страница 1страница 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Поиск методологического и теоретического подхода к изучению обществ консолидации - страница №1/2
![]() ПОИСК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВ КОНСОЛИДАЦИИ МИРОВОЙ ЭЛИТЫ В КОНТЕКСТЕ КРИТИКИ КОНСПИРОЛОГИИ В. С. Золотой Аннотация: В данной статье анализируется конспирологический подход к изучению организаций консолидации мировой элиты, который на этот момент является в данном вопросе наиболее обширным. В этом анализе данный подход подразделяется на "премодернистский" и "постмодернистский", при этом он весьма критикуется, вместо него предлагается использовать другие подходы, те, что не противоречат теории и методологии науки, что укладываются в рамки теории современных гуманитарных наук. Ключевые слова: Политология, Конспирология, Мировая (мондиалистская) элита, Традиционное общество, Постмодерн, Ревизионизм, Теория элит, Классовый подход, Сетевое общество, Геополитика Элитное общество Йельского университета «Череп и кости», клуб совместного отдыха американской элиты «Богемская роща», сообщества бизнес-элиты, такие как Ротари и Лайонс-клубы, закрытый форум мондиалистской элиты «Биль-дербертский клуб» и т.д. — эти общества достаточно разнообразны и разнородны, но всех их объединяет слово "элита". Последняя из этих перечисленных организаций является также одним из крупнейших мондиалистских аналитических институтов, особо богато представленных в США. "Американские "аналитические институты" - глаза, уши и совесть Америки"1 - так доктор исторических наук Наталья Нарочницкая называет свою статью, описывающую историю и сущность данных организаций. Говоря о них, профессор социологического факультета МГУ Александр Дугин свою статью2 начинает с отсылки к "теории заговора". Действительно, конспирологичность и сильнейшее влияние на политику США - это два наиболее ярких пункта, с которыми ассоциативно связаны у множества исследователей американские аналитические институты. Причем первый пункт во многом вытекает из второго. К примеру, говоря о крупнейшей подобной организации "Совете по международным отношениям", Дугин пишет: "Эта организация не дает покоя огромному числу конспирологов, и так или иначе участвует во всех изданиях «теории заговора»". По этой причине, с одной стороны, трудно упрекнуть подобную тематику в скудности аналитических материалов, но именно это и создает главную проблему для серьезного исследователя. Устойчивое клише, утверждающие, что интерес к мондиалистским аналитическим институтам и другим организациям консолидации мировой элиты - это удел желтой прессы и явно некомпетентных авторов, крайне мешает спокойной научной дискуссии на данную тему, а также ее разработке, да и вообще попыткам вынести ее с периферии деятельности политологического сообщества. Кроме того, это создает определенную излишнюю сложность, поскольку появляется необходимость более тщательно, чем обычно, проверять литературу, которую исследователь намеревается использовать в своих разработках по этому вопросу. Ввиду таких сложностей появилась тенденция, явно подхваченная у конспирологов всех мастей, не шибко озадачиваться проверкой источников. Иногда это объясняется некоторой "полутабуированностью" темы в политологическом сообществе Европы и особенно США, в результате чего сложным оказывается подход банального перенесения западных разработок данной темы на отечественную почву. Нет, это не означает, что данная тема - это дитя отечественных исследователей. Это означает другое - то, что отечественные исследователи взяли эту тему именно у западных конспирологов, а не у солидных ученых. Кроме того, подобная тенденция оправдывается сильной закрытостью организаций консолидирования мировой элиты и невозможностью, как правило, напрямую пользоваться документами и, шире, знаниями "внутренней кухни" этих организаций. Проще говоря, сильнейшее преобладание конспирологических источников над научными, а также закрытость мировой элиты - вот два основных камня преткновения для многих исследователей. Ввиду этого, даже в работах маститых авторов встречаются ссылки на весьма сомнительные источники, к примеру, в книге Владимира Якунина, доктора исторических наук Вардана Багдасаряна и доктора политических наук Степана Сулакшина3 мы можем встретить ссылки на достаточно специфические тексты, вроде книг "православных конспирологов" типа О.Платонова или Н.Боголюбова, ссылки, наличие которых без какого-либо пояснения приводит в некоторое недоумение. Притом, учитывая, что упомянутая работа все равно является достаточно качественной и интересной, то что уж тогда говорить о многих других работах по данному вопросу. Однако справедливости ради стоит отметить, что конспирологический подход ныне достаточно часто признается одним из признанных подходов в политологии. Подходом неклассическим, подходом, свойственным для постмодерна, но тем не менее. В своей монографии, посвященной данному явлению, Дугин описывает его следующим образом: "Конспирология (по-английски «conspirology» или the «conspiracy theory») представляет собой весьма причудливое явление, которое приобрело особый размах именно сегодня, в эпоху постмодерна, с его тягой к экстравагантным и диспропорциональным построениям, к абсурду, к наложению друг на друга различных контекстов, к ироничному осмеянию духа Просвещения, рационального и позитивистского отношения к истории, политике, культуре, искусству"4. Говоря о степени распространенности конспирологии и о смене отношения к ней, данный автор, который является главным отечественным специалистом в этой сфере (посему именно прежде всего на его тексты мы будем ориентироваться в анализе этого явления) отмечает, что "если в 60-х - 80-х годах прошлого века конспирология была уделом маргинальных чудаков и желтейших «таблоидов», в 90-е она стала явлением массовой культуры". С чем прежде всего ассоциируется конспирология у неискушенного читателя? С раскрытием заговоров, новых законов функционирования общества, показом новых историософских картин. Многие конспирологи, особенно те, что не считают себя таковыми, с радостью согласились бы с такими мыслями. Но истинное положение вещей несколько другое. Как было сказано, конспирология является детищем постмодерна. А "с точки зрения постмодерна, речь идет не просто об открытии конспирологами каких-то объективных закономерностей, ранее скрытых. Отнюдь, нет. Речь идет о том, что размыт сам образ мира, сформированный в эпоху модерна - с его представлениями о том, что есть и чего нет, с его верой в устойчивость «физической и механической картины мира», с его убежденностью в объективности мира и рационалистической просветительской программой. И из «щелей» разлагающегося модерна проступает иной мир - вытесненный, причудливый, сновиденческий, экстравагантный, хаотичный". Именно подобная онтология коспирологии определяет ее суть, определяет иррациональность предпосылок и следствий конспирологических работ. Методологический аппарат конспирологии, крайне сильно отражающий дух постмодерна, даже в принципе не совпадает с научным аппаратом, сформированным в эпоху модерна и отражающий его веру в рациональность, строгую структурированность мира, веру в разум. Конспирологи часто сетуют