План Основная идея статьи. Актуальность выбора темы. Подходы к организации воспитательно-образовательной среды. Проекты социального - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблема педагогического общения воспитателя доу с детьми 1 136.8kb.
План подготовки мероприятий, посвященных 50-летию Костромской областной... 1 100.18kb.
Рациональность мотивации деятельности социального субъекта в контексте... 1 104.71kb.
План работы психолога мбоу сош 1 151.89kb.
Закон Мерфи Планирование воспитательно-образовательной работы в доу 1 69.2kb.
Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы гбоу... 1 135.04kb.
Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического... 3 407.99kb.
I характеристика ООО «Сабстрой» II анализ внутренней и внешней среды... 1 404.11kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 5 960.22kb.
Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в... 1 275.53kb.
Структура отчета Система управления доу содержание и качество подготовки... 4 496.76kb.
Чтение молча 11 класс Последняя любовь великого поэта 1 135.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

План Основная идея статьи. Актуальность выбора темы. Подходы к организации воспитательно-образовательной - страница №1/1

План

  1. Основная идея статьи.

  2. Актуальность выбора темы.

  3. Подходы к организации воспитательно-образовательной среды.

  4. Проекты социального взаимодействия.

  5. Технологии организации общения.

  6. Формирование мотивации к общению.

  7. Заключение: педагогические наблюдения из опыта работы.

Тема статьи: Организация среды межличностного общения в условиях раздельного обучения.

План


  1. Основная идея статьи.

Основная идея статьи – это осмысление педагогического опыта в решении проблем формирования культуры межличностных отношений в условиях раздельного обучения.

  1. Актуальность выбора темы.

В комплексной программе воспитания мальчиков Сибирского Кадетского Корпуса была неоправданно отодвинута на второй план проблема формирования культуры взаимоотношения мальчиков и девочек в условиях раздельного обучения. Проблема легла в основу городского экспериментального проекта по апробации гендерных подходов в обучении и воспитании, в котором участвую пять общих образовательных учреждений г. Новосибирска.

  1. Подходы к организации воспитательно-образовательной среды.



  1. Воспитательная система строиться с учетом гендерного подхода к социализации.

  2. В условиях СКК актуальной является задача социального взаимодействия юношей и девушек, становление культуры общения взаимоотношений на основе нравственных ценностей жизни.

  3. В формировании содержания воспитательного пространства ставится задача полной социализации личности.

  4. Воспитательное пространство формируется через спецкурсы второй половины дня, программы воспитателей и классных руководителей.

  5. В основе работы каждой воспитательной программы лежит деятельностный подход.

  6. Каждая программа проструктурирована и имеет объединяющие цели:

  • Личностного развития ребенка,

  • Формирование культуры общения, нравственных, правовых, этических ценностей,

  • Обучение организации деятельности,

  • Развитие рефлексивных навыков,

  • Созидательная деятельность в созданном воспитательно-образовательном пространстве.

  1. Каждый преподаватель, воспитатель использует следующие технологии в работе с учащимися:

  • Метод проектов,

  • Технология развития рефлексии,

  • Технология критического мышления,

  • Технология саморазвития личности.

  1. Концепция воспитания – реализация базовых потребностей личности в созданном воспитательно-образовательном пространстве.

  2. Все программы можно классифицировать о трем направлениям:

  • «Институт домашнего воспитания»,

  • «Институт культуры»,

  • «Институт социального становления личности».

  1. Социальные практики ранжированы по степени сложности.

  2. Технология организации жизнедеятельности детского коллектива – «Разновозрастной дом».

  3. Возрастная школа социализации личности имеет три ступени:

  • Школа творческого развития личности.

  • Школа социальных инициатив.

  • Шаги к карьере.

  1. В создании системы воспитательно-образовательного пространства заложен принцип организации безопасной воспитательно-образовательной среды.



  1. Проекты социального взаимодействия.



  1. Традиционные праздники:

  • «Праздник Белого цветка»,

  • «Церемония посвящения в благородные девицы»,

  • «Церемония Звездный час»

  1. Домашние праздники «разновозрастного дома».

