопедический массаж 1 305.64kb.
Запоминалки Суффиксы существительных 1 96.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка «Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать - страница №1/18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Нельзя чему-то научить человека,

можно только помочь ему сделать

для себя это открытие».

(Галилео Галилей)
1. Введение.

Актуальность разработки образовательной программы (ОП).

В соответствии с концепцией модернизации  российского образования на период до 2020 г. миссия общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни. 

Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и  содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии, является его образовательная программа.  Она позволяет подчинить входящие в нее виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью  человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.

Образовательная программа образовательного учреждения  является свободной формой  гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице  общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она  демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой  программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую  основу для оценки вклада  каждого педагога в образовательные  достижения детей  и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком.



Нормативно-правовая база для разработки программы.

Конвенция о правах ребенка.

Закон РФ «Об образовании».

Целевая программа «Столичное образование – 5».

Статус общеобразовательных школы определен в «Типовом положении о типах и видах образовательных школ» (Утверждено постановлением правительства РФ от 19.03.2001 № 196).

Устав школы.

Федеральные государственные образовательные стандарты.

Московский базисный учебный план.

Коллективный договор между администрацией и профсоюзным комитетом школы. 

В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенных уровня и направленности, является образовательная программа (ОП). В соответствии со статьей 9 п. 6 Закона РФ «Об образовании» ОП должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов и пр. ОП ступеней школьного образования разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ (статья 14 п. 5 Закона РФ «Об образовании»).

В новом стандарте уточнена структура и основное наполнение ОП (Приказ МОиН РФ № 373 от 06.10.2009, раздел 3). Ей уделено принципиальное внимание как посреднику между стандартом и примерной программой, как элементу общественного договора между участниками образовательного процесса. Всякий поступающий в школу ребенок обязан познакомиться не только с Уставом, но и с ОП.

В соответствии с разделом 3 п. 15 ОП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20 %). Стандарт ясно указывает (раздел 3 п. 16), что теперь ОП должна содержать следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; набор отдельных программ; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Таким образом, государство видит ОП следующим образом:


  • ОП должна стать программой действий субъектов образовательного процесса

  • ОП должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе

  • ОП должна задавать «дизайн» образовательной среды ОУ

  • ОП должна задавать «очки», с помощью которых можно видеть, что происходит

Научно-методические основы разработки программы.

В основу разработки ОП положены идеи:

- культурно-исторического системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман);

- личностно-ориентированной парадигмы (В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В. Сериков);

- компетентностного подхода (А.В. Хуторской В. Д. Шадриков, Э. Д. Днепров);

- проблемно-ориентированного развивающего обучения (Л.В. Занков);

- смысловой педагогики вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А. Ямбург, В.Э. Мильман, И.В. Абакумова);

- контекстного подхода к образованию (А.А. Вербицкий).



Информационная справка о школе.

Общеобразовательная программа школы нацелена на изучение всех общеобразовательных предметов в объеме средней школы и специальных дисциплин. В областях «Искусство» и «Технология»



1. История и традиции.

1 сентября 1971 года - Основание школы

1974 год - Начало сотрудничества с ИХО РАО

Научный руководитель Л. Г. Савенкова д.п.н.

Школа является городской экспериментальной площадкой при институте МИОО руководитель М.А. Фоминова, зав. Кафедрой эстетического образования и культурологи МИОО, к.п.н.

1976 год - Первые ставшие традиционными спектакли под руководством классных руководителей

1980 год - Начало сотрудничества с Педагогическим Университетом

1992 год - Открылась «Дошкольная гимназия для детей с 5 лет

2008 год - Открылся школьный музей «БЕРЕГИНЯ»

2. Современное состояние.

А. Режим работы.

Обучение в школе организовано в одну смену (начало первого урока в 8 часов 30 мин.).

Школа работает в условиях 5-дневной рабочей недели с 6-ым развивающим днем.

Во второй половине дня начинают работу блок дополнительного образования, а также 5 групп продленного дня (для 1, 2, 3 и 4 классов).

Организовано двухразовое бесплатное питание через комбинат питания.

Прием учащихся в первый класс осуществляется службой, состоящей из школьного медработника, психолога и учителей начальных классов.

В школе формируются классы с постоянным составом учащихся, средняя наполняемость классов – 25 человек.

Учебно-воспитательный процесс строится в основном на традиционной классно-урочной системе, продолжительность уроков – 45 мин. (в 1 классе – 35 мин.).

Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам по итогам четверти по пятибалльной системе оценок.

В школе 11 оборудованных кабинетов начальной школы, имеются игровые зоны для 1 классов, обеденные зоны для учащихся, раздевалки, санузлы. В 2012-2013 уч. г. необходимо создать еще один кабинет для 1 класса

Учащиеся посещают кабинеты информатики, английского языка, спортивный зал. Во дворе школы находится спортивная площадка.

