Политика формирования позитивного образа российского государства - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Положение об общественном посте формирования здорового образа жизни... 1 66.03kb.
Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия 1 226.7kb.
Храмостроительная политика Российского государства в XVIII – первой... 1 78.85kb.
Кадровая политика российского государства в армии и на флоте в XVIII... 4 951.25kb.
Внешняя политика Екатерины 2 содержани е 1 196.18kb.
План: Введение. Внешняя политика Российского государства в 20-е годы 1 260.11kb.
«История государства Российского» Н. М. Карамзина Николай Михайлович... 1 25.59kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Г. 1 215.16kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 93.95kb.
Название работы, ее вид 1 41.8kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 76.87kb.
Уроки войн, проигранных Россией «Война может вспыхнуть неожиданно. 1 322.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Политика формирования позитивного образа российского государства - страница №1/4



На правах рукописи


Федякин Алексей Владимирович


ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

(ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ

АСПЕКТЫ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

Специальность 23.00.02 –

Политические институты, процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Москва – 2010

Диссертация выполнена на кафедре философии и политологии образовательного учреждения профсоюзов (ОУП) «Академия труда и социальных отношений»




Официальные оппоненты:

доктор политических наук, профессор

Султыгов Абдул-Хаким Ахмедович






доктор политических наук, профессор

Манойло Андрей Викторович






доктор политических наук, профессор

Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич





Ведущая организация:

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра политологии

Защита состоится 18 января 2011 г. в ___ ч. ___ м. на заседании Диссертационного совета Д 602.001.01 при ОУП «Академия труда и социальных отношений» по адресу: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 90, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ОУП «Академия труда и социальных отношений».

Автореферат разослан «__» _______ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук,

ст. науч. сотр. Е.С. Элбакян


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена целым рядом обстоятельств, представляющихся весьма важными.

Потребность в формировании позитивного образа государства, прежде всего, определяется целями и задачами внутренней и внешней политики современной России, для которой эта проблема приобрела особую остроту в ходе политической и социально-экономической модернизации страны, а также в связи с кардинальными трансформациями на международной арене. С распадом Советского Союза и существенным ослаблением России после периода реформ 1990-х гг. произошли снижение авторитета власти в обществе, падение престижа Российской Федерации как великой державы, правопреемницы СССР.

Ситуация в области последовательного и всестороннего информирования о российской политике, экономике, общественной жизни стала усугубляться и тем обстоятельством, что Россия оказалась объектом информационных кампаний зарубежных, прежде всего, западных средств массовой информации, позиционировавших ее как коррумпированное, криминальное, слабое государство, потерпевшее провал в социально-экономическом реформировании и постепенно приближающееся к своему распаду.

Информационные кампании в целом ряде зарубежных масс-медиа, направленные на формирование отрицательного восприятия руководства, отдельных политических деятелей, граждан страны и всех сторон ее жизни, привели не только к созданию столь негативного образа. В их ходе были вновь воспроизведены те отрицательные стереотипы о России, которые были созданы и апробированы еще в прошлые века и, как казалось, забыты после окончания «холодной войны». Они, представляющие нашу страну как объект для презрения и ненависти европейских государств и одновременно как угрозу безопасности Европе и США, были вновь использованы в антироссийской риторике.

Сегодня информационные кампании, несколько снизив вал антироссийской пропаганды, изменили свой тон – России указывают на ее постепенный отход от демократии, отказ российской власти от соблюдения прав человека и т.п.

В данной связи следует отметить, что восстановление позиций великой державы требует от России не только осуществления мер по сохранению ядерной мощи, повышению благосостояния граждан, росту экономики, решению проблемы депопуляции населения, чему призваны способствовать инициированные властью общенациональные модернизационные мероприятия и проекты, но и по воссозданию соответствующей репутации у собственных граждан, правительств иностранных государств и общественности за рубежом.

Падение авторитета государства произошло не только в отдельных странах и регионах мира, но и внутри самой России, население которой утратило доверие и в большинстве своем, как свидетельствуют многочисленные опросы общественного мнения1, весьма скептически относится, а нередко и вовсе отказывает в политической поддержке курсу государства в области социального обеспечения, экономики, обороны, федеративного строительства.

Позитивный образ страны, российского государства имеет важное значение и для восстановления и устойчивого развития отечественной экономики, требующей притока иностранных инвестиций. Ведь благоприятный инвестиционный климат России обеспечивается не только конкретными политическими мерами – достоверная информация о нем должна широко распространяться среди предпринимателей разных стран мира.