  2. Театральные проекты.

  3. Серия игр «Моя семья».

  4. Программы и проекты социального взаимодействия Центра патриотического воспитания МБОУ КШИ СКК: школа «Лидер», программы «Твори добро», «Я – гражданин России», «Музей», «Кадеты по стране кадетской», «Гости», «Праздник в доме», «Репортер».

Одной из ярких традиций в нашем учреждении является Церемония посвящения в благородные девицы. При разработке церемонии ставятся следующие задачи:

  • В содержание церемонии включаются отдельные мизансцены, которые в наиболее полном объеме раскрывают индивидуальные особенности сударынь,

  • публично и в привлекательном виде демонстрируются принципы взаимоотношений кадет и сударынь,

  • демонстрируются правила этикета,

  • церемония представляет собой социальную практику публичного выступления сударынь,

  • в ходе подготовки церемонии расширяется взаимодействие между разновозрастными классами и классами кадет,

Это очень красивое зрелище, которое напоминает балы 18 века, где кавалеры и дамы прекрасно проводили время, танцу и общаясь.

  1. Формирование мотивации к общению.

Особый климат для взаимодействия мальчиков и девочек (не по принуждению)

  1. Восприятие девочек в новых условиях красоты форм.

  2. Формирование языка общения («Речевой этикет»).

  3. Формирование навыков сотрудничества в проектах.

  4. Тренинги коммуникативных отношений.

  5. Формирование навыков самовыражения («Технология критического мышления», «Технология рефлексивного воспитания», «Театр импровизации»).

  6. Развитие способностей совместного творчества.

  7. Образцы общения, поведения в условиях красоты.



  1. Заключение: Педагогические наблюдения из опыта работы.

Организация среды межличностного общения в условиях раздельного обучения.

Гаар О.В. – заместитель руководителя экспериментального проекта.

(Из опыта работы экспериментального проекта «Академия Благородных Девиц» на базе Сибирского Кадетского Корпуса.)

Российская школа на протяжении многих лет существования занимается поиском новых, эффективных форм обучения, образовательных моделей. МБОУ КШИ «СКК» разрабатывает с 1992г. модель образования для мальчиков. В основу деятельности «СКК» заложены старые отечественные традиции и современные педагогические технологии. Комплекс программ военно-патриотического воспитания «Отечество», реализуемый в условиях новой концепции развития МБОУ КШИ «СКК», направлен на воспитание нравственных качеств личности, формирования идеалов своего Отечества, гражданской позиции на духовное преобразование своей Родины, ответственность за ее будущее, формирование готовности к профессиональному самоопределению. Проект «Отечество» - это интеграция урочной и внеурочной деятельности, это социальные практики, раздельное обучение и совместное воспитание юношей и девушек на основе нравственных ценностей жизни.



В комплексной программе мальчиков СКК была неоправданно отодвинута на второй план проблема формирования культуры взаимоотношения мальчиков и девочек в условиях раздельного обучения. Проблема легла в основу городского экспериментального проекта по апробации гендерных подходов в обучении и воспитании, в котором участвуют пять общеобразовательных учреждений г. Новосибирска.

Основная идея этой статьи – это осмысление педагогического опыта в решении проблем формирования культуры межличностных отношений в условиях раздельного обучения.

Залог успешного результата – это культурное педагогическое пространство, в котором моделируются отношения и взаимоотношения мальчиков и девочек, особая атмосфера, в которой каждому находится достойное место и социально-значимое дело.

Письмо одной из воспитанниц АБД Романовой Валерии «Моя школа» подтверждает эту необычную атмосферу:



«Одна из моих любимых книг – «Записки институтки Лидии Чарской. В этой книге рассказывается о жизни девочек в Институте Благородных Девиц в царское время. От книги невозможно оторваться – жизнь в Институте Благородных Девиц совсем непохожа на нашу школу: строгие педагоги, грозная классная дама, жестокие наказания за малейшую провинность…. Судьбы девочек-институток были различны, но так необычайно интересны!

