Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов в Казанском государственном университете - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов в... 1 176.04kb.
Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний с использованием... 1 50kb.
Положение о рейтинговой системе оценок знаний студентов по дисциплине... 1 23.53kb.
Применении рейтинговой системы оценки знаний студентов в учебном... 1 127.94kb.
Положение об организации контроля знаний в Государственном университете... 1 146.59kb.
Приказ №142 от 31. 08. 2008 г. Положение о системе оценки качества... 1 61.4kb.
Результаты компьютерного тестирования в рамках модульно-рейтинговой... 1 64.31kb.
Положение о системе внутришкольной оценки качества образования с... 1 170.75kb.
В подведомственных Россвязи вузах состоялось празднование Дня знаний 1 19.03kb.
Исторический аспект развития образования будущих тележурналистов... 1 113.91kb.
Разработка ресурсо- и энергосберегающих технологий и аппаратурное... 4 500.08kb.
3. Цель и задачи контроля знаний и умений учащихся. Требования, предъявляемые... 1 36.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов в Казанском государственном - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



ПОЛОЖЕНИЕ

о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов

в Казанском государственном университете

Казань – 2008


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

__________________ В.С.Бухмин

«30» июня 2008 г.





  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Реорганизация образовательного процесса в рамках выполнения Болонских соглашений предусматривает, кроме введения многоуровневого образования, обязательный переход на обучение в системе зачетных единиц (академических кредитов). Неотъемлемой компонентой системы зачетных единиц является балльно-рейтинговая оценка знаний обучающихся, применение которой позволит повысить объективность оценки успеваемости студентов, даст возможность своевременного определения способностей и склонностей студентов, позволит стимулировать студентов к систематической работе, а также эффективно решать вопросы общей и предметной аттестации студентов на разных этапах и уровнях обучения.

Настоящее положение вводится в действие в КГУ во исполнение приказа Министерства образования и науки РФ № 215 от 29.07.2005 г. «Об организации инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц» в соответствии с перечнем учреждений высшего профессионального образования, участвующих с 01.09.2005 г. в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц.


  1. Балльно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов (далее - академический рейтинг) вводится в Казанском университете с целью активизации систематической работы студентов при освоении учебных дисциплин и повышения объективности оценивания знаний студентов преподавателями.

2. Академический рейтинг является комплексной оценкой качества работы студента при освоении им основных образовательных программ.

3. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов имеет следующие преимущества:

а) повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе в течение всего семестра по усвоению фундаментальных основ профессиональных знаний и умений;

б) приучение студентов к планомерной самостоятельной работе путем повышения мотивации к накоплению профессиональных знаний, саморазвитию и самореализации;

в) выявление перспективных направлений совершенствования учебно-методической и научно-методической работы преподавателей;

г) отмена усредненных показателей оценки деятельности студентов (троечники, ударники, отличники) позволяет получать накопительную информацию о личных достижениях студентов, необходимую для их морального и материального поощрения. При этом уменьшается фактор случайности и предвзятого отношения преподавателя к студенту при сдаче экзамена или зачета. Вследствие этого более успешные студенты могут быть рекомендованы для поступления в магистратуру и аспирантуру; представлены на конкурсы по присуждению грантов, именных стипендий, зарубежных стажировок; рекомендованы работодателю при трудоустройстве и др.



  1. Принцип формирования рейтинговой системы оценки учебной работы студентов является единым для всех факультетов и институтов Университета (см. п.1.2 раздела II).

  2. Промежуточный академический рейтинг студента определяется преподавателем по результатам контрольных, проверочных и самостоятельных работ, устных ответов, выступлений на семинарах и др. Семестровый рейтинг каждого студента определяется по результатам каждого семестра, по окончании зимней и летней экзаменационной сессии. Итоговый рейтинг студента складывается из семестровых рейтингов.

II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СТУДЕНТА
1. Рейтинговые показатели

Основой для определения рейтинга студента являются рейтинговые показатели.



    1. По индивидуальным семестровым оценкам для каждого студента вычисляются следующие рейтинговые показатели:

- Рейтинговые показатели по каждой из дисциплин, изучаемых в течение семестра (Р дисц.);

- Рейтинг за семестр (РС);

- Итоговый рейтинговый показатель, достигнутый студентом за годы обучения в Университете, начиная с третьего семестра (ИР).
1.2. Рейтинговые показатели по дисциплинам формируются на основе оценки знаний студента в течение семестра (Блок 1) и по итогам экзаменационных испытаний (Блок 2). Оба блока оценки при расчете рейтинговых показателей учитываются в зависимости от значимости каждого из блоков:

- результаты текущего контроля знаний (Блок 1) – коэффициент значимости - 0,5;

- результаты зачетно-экзаменационной сессии (Блок 2) - коэффициент значимости - 0,5;
1.3. Преподаватель имеет право сам установить количество баллов по дисциплине, которую он преподает. Это количество баллов соответствует 100% - полное усвоение знаний по учебной дисциплине, соответствующее требованиям учебной программы.

