По курсу Управление качеством - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 118.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Всеобщее управление качеством»... 1 142.38kb.
Тематика курсовых работ по дисциплине «Управление качеством» 1 20.83kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... 1 184.06kb.
Контрольная работа по курсу «Управление качеством» 1 200.82kb.
Программа дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление... 3 665.27kb.
Курсовая работа по курсу управление качеством проката Разработка... 1 131.98kb.
Управление качеством роста российской экономики 4 669.33kb.
Эволюция управления качеством и задачи его реализация в современном... 1 233.86kb.
Управление качеством 16 4282.75kb.
Управление проектами программных средств в системе – cmmi. Cmm, cmmi... 1 65.15kb.
Развитие тестовых технологий как фактор повышения качества образования 1 81.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

По курсу Управление качеством - страница №1/8




СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


по курсу

Управление качеством

Для студентов экономического факультета,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2006

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой менеджмента

С о с т а в и т е л ь – канд. экон. наук, доц. А.Г. Чудновская



Сборник методических материалов по курсу «Управление качеством». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006 – 42 с.
Подготовлен на экономическом факультете.


Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта

© Чудновская А.Г., 2006




Организационно-методический раздел




Цели и задачи курса


Цель курса – дать студентам глубокие знания для организационно-управленческой и проектно-аналитической деятельности в области организации управления качеством.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать студентам современные представления о роли качества в деятельности организаций всех форм собственности и видов деятельности.

2. Познакомить студентов с эволюцией представлений о роли и методах управления качества в зарубежной и отечественной практике.

3. Рассмотреть основные теоретические концепции менеджмента качества.

4. Познакомить с основными инструментами управления качеством в организации.

5. Рассмотреть особенности международных стандартов в области управления качеством.

Место курса в профессиональной подготовке специалиста


Данный курс формирует научное представление об одной из ключевых функций менеджмента и служит основным средством для достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия или компании. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.65 «Менеджмент организации» изучение дисциплины «Управление качеством» предусматривает наличие у студентов знаний и навыков по следующим дисциплинам: «Статистика», «Менеджмент», «Экономическая теория», «Теория организации», «Исследование систем управления».

Логика построения курса предполагает рассмотрение основных категорий, связанных с зарождением и развитием теории управления качеством, наиболее эффективных практик в управлении качеством, различных подходов к управлению качеством.

Процесс изучения предполагает последовательный переход от темы к теме, самостоятельную проработку и ответы на вопросы. Контроль изучения дисциплины проводится в форме зачета.

Профессиональные умения и навыки


Овладение курсом развивает у студентов навыки системного управления качеством, анализа и планирования качества, технического, организационного и информационного обеспечения управления качеством.

Для закрепления полученных профессиональных знаний предусматривается дискуссионные семинарские занятия, а также рефераты и доклады студентов.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




Раздел I. Сущность качества и управления качеством

Тема 1. Сущность категорий «качество» и «управление качеством»


Качество как философская категория. История развития понятия качества в менеджменте организаций. Современный подход к определению качества. Основные категории, используемые в управлении качеством.

Считается, что впервые категория качества была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н. э., который определил качество как меру различия между предметами, их дифференциации по признаку «плохой-хороший».

В XIX в. проблемой определения качества заинтересовался известный немецкий философ Гегель. Он дал следующее определение качества: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Данное определение отражает важную сторону объективной действительности объекта – определенность.

Так, в 1931 г. Шухарт предложил рассматривать два аспекта качества: во-первых, объективные физические характеристики объекта; а во-вторых, субъективную сторону – насколько вещь «хороша».

В 1950 г. Исикава предложил следующее определение качества, уже близкое к современному подходу: «Качество – это свойство, реально удовлетворяющее потребителей».

В 1979 г. Джуран, развивая подход Шухарта также обозначил два основных подхода к качеству. С одной стороны, качество обозначает пригодность для использования, соответствие назначению. С другой, качество обозначает степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).

В Советском Союзе в 1979 г. был принят государственный стандарт (ГОСТ 15467-79), который определял качество продукции как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Создание Международной организации по стандартизации (ИСО) привело к необходимости выработать единое стандартное определение качества. В 1986 г. были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизовано следующее определение качества: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. В новой версии стандартов ИСО 9000, вышедшей в 2000 г., качество определено как степень соответствия присущих характеристик требованиям.



Тема 2. Эволюция качества и управления качеством


Проблемы качества в школе научного управления Тейлора. Решение вопросов обеспечения качества в период преобладания методов статистического контроля. Первые комплексные системы управления качеством – принцип всеобщего контроля качества, принцип «ноль дефектов». Концепция всеобщего менеджмента качества – новая философия управления. Основные современные тенденции развития менеджмента качества.

Создатели школы научного управления Анри Файоль и Фредерик Тейлор уделили значительное внимание вопросам обеспечения качества продукции.

В системе Тейлора (1905 г.) предусматривался механизм управления качеством отдельного изделия, который устанавливал требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), называемых проходными и непроходными калибрами. Вводилось деление продукции на качественную и дефектную (брак). Предусматривалось введение в организации должности контролера или инспектора качества, призванного следить за качеством продукции. Закреплялась персональная материальная ответственность производственного рабочего за допущенный брак – система штрафов и взысканий.

Категория качества трактовалась исключительно как соответствие либо несоответствие продукции стандартным требованиям, причем контролировались, в основном, показатели физических размеров, веса и т. д. Мероприятия по управлению качеством сводились к выявлению дефектной продукции и к наказанию виновников брака.

В 1950-х гг. Фейгенбаум предложил модель всеобщего контроля качества (TQC – Total Quality Control) и определил понятие стоимости качества.

В это же время была сформулирована концепция бездефектной работы или систему «ноль дефектов» (ZD – Zero Defects), которая заключалась в создании условий, при которых производственный персонал предприятия заинтересован в снижении уровня брака, и стремится сам выявлять все дефекты продукции. Эта система нашла применение на наиболее передовых предприятиях США, Западной Европы, Японии и СССР.

В 1970-х гг. начинает формироваться новое направление в управлении качеством, получившее название – всеобщий менеджмент качества (TQM – Total Quality Management).

Концепция всеобщего менеджмента качества устанавливала общие принципы управления качеством для предприятий любой сферы деятельности. Эта концепция предусматривала охват всех этапов жизненного цикла товара и всех уровней управления в организации, стремление к постоянному совершенствованию качества. В рамках этой концепции качество продукции, работ или услуг является главной целью деятельности организации.

На основании этой концепции Международная организация по стандартизации (ИСО) в 1980-х гг. разработала семейство международных стандартов систем качества ИСО 9000.

В рамках этого подхода качество определяется как степень удовлетворенности потребителя продукцией, работами и услугами. Работа по повышению качества становится неотъемлемым условием постоянного развития организаций.

Современный менеджмент главной целью ставит постоянное совершенствование качества и носит название управления посредством качества (MBQ – Management by Quality).



следующая страница >>



Звуковое кино открыло тишину. Робер Брессон
ещё >>