По состоянию на 25. 03. 2013 г., правка 3-й редакции по замечаниям и предложениям, высказанным - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Запустите Inkscape Установите ориентацию страницы Альбомная 1 26.05kb.
Кодекс редакции «Гардиан» (по состоянию на февраль 2003 г.) 1 215.93kb.
Сведения о зарегистрированных кандидатах по одномандатным избирательным... 4 365.68kb.
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ... 45 5756.43kb.
Кодекс рсфср редакции 1926 года Официальный текст с изменениями по... 4 1289.3kb.
Кодекс рсфср редакции 1926 года Официальный текст с изменениями по... 6 1090.18kb.
Информация об объеме бюджетных ассигнований дорожного фонда Чукотского... 1 27.58kb.
Афоризмы 2013 По состоянию на 22-03-2013 3 458.2kb.
8. They came too late. Задайте вопросы к предложениям упражнения 2 1 87.47kb.
1 в разделе Арсеньевский городской округ: изложить пункт 6 в следующей... 6 1506.72kb.
Перевалы по состоянию на 27. 03. 2013 1 220.37kb.
Отчет Председателя мкур о проделанной работе 1 89.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

По состоянию на 25. 03. 2013 г., правка 3-й редакции по замечаниям и предложениям - страница №1/1

ПРОЕКТ

(по состоянию на 25.03. 2013 г., правка 3-й редакции

по замечаниям и предложениям, высказанным

на заседании Рабочих групп Совета по развитию

лесного комплекса при Правительстве РФ 19.03. 2013 г.)





Лесная политика Российской Федерации


Предисловие


В современном мире национальная лесная политика – важный атрибут государственности, поскольку любая страна является если не производителем, то потребителем лесной продукции и услуг. Лесная политика государства является результатом общенационального диалога заинтересованных сторон, общим видением состояния лесных ресурсов и перспектив развития всего лесного сектора и официально одобряется высшим руководством страны. Для достижения успеха лесная политика должна отвечать на глобальные вызовы, обращаться к ключевым вопросам, волнующим общество, основываться на актуальной информации о лесах.

В различных странах мира лесная политика разрабатывается для того, чтобы идти в ногу с изменяющимися внутренними и внешними экономическими, социальными и экологическими факторами. С 2005 года более 50 стран пересмотрели или приняли заново свои лесные политики.

Особое значение лесная политика имеет в щедро наделенной лесными ресурсами России, где у ряда народностей леса являются важной составляющей системы национальных ценностей. Разработка и реализация лесной политики России – общегосударственная, а не только ведомственная задача.

Исходя из природно-климатических и социально-экономических условий субъектов Российской Федерации, необходимо четко определить приоритеты развития сектора в стране и регионах. Увязать их с общенациональными целями развития, документами стратегического планирования в других секторах экономики, планами комплексного развития территорий, имеющимися федеральными и региональными финансовыми ресурсами, фондами и инструментами развития.

Разработка проекта Лесной политики России начата по инициативе Общественного экологического совета Федерального агентства лесного хозяйства 28 ноября 2011 г. С этой целью была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Рослесхоза, Минпромторга России, лесной науки, лесного бизнеса и общественных организаций (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис России).


Подготовленный рабочей группой проект документа был представлен руководителем Рослесхоза на Всероссийском форуме работников лесного комплекса 29 марта 2012 г., по рекомендациям которого было организовано его обсуждение.

В целях широкого публичного обсуждения Лесной политики на сайте ФБУ ВНИИЛМ 17 мая 2012 г. создан форум lp.vniilm.ru. Организованы ссылки на форум на сайтах субъектов Российской Федерации, территориальных органов Рослесхоза, ряда научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. С начала работы сайта зарегистрировано более 50 тысяч просмотров страниц форума пользователями из 78 регионов Российской Федерации, 54 стран мира.

Кроме форума ФБУ ВНИИЛМ, обсуждение Лесной политики проводится на портале Greenpress, лесном форуме Гринпис России, сайте WWF России и региональных интернет-ресурсах.

Основные положения Лесной политики обсуждались на многочисленных российских и международных дискуссионных площадках, в частности, во время мероприятий Лесной недели ФАО - 2012, VI Международном форуме "Лес и человек", Всероссийском молодежном форуме «Селигер-2012», на круглых столах, организованных ЕЭК ООН, Всемирным банком, Всемирным фондом дикой природы, Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России, Ассоциацией экологически ответственных лесопромышленников России, а также в ходе ряда региональных и общероссийских научно-практических конференций.

Официально положения проекта рассматривались на Общественном экологическом совете Рослесхоза в марте и июне 2012 года, январе 2013 года, а также на совещаниях в федеральных органах исполнительной власти.

Публикации о ходе обсуждения и дискуссионные материалы размещались в газетах «Труд», «Московский комсомолец", «Российские лесные вести», "Лесная газета", других общероссийских и региональных печатных изданиях.

Участие в обсуждении и подготовке проекта Лесной политики Российской Федерации приняли крупнейшие ученые лесного сектора, представляющие различные научные и образовательные школы, представители органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, специалисты лесного хозяйства и лесной промышленности, активисты общественных организаций.

Полученные в ходе обсуждения проекта Лесной политики Российской Федерации замечания, предложения и дополнения учитывались рабочей группой при доработке проекта документа.

В целях обеспечения реализации лесной политики Российской Федерации планируется разработка плана действий («дорожной карты») и показателей ее реализации. План будет предусматривать сроки и мероприятия по совершенствованию лесного и смежного законодательства, необходимые изменения системы лесоуправления, экономических и финансовых механизмов ресурсного обеспечения и поддержки лесного сектора, регулирования рынка лесопродукции, инвестиций, науки, образования, международной кооперации и лесоторговли, сотрудничества с международными организациями в области лесного сектора. Показатели четко обозначат конкретные рубежи, к достижению которых должен стремиться лесной сектор страны в своем развитии.

