«Политическая кибернетика: принципы проектирования будущего» продолжение исследования «Конкуренция глобальных и локальных проектов б - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс молодёжных проектов «Реклама будущего» 1 95.12kb.
Школа Будущего. Акции в школе: Социологический опрос: «Строим школу... 1 41.67kb.
V school Cоциальные сети и технологии \ Подшивка-2009 Подборка статей... 17 2891.9kb.
А. Г. Медведев технологические перспективы 1 52.78kb.
Финита ля история человечество на грани: образы будущего 5 367.92kb.
Отчёт о проведении «Недели будущего первоклассника» гбоу сош №1254... 1 15.25kb.
Конкурс школьных проектов «Дети Архимеда» Номинация: «Эколог профессия... 1 414.37kb.
В голландии запретили фильм «гостья из будущего» 1 19.22kb.
1. Интерпретация как форма информационного взаимодействия 3 583.18kb.
Владислав Фельдблюм «Нано» на стыке наук 13 3011.69kb.
Тематическое направление «Евразия: образование будущего» положение... 1 177.59kb.
Рабочая программа по дисциплине «Управление в биологических и технических... 1 268.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Политическая кибернетика: принципы проектирования будущего» продолжение исследования - страница №1/5



Простов А.Ф.– Главный редактор журнала «Социальная экспертиза», канд. полит. наук.
«Политическая кибернетика: принципы проектирования будущего»*

(продолжение исследования «Конкуренция глобальных и локальных проектов будущего»).
«Глобализация будет такой, какой ее сделают люди.