на то, что их деятельность игнорируется или критикуется солидными исследователями именно вследствие заговора, как один из его элементов. Не отрицая определенную изначальную ангажированность некоторых ученых в отношении данной темы (даже взятой и в не конспирологическом ключе), стоит сказать, что чаще это происходит по абсолютно естественным причинам, а не вследствие заговора, и дело тут прежде всего в методологическом аппарате, который у конспирологов часто просто не состоятелен. Данные моменты приводят к определенным курьезам, к примеру, иногда приходится видеть, что конспиролог, утверждающий свою невероятную консервативность, преданность всему традиционному, выдает такие постмодернисткие вирши, такой постмодернистский подход, что просто диву даешься. Крайне забавно иногда видеть, как такой знаток, словно представитель академической науки сильно критикует и даже ругает, к примеру, хронологию Фоменко-Носовского5, при этом утверждая, что миром правит "Совет 13 друидов" и "Всевидящий глаз Люцифера"6. Здесь, правда, необходимо сделать некоторое уточнение. Конспирологический подход к действительности отрицается именно видением мира, характерным для модерна. Премодерну же, как и постмодерну, совершенно не чуждо некоторое конспирологическое мироощущение. В другой своей монографии "Философия политики" Дугин рассматривает конспирологию с точки зрения не постмодерна, как в ранее цитируемых отрывках из его монографии "Конспирология" (хотя и в ней Дугин также уделяет внимание соотношению коспирологии не только с постмодерном, но и традиционным обществом, разбирая, к примеру, взгляды основателя интегрального традиционализма Рене Генона, видевшего в деградации общества действие контр-инициатических организаций), но именно премодерна. Здесь он дает конспирологии наиболее распространенное ее определение: "Конспирология - дисциплина, изучающая и описывающая роль тайных обществ в истории. Расхожее определение такого подхода - "теория заговоров" ("conspiracy theory")"7. Последующее в этой работе Дугина описание конспирологии также является более привычным (чем его описание, цитируемое ранее): "Эта область знаний занимается изучением тайных обществ, их диалектических связей с конвенциональными социальными институтами, мифов об их влиянии, социологической функции представления о них для объяснения ряда важных общественно-политических событий и т.д."8 Такое более расхожее описание конспирологии характерно именно для премодернистской парадигмы социума, в этом случае "конспирология исходит из предпосылки, что социальные и политические трансформации общества сплошь и рядом существенно опережают ментальные представления масс, что приводит к истолкованию современных явлений с позиции старых (традиционных) интерпретационных схем. Это приводит к появлению социальных мифов, которые отражают архаические модели расшифровки массами новейших явлений. Более узко, речь идет о гипостазировании обывательским сознанием непрозрачных механизмов социально-политических и экономических трансформаций в инстанцию особого субъекта, обладающего признаками "тайного общества", всемогущества, секретности, подчас зловещей миссии". Этим и объясняется такое сильное тяготение ко конспирологии немалого количества исследователей консервативного толка. Однако снова к конспирологии остается претензия в несостоятельности методологического аппарата, так как в этом случае "с точки зрения конспирологии сам факт существования того или иного тайного общества или наличие конкретного заговора (группы заговорщиков) не имеет решающего значения: исследуется в первую очередь сам факт "социального мифа", наличие интерпретационной модели. В некоторых случаях "тайные общества" на самом деле имеются, но их роль может восприниматься гипертрофированно. В других - эти общества суть продукт чистой фантазии. В третьих, миф о тайном обществе, которого не существует в действительности, способен привести к рождению противоположного тайного общества, вполне реального". Посему нельзя доверять и тем конспирологическим материалам, что выдержаны в традиционалистском ключе. Стоит обязательно хотя бы вкратце обобщить историософские картины, характерные для трех существующих социальных парадигм. Уже было сказано, что постмодерн вообще не имеет четкой историософской концепции, плюралистически и даже релятивистски относясь к этому вопросу. Именно это и объясняет дикий всплеск околонаучного мракобесия, которое, благодаря высокому спросу масс на желтое чтиво, многократно увеличивается на наших глазах. Историософские же картины модерна и премодерна являются дихотомически противоположными. Для большинства традиционных обществ характерен взгляд на историю как на регресс. Это имеет корни в религиозной эсхатологии (к примеру, в христианстве земное существование человечества мыслится как движение от изначального земного рая к царству антихриста) и в некоторых других причинах, в частности чисто психологически любые перемены для премодернистского мышления являются злом, примечание их наличий обязательно будет иметь негативную трактовку. Однако модерн, сменивший традиционное общество, относится к истории ровно противоположно, рождая миф о прогрессе. Общество модерна принципиально отличается от общества премодерна, эти два типа социума воюют между собой, и победа модерна соответственно модерном же характеризуется, естественно, положительно. Победа модерна означает поражение премодерна, что еще более укрепляет его историософский миф о регрессе человеческой цивилизации. Тайные общества, религиозные ордена и братства модерном воспринимаются как архаика, как пережиток ушедшего типа социума, который с точки зрения модерна больше не вернется. Две основные политические теории модерна — либерализм и марксизм отрицают конспирологию по сути. Либеральный прогрессизм с индивидуумом в качестве субъекта и марксистский истмат, определяющий историю как классовую борьбу, не оставляют места для традиционалистских конспирологических построений. Для модерна характерна рационализация историографии, десакрализация истории, уничтожении тайны в качестве трансцендентного элемента мироздания и в том числе элемента общества. Для премодерна же все осбтоит с точностью наоборот. «Так как в структуре Традиции роль "тайного общества", шире, тайны как таковой, является весьма существенной, на архаическом уровне человеческого восприятия, в базовых моделях дешифровки социально-политической реальности, для этой инстанции зарезервировано парадигмальное место». Повторим, что парадигмальное место не обязательно состыкуется с наличием в нем реального субъекта. Более того, конспирологами такого традиционалистского толка коспирология часто смешивается с теологией. Дугин пишет по этому поводу "Вера в заговор, оккультные силы и могущественные тайные организации, в «невидимую руку» и «мировую закулису», незримо управляющую ходом истории и подчиняющую народы и государства злой воле законспирированных «тайных господ», существовала в человечестве всегда. В этом смысле, современная конспирология продолжает вечную тему мифов о «темных силах», о «происках дьявола», о «кознях сатаны и его прислужников», что являлось и является важнейшей и необходимой частью всех мировых религий. Но классические представления о «дьяволе» и «его приспешниках» в религиозном контексте подчиняются строгой логике соответствующих богословских систем, тесно связаны с общей моделью догматов и принципов, и в этом смысле в них нет ничего особенно «странного» и «причудливого». Религиозная демонология это столь же строгая и догматически структурированная область религии, как и все остальные аспекты веры. <...