И когда я услышала, что в нашем городе есть Академия Благородных Девиц, мне очень захотелось ее увидеть.

На открытом уроке я впервые встретила воспитанниц и преподавателей Академии. В начале было разочарование – ни старинного парка, ни дворца, ни девочек одетых в одинаковые платья и гуляющих парами. Но подкупило другое – домашняя атмосфера, искренность концертных номеров, добрые лица педагогов. На первой же беседе директор удивила меня: она рассказывала об Академии Благородных Девиц мне, а не моей маме. Я поняла, что интересна ей как человек, а не как ученица. И было что-то еще, чему не было объяснения, но я поняла одно – я хочу учиться в этой школе.

Сейчас я осознала то, что не сумела сформулировать после первого знакомства. В Академии Благородных Девиц к нам относятся как к личностям и учат так же относиться к другим людям. Здесь дают раскрыться каждому в творческом плане – для этого есть все: театр моды, французский язык, педагогическая практика, культура речи….

Поощряется любая созидательная инициатива. Поражает выдержанность педагогов. Наша классная дама добрый, отзывчивый, чуткий, справедливый человек, зачастую заменяющий нам в Академии маму.

Каждый день я жду чего-то нового, и всякий раз мои надежды оправдываются. Я люблю свою школу, педагогов, одноклассниц и желаю всем нам процветания!»

Что же представляет собой эта особая среда, которую так эмоционально описывает девочка?



Форма организации жизнедеятельности детского коллектива в Академии Благородных Девиц - «Разновозрастной дом».

Цель: создание среды.

Результат – выстроена среда, в которой формируются привычки:

- ведения дома,

- поддержания порядка в доме,

- приема гостей

Подобная среда позволила сформировать навыки позитивного отношения к собственной личности, развивать творческую и социальную активность и способность сотрудничества с другими.

Технология «Разновозрастного дома» включает в себя:


  • Создание содружества классов через созидательную деятельность внутри «дома»,

  • Разработку социальных практик:

  1. Проведение чайных церемоний;

  2. Организация шефской помощи старших классов над младшими;

  3. Организация досуга детей;

  4. Распределение обязанностей по «дому».



  • Создание зон развития внутри «дома»:

  1. Игровых (центр досуга, домашний кинотеатр, досуговые игры, театр импровизации).

  2. Учебных (создание условий для самоподготовки).

  3. Активного развития (организация и подготовка КТД, шефство над младшими).

  4. Самовыражения (индивидуальное творчество по оформлению «дома», развивающие маршруты в школе полного дня).


В технологии организации жизнедеятельности «Разновозрастного дома» заложены идеи самореализации личности:

  • идея свободного выбора видов деятельности;

  • идея коллективной творческой деятельности;

  • идея культурологического подхода;

  • идея свободного развития личности;

  • идея творчества;

  • идея рефлексивного управления.

Педагогический процесс строится как переплетение трех видов деятельности – учебной, трудовой, досуговой – что ведет к стиранию граней между школой и жизнью, учением и творчеством, игрой и работой. Такой процесс включает в себя структуры социально-педагогического взаимодействия людей и их деятельности, комплекс форм и методов совместного творчества и отношений, а так же организационный механизм:



  • процесс формирования ценностей;

  • процесс развития личности;

  • процесс воспитания;

  • процесс обучения;

  • рефлексивные процессы.

Идея дома породила комплекс форм и методов совместного творчества и отношений: образец культурного взаимодействия:

  1. Театр, спектакли которого пропагандировали и показывали культуру отношений.

«А. Блок и Елизавета Караваева», «Тургенев и Полина Виардо», «Принц и нищий».

  1. Клуб МЭЛС.

  2. Домашние праздники «Времена года».

  3. Традиционные мероприятия Академии Благородных Девиц: «Церемония посвящения в благородные девицы», «Церемония Звездный час», «Праздник белого цветка»…

Из воспоминаний…Романова Валерия:

«Легкий шелест пышных юбок, сладкие звуки первых торжественных аккордов, сияние глаз, взволнованные улыбки… Все это предваряло бал, словно растворенный в воздухе, сливающийся с блеском и красотой воспитанниц.