Позитивный образ государства имеет большое значение и для решения задач политики национальной безопасности, где выбор альтернатив также осуществляется на основе пусть и максимально формализованных, но все же субъективных экспертных оценок и информационных моделей. Информационное воздействие на потенциальных и реальных противников также требует формирования определенного образа, основанного на репутации, которая способна сорвать агрессивные планы оппонентов.

Все эти обстоятельства требуют принятия и реализации мер по нейтрализации негативных кампаний, касающихся России и ее облика, в мировых средствах массовой информации, разработки основ политики формирования положительного образа государства как внутри страны, так и за рубежом, а также определяют необходимость дальнейшего исследования различных аспектов политики формирования позитивного образа государства.



Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы формирования теоретико-методологических и концептуальных основ политики формирования положительного образа государства побуждает обратиться к достаточно широкому спектру областей знания.

Поскольку речь идет о формировании образа государства, то это, прежде всего, политическая имиджелогия и теория связей с общественностью. Но работа в этих областях диктует необходимость опоры на результаты сравнительных политических исследований по той причине, что поиски оптимальных форм позиционирования государства внутри страны и на международной арене требуют рассмотрения и зарубежного опыта в данной области.

Кроме того, изучение формирования образа государства не может быть плодотворным без понимания отечественного опыта государственной внутри-, внешне- и военно-политической пропаганды и информирования, формирования благоприятного общественного мнения о России, его специфики, что обусловливает обращение и к политической истории отечества.

Невозможно, наконец, уйти от оценки результатов практической реализации политики формирования позитивного образа государства, особенно наиболее сложных из них, вследствие чего возникает необходимость использования такой отрасли политической науки, как исследования современного политического процесса в России.

Речь идет, таким образом, о достаточно многоплановом, комплексном междисциплинарном исследовании, основанном на имеющемся научном знании, но требующем соотнесения, а в некоторых случаях – уточнения категориального аппарата и логики каждой из дисциплин для их совместного применения.

Проблема формирования позитивного образа государства внутри страны и за рубежом может быть вполне справедливо охарактеризована как мало исследованная в отечественной политической науке и смежных с нею теории информационной политики, политической коммуникативистике и специальных областях знания – теоретических основах применения информационных технологий, проведения информационных кампаний, связей с общественностью, политической рекламы, политической пропаганды и агитации, политической мифологии, других направлениях и дисциплинах.

Вместе с тем, целый ряд проблем был решен в рамках политической коммуникативистики, предметом которой является природа и строение информационно-политической сферы общественной жизни2. Отдельные направления исследований в данной области дали ряд положительных результатов, на которые и опирается данная диссертация.

Так, в рамках теории информационной политики достаточно хорошо изучен комплекс проблем, связанных с отношениями, которые складываются в разных странах между государством и средствами массовой информации. Выделены различные типы информационных технологий – публичные, полутеневые, теневые, нелегальные, а также типы информационных стратегий – информирования общественности, политической мобилизации и др.3 Однако проблема взаимодействия правительства и более широкой категории участников формирования позитивного образа государства – общественных организаций и частных лиц – остается практически не исследованной.

На весьма высоком уровне находятся первичные исследования различных способов информационного воздействия на общественное сознание – политической мифологии, значения религиозных форм влияния на сознание в политических целях, политической идеологии, пропаганды и агитации, маркетинговых способов информационного воздействия (государственных и корпоративных связей с общественностью), политической рекламы, информационного лоббирования, политического имиджмейкинга и др.4

Также высокого уровня достигли разработки в области политической пропаганды и агитации, создания имиджа политических лидеров, коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.

Теоретико-методологические основы использования политической агитации и пропаганды были сформированы к 1970-м – 1980-м гг. в СССР и отражены в работах С.И. Беглова, Г.Т. Журавлева, Е.М. Кузнецова, Е.Н. Марихина, П.В. Позднякова, А.И. Яковлева и др.5 В них был выработан категориально-понятийный аппарат, обозначены основы научных подходов, осуществлена систематизация методов политической агитации и пропаганды.

В 1970-е гг. США и европейских странах, в отличие от Советского Союза, большее внимание стало уделяться разработке маркетинговых методов, предполагающих влияние на общественное поведение посредством информирования, рекламы, конструирования имиджа. Большой вклад в исследования государственных связей с общественностью внесли Абдулрахман Х. Аль-Энад, Г. Берсон, С. Блэк, П. Грин, Ж. Джерстл, Ж.-М. Коттерет, Ф. Ланженю-Виллард, С. Хьют и другие специалисты в области связей с общественностью6.

