Подготовка к сочинению рассуждению на лингвистическую - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока. Подготовка к сочинению рассуждению «Хмельницкий город мечта... 1 116.47kb.
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиапо русскому языку... 1 92.2kb.
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине 1 114.98kb.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую... 1 89.91kb.
Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему... 1 197.79kb.
Подготовка к сочинению-описанию 1 84.91kb.
Р. Р. Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова «Ранняя... 1 59.48kb.
«Подготовка к сочинению описанию (с элементами повествования) 1 41.32kb.
Как готовиться к сочинению на гиа 2013 года 1 385.93kb.
Как готовиться к сочинению на гиа 2013 года 3 382.69kb.
Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С. 1 75.02kb.
Памятка к написанию сочинения-рассуждения типа 2 1 10.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Подготовка к сочинению рассуждению на лингвистическую - страница №1/1



Тема урока: Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую

тему по высказыванию о русском языке.



Цель: 1. Обучающие: расширить представление учащихся о сочинении на лингвистическую тему.

2. Воспитывающие: рассмотреть нравственные категории, такие как: милосердие, сострадание, совесть, уважение к другому человеку.

3. Развивающие: учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач; развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи.

Когда суть дела обдумана,

Слова приходят сами собой.

Гораций
Задачи: 1. Повторить схему (структуру) сочинения – рассуждения.

2. Формировать

- умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи (рассуждением)

- умение аргументировать положения своей работы, используя текст.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация основных учебных материалов.

Ход урока:



1.Оргмомент.

Сегодня мы продолжим работу по подготовке к сочинению - рассуждению на лингвистическую тему по высказыванию о русском языке. Вспомним, как строить эту работу, какие языковые средства выбирать. Неслучайно эпиграфом к уроку я выбрала слова Горация: «Когда суть дела обдумана, слова приходят сами собой».


2.Основная часть урока

1.Учитель:

- Что такое лингвистика? (Лингвистика – это наука о языке.)

- Что предполагает сочинение на лингвистическую тему? (Рассуждение по вопросам языкознания.)

- Языкознание изучает разные уровни языковой системы: фонетика, грамматика (морфология, словообразование, синтаксис), лексикология, фразеология)

- Структура сочинения. Сколько частей должно быть в сочинении-рассуждении?

(В сочинении-рассуждении выделяются три части:

- тезис - это главная мысль автора текста, которую нужно доказать;

- доказательства, т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения;

- вывод, или заключение.

Показ слайда.
Логическая схема текста-рассуждения

Тезис (Что нужно доказать?)


Аргументы (Примеры)


(Вывод)


-К каждой части предъявляются определенные требования.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Начать сочинение-рассуждение вам помогут клише. Необходимо четко определить, что именно необходимо доказать. Для этого обратимся к высказываниям о языке. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Показ слайда: Высказывания о языке.

Примерные ответы:



  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;

  • о средствах выражения мыслей;

  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

  • о взаимосвязи лексики и грамматики;

  • о роли синтаксиса в человеческом общении;

  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.


Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

Во вступлении вы либо сообщаете о высказывании лингвиста или писателя, формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.



Тезис может состоять из нескольких предложений.

Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.



В тезисе нужно определить позицию автора и вашу позицию к высказыванию. Прежде чем писать сочинение-рассуждение, необходимо вспомнить, чем богат русский язык, какими средствами.
Слайд 4. Вторая часть сочинения-рассуждения – доказательства . Перед вами – клише. Какие слова вам помогут?

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:



Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

Проиллюстрировать названную функцию можно на примере …. предложения текста.

Пример использования … можно найти в предложении …

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует …

В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .


Аргументы должны быть убедительными. Чем яснее они изложены, тем неотразимее все рассуждение.

Слайд 5. В сочинении-рассуждении важен вывод. Он должен звучать в утвердительной форме.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.

А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.
Слайд 6. Вывод должен быть бесспорным. Стоит не забывать об объеме сочинения-рассуждения (90 и чуть больше слов)

2.Работа над формулировкой тезиса по данному высказыванию:

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».


