Повышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеуро - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Развивающее обучение на уроках географии через использование активных... 2 438.81kb.
Семинаре «Использование дискуссии и диспутов на уроках орксэ» 1 80.98kb.
«Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики... 1 137.88kb.
Повышение мотивации обучения русскому языку через использование икт 1 79.68kb.
Тема: Проектная методика одна из активных форм обучения английскому... 1 293.99kb.
Уроках географии и природоведения «Урок 1 81.51kb.
Изучение деятельности М. П. Лазарева на уроках географии и во внеурочной... 1 44.21kb.
Гимназия №1 г. Островец Гродненской области Алехно А. М. Развитие... 1 446.39kb.
Использование активных форм обучения как средство достижения правовой... 1 66.17kb.
Уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности Тема моего... 1 183.15kb.
Учреждения 1 62.99kb.
Эффективное развитие предприятий слабоалкогольных производств на... 1 434.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Повышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии через использование - страница №1/3



Управление образования

администрации Старооскольского городского округа Белгородской области


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»



Повышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности
Анисимова Светлана Михайловна

учитель географии

муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя

общеобразовательная Шаталовская

школа»
г. Старый Оскол

2011 год

Содержание:

Информация об опыте……………………………………………………

3

Технология опыта……………………………………………………

7

Результативность опыта……………………………………………………

15

Библиографический список…………………………………………………........................

22

Приложение к опыту…………………………………………………….

23



1. Информация об опыте

Условия становления и возникновения опыта

В 2007 году автор начал исследование по теме «Повышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности». Основная технология опыта и результативность складывались в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная Шаталовская школа», в которой работает автор. Школа расположена в Старооскольском районе Белгородской области. Здание школы находится вблизи учреждений культуры: Дом культуры, музыкальная школа, сельская модельная библиотека - что благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная Шаталовская школа» более семидесяти лет. За это время школой накоплен богатый опыт работы, сложились определённые традиции: непрерывное стремление к совершенствованию, поиск эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса, применение современных образовательных технологий. Индивидуальные познавательные творческие способности обучающихся реализуются через систему дополнительного образования: кружки, секции, элективные курсы, научные общества.

Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, автор заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают только 29% старшеклассников. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, автор сделала вывод, что многие учащиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается. Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, особенно желающему быть успешным и считающему себя культурным. Раздвигаются границы территорий, велико взаимовлияние экономических отношений между странами, общее участие всего человечества в решении глобальных проблем. Учащиеся любого возраста должны вовлекаться в них, продумывать их и разрабатывать пути решения.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся. Перед автором встал вопрос: «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?

В образовательном учреждении, в котором работает учитель, имеются все условия для получения качественных знаний по географии. В 2009 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование», что позволило значительно укрепить материально-техническую базу учреждения и создать возможности для дальнейшего развития образовательной среды. Необходимым оборудованием в соответствии с современными требованиями был укомплектован кабинет географии, рабочее место учителя компьютеризировано, имеется интерактивная доска, мультимедийный проектор, выход в Интернет, локальная сеть. Все это повысило плотность уроков, разнообразие форм и методов подачи материала, и, как следствие, интерес учащихся к географии.

Актуальность опыта

Не секрет, что интерес школьников к учению в последнее время падает. Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Кроме того, следует отметить главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла необходимость поиска новых форм, методов, приемов обучения, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Все это отражает актуальность проблемы повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:

1) между отсутствием заинтересованности в изучении географии у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;

2) между традиционной системой построения образовательного процесса, которая, как правило, даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал, но зачастую формирует лишь репродуктивное знание, и широкими возможностями использования образовательной среды, позволяющей существенно повысить уровень мотивации учения школьников, познавательную активность и, как следствие, качество образования.

Проблема опыта заключается в разрешении указанных противоречий и состоит в совершенствовании уровня преподавания географии, позитивного изменения качества образования по предмету через формирование мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения учебной мотивации посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

Традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения, опиравшиеся на принцип авторитарности, уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях, условиях жизни.

Школы сегодня отошли от информационной модели образования. Упор делается не на пассивное заучивание информации или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта. Роль учителя существенно меняется, но нисколько не уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, что намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка их усвоения.



Длительность работы над опытом: работа по данной теме ведется с 2007 года. Проработав большой теоретический материал педагогов-новаторов, учитель стала внедрять в учебный процесс активные формы работы. В ходе своей педагогической деятельности старалась выявить наиболее эффективные формы и методы проведения занятий, чтобы применять их в дальнейшем. Это дало положительные результаты. Повысились учебная мотивация и качество знаний по географии.