Государственные связи с общественностью во многом основаны на методиках, применяемых в бизнесе. Они были разработаны Ж.-П. Бодуаном, Б. Брюсом, Л. Матра, Д. Ньюсомом и другими теоретиками и практиками PR7. Значительная заслуга в адаптации данных методик для применения к формированию имиджа городов, регионов и государств принадлежит Г. Берсону, Ф. Котлеру, Д. Огилви, Э. Райсу, Дж. Трауту и др.8 Одним из основных достижений западных специалистов явилось создание и практическое применение ряда разнообразных эффективных методов и приемов по формированию имиджа.

Государственные связи с общественностью стали предметом исследования и в отечественной науке. В частности, в последние годы появился ряд работ в данной области, принадлежащих И.А. Василенко, В.М. Горохову, В.С. Комаровскому, Ю.А. Нисневичу, Л.В. Сморгунову и др.9

Исследования репутации за рубежом, международного имиджа страны также нашли свое место в системе направлений политической коммуникативистики. Наиболее заметными стали работы Э.А. Галумова, О.П. Горбушиной, И.Ю. Киселева, С.Е. Кургиняна, Н.Н. Медведевой, А.Г. Смирновой, А.П. Ситникова, К.А. Хачатурова10.

Проблемам формирования и продвижения имиджа лидера, отдельных организаций и политических структур посвящены труды И.Л. Викентьева, А.А. Деркача, Е.В. Егоровой-Гантман, Е.Б. Перелыгиной, К.В. Плешакова, Г.Г. Почепцова и др.11

В настоящее время наблюдается постепенное превращение данного рода прикладных знаний в теоретические основы связей с общественностью и имиджмейкинга. Вместе с тем, проблемы, связанные со спецификой использования немаркетинговых и маркетинговых способов информационного воздействия при формировании позитивного образа государства, остаются пока без своего решения.

Другим направлением исследований, затрагивающим вопросы формирования образа государства, является изучение различных аспектов психологии власти, ее восприятия и образов в рамках политической психологии. К числу данных работ можно отнести публикации Т.В. Евгеньевой, Н.М. Ракитянского, Т.Н. Пищевой и других отечественных исследователей, представляющих научную школу профессора Е.Б. Шестопал12. Кроме того, под ее редакцией вышли в свет учебные пособия и хрестоматии, благодаря которым российскому научному сообществу был представлен широкий спектр публикаций зарубежных психологов по восприятию политическими лидерами кризисов и их угрозы (Д. Уинтер), созданию образа лидерства и их кросс-национальному сравнению (К. Барр, С. Браун, М. Джаст, Э. Криглер, М. Пансер), дистантному изучению политического истеблишмента (У. Уайнтрауб, Д. Уинтер, С. Уокер, М.Дж. Херрманн)13.

Феномен репрезентации проблемы и его влияние на процесс принятия внешнеполитических решений подвергся всестороннему изучению в работах Р. Биллингса, Р. Бисли, Р. Доти, Э. Сконечни, Ч. Херрмана14, в том числе в рамках теории перспективы – в трудах Дж. Беджикяна, Р. Джервис, Дж. Леви, Р. МакДермот15, а также И.Ю. Киселева, Т.В. Корниловой, О.И. Ларичева16.

Влияние конструируемых политиками образов государства на процесс принятия решений в теории международных отношений исследуется в работах В.А. Евгеньева, E.В. Егоровой-Гантман, И.Ю. Киселева, К.В. Плешакова17, а также Д. Блени, К. Боулдинга, Р. Джервиса, М. Коттам, Р. Херрманна, О. Холсти и др.18 К. Монро конкретизирует взаимосвязь самовосприятия государства и его внешней политики посредством необходимости введения категории идентичности в теорию принятия решений19.

Другим направлением исследований проблем формирования образа государства являются исследования географических и геополитических образов стран и регионов. Так, Н.Ю. Замятина разрабатывает тему региональных образов в аспекте когнитивно-географических контекстов, представляющих собой «спектр взаимосвязанных пространственных представлений, на которые может опереться мышление в рамках той или иной традиции в определенной ситуации»20. Д.Н. Замятин исследует политико-географические образы в геополитическом контексте и их влияние на международные переговоры21. Исследования географических и геополитических образов стран и регионов хотя и представляют значительный интерес, однако, основное внимание в них уделяется географическим, геополитическим и политико-географическим аспектам, а не собственно политической составляющей образа страны и государства. Иными словами, проблема формирования политического образа государства как субъекта внутренней и международной политики остается за рамками этих исследований.

