По духовным просторам сибири - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения 1 73.35kb.
«Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь» Третьим духовным... 1 19.43kb.
Вопросы для зачета по дисциплине «История Сибири» 1 16.77kb.
Традиции и обычаи азербайджанской диаспоры в сибири 1 42.43kb.
Народы Сибири и удмурты: особенности быта 1 193.2kb.
«Коренные народы Сибири» в подготовительной к школе группе 1 89.88kb.
Тематическое планирование курса «История Сибири» 1 67.09kb.
Урок: Природа Сибири. Задачи урока: • Формирование знаний учащихся... 1 66.17kb.
§ 44. Климат, внутренние воды и природные зоны Какой тип погоды характерен... 1 63.06kb.
Становление духовной школы Сибири 1 202.29kb.
Чечевин Г. Б. Вольно-народная колонизация как фактор складывании... 1 128.51kb.
Православные подвижницы ХХ столетия 66 6746.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

По духовным просторам сибири - страница №1/6


ПО ДУХОВНЫМ ПРОСТОРАМ СИБИРИ.

(СВЯТЫЕ МИССИОНЕРЫ СИБИРИ)

Барнаул-Новосибирск-Омск-Тюмень-Тобольск-Вагай

Январь 2011 год


прямоугольник 245

прямоугольник 6прямоугольник 7
Ермак...Однажды пришла такая мысль: мы неблагодарные потомки, не поминаем Ермака Тимофеевича со дружиной, а ведь живем на земле Сибирской благодаря ему и его товарищей, воинов, положившим начало покорения этого необъятного края, освободив от безбожного царя Кучума. Как сказана Аркадием Григорьевичем Елфимовым- житель г.Тобольска,(его родственники жили по соседству служили у Ремезовых- создателей Ремезовской летописи о Ермаке), написавшим многие труды о своем крае:"Ермак стал первым равноапостольным русской Сибири, ибо он был прежде витязем православия, и от него "Солнце Евангельское землю Сибири осия"."Здесь ключ к пониманию миссии Ермака и тайна всех тайн Сибири"Не близкое расстояние от мест, где проходила дружина Ермака до Алтая, и наша поездка выстраивалась к месту гибели его не за один и даже месяц, и от нашего желания она не всегда зависела.

Сергей просил у Господа «дело всей его жизни». И дал ему Господь летопись о Ермаке Тимофеевиче Ремезовскую, и решил строить корабль» Ермак» для похода по местам покорения Сибири до места гибели Ермака со дружиной, заходя в храмы и монастыри по Оби, Иртышу, благословляясь на этот крестный ход. А нам через Сергея, пришел синодик на многих погибших воинов казачества Ермаковского, и начали молиться за убиенных. Получив несколько благословений у священнослужителей, поездка наметилась на 12 января 2011 г. Но выезд после многих искушений состоялся 13- го, такова была воля Божия. Позднее будем знать» почему?« Все что нас ожидало, было, звеном одной цепочки, небесных жителей.

По Новосибирской трассе - станция Ложок – святой ключ. Святой источник на станции Ложок хорошо известен верующим людям как в Новосибирской области, так и за ее пределами. История святого источника на Ложке такова: до войны в этом месте находился один из многочисленных лагерей Сибирского управления лагерей особого назначения (СибЛОН). Множество православных священнослужителей и мирян приняли здесь мученическую кончину. Некоторые умерли от непосильной работы, некоторые от побоев и издевательств, некоторые были расстреляны. После войны лагерь был закрыт, хотя колючая проволока и сломанные охранные вышки до сих пор напоминают людям о тех страшных временах.

Но самым главным напоминанием является родник, который чудесным образом начал быть из-под земли на месте захоронения расстрелянных священников. Уже не один десяток лет православных христиане совершают паломнические поездки к святому ключу, чтобы помолиться святым новомученикам и получить исцеление от своих душевных и телесных недугов. Мы молимся за новомученников и просим их помощи в пути. Не могли проехать Новосибрск, не получив покровительства Владыки Варфоломея (Городцева). Нас встретили наши знакомые, сопроводили до Кафедрального Собора, идем к раке с мощами Владыки.