Владимир Галактионович Короленко

-О каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании?

( -О богатстве, точности русской речи, выразительности…

- О роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений ,синонимов…)

- Какие вступления можем сочинить по данному высказыванию?

Предполагаемые ответы:

1.Язык - одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мысли. Известный русский писатель В.Г.Короленко утверждает, что русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. Нельзя не согласиться с его мнением.( есть тезис, позиция автора, позиция ученика)

2.В высказывании В.Г.Короленко меня привлекла мысль о том, что русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. Я согласен с писателем, потому что эту же мысль повторял и В.Г.Белинский, что русский язык один из богатейших языков в мире…

3.Русский язык - один из замечательнейших языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Поэтому я соглашусь с Короленко, что русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

3. Работа над основной частью сочинения.

2. Небольшая тренировочная работа на определение языкового явления. Тестовая работа.

Определи средство языка

1. а) мягкий свет

б) мягкий климат

в) мягкий мох

(Прямое значение слова - это его основное лексическое значение.

Служат для обозначения предметов, признаков, действий)

Переносное значение слова – это его вторичное значение. Выступает как одно из средств выразительности речи. Уместное употребление делает речь яркой, образной)

2.В каком ряду слова являются антонимами?

А) благородный – подлый, надменный – слабый

Б) почёт - уважение, жребий – участь



В) холодный – вспыльчивый, смятение – покой

(Антонимы делают нашу речь ярче и выразительнее, поэтому они часто встречаются в одном и тоже тексте, а иногда в одном и том же предложении : Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Контекстуальные антонимы, т.е. такие, которые являются антонимами только в рамках данного текста: Волна и камень, стихи и проза. Лёд и пламень.)

3. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».

А) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный



Б) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие

В) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие

(Синонимы – слова одной и той же части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют синонимы стилистические ( спать - почивать - дрыхнуть) и контекстные, т.е. такие, которые являются синонимами только в рамках данного текста: пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжёлое, злое чувство, душная, гнетущая темнота. Они помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своего героя.)
3.Какой вид тропа использован?

1. А у нас то дожди, то снега, то забота…

А у нас то капели, ручьи, первоцветы, весна...

А у вас там хребты, перевалы, тропинки, пехота…

Это мы называем обычно «ВОЙНА».

а) ряды однородных членов

б) антитеза

в) эпитеты

Ответ: ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
• помогают перечислить действия героев;
• позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
• конкретизируют признак предмета.
На войне сражались за Родину, за честь , за свободу.

2. Осень пестрит, копошится, клокочет,

Всё, что задумала, выполнить хочет.

а) олицетворение

б) синонимы

в) антитеза

Ответ: Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет. Олицетворение повышает эмоциональную выразительность текста.

3. Всю прелесть ситцевой любви
Я растеряла по крупицам…

а) эпитет
б) литота
в) метафора

Ответ: Эпитет – стилистический приём, образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое.

Эпитет создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Также характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя. В описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.

Например, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утес»: «тучка золотая», «утес-великан», «стоит одиноко», «тихонько плачет»).Эпитет обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или существительным в роли приложения)



4.Работа с текстом

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. (3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4)Дома ему давали болтанку и хлеб. (5)Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. (6)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно.

(7)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. (8)И хлеб был не из веников — настоящий. (9)Его принесли с собой наши автоматчики.

(10)Они вошли в хату ночью. (11)Маленький Коля забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. (12)И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу.(13) Он поманил к себе Колю:

(14)— Эй, хозяин, пойди-ка сюда. (15)Хлебушка хочешь?

(16)Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» (17)Но к горлу подкатил ком. (18)Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

(19)— Ты, наверно, плотно поужинал?

(20)Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. (21)У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу.(23) Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой.(24) Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку. (25)Покойная сытость сладко разливалась по телу. (26)Он уснул.(27) И всю ночь ему снился хлеб.

(28)...Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы.(29)Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы.(30)Потом появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.(31)Потом полоска стала соломенной.