Сопоставимость рейтинговых показателей студента по разным дисциплинам и Блокам академического рейтинга обеспечивается посредством принятия единого механизма оценки знаний студентов, выраженного в процентах (с точностью до 0,1).

Максимальный результат (без учета поощрения студентов за участие в научной деятельности или особые успехи в изучении дисциплины), который может быть достигнут студентом по каждому из Блоков, составляет 50 %. Рейтинг по дисциплине составляет 100 %. Если студент получает рейтинговую оценку ниже 100 %, то это означает, что какая-то доля от общего необходимого объема знаний студентом не усвоена (см п.1.5).

Семестровый рейтинг студента рассчитывается путем введения соответствующего коэффициента, зависящего от общего объема курса, который определяется делением общего числа часов курса на 36 часов (36 часов эквивалентны одной зачетной единице) с точностью до 0,1.

Таким образом, семестровый рейтинг студента можно вычислить по формуле:

РС (сем) = (К1 х Р1 + К2 х Р2+…) / (К1 + К2 +…) = i Ki x Pi / i Ki,

где Рi – рейтинговый показатель студента по дисциплине i, а Кi - ее коэффициент, пропорциональный объему дисциплины в часах или кредитно-зачетных единицах.

Зачет по дисциплине «Физическая культура» учитывается в общей успеваемости студента за семестр, но не участвует в формировании семестрового и итогового рейтинга. Баллы по дисциплине «Физическая культура» не начисляются и не вносятся в информационно-аналитическую систему «Студент». Преподаватели кафедры физического воспитания и спорта в конце семестра сдают в деканаты факультетов заполненные ведомости с отметками «зачтено» без указания набранного студентом семестрового балла.
1.4. Критерии оценки знаний студентов в рамках каждой учебной дисциплины или групп дисциплин вырабатываются преподавателями, ведущими эти дисциплины, на кафедрах Университета, исходя из требований образовательных стандартов, и доводятся до сведения студентов в начале каждого семестра.
1.5. В связи с вхождением российской системы образования в Болонский процесс и приближением системы оценок к международной традиционная пятибалльная шкала дополняется двумя промежуточными оценками: «очень хорошо» и «посредственно».

Принята следующая шкала соответствия рейтинговых оценок (с учетом их округления до целых) оценкам расширенной пятибалльной шкалы:

91% и более – «отлично» (отл.);

81%-90% - «очень хорошо» (оч.хор.);

71%-80% - «хорошо» (хор.);

61%-70% - «удовлетворительно» (удов.);

51%-60% - «посредственно» (посредств.);

50% и менее – «неудовлетворительно» (неуд.)


1.6. Итоговый рейтинг студента за время его обучения рассчитывается, начиная с третьего семестра, как среднее арифметическое его семестровых рейтингов.
2. Текущий контроль знаний

2.1. Результаты текущего контроля знаний студента являются показателем того, как студент работал в течение семестра.


2.2. До сведения студентов по каждой дисциплине в начале семестра должна доводиться информация о максимальном количестве баллов, которое можно получить по ней и о минимальном, ниже которого студент не может претендовать на допуск к зачету или экзамену. Для сопоставимости результатов, полученных студентами по различным дисциплинам, в ведомость выставляется не число набранных по курсу баллов, а процент от возможного максимального их количества.
2.3. Оценка работы студента в течение семестра по каждой из изучаемых дисциплин осуществляется преподавателями в соответствии с разработанной ими системой контроля за усвоением различных разделов изучаемого курса. Система контроля может сочетать как письменные, так и устные, как групповые, так и индивидуальные формы. Преподаватель обязан вести журнал результатов текущего контроля успеваемости студентов.

Работа студента на практических и семинарских занятиях может контролироваться в различных формах:

- контрольные и проверочные работы;

- выступления студентов на семинарах с докладами по подготовленным ими рефератам на темы, обозначенные в программе как дополнительные.


2.4. В течение семестра преподавателем должно быть проведено не менее одной письменной контрольной проверки знаний каждого студента учебной группы в зависимости от объема курса, но не более трех в семестре. Учебно-методическая комиссия факультета проводит согласование сроков контроля по различным дисциплинам одного курса обучения. Конкретные временные рамки (точные даты проведения) не устанавливаются, а действует общее положение о равномерном распределении контроля знаний студентов в течение всего периода изучения дисциплины.
2.5. Преподаватель обязан информировать студентов о критериях оценки знаний по дисциплине, о результатах каждого контрольного среза, о достигнутом уровне успеваемости (в процентах) по предмету на разных этапах семестра.

