Подробный конспект урока: «Основания». Организационная информация Тема урока «На чём основываются основания?» Тема курса: «Соединени - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2011 Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока... 1 99.15kb.
Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Арифметические... 1 97.38kb.
Конспект урока. Организационная информация Тема урока Путешествие... 1 111.44kb.
Конспект урока. Организационная информация Тема урока Растения и... 1 153.61kb.
Подробный конспект урока. Тема урока: "We are doing the sights of... 1 56.6kb.
Вид урока: Беседа с использованием учебного химического эксперимента. 1 55.6kb.
Конспект урока Предмет: физическая культура 1 класс Тема урока: Гимнастика. 1 88.09kb.
Неделя № урока № урока в теме Тема урока Содержание урока Номенклатура. 1 228.21kb.
Конспект урока химии «Фосфор и его соединения», 9 класс Тема урока... 1 96.06kb.
Календарно-тематическое планирование № Тема урока к-во часов Дата... 1 61.43kb.
Конспект урока. Организационная информация Тема занятия Зима Предмет... 1 74.07kb.
Программа по химии общие указания 1 311.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Подробный конспект урока: «Основания». Организационная информация Тема урока «На - страница №1/1


«Мой университет - www.moi-mummi.ru»

Подробный конспект урока: «Основания».





Организационная информация

Тема урока


«На чём основываются основания?»

Тема курса: «Соединения химических элементов»



Предмет

химия

Класс

8 класс. УМК Габриелян О.С. «Химия-8» - Дрофа, 2010.

Автор урока (ФИО, должность)

Ипатова Лариса Витальевна, учитель химии

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ № 16» г. Омск

Федеральный округ России

Сибирский округ

Республика/край

Омская область

Город/поселение

г. Омск

Методическая информация

Тип урока


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока


Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Создание условий для формирования у учащихся понятия «основания», «индикатор», знаний о классификации и номенклатуре оснований, их физических свойствах и областях применения.

Способствовать формированию информационной, коммуникативной и общеучебных компетенций личности.


Задачи урока


- формирование понятий «основание» и «индикатор»;

- выяснить, почему основания имеют общие свойства;

- сравнить формулы оснований;

- классифицировать основания по физическим свойствам;

- научиться распознавать щелочи;

- научиться называть основания и составлять их формулы;

- продолжить формировать у уч-ся умения самостоятельно работать;

- развивать умение обобщать, систематизировать, логически мыслить;

- содействовать формированию представлений о причинно-следственных связях между составом и свойствами вещества.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока

Актуализируемые ЗУНК:

- составление формул веществ;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;

- обобщать и систематизировать знания.

- актуализировать умение адекватно оценивать себя

Приобретаемые ЗУНК:

- понятия: «основания», «качественная реакция», «индикатор»

- определять принадлежность вещества к классу оснований

- распознавать основания по химическим формулам, щелочи по окраске индикатора

- называть основания по систематической номенклатуре

- составлять формулы оснований

- определять растворимость оснований по таблице растворимости

- классифицировать основания

Общеучебные умения и навыки:



  1. планирование познавательной деятельности

  2. умение сравнивать

  3. находить причинно-следственные связи

  4. умение классифицировать

  5. умение решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

  6. умение отражать в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Логическая структура темы и уровень усвоения материала по теме на этом уроке представлен в схеме:

состав физические: агрегатное состояние


основания свойства растворимость в воде




химические: изменение окраски

применение индикатора



Необходимое оборудова-

ние и материалы



Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска «Interwrite Board» версия 7.0 для Windows

Файл «Основания» .GWB для работы в интерактивном режиме.

Для демонстрации: основания: гидроксиды натрия, меди, железа (III), бария,

вода, фенолфталеин, лакмус.





Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


На прошлом уроке вы познакомились с бинарными соединениями: как с водородными, так и принадлежащими к классу оксидов. Среди множества веществ выделяют и другие классы по разным существенным признакам отличия. Сегодня мы познакомимся с классом «основания». Почему они так называются, или на чем основываются основания?

Так я определила тему урока.



Первая страница: Тема урока «На чем основываются основания?»

Цели и задачи урока:

- дать понятие оснований

- выяснить, почему основания имеют общие свойства

- сравнить формулы оснований

- классифицировать основания по физическим свойствам

- научиться распознавать щелочи.

В конце урока, исходя из целей, вам необходимо будет сформулировать выводы и узнать всё таки: На чём основываются основания?



