Организационная информация
|
Тема урока
|
Арифметические операции в двоичной системе счисления
|
Предмет
|
информатика
|
Класс
|
9
|
Автор/ы урока (ФИО, должность)
|
Поддячая Ольга Ивановна, учитель информатики
|
Образовательное учреждение
|
МКОУ СОШ №11
|
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
|
Центральный федеральный округ
Россия
|
Республика/край
|
Тульская область
|
Город/поселение
|
Узловский район поселок Майский
|
Методическая информация
|
Тип урока (мероприятия, занятия)
|
урок комбинированный.
|
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные)
| -
Образовательная: познакомить c правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) в двоичной системе счисления.
-
Развивающая: развивать умение выделять главное, внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
-
Воспитательная: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность; формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.
|
Задачи урока (мероприятия, занятия)
|
Научиться выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
|
Методы: словесный, наглядный, практический.
ИКТ-поддержка;
Здоровьесберегающие технологии (физминутка для глаз).
Групповая, индивидуальная работа.
Технологии проблемного обучения.
|
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
|
45 минут
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
|
Формирование умения выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.
|
Необходимое оборудование и материалы
|
Компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, презентация
|
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
|
Карточки с заданиями
|
Список учебной и дополнительной литературы
|
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович - изд. 3 – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
|
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
|
Организационный момент.
|
Проверка готовности к уроку.
|
Постановка цели занятия
|
- Ребята! Мы с вами продолжаем изучать тему системы счисления. Цель нашего сегодняшнего урока: научиться выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления. Мы рассмотрим правила выполнения таких операций как сложение, вычитание, умножение и деление. (Слайд 1)
|
Проверка ранее изученного
|
- Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошедших уроков, проведем небольшую разминку.
Задание «Тезисы»
(Слайд 2-5)
Верно ли каждое из следующих утверждений? Если «Да», то записывайте 1. Если «Нет», то записывайте 0. Цифры записываются последовательно друг за другом в одну строку. В результате должно получиться двоичное число.
Полученное двоичное число переведите в десятичную, восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления.
Тезисы
№
|
Согласны ли вы с утверждением
|
Да
|
Нет
|
1
|
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
|
1
|
|
2
|
Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные.
|
|
0
|
3
|
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
|
1
|
|
4
|
Основанием двоичной системы счисления является число 4
|
|
0
|
5
|
Число А21СFD4 записано в шестнадцатиричной системе счисления.
|
1
|
|
6
|
Число 1567 записано с ошибкой.
|
|
0
|
7
|
Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011
|
|
0
|
8
|
Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.
|
|
0
|
9
|
Число 3005,234 записано с ошибкой.
|
1
|
|
10
|
Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.
|
|
0
|
Проверка выполнения работы
(Слайд 6)
10101000102 = 67410
10101000102 = 12428
10101000102 = 2А216
|
Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков
| -
Объяснение учителя
(Слайд 7-8)
- Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Пьер Симон Лаплас, французский астроном, математик и физик писал о своем отношении к двоичной (бинарной) системе счисления великого математика Лейбница: «В своей бинарной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытие и что высшее существо создает все из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа… Мысль выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, её значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»
Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.
Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:
- справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);
- справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;
- правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.
2) Работа в группах с ЦОР
- Давайте же рассмотрим правила двоичной арифметики. Для этого объединимся в группы и поработаем с электронными образовательными ресурсами Единой коллекции ЦОР на компьютерах.
«Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/9_112.swf
«Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf
«Умножение и деление двоичных чисел» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/9_114.swf
Вы будете должны познакомиться с таблицами сложения, вычитания, умножения одноразрядных двоичных чисел, а также рассмотреть арифметические действия с многоразрядными двоичными числами.
Алгоритм
-
Познакомиться с ЭОР «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел».
-
Записать в тетради таблицы сложения и вычитания одноразрядных двоичных чисел».
-
Познакомиться с ЭОР «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел».
-
Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.