Митрополит Варфоломей (в миру Сергей Дмитриевич Городце) выдающийся иерарх РПЦ (Российской православной церкви) XX века. Родился 5(18)июля 1866 года в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, в Рязанской губернии в семье священника. С детства впитал любовь к молитве, к храму Божию и Церковной службе. Мать – большая подвижница и постница. Отец – священник после семинарии поступил в Петербургскую Духовную Академию, в 1890 году закончил кандидатом богословия (учился вместе с иеромонахом Сергием (Страгородским)- впоследствии Патриарх. Дружба их продолжалась пока последний не почил. До 1892 г. Могилевская семинария, 1892 г. в Тифлисе рукоположен во дьякона, затем во пресвитера. Здесь же он настоятель Казанского храма 26 лет. Много здесь трудился. После 1918 г. отец Сергий из Грузии переселился Азербайджан, затем в Уфу. Служил в Воронежской епархии, 193_ г. Клинской район Московской области. Овдовел, 29 мая 1942 г. В Казанском соборе Ульяновска пострижен протоирей Сергий в монашество в честь апостола Варфоломея, а 31 мая хиротония архимандрита Варфоломея во епископа Можайского. До ноября 1942 г. владыка Варфоломей совершал богослужения в Московских храмах часто сослуживал митрополиту Николаю (Ярушевичу). До июля 1943 г. управлял Ульяновской епархией. Восстановил утраченное в 1917 г. молитвенное общение русской и грузинской П.Ц. 26 июля 1943 г. – назначение на Новосибирскую кафедру. Побывал, не смотря на преклонный возраст в Томске, Омске, Тюмени, Тобольске, Барнауле, Бийске, Красноярске, Иркутске, Семипалатинске, Петропавловске. Везде говорил о том, о чем болела душа.

8 сентября 1943г. – участник Собора, где Патриархом Московским избран единогласно митрополит Сергий. Имел награду - медаль «за доблестный труд в великой Отечественной войне».

В 1947 г. Владыка посетил Тобольск и перенес честные мощи святителя Иоанна(Максимовича) в Покровский собор для всеобщего почитания, где почивают и поныне. Им составлена служба святителю. Владыка любил слагать акафисты. Им составлены и читаются святому апостолу Варфоломею Святителю Филиппу Московскому, святому праведному Иову. Почитался, как прозорливый, у православных.

В 1949 г. – удостоен сана митрополита, 1954г.- получил степень доктора богословия, стал членом Московской Духовной академии. 1952г.- награжден правом носить 2 панагии. 1956г. март побывал на Алтае, а 1июня почил. Погребен в Новосибирске в приделе преподобного Серафима Саровского Вознесенского кафедрального собора, им же устроенного в 1947г. На вечернем богослужении, по пятницам, совершается лития. Просим Владыку молитв: управить все в пути. Не оставляет нас и Серафимушка Саровский – преподобный.



Попросили помолиться и блаженного Михаила у храма. И уже конечно, не проехали мимо заельцовскго кладбища, где покоится старица - инокиня Мастридия. Помолились у ее могилочки, не смотря на позднее время. Матушка Мастридия родилась в 1884г., неподалеку от Тобольска. Родители ее православные христиане, истинно верующие. После смерти отца, когда девочке было 6 лет, мать благословила дочек Марфу и слепенькую меньшую дочку в Абалацкий мужской монастырь в честь иконы Божией матери» Знамение - Абалацкая», перекрестив их, приложившись к иконе Царицы Небесной. А дорогу они знали. «Идите с Богом»- сказала мать. Ангелы незримо шли рядом. У монастыря их встретил игумен, провидением он знал уже, что они придут. Так с младенчества сестры жили в монастыре, посвятили свою жизнь Господу, став невестами Христовыми, ходили на службы, пели на клиросе. Однажды к ним пришла монахиня Фотиния. Это была мать, принявшая постриг. Игуменья Иоанно - Введенского монастыря благословила забрать их к себе. Слава тебе, Господи! Прошли годы, Марфа приняла, подстриг с именем Мастридия. Матушка была чиста сердцем. Господь призрел милостивым оком на верную рабу свою, в нее вселилась благодать Божия.

