Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории в 9 классе разработана на основе: Федерального... 5 997.93kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе 5 527.49kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 3 423.48kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 3 521.36kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной... 2 506.07kb.
Мухарлямовой Гульнур Азалевной на основе федерального компонента... 6 416.51kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе 1 246.05kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
Экология животных 1 248.86kb.
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на... 2 353.1kb.
Рабочая программа учебного курса «История» в 11 классе Учителя Гущиной... 1 349.57kb.
Адреса собрание Челябинского областного государственного музея искусств 1 45.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента - страница №1/9



5 класс
Пояснительная записка

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса истории Древнего мира для учащихся 5 класса общеобразовательной школы Михайловского Ф.А.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Рабочая программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Остающиеся 12 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.

При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения Истории в 5 классе:



Цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

  3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:



  1. формирование исторического мышления учащихся;

  2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;

  2. формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

  5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Используемые УМК:

    • Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – 7-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2008

    • Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс / Колпаков С.В., Пономарев М.В., Тырин С.В. – М.: АСТ-Пресс, 2008

На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

  • Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.



Тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс

урока

дата

Тема

ч

Содержание

Понятия

Программа развития учащихся

Тип урока

Контроль знаний

1

Введение.

1

Что такое история Древнего мира;

Источники по истории Древнего мира



История;

Всеобщ.история;

ИДМ;

Археология;



Веществ.памятн.

Писм.памятн.



Объясняют смысл терминов, изученных на уроке;

Понимают смысл изучения предмета история;

Работают с картой


Урок изуч. нов. мат.

С.5-8

Проблем.беседа;

Раб.по карте;

Фронт.опрос;

Творч.задание


2

Увлекательный мир истории

1

Историческое время;

Наша эра;

До нашей эры;

Летоисчисление



Лента времени;

Столетие;

Век;

Тысячелетие;



Рождество Христово

Объясняют, как ведется счет лет в истории;

Определяют век и ведут подсчет исторического времени;

Устанавливают последовательность счета на ленте времени.


Комб.урок с элемент.

лаб.раб


§6

Решение задач на счет истор. времени;




Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия.

Тема 1. Собиратели и охотники каменного века.

3

Первобытные люди, их занятия, открытия и изобретения. Искусство и религия первобытных людей

1

Облик далеких предков;

Первые орудия труда;

Охота и овладение огнем;

Ледниковый период и его последствия;

Пещер. живопись;

Зарожд. религии



человеческое стадо,

палка- копалка,

ручное рубило; «человек разум.»

Религия;Искусство;

Наскальная живопись;

Духи, боги, идол, шаман, миф



Называют отличительные черты человека от животного;

Описывают портрет древнейшего человека;

Имеют обобщённое представление о расселении и жизни древнейших людей;

Объясняют причины появления верований, религий;

Рассказывают о возникновении первобытного искусства;

Формируются умения подтверждать выводы примерами, пересказ. содерж.



Комб. урок

§1-3

Раб. с лентой вр.

Рис.перв. ор.тр.

Проблем.беседа

Сообщение об откр.пещер. живописи


Тема 2. У истоков цивилизации.

4

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Родовая община;

Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству;

Развитие ремесел


Присваивающее хоз-во;

Производящее хоз-во;

Керамика;

Прядение;

Ткачество;

Мотыга;


Плуг.

Умеют отличать родовую общину от человеческого стада;

Раскрывают сущность земледелия и скотоводства;

Устанавливают последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека;

Учатся использовать ранее полученные знания.



Комбин.урок

§4

Раб. с лентой вр.

Сравнит.таб.

Рассказ


Словар.дикт

Раб.с контур.кар




5

От первобытности к цивилизации.

1

Распад соседских общин;

Обмен произведенными продуктами;

Появление неравенства и знати


Неравенство;

Классы;


Государство;

Цивилизация



Умеют сравнивать родовую и соседскую общины;

Учатся подтверждать свои выводы примерами из учебника;

Учатся работать с текстом учебника;

Выделяют основные признаки цивилизации, государства;

Продолжается формирование общеучебных навыков


Комбин.урок

§5

Проблем. беседа

Сравнит.табл.

Раб. с лентой вр.

Словар.дикт.


6

ПОУ: У истоков цивилизации.

1

Значение первобыт. эпохи в истории челов-ва;

Представления о переходе от первобытности к цивилизации;

Жизнь и занятия первобытных людей


Первобытность;

родовая и соседская община;

земледелие; скотоводство; ремесло; искусство; религия; неравенство; знать; государство


Знают основные этапы развития человека в древности;

Знают важнейшие достижения культуры и системы ценностей (занятия, орудия труда, верования),

Умеют показывать на исторической карте территории расселения народов в Африке, Азии, Европе;

Рассказывают о важнейших исторических событиях, показывая знание необходимых фактов, терминов; Дают описание памятников культуры на основе текста и иллюстр. материала



Повторительно-обобщ. урок

Игра «путешествие»,

итоговый контрольный тест



Раздел 2. Древний Восток.

