Понятие рефлексии. Рефлексия в науке и практике. Рефлексия в сетевом процессе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Современные подходы к пониманию термина «рефлексия». Рефлексия 1 193.15kb.
Рефлексия учащегося и формирование его компетентностей 1 74.56kb.
Щедровицкий П. Г. Заключительный доклад. Рефлексия участников 1 285.34kb.
Рефлексия в деятельности 4 1043.54kb.
Социокультурная рефлексия развития российской психологии и педагогики... 1 455.21kb.
С. В. Комаров Рефлексия как механизм системы управления развитием... 1 282.51kb.
«Анализ и рефлексия в учебном процессе» 1 35.07kb.
Методические рекомендации «Рефлексивная деятельность учителя русского... 1 159.08kb.
Рефлексия собственной и познавательной деятельности участников педагогического... 1 78.99kb.
Семенов И. Н. (Гу вшэ) 3 407.88kb.
Метаязыковая рефлексия в текстах русского авангардизма 1910-20-х гг. 2 398.39kb.
Методические рекомендации «Рефлексивная деятельность учителя русского... 1 159.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Понятие рефлексии. Рефлексия в науке и практике. Рефлексия в сетевом процессе - страница №1/1

Тема: Понятие рефлексии. Рефлексия в науке и

практике. Рефлексия в сетевом процессе
1. Понятие рефлексии

Рефлексия (от латинского.reflexio-возращение назад) - важный компонент любой деятельности и особенно психологических процессов. Большое внимание рефлексии уделяется в процессе работы с сетью социальных контактов. Понятие «рефлексия» обозначает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял её со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж.Локк разделил два понятия – ощущение и рефлексия, где рефлексия выступает как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств—ощущений.)

У Аристотеля, Платона и далее, у средневековых схоластов, можно найти много глубоких рассуждений, касающихся разных сторон того, что мы сейчас относим к рефлексии, все же принято считать, что основной и специфический круг проблем, связываемых сегодня с этим понятием, зарождается лишь в новое время, а именно благодаря полемике Локка и Лейбница (философы 17-18 столетия), как бы мы ни относились к такой трактовке истории проблемы, и какую бы важную роль ни приписывали античным и средневековым мыслителям, бесспорно, что именно у Локка и Лейбница рефлексия начинает трактоваться как самопознание, как "поворот духа к «я»" и благодаря этому приобретает отчетливо психологическую окраску. Это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С её помощью достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими ценностями. Отрефлексировать что-то - это значит "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к ней дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни. Важнейшей её особенностью является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Она обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. Общим во всех определениях является то, что рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Пример рефлексии в групповой работе

Упражнение: Образно-рефлексивная процедура "Дерево".

Ведущий предлагает участникам семинара представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?

После того, как участники представили себе каждый свое дерево, ведущий предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?

Если дерево неустойчивое с маленькой кроной, которому не хватает тепла, лектор предлагает представить, что солнышко это дерево обогрело, дождь водичкой напитал, ветерок почву взрыхлил, чтобы кислород проник в дерево. Дерево стало сильным уверенным с хорошим радостным настроением. Затем каждый из участников мысленно произносит: «Я не дерево, я – человек».



Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Скажите одним словом.
Разработанная современным автором Семеновым И.Н. типология рефлексии дифференцирует ее на:

С сетевым подходом наиболее соотносится последний тип рефлексии - экзистенциальная, связанный с осознанием человеком бытия, его сущности и с переосмыслением противоречивости существования.



Экзистенциализм подчеркивает субъективизм, свободную волю и индивидуальность.

В современной науке рефлексивные процессы активно исследуются разными авторами в рамках различных научных дисциплин и практических подходов:



Практические подходы в рефлексии:.


Область знания

Определение РЕФЛЕКСИИ

Соотнесение с сетевым подходом

В философии

Вид (форма) теоретической деятельности, направленной на осмысление своих собственных актов и законов, по которым они совершаются.

Это внутренняя деятельность, но направлена она не на осмысление себя, а на осмысление ситуации, проблемы, с дальнейшим выходом из нее.

В психологии

Процесс самопознания, субъектом внутренних психических актов и состояний

Процесс осознания состояния другого через вживание в его ситуацию, размышление о нем.