Лесная политика Российской Федерации является уникальным документом по способу ее создания. Это один из первых опытов публичного всенародного обсуждения документа о лесных проблемах общероссийской важности. В настоящее время обсуждение Лесной политики продолжается, по его итогам будет разработан окончательный вариант документа и представлен на утверждение в установленном порядке.





Оглавление




Предисловие 2

Разработка проекта Лесной политики России начата по инициативе Общественного экологического совета Федерального агентства лесного хозяйства 28 ноября 2011 г. С этой целью была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Рослесхоза, Минпромторга России, лесной науки, лесного бизнеса и общественных организаций (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис России). 2

Преамбула 4

Цели лесной политики Российской Федерации и принципы ее формирования 6

Собственность на леса 10

Совершенствование управления лесами 10

Совершенствование механизма платы за лесные ресурсы 22

Экологические приоритеты лесной политики 22

Социальные приоритеты, обеспечение участия гражданского общества в реализации лесной политики 25

Роль России в международной лесной политике и развитие внешнеэкономической деятельности 27

Механизмы реализации лесной политики 29

Реализация Лесной политики Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через соответствующие органы управления лесным сектором. 29

Основой для принятия управленческих решений по реализации лесной политики являются законодательное и нормативное правовое регулирование лесных отношений, принятые стратегии и программы, документы лесного планирования и проектирования, а также материалы лесного мониторинга, государственной инвентаризации лесов, лесоустройства и системы государственного лесного реестра, результаты государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах. 29

Приложение 30

Основные термины и определения 30


Приложение

Основные термины и определения 23

Преамбула


Россия – крупнейшая лесная держава мира. На ее долю приходится четверть мирового лесного покрова, леса занимают почти половину территории страны. Леса являются экологическим каркасом территорий, условием экологической безопасности страны и планеты в целом. Леса России отличаются огромным природным разнообразием, обусловленным климатическими, почвенными и другими географическими особенностями, историей их использования, а также социально-экономическими различиями регионов страны.

Леса России выполняют важнейшие защитные, водоохранные и климаторегулирующие функции, играют ключевую роль в сохранении биоразнообразия и поддержании других биосферных функций.

Российские леса являются ключевым фактором сохранения благоприятной среды жизни людей, социально-экономического развития страны. Лесам принадлежит исключительная роль в жизни населения. Они являются особой культурной и эстетической ценностью.

Леса России – это общее достояние граждан страны. Эффективностью использования лесных ресурсов во многом определяется благосостояние государства и благополучие её граждан.



Органы государственной власти, предприятия и общественные организации, деятельность которых связана с лесом, в совокупности образуют лесной сектор экономики. Лесной сектор России потенциально способен стать одним из основных секторов экономики страны. Многие функции лесов, включая поглощение углерода, поддержание водного баланса и биоразнообразия территорий, представляют собой потенциальные источники дохода от лесного сектора.

За многовековую самобытную историю России в стране накоплен богатый опыт государственного и общественного управления лесами в условиях различных форм собственности на леса при различных формах социально-экономических отношений. На протяжении многих десятилетий обеспечивались сохранность лесов, потребности граждан России в лесной продукции, укреплялась экономика страны, повышался ее престиж в мире.

В современных условиях проблемы сохранения и использования лесов становятся все более многообразными и сложными. Изменяются стандарты управления лесами, которое должно отвечать возросшим международным, социальным, экологическим и экономическим требованиям. Увеличиваются угрозы гибели лесов от пожаров, вредителей и болезней, других неблагоприятных факторов, утраты лесами биологического разнообразия. Требуют особого внимания вопросы противодействия нелегальному лесопользованию. В совокупности с изменениями климата эти угрозы могут привести к существенной трансформации российских лесов, ослаблению их биосферного и экономического потенциала.

Лесной сектор все больше сталкивается с необходимостью адекватного реагирования на глобализацию рынков, развитие технологий, усиление конкуренции, ужесточение экологических требований. По уровню производства лесобумажной продукции и потребления ее на душу населения Россия уступает промышленно развитым странам мира. Недостаточный технический и технологический уровень производства ведет к неконкурентоспособности отечественных товаров из древесины на рынках. Недостаточная инновационная и инвестиционная активность в лесном секторе препятствует развитию глубокой переработки лесных ресурсов на территории России, увеличению внутреннего валового продукта лесного сектора.

Глобальное экологическое значение, огромный экономический и социальный потенциал лесов России обязывают Российскую Федерацию иметь долгосрочную лесную политику, проводимую государством в интересах, как участников лесных отношений, так и всех граждан страны.

Принятие и реализация лесной политики позволят Российской Федерации оказывать определяющее влияние на развитие международных процессов и мировых лесных рынков.


Цели лесной политики Российской Федерации и принципы ее формирования


Государство имеет суверенное и неотъемлемое право использовать леса и управлять ими в соответствии с потребностями на основе лесной политики, согласующейся с целями устойчивого развития.

Лесная политика определяет, в соответствии с социально-экономической политикой страны, принципы и направления деятельности в сфере лесных отношений всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных участников лесных отношений (лесного бизнеса, гражданского общества).

Лесная политика Российской Федерации формируется на безусловном признании Конституции Российской Федерации с учетом признанных Россией принципов и норм международного права.

Лесная политика направлена на обеспечение конституционных прав и свобод жителей России, связанных с лесом и его использованием, включая традиционное лесопользование, в том числе прав на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Лесная политика является основой для разработки и совершенствования лесного и смежного законодательства, нормативной правовой базы, стратегий, программ и планов по управлению лесами и обеспечивает их согласованность и направленность на достижение общих целей. Никакие нормативные акты в области управления лесами, а также в связанных с лесными отношениями областях, не должны противоречить положениям лесной политики.

Государство на основе открытого диалога заинтересованных сторон обеспечивает единство лесной политики и лесного законодательства по отношению ко всем лесам и заинтересованным сторонам лесного сектора на всей территории Российской Федерации.