(32)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.(33)Коржи были пахучие, румяные.(34) Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло.(35) От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

(36)Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам.(37)Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. (38)Он еле сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение.(39) Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

(40)— Отведай, внучок, моего коржа.

(41)Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.

(42)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (43)Коржа скоро не стало...(44)Коля тяжело вздохнул. (45)А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

(46)— Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка.

(47)— Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля.

(48)Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.

(49)Дед обрадовался. (50)Он вертел корж в руках и нюхал.(51) А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам.

(52).Но дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. (53)До чего же жадный дед!(54) Совсем одичал со своими пчелами.(55) Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.

(56)Коля собрался уходить. (57)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем — пусть бабка простирнет! — у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. (58)Но сумел побороть минутную слабость. (59)И промолчал.

(60)Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. (61)А сейчас корж ест дед — он, Коля, уже съел свой.

(62)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

(63)— Дед велел простирнуть!

(64)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. (65)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. (66)Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. (67)В тряпице лежал корж. (68)Она ничего не сказала. (69)Положила нежданный гостинец перед внуком.

(70)_Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика.

(71)Радостный огонек вспыхнул в его глазах. (72)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (73)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (74)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. (75)Значит, дед не жует корж и не макает его в гречишный мед, а пьет свою подслащенную водичку, которая заглушает голод, и пчелы ползают по его плечам...

(76)Коля сполз со скамейки и пошел прочь... (77)Но через некоторое время он вернулся.(78) Взял со стола остывший корж. (79)Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны. 

Носов Евгений Иванович

1979 г.
1) Тема текста?

(Текст о голодном военном детстве)

2) Проблема текста?

(Сохранение человеческих достоинств в голодное время)

3) Сформулируйте основную проблему текста.

1.Автор поднимает в тексте проблему сохранения человеческого достоинства в голодные военные годы, милосердия, любовь к ближним, трудного детства в годы войны.

2. Как сохранить милосердие в нашей жизни? Об этом задумываешься, читая текст.

3. Почему дефицит милосердия сегодня так велик?


4)Актуальны ли эти проблемы сегодня?

(Чем лучше человек живёт, тем меньше обращает внимание на окружающий мир)

5) Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему?

((75)Значит, дед не жует корж и не макает его в гречишный мед, а пьет свою подслащенную водичку, которая заглушает голод, и пчелы ползают по его плечам... (79)Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны. )

6). К каким выводам приходит автор и о чем заставляет задуматься нас?

(Человек не может состояться без доброго отношения к своим близким. Человеческая внимательность, благодарность, милосердие должны иметь место в нашей жизни).

7) -Через какие языковые средства Носов раскрывает тему и главную проблему текста?

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».


Владимир Галактионович Короленко
8) Ученики называют языковые средства, найденные в качестве аргументов в предложенном тексте, называют их функции, определяют роль в тексте.

Синтаксические средства:

1.Риторическое восклицание:- это утверждение в форме восклицания. Оно усиливает выражение чувства, оно звучит эмоционально. (Предложение 63: «Дед велел простирнуть! «Чувство негодования на деда явно выражено через эмоциональную речь Коли.)

2. Однородные члены предложения помогают увидеть одновременные, последовательные, действия предмета. Они конкретизируют признак предмета. При помощи однородных определений: черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками в предложении 3 автор описывает полуголодное состояние ребёнка в годы войны.

Однородные сказуемые в предложениях 22,23,24,26: «вскарабкался, зажмурил», « дышал, согревал», «откусывал, грыз», «уснул» передают читателю ощущение трогательной жалости к мальчонке.

3.Душевное состояние ребёнка передано через фразеологизм в педложении17: «Но к горлу подкатил ком». Фразеологизм является средством, характеризующим все средства человеческой жизни.



9) Лексические явления:

1.Эпитеты: «упавшим» голосом в предложении 47, «завидное» угощение в предложении 38 вызывают определённое эмоциональное отношение к предметам.

2. Развёрнутые метафоры в предложениях: 25 «Покойная сытость сладко разливалась по телу», 71 «Радостный огонек вспыхнул в его глазах»; 70 «Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика».