Наконец, необходимо сказать о подготовленных и защищенных к настоящему моменту диссертациях по политическим, философским, историческим, социологическим и экономическим наукам. В них рассматривается широкий спектр вопросов, затрагивающих проблематику образа государства, делаются небезынтересные выводы и обобщения22.

В целом, несмотря на определенную степень разработанности общих и частных проблем, так или иначе касающихся политики формирования позитивного образа государства, концептуальная, институциональная и технологическая стороны данного процесса остаются пока что мало исследованными в отечественной и зарубежной политической науке. С одной стороны, для разработок в области политики формирования положительного образа государства имеется глубокое методологическое основание и обширный эмпирический материал. С другой стороны, в этой сфере остается достаточно много принципиальных вопросов, требующих теоретического осмысления. Модели политики формирования образа государства, конструируемые представителями имиджелогии, связей с общественностью, когнитивной психологии, ряда других научных направлений и дисциплин, недостаточно учитывают специфику образов государства, его восприятия национальной аудиторией и целевыми группами за рубежом, правительствами других стран, а также национальные различия в конструировании образов государств, их организационном и информационно-технологическом обеспечении. Другие подходы к формированию положительного образа государства слабо востребуют апробированный научный аппарат имиджелогии и политической коммуникативистики, что снижает методологический уровень и возможности операционализации исследований.

В связи с этим объектом настоящего диссертационного исследования выступает образ российского государства внутри страны и за рубежом. Предметом исследования служит политика формирования позитивного образа российского государства, ее теоретические, концептуальные и практические аспекты.

В соответствии с объектом и предметом исследования, цель настоящей работы состоит в том, чтобы, во-первых, определить концептуальные основы политики формирования позитивного образа государства, и, во-вторых, конкретизировать ее теоретические и практические аспекты применительно к современным российским потребностям в этой сфере.

Для реализации этой цели требуется последовательное решение следующих исследовательских задач:

1) определить теоретико-методологические и концептуальные основы политики формирования позитивного образа государства, а также сформулировать базовые принципы и механизмы ее практической реализации;

2) провести комплексный политологический анализ опыта осуществления политики формирования позитивного образа государства в ведущих зарубежных странах, а также определить его значение для современной России;

3) определить образы-архетипы российской государственности, их исторические и социокультурные основания, а также возможности использования в современных условиях;

4) выявить исторические модели организационного обеспечения политики формирования позитивного образа российского государства, их специфику и значение в современных условиях;

5) раскрыть сущностные черты образа современной России;

6) определить основные направления политики формирования позитивного образа современной России внутри страны и за рубежом.

Рабочая гипотеза. Политика формирования позитивного образа государства представляет собой общегосударственную систему мер и действий, направленную на создание положительного стереотипного представления о внутри- и внешнеполитическом курсе государства, его основных институтах, руководителях и гражданах внутри страны и за рубежом.

Политика формирования позитивного образа государства реализуется за счет информационных, политических, дипломатических, культурных, силовых, экономических и иных действий государства и его партнеров – общественных организаций, ассоциаций и отдельных граждан страны. Данные действия объединяются в информационные кампании (операции), психологические операции стратегического, оперативного и тактического уровней.

Эффективность политики формирования позитивного образа государства обусловливается учетом в ходе его конструирования информационных, политических, социальных, культурных, экономических и т.п. потребностей и интересов целевых общественных групп внутри страны и за рубежом, их переменных (текущих) и постоянных представлений о государстве, образов-архетипов, мифов, содержащихся в общественном сознании аудиторий.

Политика формирования позитивного образа Российской Федерации может быть осуществлена как система спланированных и организованных в рамках общегосударственного механизма координации деятельности федеральных ведомств и общественных организаций информационных кампаний, направленных как на отечественную аудиторию, так и на целевые группы в странах-союзниках, регионе СНГ, странах-партнерах в Европе, Азии, Африке, Южной и Северной Америке.



Теоретико-методологические основы исследования включают в себя системный, сравнительный, проблемный и другие общенаучные подходы, а также широкий спектр методов современной политологии и ряда других смежных наук. Теоретико-методологические основы исследования определяются, с одной стороны, характером его цели и задач, а с другой - подходом и научной позицией автора. Определяющими методологическими установками служат принципы: объективности, системности, всестороннего рассмотрения, историзма23.