> В свою очередь, современная конспирология интересна как раз тем, что традиционные «демонологические» и «эсхатологические» мотивы располагаются здесь вне строго определенного религиозного контекста, прикладываются к сугубо современным и пострелигиозным явлениям, и она не пользуется никаким ясным и строго определенным методом"9.Это порождает исследования, в которых экономические, политические и другие вполне рациональные предпосылки спокойно соседствует с чисто религиозным, даже мистическим объяснением той или иной ситуации, причудливо переплетая эти мотивы между собой. Иногда подобным конспирологам удается более-менее рационально (если к ним вообще применимо понятие рациональности) структурировать религиозные и материальные составляющие, иногда же получается каша. Периодически подобные исследователи напрямую обращаются к религиозному объяснению вещей, например, вот что пишет кандидат исторических наук О.Н. Забе- гайло: "Часто во всем обвиняют и считают главной причиной всех бедствий иудеев, масонов и т.д. Если это так, то и бороться нужно прежде всего против них. Однако при рассмотрении истории человечества с точки зрения духовного ее понимания первопричина всех наших бед состоит совсем не в этом. Историческое развитие совершается не в соответствии с концепцией "мирового заговора" жидомасонов, а совсем по другому, более глубокому закону - не человеческому, а Божьему"10. В других случаях теологическая составляющая напрямую не указывается (или указывается более локально), но так и сквозит через текст, к примеру, это чувствуется в этом отрывке статьи доктора исторических наук, профессора, B.C. Вострикова: "...и в наше время разработкой бесовщины гегемонизма занимаются маститые магистры-мистификаторы от политики. Эти люди мировой "закулисы" - члены закрытых организаций, аналоги которых существовали в Европе и США начала XX в. Вход в них - только для посвященных. Щедрое "спонсорство" и финансовые "вливания" обеспечивают этому "постиндустриальному интернационалу" и его сетевым структурам безбедное существование и в новом веке. Под их "крышей" еще долго будут работать спецслужбы, строители "нового порядка" и обыкновенные аферисты. Цель этой кухни дьявола очевидна - установлении при помощи современных социальной инженерии, манипулятивных политических технологий, массированного применения электронного PR тотального контроля над умами людей (в общепланетарном масштабе), превращение их в пассивное стадо", безликую "биомассу"... Тень люциферова крыла сегодня простерта над миром, и нет оснований предполагать наступление в XXI веке эры милосердия"11. Приведенные цитаты достаточно ярко показывают описываемый феномен, что вряд ли требуют лишних комментариев. «Наложение архаического представления на современную политическую действительность, тяготеющую к "прозрачности" и "отсутствию тайны", порождает гибридное интерпретационное поле. Современное расшифровывается в таком случае на языке традиционного (а не современного), и такое положение логически приводит к появлению конспирологии. Конспирология - это остаточные сакральные архетипы просвечивающие через, в целом, светское (профанное) отношение к Политическому»12. То есть конспирологию можно трактовать как реакцию премодерна на модерн, как элемент борьбы премодерна с модерном. Также конспирология часто рождается от сочетания премодерна с постмодерном. Обоим этим парадигмам чужда строгая рациональность, чужда вера только лишь в разум и прогресс, характерная для индустриального общества. Отчего иногда и происходит наслоение друг на друга пластов, имеющих разные социокультурные коды. Так или иначе, это все показывает далекость методологического аппарата конспирологии от аппарата научного. В данной статье уже упоминалось, что часто приходится видеть у конспирологов-традиционалистов вполне постмодернистские моменты, которых те не замечают. Это рождает феномен "постмодернистского фундаментализма". Если, к примеру, говорить о современном русском православии, то здесь мы видим группы, выступающие за канонизацию Иоанна Грозного и Григория Распутина. В последнее время же и вовсе появились течения за канонизацию Сталина и даже Гитлера. При этом иногда эти же самые группы (или группы, с ними смежные) выступают за обожествление Николая II, говоря о нем как об искупителе русского народа. При этом считая себя эталоном религиозной консервативности, презирая модерн и постмодерн. Священноначалие Русской Православной Церкви, понятное дело, занимает совершенно здравую позицию по подобным вопросам, что вызывает критику ее этими группами, обвинение Церкви в апостасии, модернизме, масоно-сионизме и т.д. Однако, как уже было сказано, конспирологический подход достаточно характерен для анализа политических процессов. "Здесь конспирология получает очень широкую и благодарную массовую поддержку. Власть, даже в самых демократических и транспарентных обществах, всегда предпочитает конфиденциальность - большинство политических решений принимаются за закрытыми дверями, и никогда СМИ не могут по-настоящему проникнуть за этот занавес. Вполне реальная и прагматически объяснимая зона тени разрастается у активных наблюдателей до невероятных размеров: так рождаются мифы о всевозможных «заговорах», складываются системы «оккультных корней» и «тайных связей», появляются слухи о «зловещих тайных обществах» и «агентах влияний». <...> В прикладной политологии и политической журналистике конспирологический метод получил самое широкое распространение: чаще всего наблюдатель и комментатор действий власти не знает всей подоплеки происходящего, и достраивает неизвестные звенья или факты волюнтаристически - «теория заговора» в этом бесценный помощник»13. Такой подход конспирологов характерен не только для политологической, но и для исторической конспирологии. К примеру, кандидат исторических наук Михаил Смолин, говоря об отечественной конспирологической критике масонства в начале XX века, занимаясь ее некоторой апологетикой, пишет: "Антимасонская литература в России находилась в сложном положении при изучении орденской истории. При скудости источников, при строгом сохранении внутренних секретов в масонстве исследователи принуждены были брать на себя смелость при нехватке фактических данных высказывать предположения, строить версии и догадки. Бесспорность в исторической науке, строго говоря, труднодостижима, а может быть, и невозможна. История не бухгалтерия, где все должно быть задокументировано; в исторических данных всегда чего-нибудь не хватает, всегда мнение историка формируется при недостатке фактического материала. Довольно часто в документах что-нибудь опущено, искажено или же свидетельств о том или ином событии вообще не сохранилось. Это должно во многих случаях извинять домысливание там, где без него невозможно продолжить историческое повествование, где без