Послания и поучения Феодосия Печерского. Проблемы поэтики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1 день прибытие группы 30-11. 30-посещение Ближних и Дальних пещер... 1 29kb.
Авва Дорофей душеполезные поучения и послания с присовокуплением... 15 2524.28kb.
Онтологичность и дедуктивность поэтики М. Шишкина 1 136.52kb.
Проблемы поэтики достоевского 26 7491.08kb.
Дайан Роббинз Телос: Первые послания из подземного города 10 2104.35kb.
Литература Гаспаров М. Л 1 29.6kb.
Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. Двадцатого века: проблемы... 1 304.66kb.
«Особенности поэтики В. Хлебникова как представителя русского футуризма» 1 20.81kb.
Житие преподобного отца нашего Агапита Печерского 1 55.29kb.
Прецедентный текст как основа постмодернистской поэтики 1 33.19kb.
В. Н. Татищев История Российская. Часть 2 11 2544.02kb.
Решение любого вопроса можно перепоручить другому человеку, достаточно... 1 19.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Послания и поучения Феодосия Печерского. Проблемы поэтики - страница №1/3



На правах рукописи

Никищенкова Галина Викторовна


Послания и поучения Феодосия Печерского.
Проблемы поэтики



Специальность 10.01.01 Русская литература
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук


Орел – 2010

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XI-XIX вв.

филологического факультета

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»





Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы XI-XIX вв. ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Антонова Мария Владимировна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Рождественская Милена Всеволодовна

(Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург)


кандидат филологических наук, доцент

Терешкина Дарья Борисовна

(Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород)




Ведущая организация:

Псковский государственный педагогический университет


Защита диссертации состоится 9 декабря 2010 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.02 при Орловском государственном университете по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д.41, ОГУ, филологический факультет, аудитория 318.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Автореферат разослан _______________________

Ученый секретарь

диссертационного совета А.А. Бельская

Феодосий Печерский (ум. 3 мая 1074 г.) является одним из первых известных науке древнерусских книжников. Как отмечает В. Н. Топоров, «литературная деятельность Феодосия и его сочинения – важнейшая страница из начального этапа русской духовной литературы и уже поэтому существенна и в более широком плане истории русской литературы, духовности, просвещения».

Актуальность предлагаемого исследования определяется необходимостью проанализировать ранние древнерусские сочинения, имеющие ясно выраженную прагматическую коммуникативную направленность, в аспекте выявления общих принципов, на которые ориентировался их автор, и того своеобразия, которыми они отличались, поскольку данные сочинения Феодосия Печерского, в свою очередь становясь образцовыми, авторитетными, имея широкое бытование не только на русской почве, но и в рамках литературы Slavia Orthodoxa, оказывали несомненное влияние на последующие эволюционные процессы.

Произведения пера Феодосия Печерского были открыты и введены в научный оборот только в середине XIX в.

В 40-х годах XX века были опубликованы результаты текстологических исследований И. П. Еремина, в которых, по выражению В. Н. Топорова, обозначено «ядро» текстов Феодосия Печерского, то есть те его сочинения, атрибуция которых на данный момент является бесспорной. В настоящем диссертационном исследовании мы не будем пытаться оценить достоверность атрибуций, предложенных в предшествующих научных работах, и примем за основу тот корпус текстов Феодосия Печерского, который был предложен И. П. Ереминым.

Мы сознательно оставляем за пределами рассмотрения Молитвы к Богу, усвояемые Феодосию Печерскому, а также произведения, атрибуция которых до настоящего времени остается неоднозначной. Таким образом, материалом для настоящего исследования служат:



  • Послание к князю Изяславу Ярославичу «о неделе»;

  • Послание к князю Изяславу Ярославичу «о вере латинской»;

  • Поучение о терпении и о любви;

  • Поучение о терпении и о любви и о посте;

  • Поучение о терпении и милостыни;

  • Поучение о терпении и о смирении;

  • Поучение о хождении к церкви и о молитве;

  • Поучение (слово) к братии о душевной пользе;

  • Поучение о пользе душевной;

  • Поучение к келарю.