Б. Характеристика участников образовательной деятельности.

Общая характеристика.

В начальной школе № 875 обучается 341 учащийся (1 кл. – 92, 2 кл. – 71, 3 кл. – 81, 4 кл. – 97), 13 классов (1 кл. – 3, 2 кл. – 3, 3 кл. – 3, 4 кл. – 2



Кадровое обеспечение.

Количественный состав преподавателей:

В начальной школе работает 11 педагогов (не считая учителей технологии, ИЗО, физкультуры, информатики, английского языка, руководителей кружков и педагогов ГПД).

Из них постоянно работающих –11, совместителей – 0.

Среднее специальное образование – 0.

Высшее образование – 11.

Средний возраст – 47 лет.

Средний педагогический стаж – 23 года.


Качественный анализ педагогических кадров:

Высшая категория – 8

Первая категория – 2.

Вторая категория – 1.

Звание старшего учителя – 2.

Звание учителя-методиста – 1.

Грамота Управления образования – 9.

Грамота Министерства образования – 3.

Заслуженный учитель РФ – 2

Отличник просвещения, Почетный работник народного образования – 3.

Почетный работник ЗАО г. Москвы – 1.

Медаль «850 Москвы» – 3.

Медаль «За трудовое отличие» – 1.

Грант Москвы – 2.

Награда «Ветеран труда» – 6.


Кроме того, педагогический коллектив начальной школы активно участвует в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах, мастер-классах. Имеет ряд печатных работ. Ежегодно проходит курсы повышения квалификации, что ведет к использованию в работе современных педагогических технологий (развивающего обучения – 90 %, информационно-коммуникативных – 60 %, проектно-исследовательских – 45 % и др.), формирование коллектива единомышленников.

Таким образом, заметны тенденции роста кадрового потенциала.



Статистические данные о социальном составе семей.

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную социально-профессиональную группу родителей, в состав которой, согласно проведенному социологическому исследованию, входят:

70% - служащие, из них 3% работники сферы образования;

8% - представители сферы обслуживания;

14% - рабочие;

3% - не имеют постоянной работы (занимаются предпринимательством или не работают совсем);

5% - домохозяйки.

Родители учащихся по уровню образования распределились следующим образом:

высшее образование – 68%, неоконченное высшее – 5%, среднее специальное – 20%, среднее 7%.

По количественному составу в школе 15% детей из неполных семей, 4% многодетных семей, беженцы и переселенцы – нет.

Таким образом, основная категория родителей школы № 875 – служащие с большой занятостью. Для родителей данной категории является приоритетным не только количественный, но и качественный состав образовательных услуг. Родители поддерживают образовательную политику педколлектива начальной школы, положительно оценивают режим работы и основные направления образовательной деятельности.

Процесс обучения.

1 ступень образования в школе № 875 отличает качественное усвоение программного уровня по основным предметам (учет оценок в четвертях и результатов срезов знаний):



Предметы

2007-2008 уч. г

2008-2009 уч. г.

2009-2010 уч. г.

Русский язык

80%

81%

83%

Литературное чтение

96%

96%

95%

Математика

83%

83%

81%

Окружающий мир

95%

96%

97%

Младшие школьники ежегодно становятся победителями, призерами и лауреатами предметных олимпиад, марафонов, конкурсов и соревнований школьного, муниципального, окружного, городского и международного уровней. Ребята принимают активное участие во всевозможных конференциях, форумах, круглых столах и пр.

Говоря о показателях работы учителей начальных классов, нельзя не отметить, что будущие серебряные и золотые медалисты школы, будущие выпускники школы, получающие сертификаты о сдаче ЕГЭ со 100 баллами, будущие студенты престижных вузов столицы – это все те ребята, которые прошли обучение в стенах нашей школы, начиная именно с младших классов.


2. Анализ «социального заказа» на предоставление образовательных услуг.

Концепция программы разработана коллективом школы на 2011 -2014 гг. на основе «социального заказа».

Данные проведенного социологического опроса (контингент опрашиваемых – родители учащихся школы) неопровержимо говорят о том, что общество видит школу 21 века, призванную давать в первую очередь качественное фундаментальное образование.

Таким образом, наша программа отражает потребности личности в получении качественного образования, в ней находят выражение тенденции к фундаментальности, академичности, традиционности.

Однако родительская общественность отмечает и другое. Именно начальное образование следует сориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей младшего школьника. Начальная школа, как базовое звено образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Таким образом, назначение образовательной программы школы №875 в том, чтобы создать условия для раскрытия возможностей у каждого ученика, учитывая его склонности, чтобы он мог адаптироваться в условиях сегодняшней реальности.

По мнению респондентов, не менее важными сторонами в деятельности школы должно стать воспитание детей с высокими моральными и духовными качествами. Кроме того, школе следует более активно решать проблемы здорового образа жизни учащихся.

