Пояснительная записка к программе курса семинарских занятий по религиоведению для культурологов, 2 курс з/о - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «политическая география евразии и россии» 1 142.03kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Организационная психология» 1 312.17kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология... 1 120.2kb.
Планы семинарских занятий по курсу мировая экономика для студентов... 1 150.61kb.
Учебная программа для студентов (специальность нхт фототворчество) 7 442.96kb.
Планы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических... 1 95.54kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи курса 1 111.61kb.
Программа занятий компакт-курса «Институциональная история философии 1 46.53kb.
5 Планы семинарских (практических) занятий 1 111.4kb.
Пояснительная записка курс «Окружающий мир» 3 404.44kb.
Пояснительная записка к программе элективного курса «Современное... 1 76.54kb.
Одесская Богословская Семинария 16 1370.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка к программе курса семинарских занятий по религиоведению для - страница №1/1

Пояснительная записка к программе курса семинарских занятий по религиоведению для культурологов, 2 курс з/о.

Д.С.Лихачёв назвал Библию кодом русской культуры, сравнив её роль в культуре с ролью генома человека.

Вдумчивый, критично настроенный грамотей мог заблудиться как в заветах, так и в пророчествах, что и случалось. По прочтении Библии впадали в неверие, безбожие, становились богоборцами, выступали за свободу и против богатства. Книга книг сконцентрировала огромный заряд, взрыв которого чреват не столько религиозностью, сколько вольнодумством. Поэтому и требовался пастырь-толкователь направляющий чтение в сторону богоискательства, отсекающий пищу, крамольную для ума.

Впрочем, даже при желании простой смертный не мог свободно прочесть Библию. И не только из-за нехватки рукописных книг. Языковые барьеры (писание первоначально не существовало на национальных языках), затруднительность чтения и понимания, широкая неграмотность населения - все это объективно делало священную книгу недоступной.

Но были и официальные запреты на чтение и владение Библией. Иннокентий-III [1198-1216] первым из Пап запретил читать Библию мирянам. Позднее собор в Таррагоне (1234 г.) объявлял еретиком каждого, кто в восьмидневный срок не сдаст святую книгу епископу. Тридентский Собор 1546г. принял декрет "о канонических писаниях" в котором предостерегал от независимого изучения Библии. В 1893 году жесткие рамки изучения Нового Завета были установлены даже для богословов энцикликой Льва XIII "Провидентиссимус Деус". В 1902 году тот же Лев XIII создал специальную папскую библейскую комиссию с целью контролировать библейские исследования католиков. Комиссия разработала ряд "окончательных" и не подлежащих обсуждению постановлений об авторах, времени написания и других проблемах Нового Завета. За отклонение от директивных положений были отлучены от Церкви А.Луази и П.Альфарик. У католиков запрет на самостоятельное изучение Библии не отменен и по сей день. В то же время нельзя его и абсолютизировать. Так, например, нижегородские католики имеют личные Библии и могут их читать вполне самостоятельно. Другое дело, что Папа не приветствует такой практики.

Несмотря на особенное усердие в этом отношении католической, другие церкви также мало уступали в ограничениях по чтению Библии. В ХIХ веке Библия была запрещена к чтению и в кадетском корпусе Санкт-Петербурга (цит. по:Павловский А. Популярный библейский словарь.-М.,1994). Большинство образованных людей "викторианской" эпохи было убеждено, что лишь хорошо подготовленный и просвещенный человек может без вреда для себя взять ее в руки. Опасения их были небезосновательны, так как в Библии много скользких моментов и тем, требующих известной подготовки для чтения и восприятия. Протестантство, наоборот, не только не запрещало, но настоятельно рекомендует чтение Библии, впадая при этом в другую крайность, считая, что каждый верующий без всякого руководства может читать и трактовать Библию. Мол, только в Библии и особенно в Евангелиях сохранилось в чистоте, искаженное впоследствии Церковью, учение Христа. В этом интересе к Евангелиям и кроется одна из важнейших предпосылок расцвета изучения Библии в Германии XIX-XX веков.

Библия действительно очень сложна, Это исключительно трудное чтение, требующее известной предварительной подготовки. Сам Бог, по мнению талмудистов, изучает Библию по три часа в день.