Объектом исследования являются содержательные и поэтические особенности сочинений Феодосия Печерского: основные темы и идеи, специфика жанра, «поэтика уподобления» (О. В. Панченко), система образов, принцип диалогизма и пр.

Основная цель исследования состоит в установлении жанровых признаков сочинений с прагматической коммуникативной направленностью – посланий и поучений (проповедей) – на этапе формирования системы поэтики древнерусской литературы на примере творческого наследия Феодосия Печерского.

Для достижения данной цели полагаем необходимым решить следующие задачи:



  • исследование структурных особенностей посланий и поучений Феодосия Печерского;

  • рассмотрение системы образов в посланиях и поучениях преподобного в соотношении с проблемой диалогизма;

  • изучение жанровой специфики поучений и посланий Феодосия Печерского;

  • осмысление места сочинений Феодосия Печерского в кругу произведений древнерусской литературы Киевского периода.

Положения, выносимые за защиту.

1. Послания и поучения Феодосия Печерского, имея ярко выраженную коммуникативную направленность, представляют собой диалогические структуры, в которых одной стороной является автор, а другой – читатель (или слушатель). Ситуации общения в текстах различаются в связи с разницей письменного и устного типа коммуникации.

2. Поучения и послания Феодосия Печерского, являясь первыми опытами жанра, «открывают» традицию дидактической проповеди и учительного эпистолярного сочинения, в связи с чем фиксируется размытость жанровых признаков на уровне формы. В то же время сочинения преподобного обладают определенным единством архитектоники и стилевых приемов, а комплекс его поучений можно рассматривать как целостное сочинение объединяющего жанра.

3. Диалогизм как сущностное качество поучений и посланий Феодосия Печерского реализуется при помощи системы образов («я» – «ты / вы», «мы» – «ты / вы», «мы» – «они»), которые находятся в соположении, диктуемом законами того или иного жанра. В то же время образ автора, включая иные жанрообусловленные признаки, существенным образом модицифируется, что оказывается следствием реализации индивидуальных, личностно обусловленных черт.

4. Поучения и послания Феодосия Печерского входят в тематическую парадигму средневековой отечественной книжности, способствуя созданию семантического поля древнерусской литературы в целом, где идеи любви, смирения, милосердия становятся знаковыми.

Научная новизна работы определяется целостным поэтическим анализом произведений Феодосия Печерского коммуникативного характера (посланий и поучений), выявлением специфики творческого индивидуального подхода к разработке актуальных нравственных и канонических вопросов, определением места и значения книжного наследия преподобного.

Методологической основой данного исследования послужили труды ряда отечественных и зарубежных медиевистов, в которых были сформулированы основные принципы, характерные для поэтики средневековой литературы вообще и древнерусской в частности (Д. С. Лихачев, И. П. Смирнов, П. М. Бицилли, И. П. Еремин, В. Н. Топоров, О. В. Панченко, Н. В. Понырко и др.). В работе использованы историко-литературный, сравнительно-исторический и историко-генетический методы исследования.

Теоретическая значимость диссертационной работы проявляется в том, что ее результаты углубляют научные представления об эволюции жанров древнерусской книжности, о специфике отражения индивидуального авторского начала в средневековой литературе.

Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике вузовского преподавания курса истории русской литературы, в специальных курсах и семинарах.

Апробация работы проводилась в форме выступлений на международных научных конференциях: VII Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения») (Новгород Великий, 2008 г.); II Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы» (Кострома, 2009 г.); «Славянских чтениях» (Орел, 2010 г.). Работа обсуждалась на заседаниях кафедры истории литературы XI-XIX вв. Орловского государственного университета, секциях итоговых научных конференций ОГУ в 2008 и 2009 гг., в процессе работы аспирантского объединения.

Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы, включающего 131 наименование. Общий объем работы 215 страниц.




следующая страница >>



Есть справедливые войны, но нет справедливых войск. Андре Мальро
ещё >>