Пела на клиросе, читала Апостол, подавала кадило. А когда собирала сборы, по селам- то привозила на лошади большие пожертвования, богатые милостинки для монастыря. Прошли годы. Матушка Мастридия пережила гражданскую войну, раскол русской церкви, монастырь был закрыт. Она ушла в мир, странствовать, видя много горя, слез, кощунства. Не унывала, молилась, помогая другим. Кто- то донес на нее органам НКВД. Арестовали, этапировали в Новосибирск – сиблаг. И здесь претерпела много, за черные одежды монашеские. Бросили в крысиную камеру- людоедов, чтобы избавиться. Обычно к утру оставались только косточки. Ужасный холод, писк крыс, злобные горящие глаза. «Сожрут! Смерть!», но переборов страх, взмолилась ко Господу, зная, что без его воли - волос не упадет. Творя Иисусову молитву, замерзая, едва губами. Подбежала к ногам крыса, своей тушкой укрыла ноги, потом другие стали согревать ее. Ночь прошла, дверь открыли. «Да она живая!» Видно не простая эта баба!

Начальник тюрьмы сильно удивлялся. Нудные дни тюрьмы, но не было тоски, уныния, но она невеста Христова, ощущала присутствие Божие. Тюремная камера стала пещерой, затвором, веригами. Она не боялась смерти, хотела пострадать за Христа, принять мученичество. Кроткая, смиренная, молилась творила Иисусову молитву, храня душевный мир. Бесы ненавидели ее. Ночь. Открывается дверь. «Выходи, монашка, тебе пора умирать!» Уведут в подвал пахнущий затхлой сырстью. Матушка смиренно встает к стенке, смиренно молясь, ждет. Раздается выстрел, другой рядом, выше головы, осыпая матушкин платок кирпичной пылью. Смех пьяных садистов. «Пошли, поживешь еще». На следствии обличала следователя, называя его грехи. На суде приговорили к большому сроку, за что инокиня Мастридия, встав на колени, благодарила Господа за милость к ней, грешной, что Господь благословляет пострадать за имя Его Святое.

Было так, что конвоиры вдруг видели Матушку, стоявшую вне камеры при закрытой двери, они открывали дверь, вталкивали ее, начиная орать: « Как ты, подлая, вышла, кто тебя выпустил»? У Господа затворов нет, ангел выводил». Все претерпела с Божией помощью.

Позднее, молясь, она помогла начальнику тюрьмы, исцелив дочь. За что ей убавили срок. Летом приехал архиепископ Варфоломей (Городцев), в праздник Успения Пресвятой Богородицы совершил первое богослужение в Свято - Успенском храме. Матушка стала служить у владыки. Владыка Варфоломей прозорливый старец управлял мудро в Новосибирской епархии, входившей в Тобольск, где кощунственно хранились в музее мощи благоуханные святителя Иоанна (Максимовича) – митрополита Тобольского - великого чудотворца. 1947г. Владыка Варфоломей почитал его память, сердце болело, что мощи находятся в пленении. Хорошо помолившись, обратился к начальству партийному, чтобы вернуть мощи в храм. Прошение владыки удовлетворили.

Мощи митрополита Иоанна Тобольского Чудотворца перенесли в Покровский собор Тобольского Кремля. Очевидцы слышали ангельское пение. Владыка однажды сказал матушке Мастридии, чтобы она послужила Владыке Иоанну в Тобольске, «Благослови, Владыка Высокопросвященнийший»! Господь благословил.

Приехала в Тобольск - старинный сибирский город на берегу Иртыша. Половина Кремля лагерная зона, где Покровский собор свободно. Помолилась об умягчении злых сердец, вошла в храм, поклонилась земно перед ракой: «Принимай грешную, Владыченька, прими на послушание…». Находилась постоянно в молитве, видела прозорливо всех, кто шел к раке с мощами, открывала причины страдания. И помогала советами, молитвой, вразумлением. Шли годы…

1-го июня 1956г. умер митрополит Варфоломей. Однажды матушка видит Владыку в сиянии, ласково говорившему ей: «Потрудилась ты, старица, у мощей Владыки Иоанна, послужи теперь у моих мощей». Затем еще раз, не придала значения. Однажды, заснув, видит, как опираясь на посох, подходит Митрополит Иоанн Тобольский - светлый благообразный старец: «Мать Мастридия! Зовет тебя Митрополит Варфоломей. Поезжай в Новосибирск. Благословляю «Владыченька, как мне жить там?» - «Живи дурочкой. Благословляю», получила путь юродства. Уезжая, простилась с Тобольском.