него нельзя связать разрозненные факты"14. Однако даже если посмотреть на конспирологию и в сколько-нибудь положительном свете (насколько это возможно), как это делает Смолин, то все равно это не снимает существующих отрицательных тенденций. Невероятное обилие конспирологической литературы, выдача конспирологами себя за истинных ученых, за наиболее продвинутых историков и политологов - эта одна проблема. Причем это проблема, вплотную смыкающаяся с тем, что элементы конспирологических материалов часто "нелегально" попадают и во вполне научные исследования. Другая же, противоположная проблема заключается в том, что "радикалы от науки" (или иногда, как это ни прискорбно, как раз ангажированные исследователи) за конспирологию часто выдают вполне научные (или качественные публицистические) работы или даже научные теории. К примеру, это относится к элитологии, о чем Дугин пишет: "В некоторых версиях политической конспирологии (например, в США) само понятие «элиты» является почти синонимом «заговорщиков»: глубоко укорененные демократические представления настаивают на том, что в либеральном обществе «все равны в своих стартовых возможностях», а значит, обнаружить следы устойчивой элиты со строгой преемственностью в отношении политической власти и экономического могущества равнозначно в этом случае вскрытию «заговора»"15. Закрытость элиты и относительный недостаток источников - это веские проблемы, но, ссылаясь на них, закрыть глаза на качество литературы было бы не научным и означало бы скатывание в область именно конспирологии. Именно подборка источников и является одним из тех факторов, что отличает серьезного исследователя от конспиролога. С другой стороны, подобная специфика разработки данного вопроса привела к тому, что серьезные исследователи, боясь скатиться в конспирологию, остаются крайне нерешительными и осторожными в исследовании вопроса, в работах же конспирологов, наряду с весьма желтыми моментами, мы можем встретить достаточно интересные идеи и концепции, иногда достойные включения в научные разработки (это же относится и к фактическому материалу. Например, социолог и историк А.И. Рейтблат, комментируя одну работу уже упоминавшегося О.Платонова, пишет: ".. .ряд публикуемых им документов исследователь, разумеется, не может игнорировать..."16). Доктор исторических наук, профессор СПБГУ, Виктор Брачев, отмечая "очевидную тенденциозность и недостаточную фундированность" антимасонских работ некоторых известных конспирологов, все же не может не отметить, что данным "авторам удалось, как представляется, убедительно показать разрушительную роль деятельности ордена «вольных каменщиков» в России"17. (Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что к самому Брачеву есть претензии в несколько некритичном использовании в своих текстах работ этих самых конспирологов). Да и критерии разделения авторов на научных исследователей и конспирологов не всегда позволяют дать четкую оценку в этом плане того или иного исследователя. Ввиду этого, автор данной работы, естественно отвергая литературный и источниковедческий релятивизм, все же предполагает доступным изучение работ конспирологов и выборочное включение элементов их текстов в научную разработку. Однако автор также видит необходимым комментирование и объяснение причин подобных включений в конкретно взятых случаях. Также хочется сказать в вопросе выбора литературы, что, как уже говорилось, те или иные критерии не всегда позволяют отделить серьезного исследователя от конспиролога, посему здесь возможна некоторая относительная авторская "вкусовщина". Конечно, определяя компетентность того или иного автора, как всегда, следует обращать внимание на его ученую степень (что, все же, далеко и далеко не всегда помогает: к примеру, Олег Платонов является доктором экономических наук, Юрий Бегунов является доктором филологических наук и т.д. Правда, существует таки определенная закономерность, что, имея степень по одной дисциплине, автор является конспирологом не в ней, но в области, ученую степень по которой он не имеет. Хотя закономерность эта, как мы уже видели, совершенно не универсальная), на наличие рецензентов в исследовании (что тоже не всегда помогает, например, в крайне конспирологических работах упомянутого доцента О. Н. Забегайло рецензентами являются кандидаты и доктора технических, исторических, философских, культурологических наук, а толку с этого...), на репутацию автора в научных кругах, на публикации в научных журналах и т.д. Но учитывая описанную специфику вопроса, иногда тут приходится обращать внимание и на более субъективные моменты. Все это допускает некоторый процент определенной "вкусовщины" и субъективности в выборе источников, с которым другой исследователь в некоторых случаях может и не согласиться. Теперь несколько слов о конкретных конспирологических работах. В России авторы, специализирующиеся на теории заговора в призме тайных обществ - это прежде всего группа т.н. "православных конспирологов" типа Платонова, Воробьевского, Назарова, Бегунова, Острецова и т.д. Эти господа в нашем отечестве не первопроходцы, в дореволюционной России данное направление было представлено весьма богато: Нилус, Бутми, Крушеван, Селянинов, Шмаков, Иванов, Башилов и др. Современные представители этого течения сохранили все недостатки своих предшественников, это, конечно, прямолинейная ориентация на любые работы данного характера, в выборе которых у них главным является не достоверность источников, но как можно большее количество конспирологичности, во всех ужасах расписывающей перипетии заговора. Если дореволюционные конспиролога ориентировались прежде всего на работы парижской антимасонской лиги (Дугин пишет: "...будучи знакомыми с идеями европейских контрреволюционеров, не только пересказали их русской публике на отечественном материале, но и добавили православный элемент в теологическую канву антимасонской полемики"18), то у современных их последователей тоже есть свои кумиры. Из них явно выделяется два столба: это Энтони Саттон, бывший профессором экономики Калифорнийского университета и, позже, Гуверовского института, а также экс-сотрудник спецслужб Джон Колеман. Если первый несколько "стандартно" выступает против элиты США, обвиняя ее в преступной противозаконной деятельности, то второй кроме этого вводит во вселенную конспирологов некий "Комитет 300", ставший после выхода его одноименной книги19 суперхитом множества конспирологический построений (профессор Немировский называет эту книгу Колемана "конспирологическим бестселлером"). Что-либо сказать о достоверности работ обоих трудно, ибо серьезные исследователи практически не утруждали себя разборами работ этих авторов. Вот некоторые слова о них известного западного конспиролога Николаса Хаггера: "Саттон всегда работает тщательно и скурпулезно. Он всегда приводит все свои источники, но диапозон их ограничен. Он сосредоточивается на вопросах финансирования большевистской революции и Гитлера деятелями с Уолл-стрит. <...