Ход и содержание урока


Вторая страница: Анализ состава оснований. Фронтальная беседа.

Даны формулы веществ: NaOH

Cu(OH)2

Fe(OH)3

Ba(OH)2

Сравни их с оксидами по составу. Можно ли их отнести к оксидам? Что объединяет эти вещества в одну группу? Анализируя ответы, выводится общая формула оснований МеОН и выделяется наличие во всех формулах гидроксогруппы ОН. На странице открываются скрытые прямоугольником элементы (фигура выделяется и переносится )

Ме(ОН)


Общая формула




ОН-гидроксогруппа

Учащиеся устно пытаются сформулировать определение оснований.

Белый фон стирается инструментом «ластик» и появляется верное определение. Его уч-ся записывают в тетрадь вместе с общей формулой.

На этой же второй странице (см. ниже на этой странице):

Номенклатура оснований. Название оснований состоит из слова «гидроксид», указывающего на наличие в формуле гидроксогруппы и названия металла. Если у металла

может быть разный заряд иона, то он определяется по формуле, если известно, что заряд гидроксид-иона -1. Например:

NaOH гидроксид натрия

CuOH гидроксид меди(I)

Cu(OH)2 гидроксид меди(II).



Третья страница: Сравнение оснований по физическим свойствам.

Демонстрируются основания в твердом состоянии. NaOH

Cu(OH)2

Fe(OH)3

Ba(OH)2
Учащиеся отмечают, что они все твердые вещества, но отличаются цветом. Учитель демонстрирует растворимость оснований в воде. Учащиеся различают их по этому свойству.

Открывается третья страница, где представлены результаты сравнения оснований по физическим свойствам. Выделяются несущественные признаки отличия и существенный признак. На странице это стирается ластиком и наглядно становиться видно, что существенным признаком отличия оснований является растворимость в воде. В результате разрешения проблемной ситуации учащиеся приходят к выводу, что растворимость в воде лежит в основе классификации оснований.



Четвертая страница: Классификация оснований.

Представлена схема классификации.



Основания
Растворимые в воде Нерастворимые в воде

Щелочи


Учащиеся самостоятельно формулируют определение щелочей. Ластиком стирается, и уч-ся видят правильное определения и записывают его в тетрадь. Для определения растворимости оснований пользуются таблицей растворимости. Из четырех оснований NaOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3, Ba(OH)2, уч-ся определяют щелочи и нерастворимые основания. Записывают их формулы в соответствующие графы в схеме. Один из учеников перетаскиванием выделенных элементов выполняет это задание в интерактивном режиме.

Пятая страница: Свойства оснований.

Демонстрируются основания NaOH, Fe(OH)3

Как их можно различить? Предполагаемые ответы уч-ся: по цвету и растворимости в воде, определяя это по таблице растворимости. Учитель демонстрирует действие воды на эти основания, подтверждая ответы уч-ся.

Демонстрируются две пробирки с бесцветными жидкостями – в одной раствор гидроксида натрия NaOH, в другой – вода H2O. Как различить? В результате разрешения проблемной ситуации учащиеся приходят к необходимости использования веществ-распознавателей. Вводится понятия «индикатор». На странице при стирании ластиком появляется надпись: индикатор лат. «указатель».

Предлагается использовать два индикатора: лакмус и фенолфталеин. Учитель демонстрирует изменение окраски этих индикаторов в воде и щелочи.

Результаты уч-ся видят на странице в виде таблицы, где графы закрашены соответствующим цветом



вещества

лакмус

фенолфталеин

Вода

фиолетовый

бесцветный

Гидроксид натрия

синий

малиновый

Уч-ся записывают в тетрадь свойство щелочей изменять окраску индикатора, этот вывод зафиксирован на этой странице.

Шестая страница: Выводы.

Демонстрируется первая страница, где прописаны цели и задачи урока. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать выводы и записать их в тетрадь. Далее на шестой странице в интерактивном режиме перетаскиваются инструментом «выделенный элемент» закрашенные прямоугольники, которые скрывают правильные выводы. По очереди появляются все четыре вывода:

- все основания содержат гидроксогруппу ОН

- основания могут быть растворимы в воде и не растворимы

- щелочи изменяют цвет индикатора

- общие свойства оснований объясняются наличием в них гидроксогруппы.

Учащиеся осуществляют самопроверку и отвечают на вопрос темы урока «На чем основываются основания?»


