План урока по информатике в 10 классе на тему: Перевод чисел в позиционных системах счисления - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока: Разработала: учитель информатики и икт петечел Е. И. 1 81.29kb.
Представление числовой информации в различных системах счисления 1 84.59kb.
Конспект урока информатики и икт по теме «Перевод чисел из десятичной... 1 72.51kb.
Конспект урока Арифметические операции в позиционных системах счисления... 1 34.91kb.
Системой счисления. В позиционных 1 76.15kb.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную... 1 60.53kb.
Конспект урока представление числовой информации с помощью систем... 1 66.25kb.
Карточка №3 фио вариант 1 Позиционные системы счисления 1 34.43kb.
Задания по информатике для учащихся 9 и 10 классов. (2 балла) 1 73.11kb.
"Системы счисления"; показать запись чисел в оперативной памяти компьютера... 1 63.82kb.
Урока математики по теме «Системы счисления. Построение и измерение... 1 176.73kb.
Позиционные и непозиционные системы счисления 1 178.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

План урока по информатике в 10 классе на тему: Перевод чисел в позиционных системах - страница №1/1

МОУ Верхнепокровская средняя общеобразовательная школа

Красногвардейского района, Белгородской области


План урока

по информатике в 10 классе

на тему:

" Перевод чисел в позиционных системах счисления "

Подготовила:

учитель информатики и ИКТ,

Яковенко Любовь Александровна



2011 уч. год

Цели: углубить и расширить знания о переводе чисел из одной системы счисления в любую другую.

Задачи урока:

1. Образовательная

  • уметь переводить число из одной системы счисления в любую другую.

2. Развивающие

  • развивать логическое мышление, внимательность при выполнении задания.

3. Воспитательные

  • способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;

  • воспитывать чувство ответственности;

  • ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: интерактивная доска, фломастеры, презентация в формате SMART Notebook, ПК.
План урока:


  1. Организационный момент. (1 мин)

  2. Проверка домашнего задания (3 мин)

II. Актуализация знаний. (2 мин)

III. Теоретическая часть и практическая часть. (23 мин)

IV. Практическая часть. (12 мин)

V. Постановка домашнего задания (2 мин)

VI. Итог урока. (2 мин)
Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания (ученики отвечают на вопросы).

Продолжить предложение (слайд 2)

  1. Система счисления – это …

  2. Основание системы счисления – это …

  3. Системы счисления бываю …

  4. В троичной системе счисления основание равно …

  5. Позиционная система счисления отличается от непозиционной …

3. Актуализация знаний.

1.В каком виде представлена числовая информация в памяти компьютера?

2. Как перевести число из десятичной системы счисления в любую другую?


  1. Объяснение нового материала.

Перевод чисел в десятичную систему счисления. (слайд 3)

Правило Для того чтобы число из любой системы счисления перевести в десятичную систему счисления, необходимо его представить в развернутом виде и произвести вычисления.
Пример1. Перевести число 1101102 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

5 4 3 2 1 0

1 1 0 1 1 0 2 = 1*25 + 1*24 + 0*23+1*22+1*21+0*20 = =32+16+4+2=5410

Ответ: 1101102 = 5410
Пример2. Перевести число 101,012 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

2 1 0 -1 -2

1 0 1, 0 1 2 = 1*22 + 0*21 + 1*20+0*2-1+1*2-2 =4+0+1+0+0,25=5,2510

Ответ: 101,012 = 5,2510
Пример3. Перевести число 234,68 из восьмеричной системы в десятичную:

Решение:

2 1 0 -1

2 3 4, 68 = 2*82 +3*81 + 4*80 +6*8-1= 2*64+3*8+4+6*0,125= 128+24+4+0,75 =156,7510

Ответ: 234,68 = 156,7510.
Пример4. Перевести число 2Е16 в десятичную систему счисления.

Решение:

1 0

2 Е16 = 2*161 +14*160 = 32 +14 = 4610.

Ответ: 2Е16 = 4610.
(слайд 4)

Перевести из различных систем счисления в десятичную:

а) 1111001112 г) 367,28

б) 1001110,112 в) АВ2Е,816
Перевод чисел из десятичной системы счисления в другую. (слайд 5)

Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q:


  1. Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых частных на q до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.

  2. Полученные при таком делении остатки – цифры числа в системе счисления q – записать в обратном порядке (снизу вверх).