> Колеман, бывший офицер МИ6, пишет о том, что знает не понаслышке. Его книга - это огромная утечка, единственная, устроенная офицером подобного ранга. А может быть, это мистификация? Я использовал основные положения его книги (в частности, о существовании комитета 300) в своей книге, потому что они не противоречат другим авторитетным источникам. Но, работая с этой и другими подобными книгами, следует относиться к ним и к точке зрения их авторов с определенной осторожностью"20. С последним предложением его цитаты мы особенно согласимся. Стоит сказать, что основное положение книги Колемана - существование "Комитета 300", крайне конспирологично и не поддается на данный момент какой-либо проверке. (Разве что только косвенной, например, Дугин приводит слова Вальтера Ратенау, советника Кайзера Вильгельма: "Триста человек, каждый из которых знает лично остальных, управляют судьбами европейского континента и выбирают своих наследников из непосредственного окружения"21.) Когда под вопросом основное положение работы, то и вся работа является сомнительной. Оттого отсылки к Колеману возможны разве что в виде иллюстрирования мнения конспирологического мира. Илья Дмитриев писал: "Скандальная книга бывшего сотрудника британской разведки Джона Колемана «Комитет 300» недавно вышла на русском языке, пополнив собрание конспирологических страшилок на тему зловещего мирового правительства. <...> Успех конспирологии, как известно, базируется на искусном - иногда, впрочем, весьма грубом и натянутом - сопряжении реальных, более или менее общеизвестных или по крайней мере правдоподобных фактов с фантастическими, якобы абсолютно секретными обстоятельствами. Этим приемом успешно пользуется и автор «Комитета 300». Все известные миру мондиалистские структуры - «Совет по международным отношениям», «Бильдербергский клуб», «Трехсторонняя комиссия» и им подобные - Колеман иерархически возводит к тайному «заговору трехсот». По идее автора все эти структуры, безусловно созданные на идейной платформе единого унифицированного мира и возможного единого мирового правительства, не просто сложились в фарватере определенных политических тенденций и идеологической конъюнктуры. Они, утверждает Колеман, - были напрямую инициированы из конкретного центра, в котором план по установлению мирового господства заранее сконструирован от начала и до конца"22. Илья Дмитриев приводит слова историка Андрея Езерова: «Безусловно, «мировое правительство» - а корректнее будет сказать «мировые правительства» - существуют, более того, совсем не удивлюсь, если окажется, что действуют не только Трилатераль, Бильдербергский и Римский клубы, но и пресловутый «Комитет 300». Однако, важно отметить следующее: конспирологический материал изложен в книге нарочито некорректно, каким-то сенсационно-базарным тоном, далеким не только от академического дискурса, но и, пожалуй, строгого стиля классической публицистики. Чего стоит одно перечисление подструктур сети мирового заговора: «Круглый стол», «Группа Милнера», «Орден святого Иоанна Иерусалимского», «Германский фонд Маршалла», «Фонд Чини», «Фабианское общество», «Венецианская Черная аристократия», «Общество Монт Пелерин», «Клуб адского пламени». Любой исторически грамотный, интеллектуально и нравственно вменяемый человек, прочитав такое, скажет одно: «бред». И в чем-то, отчасти, будет прав. Но лишь отчасти, и не в главном23». Чуть по-другому дело обстоит с Саттоном, к работам которого есть смысл присмотреться побольше. Саттон хоть часто и сомнителен, но менее конспирологичен, чем Колеман, он уделяет внимание организациям, чье существование не подвергается сомнению (например, Трехсторонняя комиссия или орден "Череп и кости") и менее ревизионистки относится к политической действительности, хотя он, безусловно, ревизионист. Приходилось слышать о нем мнение, как об американском аналоге В.Суворова (Резуна), что не лишено некоторой правды. Стоит отметить, что и на Саттона и на Колемана ссылаются некоторые маститые российские политологи, например, Игорь Панарин24. Саттон и Колеман достаточно давно обосновались на ниве конспирологии, где давно получили определенное признание. Из более же новых западных конспирологов особенно выделим Даниэля Эстулина. Автор фонда стратегической культуры Ник Искандеров пишет о нем: "Ни одно из современных исследований о «невидимом мировом правительстве» не обходится без цитат из трудов Даниэля Эстулина. В узком кругу конспирологов он считается авторитетной фигурой. С его именем связаны многие эпизоды проникновения в секреты «теневых руководящих структур» на планете, в первую очередь - Бильдербергского клуба. Именно Эстулин ухитряется получать списки участников ежегодных конференций «Клуба», сведения о повестке дня и содержании дискуссий"25. На данный момент в России выпущены уже три его книги (всего им написано 5, некоторые из которых признаны бестселлерами), в двух из которых уже в само название вынесен "Бильдербергский клуб". Вместе со своим начальником Джимом Такером (Эстулин штатный журналист "American Free Press", где Такер является главным редактором) он в популистских кругах числится чуть ли не самым большим врагом мондиалистских организаций. Его главная книга26 написана несколько путано, не академично, зато в ней изложены весьма странные истории о том, как мировая элита пыталась убить Эстулина, то убирая дно лифта, то подсылая к нему загипнотизированных женщин. Это говорит о том, что Эстулин является скорее популистом, занимающимся самопиаром, нежели честным исследователем. По Эстулину злым гением человечества является прежде всего "Бильдербергский клуб", организовавший чуть ли не все катаклизмы современности, хотя люди, участвующие в собраниях "Бильдербергского клуба" - это мондиалистская элита, чья геополитическая стратегия основана на относительно мягком подходе сетевых воздействий, радикальные действия, такие как военные конфликты, бильдербергская элита часто осуждает. Стоит добавить, что исторически в "Бильдербергском клубе" сложилась традиция критики внешнеполитической деятельности США, которую совсем еще недавно определяли неоконсерваторы, чья геополитическая стратегия сформирована неоатлантизмом, но никак не мондиализмом бильдербергской элиты. Посему можно сделать вывод о прорехах Эстулина в знании теории геополитики, да и в практике тоже. Содержание основной работы Эстулина описывает политолог Алексей Балиев: «Так или иначе, он утверждает, что уже к весне 1954 года было создано фактически мировое правительство - в составе наиболее влиятельных политически и могущественных в финансовом отношении деятелей, корпораций, кланов и структур. Это Бильдербергский клуб: так он назван по названию отеля «Бильдерберг» в голландском городе Остербек. где в мае 1954-го состоялось первое заседание упомянутого клуба. С того времени состав участников и географические сферы влияния этого «клуба», по данным Д. Эстулина, существенно расширились и ныне охватывают чуть ли не весь мир. Именно эта структура диктует не только то, что нужно пропагандировать, выставлять в качестве примера, внедрять в массовое сознание, но и то, что и кого нужно фальсифицировать, замалчивать, подвергать высмеиванию, различным санкциям и т.