Проверка и оценивание ЗУНКов


На последующих страницах предлагаются задания на первичное закрепление новых знаний. Все задания выполняются в интерактивном режиме.

Седьмая страница: Задание на усвоение понятия «основание»

выбрать правильный вариант ответа

а) Основания - это бинарные соединения, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

б) Основания - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

в) Основания – это щелочи, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

г) Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.

Инструментом «матрица» выделяется флажком или другим знаком правильное определение.

Восьмая страница: Задание на умение называть основания по систематической номенклатуре и распознавать основания по химическим формулам.

Составьте пары соответствия:

формула основания – название основания
MgO гидроксид калия

Fe(OH)2 гидроксид магния

HCl оксид магния

KOH гидроксид железа (II)

Fe2O3 гидроксид железа (III)

Mg(OH)2 оксид железа (III)

Fe(OH)3 соляная кислота

Пары соответствия формируются инструментом «стрелка» или перетаскиванием выделенных объектов.



Девятая страница: Задание на распознавание оснований по химическим формулам, на умение составлять формулы оснований и классифицировать основания.

Выделите лишнее в ряду формул веществ:

K2O, Zn(OH)2, SO2, ZnO

LiOH, Ba(OH)2, Al(OH)3, NaOH

Лишнее выделяется маркером.
Допишите логический ряд:

Cu(OH)2, Zn(OH)2, Fe(OH)2

Na2O, NaCl, Na2CO3

Дописывается инструментом «перо» любое основание в первом ряду и формулу гидроксида натрия во втором.


Десятая страница: Задание может выполняться на следующем уроке.

Задание на умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни.

Используя материал учебника (стр. 99-100), установите соответствие между основанием и областью его применения. На странице, кроме названий оснований: гидроскид натрия

гидроксид калия

гидроксид кальция,

вставлены картинки из файла «Моя галерея» по применению оснований ( мыло, лекарства, стекло, жидкое мыло, химическая посуда, строительные материалы. побелка стен и деревьев, хлорная известь). Соответствие устанавливается перетаскиванием выделенных картинок.



Одиннадцатая страница: Предлагается разгадать кроссворд в интерактивном режиме. Учащиеся по очереди выходят к доске и инструментом «перо» записывают варианты ответов. По окончании инструментом «ластик» стираются записи уч-ся, при стирании появляются верные варианты ответов и уч-ся имеют возможность проверки и самопроверки своих вариантов. Ключевым словом является «индикатор».

Цель урока достигнута в случае, если знания и умения детей будут отвечать требованиям к уровню усвоения понятия «основания» по данной теме. Учитель дает общую оценку знаниям обучающихся, постоянно демонстрируя в ходе урока правильные варианты решений разных заданий, учитель помогает учащимся самостоятельно оценить себя.



Рефлексия деятельности на уроке


Сравнивая самостоятельную работу в тетради с результатами, демонстрируемыми на интерактивной доске, учащиеся совершают самооценку.

После формулировки вывода, демонстрируется первая страница, где записаны планируемые результаты урока. Учащиеся рефлектируют собственные полученные знания с ожидаемыми результатами.



Домашнее задание


п. 19 учебник «Химия-8», Габриелян О.С. – Дрофа, 2010.

Стр. 101, упр. 1,2,3. Составить инструкцию по технике безопасности при работе с щелочами.



Доп. необх. информация




В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Габриелян О.С. Химия-8: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010;

Все ресурсы дидактического материала авторские



Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа.

Изучение данной темы по этому конспекту урока в интерактивном режиме позволяет более логично выстроить процесс формирования у уч-ся новых понятий, т.к. на этом уроке их вводится много. Создаёт лучшие возможности для совершенствования общеучебных компетенций.

Позволяет более рационально использовать время урока и за счет его экономии на этом же уроке провести рефлексию усвоения новых знаний, выполняя разнообразные задания на ИАД.



На этом уроке в интерактивном режиме применяются разные формы и методические приемы работы, что способствует лучшему усвоению материала, дети на протяжении всего урока сохраняют свою работоспособность.


Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Рекомендуется, опираясь на знание понятия «индикатор», организовать проблемный эксперимент на определение кислот среди растворов щелочей и воды, проводя сравнительный анализ состава оснований и кислот, выйти на определение нового класса соединений «кислоты».

Другое








Чем тоньше лед, тем больше всем хочется убедиться, выдержит ли он. Генри Уилер Шоу
ещё >>