Будучи междисциплинарным, исследование основывается на выводах и методологии ряда частных наук и дисциплин: политической имиджелогии, когнитивной психологии, политической коммуникативистики, системно-структурном подходе и др. Широким, соответственно, является и спектр использованных методов: восхождения от абстрактного к конкретному, исторический, сравнительный, индукции и дедукции, обобщения и аналогии, включенного наблюдения и т.д.24

Природа образа государства, представляющего собой отражение в общественном сознании целевых групп специально сконструированных характеристик системы органов власти и управления, объясняется в исследовании на базе синтеза концепций политической имиджелогии, когнитивной психологии, системно-структурного подхода и политической коммуникативистики.

По мнению автора, значение концепции политической имиджелогии состоит в выявлении основных факторов формирования политического образа страны и государства, общей для всех объектов мира политического методики конструирования политического имиджа, будь то имидж политика, политической партии, региона, институтов власти. Вместе с тем, данный подход хотя и исследует политику формирования образа государства с точки зрения современных способов информационного воздействия на общество, одним из которых и является имиджмейкинг, тем не менее, ограничен рассмотрением лишь данного направления политики исключительно через призму маркетинговых информационных технологий, оставляя на периферии своего внимания немаркетинговые методы. Поэтому концепции политической имиджелогии дополняются в работе использованием положений политической коммуникативистики. Ее роль как теоретико-методологической основы исследования заключается в том, что рассмотрение формирования образа государства как коммуникации властных институтов, с одной стороны, и общества, международной общественности, с другой стороны, позволяет решать задачи выбора способов организации политического дискурса, выработки основ имиджевых информационных кампаний.

В то же время указанные подходы показывают лишь сконструированный имидж государства, игнорируя те устойчивые образы и представления о нем, которые содержатся в общественном сознании. И в данной связи представляется важным использование в диссертации положений концепций когнитивной психологии и политической мифологии, рассматривающих роль в формировании образа государства и возможности использования политико-географических, геополитических, политико-культурных образов страны и государства, архетипических образов и сюжетов, мифов.

В свою очередь, все перечисленные концепции, объясняющие и обосновывающие содержательную и информационно-технологическую стороны политики формирования положительного образа государства, не могут служить обоснованием для организационного обеспечения данной политики внутри страны и за ее пределами. Решение данной задачи возможно при использовании системно-структурного подхода, который на базе задач, вытекающих из потребностей обеспечения и проведения имиджевых информационных кампаний государства, позволяет проектировать соответствующий им организационный механизм реализации имиджевой политики.

С учетом положений данных концепций, вместе составляющих модель формирования позитивного образа государства, принятую в данном исследовании, автор полагает, что формирование позитивного образа государства представляет собой имиджевую информационную кампанию правительства страны и его партнеров – структур гражданского общества, опирающуюся на учет уже существующих в общественном сознании представлений и образов институтов власти и использующую маркетинговые и немаркетинговые информационные технологии для создания положительного стереотипного представления о главном институте политической системы. С позиций данного подхода решаются задачи глав 2, 3 и 4 диссертационного исследования.

Эмпирическая база исследования. Источниками эмпирической информации стали исторические и прикладные исследования образно-символической сферы политики в России и за рубежом, официальные документы, литературные источники, публикации в периодической печати и информационные передачи в электронных СМИ. Важное значение для настоящей работы имеют прикладные исследования общественного мнения в России и за рубежом – в ведущих странах Европейского Союза, США, КНР; отчеты и документы по результатам обсуждения проблем формирования международного имиджа России в государственных и общественных учреждениях (палатах Федерального Собрания РФ, Правительстве РФ, Администрации Президента РФ, Совете Безопасности РФ, Государственном совете, Общественной палате РФ и т.д.); информация о структуре и функциях органов власти и управления в России, США, Великобритании, Германии, Франции, КНР, осуществляющих имиджевую политику государства в условиях текущей обстановки и кризисных ситуаций; научное общение; личные наблюдения автора диссертационного исследования.

Существенную эмпирическую информацию дали также: анализ публикаций в центральных периодических изданиях; материалы международных, общероссийских и региональных научных и научно-практических конференций, круглых столов, методологических семинаров и дискуссий; уставные и программные документы политических партий и общественных объединений России; работы классиков мировой и отечественной социально-политической мысли; конституции, законы и концепции различных сфер государственной политики в России и других развитых странах; регулярные контакты автора с политическими деятелями федерального и регионального уровней, государственными служащими, а также с профессорско-преподавательским составом ряда ведущих отечественных и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских центров.