п. Причем составляющие таких «списков» могут переходить из одной категории в другую, то есть - от осуждения к восхвалению (и наоборот) в зависимости от политической и, стало быть, пропагандистской конъюнктуры. В книге приведено множество документов, фактов и публикаций, прямо и косвенно подтверждающих управляемость едва ли не всего мира Бильдербергским клубом и смежными с ним структурами. А в их числе, по данным Д. Эстулина, и разведывательные ведомства большинства стран мира, прежде всего ЦРУ США. Но поразительно еще и то, что многие даже, казалось бы, идеологически далекие от Запада и Бильдерберга деятели тоже действовали или действуют по его указаниям и планам. Среди них, к примеру, не только Усама Бен Ладен, «который связан с нефтяными «королями» Техаса» (как утверждает Эстулин), но и небезызвестный палач Камбоджи Пол Пот...»27. И т.д. То есть Эстулин, как и Колеман, выбрал организацию, которую обвиняет почти что во всемогуществе и тотальной преступной деятельности. Интересно, что данный конспиролог признает существование Ко- лемановского "Комитета 300", при этом не разбирая Колемановские претензии к этой полумифической организации как к мировому правительству, иначе пришлось бы свергнуть с этого пьедестала "Бильдербергский клуб". Всех троих рассмотренных авторов вполне можно отнести к разряду именно конспирологов, найдя в их творчестве и традиционалистские мотивы и постмодернистские элементы, хотя сами эти исследователи преподносят свои тексты, как работы, показывающее реальное положение вещей. В завершение подробного рассмотрения конспирологического подхода хочется привести слова выдающегося русского философа и правоведа Ивана Ильина, комментирующего тезис о взгляде на русскую революцию 1917 года как на заговор каких-либо антирусских сил: "Вот от этого вульгарного и демагогического подхода я совершенно отказываюсь. Совсем не потому, чтобы я думал, что иезуиты и масоны не влияют на события; нет, несомненно, влияют — одни в одну сторону, другие в другую, обычно прямо противоположную. Но потому, что это есть не объяснение, а мнимое объяснение; это ссылка не на причину, а на одно из проявлений причины. Оно оглушает человека ударом по его мании преследования (а таковая имеется в зародыше у каждого из нас); оно обманывает человека, внушая ему, будто он что-то понял, тогда как на самом деле он заведен в темный угол и оглушен ударом по темени. И если он когда-нибудь стал не способен понимать что-нибудь в причинах, то именно после этой одурманившей его операции. Это все равно, что объяснять болезнь злокозненно сговорившимися бактериями и их всесильностью.<...> Но бактерии не причина болезни, они только ее возбудители; причина в организме, его слабости, его функциональном расстройстве; бактериологический анализ не есть диагноз, диагноз есть диагноз больного организма"28. Будучи человеком православным и глубоко верующим Ильин радикально отвергает вульгарное внедрение религиозно-мистических элементов в те события, что нужно изучать прежде всего рациональными способами, отвергает также и наделение сакрально- магическими свойствами каких-либо социальных и пр. сил: "Словом: ссылка на всесильные, тайные и злокозненные организации ничего не объясняет; она переоценивает силу человеческих заговоров и внушает страх, не давая познания. Ибо — и это главное — стихия жизни иррациональна и невероятно сложна, действие заговорщиков же есть действие человеческого произволения и произвола. Жизнь движется таинственными и сложными законами природы — вещественной, психологической, социальной, хозяйственной. <...> Каждый раз, как придет опасность, что люди разглядят нашу собственную кривую рожу, начинаем пенять на зеркало, которое есть злое, магическое и таинственное. Старая мужицкая метода — на черта валить: «Я-то сам вот какой — знающий, опытный, честный, трезвый, — но черт меня вяжет по рукам и по ногам». «Вражья сила». «Путает», «водит». Вот эту демагогическую ссылку на вражью силу я категорически отвожу: это не объяснение, а затемнение; это не путь к силе и победе, не движение по линии наибольшего сопротивления, а дорога к слабости и поражению, движение по линии наименьшего сопротивления". Заканчивая в своей работе главу о конспирологии Багдасарян, Сулакшин и Якунин пишут: "Таким образом, большинство исследователей "теории заговора" вступают в полемику о реальности существования соответствующих проектов, которая сродни спорам между верующими и атеистами. Имея в виду неконструктивный характер данной дискуссии, авторы сознательно отказались от конспирологического подхода к изучению проблемы"29. Полностью согласившись с ними, необходимо найти подход к тем объектам, изучение которых зарезервировала за собой конспирология, но отказавшись при этом от конспирологического подхода. Сложность этого момента заключается в том, что, комплексно-системное изучение организаций консолидации мировой элиты чуть ли не "заякорилось" (термин нейро-лингвистического программирования) в политологическом сообществе как объект изучения именно конспирологов. (Если, к примеру, орден "Череп и кости" еще может стать объектом качественной публицистической работы (и то весьма редко), то в политологическом или социологическом контексте он почти вообще не промелькает, а уж говорить о научном изучении его в контексте других организаций консолидации мировой элиты пока не приходится и практически вовсе.) Попытку социологически осмыслить конспирологию предпринял доктор социологических наук профессор Немировский, он пишет: "Традиционно существует широкий круг социологических и политологических теорий, в основе которых лежит представление о развитии общества как о борьбе тайных и явных сил. Во многом это отражает известный ар- хетипический сюжет "борьбы Добра и Зла". В целом они объединяются под термином конспирология. С точки зрения современной социологической науки особенно выделяются прикладные аспекты этих теорий. В частности, конспирология выступает важным практическим и идеологическим инструментом как для объяснения разнообразных общественных явлений, так и для разработки стратегии и тактики не только политических партий и движений, но и многих могущественных государств - вспомним известное высказывание президента Рональда Рейгана о Советском Союзе как о "стране Мордор". Этот термин был взят его спичратерами из произведения "Властелин колец" Толкиена и не совсем точно переведен советскими идеологами как «империя зла»"30. Данный социологический подход отличен от конспирологического в том, что благодаря выделению именно прикладных моментов конспирологии, он вполне является научным. В частности, Немировский отмечает: "...