«Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине 1 114.98kb.
Р. Р. Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова «Ранняя... 1 59.48kb.
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова 1 53.93kb.
Урок. Класс -5-ый (общеобразовательный). Тип урока подготовка к сочинению-описанию... 1 36.78kb.
Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С. 1 75.02kb.
«Обучение сочинению по картине Е. Е. Волкова 1 75.46kb.
Конспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к... 1 54.94kb.
«Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень» 1 37.96kb.
Конспект урока русского языка в 6 классе Подготовка к сочинению по... 1 132.07kb.
Урок развития речи по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 114.42kb.
Познанський Євген Студент першого курсу магістратури історичного... 1 54.01kb.
"Современное искусство: прозрение или надругательство" 1 64.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка» - страница №1/1




Гимназия №42 сотрудничает с Государственным Русским музеем. Детей с 1 класса приобщают к шедеврам русского искусства через программу «Здравствуй, музей». На уроках развития речи ученики описывают картины. Посетив Государственный Русский музей, ученики 5 класса познакомились с полотнами А.А. Рылова – замечательного русского художника-пейзажиста. Экскурсия совпала с учебным планом (урок развития речи в 5 классе по УМК С.И.Львова, В.В.Львов по теме «Подготовка к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка»).


Тема: Подготовка к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка»

Учитель русского языка и литературы

высшей категории

гимназия №42

Андриенко Е.А.

Цель: подготовить учащихся к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка»

Задачи:


  • Обучающие: формировать умение анализировать картину, описывать изображенный на картине пейзаж; учить «читать картину», определять замысел художника, идейное содержание.

  • Развивающие: обогащать словарный запас в коммуникативных (диалоговых) ситуациях с обоснованием ответа; приобщать к эстетическим ценностям; развивать навыки описания.

  • Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку путем вовлечения каждого в активную деятельность; способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к слову; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: репродукция картины А.А.Рылова «Полевая рябинка»; материал о жизни и творчестве А.А.Рылова; литературные произведения известных авторов.

Ход урока



  1. Подготовка к восприятию картины.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Посетив Государственный Русский музей, вы ознакомились с полотнами А.А.Рылова, его творчеством.

Поделитесь своими воспоминаниями об увиденном.

«Зеленый шум» «В голубом просторе» «Полевая рябинка»


Природа на этих картинах предстает как чудесный, наполненный неразгаданными тайнами мир красоты и гармонии.

  1. Рассматривание репродукции картины А.А.Рылова «Полевая рябинка» и ее анализ в единстве содержания.

Беседе по картине предшествует этап самостоятельного молчаливого рассматривания учащимися репродукции произведения живописи (развивается способность наблюдать,, образно мыслить, целостно воспринимать картину).


Вопросы, выявляющие эмоциональное отношение к картине:

  • Какое чувство испытываете вы, когда смотрите на эту картину? Почему?

  • Какое впечатление произвела на вас эта картина? Почему?

  • Как вы думаете, какие чувства испытывал художник, когда изображал это мгновение жизни?

  • Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Вопросы, помогающие определить тему картины:

  • Как художник назвал свою картину?

  • Как бы вы назвали эту картину? Почему?

  • Почему же художник назвал эту картину «Полевая рябинка»?

  • Что изображено на картине?

  • К чему больше притягивается ваш взгляд?

  • Что является главным образом картины?

По словарику определяем значение полевая рябинка – рябинник – пижма.



Пижму в народе зовут «рай-цветок», полевым рябинником, дикой рябинкой из-за сходства темно-зеленых листьев пижмы с листьями настоящей рябины. Пижма встречается на обочине полей, вдоль дорог, по сухим лугам, песчаным берегам водоемов.



Результат этапа работы.

На картине «Полевая рябинка» А.А.Рылов изобразил полевую рябинку. Это главный образ живописного полотна. На втором плане – широкая лента реки, воды которой словно напитались за лето синевой чистого неба. Склонились к реке ивы, убегают вереницей вдаль березы. Над просторами полей раскинулось огромное небо, покрытое пышными облаками.

По словарику определяем значение слова композиция.