Никакая система не может завершить самое себя». (Иоанн Павел II)
Термин «политический» рассматривается с позиций известного тезиса: «Политика есть концетрированное выражение экономики», т.е. как «политэкономия». Второе значение: «политический» как идеологический. В основе всего лежит идея - замысел - целеполагание, которое требует осмысленных действий. «Кибернетика» - это управление синергетическими эффектами, полученными от синтеза сложных динамических систем, построенных на разных принципах и имеющих разную природу (ЕСО + ИСО). «Политическая кибернетика» - это синтез общетеоретических научных знаний об управлении сложными системами и исторических результатов применения межпредметных знаний в виде естественнонаучных открытий, технологический изобретений, религиозных догматов, политических доктрин, экономических учений, социально-экономических проектов, общественно-политических легитимных практик и интеллектуальных инициатив. Считается перспективным научным направлением наряду с другими: «Техническая кибернетика», «Биологическая кибернетика», «Социальная кибернетика», «Экономическая кибернетика».
Донаучное знание. С начала человеческой истории во всех регионах мира появилась необходимость упорядочить поведение человека с помощью приоритетов, обычаев, привычек, заповедей, наставлений и законов, то есть неких моральных правил и норм. При этом историками признается тот факт, что эти правила и нормы, ровно как и различные языки и письменность, возникли примерно в одно и тоже время, но в различных формах, а «западные ценности» – разум, справедливость, свобода, терпимость, человеческое достоинство, появились в Азии и в Африке задолго до того, как они были приняты в Европе. Например, то, что дается в Библии как проповедь Бога, уже содержалось в древних Вавилонских законах Хаммурапи 18-17 веков до н.э. Это донаучное знание и сегодня сохраняет свое значение для большинства людей, но при этом служит основанием для продолжающейся тысячелетиями борьбы за суть и смысл человеческой цивилизации. [1]
Материально-механическое прочтение Мира. Современная глобализация - это процесс развития системы коммуникационных технологий. Как любая система она имеет свои циклы развития. Одним из основных элементов этой системы является экономика, которую можно рассматривать как модель производства, накопления и распределения ресурсов. Современная экономика создала, в дополнение к Естественной среде обитания (ЕСО) новую Искусственную среду обитания (ИСО), накопившую за последние две тысячи лет столько «разнообразия», что мировая элита более не в состоянии всем этим эффективно управлять, так как является носителем старых знаний. На самом деле, переживаемый сейчас мировой кризис есть факт завершения «Кондратьевской волны» развития старой Модели и проявление Новой, которая несет в себе новые возможности. Поэтому решить данную проблему управления развитием можно, только переучив мировую элиту мыслить в терминологии возможностей вместо привычной терминологии проблем.
Энергоинформационное понимание Мира. Мы живем в мире потенциалов и возможностей, где реальность создают природные законы, а не наборы фактов и событий, которые навязывают нам старая наука, политики и СМИ. Поэтому при проектировании модели будущего нужно использовать не фрагментарные результаты отдельных наук, а целостные знания обо всех известных науке принципах и законах, обобщенных на основе «Закона сохранения энергии» и вытекающего из него постулата: «Все есть управление системами посредством меры распределения в них энергии, где под энергией подразумевается единство вещества, энергии и информации». Разработать такую модель способны только ученые-эксперты, обладающие особым методом наработки эксклюзивной информации, которую можно применять в условиях неопределенности. (См. по тексту «Изотезисная модель «Эним» №1). [2]
Текущая реальность – это мозаика нового и старого, где управление выступает как реальное исполнение информационного кода и детерминированной программы действий, установленных энергоинформационными матрицами ЕСО или навязанными внешними факторами ИСО. Человек изначально управляется и управляет собой и процессами, существующими вне его сознания и воли, поэтому социальное управление - это процесс установления справедливой меры (оптимальных пропорций) при распределении жизненной энергии (ресурсов и здоровья), пространства (территории и среды обитания) и времени (продолжительности жизни). [3]
Противоречия между ожиданиями и реальностью. Мы вступаем в эпоху, когда многим предстоит понять и согласиться с тем, что справедливости не всегда удается достигнуть, но оставить надежду на справедливость человечество в состоянии. До сих пор спорный принцип равенства по отношению к личностям и группам, где доминирует природное плюс социальное неравенство и привилегии, не смог стать социальной реальностью. Правила и нормы поведения, которые должны соответствовать законам управления, на самом деле не совпадают между аппаратными средствами и программным обеспечением цивилизации; между нуждами и потенциальными возможностями, что привело к несправедливому распределению мировых доходов между народами. Поэтому глобальный процесс принятия решений станет более децентрализованным, но борьба за суверенитет в этих условиях продолжится по всему миру, так как государство продолжает играть цементирующую роль для международного сообщества.
Каждый строит свой вариант будущей реальности. Общеизвестно, что человек образует единое сообщество не только с людьми, но также с животными, растениями и камнями. Однако не все придерживаются мнения о том, что «Земля не только завещана нашими предками, но и доверена грядущими поколениями». Примером может служить противоречивая философия Востока и Запада: «Я мыслю, значит существую» или «Я чувствую, значит существую, соучаствую в гармонии и улучшение себя и мира». Здесь люди – это существа не только мыслящие, но и чувствующие. Но сочувствие и совесть как эмоции не поддаются описанию языком науки или статистики. Поэтому синтез этих двух подходов возможен на общем отношение к понятию «справедливость», которая понимается как «практическое средство оформить ценность гуманизма в виде конкретного действия». Она основана на честности и доверии. Здесь терпимость и толерантность – слишком пассивная позиция, а законность может рассматриваться только как стимул к более высоким стандартам поведения. На самом деле:

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Матрица, синтезирующая понятия «политкорректность, толерантность, компромисс» является главной причиной искажения наукой социально-экономической реальности.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В связи с этим, экспертно-аналитическому сообществу придется отказаться от «пакетных рекомендаций» по поводу того, как получить ближайший результат, поскольку никто не может оценить риски появления негативных последствий от этого результата. Ученым-экспертам, работающим в сфере социально-экономического прогнозирования, придется отказаться от ненаучной «мягкой» терминологии, которую, как правило, используют дипломаты и торговцы, и перейти на язык врачей, ставящих больному диагноз, и язык судей, объявляющих приговор.