В социальной психологии

Осознание субъектом (группой, общностью) того, как они в действительности воспринимаются и принимаются другими партнерами по общению.

Понимание другого путем размышления за него.

В педагогике

Соотнесение с нормами, эталонами. Для В.В. Давыдова смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении своих знаний, в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение. У В.А. Сластенина можно найти следующее определение: «Рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживания, припоминания и решения проблем. Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки»

Каждый человек уникален, не существует эталонов, с которыми нужно его соотносить. Ситуация выясняется, анализируется но не сопоставляется и не оценивается. Представления о ситуации (проблеме) и состоянии участников сетевой встречи могут уточняться, расширяться, раскрываться, обобщаться.

Именно на определении рефлексии, данным В.А. Сластёниным, базируется сетевой метод и использование её в сетевой терапии.

С учетом этого работа с сетью социальных контактов невозможна без развития у специалистов как рациональных (осознанность, ясность сознания), так и – особенно- иррациональных, нарушающий законы логики, форм рефлексии. Ибо без последних невозможно приобщиться к опыту постижения смысла бытия, вчувствования во внутренний мир другого человека, понимания принципов его рационального поведения и деятельности.
2. Рефлексия в сетевом процессе.

В рефлексивную группу входит два или более человек из числа организаторов встречи (сетевых терапевтов), которые помогают в ведении сетевой встречи. Они находятся за пределами круга. В их задачу входит отражение процесса дискуссии, а не участие в разговоре. Процесс встречи, а не его содержание находится в фокусе её внимания.

В ходе сетевой встречи ведущие приглашают рефлексивную группу в круг участников встречи, и они дают рефлексивные комментарии о том, как они видят происходящее на встрече. Члены рефлексивной группы общаются только между собой, не обращаясь ни к ведущим, ни к участникам встречи. Свои мысли они могут доносить с помощью метафор, пословиц, басен, притч, афоризмов и др. или обсуждая происходящее в виде предположений. Это делается для того, чтобы помочь участникам встречи стать более чувствительными к тому, на что группа рефлексии обратила внимание.

Например:

  • Крылатые выражения

  1. Все понять – значит простить /А.Сталь/.

  2. Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их. /Леонардо да Винчи/.

  3. Стену непонимания следует разбирать по кирпичу. /Авессалом подводный/.

  4. Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего труднее скрыть равнодушие. /К.Л. Берне/.

  5. Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем. /Г, Лихтенберг/.

  6. Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно. /Неизвестный автор/.

  7. Жена, не ведущая мужа вперед, непременно толкает его назад. /Д.Милль/

  8. Уверенность в себе – основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать. /Ф. Шиллер/.

    • Пословицы:

  1. При солнышке тепло – при матушке добро.

  2. Умел дитя родить – умей и научить.

  3. Всяк человек своего счастья кузнец.

  4. Жизнь дана на добрые дела.

  5. Доброта без разума пуста.

  6. Не отведав горького, не узнаешь сладкого.

    • Притчи

На пустынном острове

 Два морехода потерпели крушение и были выкинуты на пустынный остров. Оба едва не погибли от голода и ужаса, ибо считали себя навсегда оторванными от мира. Корабль подобрал их. И на острове был сооружён прочный маяк. Те же мореходы остались при маяке, чтобы служить спасению погибающих. Теперь настроение их изменилось. Они были счастливы, давая спасительный свет и не чувствуя себя оторванными от мира. Значит, сознание общения с миром и пользы другим совершенно преображает людей. Общее дело есть залог успеха.



Довольный

 Один Правитель хотел найти довольного. После долгих поисков, наконец, нашли такого — он был нем, глух и слеп.



 Вестник  

Настигнутый погонею вестник бросается с конём в самом широком месте реки. Погоня останавливается, ибо надеется, что вестник потонет, но он выезжает на берег. Преследователи для ускорения спешат к узкому месту и тонут в течении. Поистине, где узко, там и опасно.



Препятствие

Однажды у решительного человека спросили:

- Кто направил тебя на правильный Путь?

Он ответил:


- Пес. Однажды я увидел пса, стоящего у края воды, но почти умирающего от жажды, так как всякий раз, наклоняясь, он видел собственное отражение, пугался его и отскакивал в сторону, потому что думал, что там другая собака. Но вот необходимость стала такой, что он отбросил страх и прыгнул в воду, и отражение исчезло. Пес обнаружил, что препятствие, которым был он сам, барьер между ним и тем, что он искал, исчез. Таким же образом исчезло и мое собственное препятствие.


