Понятия раздела «Познание» Гносеология – раздел философии, наука о познании и его закономерностях. Субъект познания - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы... 1 177.35kb.
39. Познание (гносеология) 1 34.59kb.
Гносеология раздел фил знания в котором изучаются 1 45.3kb.
Понятия раздела «Социальные отношения» Социология 1 74.83kb.
Экзаменационные вопросы к вступительному экзамену по философии для... 1 29.4kb.
Экзаменационные вопросы по Истории философии и науки Субъект и объект... 1 19.24kb.
Теория познания 1 162.36kb.
Познание как предмет философии специфика социального познания 1 317.3kb.
Программа по философии для студентов состоит из двух частей: исторической... 4 916.02kb.
"Понятия" 1 16.08kb.
Вопросы к экзамену Мировоззрение и личность. Философия как теоретически... 1 35.04kb.
Организация режима пребывания детей. Средняя группа 1 51.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Понятия раздела «Познание» Гносеология – раздел философии, наука о познании и его - страница №1/1

Понятия раздела «Познание»
Гносеология – раздел философии, наука о познании и его закономерностях.
Субъект познания – тот, кто познает (человек, группа, общество).
Объект познания – познаваемый предмет, то, что познается.
Агностицизм – направление в философии, отрицающее возможность получения правильного знания об окружающем мире.
Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Обыденное познание - это познание, осуществляемое людьми в повседневной жизни, базирующееся на здравом смысле и житейском опыте.
Социальное познание – процесс приобретения и развития знания об обществе и человеке.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о закономерностях развития природы, человека и общества.
Религиозное познание - это комплекс представлений о мире, в основе которого лежит вера в сверхъестественное.
Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Познание средствами искусства (художественное) – познание действительности, осуществляемое посредством художественных образов.
Чувственное познание – познание, осуществляемое с помощью органов чувств.

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета и явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета или явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

Фантазия - это создание новых воображаемых связей на основе предыдущих впечатлений.
Рациональное познание – познание посредством мышления.

Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса.

Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе.

Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.


Эмпиризм – направление в философии, утверждающее, что единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — направление в философии, сторонники которого считают, что наши знания могут быть получены только с помощью ума и разума.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате озарения без опоры на логические обоснования и доказательства.
Истина – знание, соответствующее своему предмету, правильное знание.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает способы получения этого знания; это правильное знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее достоверное знание.
Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Практика - материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов.
Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Наука - духовная деятельность людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и  открытие объективных законов.
Эмпирический уровень научного познания – выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей в результате наблюдения и эксперимента.

Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании.

Эмпирический закон – объективная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень научного познания – выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями внутренних, существенных связей и отношений.

Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза – научное предположение, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве и обосновании.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.


Метод научного познания – орудие, средство познания, то, с помощью чего осуществляется научное познание.
Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, описание.
Теоретические методы:

анализ – процесс мысленного или реального разложения целого на составные части;

синтез - процесс мысленного или реального воссоединение целого из частей;

дедукция – доказательство или выведение утверждений из других на основе законов логики;

индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям;

моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

аналогия – получение знания о признаках одного предмета на основании известного сходства его с другими предметами;

абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них;

идеализация – мыслительный акт образования некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
Объект науки - то, на что направлена познавательная деятельность.
Предмет науки - это та область объективной реальности, которую изучает наука.
Социальный факт – это объективный или научный факт.

Объективный факт – событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях.



Научный факт – знание о событии, включенное в сферу научного познания.
Интерпретация – это истолкование, объяснение, разъяснение смысла и значения события или явления.
История – наука, изучающая прошлое человечества.
Социология – наука о закономерностях развития и функционирования как общества в целом, так и отдельных социальных групп.
Эстетика – наука о познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.
Этика – наука, изучающая мораль, представления людей о добре и зле.
Онтология – философское учение о бытии.




Обожаю женщин, но терпеть не могу их общества. Анри де Монтерлан
ещё >>