Научная новизна исследования определяется новизной исследуемой проблемы, поставленной целью и решаемыми в диссертации задачами. Она заключается в следующем:

1) выделены основные принципы политики формирования позитивного образа государства; очерчены контуры ее нормативной модели;

2) выявлены параметры оптимальной с учетом современных условий модели политики формирования положительного образа государства; показано значение зарубежных моделей имиджевой политики государства; дана оценка возможности заимствования элементов политической практики ведущих европейских государств, США и КНР в данной области для потребностей современной России;

3) определены образы-архетипы российской государственности, существующие в российской идентичности и Я-концепции российского государства; предложены меры и способы реализации проактивной стратегии формирования позитивного образа государства; выявлены принципы построения организационно-структурного механизма формирования позитивного образа государства в современной России с учетом советского опыта организационного обеспечения политической пропаганды;

4) выявлены компоненты содержания обобщенного образа России внутри страны и за рубежом; раскрыты особенности использования мер позитивного позиционирования образа России внутри страны и за рубежом; предложен организационно-структурный механизм политики формирования позитивного образа государства в России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Образ государства представляет собой динамическую совокупность объективно существующих, целенаправленно формируемых и субъективно воспринимаемых сущностных характеристик политически организованного, территориально оформленного и подчиненного верховной власти общества.

2. Политика формирования позитивного образа государства предполагает как целенаправленное воздействие на уже укоренившиеся в индивидуальном и массовом сознании характеристики с целью усиления их эффекта, так и внедрение в него вновь созданных посредством системы мероприятий административно-управленческого характера. Основными принципами политики формирования позитивного образа государства являются ориентация на стратегию, адресность, всестороннее участие в ходе ее разработки и реализации институтов гражданского общества.

3. Значение зарубежных моделей имиджевой политики государств для российской политики формирования позитивного образа государства заключается в возможности дополнения отечественной модели их следующими параметрами: ориентация на проведение имиджевых информационных кампаний в рамках отдельных регионов мира, культурно, лингвистически и этнически близких общностей, территорий государств-союзников и партнеров России; использование в качестве инструментов формирования позитивного образа государства на международной арене нескольких телевизионных и радиокомпаний, фондов и институтов; максимально широкое привлечение государством общественных организаций, частных лиц внутри страны и за рубежом для положительного позиционирования РФ; децентрализованная, построенная на неформальных связях государства и общественных организаций, ассоциаций и индивидов система координации и руководства механизмом формирования положительного образа РФ; формирование собственной, основанной на национальной идеологии, концепции национальных интересов страны, универсальных нормах и принципах международного права, схемы всеобъемлющей интерпретации государственной политики России, ее партнеров и оппонентов; концептуальная интеграция характеристик образов государства на международной арене и во внутриполитической сфере; использование в качестве формы нейтрализации негативного образа России в мире демонстрации шагов, мер и действий государства и общества по преодолению тех или иных отрицательных характеристик.

4. В формировании позитивного образа российского государства во внутриполитической сфере и на международной арене могут быть использованы следующие образы-архетипы: образ России-объединительницы для поддержания государственно-территориального единства страны, интеграционных процессов на постсоветском пространстве; образ России-освободительницы в сфере международной энергетической безопасности в отношениях с развивающимися индустриальными странами; образ России-наследницы и преемницы Российской империи и Советского Союза, их достижений в различных сферах общественной жизни и их статусов в мировой политике; образ возрождающейся России как нации-государства.

5. Проактивная стратегия формирования позитивного образа российского государства предполагает использование асимметричных информационных мер и мер нейтрализации негативного образа РФ: поддержка заявлений и других способов информирования государством о своей политике акциями экономического, политического, военного и иного сопровождения внешней политики России; выработка схемы всеобъемлющей интерпретации событий в жизни России как страны и государства посредством совмещения различных архетипических образов российской государственности; технологии смещения акцентов и генерирования государством новостей о самом себе; технологии рассеивания внимания аудитории; позиционирование государства как преодолевающего свои недостатки института власти; представление любых позитивных характеристик государства как образца для подражания; акцентирование позитивных характеристик – следствий негативной для государства ситуации; информирование о мерах и действиях государства, дающих положительный эффект в будущем; демонстрация деятельности государства по борьбе с негативными явлениями в жизни общества, существование которых им признается.

6. С учетом советского опыта организационного обеспечения внутри-, внешне- и военно-политической пропаганды, организационно-структурный механизм формирования позитивного образа РФ может быть построен на базе сочетания принципов централизации информационного воздействия на отечественную и зарубежные аудитории в кризисных ситуациях и децентрализации информационного воздействия в периоды стабильного существования государства. Формы координации целесообразно использовать в оперативном руководстве, содержательном и методическом обеспечении политики формирования позитивного образа РФ, а формы субординации и другие вертикальные связи подчинения – в руководстве всей системой позитивного позиционирования российского государства.