Включение рефлексивной группы может осуществляться как по инициативе ведущего встречи, так и по инициативе самой рефлексивной группы. После того, как команда рефлексии закончила обратную связь, ведущий спрашивает участников сетевой встречи: «Было ли что-то в сказанном, что Вам хотелось бы обсудить или прокомментировать, или поправить, или что-то еще.

Как правило, переключение на рефлексивную группу бывают на встрече дважды, иногда один раз, а иногда и 3 раза. Важно помнить, что за каждой стороной остается право на последнее слово, если есть, что сказать.



В сетевой работе и непосредственно в проведении сетевой встречи можно выделить несколько уровней рефлексии:



  • Рефлексия ведущего или внутренний самоанализ происходящих на встрече процессов, соотношение их со «спиралью». Рефлексия ведущего выражается в обратной связи участникам встречи и основная ее задача пробудить «полифонию» голосов, мнений, взглядов на проблему из-за которой все собрались. Чем больше будет вариантов выхода из сложившейся ситуации, тем больше возможностей найти наиболее подходящее решение, выход. И здесь большое значение имеет не количество мнений и взглядов, а их разнообразие, выход за рамки существующей проблемы.

  • Рефлексия участников встречи, которая выражается во внешних вербальных и невербальных реакциях.

  • Рефлексия или обратная связь рефлексивной группы по поводу того, о чем говорила семья.


Основной принцип обратной связи – рефлексия должна точно соответствовать тому, что заявила семья. Рефлексивная группа должна оставаться позитивной, автономной, чувствующей, креативной и свободной. Правило «особо не отличаться» - обсуждаемые рефлексивной группой мысли идеи могут быть новыми, но не слишком отличными от того содержания или способа, которым они были представлены участниками встречи. Иногда команда рефлексии замечает вещи, о которых семья не готова говорить, например сильные, но сдерживаемые или подавляемые эмоции, или большая дистанция между определенными членами семьи – которые они сами не осознают. Команда может на это реагировать по-разному: иногда спокойно позволяя групповому процессу двигаться по своей траектории; иногда донося свои мысли с помощью метафоры или издали обращая внимание, обсуждая это в виде предположений, только для того, чтобы помочь им стать более чувствительными к тому, на что они не обращали внимания.

3. Рефлексивное слушание

Умение слушать - наиболее важное из всех качеств, которыми должен обладать участник рефлексивной группы. Рефлексивное слушание, иногда его называют активным слушанием, обратной связью или отражением - этот вербальный ответ ведущих передает участникам встречи на чувственном уровне понимание их предыдущих посланий. Этот процесс включает "расшифровку" послания участников и "обратную связь", т.е. отправку расшифрованного послания им на подтверждение. В этом отправлении вы излагаете собственными словами только то, как вы поняли их послание - ни больше, ни меньше.



Рефлексивное слушание включает в себя ряд важных моментов:

1. оставляет за членами семьи право распоряжаться своими проблемами;

2. позволяет ведущим контролировать правильность понимания;

3. дает возможность участникам встречи "растопить" и высвободить накопившиеся эмоции, благодаря оказанному вами вниманию, без советов, логических заключений, оценок, расследований и других "камней преткновения";

4. выразив в основном свои чувства, участники в поисках решения проблемы теперь более способны взглянуть на ситуацию с точки зрения логики;

5. облегчает поиск решения проблемы, помогая участникам встречи вслух размышлять о ней;

6. повышает независимость, самостоятельность и уверенность в себе, поскольку участники встречи, познавая себя, учатся самостоятельно справляться со своими жизненными проблемами.

Существуют определенные приемы слушания, описанные Иствудом Атватером и применяемые нами в работе. Напомним о них.



Выяснение. Это обращение к говорящему за уточнениями: "Пожалуйста, объясните это", "В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?", "Не повторите ли Вы еще раз?", "Я не понял, что вы имеете в виду" и др.