Цели, задачи и приоритеты лесной политики распространяются на все леса, находящиеся на территории страны, независимо от видов собственности, признаваемых Конституцией, и форм пользования ими.

Лесная политика направлена на сохранение и приумножение лесов, максимальное удовлетворение потребностей населения Российской Федерации в качественных продуктах, услугах и полезностях леса, повышение экономической эффективности использования лесов, создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора.

Для этого необходимо реализовать выступающие в органичном единстве следующие цели в экономической, экологической и социальной сферах:

в экономической сфере - достижение максимального внутреннего валового продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса при соблюдении баланса экологических и социальных интересов, обеспечение конкурентоспособности и системной модернизации лесного сектора;

в экологической сфере - создание благоприятной окружающей среды для жизни населения, сохранение биологического разнообразия лесных и других экосистем, внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

в социальной сфере – повышение уровня жизни связанных с лесом людей, создание новых качественных рабочих мест, улучшение социального обеспечения.

Задачами лесной политики являются:


        • обеспечение достоверной информации и лесах и лесных ресурсах;

  • обеспечение эффективной охраны и защиты лесов с учетом их целевого назначения;

  • обеспечение качественного воспроизводства лесов, повышение продуктивности, породной и сортиментной структуры эксплуатационных (эксплуатируемых) лесов (???); развитие защитного лесоразведения;

  • повышение экологического потенциала и обеспечение выполнения лесами экосистемных функций, сохранение лесных экосистем и их компонентов, биоразнообразия лесов;

  • развитие материально-технической базы лесного хозяйства;

  • развитие глубокой химической и химико-механической переработки древесины для получения продукции с высокой добавленной стоимостью;

  • увеличение производства инновационной продукции, отвечающей требованиям "зеленой" экономики;

  • модернизация, повышение научно-технического и технологического потенциала лесного сектора, широкое внедрение инноваций, отвечающих на запросы лесоуправления, общества и бизнеса, создание условий для переноса производственных мощностей иностранных перерабатывающих компаний на территорию Российской Федерации;

  • развитие внутреннего рынка лесобумажной продукции, стимулирование производства социально значимых товаров, содействие формированию рынка экосистемных полезностей леса;

  • удовлетворение потребностей российского товарного рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции лесопереработки отечественного производства и увеличение ее экспорта, импортозамещение;

  • снижение зависимости российского товарного рынка от лесобумажной продукции, ввозимой из-за рубежа;

  • обеспечение учета и традиционных прав граждан при организации и осуществлении использования лесов;

  • совершенствование научного и кадрового обеспечения лесного комплекса.

Государство учитывает возможности развития и адаптации положений лесной политики к социально-экономическим и экологическим особенностям субъектов Российской Федерации.

Для реализации целей, задач и приоритетов лесной политики роль государства должна быть усилена в выполнении следующих функций:



  • повышение эффективности управления лесами как собственностью государства; создание благоприятных условий для развития и внедрения экономически, экологически и социально ответственного лесопользования;

  • совершенствование информационного обеспечения планирования и управления лесами, методов лесоустройства, инвентаризации и мониторинга лесов;

  • обеспечение контроля за исполнением законов и нормативно-правовых актов;

  • вовлечение органов местного самоуправления и населения в управление лесами.

Предусматривается оценка реализации лесной политики через систему целевых прогнозных показателей и индикаторов, которая основывается на наборе критериев устойчивого управления лесами, включая экономические, экологические и социальные показатели.

Пересмотр или корректировка лесной политики производится по мере изменения внутренних и внешних определяющих факторов (экологических, социально-экономических, изменение конъюнктуры рынка и др.) на основе оценки успешности ее реализации за прошедший период с участием всех заинтересованных сторон.


Собственность на леса


Государство использует леса на праве собственника (собственности) – (Предложение В.В. Грачева. Возможно данный тезис и нужен, но необходимо его правильно и грамотно сформулировать).

Леса на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий и землях запаса находятся в федеральной собственности.

С учетом важнейших социальных и средообразующих функций, выполняемых лесами, не допускается изъятия лесных земель из общего пользования в густонаселенных районах страны, вокруг крупных городов, в местах традиционного проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в лесах, имеющих особую природную и социальную ценность.

Предложение А.С.Исаева: Повысить правовой статус лесов как особого объекта тесно связанного с землей и определяющего режим использования земель, на которых они произрастают. Возвратить леса в категорию недвижимого имущества с обязательной государственной регистрации сделок по лесам и ведением государственного лесного кадастра.

Совершенствование управления лесами


При устойчивом управлении леса являются гарантом предотвращения неблагоприятных климатических изменений, возобновляемым сырьевым источником для лесного комплекса страны, источником экологических и социальных благ и ценностей, объектом приложения потенциально высокоэффективного труда и получения конкурентоспособной продукции.

Управление лесами должно гарантировать и обеспечивать устойчивое и неистощительное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, сбалансированное развитие лесного комплекса с другими отраслями экономики страны, восстановление и развитие экологического потенциала лесов, их адаптацию к воздействию неблагоприятных факторов, что позволит усилить роль лесов в улучшении состояния окружающей природной среды через борьбу с опустыниванием, деградацией земель, снижением водности рек и ухудшением качества воды, смягчение последствий изменения климата, а также повышение социально-культурного ценности лесов, развитие всех форм предпринимательства, занятость местного населения.

Мероприятия, связанные с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, распоряжением лесами не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать законные права и интересы граждан, в том числе право на благоприятную окружающую среду.

При организации системы лесоуправления, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, учитываются региональные особенности социально-экономической роли лесов, их эколого-лесоводственное состояние и характер использования.

Управление лесами осуществляется уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления при участии и контроле граждан. Система управления лесами создаётся с учётом оптимального разграничения полномочий между органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления. Уполномоченные органы власти наделяются необходимыми и достаточными для эффективного выполнения установленных функций полномочиями в области лесных отношений.