Диапазон опыта – система уроков, внеурочная деятельность, направленные на формирование мотивации учения школьников, развитие интеллекта, познавательной активности, творческих способностей и повышение качества знаний.

Теоретическая база опыта. В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов: И.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, А.Дистервега, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо повышение учебной мотивации, развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.

Интересной и близкой к идее опыта является теория развития познавательных интересов Г.И.Щукиной, модель которой такова: разминка-развитие психических механизмов - выполнение частично поисковых задач - решение творческих задач. Также имеет значение технология развивающего обучения В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой, Г.К.Селевко.

В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю.К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала[1].

Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества.

Данная проблема привлекает тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего, проблемного, дифференцированного обучения и др. Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке, формировать мотивацию.

А.Н. Леонтьев под мотивацией понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности» [6] .

Мотив – это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Когда человеку вдруг захотелось что-то сделать, можно говорить о кратковременном состоянии. Если же ему так хочется делать и поступать всегда – это составная часть качества личности.

Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя, и весьма непростая, заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

Теоретический анализ показал, что для повышения качества образования, необходимо формирование мотивации учения у школьников 2 и 3 ступени обучения.

Социально-позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными за счет расширения деловых контактов школьников со сверстниками и учителями. При благоприятных условиях воспитания упрочивается структура мотивационной сферы, возрастает сбалансированность между отдельными побуждениями. Происходит побуждение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения.



Таким образом, под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Г.К. [9] отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды. Т.И. Шамова [13] убедительно доказывает, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе.

Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

Деятельно-ориентированный подход к пониманию активности обуславливает необходимость пробуждать познавательную активность у учащихся непосредственно на уроках и во внеурочной деятельности.

В опыте, опираясь на принципы деятельностного подхода, разрабатываются методические приемы, позволяющие превратить ученика из пассивного слушателя в деятельностного участника урока. Активное взаимодействие (сотрудничество) учителя и ученика должно инициировать у обучающегося процесс самовыражения и саморазвития, при котором определяющая роль в развитии переходит от внешних детерминантов к внутренним мотивам, что как раз и является наиболее ценным.



Новизна опыта заключатся в создании системы применения активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности, нацеленных на повышение мотивации учащихся, развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся, достижение эффективных результатов изучения географии.

2. Технология опыта

Цель опыта – показать возможность применения активных форм урочной и внеурочной деятельности как средства стимулирования к изучению географии.

Система средств активизации школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

- пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;

- стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

- обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;

- стимулировать их физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей;

- обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применение таких методов и приемов обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к учебному предмету, будет способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей обучающихся. Современные педагогические технологии при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии.

Для достижения цели были поставлены задачи:


  • формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к изучению географии;

  • развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством применения активных форм обучения;

  • формирование у обучающихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.

Проблема совершенствования преподавания предмета решается на основе деятельностного подхода, принципов целенаправленности, научности, систематичности и последовательности, а также наглядности, доступности, связи обучения с жизнью, воспитывающего и развивающего обучения. Реализация данных принципов позволяет научить школьников умению анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, систематизировать и делать самостоятельные выводы, применять полученные знания по географии в ситуациях повседневной жизни.

Для решения поставленных задач применялись методы:

- по степени активности познавательной деятельности: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;

- по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;

- по форме взаимодействия: интерактивные, индивидуальные, групповые, фронтальные;

- по приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные;

- по характеру учебной деятельности: игровые, поисковые, проблемные.

Автор сделала вывод, что активные формы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и обучаемые.

Такие формы обучения предполагают использование системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, учащиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивают свои творческие способности. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, дают возможность применения полученных знаний на практике. Целью активных методов является привлечение всех психических процессов для усвоения знаний, умений, навыков.

Условно активные формы обучения можно разделить на

активные формы уроков;

активные методы и приемы обучения;

активная познавательная деятельность.

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии и другие.

Используя в своей работе данные технологии, автор отметила, что технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся – не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания на основе известного.

Часто на уроках учитель создает проблемные ситуации. Например, при изучении темы «Население» перед ребятами ставится вопрос: какие изменения произойдут в численности населения, если снизится рождаемость? В ходе решения проблемы учащимся предлагается самостоятельно систематизировать материал и составить таблицу, начертить график, изобразить рисунок, конспект, опорную схему. Дальнейшее использование опор предполагает управление познавательной деятельностью детей, развитие у них навыков самостоятельной работы, самоконтроля. Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников. (Приложение 1).