социологический подход отличен от конспирологического. В фокусе последнего не идея заговора, а анализ тайного общества как социального феномена, как элемента социальной структуры общества, выявление его социальных функций и роли в социальной истории"31. Отметив безусловную конструктивность такого подхода, все же очевидно, что объект нашего исследования и объект исследования Немировского разнятся: мы пробуем найти методологический и теоретический подходы к изучению обществ мировой элиты, Немировский же исследует исключительно тайные общества. Наши объекты, конечно, могут совпадать, в том случае, когда тайные общества являются местом консолидации мировой элиты, это в частности относится к некоторым влиятельным тайным обществам политического толка (или к хотя бы номинально обладающими признаками такового), но мы ищем подход к обществам консолидации мировой элиты в целом, а не только в контексте их причастности к тайным обществам. То есть нам нужен теоретический и методологический подход, который бы а) изучал властные верха, объяснял их определенную закрытость и прочие особенности, б) объяснял некое подобие "рассеивания" этих верхов по некоторым обществам, определял бы их взаимодействия, в) объяснял специфику влияния этих обществ и наличие у них определенной стратегии. Именно так представляются нам организации консолидирования мировой элиты в свете небольшого, но имеющего место быть фактического материала об их деятельности. Начнем с первого пункта. Тут нам, безусловно, поможет теория элит. Ее основателем считается итальянский юрист и социолог Гаэтано Моска, которому принадлежит авторство понятия "правящий класс". Под его, видимо, влиянием Вильфредо Парето создает свои работы, где вводит уже привычный нам термин "элита", который до того момента не имел тот политологический и социологический смысл, который имеет ныне. Стоит отметить, что свои труды первые элитологи писали под влиянием Маркса, но не основываясь на его воззрениях, но, наоборот, желая их опровергнуть. Ведущий российский элитолог Ольга Крыштановская пишет: "Марксову подходу к истории как к конфликту между экономическими классами элитисты противопоставляли политическую интерпретацию истории. Для Парето и Моски властная структура любого общества детерминировала все остальные процессы подобно тому, как для Маркса экономическая структура определяла вектор общественного развития. Маркс выводил власть из экономического господства, которое для него означало собственность на средства производства. А элитисты утверждали, что борьба происходит между доминирующей политической элитой и конкурирующими элитами, стремящимися прийти к власти. Вместо Марксова классового конфликта эксплуататоров и эксплуатируемых, элитисты предлагали другую модель общества, движимого конфликтом между политическими элитами"32. Под элитой в данной теории подразумевается достаточно замкнутая и устойчивая группа людей, составляющая явное меньшинство от социума, держащая бразды правления этого социума. По мнению первых элитистов общество следует делить не по экономическому признаку, но по политическому, выделяя два класса: управляемый и управляющий. Крыштановская пишет: "Объявляя принцип выдвижения правящего класса универсальным принципом человеческой истории, Парето оценивает его негативно, полагая, что при любом политическом режиме правящий класс причиняет бедствия всей нации. Особенно резко Парето относился к демократии: при ней правящий класс точно так же, как и при других режимах, узурпирует власть, но делает это цинично, прикрываясь лозунгами свободы и равноправия. Поэтому демократия, согласно Парето, - миф, сентиментальная идеология. Общество всегда управлялось и будет управляться элитами, преследующими свои корыстные интересы, не соответствующие интересам народа. Демократия — это "наиболее пустое из всех пустых понятий". Существующие демократические режимы на самом деле - «плутодемократические» при них властью владеет элита "спекулянтов" [так Парето называет тип представителей властной элиты, склонный к авантюрам - В.З.], поддерживающая свою власть пропагандой, политическими комбинациями и маневрированием. Любая попытка установить «истинно демократический режим» оборачивается установлением авторитаризма со стороны тех, кто наиболее активно проповедовал демократические идеалы"33. Здесь мы видим и узурпацию власти некоторой группой людей, и отрицательное влияние этой группы людей на массы, и попрание демократических норм этой группой и т.д. То есть распространенные конспирологические клише, однако доказываемые не конспирологом, но признанным классиком гуманитарной науки. Доказываемые не конспирологически, но с позиций академической науки. В таком же духе звучат слова другого классика элитологии ученика Макса Вебера - Роберта Михельса. "Михельс выводит новый социальный закон, названный им «железным законом олигархии», который можно сформулировать так: любой демократический строй для достижения стабильности вынужден создавать бюрократическую организацию или же избирать лидеров, облеченных высокими полномочиями. В любом случае результатом будет узурпация власти лидерами или бюрократией и превращении демократии в олигархию. Весь ход мировой истории показывает, что «любая система лидерства несовместима с главными постулатами демократии; «большинство, таким образом, совершенно неспособно к самоуправлению... Всегда непременно из масс выделяется новое организованное меньшинство, которое поднимает себя до положения правящего класса»". Элитисты утверждали, что развитие общества происходит благодаря борьбе против элиты группировок, которые стремятся заменить собой существующую элиту. Такие группы получили название контр-элит. Подобное положение вещей, к примеру, можно показать, основываясь и на социологическом подходе Немировского (мы уже говорили, что существует сектор, где субъекты нашего и его исследования пересекаются). Немировский, ссылаясь на Т.А.Феньвеш, по этому поводу пишет: "Деятельность политических тайных организаций, в отличие от организаций религиозно-политических, зачастую направлена отнюдь не на сохранение существующей социально-политической системы, а на ее разрушение. Именно в этом заключается отличие тайных обществ от традиционных религиозных или религиозно-политических организаций. Этот новый тип тайных обществ непосредственно выражает идею заговора - стремление разрушить прежний порядок и встать самим во главе вновь созданной общественной структуры. К числу основных факторов их возникновения относится противоборство между существующей политической системой и теми группами, которые пытались активно сопротивляться ее законам. С одной стороны, и невозможность ими легально реализовать свое стремление к власти - с другой"34. Перед нами, как мы видим, именно описание контр-элит. Как уже говорилось, изначально теория элит была отповедью классово-экономическому подходу Маркса, однако более поздние элитологи смогли несколько примирить эти подходы. "Структура власти представлялась Марксу следующим образом. Существует буржуазия — господствующий класс. Внутри этого класса образовывается политическая верхушка, подчиненная этому классу. Конечно, внутри нее, равно как и внутри самого господствующего класса, существуют некоторые противоречия, но классовое единство оказывается сильнее этих противоречий, правящая верхушка объединяется, дабы не допустить в свой состав представителей угнетенного класса. Правящая верхушка служит интересам господствующего класса — буржуазии, потому что она рекрутируется из этого класса". Безусловно, можно провести некоторые аналогии между элитой Моски и Парето и верхушкой правящего класса Маркса, что и сделали некоторые элитологи, начав обоснование своих концепций именно с этого. Более того, на данный момент этот подход можно считать наиболее интересным, т.