Результирующей оценкой по Блоку 1 является процент усвоения знаний студентом, эквивалентный сумме набранных им баллов по дисциплине в семестре, от их максимальной величины.


2.6. Каждая из изучаемых дисциплин должна заканчиваться либо зачетом, либо экзаменом*. Если дисциплина предполагает лекционные и практические занятия, заканчивается экзаменом или зачетом, но студент по этой дисциплине в течение семестра по Блоку 1 набрал менее 25,5 % от общего рейтинга по дисциплине за семестр (100 %), он по этой дисциплине к экзаменационной сессии не допускается.
2.7. Тем студентам, которым необходимо добрать баллы (25,5 %) для допуска к зачету или экзамену, в конце семестра разрешается один раз переписать одну из выполненных контрольных работ по данной дисциплине (по выбору студента) с целью улучшения результата. При этом прежние баллы, полученные за работу, аннулируются, и выполненная работа оценивается заново.

При наличии уважительной причины любая пропущенная контрольная работа может быть сдана в дополнительный срок, определяемый преподавателем, ведущим предмет.


2.8. Преподаватель не имеет права вычитать у студентов набранные баллы.
2.9. В случае недопуска студента к зачету/экзамену или несдачи зачета/экзамена в сессию предметной комиссии (в количестве не более двух дисциплин), студент на основании личного заявления имеет право пройти эти курсы по решению Учебно-методической комиссии факультета в системе углубленного изучения дисциплин на возмездной основе в следующем семестре.
*Для факультетов, которые не перешли на учет трудоемкости учебных дисциплин в кредитно-зачетной системе единиц, при снятии дублирования контроля по предмету количество часов, отводимых на проведение зачета, переносится в учебной нагрузке на проведение и проверку контрольных работ. Если дисциплина имеет объем более 100 аудиторных часов, она может заканчиваться и зачетом, и экзаменом.
2.10. Для факультетов, которые перешли на учет трудоемкости учебных дисциплин в кредитно-зачетной системе единиц, действует следующий регламент прохождения углубленного изучения дисциплин:

а) при академической задолженности по дисциплинам группы А (изучаемых обязательно-последовательно) на факультете организуется их изучение в следующем семестре в специально формируемых группах или по индивидуальному плану на возмездной основе;

б) при академической задолженности по дисциплинам групп Б и В (изучаемых обязательно в любой последовательности или по выбору, соответственно) их изучение организуется со следующим учебным курсом и является повторным изучением курса на возмездной основе в составе существующих академических групп;

в) в случае несдачи итогового контроля по дисциплинам группы В допускается замена курса по выбору на другой курс по выбору, предусмотренный учебным планом, и обучение проводится на возмездной основе;

г) если при прохождении дисциплины в системе углубленного или повторного ее изучения студент не сдал итоговый контроль комиссии, создаваемой деканатом факультета, он подлежит отчислению за невыполнение учебного плана.
2.11. Балльно-рейтинговая система предусматривает возможность поощрения студентов за участие в научной деятельности или особые успехи в изучении дисциплины (на основании Положения, разработанного факультетом).
Кафедра может принимать решение о «премировании» студентов дополнительными рейтинговыми баллами за подготовку доклада и выступление на научном семинаре или конференции, опубликование научной работы и прочие достижения по дисциплине.

3. Результаты экзаменационной сессии

3.1. Рейтинговым показателем по Блоку 2 является оценка за ответ на экзамене или зачете в процентах от максимально возможных 50%, которые затем с учетом рейтингового показателя по Блоку 1 и шкалы соответствия переводятся в итоговую оценку: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «посредственно» и «неудовлетворительно». При этом все зачеты переводятся в категорию дифференцированных и оцениваются по той же шкале, что и экзамены (вводится для факультетов, перешедших на оценку трудоемкости учебных дисциплин в кредитно-зачетной системе, и может использоваться другими факультетами).


3.2. В зачетную книжку и экзаменационную ведомость выставляются оценки по расширенной пятибалльной шкале вместе с рейтинговым показателем по дисциплине согласно шкале расчета.

При разработке регламента по дисциплине преподаватель в обязательном порядке указывает минимальный уровень освоения дисциплины при прохождении итогового контроля, который он обязан довести до сведения студентов в начале семестра.

В случае незачета или неудовлетворительной оценки на экзамене студент в установленном порядке (см. Устав КГУ) имеет возможность пересдать зачет или экзамен в течение дополнительной сессии (студент имеет право на две пересдачи как в случае экзамена, так и в случае зачета).

Оценка «Посредственно» является положительной и не подлежит пересдаче.