Тема 3. Цивилизации речных долин.

7

Египет – дар Нила.

1

Природные условия Египта;

Объединение Египта;

Особенности письменности


Дельта;

Папирус;


Дамба;

Рельеф;


Фараон;

Иероглифы



Имеют общее представление о Египте, как одной из первых цивилизаций на Земле;

Раскрывают важность реки Нил в жизни египтян;

Объясняют значение фараона в управлении государствам;

Учатся использовать карту в своих ответах;

Развивают понятийное и образное мышление


Урок изуч. нов. мат.

§7

Раб.по карте

Рассказ

Словар.дикт.



Раб.с лентой вр.

8

Страна двух рек.

1

Природные и климатические условия Древнего Двуречья;

Занятия жителей Двуречья;

Религия и письменность.


Город;

Зиккурат;

Клинопись


Имеют общее представление о междуречье;

Раскрвають основные отличия его от Египта;

Продолжается формирование общеучебных навыков;

Формулируют несложные выводы;

Дают устный отзыв на ответы одноклассников


Комбин. урок

§8

Проблем.беседа

Сообщение

(миф о потопе)

Раб.по карте


9

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Возвышение Вавилона;

Законы Хаммурапи и их значение



Шамаш;

Свод законов



Продолжается формирование умений работать с историческим источником, текстом учебника.

Учатся формулировать несложные выводы;

Раскрывают важность первого свода законов вавилонского царя


Комб.урок с элемент.

лаб.раб


§9

Раб.с докум.

Раб. по карте

Фронталь опрос

Раб.с лентой вр.


10

Индия и Китай в древности.

1

Географическое положение и природные условия Индии и Китая. Занятия жителей. Религио.верования.

Гадательные надписи

Имеют общее представление о древнейшей Индии и Китае;

Рассказывают о занятиях людей в этих государствах;

Продолжается формирование картографических навыков


Комбин. урок

§10

Раб.по карте

Рассказ

Раб.с лентой вр.



Тестирование

11

ПОУ: Цивилизации речных долин.

1

Природные условия первых цивилизаций;

Сходства и различия в их развитии;

Роль рек в жизни древних государств





Систематизированы знания учащихся по изученной теме;

Умеют сравнивать исторические условия развития Древнего Египта, Двуречья, Индии и Китая

Продолжается формирование умений формулировать несложные выводы;

Учатся работать с историческим источником, текстом учебника;

Умеют читать карту с опорой на легенду;

Описывают исторические объекты и культурные памятники



Повтороит.-обобщ. урок

Словар.диктант

Индивид.зад.

Кроссворд

Раб.по карте;

Раб. с докум.


Тема 4. Древний Египет.

12

Фараоны и пирамиды.

1

Источники знаний об ист. Др.Египта;

Пирамиды;

Фараон-его внешние атрибуты и власть;

Жизнь и деят-ть вельмож, чинов. и писцов



Мумия

Саркофаг


Вельможа

Пирамида


Рельеф

Деспотическая власть




Имеют общее представление об управлении в Древнем Египте;

Понимают важность власти фараона

Знают о функциях вельмож в гос-ве;

Используя ИКТ рассказывают о пирамидах Египта, как об одном из чудес света

Продолжают формироваться умения формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы однокл.


Урок изуч. нов. мат.

§11

Расскакз-опис.;

Сообщение;

Макет пирам.

Раб.по карте

Индивид.зад.



13

Жизнь в Древнем Египте.

1

Жители Египта; Жизнь и труд земледельцев и ремесленников; сбор налогов;

Народ.восст.в Ег.



Шадуф

Гиксосы



Рассказывают о жизни различных классов в Древнем Египте;

Умеют сравнивать положение различных групп населения, используя источник;

Продолжают формироваться умения формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы однокл.


Комб.урок с элемент.

лаб.раб


§ 12

Раб.над памяткой для оценки устного ответа однокл.;

Расскакз-опис.;

Инд.раб. карточ.



14

Завоевания фараонов.

1

Египет. Армия;

Завоев. фараонов;

Цели и послед. Походов фараона Тутмоса III


Тяжеловооруж, легковооруж. пехота;

Дротики;


Дань

Раскрывают важность завоеваний фараонов;

Рассказывают о наиболее удачных походах и их результатах;

Продолжается формирование умения работать с картой


Комбин. урок

§13

Раб.по карте;

Раб. с лентой вр.

Проб.зад.-воп.4

Инд.зад.


15

Культура Древнего Египта.

1

Искусство;

Боги египтян;

Мифы


Сфинкс

Мифология




используя ИКТ раскрывают особенности египетской культуры, её необычность;

Продолжается формирование общеучебных навыков



Урок с использ.ТСО

§14

Творч.зад.;

Инд.зад.;

Карточ.игра



16

ПОУ: Древний Египет.