к. он не ограничивает себя, позволяя наиболее полно видеть существующие процессы. К примеру, доктор экономических наук Михаил Делягин пишет: "Благодаря качественному упрощению коммуникаций с началом глобализации сформировался и, что не менее важно, полностью осознал себя глобальный господствующий класс — интернациональная олигархия, или «новые кочевники». Этот класс развил понятие индивидуальной и групповой свободы доисторического предела, переходящего в несовместимый с сохранением человечества абсурд. В частности, он не привязан прочно ни к одной стране или социальной группе и не имеет никаких внешних для себя обязательств. В результате освобождения, эмансипации от остального человечества этот господствующий класс враждебно противостоит не только экономически и политически развитым обществам, разрушительно осваиваемым им. Он с несгибаемой принципиальностью противостоит и любой национально или культурно (и тем более территориально) самоиндефицирующейся (и уже этим обособляющейся от его контроля) общности как таковой"35. Здесь фигурирует прежде всего классовый подход. Но вот Делягин говорит уже об элитах: "Либерастическая революция, начатая Тэтчер и Рейганом, стала проявлением "контр-революции элит", возвращающих массы в полностью подчиненное положение. Подобно тому, как "революция масс" стала политическим следствием глобального распространения индустриальных технологий, "контр-революция элит" была не только прямой реакцией на нее традиционно господствующих классов, но и политическим следствием распространения информационных технологий". Такое воззрение, кстати, сочетается со словами Крыштановской, что для одних периодов истории больше подходит экономический подход Маркса, а для других периодов политический подход элитистов. Ответ на пункт а) мы в той или иной мере нашли. Ответить на пункт б) нам поможет теория постиндустриального мира, общества постмодерна, сформированная работами Белла, Маклюэна, Тоффлера и др. Смысл данного подхода в том, что западное общество прошло этап эпохи модерна и от доминирования индустриальных технологий переходит к технологиям информационным, постиндустриальным. Особый интерес тут для нас представляют работы одного из крупнейших социологов современности Мануэля Кастельса, который назвал это недавно зародившееся на западе постиндустриальное общество "сетевым"36. Смысл этого определения в том, что, если раньше общество строилось иерархически, основываясь на вертикальном строении, то сейчас все больше в нем преобладают строения горизонтальные, причудливо взаимодействующие между собой по различным лекалам, образующим некое подобие общественной сети. Взаимодействия структур иерархического общества было легко увидеть, просчитать, описать. Взаимодействия структур сетевого общества же достаточны сложны и разнообразны, их не всегда легко описать. В первой половине нулевых вышла прорывная работа Я. Барда и А. Зодерквиста, в русском переводе известная как "Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма"37. В данной работе авторы описывают происходящую смену социальной парадигмы, описывают как появление новых классов и смену буржуазии, как ныне господствующего класса, на класс нетократов - сетевиков. Общество, по их воззрению, в ближайшем будущем будет делиться на сети, где под элитой можно будет понимать людей, имеющих доступ к самых эксклюзивным, к высшим сетям. Кстати, про основателя теории сетевого общества, Мануэля Кастельса, Бард и Зодерквист отзываются достаточно жестко: "Ряд авторов, как например Мануэль Кастельс в своем многотомном труде 'Эра информации', уже предпринимали попытки определить очертания новой парадигмы, но почти все они в своих размышлениях оказались так или иначе неспособными выйти за рамки логики, присущей как раз старой парадигме, и потому ничего существенного к пониманию картины будущего мира не добавили. В то самое время как Кастельс приводит огромные массивы статистических данных и пытается интерпретировать эти цифры в рамках традиционных гуманистических воззрений и утративших связь с реальностью политических доктрин, мы стараемся строить свои рассуждения сточки зрения наблюдателя, находящегося в центре революционных изменений, как смерч проносящихся по миру". Можно сказать, что перед нами опять смешанный классово-элитистский подход, но примененный в свете общества постмодерна. Теория сетевого постиндустриального общества объясняет свойства взаимодействия организаций консолидирования мировой элиты, показывая их сетевой характер. Кроме того, мы в течение всей статьи называем подобные общества организациями консолидирования. Стоит пояснить этот момент. Традиционное общество состояло из двух вертикалей - военной (аристократической) и священной (церковной) иерархии. В обществе модерна начинают появляться новые вертикали иерархии, прежде всего, торговая. Чем более усложняется иерархическое устройство государства, тем более требуются некоторые горизонтальные срезы, где представители разных иерархий могли бы взаимодействовать между собой. В эпоху модерна таким срезом становятся эксклюзивные элитные общества, из которых наиболее известным является масонство. Благодаря таким обществам высшие представители разных вертикалей власти консолидировались в единую элиту. Именно масонство является первой крупной сетевой организацией в европейском социуме. В современном обществе принцип сетевого взаимодействия видоизменился и усложнился. И для его описания потребовались крупные работы, такие как работы Кастельса, которые, как мы увидели, тем не менее весьма критикуются более актуальными исследователями. Если в свете социологии модерна сетевые взаимодействия не имели такой развитой разработки, то часто они преподносились как заговор и отдавались на откуп конспирологии. Сейчас же это совершенно не обязательно. Остается пункт в). Который выглядит наиболее простым, и ответ на который давно разработан в политологии. На него дает ответ такая дисциплина, как геополитика. Развал Советского Союза, к примеру, произошел, по мнению многих исследователей именно вследствие акцентирования внимания на снятии идеологических противоречий между социалистическим и капиталистическим блоками, при игнорировании геополитики нашим государством. Работы Ратцеля, Челлена, Макиндера, Мэхена, Хаусхофера, Савицкого, Бжезинского и др. явно показали значение геополитики, необходимость следования ей внешнеполитической деятельности государств, необходимой для их выживания в игре на великой шахматной доске мира. Поскольку именно элита управляет государством, то именно она определяет геостратегические и, шире, геополитические направленности государства. Стратегия так называемой мировой элиты (в которую входят элиты европейская и американская) на данный момент является мондиализмом. Подводя итоги, хочется процитировать Саттона: "Для доказательства существования заговора требуются доказательства специфического характера:
Как мы увидели, эти три саттоновских пункта вполне осуществляются на уровне мондиалистской элиты, да и не только мондиалистской. Вот только нельзя не согласиться с Якуниным, Сулакшиным и Багдасаряном, что "термин "заговор" <...> неприменим, т.к. используется для карикатуризации реально существующей и требующей исследования проблемы". (Ими применяется другой термин - "проект", который в данном случае частично (именно лишь частично) является эвфемизмом заговора). Как мы увидели, для описания обществ консолидирования мировой элиты ныне теория заговора не нужна. следующая страница >> |
ещё >> |