Прихрамывая, идя на вокзал, никто не знал тогда, что для смирения она вбила себе в большой палец ноги гвоздь - своеобразные вериги. Приехав, она служила у захоронения Владыки. Людям давала советы духовные, молилась за болящих, изгоняла бесов, жила на квартирах, и сюда к ней шли люди. Почти не спала, молилась, имела дар прозорливости. Так жила, спасаясь, дивная подвижница, помогая людям, угодница божия, приходя в Вознесенский собор на Богослужение. Архимандрит Иннокентий, предлагая одеть мантию. «Не надо, если заслужу, там оденут», указав на небо. Умерла на пасхальной седмице матушка, 17 апреля 1969г., когда в храмах раскрыты Царские врата и верные радуются Воскресению Христову.



Распрощались у могилочки Матушки с друзьями, попросили у нее молитв за путешествующих. Путь освещала огромная луна. Ушли в ночь на Омск, отдыхая в машине короткое время, 650 км. Рождественские морозы сменились теплом-10-12 градусов. С 13-ое на 14-ое января встретили Новый год святой водой. Угостились мандаринами. Утро в Омске. Едем наугад, не зная города. Поворот перед нами площадь, в центре Успенский Кафедральный собор. Встречает колокольным звоном. Великолепен. Войдя, подаем синодики за родных и близких. В нижнем храме рака с мощами священномученика Сильвестра Омского. В престольный праздник в монастыре с. Кислуха 2 января сестра во Христе в стопочке икон увидела св. мученика их было всего две. Таким образом, нам был указан путь епископом к его мощам.
Св. мч. Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшанский) родился 1-го июня 1860г. в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии в семье дьякона Льва Ольшанского. Детство наполнено впечатлениями от богослужения. Подрос, родители определили в Киевскую Духовную Семинарию, где удивлял всех прилежанием к богословским наукам, добрым нравом, молитвенным настроением души. Определили к знаменитому богослову - догмату, профессору академии архимандриту Сильвестру (Малеванскому) позднее епископу Каневскому викарию Киевской епархии, ректору духовной Академии - чтецом, был у него глазами и ушами. В 1883г. – закончил Духовную семинарию, затем Киевскую Духовную Академию в 1887г.- учитель церковно приходской школы с. Липовка Киевского уезда. 1988г.- преподавателем закона Божия в селе Шпона, где процветала секта штундизма. 1889 г.- миссионер Киевской Епархии. 80-90г. XIX века –тяготение к монашескому образу жизни, посещение Киево –Печерской Лавры, ее святынь, монашеской братии и ее наместника. С 1890г.- миссионер Полтавской Епархии, затем Киевской. Встав на путь с штундой и баптизмом. 1892 г.- рукоположен в сан пресвитера. 1902 г.- священник Иустин награжден саном протоирея, Святейшим Синодом. 1910г.- дал согласие на возведение в сан епископа. 1910- Прилукский, викарий Полтавской Епархии, пострижен в мантию с нареченным ему именем Сильвестра в память преподобного Сильвестра Печерского 25.12- иеромонах, возведен в сан архимандрита, 1911- епископ Прилукского, 1914г.- епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии.1915г - епископ Омский и Павлодарский. Прежде чем приступить к трудам, он ехал в Иркутск, просил помощь святителей Тобольских и Иркутских, молился, чтобы укрепили его дух, даровали силу, мужество. Ведь шла война 8 августа 1915г. он в Омске в кафедральном Соборе, Преосвященный Сильвестр сказал: «Христов мир степной стране сей, Богом врученной нам пастве Омской! Христов мир Богоспасаемому граду сему»…