Перефразирование. Состоит в том, что ведущий выражает мысль участника встречи другими словами. Цель перефразирования - самому сформулировать сообщение говорящего для проверки его точности. Фраза ведущего в этом случае может начинаться со следующих слов: "Как я понял Вас...", "Если я правильно понимаю, Вы говорите...", "По Вашему мнению...", "Вы думаете...", "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, я понял...", "Другими словами. Вы считаете..." и др. При перефразировании нас должна интересовать мысль или идея, а не установка собеседника или его чувства. Нужно уметь выразить чужую мысль своими словами, так как буквальное повторение может обидеть и, тем самым, послужить помехой в общении.

Отражение. Отражая чувства, мы показываем, что понимаем состояние говорящего, а также помогаем ему осознать его эмоциональное состояние. Вступительные фразы могут быть такими: "Мне кажется, что Вы чувствуете...", "Вероятно, Вы чувствуете...", "Не чувствуете ли Вы себя несколько..." и др. Иногда следует учитывать интенсивность чувств: "Вы несколько (очень, немного) расстроены",

Резюмирование. Применяется на этапах поляризации, мобилизации и завершении встречи, с целью привести фрагменты разговора в смысловое единство. Резюмировать - значит подытожить основные идеи и чувства говорящих. Это можно сделать с помощь следующих фраз: "Как я понимаю, вашей основной идеей является...", "Если теперь подытожить сказанное вами...", "То, что вы в данный момент сказали, может означать..." и т. д. Резюмировать уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов и решении проблем.

Эмпатия - это понимание любого чувства, переживаемого другим человеком (будь то гнев, печаль или радость) и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатия, или сопереживание, проявляется в чуткости к собеседнику. Ведущим важно исходить из установок, разработанных К. Роджерсом и предполагающих безусловное принятие личности человека и его внутренних переживаний (ясно, что принятие не означает положительной оценки того, что говорит и делает человек). Одобрение, в данном случае - это готовность выслушать и принять другого. Чем меньше мы судим, тем больше он становится самокритичным, поэтому в своей работе необходимо избегать оценок и "ярлыков" в отношении членов семьи и участников встречи. Здесь важна установка самоодобрения. Чем больше мы приходим к внутреннему согласию с собой, тем охотнее одобряем других. Это не означает не видеть своих недостатков, но приучает относиться к себе непредвзято. Понимание собственных недостатков дает возможность разумно относиться и к недостаткам других.

Рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и сейчас».

4. Развитие рефлексии

Способность к рефлексии не дается нам от рождения, ее можно в себе развивать. Существуют методы и приемы, с помощью которых можно сформировать, актуализировать рефлексивную компетентность.

Для наглядности можно сравнить рефлексию с зеркалом.

Что делает зеркало? Отражает реальность такой, какая она есть, но каждый, кто смотрится в зеркало, видит свое.

Зеркало не говорит нам: «Вы слишком худы и Вам нужно поправиться», или «Вы слишком толсты и Вам следует похудеть»- это мысли, которые приходят нам в голову, когда мы видим свое отражение. Зеркало одинаково правдиво отражает все, что попадает в поле его зрения. Но человек рассматривает отражаемое избирательно, пропуская через себя, через свои оценочные критерии и анализирует полученную информацию, делает выводы. Зеркало не производит анализа, не делает выводов. Оно предоставляет материал для внутренней работы человека со своим сознанием, что позволяет человеку делать свои заключения.

Смысл всех существующих психотехник - достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы по средствам направленного мысленного сосредоточения.

Вот несколько способов, которые помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир:


  1. «Сосуд»

Слушая говорящих, представьте, почувствуйте себя пустым сосудом, через который течет, или который заполняет наблюдаемый разговор: слова, мысли, чувства. Попробуйте достигнуть внутреннего состояния «сосуда»: вы - емкость, вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете его в свое внутреннее пространство. Отбросьте все свои личные оценки, - как - будто нет реальности, есть только пустая форма.

  1. «Поставь себя на место другого»

Внимательно наблюдайте за говорящим, представьте себя на его месте. Что изменилось? Ваши ощущения, понимание проблемы, ваша позиция на встрече? Почувствуйте, где на телесном уровне в настоящее время этот человек испытывает дискомфорт, или он его не испытывает. Представьте его окружение, тот мир, в котором он живет. Это поможет приблизиться к пониманию его точки зрения на ситуацию.










На дне рюмки водка крепче. Юзеф Булатович
ещё >>