Предложение А.С. Исаева: Повысить правовой статус государственной лесной службы и построить трехуровневую систему государственного управления лесами, соответствующую существующему административно-территориальному делению Российской Федерации. Наделить лесную службу всеми полномочиями, необходимыми для эффективного выполнения функции государственного управления лесами на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечить служебным оружием, формой и государственной защитой в соответствии с законодательством.

Структура органов управления обеспечивает полноту реализации полномочий и выполнения функций с учетом природных и социально-экономических условий региона. На основе оптимизации разграничения полномочий система управления лесами обеспечивает соблюдение и развитие лесного законодательства и выполнение лесохозяйственных работ требуемого качества на всей площади лесов с учетом их целевого назначения и выполняемых функций, а также, эффективное реагирование на возникновение чрезвычайных ситуаций в лесах.

Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению переданных им полномочий в области лесных отношений осуществляется под контролем федеральных органов, а также граждан и общественных организаций. Контроль качества управления лесами осуществляется с учетом критериев и индикаторов устойчивого управления лесами.

Предложение А.С. Исаева: Адаптировать национальные критерии устойчивого управления лесами на региональный и местный уровни, ввести их в систему лесного планирования. В целях усиления борьбы с нелегальными рубками и другими нарушениями лесного законодательства сохранить разрешительную систему лесопользования с упрощенным порядком оформления документов. Возложить выдачу разрешительных документов, отвод лесосек и их приемку на низовые органы управления лесами (государственные лесничества).

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов России являются лесничества (лесопарки), имеющие статус государственных органов управления на местном уровне, достаточное кадровое и материально-техническое обеспечение. На лесничества возлагаются все обязанности по управлению лесами на местном уровне, обеспечению практической деятельности лесной охраны в целях охраны от лесных пожаров, лесонарушений, защиты от вредных организмов, контроля за состоянием лесов, их воспроизводством. Лесная охрана должна стать единой службой для предотвращения опасностей, угрожающих лесам, прежде всего, пожарной.

На вверенной территории лесничий является представителем государства и главным должностным лицом в сфере лесоуправления. Лесничий организует охрану, защиту, воспроизводство и использование лесов, государственный лесной и пожарный надзор, обеспечивает взаимодействие с иными органами управления, организациями и населением. Лесничий выносит постановления (требования), обязательные к исполнению пользователями лесов на территории лесничества, накладывает административные взыскания. Лесничий имеет право самостоятельно назначить во вверенном лесничестве лесохозяйственные мероприятия, в том числе рубки ухода. Лесничий несет прямую материальную ответственность за состояние вверенного ему леса.

Управление лесами осуществляется на основе достоверной информации о лесах, периодически обновляемой путем проведения лесоустроительных мероприятий, прежде всего, таксации лесов.

Предложение А.С. Исаева: Обеспечить проведение лесоустройства в интересах государства, являющегося собственником лесов, по заказам государства и за счет средств государственного бюджета. Расширить функции лесоустройства и повысить его роль в разработке и реализации лесных планов на местном и региональном уровнях.

В целях повышения эффективности лесного комплекса создается единая система стратегического и текущего лесного планирования, которая предусматривает разные, но взаимосвязанные уровни: федеральный, межрегиональный (федеральные округа), региональный (субъекты Российской Федерации) и местный (муниципальные районы, лесничества/лесопарки).

Предложение А.С. Исаева: Признать обязательным элементом государственного управления лесами наличие национальной лесной программы и обеспечить ее реализацию в рамках региональных лесных планов. Обеспечить долговременный характер лесных планов, учитывающих исключительную длительность цикла воспроизводства лесов и долговременные интересы государства и общества в управлении лесами.

При осуществлении практического лесоуправления необходимо обеспечивать стимулирование участников лесных отношений для развития социальной ответственности и экологической устойчивости в лесопользовании, в том числе через предоставление преимущественного доступа к лесным ресурсам. Деятельность по управлению лесами должна осуществляться с учетом социальных и экологических последствий. Приоритетной поддержкой должна пользоваться деятельность, в результате которой не только обеспечивается сохранение и восстановление лесов, но и развитие малого лесного бизнеса, и занятость местного населения, включая мероприятия по уходу за лесом и местную лесопереработку.

Государство, муниципальные органы обеспечивают возможность осуществления общественного лесного контроля, результаты которого должны являться обязательными для приятия мер уполномоченными органами государственной власти.


Совершенствование лесного хозяйства и лесопользования
Ведение лесного хозяйства и использование лесов должны быть основаны на принципах социальной ответственности, экономической эффективности и экологической устойчивости, осуществляется, исходя из целевого назначения лесов, установленных при лесоустройстве норм пользования всеми видами лесных ресурсов, и должно стремиться к сохранению и приумножению их социальной и экологической значимости при одновременном удовлетворении потребностей общества в лесных ресурсах и услугах леса.

С целью оптимизации ведения лесного хозяйства и использования лесов, в зависимости от выполняемых ими целевых функций осуществляется деление лесов России по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

К защитным относятся леса, выполняющие средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, сохранения биологического разнообразия, оздоровительные и иные полезные функции.

В эксплуатационных лесах максимально используется естественный прирост древесины и других ресурсов леса при гарантированном сохранении их потенциала к самовоспроизводству, устойчивости насаждений и биологического разнообразия.



Вариант В.А Славуцкого: К эксплуатационным лесам относятся все леса, за исключением защитных, в которых лесопользование является экономически целесообразным. Использование эксплуатационных лесов осуществляется преимущественно на основе интенсивного ведения лесного хозяйства с выращиванием лесных насаждений с целевыми характеристиками и возможностью проведения финальных рубок по достижению древостоем определенного среднего диаметра, и стремится к получению максимально возможного количества продукции с единицы лесной площади

Резервные леса обеспечивают стабильность климата, сохранение биологического разнообразия и иных экологических функций. Они являются резервом экономических полезностей леса для будущих поколений.