-
Познакомиться с ЭОР «Умножение и деление двоичных чисел».
-
Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.
-
На основе демопримера самостоятельно составить в тетрадях таблицу умножения одноразрядных двоичных чисел.
3) Фронтальный опрос
- Какое число получается в результате сложения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)
- Какое число получается в результате сложения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (1)
- Какое число получается в результате сложения двух единиц в двоичной системе счисления? (10)
(Слайд 9)
Сложение:
- Какое число получается в результате умножения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)
- Какое число получается в результате умножения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (0)
- Какое число получается в результате умножения двух единиц в двоичной системе счисления? (1)
Умножение:
- На основе этих таблиц и выполняются все четыре основных арифметических действия в двоичной системе счисления.
Проблемный вопрос: Как можно проверить правильность выполнения действий в двоичной системе счисления? (перевести в десятичную систему счисления и проверить равенство).
|
Физпауза.
|
Упражнения для глаз
-
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
-
Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Выполнять 5-6 раз.
-
Голову держать прями. Поморгать, не напрягая мышцы.
|
Закрепление, решение заданий
|
1)Выполнение заданий на доске
Примеры на сложение:
1) 110012 +110012=
2) 11112 + 1011112 =
|
Примеры на вычитание:
1) 11001102 – 10012=
2) 10011012 – 1001002=
|
Примеры на умножение:
1) 1012 * 112=
2) 11012*1012=
|
Примеры на деление:
3)100102 : 112=
4)10001102:10102=
|
|
2) Выполнение заданий в группах с проверкой на компьютерах
- А сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Разобьемся на пары. Будем решать задания на листочках, а затем, используя программу Калькулятор, проверять правильность выполнения. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок.
1 вариант
111001102 + 1100012
100010012 + 1001002
111000102 – 1100112
110110112 – 1010112
11012* 1112
Ответы 1 вариант:
100010111
10101101
10101111
10110000
1011011
2 вариант
11011112 + 10001012
110110012 + 1011002
100010012 – 11011012
111010002 – 1001112
10112 * 1012
Ответы 2 вариант:
10110100
100000101
11100
11000001
110111
3) Задание повышенного уровня сложности (дополнительно)
Составьте таблицы сложения, умножения в троичной системе счисления. Выполните действия: 1023*2223; 1023+2223
|
Подведение итогов урока
|
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.
Выставление оценок за урок
|
Домашнее задание
|
(Слайд 10)
1) п. 3.1.2
2) Выполнить задания по карточкам:
-
Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y и X–Y, если:
а) X=1000111, Y=11010
б) X=100111, Y=1101
| -
Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y–1001101, если:
а) X=1010100, Y=110101
б) X=100111, Y=1101
| -
Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X*Y и X:Y, если:
а) X=11001, Y=101
б) X=100111, Y=1101
|
|
Рефлексия
|
- А напоследок мы проведём информационную минутку. Когда мы говорим с кем-нибудь лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу…
Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране. Поэтому, чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют так называемые смайлики (от англ. Smile – «улыбаться»).
Смайлик – это картинка, составленная из цифр и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. (Слайд 11).
Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок:
: - ) - радостное лицо
: - ( - грустное лицо
; - ) - подмигивающая улыбка
: 0 ) - клоун
8:-) - маленькая девочка
А теперь оцените урок и свою работу на нём, используя смайлики.
(Слайд 12)
Если вы считаете, что хорошо поработали, справились с заданием и урок вам понравился, то нарисуйте улыбающийся смайлик : - ))
Если вы довольны результатами вашей работы, но урок вам не понравился, то нарисуйте : - )
Если урок вам понравился, но вы не успели справиться со всеми заданиями, то нарисуйте : - I
Если урок вам не понравился и вы не довольны результатами своей работы на уроке, то нарисуйте : - (
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/9_112.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/9_114.swf
|
В помощь учителю
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
|
Возможность рационального распределения времени урока на изучение темы, развитие навыков использования компьютера для решения заданий
|
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
|
|
Другое
|
|