Ежегодная церемония посвящения в благородные девицы первоклассниц прошла в праздничной и возвышенной атмосфере. Несмотря на технические заминки, сударыни смогли показать зрителям волшебство зимней сказки.

Юные сударыни, проучившись совсем немного времени в Академии Благородных Девиц, продемонстрировали удивительную грацию и изящество. Произнося священную клятву, маленькие девочки гордо представляли себя взрослыми, статными девицами, кружащимися в легком вальсе с кавалерами…»

В содержание церемоний включались идеи, которые наиболее полно раскрывали индивидуальные особенности мальчиков и девочек; обязательно демонстрировались правила этикета; каждое мероприятие представляло собой публичную практику кадет и сударынь. В ходе подготовки церемоний расширялось взаимодействие между кадетами и сударынями. Формированию мотивации к общению способствовали:

- восприятие девочек в новых условиях красоты форм;

- формирование языка светского общения;

- формирование навыков сотрудничества в проектах;

- тренинги коммуникативных отношений;

- формирование навыков самовыражения (через предмет «Технология критического мышления», «Технология рефлексивного воспитания», «Театр импровизации»);

- развитие способностей совместного творчества;

- образцы общения, поведения в условиях красоты.

Через два года работы в условиях экспериментального проекта сложилась система проектов социального взаимодействия с военно-патриотическим отделом. Это программы «Содружество», «Лидер», «Твори добро», «Я – гражданин России», «Музей», программа «Гости», «Праздник в доме», «Репортер», серия игр «Моя семья».

В настоящее время можно классифицировать систему воспитания по следующим направлениям: «Институт домашнего воспитания», «Школа культуры», «Школа красоты и здорового образа жизни», «Социальные практики с кадетами».

Спецкурсы в рамках «Института домашнего воспитания» позволяют сформировать представление о новом социальном облике воспитанниц. Практика спецкурсов и практики «разновозрастного дома» формируют навыки совместной деятельности кадет и сударынь, а принципы организации деятельности; такие как: свобода самовыражения, вариативный выбор проектов, педагогика сотрудничества - формируют мотивы к совместной деятельности.

Среди методов воспитания выделяем следующие:


  1. Метод организации воспитывающей среды.

  2. Метод организации воспитывающей деятельности.

  3. Метод организации осмысления (проведение рефлексии по результатам деятельности).

В технологии формирования отношений девочек и мальчиков используется два этапа.

Первый, и очень важный этап – формирование мотивационного компонента. На этом этапе важно создать положительные чувства и эмоции у детей, удовольствие от общения, состояние успеха. Этому способствуют и образ нового дома (школы), красота в доме, оформленном по временам года, уважение к каждому ребенку, не- зависимо от успехов в учебе, принятие ребенка таким, каким он есть, формирование его позиции, мнения, и включение его в доверительные отношения.

Второй этап – обучение детей совместной деятельности, которая обязательно включает в себя следующие направления:

  • Моделирование дела;

  • Отбор дополнительного содержания деятельности;

  • Технологию организации деятельности;

  • Реальное коллективное творческое дело;

  • Проведение рефлексии;

  • Виды общественно-полезной деятельности с коллективным творческим делом.

Уровень формирования рефлексивного общения позволяет осознать новый опыт деятельности и ценностных отношений.

Приведу пример выработанных правил взаимоотношения участников клуба МЭЛС. Главные правила организации диалогов в клубе: терпение к противоположному мнению, справедливость, доброта, отрытое изложение своих мыслей, отзывчивость, умение выслушать и принять другую точку зрения, отсутствие упреков, работа в условиях выбора, стремление к красоте во всем.



«Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, что его обиды и страдания разделяют», - В. Сухомлинский.

Наши размышления об опыте межличностного общения в условиях разнополового обучения хочется закончить словами Ш. Амонашвили: «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и поэтому нужно, чтобы они были добрыми и возвышенными. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе, - от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения.»




Не напиши Шекспир всех этих пьес, никто бы даже не знал, кто он такой. «Пшекруй»
ещё >>