Похожие работы
|
Послания и поучения Феодосия Печерского. Проблемы поэтики - страница №1/3
![]() На правах рукописиНикищенкова Галина ВикторовнаПослания и поучения Феодосия Печерского. Проблемы поэтики Специальность 10.01.01 Русская литература Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Орел – 2010Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XI-XIX вв. филологического факультета ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Защита диссертации состоится 9 декабря 2010 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.02 при Орловском государственном университете по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д.41, ОГУ, филологический факультет, аудитория 318. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Орловский государственный университет». Автореферат разослан _______________________ Ученый секретарь диссертационного совета А.А. Бельская Феодосий Печерский (ум. 3 мая 1074 г.) является одним из первых известных науке древнерусских книжников. Как отмечает В. Н. Топоров, «литературная деятельность Феодосия и его сочинения – важнейшая страница из начального этапа русской духовной литературы и уже поэтому существенна и в более широком плане истории русской литературы, духовности, просвещения».
Произведения пера Феодосия Печерского были открыты и введены в научный оборот только в середине XIX в. В 40-х годах XX века были опубликованы результаты текстологических исследований И. П. Еремина, в которых, по выражению В. Н. Топорова, обозначено «ядро» текстов Феодосия Печерского, то есть те его сочинения, атрибуция которых на данный момент является бесспорной. В настоящем диссертационном исследовании мы не будем пытаться оценить достоверность атрибуций, предложенных в предшествующих научных работах, и примем за основу тот корпус текстов Феодосия Печерского, который был предложен И. П. Ереминым. Мы сознательно оставляем за пределами рассмотрения Молитвы к Богу, усвояемые Феодосию Печерскому, а также произведения, атрибуция которых до настоящего времени остается неоднозначной. Таким образом, материалом для настоящего исследования служат:
Объектом исследования являются содержательные и поэтические особенности сочинений Феодосия Печерского: основные темы и идеи, специфика жанра, «поэтика уподобления» (О. В. Панченко), система образов, принцип диалогизма и пр. Основная цель исследования состоит в установлении жанровых признаков сочинений с прагматической коммуникативной направленностью – посланий и поучений (проповедей) – на этапе формирования системы поэтики древнерусской литературы на примере творческого наследия Феодосия Печерского. Для достижения данной цели полагаем необходимым решить следующие задачи:
Положения, выносимые за защиту. 1. Послания и поучения Феодосия Печерского, имея ярко выраженную коммуникативную направленность, представляют собой диалогические структуры, в которых одной стороной является автор, а другой – читатель (или слушатель). Ситуации общения в текстах различаются в связи с разницей письменного и устного типа коммуникации. 2. Поучения и послания Феодосия Печерского, являясь первыми опытами жанра, «открывают» традицию дидактической проповеди и учительного эпистолярного сочинения, в связи с чем фиксируется размытость жанровых признаков на уровне формы. В то же время сочинения преподобного обладают определенным единством архитектоники и стилевых приемов, а комплекс его поучений можно рассматривать как целостное сочинение объединяющего жанра. 3. Диалогизм как сущностное качество поучений и посланий Феодосия Печерского реализуется при помощи системы образов («я» – «ты / вы», «мы» – «ты / вы», «мы» – «они»), которые находятся в соположении, диктуемом законами того или иного жанра. В то же время образ автора, включая иные жанрообусловленные признаки, существенным образом модицифируется, что оказывается следствием реализации индивидуальных, личностно обусловленных черт. 4. Поучения и послания Феодосия Печерского входят в тематическую парадигму средневековой отечественной книжности, способствуя созданию семантического поля древнерусской литературы в целом, где идеи любви, смирения, милосердия становятся знаковыми.
Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы, включающего 131 наименование. Общий объем работы 215 страниц. следующая страница >> |
ещё >> |