Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Арифметические операции в двоичной системе счисления Предмет информа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок информатики в 9 классе по теме: "Арифметические операции в двоичной... 1 88.71kb.
2011 Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока... 1 99.15kb.
Подробный конспект урока: «Основания». Организационная информация... 1 106.79kb.
Конспект урока. Организационная информация Тема урока Путешествие... 1 111.44kb.
Конспект урока Арифметические операции в позиционных системах счисления... 1 34.91kb.
Конспект урока. Организационная информация Тема урока Растения и... 1 153.61kb.
Тест по двоичной системе счисления. 9 класс. К параграфу 16. 1 27.99kb.
Арифметические операции в двоичной системе счисления 6 529.13kb.
Конспект урока Предмет: физическая культура 1 класс Тема урока: Гимнастика. 1 88.09kb.
Урока: Разработала: учитель информатики и икт петечел Е. И. 1 81.29kb.
Конспект урока. Организационная информация Тема занятия Зима Предмет... 1 74.07kb.
Лекция №1. Франция в мировом сообществе цивилизаций. Место Европы... 4 535.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Арифметические операции - страница №1/1

Мой университет – www.moi-mummi.ru



Подробный конспект урока.





Организационная информация

Тема урока

Арифметические операции в двоичной системе счисления

Предмет

информатика

Класс

9

Автор/ы урока (ФИО, должность)


Поддячая Ольга Ивановна, учитель информатики

Образовательное учреждение

МКОУ СОШ №11

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Центральный федеральный округ

Россия


Республика/край

Тульская область

Город/поселение

Узловский район поселок Майский

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

урок комбинированный.

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)



  1. Образовательная: познакомить c правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) в двоичной системе счисления.

  2. Развивающая: развивать умение выделять главное, внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.

  3. Воспитательная: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность; формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Научиться выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Методы: словесный, наглядный, практический.

ИКТ-поддержка;

Здоровьесберегающие технологии (физминутка для глаз).

Групповая, индивидуальная работа.

Технологии проблемного обучения.


Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Формирование умения выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, презентация

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Карточки с заданиями

Список учебной и дополнительной литературы

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович - изд. 3 – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Организационный момент.



Проверка готовности к уроку.

Постановка цели занятия


- Ребята! Мы с вами продолжаем изучать тему системы счисления. Цель нашего сегодняшнего урока: научиться выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления. Мы рассмотрим правила выполнения таких операций как сложение, вычитание, умножение и деление. (Слайд 1)

Проверка ранее изученного


- Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошедших уроков, проведем небольшую разминку.

Задание «Тезисы»

(Слайд 2-5)

Верно ли каждое из следующих утверждений? Если «Да», то записывайте 1. Если «Нет», то записывайте 0. Цифры записываются последовательно друг за другом в одну строку. В результате должно получиться двоичное число.

Полученное двоичное число переведите в десятичную, восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления.



Тезисы



Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

1

 

2

Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные.

 

0

3

В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.

1

 

4

Основанием двоичной системы счисления является число 4

 

0

5

Число А21СFD4 записано в шестнадцатиричной системе счисления.

1

 

6

Число 1567 записано с ошибкой.

 

0

7

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

 

0

8

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

 

0

9

Число 3005,234 записано с ошибкой.

1

 

10

Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.

 

0

Проверка выполнения работы

(Слайд 6)

10101000102 = 67410

10101000102 = 12428

10101000102 = 2А216


Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков



  1. Объяснение учителя

(Слайд 7-8)

- Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Пьер Симон Лаплас, французский астроном, математик и физик писал о своем отношении к двоичной (бинарной) системе счисления великого математика Лейбница: «В своей бинарной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытие и что высшее существо создает все из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа… Мысль выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, её значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»

Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.

Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:

- справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);

- справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;

- правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

2) Работа в группах с ЦОР

- Давайте же рассмотрим правила двоичной арифметики. Для этого объединимся в группы и поработаем с электронными образовательными ресурсами Единой коллекции ЦОР на компьютерах.



«Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/9_112.swf

«Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf

«Умножение и деление двоичных чисел» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/9_114.swf

Вы будете должны познакомиться с таблицами сложения, вычитания, умножения одноразрядных двоичных чисел, а также рассмотреть арифметические действия с многоразрядными двоичными числами.