Вариант В.А. Славуцкого: К резервным лесам относятся леса, не отнесенные к группам защитных и эксплуатационных. Резервные леса обеспечивают стабильность климата, сохранение биологического разнообразия и иных экологических функций. Они являются резервом экономических полезностей леса для будущих поколений.

При использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, лесоразведении применяются прогрессивные природосберегающие технологии и технические средства, обеспечивающие сохранение экологических функций лесов и сохранение их биологического разнообразия. Поддерживается разработка и внедрение в практику адаптивных методов лесного хозяйства, обеспечивающих учет естественной динамики лесов и формирование разновозрастных многопородных насаждений. В регионах и насаждениях, где это обосновано лесоводственной целесообразностью, увеличивается объем древесины, заготавливаемой выборочными рубками.

Использование ранее освоенных лесов осуществляется преимущественно на основе интенсивного лесного хозяйства и стремится к получению максимально возможного количества продукции с единицы лесной площади. При всех видах использования лесов обеспечивается сохранение биоразнообразия и защитных функций лесов, а также лесных насаждений, имеющих важное социальное, культурное, историческое или религиозное значение.

Государство способствует развитию многоцелевого использования лесов, не связанного с заготовкой древесины: экотуризма, заготовкам недревесной продукции. Создаются условия для сохранения и развития культуры и народных промыслов, связанных с лесом.

В государственных лесах и лесах, расположенных на землях муниципальных образований, основными видами права пользования являются аренда лесных участков как формы долговременного возмездного пользования лесами на принципах государственно-частного партнерства. при освоении лесов. Совершенствуются законодательные условия и практические механизмы, направленные на повышение экономической эффективности аренды и ответственности лиц, использующих леса, за освоение лесного участка. Меры их государственной поддержки осуществляются с учетом выполнения экологических требований, обеспечивающих устойчивое управление лесами, и принятых социальных обязательств. Обеспечивается совершенствование института прав использования лесов и искоренение предпосылок, способствующих возникновению коррупции в этой сфере. При передаче лесных участков в аренду пользование обеспечивается должный уровень конкуренции среди претендентов. Учитывается наличие у потенциальных арендаторов мощностей по заготовке и переработке лесных ресурсов, лесовосстановлению, опыт по освоению лесных участков и созданию лесной инфраструктуры.



Дополнение В.А. Славуцкого: Арендаторам (лицам, использующим леса), исполнившим договор аренды лесного участка, предоставляется право на его пролонгацию на новый срок без проведения аукциона».

На участках леса, не переданных в аренду, весь комплекс лесохозяйственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов должны осуществлять, постоянно действующие и несущие ответственность за качество проводимых работ и состояние насаждений, государственные специализированные лесохозяйственные организации.

Обеспечиваются права граждан на использование лесов и лесных ресурсов. При организации использования лесов, наряду с поддержкой крупных лесоперерабатывающих кластеров, создаются условия для развития малого и среднего лесного предпринимательства и фермерства. Предпринимателям и фермерам, создающим рабочие места и обеспечивающим занятость местного населения, лесные участки предоставляются в приоритетном порядке.

В регионах и условиях, где это экономически целесообразно, допускается создание, в соответствии с требованиями российского законодательства, лесных плантаций с использованием современных методов лесной селекции и генетики.

Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, загрязнения техногенными веществами и других действий, причиняющих вред лесам, а также защите от вредителей, болезней и воздействий иных факторов, снижающих качество и устойчивость лесов.



Дополнение А.С. Исаева: Необходимо привести уровень охраны и защиты лесов от деструктивных воздействий природных и антропогенных факторов в соответствии с современными экологическими, экономическими и социальными требованиями. Обеспечить федеральную поддержку регионов при борьбе с огнем в условиях чрезвычайной горимости лесов и при проведении истребительных мероприятий в условиях массовых вспышек вредных насекомых и болезней леса.

Государством, через совершенствование системы государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах, гарантируется необходимый уровень охраны лесов от пожаров, незаконных рубок и иных нарушений. Предусматривается развитие лесного и смежного законодательства в этой сфере, повышение эффективности правоприменения при осуществлении надзорных мероприятий, вынесении и исполнении судебных решений. При осуществлении надзорных мероприятий, наряду с традиционными, используются новые информационные технологии и дистанционные методы. Особое внимание уделяется профилактике лесонарушений. При активном участии общественных организаций у населения и, особенно подрастающего поколения, воспитываются бережное отношение к лесу.

Получит дальнейшее развитие единая система охраны лесов от пожаров на всех уровнях управления лесами. Предусматривается повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров на основе мероприятий по противопожарному обустройству лесов, обеспечению эффективной наземной и авиационной охраны, использованию современных дистанционных средств получения данных и информационных технологий при развитии мониторинга пожарной опасности в лесах.

Разрабатываются и внедряются новые технологии и средства профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров. Осуществляется планомерное просвещение местного населения с активным участием общественных организаций и объединений.

В сфере защиты лесов необходимо поддерживать оптимальное санитарное состояние лесов и обеспечивать их санитарную безопасность. Повышается оперативность выявления, качество диагностики лесопатологических факторов и прогноза лесопатологической ситуации, а также эффективность лесозащитных мероприятий на всех уровнях управления. Совершенствуется система интегрированной защиты лесов от вредных организмов, особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям. Государством поддерживается разработка и внедрение новейших методов и технологий лесопатологического мониторинга, создания устойчивых насаждений, а также экологически безопасных средств защиты лесов. Государство обеспечивает локализацию и ликвидацию крупномасштабных очагов вредных организмов, создает условия, препятствующие проникновению карантинных видов в леса, формирует требования для эффективного и безопасного применения средств защиты лесов и осуществляет контроль за их использованием.

