План урока: I. Проверка домашнего задания. И. Император Александр I. «Негласный комитет». Начало царствования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План урока: Проверка домашнего задания 1 38.91kb.
На экране мультимедиа портрет И. А. Крылова, тема урока. Ход урока. 1 48.34kb.
Ход урока I. Проверка знаний учащихся о признаках класса Ракообразные 1 59.29kb.
Рассказ по иллюстрациям. Ход урока І. Проверка домашнего задания 1 88.18kb.
Ход урока I. Проверка домашнего задания, повторение 1 29.62kb.
Ход урока: Организационный момент Проверка домашнего задания Операционная... 1 40.64kb.
Решение задач с помощью теоремы Пифагора. Ход урока I. Проверка домашнего... 1 36.13kb.
Проверка домашнего задания 1 19.29kb.
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания 1 53.98kb.
Характер и внешность человека 1 86.44kb.
Художественный стиль речи 1 15.47kb.
Календарно-тематическое планирование. Учитель: Сорокин Павел Викторович. 1 191.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

План урока: I. Проверка домашнего задания. И. Император Александр I. «Негласный комитет». - страница №1/1

06.09.2011 г. Баканова О.Н.

Внутренняя политика Александра I

Цели урока:

  • познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми пре­образованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;

  • развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения про­блем;

  • обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся;

  • развивать умение оценивать других людей и их деятельность через кате­гории гуманности, непредвзятости.

План урока:

I. Проверка домашнего задания.

И. Император Александр I.


  1. «Негласный комитет».

  2. Начало царствования.

  3. Реформы М. М. Сперанского.

VI. Закрепление материала.

Новые понятия и даты:

«Негласный Комитет»;

Вольные хлебопашцы;

Го­сударственный Совет - 1810;

Комитет министров;

План государственно­го преобразования России М.М.Сперанского;

1801-1825 - правление Александра I;

1803 - указ о вольных хлебопашцах;

1801-1811 - преобра­зование органов центрального управления.

Оборудование: портреты Александра I, М.М. Сперанского.

Предварительная подготовка: Сообщение учащегося на тему «Алек­сандр I воспитание и черты характера», «Светило российской бюро­кратии - М. М. Сперанский».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания


  • Назовите границы Российской Империи.

  • Приведите не менее трех фактов, доказывающих, что Россия в начале XIX в. была преимущественно аграрной (сельскохозяйственной) страной.

(предполагаемые ответы детей)

  • 90% населения Российской Империи - это крестьяне, главным за­нятием которых было земледелие и животноводство;

  • слабое развитие промышленности вследствие существования крепостного права. Крепостные находились в собственности по­мещика, поэтому количество наемных рабочих было невелико;

  • в составе экспортируемых из России товаров преобладали хлеб, лен, сало, пенька, лес.

- Укажите те факторы (условия), которые, по вашему мнению, способ­ствовали и которые препятствовали развитию российской экономики.

(предполагаемые ответы детей)

Развитию экономики способствовали: районная специализация; отход­ничество крестьянства, появление капиталистых крестьян; развитие то­варно-денежных отношений.

Развитию экономики препятствовали: крепостное право; экстенсивное земледелие; медленное развитие промышленности; преимущественно на­туральный характер крестьянского хозяйства.)

Задание для ученика у доски: начертить схему государственного управления в России на рубеже XVIII-XIX вв. (схема понадобится при объ­яснении новой темы), назвать особенности политического строя России.



II. Император Александр I

Доклад учащегося: «Александр I - воспитание, черты характера»

- Какие черты характера Александра I, на ваш взгляд, могут рассмат­риваться как достоинства верховного правителя?

Запись в тетрадь:

Александр I (1801-1825) - годы правления.

III. «Негласный комитет»

1. Объяснение учителя с элементами беседы

Вступив на престол, Александр I торжественно провозгласил, что в ос­нове его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.

В это время было сильно влияние на умы людей идей Века Просвещения и французской революции.

Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В. П. Кочубей - племянник екатерининского канцлера графа А. А. Безбородко, во-вторых, князь А. А. Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, за­тем граф А. С. Строганов - сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н. Н. Новосильцев - двоюродный брат Строгано­ва. В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления.

Узкий кружок близких друзей Александр I назвал Негласным Комите­том, представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой». С воцарением Александра I члены Негласного Комитета по-прежнему рассу­ждали о необходимости преобразований государственного аппарата, облег­чения участи крепостных крестьян, издания «Жалованной грамоты народу» (нечто вреде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсо­лютизма.

IV. Начало царствования

Первыми мероприятиями Александра I стали:

• манифест с заявлением, что Александр I будет «управлять по за­конам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великой».

• Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству и городам.



Запись в тетрадь:

Жалованная грамота дворянству («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») - свод дворянских
привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21
апреля 1785 г. Дворяне освобождались от обязательной службы, от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Дворянам принадлежало исключи-
тельное право владения землей и крепостными крестьянами.

Меры по крестьянскому вопросу:

• 1801 г. - право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.

- О чем свидетельствует данная мера?