Алгоритм

  1. Познакомиться с ЭОР «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел».

  2. Записать в тетради таблицы сложения и вычитания одноразрядных двоичных чисел».

  3. Познакомиться с ЭОР «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел».

  4. Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.

  5. Познакомиться с ЭОР «Умножение и деление двоичных чисел».

  6. Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.

  7. На основе демопримера самостоятельно составить в тетрадях таблицу умножения одноразрядных двоичных чисел.

3) Фронтальный опрос

- Какое число получается в результате сложения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)

- Какое число получается в результате сложения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (1)

- Какое число получается в результате сложения двух единиц в двоичной системе счисления? (10)

(Слайд 9)

Сложение:

+

0

1

0

0

1

1

1

10

- Какое число получается в результате умножения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)

- Какое число получается в результате умножения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (0)

- Какое число получается в результате умножения двух единиц в двоичной системе счисления? (1)



Умножение:

*

0

1

0

0

0

1

0

1

- На основе этих таблиц и выполняются все четыре основных арифметических действия в двоичной системе счисления.

Проблемный вопрос: Как можно проверить правильность выполнения действий в двоичной системе счисления? (перевести в десятичную систему счисления и проверить равенство).

Физпауза.

Упражнения для глаз

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Выполнять 5-6 раз.

  3. Голову держать прями. Поморгать, не напрягая мышцы.

Закрепление, решение заданий

1)Выполнение заданий на доске

Примеры на сложение:

1) 110012 +110012=

2) 11112 + 1011112 =


Примеры на вычитание:

1) 11001102 – 10012=

2) 10011012 – 1001002=


Примеры на умножение:

1) 1012 * 112=

2) 11012*1012=


Примеры на деление:

3)100102 : 112=

4)10001102:10102=





2) Выполнение заданий в группах с проверкой на компьютерах

- А сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Разобьемся на пары. Будем решать задания на листочках, а затем, используя программу Калькулятор, проверять правильность выполнения. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок.



1 вариант

111001102 + 1100012

100010012 + 1001002

111000102 – 1100112

110110112 – 1010112

11012* 1112

Ответы 1 вариант:

100010111

10101101

10101111


10110000

1011011


2 вариант

11011112 + 10001012

110110012 + 1011002

100010012 – 11011012

111010002 – 1001112

10112 * 1012

Ответы 2 вариант:

10110100


100000101

11100


11000001

110111


3) Задание повышенного уровня сложности (дополнительно)

Составьте таблицы сложения, умножения в троичной системе счисления. Выполните действия: 1023*2223; 1023+2223



Подведение итогов урока

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.

Выставление оценок за урок

Домашнее задание

(Слайд 10)

1) п. 3.1.2

2) Выполнить задания по карточкам:

  1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y и X–Y, если:

а) X=1000111, Y=11010

б) X=100111, Y=1101



  1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y–1001101, если:

а) X=1010100, Y=110101

б) X=100111, Y=1101



  1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X*Y и X:Y, если:

а) X=11001, Y=101

б) X=100111, Y=1101






Рефлексия

- А напоследок мы проведём информационную минутку. Когда мы говорим с кем-нибудь лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу…

Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране. Поэтому, чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют так называемые смайлики (от англ. Smile – «улыбаться»).

Смайлик – это картинка, составленная из цифр и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. (Слайд 11).

Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок:

: - ) - радостное лицо

: - ( - грустное лицо

; - ) - подмигивающая улыбка

: 0 ) - клоун

8:-) - маленькая девочка

А теперь оцените урок и свою работу на нём, используя смайлики.

(Слайд 12)

Если вы считаете, что хорошо поработали, справились с заданием и урок вам понравился, то нарисуйте улыбающийся смайлик : - ))

Если вы довольны результатами вашей работы, но урок вам не понравился, то нарисуйте : - )

Если урок вам понравился, но вы не успели справиться со всеми заданиями, то нарисуйте : - I



Если урок вам не понравился и вы не довольны результатами своей работы на уроке, то нарисуйте : - (

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/9_112.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/9_114.swf

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Возможность рационального распределения времени урока на изучение темы, развитие навыков использования компьютера для решения заданий

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим




Другое











Бесплатной любви не бывает. «Принцип красного фонаря»
ещё >>