1

Египет. общество;

Основн. занятия;

Завоев. фараонов;

Культура египтян







Знают историю древнего Египта (местопол., прир.услов., жизнь различ. слоев насел., военн.походы фараонов, культура, письмен., знания);

Усвоили понятия «цив-ция», «религия», «налог», «кул-ра», «гос-во», «классы»;Сформир. навыки работы с ист. картой, текстом учебника.Сформир. умения формулир. неслож. выводы, давать уст. отзыв на ответы



Повтороит.-обобщ. урок

Словар.диктант

Индивид.зад.

Кроссворд

Тестирование.




Тема 5. Западная Азия и век железа.

17

Финикийские мореплаватели.

1

Геогр.располож. и прир.ус. Финикии

Торговцы, пираты

Колонии

Морск путеш.;



Алфавит

Железный век

Колонии


Объясняют прич. возник. колоний, расск. об их знач. в жизни финикийцев;

Знают об открытиях финикийцев;

Усв. пон. «колония», «колониз-ция»;

Продолж. Формир. картограф. навыков, понятий. аппарата;

Продолж. формир-ние умений сравн. ист. усл. развития Др. Египта, Финикии;

Формирование умений формул. неслож. выводы, давать уст. отзыв на отв. однок.



Урок изуч. нов. мат.

§15

Проб. з.-воп.2,3

Раб.с лентой вр;

Смообщ.об алф.



18

Древняя Палестина.

1

Распол., прир.усл., насел. Др. Палест.

Библей. сказания



Библия;

Договор;


Яхве

Раасказывают о геог.полож. Палестины, о занятиях её жителей;

Анализаруют библейские сказания;

Продолжается формир-ние умений сравнивать истор. условия развития Древ. Египта, Финикии и Палестины;

Усвоены понятия «единобожие», «заповеди», «завет», «Библия».

Продолж. Формир. умений раб. с ист. источником, ист. картой, текстом учеб.;

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок.



Комбин. урок

§16

Сооб.о Соломон

Раб. по карте;

Проб.з. –воп.3



19

Ассирийская военная держава.

1

Ассир. армия;

Ассир.завоев.;

Упр.страной;

Столица


Ассирийцы

Таран


Имеют общее представл. об Ассирии;

Характеризуют роль армии в гос-ве, сравнивают её с армиями др. гос-тв;

Рассказывают об ассирий. Завоеваниях;

Продолж. формиров. картогр. умения;

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок.


Комбин. урок

§17

Раб.по карте;

Сооб.о Ниневии

Тестирование

Индив. Зад.


20

Победители Ассирии.

1

Нововавилон. держава;

Научн. знания;

Мидийцы и персы


Лидий. царство, Навуходоносор

Объяс. прич. появ. нов. гос-ва в М.А.;

Имеют общ. представ. о Нововав. держ;

Продолж. формир. картогр. навыков.


Комб. урок

§18

Раб. по карте;

Проб.з.-воп.2.3


21

Культура народов Передней Азии

1

Науч.знания;

Архитектура;

Чудеса Азии;

Религ. представл.



Изразцы

Висячие сады




Понимают своеобразие и неповторимость древнеазиат. культуры;

Умеют делать сообщения, используя дополн. лит-ру;

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок


Урок-экскурсия

Сообщ. и докл.

Игра-путешеств

Тестирование


22

ПОУ: Западная Азия и век железа.

1

Древние Финикия, Палестина, Ассирийская держава, Мидия, Персия




Продолж. формирование умений сравнивать исторические условия развития Др. Египта и Двуречья;

Приобщ. к религ. ценностям челов-ва: Библии и заповедям Христа;

Обеспечить усвоение учащимися понятий «колония», «колонизация», «миф», «предание», «единобожие», «заповеди», «завет», « Библия»;

Продолж. формирование умений работать с ист. источником, ист. картой, текстом учебника;

Формирование умений формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы др. учащихся.


Повтороит.-обобщ. урок

Тестирование

Раб.по карте

Раб. с термин.

Творч. задан.



Тема 6. Великие державы Древнего Востока.

23

Образование державы Маурьев в Индии.

1

Пересел. ариев

Новая цив-ция




Рупия

Индийцы


Джунгли

Раджа




Используя ранее полученные знания, характер-ют жизнь в Индии в нов. усл.;

Понимают особенн. управл. в Индии;

Продолж. формирование умений сравн. истор. условия развития древнеазиат. Цивилизаций;

Продолж. формирование умений работать с ист. источником, ист. картой, текстом учебника;

Формирование умений формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы др. учащихся.


Урок изуч. нов. мат.

§19

Сооб.-воп.5

Раб.по карте

Инд.зад.


Фронт.опрос

Пробл.вопр.



следующая страница >>



Эти пятнадцатиминутные трагедии я называю «мыльной оперой», потому что без помощи мыла я не пролил бы ни слезы над ее персонажами. Обозреватель газеты «Крисчен
ещё >>