Вначале 1918г. в Омске пришли к власти большевики. По призыву Поместного Собора- прошли крестные ходы, 4.02- крестный ход в Омске по приходам возглавил Преосвященнейший Сильвестр, с 5 на 6 февраля к дому ,где жил архиерей подошел карательный отряд из матросов, начали стучать, грозить, что будут стрелять и взорвут двери. Им не открыли. Тогда ударили в Набат на Соборной колокольне. Каратели бежали. Сбежался народ, вышел Владыка, каратели стали грабить дом, кафедрального протоиерея, часть людей ушла туда. А здесь снова появились каратели. Преосвященника Сильвестра схватили, поставили к виску револьвер, не дав одеться, пешком повели по сибирскому морозу в помещение совета депутатов, где беспрестанно издевались над Владыкой. Главарь банды в архиерейском доме выстрелил из револьвера, разрывной пулей убил эконома Владыки Николая Цикуру. Весь город пришел в движение, требовали освободить Владыку. Все учреждения были закрыты и магазины. В городе разгоняли людей- шла стрельба. 8-го числа Владыку освободили.22 апреля Свят. Патриарх Тихон возвел Епископа в сан Архиепископа. Вскоре – гражданская война. 1918г. – в Томске соборное совещание архипастырей Сибири, возглавлял Высокопреосвященный Сильвестр, где отменил безбожный декрет. Церкви возвращены земля, собственность, возобновились занятия в школах, Духовных семинариях. 29.01.1919г. привел к присяге к присяге адмирала Колчака, как Верховного правителя России. Август 1919г.- съезд казачных войск России в Омске - призыв защищать веру Православную. Владыка Сильвестр благословил воинов Хоругвями с изображением Креста и надписью: «Сим победиши».

1919г.- конец года - белая армия, отступила, оставив Омск, захватив Омск, большевики арестовали мужественного святителя, заключили в тюрьму. 2 месяца истязали, требуя покаяния, ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мужественной смерти. Прибив его руки квадратными гвоздями к полу, распяв, раскаленными шомполами прожигали его тело, затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину. 26 февраля 1920г.

1998г. архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшанский) причислен к Святым в Омско - Тарской епархии, как священномученник. В 2000г. на архиерейском Соборе в Москве был прославлен в сонме новомученников Российских. Успенский кафедральный собор в 1935г. был взорван. Археологи, проводя раскопки, обрели сильно поврежденную икону Черниговскую Божией Матери, всплыла из нижней южной части, остатка собора, заполненного грунтовыми водами. Виднелась надпись: « Епископу Сильвестру от почитателей», подпись, дата 16.07.14г., затем стали всплывать кусочки ткани, останки тела. После откачки воды - был обнаружен гроб, вмонтирован над гробом в стену крест с иконой Киево-Братской Божией Матери над ним. На кресте надпись:» 1918г.» Захоронение было под мраморной плитой под лестницей и было замаскировано под пол, в комнате, где проводились заупокойные богослужения. 21 июля гроб с большей частью мощей был поднят, были обнаружены остатки архиерейского облачения, четки, «Орлец», находящиеся в ногах. На спине был найден монашеский параман, на дне гроба- 4-х гранный гвоздь, как орудие пыток и казни священномученника, что подтверждает принадлежность мощей Архиепископу Сильвестру. Открылась тайна мученической кончины и погребения мощей свмч. Сильвестра до конца исполнившего свой христианский и Пастырский долг служения Богу и своему Отечеству. Реставрация Кафедрального Собора началась в 2005г. 15 июля 2007г.святые мощи свмч. Сильвестра перенесены в восстановленный Свято - Успенский Собор и был совершен чин великого освящения храма. «Священномучениче Сильвестре, моли Христа Бога спастися душам нашим».

В Омске еще задерживаемся. Встреча с председателем Губернского яхт- клуба у него в этом году начало путешествия на яхте из Сочи до Владивостока через юг. Прошлый год «Кругосветка» через Север была.

Нашей машине нужно тех. Обслуживание. Крутимся по городу, ищем мастера, то с одной стороны, то с другой, объезжаем храм св. Н. Угодничка. Видимо святитель Николушка не выпускает нас без благословения. Идем в храм, подаем записки, благословляемся у настоятеля о. Василия, приложились к святыням. Через о. Василия в тех. мастерской ответили, что ничего страшного с машиной нет. Св. Николай Угодник благословил. Путь открыт. Выезжаем за Омск. В 50 км женский монастырь Свято - Серафимов», Сергей уже был здесь, но дорогу забыл, еще «покрутились», наматывая километры. Но с Божией помощью, мы у обители. Глазам открылась чудная картина: над забором деревянный храм, вметнувший купол с крестом в небеса.