«Слова одни скрывают слова другие». Эти понятия нельзя использовать при описании научных выводов и рекомендаций, так как они пришли из другой сферы компетенции – коммерческие переговоры, политический торг, предвыборная пропаганда, личная карьера, семейные отношения. Компромисс не решает проблем, если только за счет третьей стороны. Эта матрица порождает отклонения, несоответствия, искажения и новые риски. Посредством этих понятий формируется система двойных стандартов, сглаживаются «углы противоречий», неточно формулируются проблемы, вопросы, задачи, что приводит к ошибочным решениям и действиям на всех уровнях. Праведному человеку не нужна толерантность, честному человеку не нужен компромисс. Использование этих понятий дискредитирует как науку, так и их носителей, которых обычно называют «политической прислугой». Поэтому одним из основных факторов усиления государства является обязанность науки и экспертного сообщества достоверно и своевременно информировать национальную элиту, которая принимает управленческие решения, о реальных процессах, проблемах и событиях, происходящих в стране и в мире, а также давать практические рекомендации решения этих проблем.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Управление как система состоит из элементов процесса в виде отрезков времени, точек пространства, объема информации и конкретных действий, которые суммируются и распределяются по этапам процесса, поэтому с точки зрения управления техника, экономика и человек - неразделимы. Здесь политическое управление не сопоставляется с социальным, а наряду с экономическим управлением считается ее составной частью.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Другое прочтение будущего. Модель нового глобального развития пока еще никто не придумал, так как, перефразируя закон развития систем, «то, что спасет мир от кризиса должно родиться внутри этого кризиса». При этом базовый набор элементов системы Мир остается прежнем – это человек, отношения между людьми, критерии распределения жизненных ресурсов и принципы управления социумом. Поэтому на данном этапе можно или «тиражировать настоящее в будущее» – делать то же самое, но лучше и больше, или обозначить параметры (контуры) новой Модели самоуправления глобальной системы и установить принципы, необходимые для моделирования социально-экономического будущего. Для этого необходимо сформулировать несколько концептуальных вопросов: 1. «Какой человек будет жить в этом новом мире?». 2. «Какие между людьми будут отношения?». 3. «По каким критериям будут распределяться жизненные ресурсы?». 4. «По каким принципам будет строиться архитектура общества и дизайн системы административного управления?». 5. «Как между собой будут взаимодействовать элементы этой новой модели будущего: человек - отношения - критерии - принципы?». Чтобы найти ответы на эти вопросы, необходимо признать, что Мир ждет появление новых принципов социальных отношений и возникновение сети инновационных центров, которые заменят «вертикально» управляемые институты. Вопрос в том, кто первым найдет ответ на вопрос: «Как определить новые центры сборки энергии и ресурсов?». Идет борьба за суть и смысл человеческой цивилизации, поэтому будущее есть не для всех - конкурентную борьбу выиграет тот, кто, понимая реальность, окажется наиболее подготовленным к новым условиям.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Мудрость великих религий и философских традиций уже не соответствуют современному уровню образования – традиционному средству обретения мудрости».

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Новая парадигма глобальных отношений. «Диалог цивилизаций» - это гуманистический манифест, подготовленный независимой рабочей группой по проблеме будущего ООН, собранной Секретариатом ОНН из 18 ведущих интеллектуалов, обладающих международной известностью и представляющие разные традиции. Каждый из них получил право выступить в личном качестве на Генеральной Ассамблее ОНН, трибуна которой ранее предоставлялась только главам государств или Министрам иностранных дел. Текст Доклада признан в качестве международного мнения мировых интеллектуалов по данному вопросу. Диалог цивилизаций выступает как альтернатива теории «Столкновение цивилизаций» (С. Хантингтон) и теории «Конец истории» (Ф. Фукуяма). [4]
При этом теория «Столкновения цивилизаций», по своей сути, мало чем отличается от теории, провозгласившей «Конец истории», так как первая ищет новых врагов, а вторая – декларирует победу одних сил над другими. Эти теории не стали знаком начала новой эпохи, а лишь подвели итоги старой эпохи, основанной на парадигме «или-или», где внешний враг – это является самым распространенным инструментом управления обществом.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Элементами новой парадигмы провозглашены: переосмысление образа врага, децентрализация власти, создание союзов за рамками представительной демократии, личная ответственность, равноправие и заинтересованность. [5]

