План-конспект урока по русской литературе 20 века. Тема урока: специфика романтизма в ранних рассказах М. Горького - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе «Начальная... 1 71.17kb.
План-конспект урока тема урока: Культура и искусство России конца... 1 133.25kb.
Рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» 1 24.46kb.
Календарно-тематическое планирование по литературе. 11класс. 1 146.5kb.
Конспект урока по музыке для 1-х классов с использованием икт и здоровьесберегающей... 1 50.79kb.
Тематика контрольных работ по русской литературе ХХ века 2011-2012... 1 33.63kb.
Конспект урока по литературе в 6 классе. Тема урока: В. П. Астафьев. 1 64.36kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 121.95kb.
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе 1 55.18kb.
План-конспект урока тема урока «Реки» фио кондратьева Ольга Викторовна 1 94.32kb.
План-конспект типового занятия. Класс: 3 Тема урока: Обучение техники... 1 54.35kb.
Сказка «репка» на новый лад 1 14.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

План-конспект урока по русской литературе 20 века. Тема урока: специфика романтизма - страница №1/1

Лыскова Н.Н.

План-конспект урока по русской литературе 20 века.

Тема урока: специфика романтизма в ранних рассказах М. Горького.

Цель урока: показать учащимся специфику романтизма в ранних рассказах М. Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).

Тип урока: смешанный (лекция с элементами беседы).

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Проверка домашнего задания по теории литературы (опрос учеников: понятие жанра, романтизма).

  1. Лекция.

Мы знаем, что романтизм – это особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. О Лойко Зобаре («Макар Чудра») сказано: «С таким человеком сам лучше становишься». Действие происходит в необычной, часто в экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы (море, горы, прибрежные скалы). Часто действие переносится в легендарные времена. Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова.

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а всё примеряются».

Для романтического сознания соотнесённость характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления. Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Старый цыган Макар Чудра предстаёт перед читателем в романтическом пейзаже.



  1. Беседа.

  1. Приведите примеры из произведений М. Горького, доказывающие, что эти герои – романтические.

  2. Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

  3. Какова мотивировка характеров героев?

  4. Каков смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль»

  5. Данко и Ларры?



  1. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: анализ романтических рассказов М. Горького по выбору ученика.




Пластинки нашей молодости хрипят нашим голосом. Станислав Ежи Лец
ещё >>