Варварина пустынь – так в народе прозвали Омский Свято – Серафимовский женский монастырь, статус обители присвоили ему в 2006г. Также, как игуменью Варвару знают и любят многие, сюда едут за молитвенной помощью и советом. Матушка Варвара более тридцати лет назад, ушла из мирской жизни, суеты в Марьяновские леса, собственноручно поставила здесь часовню в честь вмч. Варвары. Подвиг ее не остался незамеченным, сюда стали сходиться люди и началось строительство обители. А начинала с землянки, где волосы замерзали от стены.

Выйдя из машины, огляделись. Вечерняя заря разливалась желто - красным закатом у горизонта, прячась за белоствольной березовой густой рощей, украшенной шапками, искрящегося инея такой чистоты, очарование, что не хотелось взгляда оторвать. За воротами сказочный городок, игрушечные келейки под куполами вокруг храма, все из дерева, видимо летний вариант. Идем в келейный корпус. Матушка благословила. Здесь же трапезная и домовая церковь – зимний вариант. Разместили на ночлег, пребывают еще гости. Мы сподобились приехать в Свято – Серафимов монастырь на празднование Преподобного Серафимушки Саровского. Промысел Господень.

Вот как управил небесный покровитель. Пригласили в трапезную. Затем вечернее богослужение, помазание, благословились на дальнейшее паломничество. Еще трапеза, немного пообщались с матушкой Варварой. Она немощна, трудится, спасается сама, спасает других, кто оказывается рядом с ней, сестры во Христе молодые. Такая здесь тихая пристань спасения, приезжающие сюда, ждут шлепка в лоб, многое меняется в жизни от этого. Во всем промысел Божий. На трапезе матушка – о столе, руках: «стол - это престол, хлеб – тело Христово, руки держать на столе нельзя». О мандаринах: «р. Б. подала 3 мандаринки, а он в ответ, что у него 2 детей, она ему: « Бери, бери. Будет третий. Домой приехал – Его ждало известие, что будет 3-й ребенок». О р. Б.,которая долго ела, а ее ждали все, чтобы помолиться, как проучить? Все поели, встали на молитву, а р.Б. осталась голодная на весь день. В следующий раз ела быстрее других. О болезнях: в миру, кто болен, должен лечиться, в монастыре – подлечиваться только немного: претерпевать.

Ночь отдохнули. В 7 утра выезжаем, получив благословение.

От одной сказки, как в детстве, переходим к другой. Раннее утро, туман густой, трассу почти не видно, едем так несколько часов, пока солнце озарило рассвет. До обеда, проезжая вдоль трассы березовый лес – белоствольные красавицы под покровом серебра в кружевном узоре. Солнце поднялось, а в деревьях крупные бриллианты, отражающие солнца лучи, будто рассыпанное богатство. Изредка лес покрыт сединой. Днем солнечная сторона снимает покров, а под солнцем – в том же наряде. Так молясь, не отрываешь взгляда, зачарованного. С утра уезжали дважды в другом направлении: искушения. Молиться сложно, братья разговаривают, или громко включает Сергей музыку, чтобы не дремать. В небесах самолеты прочерчивают кресты, уже не первый раз.

После обеда – Тюмень. Встречаемся с казаком Хоругвеносцем, участником Крестного хода в Горном Алтае. Должны были ночевать, встречаться с казачеством Тюмени, но решили уехать до Тобольска, время до ночи еще позволяло. 80 км от Тюмени. На левом берегу Туры с. Покровское. Старое село, ему 360 лет, в 1642 г. поставили здесь острожек и церковь во имя Покрова Святой Богородицы, которая дала название слободе. В селе две большие широкие улицы с разномастными сибирскими домами. Одна из улиц Советская – бывший Тобольский тракт. По нему уже не ездят, а ездят по- новому, который обходит село слева. Дом культуры на месте разрушенной в 1953г. церкви. В прошлом в Покровском было до десятка постоялых дворов. За околицей – место ночлега каторжников. В начале XX в. Село вдруг стало знаменитым, благодаря Григорию Распутину, который родился и вырос здесь и прослыл «сибирским пророком», отправился завоевывать столицу, став одной из самых загадочных в российской истории. Каждое лето Распутин приезжал в Покровское, даже находясь в зените своей скандальной славы, так своеобразно агонию российского самодержавие. В свой последний путь прошла через Покровское и царская семья. Известно, что незадолго до убийства Распутин сказал: «Вы побываете на моей Родине, но уже без меня».