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Единая экологическая система Земли - это главная глобальная и общемировая ценность, где каждый будет должен исполнить отведенную ему роль в специально созданных центрах, которые будут решать конкретные проблемы в рамках глобальных и локальных проектов. Это будет горизонтальная связь людей поверх государственных границ. Центры будут строиться на единстве интереса и взгляда на решение тех или иных проблем. Для этого предусмотрены «целевые микро-кредиты» для физических лиц вместо кредитования государств.
Единая мировая модель развития - это всемирная паутина отношений, где глобализация выступает как интенсификация процесса взаимодействия людей и распространения знаний. На международном, региональном, государственном и местном уровнях сложилась ситуация, которая характеризуется разграничениями, дискриминацией, разногласием, различиями в силе, благосостоянии, влияние и доступа к ресурсам. Таким образом, формирование любого общества без границ, типа «Единой глобальной деревни», все равно приведет к возникновению барьеров между людьми, проживающими на одной и той же территории. Глубокое различие между имущими и неимущими наблюдается на всех уровнях жизни – личном, семейном, общественном, государственном и мировом: «Мы, скорее всего, заблуждаемся, считая, что мир изменился на столько, что условия жизни людей начали перестраиваться под воздействием вновь возникших глобальных сил, утрачивая связи с историей и традицией». На самом деле, возросло значение национальности, языка, пола, страны и религии как силы, формирующие наше представление о мире, при этом политика господства постепенно сменяется политикой глобальных коммуникационных сетей.
Государства и национальные лидеры. В международной практике юриспруденция и политология сделали процесс принятия решений анонимным, так как участвующие в нем физические лица представляют не себя, а какие-либо структуры и группы. Было сделано все возможное, чтобы оградить человека от личной ответственности в делах, относящихся к государству, что привело к тотальным злоупотреблениям по всему миру. Это была безответственность, за которую раньше прятались лидеры и исполнители. На самом деле ответственность должна быть индивидуальной даже при коллективных решениях. Поэтому сегодня концепция коллективной ответственности на мировом уровне больше не работает. В новых условиях лидеры должны научиться воспринимать свою государственную должность как краткий этап в профессиональной карьере, а не постоянное занятие, и понимать, что ответственность приравнивается к их личной персональной ответственности. [6]
Новые источники власти определяются доступом к знаниям, к получению и распространению информации. Здесь способность влиять есть первый шаг к власти. Разрушение системы монопольного контроля над знаниями также оказало влияние на ослабление вертикали государственной власти. Это подтверждает то, что общество превращается в мир с множеством центров власти. Спрос на вертикаль власти и посредников снижается. Само будущее бросает вызов непрямой демократии. Науке необходимо теоретически построить систему, где каждый гражданин имеет равную власть и желает лично участвовать во власти, но ранее на практике эта модель превращается в анархию и хаос. Гражданское общество будет поднимать проблемы, а государственные структуры должны будут искать ответы и предлагать обществу решение этих проблем. В новых условиях каждому человеку предоставляется право и возможность участвовать во внутренней и внешней политике, где даже у самого слабого есть преимущество, так как своими действиями может поддержать или расшатать законную власть сильного.
Место и роль новых действующих лиц на международной арене в диалоге цивилизаций. Этими лицами становятся организации гражданского общества, отдельные люди и корпорации, влияющие на мировую экономику. Многие люди действуют вне сферы традиционных дипломатических отношений, влияя на события во всем мире. Диалог цивилизаций – это диалог обществ между собой и диалог внутри них. При этом мировым сообществом признается, что основная часть мировой торговли – это перемещение товаров и капиталов через государственные границы внутри отдельных ТНК, которые имеют бюджеты больше, чем некоторые государства. Они де-факто являются участником мировой политики. На этом фоне активно идет процесс формирования глобального гражданского общества, куда входят НПО и международные эксперты, призванные заменить политических лоббистов от разных стран и эмигрантских диаспор. Независимые эксперты наряду с Международным уголовным судом, ТНК, ООН, ВТО, МВФ и другими организациями становятся новыми центрами, участвующими в принятии международных решений. Они рассматривают ООН как всемирный общественный договор, который признает роли не только правительств, но и народов; как форум, который обеспечивает легитимность тем, кто предлагает идеи и пути решения проблем.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Будущее в новой глобальной модели управления Миром принадлежит международным экспертам. Сегодня на мировой площадке вместо экспертов действуют посредники и лоббисты. Чтобы изменить ситуацию российские интеллектуалы должны реализовать проект «Экспертная власть» и получить статус ведущих международных экспертов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Место и роль ООН в новой парадигме. Мировые институты как участники мировой политики. ООН позволяет сохранить государствам и власть, и легитимность в обмен на право другим участвовать в принятии решений. Комфортная бездеятельность ООН в период «холодной войны», когда содержательные речи считались опасными, когда в ООН правило пустословие, а на сотрудников и Секретаря ООН оказывалось давление со стороны общественных групп, связанных с государствами – членами ООН, закончилась. ООН, объявившая новую парадигму отношений, не стала инструментом большинства или самых сильных и богатых. Сегодня ООН создает международную договорно-правовую систему, где международное право выступает как язык международных отношений. Поэтому многие считают, что именно ООН должна найти новую форму демократии от имени народов и правительств, став площадкой для диалога государств с НПО. Для этого ООН нужны новые сторонники. Сам институт Генерального секретаря ООН - это новый тип власти человека, который не имеет ни налогов, ни армии, но при этом принимает решения. Его функции изменяются в зависимости от его международного окружения. Он делает то, что сами государства не хотят или не сделать сами. Сегодня он более других нуждается в поддержке извне со стороны НПО. Но начинать коллективные действия нужно с общего знаменателя. Поэтому ООН вносит свои идеи и предложения: нужен новый «Бреттон-Вудс»; нужна попытка объединения непрямой демократии с прямой демократией. ООН должна стать форумом для харизматических лидеров, способных говорить языком правды и личной ответственности, не обращая внимания на государственные границы.
Децентрализация власти является основным элементом новой парадигмы. Общество находится на пути к новому типу власти, где управление основывается на глобальной солидарности людей. Народ осознал, что формально избранные «представители» слабо представляют их интересы во власти, ибо лидеры игнорируют мнения народа, управляют методом «проб и ошибок», надеясь избежать наказания за совершенные ошибки и неправильно принятые решения. Новые центры власти возникают спонтанно, а не в результате легитимной передачи власти, в том числе посредством выборов. Центрами власти станут те организации и их лидеры, которые смогут привлечь внимание больших групп людей в разных странах. Их деятельность направлена на решение и локальных и глобальных проблем. Они не предлагают общую для всех философию жизни, но могут озвучить мнение тех, кто солидарен в решение каких-либо конкретных вопросов. Действуя по своей инициативе, они при этом выражают общественные интересы. Они требуют открытости и демократизации процесса принятия общественно значимых решений и защиты интересов конкретных граждан. Они являются оппозицией элитарности власти и чиновничьей замкнутости. Влияние новых центров власти может меняться в зависимости от стоящего на повестке дня вопроса.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Политическое представительство в том виде, в котором оно существует сегодня, было создано во времена, когда связь между людьми была ограничена и несовершенна, а информация передавалась от институциональной власти. Такой механизм политического представительства является синонимом непрямого представительства, но этой модели уже брошен вызов поиском прямых форм представительства и даже самопредставительства. Сегодня на первое место ставится вопрос о представительной прямой демократии. [7]