(предполагаемые ответы детей)

Указ не посягал на основы дво­рянского землевладения, сохраняя их монопольное право на владение населенными землями. Землю, по указу, можно было получить толь­ко без крестьян. Но теперь собственниками земли могли стать куп­цы, мещане, государственные крестьяне, крестьяне, отпущенные помещиком на волю, все, кроме помещичьих крестьян.
• запрещение публиковать объявления о продаже дворовых. (работа с документом):

«Продается свора собак и при них доезжачий», «Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх».

  • Как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?

-Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявле­ния. (предполагаемые ответы детей)

Запрет не менял сущности дела, а лишь создавал иллюзию от­сутствия в стране торговли людьми. Сама же практика продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой-то не «продается», а «отдается в наймы».


  • Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках «в розницу», т. е. с разделением семьи.

  • Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Си­бирь за маловажные проступки.

  • Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы

Запись в тетрадь:

1803 г. - указ о вольных хлебопашцах.

Работа с документом

Прочитать отрывки из указа о вольных хлебопашцах.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родо­вых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю и вместе с тем ут­вердить им участок земли <...> то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; если последует от нас решение, желанию его соглас­ное: тогда предъявятся сии условия в гражданской палате.

<...> если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему.

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпу­щенные, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собст­венных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. <....>

Крестьяне, опущенные от помещиков на волю и владеющие землей в собст­венность, несут подушный поземельный оклад наравне с помещичьими, отправ­ляют рекрутскую повинность натурою <...> оброчных денег в казну не платят.»

Беседа по вопросам к документу:



  • Назовите условие необходимое для освобождения крестьян? (Же­лание помещика, наделение освобождаемых крестьян землей.)

  • К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу? (Освобожденные по указу крестьяне могли перейти, например, в сословие государственных крестьян, купцов или составить особое сословие свободных хлебопашцев.)

  • Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев? (Свобод­ные хлебопашцы должны были платить подушную подать и отбы­вать рекрутскую повинность.)

  • Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа. (Реальные результаты издания указа 1803 г. были незначи­тельны: за время царствования Александра I было заключено 160 сделок, по которым выкупилось на волю 47 тыс. душ мужского пола крестьян (мене 0,5%). Всего же за время действия указа (до 1858 г.) выкупилось около 1,5%. Причина этого заключалась не только в не­желании многих помещиков предоставить крестьянам свободу да­же за выкуп, но и из-за тяжелых финансовых условий выкупа: цена выкупа одной души мужского пола тогда составляла около 400 руб­лей ассигнациями (100 руб. серебром), т. е. 15-20 годовых оброков.)



V. Реформы М. М. Сперанского Объяснение учителя

Разработкой проекта реформы органов власти занялся М. М. Сперан­ский.

Сообщение учащегося: «Светило российской бюрократии М. М. Сперанский»

Поручая М. М. Сперанскому составление плана государственного преобразования России, Александр I передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления госу­дарственных законов. Сам Сперанский, по его свидетельству, «изучил все существующие в мире конституции» и ежедневно встречал с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана.

Работа с учебником и беседа по вопросам

Прочитать в учебнике о проекте реформ М. М. Сперанского и устно ответить на вопросы.



  • Вспомните идеи Просвещения XVIII в. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского? (Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; выборность законодательных ветвей власти.)

  • Какое учреждение представляло законодательную власть?

  • Как по проекту должно было происходить формирование Государст­венной Думы в результате непрямых многоступенчатых выборов?

  • Исходя из ответа на предыдущий вопрос, сделайте вывод о том, ка­кими правами наделялось население страны. первую очередь изби­рательным правом. По проекту население делилось на три сословия: дворянство, среднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, домашние слуги и т. д.). Все сословия наделялись гражданскими правами (личная сво­бода, право занятий, передвижений, участие в суде от своего имени, заключение имущественных сделок). Политическими правами (уча­стие в управлении государством) наделялись только сословия, обла­давшие достаточным количеством недвижимой собственности.)

  • Представители какого сословия по проекту были ограниченны в пра­вах? («Народ рабочий». Но у них была возможность перейти в сред­нее состояние, приобретая собственность.)

  • Ограничивалась ли власть императора по проекту, и в какой степени?

  • Как вы думаете, почему проект вызвал недовольство со стороны дво­рянства? первую очередь потому, что наделение крепостных кре­стьян гражданскими правами - личная свобода, право занятий, пе­редвижений, заключение имущественных сделок и т. д. - означало отмену крепостного права.)

VI. Закрепление материала

Беседа с учащимися. Закрепление материала

- Перечислите основные направления первых преобразований Александра 1. Каковы были практические последствия и результаты данных преобразований?



(предполагаемые ответы детей)

Преобразования высших органов власти и в крестьянском вопросе. Реальные последствия были незначительны. Проект М. М. Сперанского с предложением наделить население гражданскими и политическими правами (главным образом избира­тельными) и передать законодательные функции выборной Государственной Думе вызвал недовольство со стороны дворянства. По­этому в результате реорганизации высших органов власти Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Меры по кре­стьянскому вопросу носили в основном рекомендательный характер, хотя положение крепостных было несколько облегчено)

VII. Домашнее задание

Прочитать § 1 и ответить на вопросы к нему.



Опережающее задание: повторить тему «Завоевания Наполеона». Подго­товить сообщения: «Бородинское сражение»; «Полководец М. И. Кутузов»; «Подвиги героев Отечественной войны».




Афоризм содержит полправды — необычайно высокий процент. Габриэль Лауб
ещё >>