У Покровского окончился жизненный путь и епископа Гермогена, который был вначале другом, а затем ярым врагом Распутина. В июле 1918г. отступающие из Тобольска красноармейцы захватили узника с собой, а затем утопили в реке у с. Покровское. На месте его гибели установлен большой крест, а осенью 2005г. в Софийском соборе Тобольска были обретены мощи епископа Гермогена.

В сентябре 2005г. Покровское посетила правнучка Григория Распутина мадам Лоранс Ио (Соловьефф), которая сейчас живет во Франции. В селе ничего не осталось» чтобы что- то напоминало о гр. Распутине». На прежнем месте стоит здание почты, с которой Распутин, отправляя телеграммы в Царское с коротким названием «Дворец». Дом, в котором жила его семья, находился рядом с центром. Этот дом Распутин купил (помогла фрейлина Анна Вырубова, дав 1500 руб.) у лоцмана Зубова. Дом 2-х этажный, сложенный на века. Таких домов даже в Тюмени было мало. В апреле 1917г. проезжие солдаты учинили в доме разгром, похитили ценные вещи. Наивная вдова кинулась к новым властям,- умаляла принять меры. Она еще не знала, что их ждет. Сначала забрали» граммофон и пианину», затем дом «нажитый на средства бывшей царицы Александры, с которой Распутин кутил вовсю ширь». Распутиных уплотнили в дом» бежавшего гражданина Свистунова», а в их доме устроили больницу. Сын Распутина просил разрешить остаться в одной комнате родного дома, обещая ремонтировать надворные постройки бесплатно, не считаясь сам с собой». Не дали. А в 1930г. вдова Распутина Параскева Федоровна, сын Дмитрий с супругой Феоктистой и две приживалки были арестованы органами НКВД, сосланы в Салехард на поселение, где сгинули одни за другим. Дом - сначала больница, затем школа – восьмилетка, хозмаг, КБО, а в 1980г. по- примеру Ипатьевского- разрушен. Позже на фундаменте построен совхозный дом - барак, где живут жильцы. На Советской улице, 79, стоит дом - музей 2-х этажный деревянный, один из старейших в Покровском, ему 160 лет. Напротив - него стоял дом Распутина.

Мы, заехав в село, встретили человека, который указал, где музей, он многое рассказал о селе. Ныне музей - новое здание, сделанное на средства правнучки. Мы не вошли в здание – было поздно, закрыто.



Распутин Григорий (1869- 1916 г.) родился в этом селе 9 января 1869г. В 18 лет совершил первое паломничество в Верхотурье - монастырь. В 18 лет после возвращения сочитался законным браком с крестьянской девицей Параскевой Федоровной Дубравиной, родился сын Дмитрий(1897г) и две дочери Матрена(1898г.) и Варвара(1900г.). После женитьбы посещал святые места, дошел до монастыря Атос в Греции и до Иерусалима. К 1902г. стал известен, как сибирский «пророк» и «святой старец». По его словам, когда пахал поле, к нему явилась Богоматерь, сказала о болезни царевича Алексея и приказала ехать в Петербург, чтобы спасти наследника престола. В 1905г. он приехал в Петербург, а спустя 2 года его пригласили к императорскому двору. Он смог убедить царя Николая ii Александру Федоровну, что своими молитвами спасет больного гемофилией наследника и обеспечит» божественную» поддержку царствованию НиколаяII. Бывая в Царском дворе. Распутин приобрел много знакомых в высших слоях петербургской аристократии. Элита стала стремиться к сибирскому знахарю, но за глаза звали Гришка Распутин, и распускали всякие сплетни. Мужик пользовался большим авторитетом у императорской четы, стал мешать многим, у многих были мотивы для его устранения. Убили Распутина 17(30) декабря 1916г. В музее находятся кое,- какие вещи, которые были розданы людям села, семейные фото, стул, икона Симеона Верхотурского и др. Перед домом слева большой камень с надписью «В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория «Распутина»…

14 апреля 1918г.

из дневника императора НиколаяII»

На этом месте организовывали перепряжку лошадей, где царская семья долго ждала. Сбылись предсказания гр. Распутина: « Побываете и на моей родине, только без меня. Меня уже не будет».




следующая страница >>



Не следует со свечой искать девицу. Станислав Ежи Лец
ещё >>