Таким образом, на базе начальной школы необходимо создавать психологически комфортную образовательную среду для развития личности, способствующую раскрытию социокультурных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.

  Ценные сведения для диагностики деятельности школы дает проведение анкетирования, тестирования, опросов среди учителей. Оно позволяет сделать вывод о степени удовлетворенности существующим положением дел. Большинство учителей, считая, что школа хорошая, дающая крепкие знания, с творческим педагогическим составом, не должна останавливаться на достигнутом, а быть постоянно школой «развития», высказывалась необходимость совершенствования образовательной деятельности, закрепление уже имеющийся инновационный режим. Многие педагоги считают необходимым усиление психологической службы школы №875, что способствует обеспечению благоприятных условий для учебно-воспитательного процесса, развития личности учащихся. Четко прослеживается необходимость изменения содержания и качества дополнительного образования, интеграции основного и дополнительного образования. Иными видятся и задачи учителя – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Весь педагогический коллектив считает, что учитель по отношению к ученику не должен являться источником информации, а становиться организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Итак, сопоставление реального и желаемого в реализации оптимальной образовательной среды привело нас к созданию «сбалансированной» ОП. При разработке предлагаемой программы был учтен накопленный позитивный опыт современного начального образования, а также новые подходы в данной области. Программа не претендует на универсальность. Однако, по убеждению авторов, она поможет преодолению негативной тенденции упрощенного понимания содержания образования в период младшего школьного возраста или, наоборот, тенденции усложнения технологии, что делает резким переход от игровых форм к собственно учебным.



3. Цели, задачи и требования ОП.

Цель создания ОП – наряду с сохранением единства федерального образовательного пространства, создание условий для защиты и развития региональных, местных и конкретно-школьных культурных традиций.

Задачи, на решение которых направлена данная ОП:

  1. Собрать и систематизировать информацию о начальном образовании в ГОУ СОШ №875.

  2. Привести все функционирующие на базе начальной школы учебные, развивающие и воспитательные программы в соответствие со Стандартами образования второго поколения.

  3. В процессе разработки ОП создать все условия для свободного и демократического согласования образовательных потребностей, запросов и «заказов» государства, педагогов, учащихся, родителей, общества в целом по предоставлению тех или иных образовательных услуг в ГОУ СОШ № 875 (1 ступень).

  4. Обеспечить управляемость образовательным процессом на основе созданной ОП.

  5. Представить ОП как предмет внешнего и внутреннего контроля, экспертной оценки и мониторинга деятельности образовательного учреждения при аккредитации, лицензировании, аттестации и пр.

В процессе разработки ОП были учтены следующие требования:

К содержанию:



  • Полнота (охват всех сторон деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС)

  • Целостность

  • Инновационность

  • Ресурсность (контингент учащихся и его стабильность, кадры и их профессиональный рост, финансы, материально-техническая база, информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

К оформлению:

  • Адекватность понимания

  • Модульность структуры

  • Презентационность

К дальнейшему использованию:

  • Открытость (возможность коррекции и дополнения)

  • Интегрированность (приспособленность для сетевого взаимодействия)

  • Конвертируемость (взгляд через призму всех субъектов образования)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В основе содержания и методики начального образования ГОУ СОШ № 875 лежит программа«1-4»: «Школа России» (разработчики – авторский коллектив во главе с А.А. Плешаковым, кандидатом педагогических наук)».

Всем известно, что образовательная программа  должна, опираясь на возрастные возможности школьников, содержать перечень основных видов деятельности  обучающихся на разных ступенях образования и перечень основных целей и задач, решаемых субъектами образовательного процесса. Обратимся к характеристике  младшего  школьного возраста.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться  важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам).

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их  реализации ребенок  учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства  возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребенка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

В этом возрасте ребенок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С  подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими  значимыми людьми являются прежде всего взрослые.

Особое место в жизни  ученика начальной школы  занимает учитель. В этом возрасте  он для ребенка – образец действий, суждений и оценок.  От него  решающим образом зависит  и принятие  позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения  являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

Если обобщить, то можно сказать, что психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией (умением осознавать и оценивать свою деятельность) и внутренним планом действий (см., например: Н.Ф. Талызина. Педагогическая психология. – М., 1998 , с. 38-41). Подробный психологический анализ особенностей младшего школьного возраста см.: Л.Ф. Обухова. Возрастная психология. – М., 1996, с. 270-283.

Итак, четко сформулируем виды деятельности  младшего школьника, связанные с образовательным учреждением:



  • совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа);

  • игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссерская игра, игра с правилами);

  • творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование);

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

следующая страница >>



Когда в Поднебесной узнали, что красота — это красота, появилось и уродство. Когда узнали, что добро — это добро, появилось и зло. Лао-цзы
ещё >>