Опыт работы показывает, что технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личностной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя – это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения – овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

В своей деятельности учитель практикует работу над проектами. Вот некоторые проекты, которые были подготовлены учащимися: «Календарь года», «Любимый сердцу уголок», «Глобальные проблемы человечества». Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта. Исходя из этого, можно сделать вывод, что активизация учебного процесса при использовании метода проектов способствует формированию познавательных и социальных мотивов, а, следовательно, и повышению мотивации к учебной деятельности. (Приложение 2).

Интерактивная технология – это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

Часто на уроках автор использует работу в парах. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Примерами такой работы является: обсуждение текста параграфа, интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя, проверка знания номенклатуры по карте и т.д.

В кабинете географии, оборудованном в соответствии с современными требованиями, имеются возможности для использования в учебном процессе мультимедийных и интерактивных технологий. Презентации используются при проведении вводных уроков, уроков изучения нового материала, уроков обобщающего повторения и других. На слайдах записываются термины, определения, вычерчиваются схемы, таблицы, графики. Презентации часто используются как наглядный видеоряд, позволяющий оживить ход урока. Были разработаны и проведены уроки с использованием мультимедийной презентации по следующим темам: «Разнообразие форм рельефа» (6 класс), «Австралия» (7 класс), «Охрана природы и охраняемые территории» (8 класс), «Военно-промышленный комплекс» (9 класс), «Политическая карта мира» (10 класс), «Природные ресурсы» (10 класс), «Япония» (11 класс) и др. В 2010 году на межрегиональном семинаре для руководителей общеобразовательных учреждений учителем был показан открытый урок «Заочное путешествие в Поволжский экономический район» с использованием интерактивных технологий. (Приложение 3).

Автор считает, что такие уроки, благодаря ресурсам Интернет, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии выдающихся личностей, словарные статьи, иллюстрации. Это позволяет, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, что позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории.

Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения, ведь современные дети информационного общества – это дети экранной информации.

Особое внимание педагог уделяет работе с картами, так как карта – это язык географии, источник новых знаний. География без номенклатуры – это не география. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений, в итоге учащиеся получают общую картину природы Земли.

Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения геогра­фии, им сейчас отдается предпочтение. Такие карты вызывают у учащихся большой интерес, так как имеют ряд преимуществ перед настенной картой. При работе с таким источником информации на интерактивной доске делаются рисунки, наносятся надписи, совмещаются различные карты, что помогает выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют использовать их во всех учебных курсах, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные методические приёмы работы с географической картой. Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д. Возможность наносить на карту надписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знаний номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты). Например, на карте «Великие географические открытия» учащиеся изображают маршруты путешествий. Такие задания ребята выполняют с большим удовольствием. Подготавливая задания, учитель дифференцирует их по уровню сложности, учитывает уровень познавательной активности класса. Часто практикуются индивидуальные задания при проверке знаний. Возможность снять с физической карты названия форм рельефа и тем самым фактически превратить ее в цветную контурную карту позволяет видоизменить задания, сделав акцент на проверку номенклатуры. Для организации контроля знаний о формах рельефа заранее подготавливается электронная карта — наносятся числа на выбранные формы рельефа, а затем предлагается учащимся назвать эти формы. При изучении климата материков есть возможность графически показывать влияние на него отдельных климатообразующих факторов (например, влияние направления ветров на распределение атмосферных осадков).

В развитии творческих способностей обучающихся неоценима роль игровых технологий. Игры, проводимые учителем на разных этапах урока, имеют различные цели. В начале урока игра нацелена на организацию и заинтересованность детей, стимуляцию их активности; в середине урока – на усвоение темы; в конце урока – на поисковый характер.

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто учитель использует уроки, стимулирующие познавательный интерес, такие как: урок-игра, урок-викторина, урок-сказка, урок-путешествие, урок-соревнование, деловая игра и другие. На уроке обобщения знаний в 7 класс по теме «Африка» ребята совершили увлекательное путешествие по различным географическим объектам этого материка. За это время они выполняли задания в игровой форме: описывали береговую линию материка, отвечали на вопросы викторины, проверяли знания географической номенклатуры по карте, отгадывали географические объекты по изображениям, находили географические ошибки в тексте. (Приложение 4).

Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. В практике учителя широко распространены нестандартные уроки (урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-конференция и т.д.), которые позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя.

При изучении стран Европы в 11 классе был проведен урок-пресс-конференция на тему «Государства-малютки». Класс был разделен на группы корреспондентов СМИ и представителей каждого государства. Учащиеся самостоятельно подбирали необходимый материал для выступления, готовили презентации, в которых отразили символику и краткую характеристику страны. Такие формы работы повышают интерес, развивают самостоятельность обучающихся. (Приложение 5).

Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять. (Приложение 6).

Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.

Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся.

Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Например, организованная учителями географии и истории экскурсия на Прохоровское поле подготовила учащихся к выполнению интегрированного отчета в форме презентации, фотомонтажа, репортажа. (Приложение 7).

География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, осуществляя интегративные связи, поэтому обладает громадным развивающим потенциалом.

На протяжении ряда лет автор ведет работу по эколого-краеведческому направлению. На занятиях предлагает задания с экологической основой. Например, оценить природные условия своего района, составить план природоохранных мероприятий реки Потудань, оказать помощь зимующим птицам нашего края. Работа по этому направлению помогает получить навыки, которые позволяют воспитывать у школьников бережное отношение к природным богатствам, повышать экологическую культуру подрастающего поколения и использовать их на практике.

Известно, что школьные учебно-опытные участки служат базой для проведения занятий по технологии, уроков по природоведению, биологии, для организации внеклассной, натуралистической, опытнической и природоохранной работы. Опытный участок – это место, где дети приобретают основы экологических знаний под руководством учителя географии. По результатам опытнической работы учащиеся неоднократно участвовали и становились медалистами выставок юных опытников во Всероссийском выставочном Центре в Москве, призерами выставок на муниципальных конкурсах. На протяжении 5 лет учащиеся школы сотрудничают с международной природоохранной организацией Гринпис и являются активными участниками акций «Возродим лес», «Больше кислорода». В школьном питомнике самостоятельно выращивают саженцы сосен, дубов, кленов, каштанов, а затем высаживают их на склонах оврагов своей местности.

В курсе «География России. 8-9 класс» особое место занимает изучение краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь к своему краю, Родине, способствует применению этих знаний на практике при участии в конкурсах, акциях, слетах географов-краеведов.

Педагогом разработана программа занятий и проводится целенаправленная индивидуальная работа с одарёнными детьми. В олимпиадах по географии обучающиеся принимают активное участие. Для их подготовки к успешным выступлениям на олимпиадах и конкурсах используются обучающие задачи (газета «География» приложение к «Первому сентября»), тесты, в том числе по краеведению, задания всероссийских, региональных, муниципальных олимпиад разных лет, задания исследовательского и поискового характера.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:

- познавательные навыки и способность к самообразованию;

- способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

- целеустремленность и настойчивость;

- способность взять на себя инициативу и ответственность;

- критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

- коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.

3. Результативность деятельности

Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.

Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии, элективные курсы, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

- уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

- отношение учащихся к изучению географии;

- уровень мотивации учения;

- уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 2007 по 2010 год. Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся. Так при стопроцентной успеваемости качество знаний в классах, где преподаёт автор, выглядит следующим образом:

Таблица 1. Мониторинг качества знаний по географии



учебный год/ класс

2007-2008

2008-2009

2009-2010




6 – 66%

7 – 68%

8 – 71%




7 – 69%

8 – 72%

9 – 77%




8 – 71%

9 – 76%

10 – 82%

Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью анкеты - теста «Твое отношение к организации учебно-воспитательного процесса в школе». Результаты сведены в таблицу 2, из которой виден рост положительного отношения к предмету при сокращении нейтрального и отрицательного.

Таблица 2. Динамика изменения отношения к предмету географии за три года


Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Отрицательное

14%

7%

1 %

Нейтральное

16 %

8%

1 %

Положительное

70 %

85%

98 %

Для оценки уровня потребности в достижении была использована шкала оценки потребности в достижении (модификация А.А. Карелина). В результате диагностики выявлено, что уровень мотивации достижения учащихся увеличивается:


Таблица 3. Уровень потребности в достижении

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Низкий

35%

26%

18 %

Средний

60%

67%

75 %

Высокий

5 %

7%

7 %


Для оценки уровня мотивации и познавательной активности старшеклассников был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой, 1987г.), направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. Было проведено два среза. По полученным данным учащихся можно разделить на 5 групп с различным уровнем мотивации.

Таблица 4. Динамика изменения уровня мотивации к учению

Уровень мотивации

Характеристика уровня мотивации

2007-2008 уч. г

2008-2009 уч. г

2009-2010 уч. г

1 уровень

продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

6%

8%

11%

2 уровень

продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению

30%

35%

39%

3 уровень

средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

43%

40%

38%

4 уровень

сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

18%

15%

12%

5 уровень

резко отрицательное отношение к учению

3%

2%

0%

Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на трех срезах показывает, что у учащихся происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к учению. Изменения можно проследить в таблице 4 и на диаграмме.




Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание социально адаптированной личности, обеспечение успешного обучения школьников географии на основе применения активных форм обучения, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

– мотивация учения обучающихся на уроках географии в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения активных форм обучения в процессе изучения географии;

- формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.

Об эффективности работы по реализации опыта свидетельствуют результаты внеурочной деятельности учащихся.


Результаты предметной олимпиады

№ п/п


Ф.И.О.


класс


год

название

олимпиад, уровень



занятое место




1.

Анисимов Евгений

9

2007-2008

география муниципальный

1

2.


Кузнецова Алена

10

2007-2008

география

муниципальный



2

3.

Зубкова

Лилия


11

2007-2008

география муниципальный

1

4.

Анисимов Евгений

10

2008-2009

география муниципальный

2

5.

Кузнецова Алена

11

2008-2009

география муниципальный

2

В 2011 году 4 учащихся приняли участие в заочном этапе многопрофильной олимпиады Курского государственного университета по географии.


Результативность участия школьников в предметных конкурсах и смотрах, исследовательской деятельности

Год

Название конкурса (номинация)

Результат

2007 год

Районный слет географов-краеведов

2 место

2007 год

Областной смотр- конкурс учебно-опытных участков (номинация «Село»)

3 место

2008 год

Проект по восстановлению лесов в лесостепной зоне России «Возродим наш лес»

Диплом за активное участие

2009 год

Районный слет географов-краеведов

3 место

2009 год

Районная выставка выгоночных цветочно-декоративных растений «Цветы как признанье…»

3 место

2009 год

Муниципальный этап областной экологической акции «Птичья столовая» (номинация «Зимние учеты Следопытов»)

2 место

2009 год

Муниципальный этап областной экологической акции «Птичья столовая» (номинация «Наша мастерская»)

3 место

2009 год

Муниципальный этап областной экологической акции «Птичья столовая» (номинация «Наша мастерская»)

2место

2010 год

Муниципальный этап областной экологической акции «Птичья столовая» (номинация «Зимние учеты Следопытов»)

1 место

2010 год

Муниципальный этап областной экологической акции «Птичья столовая» (номинация «Наша мастерская»),

1 место

2010 год

Муниципальный этап областной экологической акции «Птичья столовая» (номинация «Покорми птиц и сделай зиму ярче»)

1 место

2010 год

Проект «Больше кислорода» Межрегиональной общественной экологической организации «ЭКА»

Сертификат участника

2010 год

Муниципальный этап областной выставки выгоночных цветочно-декоративных растений «Цветы раскаленной земли» (номинация «Декоративное цветоводство»)

1 место

2010 год

Муниципальный этап областной выставки выгоночных цветочно-декоративных растений «Цветы раскаленной земли» (номинация «Опытническая работа в цветоводстве»)

2 место

2010 год

Муниципальный этап областной выставки «Цветы как признаье» (номинация «Учитель, перед именем твоим…»)

2 место

2011 год

Муниципальный этап областной выставки выгоночных цветочно-декоративных растений «Дыхание весны» (номинация «Опытническая работа в цветоводстве»)

2 место

2011 год

Конкурс детских рисунков «Космическая Одиссея»

Сертификат участника


Профессиональные достижения педагога


Год

Профессиональные достижения педагога

2007 год

Грамота управления образования администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» Белгородской области за подготовку победителя и призера районной олимпиады по географии

2007 год

Лауреат районной выставки выгоночных цветочно-декоративных культур «Цветы и порох»

2008 год

Грамота управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области за подготовку призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

2010 год

Грамота управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области за высокий профессионализм и большой вклад в дело экологического воспитания подрастающего поколения

2010 год

Победитель муниципального этапа областной экологической акции «Птичья столовая» (информация в СМИ)



4. Библиографический список:


  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: 1989.

  2. Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2002.– № 4.– с. 12–23.

  3. Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999.– 120 с.

  4. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов педагогических институтов и университетов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. - М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.

  5. Крылова О.В.Современный урок. География в школе № 2.2006.

  6. Леонтьев А.Н. «Потребность, мотивы, эмоции», М., изд-во МГУ, 1971.

  7. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе №5.2004.

  8. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.2001г.

  9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

  10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: в 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 1. – 816 с. Т. 2. – 816 с.

  11. Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии. География в школе №8.2000.

  12. Уткина И.Ю. Развивающее обучение невозможно без карты. География в школе № 4.2001.

  13. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.

  14. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М..: Педагогика, 1988.



следующая страница >>



Люблю одиночество, даже когда я один. Жюль Ренар
ещё >>