7. Организационный механизм формирования позитивного образа государства в России может включать несколько контуров принятия и реализации решений: Совет Безопасности России и Аппарат Совета Безопасности, определяющие миссию, видение и Я-концепцию государства, информационное, правое и организационное обеспечение данной деятельности; межведомственные комиссии (советы) по позиционированию РФ во внутриполитической и внешнеполитической сферах, разрабатывающие конкретные меры и действия, контролирующие их реализацию. Для отечественной аудитории подобные функции может выполнять межведомственная комиссия, координируемая Министерством культуры РФ. Она может включать представителей министерств культуры, образования и науки, Пресс-службы Президента РФ, Министерства обороны РФ, федеральных телеканалов, специализированных СМИ по патриотическому и духовному воспитанию граждан РФ, печатных СМИ. Исполнительными звеньями на местах могут выступить отделы по реализации программ патриотического и духовного воспитания граждан России в системе образования страны и федеральных ведомствах, пресс-службы федеральных органов исполнительной власти с подразделениями по формированию позитивного образа государства в регулируемой сфере общественной жизни, а также указанные средства массовой информации с собственными подразделениями по решению этой задачи. Общий контроль и координацию работы межведомственных комиссий (советов) может взять на себя Руководитель Администрации Президента РФ или Секретарь Совета Безопасности России.

8. Обобщенный образ России внутри страны должен включать в себя следующие направления позиционирования государства: формирование образа России как значимого государства в мире; подчеркивание статуса сильной державы, независимой от других государств, обладающей потенциалом самостоятельного развития в сфере продовольствия, энергетики, оборонной промышленности, авиастроения, космической деятельности, транспортных коммуникаций, информационных технологий; демонстрация деятельности государства и промежуточных результатов на пути к созданию в РФ развитой инновационной экономики, социально ориентированной политики, передовой науки, образа богатого культурного развития страны, высокого качества отечественного образования по сравнению с образовательными системами за рубежом, образа патриотичного поведения граждан России в мирном труде и защите Отечества; демонстрация успехов, мер и действий по решению проблем в жизни России, поддержанию политической стабильности, эффективной власти.

9. Средства позиционирования позитивного образа российского государства внутри страны предназначены для формирования идентичности и ситуационных образов России в сфере внутренней политики. Они представляют собой систему мер идеологии (способ определения содержания видения, миссии и Я-концепции государства), имиджмейкинга (способ формирования идентичности и ситуационных образов России), техники пропаганды (передача ситуационных образов, системы знаков и символов идентичности государства в чрезвычайных условиях недиалогового режима коммуникации) и связей с общественностью (передача ситуационных образов, системы знаков и символов идентичности государства в повседневных условиях диалоговой коммуникации на основе долгосрочных отношений с обществом).

10. Организационным механизмом формирования позитивного образа России за рубежом может стать межведомственный координирующий орган, руководимый главой МИД или одним из заместителей руководителя Администрации Президента РФ, и включающий представителей федеральных ведомств, телерадиокомпаний, иновещательных СМИ и др. Исполнительным аппаратом данного органа может служить управление или отдел в составе Департамента общественных связей (печати и информации) МИД РФ, Администрации Президента РФ. Рабочими звеньями в составе ведомств и их крупных подразделений могут быть пресс-службы с отделами (группами, отделениями) по формированию позитивного образа России в масштабах международной организации, страны, региона планеты.

11. Образ России на международной арене с учетом национальных интересов нашей страны и позитивных ожиданий иностранных государств, связанных с ролью российского государства в мировой политике, заключается в следующей системе представлений: Россия – сильное независимое государство, готовое к равноправному сотрудничеству, но не поддающееся силовому давлению извне, не поступающееся своим суверенитетом, стремящееся создать пояс добрососедства и партнерства вокруг собственных границ; вторая ядерная держава мира, постоянный член Совета Безопасности ООН, член группы «G8» («Большой Восьмерки»), обладательница транзитных возможностей континентального значения; в перспективе один из мировых центров силы, лидер на постсоветском пространстве, государство, находящееся в одном ряду с великими европейскими державами по экономическому потенциалу и превосходящее их по параметрам населения и природных ресурсов, равноправный участник в интеграционных объединениях Европы и Восточной Азии.