Перед нами встает вопрос: как мы будем изучать Библию, если даже в мире христианства нет единого мнения на те или иные вопросы. Только в США около 250 вероучений, по разному толкующих Библию. Действительно, свободное чтение Библии как правило заканчивалось появлением новой "ереси". Ярчайший пример - Лютеранство.

Не только в разных частях Библии, но, нередко, и в одной и той же фразе можно найти противоположные значения. Так, по мнению Оригена, каждая фраза Библии содержит в себе три смысла: буквальный, нравственный и аллегорический. Сведенборг выделяет уже 4: буквальный, исторический, духовный и небесный. Официальные инстанции христианской Церкви неоднократно отмежевывались от аллегоризма и соответствующих ему крайностей Александрийской богословской школы.

Ф.Вигура в своей книге, вышедшей в 1916 г., делит смыслы Библии на буквальный и таинственный, которые в свою очередь делятся: первый - на собственный и метафорический и второй - на аллегорический, тропологический и анагогический. Помимо этого имеется и смысл аккомодативный. За этой пышной декорацией прячется все тот же аллегорический смысл.

Спиноза показал, что если прибегать к спекулятивным аллегорическим толкованиям, то исторический подход делается в этом случае просто невозможным. Таким образом, мы, дабы оставаться на научных позициях, будем трактовать Библию имманентно, т.е. исходя только из того, что есть в ней самой. Однако, чтобы сэкономить время и силы, мы будем привлекать и труды наших предшественников. Литературы к темам, которыеприведены выше - масса. Число одних только трудов по проблеме Ноева ковчега, по данным И.А.Крывелева, насчитывает до 70 000 наименований.

Тема 1. Библия как сборник разнохарактерных произведений. 
Темы докладов: 


  1. Структура и деления Библии, время и язык написания основных библейских книг. Канон

  2. Различные варианты Библии.

  3. История переводов Библии.

  4. Проблема переводов.

Литература:

    1. Библия.

    2. Беленький М.С. Иудаизм. - М.,1966

    3. Косидовский З. Библейские сказания. - М.,1990

    4. Крамер С. История начинается в Шумере.-М.,1991

    5. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока.-М.,1994

    6. Происхождение Библии.-М.,1964

    7. Решетников Н.А. Библия и современность. - М.,1968

    8. Рижский М.Н. История переводов Библии в России.

    9. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете.-М.,1990

    10. Шахнович М. Библия в современной борьбе идей. - Л.,1988


Тема 4. Библия и мировая литература. Библеизмы.
Темы докладов:

  1. Влияние Библии на мировое искусство и литературу.

  2. Библейские притчи

  3. Библеизмы (контрольная)

Литература:

  1. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. - М.,1977

  2. Библия

  3. Павловский А. Популярный библейский словарь. - М.,1994

  4. Яковлев. Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.,1985

  5. Давыдова Н.В. Евангелие и Древнерусская литература. - М.,1992

 Влияние Библии на мировую литературу и искусство. Со времени своего сложения и по сей день Библии остается одним из самых мощных стимулов для мирового литературного творчества. На библейские темы написано множество поэм, пьес, романов и рассказов на многих языках мира. На протяжении веков библейские персонажи побуждают творческое воображение и выступают героями литературных произведений самых разнообразных жанров и направлений, от религиозно-нравоучительных повествований и лирики до реалистического исторического романа и произведений модернистов новейшего времени. 

Не меньшее влияние оказала Библия и на европейскую музыку, сначала религиозную, а затем и светскую. Библейским темам посвящены мессы, оратории, кантаты, оперы и другие музыкальные произведения. 



До 18 в. Библия была источником вдохновения скульпторов и художников христианских стран. В 19 в. к библейской тематике обратились ведущие еврейские художники Европы и России, а в 20 в. ее трактовка крупнейшими еврейскими мастерами заслужила признание всего мира (см. М. Шагал). Опубликованная в 1973 г. на английском языке книга Г. Сивана «Библия и цивилизация» содержит подробное обозрение воздействия Библии на религию, этику, законы, социальный строй, литературу, искусство и музыку народов мира.




Не доверяй тому, кто сам никому не доверяет. Артуро Граф
ещё >>