Обеспечивается непрерывный процесс воспроизводства лесов, соответствующий природному лесорастительному потенциалу и естественной динамике лесных экосистем. При лесовосстановлении, с учетом региональных особенностей и этапов жизненного цикла насаждений, должна максимально использоваться естественная способность лесов к самовоспроизводству. Искусственное лесовосстановление должно ориентироваться на использование репродуктивного материала надлежащего качества из зарегистрированных источников и соответствующего лесосеменному районированию.

Лесовосстановление и уход за лесами должны быть направлены на сохранение и улучшение качества, породного состава, повышение продуктивности, восстановление целевого назначения лесов и их экологических функций с учетом природно-экономических условий регионов. Создаваемые лесные культуры должны поддерживаться на всем протяжении жизни в оптимальном состоянии. Экономическая выгода от заготовки древесины при уходе за лесами не должна вступать в противоречие с целями проведения мероприятий по уходу за лесами.

Государство совершенствует систему лесовосстановления и стремится в каждом субъекте Российской Федерации поддерживать площадь лесов в оптимальном соотношении с площадями земель иных категорий, увеличивая лесные территории в малолесных регионах и не допуская их сокращения в остальных. Для этих целей стимулируется лесоразведение на неиспользуемых деградированных землях и там, где лесоразведение требуется для защиты сельскохозяйственных земель, улучшения качества и комфортности условий жизни. Государство обеспечивает контроль за состоянием защитных лесных насаждений, поддерживает систему таких лесных насаждений. При воспроизводстве лесов и лесоразведении используются природосберегающие технологии.


Повышение конкурентоспособности лесного сектора, развитие глубокой переработки лесных ресурсов
Повышение конкурентоспособности продукции и услуг лесного сектора, увеличение производства товаров с высокой добавленной стоимостью обеспечит государственная поддержка инвесторов, осуществляющих модернизацию и инновационное обновление производства, создание крупных лесопромышленных кластеров, использующих в производстве всю биомассу дерева.

Дополнение В.В. Грачева: В связи со вступлением России в ВТО и введением нового Еврорегламента осуществляется постоянный анализ ситуации, складывающейся на предприятиях лесного сектора и прежде всего объемы производства, трансформировать экономическую модель лесного сектора России, в целях расширения имеющегося рынка сбыта бумаги, пиломатериалов, фанеры и т.п.

Государством поддерживается расширение использования на внутреннем рынке продукции из древесины как возобновляемого вида ресурса. Поддерживается развитие производств, обеспечивающих потребности внутреннего рынка в качественной лесобумажной продукции для строительных нужд, деревянного домостроения, мебельных предприятий, предприятий по производству биотоплива, целлюлозно-бумажных изделий.

Государством предпринимаются меры по кредитованию населения при покупке изделий деревянного домостроения, деревянных домов, мебели российских производителей, а также стимулирование государственных закупок этой продукции.

Необходимо добиваться снижения импортозависимости внутреннего рынка лесобумажной и недревесной продукции отечественного производства путем создания новых перерабатывающих производств. Должна быть оптимизирована структура экспорта продукции лесного комплекса, значительно уменьшен экспорт необработанного сырья.

Для повышения инвестиционной привлекательности и эффективности лесного сектора государство продолжит политику поддержки инвестиционных проектов по модернизации и новому строительству мощностей по глубокой переработке древесины. Государством создаются условия для повышения доступности кредитных ресурсов, совершенствования механизмов выделения государственных субвенций и субсидий, государственных гарантий инвесторам и субъектам Российской Федерации для реализации проектов, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции, расширение внутреннего рынка потребления товаров из древесины, увеличение экспортного потенциала лесного сектора и создание инновационных биотехнологических производств.

Государство оказывает поддержку развитию биоэнергетики на внутреннем рынке, стимулируя создание местных биоэнергетических производств, внедрение энергетического оборудования, использующего малоценную, низкотоварную древесину, порубочные остатки и отходы деревообработки. Отдается предпочтение использованию вторичного сырья и отходов производства для получения различных видов лесобумажной продукции.

Более широкое применение получат механизмы государственно-частного партнерства при создании объектов лесной (лесных дорог) и лесоперерабатывающей инфраструктуры, в т.ч. на основе инвестиционных соглашений между государством и инвесторами.

Предложение А.С. Исаева: Включить разработку схем транспортного освоения лесных территорий в процесс долговременного лесного планирования на местном и региональном уровнях. Предусмотреть возможность развития дорожно-транспортной сети, предусмотренной долгосрочными лесными планами, за счет государственных инвестиций в лесной сектор.

В целях развития интеграционных процессов, осуществления структурных преобразований в лесном секторе государство создаёт условия для технического и технологического обновления лесопромышленного производства, оказывает содействие созданию эффективных производств, обеспечивающих углубленную переработку древесины.

В целях восстановления и развития промышленной базы лесного машиностроения создаются условия для формирования кооперации с зарубежными производителями современных технических средств и оборудования для лесного сектора экономики России, строительства совместных машиностроительных предприятий по выпуску машин для отраслей лесного сектора, развития отечественного производства лесных машин путём покупки патентов и лицензий.

Совершенствование механизма платы за лесные ресурсы


Использование лесов осуществляется на принципе платности за лесные ресурсы и безусловного соблюдения взятых на себя обязательств по полному и своевременному внесению этой платы.

Плата за лесные ресурсы устанавливается на основе дифференцированной оценки рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, определяемой с учетом состояния лесов, их экологической и социальной ценности, экономической и технологической доступности.

Плата за лесные ресурсы должна в полной мере компенсировать прямые и косвенные затраты на их воспроизводство.

Предложение В.А. Славуцкого: Предлагается исключить текст: Плата за лесные ресурсы должна в полной мере компенсировать прямые и косвенные затраты на их воспроизводство.