3.3. По общим итогам обучения после сдачи госэкзамена допускается (если студент претендует на диплом с отличием) улучшение не более двух оценок.
4. Пример расчета рейтинговых показателей каждой из дисциплин, изучаемых в течение семестра

Рейтинговый показатель каждой из дисциплин рассчитывается следующим образом:

1. Максимальное количество баллов, которое студент может получить в течение семестра, равно 50%. Методом пропорции можно вычислить процент баллов, набранный студентом по данной дисциплине в течение всего семестра. Например, студент набирает 44,3%.

2. Процент, полученный студентом на зачете/экзамене, также исчисляется исходя из 50%. Например, студент получает на экзамене 35%.

3. Рейтинговый показатель каждой из дисциплин, изучаемых в течение семестра, находится как сумма показателя работы студента в семестре - 44,3% и зачетного/экзаменационного показателя – 35%. Таким образом, рейтинг студента при освоении дисциплины в приведенном примере равен: 44,3% + 35% = 79,3%, что соответствует итоговой оценке «хорошо».
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ


  1. Организационное, методическое и информационно-аналитическое обеспечение академического рейтинга студентов осуществляют деканаты факультетов и предоставляют данные для анализа в Учебно-методическое управление КГУ.

2. Все преподаватели обязаны представить в деканат к началу семестра регламент проведения занятий и оценки знаний студентов по преподаваемой дисциплине.

3. Ответственность за осуществление академического рейтинга преподавателями, заполнение ими рейтинговых ведомостей, а также ответственность за полноту, достоверность и своевременность предоставляемой в деканаты информации как в бумажном, так и в электронном виде возложена на кафедры. Информация по Блоку 1 должна предоставляться в деканаты.

4. Ответственность за сбор рейтинговой информации и контроль за её достоверностью, а также обеспечение кафедр ведомостями возложена на деканаты факультетов и институтов Университета. Рейтинговый показатель за семестр и итоговый рейтинговый показатель, достигнутый студентом за все годы обучения в Университете, подсчитывает старший тьютор (заместитель декана по качеству, а в его отсутствие – заместитель декана по учебной работе). Он же отвечает за своевременное информирование студентов преподавателями о критериях и результатах академического рейтинга по отдельным дисциплинам.

5. Рейтинговый показатель успеваемости за семестр для студентов, сдавших сессию, объявляется на факультете не позднее первой недели следующего семестра. Для остальных он рассчитывается в течение одной недели после ликвидации академических задолженностей.

IV. ДОПУСК К ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ АКАДЕМИЧЕСКОГО РЕЙТИНГА СТУДЕНТОВ


  1. Развернутая итоговая информация об академическом рейтинге студента является конфиденциальной.

  2. Информирование студентов о достигнутом рейтинге за семестр в целом и по дисциплинам, изучаемым в течение семестра, должно осуществляться деканатами.

  3. В целях повышения мотивации студентов к получению глубоких и прочных знаний и постоянному личному совершенствованию достоянием гласности является информация о студентах, вошедших в группу «Лучшие студенты Университета» (с рейтинговыми показателями 90% и более), «Лучшие студенты факультета/института» (с рейтинговыми показателями от 80% и более), а также о тех поощрениях, которые получили студенты по итогам академического рейтинга в учебном году. Эта информация публикуется на сайте факультета и обновляется после каждой сессии.

Приложение 1
Казанский государственный университет

ЗАЧЕТНАЯ ВЕДОМОСТЬ №________________

Факультет____________ Группа______________Курс__________Семестр_________

20___/20___ уч. год. Форма контроля - зачет

Дисциплина______________________________________________________________

Фамилии и инициалы преподавателей ________________________________________ _________________________________________________________________________

Дата проведения зачета «___» _____________ 20___г.


№п

ФИО

студента


Оценка

работы


студента в семестре (% из 50)

Отметка

о сдаче


зачета

(% из 50)



Рейтинговый показатель по дисциплине (%)


Итоговая оценка, вносимая в зачетную книжку


Подпись препод.

1

2

3

4

5

6

7






















.

Приложение 2



Казанский государственный университет

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ №________________

Факультет____________ Группа______________Курс__________Семестр_________

20___/20___ уч. год. Форма контроля - экзамен

Дисциплина______________________________________________________________

Фамилии и инициалы преподавателей ________________________________________ _________________________________________________________________________

Дата проведения экзамена «___» _____________ 20___г.


№П

ФИО

студента


Оценка

работы


студента в семестре (% из 50%)


Отметка

о сдаче


экзамена

(% из 50%)




Рейтинговый показатель по дисциплине (%)


Итоговая оценка, вносимая в зачетную книжку


Подпись препод.

1

2

3

4

5

6

7


























Кажется, дело идет к тому, что Наука откроет Бога. И я заранее трепещу за его судьбу. Станислав Ежи Лец
ещё >>