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Эффективность деятельности любой власти определяет степень легализации их мандата. Однако сегодня условия развития требуют сокращения посреднических функций власти, поэтому сама по себе существующая система выборов ставится под сомнение. Мир движется по направлению к общей модели управления с минимальным числом посредников при максимально прямом участии населения. Потребность расширить прямое участие во власти сокращает посреднические функции власти. Теперь главным критерием определения реального статуса игроков на международной арене станет доверие, которое дают люди в обмен на их поддержку и защиту. Поэтому население учится вести диалог с властью по-новому – не только советовать, но и требовать. В новой модели власть будет распределяться вне выборного процесса, так как все большее число людей требуют своего личного участия в принятии общественно значимых решений или делегирования полномочий независимым экспертам. Инструментом новых игроков станет реальное влияние на локальном и глобальном уровнях и способность распространять свое влияние: «Влиять, не взирая на пространство и время».
Союзы как один из элементов новой парадигмы. Теория союзов: власть неструктурированных международных центров. Через структурное взаимодействие эти элементы усиливают и развивают друг друга, создавая «события непреодолимой силы». Союзы создаются на основе интереса или идеологии. Здесь при решении любых проблем «друзья должны оставаться друзьями» при любых условиях. Глобальные угрозы лишают страны выбора, вынуждая их объединяться в союзы по разным основаниям. Союзы становятся все более проблемно-тематическими вместо военно-идеологических. Союз жестко определяет условия игры, так как границы и враги определяются заранее. Теперь союзнические связи имеют горизонтальную природу. Члены союза объединяют свои силы для достижения единой цели, но сохраняют свободу действия по другим вопросам. Они заявляют свою приверженность «более высокой власти, чем национальное государство». Их власть не зависит от голосов избирателей. «Защищать человеческое достоинство всегда и на всех уровнях – это главная общая мировая идея, объединяющая всех». [8]

следующая страница >>



Нынешним женщинам не составляет труда вести себя по-мужски; но им очень редко удается вести себя по-джентльменски. Комптон Макензи
ещё >>