Обоснование поправки: Посыл очень спорный. Не понятно, в отношении какого объекта предлагается применять такой подход – одного арендованного участка, всех арендованных лесов, всех эксплуатационных лесов, всех групп лесов и т.п. Предлагается тезис исключить, поскольку он может быть интерпретирован так, что арендаторам придется платить за воспроизводство лесов не только на арендованном участке, но и за во всем лесном фонде РФ. Оставить данный пункт можно только одновременно дополнив его фразой, что «затраты на воспроизводство лесов несет собственник лесного участка».

Применяемые экономические механизмы в лесном секторе должны способствовать формированию рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, обеспечивающей конкурентоспособность лесного сектора экономики без ущерба для состояния и целевых функций лесов.

Экологические приоритеты лесной политики


При планировании и осуществлении хозяйственной деятельности в лесах используется экосистемный подход и обеспечивается сохранение редких видов живых организмов и экосистем, а также других ценных природных территорий и объектов, в том числе, ключевых биотопов, лесов, произрастающих на вечной мерзлоте, других уязвимых экосистем и их элементов. Для лесов, особо важных с точки зрения сохранения биоразнообразия, сохранения устойчивости лесных экосистем, их защитных свойств, лесов с наличием прочих ценных природных объектов и комплексов, а также для лесов, играющих важную социальную роль, вводится специальный режим использования. Такие леса выделяются как защитные леса и особо защитные участки лесов.

Особый режим пользования для защитных лесов и особо защитных участков лесов предусматривает ведение хозяйства в них с целью поддержания и восстановления средообразующих функций.

Не допускается деятельность, ведущая к сокращению площади защитных лесов в пределах муниципальных районов и субъектов Российской Федерации. В защитных лесах не допускается застройка и другие виды деятельности, не совместимые с существованием леса или ведущие к постоянному изменению границ леса.

В первоочередном порядке принимаются меры по отнесению к защитным лесам всех лесов, располагающихся в границах и вблизи границ населенных пунктов, в наиболее густонаселенных районах страны, вблизи морских побережий, курортов и популярных мест массового отдыха населения.

Использование защитных лесов с целью промышленной заготовки древесины и их аренды в этих целях недопустимы

В целях повышения экологической роли лесов допускается введение новых категорий защитных лесов и особо защитных участков леса, включающих леса, важные для сохранения биологического разнообразия, редких видов и социально значимых участков лесов

При осуществлении использования лесов должно предприниматься меры для сохранения биологического разнообразия при рубках и предотвращения фрагментации лесов При осуществлении деятельности по созданию инфраструктуры в лесах учитывается необходимость сохранения ценных массивов малонарушенных лесов в их естественном состоянии и других лесов высокой природоохранной ценности.

С целью сохранения крупных участков лесов, в наименьшей степени затронутых хозяйственной деятельностью и другими нарушениями, а также лесов имеющих историческое значение, будет сформирован особый фонд лесов - Национальное лесное наследие Российской Федерации.

Должен учитываться фактор глобального изменения климата и предусматривать как меры адаптации к этому изменению, так и меры по его сдерживанию. Для сдерживания глобального изменения климата управление лесами должно обеспечивать активное поглощение лесами углерода и предотвращать его эмиссию с лесных территорий. Государственные инвестиции в лесной сектор должны обеспечивать уменьшение эмиссий парниковых газов и загрязнения окружающей среды, повышение эффективности использования энергии и ресурсов и предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг лесов. Должны быть разработаны и внедрены практические меры, повышающие устойчивость имеющихся и создаваемых насаждений к более жарким и засушливым условиям, участившимся и масштабным пожарам, вспышкам численности насекомых-вредителей и распространению болезней леса.



Государство оказывает поддержку развитию биоэнергетики на внутреннем рынке, стимулируя создание местных биоэнергетических производств, внедрение энергетического оборудования, использующего малоценную, низкотоварную древесину, порубочные остатки и отходы деревообработки. Отдается предпочтение использованию вторичного сырья и отходов производства для получения различных видов лесобумажной продукции.

Государство стимулирует экологизацию потребительского рынка, внедрение государственных и муниципальных закупок продукции из древесины, заготовленной с учетом требований добровольной лесной сертификации.

Разрабатываются и применяются механизмы экономической оценки услуг, не связанных с заготовкой древесины, в том числе: средообразующих, климаторегулирующих, почвозащитных, рекреационных, по сохранению биоразнообразия.

Социальные приоритеты, обеспечение участия гражданского общества в реализации лесной политики


Леса используются и охраняются в России как одна из основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Государство гарантирует свободный и бесплатный доступ граждан в леса, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также заготовку для собственных нужд пищевых и недревесных ресурсов леса, за исключением лесов особо охраняемых природных территорий. Создаются комфортные условия для пребывания граждан в лесу, их отдыха и досуга.

В целях обеспечения благоприятной среды городских жителей предпринимаются необходимые меры по сохранению и расширению площади лесов вокруг крупных городов, обеспечиваются их своевременные и эффективные охрана, защита и воспроизводство.

Государство обеспечивает упрощенный доступ сельского населения к древесине и недревесным продуктам леса для собственных нужд, создание дополнительных источников дохода в сфере лесного сектора для местного и коренного населения, а также развитие лесного фермерства. При планировании освоения и развития территорий учитываются интересы коренных народов и местного населения, зависящего от них в своем существовании.



На территориях орехово-промысловых зон, припоселковых кедровых лесов, других лесов вблизи населенных пунктов, на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности местного и коренного населения, мест религиозного поклонения, культурно-исторического и рекреационного значения, мест сбора ягод, грибов, пищевых и лекарственных трав, охоты и рыбной ловли, территориях оленеводства порядок лесопользования должен устанавливаться на муниципальном и региональном уровне при участии органов местного самоуправления, организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, других неправительственных организаций и непосредственно представителей местного и коренного населения.