Композиция – расположение предметов, фигур на картине.

Обращаем внимание учеников на интересное композиционное решение картины.



Живописец приблизил нам первый план с полевыми цветами, выписав зонтики пижмы и открыв небесную даль уходящего горизонта.




  • Какое время года определил художник на картине? Какое время дня? Как мы это понимаем?

На картине «Полевая рябинка» художник изобразил знойный полдень. Загорелась ярким огнем полевая рябинка, или пижма, - лето в разгаре. Ярко-желтые цветы полевой рябинки словно впитывают в себя лучи летнего солнца и в июле полыхают золотом, как будто излучая тепло.

По словарику определяем значение слова пейзаж.



Пейзаж – рисунок, картина, изображающее виды природы, а также описание природы в литературных произведениях.

  • Вглядимся в передний план картины. Что наполняет душу радостным чувством?

Пейзаж наполняет душу радостным чувством: нарядные цветы, которые в народе получили название рай-цветка, красуются на первом плане. Оживляют пейзаж белые полевые цветы, участвуя в атмосфере летнего праздника.

Готовясь написать картину, художник обдумывает, что он будет изображать, для чего и как. Мы определили тему (полевая рябинка), сюжет, композицию, жанр картины.

  • Для чего написана эта картина, что хотел нам сказать автор, в чем хотел убедить?

На наш взгляд А.А.Рылов стремился показать красоту скромных полевых цветов, удивительно трогательный образ дорогой сердцу каждого русского человека родной природы. А полевая рябинка – это не фон, это главный «герой» картины.

Для раскрытия темы и идеи большую роль играет цвет и свет в картине.

Живопись – искусство «говорящих красок». С помощью цвета художник создает образ, добивается нужного впечатления.

  • Какие краски цвета использует А.А.Рылов, что бы создать атмосферу праздника, красоту и неповторимость самых обыкновенных уголков природы, которых в России бесчисленное множество?

Художник в основном использует теплые краски, цветовую гамму и свет для воплощения своего замысла, идеи картины.

  • Что вам особенно понравилось в этой картине (в творчестве А.А.Рылова)?

  1. Составление и корректирование плана сочинения (учащиеся составляют план самостоятельно с обсуждением)

Примерный план сочинения.

  1. А.А.Рылов – замечательный русский художник-пейзажист.

  2. Описание картины «Полевая рябинка».

  1. Описание пейзажа (первый, второй план картины)

  2. Особенности композиции картины

  3. Значение цвета в пейзаже художника

  4. Изображение полевой рябинки на картине

  1. Настроение, которое оставляет картина.

Словарно-орфографическая работа.

Искусствоведческие термины:

Живопись – изобразительное искусство, создание художественных замыслов художника.

Замысел – заложенный в картине смысл.

Изобразил – показал, написал, создал, отразил.

Картина – холст, полотно, произведение живописи, в котором художник отражает различные стороны жизни.

Композиция – расположение предметов, фигур на картине; взаимосвязь важнейших элементов, от которых зависит его смысл.

Оттенок – разновидность одного и того же цвета.

Пейзаж – изображение природы; жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, в котором отражается природа, города, села и т.п.

Планы произведения живописи – части изображения, находящиеся в различной отдаленности от зрителя. Обычно различают первый, или передний, и задний, или дальний, планы.

Репродукция – воспроизведение картины, рисунки типографическим способом.

Сюжет – предмет изображения, событий, в которых раскрывается основное содержание произведения.

Теплые оттенки – цветовые оттенки, которые приближаются к красным, желтым и напоминающим тепло.



Слова, которые могут потребовать записи, объяснения лексического значения и правописания: знойный полдень, лето в разгаре, загореться ярким огнем, полыхать золотом, нарядные цветы, рай-цветок, желтоватые зонтики, кисти рябинника, широкая лента реки, темные силуэты берез, просторы полей, необозримая небесная даль, пышные облака, праздничное цветение природы, образ родной природы, атмосфера летнего праздника.

Домашнее задание: написать сочинение по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка».




Ад — место, где десять заповедей преследуются по закону. Генри Луис Менкен
ещё >>