метафора в предложениях 36: «глаза приросли к коржам». Они как одно из средств выразительности речи придают эмоциональную выразительность тексту. Читатель имеет возможность испытать все оттенки чувства и тонкие ощущения героя.

Олицетворение: (45) «корж призывно улыбался всей своей рожицей» повышает эмоциональную выразительность текста, подчёркивает поэтическую натуру мальчика, богатство его души.

Контекстуальные синонимы в предложениях 1,6,14, 36, 40 : Коля-мальчонка-хозяин-мальчик-внучок являются средствами для выражения сострадания, жалости, нежности к мальчику. В предложениях 8,15,33,69,70 Носов использует контекстуальные синонимы: хлеб – хлебушко - коржи – гостинец - солнышко, которые, являясь словами одной части речи, дают возможность выразить отношение мальчика к хлебу, любовь к деду, подчеркнуть порядочность внука, его богатый внутренний мир и определить отношение автора к герою.

10) Словообразовательные средства: «мальчонка» в предложении 6 – существительное, образованное суффиксальным способом, передает нежное авторское отношение к Коле.

11) Назовите грамматические средства (запомнить: знаки препинания к грамматическим средствам не относятся!)

Обращение:

Вводные слова:

Вывод к сочинению:

Таким образом, чтобы точно передать внутреннее состояние человека, выразить его мысли, можно подобрать в русском языке множество языковых средств, грамотное употребление которых делают речь эмоциональной и выразительной.



Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Язык - одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мысли. Известный русский писатель В.Г.Короленко утверждает, что русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. Нельзя не согласиться с его мнением.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Е.Носова. Писатель искренне любит мальчика Колю, чьё детство выпало на голодные военные годы. Чтобы передать чувства и мысли мальчика, авторское отношение к нему, в тексте использовано достаточно языковых средств. Например, однородные сказуемые, перечисляющие последующие действия Коли, в предложениях 22,23,24,26: «вскарабкался, зажмурил», « дышал, согревал», «откусывал, грыз», «уснул» передают читателю ощущение трогательной жалости к мальчонке.

Олицетворение, являясь средством изобразительности языка в предложении 45: «корж призывно улыбался всей своей рожицей» повышает эмоциональную выразительность текста, подчёркивает поэтическую натуру мальчика, богатство его души.

Таким образом, чтобы точно передать внутреннее состояние человека, выразить его мысли, можно подобрать в русском языке множество языковых средств, грамотное употребление которых делают речь точной и выразительной.

Сочинение по высказыванию Маргариты Николаевны Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

- Сюжет, композиция текста, языковые средства, используемые автором для характеристики героев, служат для раскрытия темы и идеи текста.



Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.
Любое художественное произведение имеет главную цель – воздействовать на читателя. Права Маргарита Николаевна Кожина утверждающая, что читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. Текст художественного произведения построен на языковых явлениях, используемых автором для характеристики героев, для раскрытия темы и идеи текста.

Текст Е.И.Носова о мальчике Коле, чьё детство прошло в голодные военные годы, заставляет поверить читателям, что сохранить человеческое достоинство, любовь к ближним, милосердие можно даже в самые трудные годы. Действительно, этому служит речевая ткань текста. В предложениях 8,15,33,69,70 Носов использует контекстуальные синонимы: хлеб – хлебушко - коржи – гостинец - солнышко, которые, являясь словами одной части речи, дают возможность выразить отношение мальчика к хлебу, любовь к деду, подчеркнуть порядочность внука, его богатый внутренний мир и определить отношение автора к герою.

Мальчик чуть не подумал о дедушке плохо! В предложении 64 авторское: дедушкино «бельишко» - существительное, образованное суффиксальным способом, передаёт неодобрительное отношение Коли к деду. В нём отражается не только ветхость и небогатая одежда деда, а по авторскому замыслу – злость на деда.

Таким образом, приведённые мною примеры служат для понимания высказывания М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Я согласна с мнением автора этого высказывания.

(180 слов)

5.Вывод урока. Оценки.



6.Домашнее задание: сочинение доработать дома.




Комедия — это человек в таком положении, когда ему не до смеха. Джерри Льюис
ещё >>