Государство создаёт условия для широкого участия всех заинтересованных сторон, включая гражданское общество, в разработке и эффективном применении законодательства, регулирующего деятельность участников лесных отношений, а также при принятии решений по текущей и планируемой деятельности в лесах. Для этого создаются и применяются эффективные механизмы постоянного многостороннего диалога, учета мнения и прав граждан и заинтересованных сторон на основе открытой, своевременной и объективной информации о состоянии и использовании лесов. Актуальная и достоверная информация о лесах и их использовании, в том числе документы лесного планирования и инвентаризации лесов, информация об объемах лесопользования, чрезвычайных ситуациях в лесах, в объеме, предусмотренном действующим законодательством, полном объеме, включая картографическую информацию, представляется на интернет-сайтах органов управления лесами.

В диалоге широкое применение получат формы, основанные на партнерском участии органов управления лесами, предпринимателей и гражданского общества, в том числе в сфере воспитания бережного отношения людей к лесу, экологического воспитания детей и молодежи.


Совершенствование научного и кадрового обеспечения лесного комплекса
Государство поддерживает развитие фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в лесном секторе. Государственное стимулирование получат производители лесной продукции, принимающие участие в финансировании научно-исследовательской деятельности и использовании новых инновационных разработок в области экологически безопасных и экономически оправданных способов и технологий количественной и качественной оценки лесов, их использования, охраны, защиты и воспроизводства.

Государством будут созданы условия по укреплению престижа лесной науки, усилению притока молодых кадров в научную сферу, модернизации лесной науки и сокращению отставания технологической и технической оснащенности отечественной лесной науки от мировых лидеров.

Государственная поддержка системы подготовки управленческих, инженерных и технических кадров для лесного сектора будет направлена на обеспечение развития лесного образования на различных уровнях, реализацию моделей интеграции лесной науки и образования на основе создания инновационно-технологических центров и предприятий, научно-образовательных лесных кластеров, исследовательских проектов молодых ученых и коллективов. Формируется государственный заказ на подготовку специалистов по новым, недостающим в лесном секторе специальностям, внедряются новые современные модели, программы и технологии образования.

Роль России в международной лесной политике и развитие внешнеэкономической деятельности


Государство считает международные процессы по лесам важными для своего развития, необходимым условием стабилизации мировой экономики и сохранения биосферного равновесия на планете.

Государство поддерживает и развивает процессы, вырабатывающие и реализующие основные критерии для сохранения и устойчивого управления лесами в зонах умеренных и бореальных лесов.

Государство активно выступает за достижение в рамках процессов Организации Объединенных Наций основных стратегических целей по сохранения лесов.

Государство участвует в формировании международной лесной политики с учетом интересов российского населения и экономической целесообразности ее положений для лесного сектора страны. Обеспечивается расширение присутствия предприятий и компаний лесного сектора на международном рынке, где наряду с традиционными рыночными ценностями и факторами, равноправно выступают новые экологические и социальные приоритеты.

В целях развития внешнеэкономической деятельности в лесном секторе экономики государство поддерживает усилия отечественных производителей лесных товаров и услуг, направленных на повышение экспортного потенциала страны, изменение структуры экспорта лесобумажной продукции, увеличение поставок продукции глубокой переработки древесины с высокой добавленной стоимостью.



Механизмы реализации лесной политики

Реализация Лесной политики Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через соответствующие органы управления лесным сектором.

Основой для принятия управленческих решений по реализации лесной политики являются законодательное и нормативное правовое регулирование лесных отношений, принятые стратегии и программы, документы лесного планирования и проектирования, а также материалы лесного мониторинга, государственной инвентаризации лесов, лесоустройства и системы государственного лесного реестра, результаты государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах.


В целях обеспечения реализации лесной политики Российской Федерации планируется разработка плана действий и показателей его реализации. План будет предусматривать сроки и мероприятия по направлениям лесной политики, осуществляемые на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Система показателей реализации лесной политики основывается на критериях устойчивого управления лесами, включая экономические, экологические и социальные индикаторы, и может совершенствоваться в соответствии с целями и задачами лесной политики. В качестве основы используются целевые прогнозные показатели и индикаторы, предусмотренные в документах стратегического планирования, лесного планирования и проектирования, а также результатов контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений.

Механизм оценки эффективности реализации лесной политики предусматривает систему профессиональных и общественных слушаний и экспертиз с привлечением всех заинтересованных сторон и широких слоев гражданского общества

Предусматривается, с установленной периодичностью, разработка доклада Правительству Российской Федерации о результатах реализации лесной политики с подготовкой предложений по корректировке осуществляемых мероприятий и совершенствованию лесной политики.



Приложение

Основные термины и определения



Биологическое разнообразие – совокупность живых организмов и экосистем, включая разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

Возобновляемые ресурсы – природные ресурсы, способные к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпами хозяйственной деятельности человека.

Зеленая экономика -   отрасли, которые создают и увеличивают природный капитал земли или уменьшают экологические угрозы и риски.

Лес - саморегулируемая, целостная совокупность лесных древесных и иных растений, почвы, животных, грибов, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой.

Лесная политика – основополагающий документ, определяющий принципы, направления, цели и инструменты в области лесных отношений.

Лесничество – основная территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Лесничий – должностное лицо, осуществляющее руководство работой лесничества.

Лесное законодательство – совокупность федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в области лесных отношений.

Лесной комплекс (лесной сектор) – совокупность взаимосвязанных ресурсов, отраслей, хозяйствующих субъектов, а также государственных органов управления и общественных организаций, деятельность которых связана с лесом.

Лесное хозяйство – отрасль лесного комплекса, в функции которого входят изучение и учет лесов, регулирование использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, контроль за использованием лесных ресурсов.

Рациональное, непрерывное и неистощительное использование лесов – постоянное пользование лесными ресурсами способами и в объемах, обеспечивающих их стабильное использование и воспроизводство

Устойчивое управление лесами - управление лесами, обеспечивающее их использование с сохранением биологического разнообразия, продуктивности, способности к восстановлению и выполнению в настоящее время и в будущем экологических, экономических и социальных функций на местном, национальном и глобальном уровнях.







Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее. Плутарх
ещё >>