Пример1. Перевести 2610 в двоичную систему счисления. А10→А2

Решение:

Ответ: 2610=110102

Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другую.



Правило перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

  1. Последовательно выполнять умножение исходного числа и получаемых дробные части на q до тех пор, пока дробная часть не станет равна нулю или не достигнем требуемую точность.

  2. Полученные при таком умножении целые части - числа в системе счисления q – записать в прямом порядке (сверху вниз).


Пример 21. Перевести 0,562510 в двоичную систему счисления. А10→А2

Решение:
Ответ: 0,562510=0,10012
Примечание: Процесс умножения может продолжаться до бесконечности. Тогда его прерывают на некотором шаге, когда считают, что получена требуемая точность представления числа

Перевод произвольных чисел из десятичной системы счисления в другую.

Перевод произвольных чисел, то есть чисел, содержащих целую и дробную части, осуществляют в два этапа. Отдельно переводится целая часть, отдельно – дробная. В итоговой записи полученного числа целая часть отделяется от дробной запятой.


Пример1. Перевести 26,2510 в двоичную систему счисления. А10→А2

Решение:

переводим целую часть переводим дробную часть








Ответ: 26,2510=11010,012
(слайд 6)

Перевести из десятичной системы счисления следующие числа:

а) 173,562510А2

б) 404,6562510А16

в) 125,2510А8


Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. (слайд 7)



Перевод целых чисел.

Правило Чтобы перевести целое двоичное число в восьмеричную (8=23) систему счисления необходимо:

  • разбить данное число справа налево на группы по 3 цифры в каждой;

  • рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой восьмеричной системы счисления.


Пример1. Перевести число 111010102 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

11101010

3 5 2

Ответ: 111010102 = 3528



Правило Чтобы перевести целое двоичное число в шестнадцатеричную (16=24) систему счисления необходимо:

  • разбить данное число справа налево на группы по 4 цифры в каждой;

  • рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой шестнадцатеричной системы счисления.



Пример 2. Перевести число 111100000101102 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение:

11110000010110

3 С 1 6

Ответ: 111100000101102= 3С1616


Перевод дробных чисел.
Правило Чтобы перевести дробное двоичное число в восьмеричную (шестнадцатеричную) систему счисления необходимо:

  • разбить данное число, начиная от запятой влево целую часть и вправо дробную часть на группы по 3 (4) цифры в каждой;

  • рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой восьмеричной (шестнадцатеричной)системы счисления.

Пример3. Перевести число 0,101100001112 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение:

0,10110000111

В 0 7

Ответ: 0,101100001112 = В0716


Пример4. Перевести число 111100001,01112 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

111100001,0111

7 4 1 3 1

Ответ: 111100001,01112= 741,318




n6. Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную систему счисления.



Правило Для того, чтобы восьмеричное (шестнадцатеричное) число перевести в двоичную систему счисления, необходимо каждую цифру этого числа заменить соответствующим числом, состоящим из 3 (4) цифр двоичной системы счисления.

Пример1. Перевести число 5288 перевести в двоичную систему счисления.

Решение:

5 2 3


101 010 011

Ответ: 5288 = 1010100112


Пример2. Перевести число 4ВА35,1С216 перевести в двоичную систему счисления.

Решение:

4 В А 3 5 , 1 С 2

100 1011 101000110101 0001 1100 0010




Ответ: 4ВА35,1С216 = 10010111010001101010001 110000102



(слайд 8)

Перевести числа:

a) AB,516 =_____________________2

б) 0,1101012 =______________16

в) 0,1101012 =______________8

г) 3,478 =______________________2

4. Самостоятельная работа (на карточках) (слайд 9)



Выполнить следующие задания:


  • Переведите двоичные числа в восьмеричную систему счисления: 101011011; 100010,011101; 0,000110101

  • Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления: 111111; 100000111,001110; 0,011011011

  • Переведите восьмеричные числа в двоичную систему счисления: 276; 0,635; 25,024

  • Переведите шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления 1А2С7; 0,3С1; F4A,C1C

  • Переведите числа из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную: А54; 21E,7F; 0,FD

  • Переведите числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную: 344; 0,7612; 333,222

5.Домашнее задание

Параграф 2.7. Задачи 2.11, 2.15, 2.19, 2.20.


6. Подведение итогов. Выставление оценок.




Обсуждение слабостей и причуд наших общих друзей — великое удовольствие и цемент дружбы. Уильям Гэзлитт
ещё >>