12. Средствами передачи ситуационных образов, системы знаков и символов идентичности государства в текущем периоде времени выступают техники связей с общественностью. Вследствие невозможности применения техник пропаганды как недиалогового режима коммуникации и закрепления образа государства за рубежом, из-за слабости позиций российских средств массовой коммуникации в информационном пространстве других стран и регионов трансляция позитивного образа России за рубежом должна опираться на применение техник связей с общественностью. В силу их направленности на диалоговый режим переноса ситуационных образов, знаков и символов государства в массовое сознание других стран, а также формально-благожелательного налаживания отношений с иностранными аудиториями, формирование образа России в мире возможно на долгосрочной основе.

Научная и практическая значимость исследования связаны с методологической и прикладной актуальностью работы, с одной стороны, и характером полученных результатов, с другой. Исследование дает подходы: к преодолению характерного для сегодняшней России отсутствия координации между органами власти федерального и регионального уровней; к проведению долгосрочных имиджевых информационных кампаний РФ в условиях недостаточного ресурсного обеспечения при формировании позитивного образа страны; к развитию теоретико-концептуальных основ и к практической реализации политики формирования положительного образа российского государства в нашей стране и за рубежом. С одной стороны, обосновывается объективная необходимость уточнения научного аппарата имиджелогии, вытекающего из этой задачи определения и обобщения системы методов формирования положительного образа государства. С другой стороны, раскрываются модели формирования имиджа государства, маркетинговые и немаркетинговые способы и условия его конструирования, отвечающие потребностям информационного сопровождения внутренней и внешней политики России.

Сформулированные в работе принципы и этапы политики формирования положительного образа государства, понимание форм и методов его позиционирования внутри страны и на международной арене, специфики российской модели формирования образа государства, предложенный структурно-организационный механизм формирования позитивного образа государства внутри России и за рубежом, другие положения могут иметь определенное значение как для дальнейшего исследования закономерностей процессов имиджевой политики, так и для конкретного проектирования в данной области.



Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и политологии ОУП «Академия труда и социальных отношений» и рекомендована к защите. По направлениям темы диссертации опубликовано около 50 работ (в том числе 4 монографии) общим объемом более 110 п.л.

Основные положения диссертационного исследования доложены автором и обсуждены на российских и международных научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах: научной конференции «Глобальный кризис и мировая политика» (Москва, 2001, 2002, 2003 гг.), круглом столе российских и польских ученых «Опыт общественно-политических трансформаций на постсоциалистическом пространстве» (Москва, 2005 г.), IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005 г.), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.), научной конференции «Политические отношения, институты и процессы: общемировые тенденции и российская специфика» (Москва, 2006 г.), научной конференции «Ломоносовские чтения» (Москва, 2006, 2007, 2009 гг.), круглом столе «Актуальные проблемы региональных политических исследований» (Москва, 2008 г.), Всероссийской научной конференции «Политическая наука и политологическое образование в России (к 20-летию преподавания современной политологии в системе университетского образования страны)» (Москва, 2009 г.), Международной научной конференции «Актуальные проблемы политического восприятия России» (Москва, 2009 г.), V Всероссийском конгрессе политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы» (Москва, 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт России: проблемы и перспективы – 2009» (Москва, 2009 г.).

Логика и композиционные элементы работы использованы в разработанных и преподаваемых автором основных и специальных курсах, включенных в структуру учебного плана подготовки специалистов, бакалавров и магистров, а также аспирантов на отделении политологии философского факультета и факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).

Подходы, изложенные в исследовании, использованы автором при формировании имиджевых стратегий кандидатов в ходе избирательных кампаний федерального, регионального и муниципального уровней. Выводы и рекомендации, сформулированные в работе, озвучивались автором в ходе осуществления им политического консультирования и экспертного сопровождения специальных проектов государственных органов власти и управления, отдельных политических деятелей, общественно-политических и деловых структур, научных периодических изданий и средств массовой информации, в том числе: Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, Совета Безопасности РФ, МИД РФ, ФСБ РФ, Правительства города Москвы, Администрации Московской области, Всероссийской политической партии «Единая Россия», Общероссийской общественной организации «Молодежное Единство», Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», Общероссийского союза общественных объединений «Российская нация», государственного бюджетного учреждения «Центр молодежного парламентаризма», научного журнала «Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки», общественно-политического и научного журнала «Вестник Российской нации», научно-практических журналов «Ректор вуза» и «Ученый совет» и др.



Структура диссертации определяется логикой исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии, включающей 319 наименований.
следующая страница >>



Я еще ни разу не видела пары, которая была бы счастлива в адюльтере. Тамасин Дей-Льюис
ещё >>